--PAGE_BREAK--2. Внутренняя политика2.1 Избранная рада 1549 г.
Около 1549 г. вокруг молодого Ивана Васильевича сложился совет близких к нему людей, получивший название «Избранная рада». По сути дела, это была так называемая Ближняя дума, составленная из особо приближенных к царю членов «большой» Боярской думы. Состав Избранной рады не совсем ясен. Её возглавлял А.Ф. Адашев, происходивший из богатого, но не очень знатного рода. В период, когда складывалось централизованное государство, а также во время междуцарствий и внутренних распрей роль законодательного и совещательного органа при великом князе, а позднее при царе играла Боярская дума. Во время царствования Ивана IVпочти втрое был расширен состав Боярской думы с тем, чтобы ослабить в ней роль старой боярской аристократии, и она широко участвовала в управлении страной. Боярская дума сохраняет свое значение законодательного и совещательного органа при царе. Заседания Боярской думы проходили в Грановитой палате Кремля. Избранная рада не являлась официальным государственным учреждением, но в течение 13 лет управляла от имени царя, стремясь к проведению основательных структурных реформ, направленных на образование сословно-представительной монархии.
Реформы 50-х годов
XVIв.
Земский собор (1549 г.)
Началом реформ стал созыв первого Земского собора (1549 г.) — совещательного органа, в состав которого входили представители дворянства, духовенства, высший слой горожан (купечество, посадские люди) и крестьянство. На Земском соборе обсуждались вопросы внешней политики, финансов, выслушивались жалобы. Собор принял решение о создании на смену устаревшему Судебнику 1497 г. нового и сформулировал программу реформ.
Реформа центральных органов государственного управления.
В результате этой реформы была создана новая система центральных органов управления — приказов, специализированных по роду деятельности. К середине XVIв. в России действовало около 20 приказов. Челобитный приказ — разбирал жалобы и осуществлял высший контроль; Посольский приказ — регулировал отношения с зарубежными странами; Большой приказ ведал финансами; Поместный — распределял земли за службу; Разрядный — отвечал за организацию дворянского ополчения; Разбойный — за охрану правопорядка. Каждый приказ возглавлял знатный боярин, которому подчинялись дьяки и подьячие. Приказы ведали сбором налогов и судами. Впоследствии число приказов увеличивается.
Реформа законодательных норм.
Реформа законодательных норм привела к созданию Судебника 1550 г., который подтвердил право перехода крестьян от одного феодала к другому только в Юрьев день и увеличил плату за «пожилое». Новый Судебник базировался на Судебнике 1497 г., но включал в себя более упорядоченные статьи о правилах перехода крестьян, ограничивал права наместников, ужесточал наказания за разбой, вводил наказание за взяточничество. В Судебнике были внесены изменения и дополнения, связанные с усилением центральной власти. Общая тенденция к централизации страны привела к видоизменениям в системе налогообложения, что также было закреплено юридически в Судебнике 1550 г. Была установлена единая для всего государства единица взимания налогов — большая соха. В зависимости от плодородия почвы, социального положения соха могла составлять от 400 до 600 га земли. Так же население должно было нести тягло — совокупность натуральных и денежных повинностей.
Реформа системы местного управления.
В 1556 г. была отменена система кормлений. Служилые люди стали получать вознаграждение в виде помои, которую выделял централизованный фонд. По губной реформе властные и судебные функции возлагались на губных старост, избиравшихся из местных дворян, в черносошных городах — на земских старост, которые избирались чернотягловыми крестьянами и горожанами. Губным и земским старостам помогали целовальники, губные и земские дьячки. Эта реформа обеспечила приток дополнительных средств в казну, укрепила положение дворянства в административном аппарате на местах.
Военная реформа.
В 1550 г. из пищальников в Москве было создано постоянное стрелецкое войско. У него на вооружении находились пищали и холодное оружие. Войско делилось на московские и городовые приказы. Постоянное стрелецкое войско стало мощной боевой силой Московского государства. Было составлено «Уложение о службе» (издано в 1556 г.) — первый военный устав, по которому устанавливалось две формы прохождения военной службы: по отечеству, то есть по происхождению; по прибору, то есть по набору. Уложением о службе, являлась наследственность и начиналась с 15 лет. До этого возраста дворянин считался недорослем. С каждых 150 десятин земли бояре и дворяне должны были выставить одного воина «конно, людно и оружно», в случае недодачи налагался штраф. Вливались в войско и казаки с Дона. Указ об Избранной тысячи в октябре 1550 г. В 1550-х гг. правительство Ивана Грозного предприняло попытку удовлетворить земельный голод дворянства путем пересмотра системы вотчинного землевладения. В октябре 1550 г. был составлен проект испомещения так называемой «избранной тысячи». Свыше 1000 служилых людей, не имевших земельных владений вблизи столицы, должны были получить поместья из оброчных и дворцовых земель на расстоянии 60-70 верст от Москвы в дополнение к их основным владениям. Проживая в ближних селах и деревнях, наиболее преданные Ивану Васильевичу дворяне могли в короткий срок явиться в столицу. Всего предполагалось раздать более 177 тыс. десятин с несколькими тысячами крестьянских дворов. С учетом сенокосных и других угодий — до 225-250 тыс. десятин. В соответствии с Указом была составлена «Тысячная книга», содержащая список тысячи избранных дворян. Ее появление ознаменовало начало нового этапа в формировании высшей сословной группы, господствовавшей в России, — московского дворянства. Проект реформы остался не осуществленным в полной мере, так как у правительства не хватило необходимого фонда свободных земель под Москвой. Вместе с тем одно из предполагавшихся нововведений вскоре было претворено в жизнь: стали ежегодно устраиваться смотры наличного состава государева двора, что позволяло Ивану IV оперативно назначать на командные должности наиболее близких к царю княжат и дворян. Царский замысел «тысячной реформы» в целом был использован лишь много позднее при организации опричнины. В 1571 г. был составлен первый Устав по организации сторожевой и станичной службы. К концу XVIв русская армия превышала 100 тыс. человек. Проведенные реформы укрепили вооруженные силы страны.
Церковные реформы.
В 1551 г. на Стоглавом Соборе, названном так потому, что его решения были сформулированы в 100 главах, были приняты важные решения, отразившие изменения в общественно-политической ситуации в Русском государстве: одобрены реформы Избранной Рады; проведена унификация святых (составлен общерусский список), религиозных обрядов, канонов; приняты меры по ограничению монастырского землевладения и установлен царский контроль над монастырским владениями. Собор заявил о высоком моральном значении церкви, пастырском служении священников, выступил против распутства, пьянства и бродяжничества монахов. На церковь возлагалось устройство школ для мирян. В ходе Стоглавого собора вопрос о монастырских землях возник вновь. Было решено сохранить земли церквей и монастырей, но в дальнейшем их приобретение или получение в дар допускать только после доклада царю.
Итоги реформ.
Реформы 50-х годов XVIв. имели результаты:
1. Усилилась централизация государства и личная власть царя.
2. Стала более четкой и действенной система центрального и местного управления.
3. Выросла военная мощь страны.
4. Произошло дальнейшее закрепощение русского крестьянства.
Падение Избранной Рады.
В 1560 г. Избранная рада была распущена, а её лидер Алексей Адашев отправлен служить воеводой в город Юрьев. Формально причиной роспуска стали разногласия в вопросах внешней политики Ивана IV, настаивавшего на продолжении Ливонской войны. Источники свидетельствуют также о том, что Иван IVподозревал Адашева и Сильвестра в отравлении своей любимой жены царицы Анастасии. Однако, как считают некоторые историки, имелись и более глубокие причины разрыва отношений между царем и участниками Рады: Иван IVтяготился опекой Избранной Рады, был недоволен медленными темпами реформ, стремился ускорить централизацию и править единолично. С падением Рады были свергнуты размеренные и неторопливые реформы. Им на смену пришли решительные действия — опричнина.
продолжение
--PAGE_BREAK--