--PAGE_BREAK--В отсутствие кошевого атамана исполнял его обязанности, то есть был наказным кошевым атаманом. С помощью военного казначея регулировал расходы средств Сечи, хранил «сокровище и армату» в Военной Казне. Жил и питался судья в своем курени. Символами власти судьи была сечевая печать и тростина. [3, с. 90]
Военный писарь заведовал канцелярией и вел все письменные дела войска: посылал приказы по куреням и паланкам, осуществлял все расчеты, принимал указы и послания, которые поступали на его имя. [4, с. 147]
От имени кошевого атамана и общества составлял и подписывал документы. Возглавлял Сечевую канцелярию, был начальником для всей военной старшины, которая занимала должности писарей в паланках и в походных командах. Должность военного писаря занимали высокообразованные люди, знающие иностранные языки и латынь. Благодаря грамотности и разносторонним знаниям они пользовались большим уважением у казаков. В связи с этим военный писарь редко переизбирался на сечевом совете. Жил военный писарь в отдельном помещении вместе со своей канцелярией, в которую входили писари разных рангов и повар. Внешним признаком достоинства военного писаря был каламар (чернильница) в длинной серебряной оправе, какой он во время совета держал за поясом, а перо втыкал за правое ухо. [3, с. 90-91]
Военный есаул смотрел за соблюдением казаками порядка в Сечи, а во время военных действий в военных лагерях следил за выполнением судебных решений кошевого атамана и военного совета, проводил дознание относительно преступлений, которые были совершены на территории Сечи, заготовлял продовольствие для войска на случай войны, выдавал хлебное и денежное обеспечение казакам, ведал охраной границ и др. [9, с. 214]
В его обязанности входила организация и ведение пограничной службы запорожских земель, охрана зимовщиков и путей на Сечь по Днепру и на суше. Он проводил следствие и выполнение судебных приговоров. Вместе с обозным поддерживал дисциплину и порядок в войске, в крепости Сечи и походных лагерях. Его помощником был военный довбыш. Символом власти военного есаула была тростина.
Военный обозный. Возглавлял артиллерийское и фортификационное дело на Сечи. Во время похода он или наказной обозный руководили построением лагеря из телег, а также штурмом укреплений врага. Занимался учетом и комплектованием войска, вместе с военным есаулом поддерживал дисциплину и порядок на Сече. Помощником обозного был пушкарь. [3, с. 91- 92]
После запорожской военной старшины шли куренные атаманы. Должность куренного атамана также была выборной. Куренными атаманами избирали людей способных, храбрых, решительных. Избрание куренного атамана было внутренним делом определенного куреня и исключало вмешательство в этот процесс казаков других куреней. [10, с. 356]
Наибольшим уважением на Сече пользовалась должность куренного атамана. Кто не был раньше на должности куренного атамана, не мог быть избранным на должность кошевого. Большое значение это имело также и для других должностей на Сечи. Особенное уважение к должности куренного атамана свидетельствует, что это самая давняя должность в войске, ее удостаивались самые талантливые казаки, в частности, военные старшины, которые занимали ранее должности кошевого атамана, судьи, есаула, писаря и др. Куренной атаман имел неограниченную власть над казаками своего куреня. Без его разрешения никто не имел права отпирать куренную казну, где сохранялись средства куреня и личные вещи казаков. Когда куренной атаман временно отсутствовал, по хозяйственным делам его замещал куренной повар. Во время похода назначался наказный куренной атаман, а избранный оставался в Сече. Куренной атаман имел свой значок, то есть небольшой флаг. Избирался куренной атаман на куренном совете. [3, с. 93]
Куренной атаман выполнял в Сечи функции интенданта: его прямой обязанностью было обеспечение казаков всем необходимым (продовольствием, топливом и тому подобное), сохранение денег и имущества казаков в куренной казне.
За военной старшиной шли военные чиновники, главной целью которых было предоставление помощи служебным лицам военной старшины в исполнении их обязанностей.
Непосредственно за военной старшиной стояла старшина походная и паланковая. Она считалась выше по рангу военных чиновников, но в отличие от них действовала за пределами Сечи в паланках. Походную старшину составляли полковник, есаул и писарь. Они действовали во время войны. Старшину паланки составляли полковник, есаул, писарь, подъесаул и подписарий. их власть распространялась на казаков, которые жили за пределами Сечи, в слободах и зимовщиках. Все представители паланковой старшины избирались на свои должности и оставляли их после общего военного совета, то есть ровно через год. Власть паланкового полковника в пределах его паланки была достаточно широкой: он фактически выполнял функции атамана, но в пределах территории паланки. [4, с. 148]
К концу XVI в. на Запорожье уже существовало войско с четкой организацией. Возглавлял его кошевой атаман (позднее — гетман). Основной военной единицей был полк в 500 мушкетов. Полк подразделялся на сотни, а те, в свою очередь, на десятки. Должности кошевого атамана (гетмана), полковника, сотника, атамана, который командовал десятком (позднее — куренного атамана), были выборными. В своих грамотах и письмах они именовали себя титулом «Войско Запорожское». Основную его часть составляла пехота. Войско имело пушки. Рядовой казак был вооружен мушкетом, пистолетом, саблей, ножом, копьем, иногда использовались лук и стрелы. [11, с. 256]
Численность Запорожского войска не была четко определенной. К концу XVI в. оно насчитывало около 15 тыс. казаков. Сечь имела также свой флот, который состоял из больших лодок — чаек или байдаков. В походах на Крым и Турцию выходило 100—150 чаек.
Войско Запорожское имело свою печать — герб с изображением казака с ружьем на плече, с саблей и копьем, воткнутым в землю рядом с казаком. Сечевая корогва (флаг) была красного (малинового) цвета: на лицевой стороне был изображен в белом цвете св. Архангел Михаил, а на обратной стороне — белый крест, окруженный небесными светилами. [1, с. 146]
Характерно, что эта своеобразная по структуре система органов военно-административной власти имела возможность выполнять сложные функции внутренней и внешней политики, присущие лишь государственной власти. Вот почему некоторые авторы считают возможным оценивать Запорожскую Сечь, как «своеобразное государственное образование» в низовьях Днепра или «республику с ярко выраженными демократическими чертами», подчеркивая, что в конкретно исторических условиях XVI—XVII ст. Запорожская Сечь, как военно-политическое образование украинского казачества, в силу специфической тогдашней ситуации выполняла функции государственного объединения и имела черты раннебуржуазних республик.
Военная старшина, опираясь на богатое казачество, пыталась использовать эту общественно-политическую организацию в собственных интересах. Она достаточно часто не отчитывалась перед казаками о своей политической деятельности, вопреки обычаям, которые сложились, удерживала в своих руках выборные должности на протяжении нескольких лет. В орудие классового влияния старшина превратила также военный суд. Однако засилье старшины не смогло разрушить основные демократические принципы построения органов военно-административной власти, упразднить присущие этой системе черты демократизма. [4, с. 148]
Номинально подвластная Речи Посполитой, Запорожская Сечь далеко не всегда учитывала ее волю. Уже в конце XVI в. она начинает играть заметную роль в международных делах. Рассматривая Войско Запорожское как весомую политическую силу, Московское государство, Турция, Венеция, Австрия, Крым устанавливают с Сечью постоянные связи. Избирательная демократическая система, которая сложилась на Запорожье, была исторической нитью, связывающей нашу давнюю историю с историей Украины казацкого периода. К тому же Запорожская Сечь настойчиво вырабатывала новую государственно-национальную традицию. Было понятно, что ни одно государство не будет защищать украинский народ, а только грабить и уничтожать его. Естественно, возникла потребность в создании своего государства, которое могло бы быть более гуманным к украинцам.
Являясь олицетворением мечты украинского народа о собственном государстве, Запорожская Сечь сыграла важную роль в формировании политико-государственного сознания украинцев. Народ вырабатывал мировоззренческое убеждение, по которому украинское государство должно было иметь демократическую власть, избранную самим народом. В этом заключается еще одна историческая миссия Запорожской Сечи. От нее зависела дальнейшая судьба государственного строительства украинского народа, формирование им политико-государственных устремлений и готовность к их осуществлению. [1, с. 146-147]
У запорожских казаков существовала своеобразная судебная система. Судебные функции здесь выполняли все представители казацкой старшины: кошевой атаман, довбыш, полковник паланки, а иногда и весь кош. Кошевой атаман считался наивысшей судебной инстанцией, поскольку он сосредоточивал в своих руках высшую власть над всем войском. Суд кошевого атамана выступал сначала как суд первой инстанции по делам военной старшины и полковников паланок. Со временем, приблизительно в середине XVII ст., он превратился в высшую апелляционную инстанцию. По наиболее сложным делам как суд первой инстанции иногда выступал весь кош. [12, с. 150]
Основные функции относительно осуществления правосудия у запорожских казаков полагались на военного судью. В своей деятельности он руководствовался казацким правом и традициями, занесенными на Запорожье из всей Украины. Военный судья рассматривал уголовные и гражданские дела. Однако не по всем делам он выносил окончательное решение. Наиболее сложные дела он передавал кошевому атаману или военному совету.
Судебные полномочия других представителей военной старшины были менее значимыми и сводились преимущественно к выполнению отдельных поручений. Военный есаул выполнял функции следователя, следил за выполнением судебных решений. Куренные атаманы часто исполняли среди казаков роль судей в собственных куренях. Они имели право рассматривать дела между казаками своего куреня и даже карать их телесно. Полковники паланок также выполняли судебные функции в пределах своей паланки. [4, с. 154]
Таким образом, в организации казачьего самоуправления, которое сложилось в Запорожской Сечи, мы видим зарождение будущей украинской государственности, которая заявит о себе в полный голос в годы Освободительной войны украинского народа 1648—1654 гг. [1, с. 146-147]
Большую роль в процессе возрождения украинской государственности сыграла личная деятельность гетмана Богдана Хмельницкого. Это признают даже те, кто отрицает роль лица в истории и считает главной движущей силой народные массы. Казацкое государство периода Богдана Хмельницкого было полноценным, со всеми характерными для любого государства признаками.
Политическая власть находилась в руках казацкой старшины — новой генерации украинского господствующего слоя. На вершине её иерархической пирамиды находился гетман. Избранный военным советом в Запорожье на неопределенный срок, он осуществлял руководство военными силами, возглавлял старшинскую администрацию, определял направления внутренней политики, проводил переговоры или переписку с правительствами других государств. Гетман имел право пересматривать решение Генерального суда. Однако сосредоточение законодательной и исполнительной власти в его руках повлеклось к тому, что военные советы и даже советы старшины сзывались изредка: важнейшие вопросы гетман решал единолично.
Законодательную власть Богдан Хмельницкий реализовывал путем издания универсалов, приказов и тому подобное. Он подписывал эти документы «рукой собственной». Гетманский титул при этом фигурировал в разных формах (в зависимости от политической ситуации): сначала «Гетман войска его королевской милости запорожского», потом «гетман с войском его царского величества». Существовали и другие варианты, но суть их не изменялась. Атрибутом гетманской власти в дальнейшем оставалась булава. При поддержке старшины с привлечением наемных полков гетман подавлял народные восстания. Следовательно, в его руках сосредоточивалась практически неограниченная власть (сам Богдан Хмельницкий называл себя «единовладцем и самодержцем руським...»).
Богдан Хмельницкий определял границы украинской этнической территории так: «Достаточно нам в Украине и Подолья и Волыни; теперь достаточно достатка в земле и княжестве своим по Львов, Холм и Галич». [5, с. 40]
Впервые в ходе Освободительной войны территория независимой Украины была оформлена Зборовским договором 1649 г. В соответствии с ним территория свободной Украины занимала три воеводства: Киевское, Брацлавское и Черниговское, которые после освобождения были поделены на 16 полков и 272 сотни. В 1650 г. количество полков выросло до 20. Следовательно, освобожденная территория имела свое административно-территориальное деление. Полково-сотенный строй был существенным элементом украинской государственности. И хотя полки как военные единицы существовали во многих государствах, только в Украине полково-сотенная организация войска была взята за основу государственного территориального строя. Начиная с лета 1648 г. полки и сотни как территориальные единицы включают в себя все население, которое проживало в их пределах, и на него распространяется власть полковых и сотенных правительств. В 1654г. освобожденная территория охватывала Левобережье, Правобережье (кроме Волыни и Галиции) и значительную часть земель на Юге (приблизительно 200 тыс. кв. км). Следовательно, к моменту заключения украинско-московского договора 1654 г. Украина была независимым государством, которое имело свою государственно организованную территорию. Мартовские статьи 1654 г. юридически закрепили этот факт. [1, с. 173-175]
Анализируя сведения 1653—1654 гг., Иван Крипьякевич приблизительно описал государственные границы казацкой территории: «С Польшей — Яруга — Черновцы — Мурафа — Красное — Винница — Прилуки — Самгородок — Паволоч — Каменеброд — Макаров — Чернобыль — Карпиловка; с Россией — традиционной границей; с Турцией и Крымом — через так называемое Дикое поле». При этом следует отметить историческую роль в процессе создания государства Среднего Поднипровья, которое и раньше было ядром украинского этноса. На протяжении длительного периода прослеживалась его относительная стабильность. В то же время Запорожская Сечь осталась «центром свободы», продолжала выступать общественным идеалом украинского крестьянства.
На освобожденной территории были ликвидированы органы власти Речи Посполитой. Вместо воеводств и уездов созданы полки и сотни. Возникло новое правление — своеобразное старшинское правительство: военный совет, совет генеральной старшины, полковой и сотенная администрация, курени и городовые атаманы. Магистраты и ратуши получили право самоуправления. Высшим органом власти по традиции считался военный (или генеральный) совет, который решал политические, военные и хозяйственные дела. [5, с. 40- 41]
В начале Освободительной войны высшим органом власти была Войсковая рада Войска Запорожского. В этом проявилась связь между органами государственной власти, которые формировались, и военно-административным строем Запорожской Сечи, а также отразилось то, что национально-государственное самоопределение Украины осуществлялось в условиях вооруженной борьбы.
В компетенцию Войсковой рады входило решение важнейших государственных вопросов — как военных, так и политических: она выбирала гетмана и Генеральный уряд и имела право на их устранение, решала все вопросы внешней политики, отправляла посольства, принимала послов, осуществляла правосудие. Право участия в ней имели все казаки.
Система управления состояла из трех ступеней: Генерального, полкового и сотенного урядов.
Генеральный уряд был центральным органом управления. Он возглавлял всю систему управления и был постоянно действующим органом. Генеральный уряд избирался Войсковой радой. Возглавлял Генеральный уряд гетман: как глава государства, высший судья и верховный главнокомандующий, законодатель, поскольку он выдавал универсалы — нормативные акты, обязательные для выполнения на всей территории Украины. Генеральный уряд был высшим распорядительным, исполнительным и судебным органом государства. Кроме гетмана в Генеральный уряд входили генеральные старшины, которые руководили отдельными отраслями управления. Ближайшим к гетману государственным лицом был генеральный писарь. Он руководил внешними сношениями и канцелярией, через которую проходили все документы как к гетману, так и от него. Генеральный обозный, генеральный есаул и генеральный хорунжий занимались военными делами, отвечали за боеспособность войска и его материальное обеспечение. Генеральный бунчужный охранял знаки достоинства гетмана и Войска Запорожского, а также выполнял отдельные поручения гетмана. Генеральный судья был высшей апелляционной инстанцией по отношению к полковым и сотенным судам. Генеральный подскарбий возглавлял финансовую систему государства. Перечисленные государственные лица составляли Раду генеральной старшины, которая со временем вытесняет Войсковую раду.
продолжение
--PAGE_BREAK--Местное управление осуществляли полковые и сотенные уряды, а также выборные лица в городах и селах. Полковой уряд состоял из полковника и полковой рады, которая избирала полковую и сотенную старшину. Часто полковники узурпировали в своих руках всю власть на местах и игнорировали полковые рады, а иногда, наоборот, полковые рады активно влияли на деятельность полковников, препятствовали их своеволию и даже устраняли их от должности. В полковую раду входили обозный, писарь, судья, есаул и хорунжий. По такому же принципу строилась сотенная администрация. Сотенный уряд возглавлял сотник. Ему помогала сотенная администрация: есаул, писарь и хорунжий. Судебные функции в сотне выполнял городовой атаман.
Города имели свою администрацию, ее власть не распространялась на казаков. В селах войты управляли крестьянами, а атаманы казаками. Не сохранилось никаких законодательных актов, по которым можно было бы установить функции этих органов управления. В основу их деятельности, следует полагать, были положены традиции и обычное право. [1, с. 173-175]
В 1648 — 1654 гг. происходили поиски новых форм и методов ведения хозяйства. События тех времен имели значительное влияние на последующее социально-экономическое развитие края. Даже в источниках XVIII ст. с характерные примеры ссылки украинских чиновников всех рангов, в частности судей, на порядки («новые обычаи»), основанные Богданом Хмельницким. Была введена собственная монета. [5, с. 41]
С освобождением Украины от польско-шляхетской власти и созданием самостоятельного государства ее финансовая политика получила суверенный характер. Если в 1648 г. все налоги в украинских землях направлялись в казну Речи Посполитой, то отныне — в сокровищницу (казну) Войска Запорожского, которая становится общегосударственной казной. Налогами и казной заведовал генеральный подскарбий, который входил в Генеральный уряд. [1, с. 174]
Вооруженные силы Украины выступали как самостоятельные (независимые от других правительств), часто добровольные, с некоторыми элементами самоуправления. Складывались они из представителей разных социальных слоев населения, то есть можно в известной мере утверждать об их общесословный характер. После 1654 г. казацкое войско составляло автономную часть российской армии. Богдан Хмельницкий стремился создать мобильную регулярную наемную армию вроде тех, которые существовали в большинстве тогдашних европейских стран. Первые замыслы относительно этого появились у гетмана еще в 1648 г. [5, с. 41]
Согласно Зборовскому договору за Украиной было признано право иметь постоянное реестровое войско в 40 тыс. чел. Белоцерковский договор уменьшил эту численность до 20 тыс., однако в действительности в годы Освободительной войны в Украине действовала огромная по тем временам армия. В битве под Пилявцами войско Хмельницкого насчитывало 100 тыс. чел., под Львовом —200 тыс., в зборовской кампании — 300 тыс., а сам Хмельницкий говорил, что под Зборовом он имел войско в 360 тыс. чел. По сравнению с армиями других стран того периода это была огромная военная сила.
Казачье войско имело стройную организацию: оно подразделялось на полки, сотни и курени. В полку было от 5 до 20 тыс. казаков. Полк делился на сотни, которые имели от 200 до 250 казаков. Сотню делили на десятки, позднее — на курени. Десяток состоял из атамана и девяти казаков. Позднее в курени входило до 30 чел. При власти Польши реестровое войско получало плату из государственной казны. Когда же возродилось Украинское государство, военная служба стала бесплатной. Казаки жили за счет королевских и панских земель, освобожденных во время войны. Часть этих земель была оставлена для общих военных нужд и получила название ранговых. Эти земли переходили к казацкой старшине, некоторые из них были предназначены для содержания артиллерии и др. Государственная казна также определяла для войска некоторые налоги и доходы — «третью войсковую меру» с мельниц, доходы с аренды и т. д.
Войсковыми доходами заведовала генеральная канцелярия казны под руководством генерального подскарбия. Ему помогали комиссары в полках и комиссарские десятники в сотнях. Следовательно, во время Освободительной войны в Украине сложилась хорошо организованная, одна из наиболее боеспособных армий в Европе. [1, c. 176]
Украинское государство уже в первый год своего существования снискала широкое международное признание. Гетман наладил связки с представителями России, Крыма, Турции, Польши, Трансильвании, Молдовы. Впоследствии правительство Богдана Хмельницкого признали Венеция, Валахия, Швеция и другие страны. Невзирая на дипломатическое противодействие благородной Польши и ее союзников, Украина закрепилась на международной арене как суверенное, независимое государство.
Украинскому государству, которое формировалось в годы Освободительной войны и имело свои особенности, были присущи все признаки государственности. Выборность органов публичной власти, роль коллегиальных учреждений дают возможность утверждать, что основой Украинского государства была республиканская форма правления.
М. Драгоманов писал, что строй Украинского государства 1648— 1654гг. был больше похож на строй свободных государств европейских, так называемых конституционных.
Политическую организацию, которая сложилась на территории Украины, современники считали Украинским казачьим государством. Его называли также Войском Запорожским, Хмельниччиной, Гетманщиной.
Следовательно, украинская государственность в середине XVII ст. существовала уже в завершенном виде. Но сточенная со всех сторон врагами, которые только и стремились дестабилизировать положение, чтобы захватить новое государство, молодая независимая Украина могла удержать свою государственность только при условии внутреннего единства, солидарности, взаимного доверия в обществе. [5, с. 42]
Освободительная война 1648—1654гг. свидетельствовала о пробуждении украинской нации, ее стремлении к самостоятельной жизни, к возрождению национальной государственности. Эта государственность охватывает, как правило, всю или часть этнографической земли. Украинская государственность в силу исторических условий возрождалась не на всех этнографических украинских землях, хотя гетманское правительство не раз вспоминало о совместной судьбе всего украинского, по терминологии того времени — русского, народа. [1 с. 178-179]
2.2. Общественный строй Запорожской Сечи.
Социальную базу Сечи составляли крестьяне, которые сбежали от своих феодалов, а также представители других слоев населения, в частности, — мещане, которые не могли рассчитаться с долгами, шляхтичи, которые убегали от судебного преследования, недовольные властью священники. Кроме украинцев, здесь находили пристанище литовцы, поляки, россияне, белорусы, греки. [13, с. 73]
Любой христианин мужского пола, независимо от его общественного положения, мог прийти сюда и здесь остаться, чтобы стать жителем одного из грубо сколоченных деревянных «куреней», крытых соломой, и приобщиться к казацкому братству. Так же просто он мог и уйти восвояси. Женщины и дети — лишняя обуза в кочевой казацкой жизни — на Сечь не допускались. [6, с. 142]
Польским законодательством переселения и пребывания на этих землях подданным Речи Посполитой запрещалось (конституция Вального сейма в 1590 г., постановление Венского сейма 1593 г.). Особенности социальных источников формирования Запорожской Сечи, законодательная неурегулированность ее существования содействовали развитию Сечи как антиправительственной оппозиции, сделали ее центром социального недовольства в украинском обществе. Сечь активно участвует в казацких и крестьянских восстаниях.
Организационно в мирное время Сечь состояла из куреней (максимально их было 38), где находилось 5 — 6 тыс. казаков. Территория на берегах Днепра возле Запорожской Сечи разделялась на паланки — области с собственным самоуправлением, которых в разные периоды было 5 — 8, максимально — 10. Ежегодно по жребию земли получали те или другие курени. На этих территориях казаки занимались хозяйством, там же, на хуторах, жили с семьями женатые казаки. Но постоянная военная опасность делала невозможным активное хозяйственное освоение земельных угодий, развитие промыслов и скотоводства. Лишенное в польском государстве официального статуса, а также платы, запорозьке казачество активно занималось военным наемничеством и походами на земли Османской империи. [13, с. 74]
Запорожцы заявляли, что не подчиняются никому и ничему, кроме своих собственных законов, которые передавались и совершенствовались от поколения к поколению. Все имели равные права, все участвовали в общих советах — «радах». Эти рады собирались по любому поводу и протекали весьма бурно: обычно из всех дебатирующих сторон побеждала та, что громче крикнет. Точно так же проходили выборы и перевыборы казацких вожаков — атамана, или гетмана, есаулов, писаря, обозного и судьи. По этому же образцу каждый курень (это слово обозначало не только само жилище, но и занимавший его казацкий отряд) выбирал и себе «старшину». Во время военных походов старшина обладала абсолютной властью, правом казнить и миловать. Но в мирное время ее компетенции были весьма ограниченными.
Всего запорожцев насчитывалось 5—6 тыс. Сменяя друг друга, они держали на Сечи постоянный гарнизон, составлявший примерно десятую часть общей их численности. Остальные отправлялись в военные походы или на мирные промыслы. Сечевое хозяйство в основном основывалось на охоте, рыболовстве, бортничестве, солеварении в устье Днепра. Поскольку Сечь лежала на торговом пути из Речи Посполитой на берега Черного моря, торговля также играла немалую роль в жизни запорожцев. Постепенно вопреки декларируемому равенству и братству на Сечи возникают социально-экономические отличия и противоречия между старшиной и рядовыми казаками (чернью), время от времени разряжающиеся бунтами и переворотами.
В городах пограничья также проживало много казаков. Так, например, в 1600 г. население Канева состояло из 960 мещан и 1300 казаков с семьями. Точно так же, как и сечевики, так называемые городовые (т. е. городские) казаки игнорировали какие-либо власти, признавая только своих старшин. [6, с. 142]
Освободительная война внесла определенные изменения в общественный строй. Почти вся украинская этнографическая территория того времени фактически была освобождена от польского господства. С отступлением казацких войск в конце 1648 г. часть украинской территории — Волынь и Галиция — снова была захвачена польскими войсками.
Несмотря на изгнание польских магнатов и шляхты, а также той Украинской верхушки, которая поддерживала поляков, деление на господствующие и зависимые сословия в Украине осталось. [1, с. 168]
Вместо польской элиты господствующее положение занимают украинские феодалы, так называемая новая шляхта. К этому классу входила и часть старой шляхты, которая окончательно не полонизировала и поддержала борьбу украинского народа за независимость. Права этой шляхты на земельные владения были подтверждены гетманскими универсалами. Хотя ее роль в обществе была достаточно влиятельной, из-за своей малочисленности
она не создала отдельного господствующего состояния. [13, с. 87]
Казацкая служба, хотя и предоставляла значительные преимущества, была тяжелой, а часто и недоступной для большинства населения. Чтобы ее отбывать, кроме здоровья, нужно было иметь соответствующие материальные возможности. Вот почему в документах того времени встречаются данные о том, что бедных в казаки не записывали, что в них принимали только зажиточных крестьян. Однако такие требования ставились только перед теми, кто вступал в реестровое казачество. В годы войны казаки составляли приблизительно половину населения Украины.
В ходе Освободительной войны укрепляется положение казачества как отдельной социальной группы. Зборовский договор был юридической основой оформления казачества в привилегированное сословие, со своими правами, администрацией, судами. Составление реестра было одной из сторон этого оформления. Значительно расширилась территория, на которой имели право жить казаки. Привилегии казачеству были подтверждены королевскими грамотами, Белоцерковским договором 1651 г., московским правительством в «Мартовских статьях» 1654г., в царских жалованных грамотах.
Изменения в правовом положении казаков могли произойти только в результате закрепления их привилегий на государственном уровне. Необходимо отметить, что это новое привилегированное сословие сыграло прогрессивную роль в истории Украины. Важное значение имело также то, что в период своего формирования казачество как сословие не было таким замкнутым, как другие привилегированные сословия. Оно не было однородным, в него входили как зажиточные, так и рядовые казаки.
К зажиточным прежде всего принадлежали казаки, которые были реестровцами до войны. Они составили основу казацкой старшины. Группой, близкой к реестровцам, были прежние «выпищики» и драгуны, которые во время боев переходили на сторону повстанцев.
Указанные группы составляли около 50 процентов всего реестрового войска.
Война внесла значительные изменения в состав казацкой старшины. Некоторая ее часть воевала на стороне польско-шляхетского войска. В ходе войны часть довоенной реестровой старшины погибла или по различным причинам отошла на второй план. Казацкая старшина значительно обновилась за счет мелкой украинской шляхты и рядового казачества. Эта часть старшины отличалась от довоенной своим менталитетом: пылким стремлением к независимости Украины. Новые выдвиженцы из казачества создали окружение гетмана и стали оказывать влияние на внутреннюю и внешнюю политику.
По социальному положению старшина в годы Освободительной войны единой социальной группой не была. Каждая группа казацкой старшины имела свои экономические возможности, свои традиции и др.
Сведений о старшинском землевладении в годы войны сохранилось очень мало. Вероятнее всего часть старшины владела фольварками и хуторами. Однако в силу ряда причин старшинское землевладение не могло быть развитым. Во-первых, к нему негативно относились рядовое казачество и крестьянство, которое только что освободилось от гнета польско-шляхетских землевладельцев. Во-вторых, казацкое хозяйство, в том числе и зажиточное, было мало связано с рынком, особенно с внешним, куда могли направляться продукты сельского хозяйства. Больше внимания зажиточные казаки уделял промыслам — дегтярному, мукомольному, селитряному и т. д.
Бесспорно, казацкая старшина обогащалась за счет крупной военной добычи. И чем дальше, тем больше казачество разделялось на два противоположных лагеря — старшину, которая захватила в свои руки основные материальные блага и политическую власть, и рядовое казачество, которое ими не пользовалось. [14, с. 148]
К господствующему сословию принадлежала также украинская шляхта. Шляхетское сословие до войны имело наибольшие привилегии, оно было экономически господствующим, сосредотачивало в своих руках политическую власть. В ходе войны здесь произошли значительные изменения.
Хотя в королевских грамотах, универсалах гетмана, Зборовском, Белоцерковском и Переяславском договорах указывалось на сохранение привилегий шляхты на имущественное владение, все же она утрачивает свое влияние в украинском обществе. Это произошло в силу нескольких причин.
Как известно, польские магнаты и шляхта, которые владели крупными имениями, были изгнаны из Украины или уничтожены народом. Одна часть украинской шляхты разделила судьбу польской, а другая часть, главным образом мелкая шляхта, принимала активное участие в Освободительной войне, чтобы после нее занять привилегированное положение в обществе. При господствующих в Речи Посполитой порядках, когда политическую власть узурпировали магнаты, а мелкая шляхта теряла даже свои небольшие земельные владения, которые разными путями попадали к магнатам, когда украинство и православная вера всячески унижались, украинская шляхта не могла осуществить свои стремления. Ее намерения совпадали со взглядами и делами казацкой старшины. Следовательно, украинская шляхта, находясь в Войске Запорожском, переходила на позиции казацкой старшины, сливалась с ней сословно и политически.
Господствующим сословием в Украине была также верхушка православного духовенства, права которой в годы войны значительно расширились. Православие стало в Украине единственно признанной официальной религией. Этому способствовало также то обстоятельство, что одним из лозунгов, под которыми велась Освободительная война, был лозунг борьбы за православную веру.
продолжение
--PAGE_BREAK--Духовенство было хорошо организованным сословием, которое опиралось на вековые традиции. Православная церковь имела ряд существенных привилегий и прав, которые не раз подтверждал в своих универсалах гетман.
Высшее церковное и монастырское духовенство в ходе войны получило новые владения за счет католической церкви и шляхты. Изменения в Украине мало коснулись церковного и монастырского землевладения. Крестьяне, проживающие на этих землях, как и раньше, выполняли в пользу монастырей трудовые повинности, вносили натуральные оброки.
Зависимые слои населения. В этой среде определенное место занимали рядовые казаки. В казачий реестр, например, входили «роботные люди», которые обслуживали Войско Запорожское. К ним относились кузнецы, слесари, колесники, плотники, сабельники, пороховщики и др. Армия не могла обойтись и без таких мирных профессий, как бондари, котельщики, парикмахеры и т. д. Таким образом, в реестре были представлены почти все ремесла того времени.
Основой казацкого сословия была служба в Войске Запорожском, за которую служилые получали землю без налогов с нее, разные привилегии в торговле, право изготавливать для собственного потребления водку. В то же время рядовые казаки должны были выполнять различные повинности в пользу Войска Запорожского,
Часто в документах о казацких привилегиях и правах отмечалось, что крестьяне должны находиться в подданстве и выполнять свои повинности. Речь шла о крестьянах, которые не присоединились к казачеству, не попали в реестр. Таких было значительное большинство среди зависимого сословия. Судьба их складывалась по-разному.
Городское население. Определенные изменения произошли в правовом положении городского населения. Не только низы, но и зажиточные группы населения, в том числе представители городской администрации, принимали активное участие в Освободительной войне.
В результате ликвидации порядков, установленных в Украине польско-шляхетской властью, в составе населения городов произошли изменения. Здесь существенно возросло количество казаков. Эта значительная часть городского населения, пользуясь привилегиями, занималась также ремеслом и торговлей. Другие мещане продолжали отбывать ряд повинностей. Во многих городах казаки представляли собой большую часть населения, и казачья администрация решала все вопросы городской жизни. Поскольку были ликвидированы королевские и частновладельческие города, большинство из них захотело получить магдебургское право. Города, которые имели право на самоуправление с давних времен, назывались магистратскими, города, которым это право было предоставлено гетманскими универсалами, получили название ратушных. Если по отношению к первым можно говорить о действительном самоуправлении, то в ратушных городах оно было фикцией. Казачья старшина часто не признавала органы городского самоуправления и активно вмешивалась в их деятельность. Гетман вынужден был вставать на защиту таких городов. Так, в 1650 г. он выдает универсал Нежину по причине злоупотреблений там старшины. Запрещалось что-либо брать с мещан «над слушность и обычай», приказывалось уважать городское правительство.
Привилегированное положение занимали в городах и купцы. Польские купцы, которых и в войну было не очень много в украинских городах, покинули Украину. Вынуждены были оставить украинские города и евреи. В Зборовском договоре имеется специальный пункт, запрещающий евреям заниматься промыслами и торговлей в Украине. Это лишало украинских купцов конкуренции не только на внутреннем, но и на внешнем рынках. Часто купцы выдвигались на высшие должности в органах городского самоуправления.
Значительной группой населения городов были ремесленники. Источники того периода свидетельствуют о том, что в годы войны феодальная организация ремесла не была нарушена. Продолжали существовать цеховые организации. Узость рынка была основной причиной того, что значительная часть ремесленников занималась также сельским хозяйством. Одновременно это свидетельствовало и о том, что ремесло окончательно еще не отделилось от сельского хозяйства. [1, с. 168-171]
Ярким свидетельством победы элитизма стало возникновение «знатного военного общества» в результате социального отделения казацкой старшины от основной массы казачества. Это была новая аристократическая прослойка, которая состояла из трех разрядов или уровней, каждый из которых наделялся соответствующими привилегиями и льготами. Его верхушку составляло «бунчукове общество», к которому универсалами гетмана относились особенно заслуженные представители казацкой верхушки. Это были лица из непосредственного окружения гетмана («находились под бунчуком»). Они подлежали исключительной юрисдикции гетмана или генерального суда, их должности и собственность впоследствии становятся наследственными. К категории знатного принадлежало «военное общество» членов военной канцелярии и тех, которые выполняли ее поручение, а также «значкове общество», члены которого находились при генеральных старшинах и полковниках. Благодаря привилегиям и вольностям, полученным от Б. Хмельницкого, господствующий слой закрепил за собой исключительное право на промыслы, оптовую торговлю, была освобождена от уплаты пошлины и налогов. Прежде всего «знатное общество» и шляхта были землевладельцами. Они приобретали землю как плату за несение службы («ранговые земли»), путем «заимки», покупали и захватывали казацкие и крестьянские земли. Составляя в 1735 г. меньше 1 процента населения, они владели 50 процентами земель. Несколько династий, из которых выходили гетманы и генеральная старшина, имели огромные латифундии. Так, у И. Мазепы было 19,7 тыс. владений, у И. Скоропадского — 18,8 тыс., у Д. Апостола — 9,1 тыс. При правлении Екатерины II земельные угодья украинских феодалов значительно увеличились. Практиковались жалование земель царями украинским феодалам на территориях, недавно присоединенных в Россию (в частности в Крыму и на Кавказе), а российским – на Украине. В соответствии с царскими указами в 1764 г. состоялась нобилитация (предоставлено дворянство) украинской старшины, а в 1783 г. — всей украинской шляхты, что способствовало укреплению проимперской ориентации украинских феодалов.
Казачество после победы в национально-освободительной войне получило широкие привилегии. Все казаки, которые служили в войске, считались реестровыми. За службу им предоставлялись земельные наделы. Они пользовались свободой торговли, освобождались от налогов. Им даже были предоставлены привилегии, которыми раньше пользовалась шляхта: производить водку, принуждать крестьян отбывать барщину. Однако рост влияния казацкой верхушки привел к тому, что простых казаков отстранили от участия в советах, они потеряли право избирать старшину.
В XVIII ст. социально-экономическое положение рядового казачества ухудшилось. Все более обременительной для казаков становилась обязанность собственными средствами принимать участие в частых войнах царской России. К тому же их вынуждали строить фортификационные сооружения, пути, каналы, осушать болота на севере России. Долгое отсутствие казаков дома лишала их возможности заниматься хозяйством. Многие из них, не имея средств, чтобы отбывать военную службу, становились зависимыми от старшины, фактически переходили к сословию крестьян. В результате упадка казачества его численность в 1730 г., сравнительно с 1650 г., уменьшилась больше чем вдвое. Одновременно происходило последующее расслоение казачества, определилась его иерархическая структура. В 1735 г. согласно указа царского правительства реестровцы были разделены на две категории: выборных (более зажиточных, боеспособных) и подпомощников (слишком бедных, чтобы купить военное снаряжение). Основным назначением выборных казаков было участие в военных походах. Подпомощники же должны были служить более зажиточным товарищам и старшине, работать в их хозяйствах. На них возлагались такие же повинности, как и на крестьян, хотя и вдвое меньшие по объему. Существовала еще одна группа, которую составляли обеднелые, безземельные казаки — подсоседки. Они жили и работали в хозяйствах выборных казаков и подпомощников, которые их одевали и кормили. Закон предоставлял им право, в отличие от посполитых, свободно передвигаться в поисках лучших условий жизни, вообще переходить к зажиточному слою, если они заводили собственное хозяйство.
Но эти изменения не спасли казачество от упадка. Хотя в 60-ые годы XVIII ст. в реестре значилось около 176 тыс. выборных казаков и около 200 тыс. подпомощников, — боеспособными из них были только 10 тыс. До конца века большинство обеднелых казаков опустились до уровня государственных крестьян. Исчезновение потребности в традиционной охране границ, экономические трудности, отсталость по военному делу привели к тому, что казачество в Украине фактически перестало существовать. [13, с. 89-90]
2.3. Право Запорожской Сечи.
С формированием казацкого республиканского строя складывается своеобразная правовая система на Запорожье. Казаки не признавали действия статутов и магдебургского права на своей территории. Правосудие на Запорожье происходило в соответствии со старинными обычаями, «словесным правом и здравым смыслом». [1, с. 154]
Важное значение в украинских землях имело обычное казацкое право — совокупность правовых обычаев, которые устанавливались в сфере казачества. Важность этого источника подчеркивает тот факт, что сразу после присоединения Украины к России царская грамота от 25 марта в 1654 г. предоставляла войску Запорожскому право судиться «у своих старшин по давнишним правам их», то есть на основе обычного права. А база обычного права закладывалась как раз в XV — середине XVII ст. Сначала особенную популярность обычное казацкое право получило в среде украинских крестьян, которые убегали от своих хозяев и властей в районы среднего и нижнего Приднепровья. Нормы обычного права, которые сложились на Запорожской Сечи, закрепляли военно-административную организацию казачества, некоторые правила военных действий, работу судебных органов, порядок землепользования и заключения отдельных договоров, виды преступлений и наказаний. Наличие у казачества своего особенного права признавалось польским правительством. Невзирая на строгость, а иногда жесткость норм обычного казацкого права, в нем была «честность великая». Казачество всячески отстаивало обычное казацкое право, побаиваясь, что писаное право сможет ограничить казацкие вольности. [15, c. 94]
Нормы обычного права, которые сложились в Запорожской Сечи, закрепляли военно-административную организацию казачества, работу судебных органов, порядок землепользования, порядок составления отдельных договоров, виды преступлений и наказаний. Можно утверждать, что казацкое обычное право представляло собой народную конституцию. Среди уголовных преступлений наиболее тяжкими признавались убийство, нанесение побоев, воровство, дезертирство, пьянство и др.
Как наказание практиковалось привязывание преступников к пушке, битье канчуками (батогами) под виселицей, членовредительство и т. д.
За наиболее тяжкие преступления приговаривали к смертной казни, которая подразделялась на простую и квалифицированную. К последней относились закапывание живым в землю, посажение на кол, повешение на крюк, забивание палками возле позорного столба.
Продолжало действовать и каноническое право. Правовым сборником православных норм был греческий Номоканон, католических — «Свод канонического права» 1532 г. [1, с. 154]
Формирование украинского государства, бесспорно, повлияло на развитие украинского права. Но если после освободительной войны польский аппарат государственной власти был полностью ликвидирован, то в правовой сфере изменения происходили несколько иначе. Среди источников права были упразднены лишь те, которые служили укреплению господства польской шляхты: “Устава на волоки”, “Ординация войска Запорожского”, Королевская и сеймовая конституции. Другие же, в частности, Литовские статуты (1529, 1566, 1588 гг.), сборники магдебургского права, отдельные королевские и княжеские грамоты, постановления сейма частично продолжали действовать. Однако своеобразие правовой системы Гетманщины заключалось в том, что в ее основе лежало обычное право, которое в наиболее традиционной форме и полнее всего действовало на Запорожский Сечи. Оно регулировало широкий круг общественных отношений, военно-административную организацию государственности, казацкую систему судопроизводства. Обычное право продолжало существовать в условиях ограничения украинской государственности в XVIII в. Об этом свидетельствует, в частности, тот факт, что его нормы учитывались всеми без исключения кодификациями и законодательством империи, которое распространялось на территорию Украины. Важная роль принадлежала Мартовским статьям Б. Хмельницкого, а также статьям, подписанными другими гетманами. Это были правовые документы конституционного характера, которые определяли правовое положение Гетманщины в составе России, затрагивали главные вопросы внутренней жизни Украины. Главное место занимало также гетманское законодательство, в частности, универсалы, декреты, грамоты, ордера, инструкции, письма. Настоящие акты регулировали преимущественно административные и гражданские отношения. Среди них были как общеобязательные, так и те, которые определяли правовое положение отдельных состояний, учреждений, хозяйств, лиц. Статус подзаконных актов, направленных на реализацию актов царя и гетмана, имели универсалы и Указы Генеральной военной канцелярии. Нормы российского законодательства действовали на Слобожанщине и в Новоросии, хотя и там в некоторых случаях, например, при рассмотрении мелких уголовных дел, еще придерживались обычного права. Начиная с XVIII в. российское законодательство все больше распространялось на украинские земли, хотя не могло вытеснить нормы местного права. Отдельные российские законодательные акты, которые имели определяющее значение (Указ о единонаследии в 1714 г., Табель о рангах 1722 г. и др.), все более ощутимо влияли на развитие общественных отношений. [13, с. 99]
Со временем значительный вес получают новые источники права. Речь идет прежде всего о гетманских универсалах. Это были распорядительные акты высшей власти, которые носили общеобязательный характер для всего населения Украины. Универсалы регулировали государственные, административные, гражданские, уголовные и процессуальные отношения. Распространение гетманского законодательства соответственно суживало функции обычного права. Когда нормы последнего не противоречили интересам общественной верхушки, им, как правило, придавалась сила закона.
Нормы обычного права в своей традиционной форме были основными источниками права в Запорожской Сечи, где население придерживалось «подлуг старожитных и старейших обычаев». Существующие в Запорожье военно-административная и судебная системы руководствовались нормами обычного права. [16, c. 289]
Следует упомянуть о существовании в Украине так называемого церковного обычного права. Под ним понималась совокупность правил поведения, которые не получили законодательного утверждения, но их обязательно придерживались, «побаиваясь наказания и гнева господня».
Источниками права были также международные соглашения, которые заключались гетманом, главным образом с соседними государствами. В них закреплялось положение Украины как субъекта международно-правовых отношений. В соглашениях находим нормы гражданского и административного права.
Перераспределение собственности в годы Освободительной войны нуждалось в нормах права, которые регулировали бы новые формы собственности, прежде всего собственность на землю. Появляются «ранговые земли», или «ранговые поместья». Это были земли, которые гетман своими универсалами жаловал казацкой старшине за службу, «в ранг», во время занятия ею определенной должности. [1, с. 154]
Под преступлением понималось всякое нарушение норм «давнего казачьего права». В системе преступлений на первом месте стояли воинские преступления (измена, неоказание помощи во время боя и др.). Особо жестоко наказывали предателей — их казнили. Наиболее распространенными видами наказания были смертная казнь и штрафы.
Необходимо отметить, что в этот период прослеживается постепенный переход от норм обычного права к нормам, созданным государством. Процесс этот был тесно связан с формированием государственности.
Следовательно, в Украине действовали разные, во многом устаревшие правовые нормы, которые часто противоречили друг другу, или, напротив, дублировались. Кардинальные изменения в общественной жизни с превращением России в абсолютную монархию также требовали унификации права. Царское правительство надеялось таким способом сближать правовые системы Украины и Российской империи. Верхушка украинского общества, которая стремилась уравняться в правах с российским дворянством, видела в этом свой интерес. Одновременно казацкая старшина пыталась закрепить свои права и возобновить автономное положение Украины. Все это стало причинами кодификации украинского права во второй четверти XVIII в. [17, с. 134]
продолжение
--PAGE_BREAK--