В пятнадцатом веке Западная Русь, входившая в состав Великого княжества Литовского, имела ярко выраженные пережитки междуусобиц, не раз ставившей Великую Русь на грань разорения, военного поражения и краха как славянской державы. Еще сильны были княжеские амбиции, заговоры и мятежи. Однажды князь Михаил Олелькович возжелал сесть на трон киевский и зваться Великим князем. Но таких любителей в Западной Руси было предостаточно и Михаилу вполне корректно указали на дверь: «Мол, пошел бы ты мужик-лапотник Михайло обратно в свое Слуцко-Копыльское княжество щи лаптем хлебать, мёд пить да песни петь. Не вышел мол рожей для киевского престолу».
Михаил, обидевшись, учиняет вместе с другими известными князьями заговор против великого князя Литовского Казимира IV. Их замысел был раскрыт, и Михаила казнили. Слуцкое и Копыльское княжество остались за его вдовой и малолетним сыном Семеном. Тогда Олельковичи и переносят свою резиденцию из Копыля в Слуцк, сделав его центром своих владений. Семен Михайлович становится первым слуцким князем и женится на своей кузине Анастасии, дочери князя Ивана Мстиславского.
Вот таким обычным для своего времени образом на исторической арене появилась княжна Анастасия Ивановна, известная впоследствии как Анастасия Слуцкая.
С начала 16 века начались набеги татар на Белую Русь. Наравне с другими литовскими князьями Семен Слуцкий принимал активное участие в обороне Западной Руси. В 1505 году он внезапно заболел неизвестной болезнью (предположительно холерой) и умер, оставив после себя на Слуцкое княжество молодую Анастасию с 10-летним сыном Юрием и маленькой дочкой Александрой. Нападения татар продолжались. Особенно сильное наступление произошло в 1505 году. Молодой наследник, князь Юрий, был еще чисто физически не готов к тому, чтобы возглавлять оборону города в период татарских набегов. Не оказалось среди слуцкой княжеской дружины и достаточно авторитетного, сильного, искусного в военном деле воеводы, который бы взял на себя оборону Слуцкого княжества. Пришлось молодой княжне самой постигать все премудрости ратного дела.
В результате многочисленных татарских набегов Слуцкое княжество да и сам город Слуцк сильно пострадали. Анастасия взялась за восстановление города. Прежде всего она дала определенные льготы населению, ведь в связи с нападением татар князь Семен отменил магдебурское право, которым когда-то пользовался Слуцк. Анастасия отстроила верхний и нижний замки, в разрушенном Троицком монастыре заложила вместо деревянной каменную Троицкую церковь — храм в честь успешной обороны края от татар и в память о погибших воинах.
Слава о гордой и удачной воительнице быстро распространилась по всей Руси. Одним из ее горячих поклонников стал князь Михаил Глинский, бывший в то время ещё литовским князем (надеюсь не надо говорить за кого в своё время вышла замуж его дочка – Елена Глинская). После нескольких уединенных встреч восхищение переросло в бурную страсть. Князь, о крутом нраве которого ходили слухи, посватался и неожиданно для себя получил отказ. Своенравный князь не мог стерпеть такого позора. Что бы его Михаила Глинского отвергла какая-то бабенка. Страшна была месть князя. Дважды он штурмовал Слуцк, чтобы наказать строптивую княжну. Но оба раза терпел неудачу. Видно – не судьба.
Умело управляя городом Анастасия дождалась того момента, когда подрос молодой княжич Юрий Семенович. Обученный военному искусству на примере родителей, не единожды принимавший участие в боевых схватках, Юрий прекрасно продемонстрировал свои знания и опыт в последствии — Слуцк так ни разу и не сдался на милость агрессоров, враги так и не взяли крепость.
Анастасия умерла в 55-летнем возрасте – так же, как и Семен, от непонятной болезни.
Троицкий храм стал своеобразным памятником слуцким князьям. В нем возле алтаря висели иконописные изображения князя Семена и княгини Анастасии. В начале ХХ века храм был разрушен, и картины пропали. Остается загадкой и место захоронения Анастасии.
Существует много версий воинских деяний прославленной княгини. Оставляя в тени ее выдающиеся успехи в управлении города и всего княжества, в великолепном воспитании двоих детей, делается упор на ратные дела: « Вот мол, и мы не лыком шиты. И у нас есть свое Жанна Д’Арк». Истории неизвестны реальные события, где бы Анастасия Слуцкая лично принимала участие в рядах княжеской дружины. Да и надо было ли ей самой рубиться с вражеской ратью, не женское это дело. Как, впрочем, и подготовить свою рать в поход. Что бывает гораздо труднее. Однако с данной обязанностью, Анастасия справилась отлично.
Вызывает сомнение еще один момент. Часто в роли главного врага принято отображать татар. Вот они и Русь захватили, Рязань-Киев сожгли, до Слуцка супостаты добрались. Сомневаюсь, что крымские татары даже слышали такое название – Слуцк. Если прочертить сферу военных действий крымских татар, то сразу видно, что бывали там города гораздо богаче и не так отдаленнее. Что могло для татар быть притягательным в лесисто-болотистой местности Белой Руси. Совсем негде разгуляться татарской коннице. А вот местные соседские князья рядом и не устают плести заговоры и мятежи. Каждый был бы не против прибрать к рукам целое княжество после смерти Семена Михайловича. Казну в свои закрома, а красавицу-княжну в постель под бочёк. Как Михаил Глинский например. Да видно не по зубам была им Анастасия Слуцкая. Женщина, которая умела за себя постоять.