Реферат по предмету "Исторические личности"


Геракл в коропластике Херсонеса

П.Г.Аграфонов
Во время археологических раскопок на территории античного Херсонеса и сельскохозяйственной округи этого полиса — хоры было обнаружено довольно много глиняных изображений одного из наиболее популярных героев античности — Геракла. Цель данной работы — дать обзор этих скульптур и выяснить, как в коропластике Херсонеса (на примере терракот, изображающих Геракла) отразилась история этого полиса.
Самая ранняя из дошедших до нас терракотовых статуэток изображает комического актера в роли героя. Актер одет в короткий хитон, у него характерные атрибуты Геракла — львиная шкура и палица. На лице бородатая маска с огромным ртом, подчеркнутыми зубами, расплющенным носом, с резкими идущими от носа ко лбу складками и выпуклыми глазами. Фигурка аттического производства, датируется IV в. до н. э. Еще одна статуэтка, тоже из Аттики, отличается от первой лишь тем, что в правой руке актер, изображающий Геракла, держит палицу, а в левой — лук и колчан. Актер одет в короткий хитон, поверх которого и на голову наброшена львиная шкура с лапами, завязанными под подбородком. На лице — курносая маска с широко раскрытым ртом и огромным лбом. Сильный наклон головы и неуверенная поза с опорой на палицу указывают на опьянение героя. Датировка этой терракоты та же, что и у первой. Обе эти статуэтки найдены в самом Херсонесе.
В 1981 году в северном районе городища в помещении IV-III вв. до н. э. были выявлены остатки мастерской, где найдены фрагменты крупных терракот, одна из которых изображала Геракла. Вероятно, подобные скульптуры изготовлялись для домашних святилищ. Одно из таких святилищ с терракотовой статуэткой сидящего Геракла было обнаружено в помещении греческого эмпория конца IV — первой половины III в. до н. э. на городище «Чайка».
Подавляющее большинство терракот, изображающих Геракла или его атрибуты, относится к III в. до н. э. Одной из них является глиняная голова, найденная при раскопках 1974 г. в Херсонесе. Она выполнена из местной глины, сохранилась довольно хорошо (лишь на затылке, шее, кончике носа и волосах заметны повреждения). Шея обломана на уровне плеч. Возможно, надо лбом героя был венок или повязка, подобная изображенной на некоторых монетах. На это указывают остатки в виде налепов и разница в раскраске. Лицо асимметрично, нависающий лоб усилен горизонтальной складкой, что подчеркивает выражение усталости на лице. Все это свидетельствует о том, что херсонесский мастер, создавший эту терракотовую статую, работал, видимо, под влиянием школы Скопаса. Интересна статуя также тем, что вылеплена от руки, а не в форме, как большинство терракот. Г.Д.Белов предположил, что она была глиняным эскизом для создания большой статуи в мраморе или в бронзе.
Из Херсонеса происходит еще несколько подобных терракот. Одна из них, вылепленная от руки, изображает голову юного Геракла, покрытую львиной шкурой. На лице — выразительная ироническая улыбка. Такие изображения безбородого героя в иконографии Геракла довольно редки. Голова крупных размеров — высота статуи, которой она принадлежала, достигала, вероятно, 70-80 см. Аналогий этой терракоте нет, что подтверждает ее местное происхождение. Терракота датируется III. до н. э.
К этому же времени можно отнести еще несколько маловыразительных фрагментов терракот, которые исследователи склонны увязывать с изображениями именно Геракла. В фондах Херсонесского музея хранится фрагмент мужской статуи — нога, согнутая в колене. Атрибутировать эту терракоту как часть статуэтки, изображающей именно Геракла, помогает ряд аналогий этого же времени, происходящих как из самого Херсонеса, так и из Ольвии и Пантикапея. Другие фрагменты, вероятно, изображали отдыхающего героя.
Исключительно редким произведением коропластики является глиняный торс Геракла, найденный в 90-х годах прошлого века. Сохранившаяся высота скульптуры — 37 см, что позволяет говорить о статуе значительных размеров. Она дошла до нас в виде обломков, из которых собрали лишь торс. М.М.Кобылина определяет сюжет статуи как отдых героя. Геракл, видимо, был изображен стоящим прямо, опирающимся всей тяжестью тела на правую ногу. Правая рука напряжена, возможно, заложена за спину или держит какой-то предмет, левая свободна. На левом плече сохранились остатки, вероятно, львиной шкуры, накинутой на голову. Этот херсонесский Геракл восходит, скорее, к школе Скопаса, чем к тяжеловесному, с набухшими мышцами Гераклу Лисиппа. М.М.Кобылина датирует его III в. до н.э., Г.Д.Белов удревняет его даже до IV в. до н. э. Торс выполнен из местной глины херсонесским мастером, его можно отнести к лучшим образцам терракотовой пластики греческих городов. Торс лежащего Геракла, во многом похожий на херсонесский, но гораздо лучшей сохранности, был найден в Ольвии. А.С.Русяева считает его импортом из Херсонеса и датирует III в. до н. э.
Во время раскопок Лепера в начале века на территории Херсонеса было обнаружено несколько обломков глиняных статуэток, изображающих Геракла. К ним относится фрагмент терракоты местного производства — стоящая мужская фигура. Датировать эту статуэтку, предположительно трактованную как изображение стоящего фронтально Геракла, можно III — II вв. до н. э. Другая находка — фрагмент терракоты II-I вв. до н. э., изготовленной, вероятно, в Малой Азии, — голова Геракла. Терракота интересна тем, что поверх львиного скальпа, увенчивающего голову героя, коропласт изобразил венок. Подобные изображения Геракла, которые, по мнению исследователей указывают на связь героя с загробным миром, были характерны для Боспорского царства.
Среди многих херсонесских форм, употреблявшихся для изготовления терракот, имеется форма с изображением Геракла и Омфалы. Их обнаженные фигуры представлены сидящими друг против друга: Геракл левой рукой придерживает палицу, Омфала же протягивает герою веретено. Эта форма принадлежит к периоду, в котором скульптор для характеристики своих персонажей не нуждался в изображении всех атрибутов, казавшихся необходимыми архаическому художнику или художнику римского времени. Истоки изображения юного героя — в искусстве V в. до н. э., когда рядом с мощным, несколько неуклюжим типом Геракла в зрелых летах начинает появляться и другой тип, изображающий молодого, стройного героя. Другая форма изображает Геракла с младенцем Телефом.
Несколько памятников, происходящих с херсонесской хоры, относятся к эпохе эллинизма. При работах между бухтами Камышовой и Казачьей на усадьбе надела 39а обнаружена терракотовая статуэтка стоящего Геракла. По херсонесским монетам комплекс этого помещения можно датировать рубежом IV-III вв. до н.э., или, скорее началом III в. до н.э. Ближайшей аналогией этому изображению отдыхающего Геракла является бронзовая статуэтка из Горгиппии. В фондах Херсонесского музея хранится аналогично датированный торс Геракла — фрагмент крупной терракотовой статуэтки, обнаруженной на одной из усадеб Гераклейского полуострова. К III-II вв. до н. э. относится домашнее святилище усадьбы на западном берегу Маячного полуострова. В западной части одного из помещений усадьбы, вероятно, располагался домашний алтарь, где почитались главные божества Херсонеса: Дева, Геракл и Дионис. Рядом с обломками алтаря встречены фрагменты терракотовых изображений этих божеств. Вероятно, Геракл воспринимался жителями хоры Херсонеса в этот период как защитник аграрной территории и всех тех, кто на ней жил. Другое подобное святилище, возможно, располагалось неподалеку от современных Сак. В одном из помещений был обнаружен терракотовый торс куроса — вероятно, Геракла. Здесь, в районе сакских минеральных источников и лечебной грязи, культ Геракла Сотера мог слиться с культом Асклепия.
Из сельской округи Калос Лимена (в районе бухты Ветреной) происходит терракотовая палица Геракла. Она представляет собой крупное терракотовое изваяние высотой 51 см., служившее, вероятно, домашним жертвенником, подобно многим мраморным палицам Херсонеса. На основании датировки археологического комплекса усадьбы и по стилю палица может быть датирована первой половиной II века до н. э. Терракотовая статуэтка Геракла найдена в слое второй половины II века до н.э. вместе с протомой Афродиты при раскопках башни на городище Беляус. Сохранился только торс, на плечах которого плоским рельефом показана львиная шкура с завязанными на груди узлом лапами. К этому же времени относится обломок домашнего жертвенника, найденный при раскопках квартала XVIII Херсонеса. От жертвенника сохранилась лишь верхняя часть с надписью НРАКL H S .
В Херсонесе большим спросом пользовались вотивные плитки с изображением Геракла. Форма для их производства была найдена на территории херсонесского городища. В оттиске одной из таких плиток видна обнаженная фигура Геракла, стоящего вблизи дерева, обвитого змеей. Видимо, сюжет плитки повторяет аналогичную сцену на крышке саркофага и показывает один из последних подвигов героя — похищение яблок Гесперид. Датируется эта находка III-II вв. до н. э.
Наконец, уже к римскому времени относится фрагмент большой статуи Геракла, стоящего, опираясь на палицу. Статуя выполнена из местной глины, датируется она II-III вв. н.э. Другая терракота изображает голову бородатого Геракла, к ней плотно прилегает шкура льва. Складки на щеках, нахмуренный лоб, линия рта с опущенными углами придают лицу озабоченно-скорбное выражение. Г.Д.Белов считает, что трактовка шкуры, напоминающей башлык, и своеобразные черты лица дают основание предполагать, что эта голова передает тип местного жителя с атрибутами греческого героя. Датируется эта терракота III в. н. э. Наконец, II или III веком н. э. датируется глиняная маска малоазийского производства, изображающая Геракла или Диониса, аналогии которой встречены на Боспоре.
Суммируя перечень терракотовых изображений Геракла, интересно сравнить их с терракотами Боспора. Сразу бросается в глаза, что на Боспоре с самого начала его истории часто встречаются терракотовые статуэтки комических актеров в роли Геракла — пьяного, обрюзгшего, с огромным животом. Подобное отношение к Гераклу вызвано, вероятно, тем, что боспорские города были основаны выходцами из Ионии. Геракл, как известно, племенной герой дорийцев, их мифический предок. «Этого было достаточно, чтобы соперничающие с дорянами-спартанцами ионяне относились к этому герою… порой даже насмешливо». Известно также, что в Херсонесе — колонии дорийцев такие статуэтки не пользовались популярностью. Сейчас их известно всего две, обе относятся к ранней истории города и являются аттическим импортом.
Кроме того, на Боспоре не найдено терракотовых изображений палицы Геракла, которые, наряду с мраморными, служили предметами культа, были олицетворением героя.
Все херсонесские светильники с изображением Геракла или его атрибутов относятся к римскому времени, и почти все они местного производства. На их щитках изображались самые разные сюжеты. Так, О.Ф.Вальдгауэр опубликовал светильник I в. н. э., на котором изображен Геракл с яблоками Гесперид: правая рука поднята, в левой — львиная шкура. Справа от него дерево, слева — лук и колчан. В некрополе Херсонеса найден светильник, украшенный выпуклым изображением Геракла, поражающего палицей льва. Один из светильников — с изображением Геракла и киренейской лани — подробно описывает А.Н.Щеглов. Этот светильник отнесен О.Ф.Вальдгауэром к местному южнорусскому варианту римского типа и датирован III в. н.э. Найден он также на территории некрополя. На щитке изображен Геракл в львиной шкуре, переброшенной через левое плечо. Он держит пойманную лань за рога, прижимая круп упавшего животного к земле коленом. А.Н.Щеглов сравнивает эту композицию с изображениями на некоторых римских саркофагах и на основании выводов В.Д.Блаватского о воспроизведении на них знаменитых акарнанских бронз Лисиппа считает данную композицию репликой одной из этих бронз, а именно — Геракла и лани. Видимо, сюда же можно отнести описанный выше светильник с изображением Геракла с яблоками Гесперид, повторяющий подобный сюжет на саркофаге.
На херсонесских светильниках встречаются также изображения фронтально стоящего героя или его палицы. Вызывают интерес два светильника, покрытые красным лаком, с изображением Амура с палицей Геракла в левой руке. Сюжет, в котором образ Эрота-Амура контрастирует с атрибутами Геракла — символами мужества и силы, напоминает терракотовые статуэтки того же периода, найденные на Боспоре.
Особую группу находок, связанных с культом Геракла, образуют рельефные изображения героя или его палицы, украшающие глиняные сосуды. Все они происходят из раскопок К.К.Косцюшко-Валюжинича. К этим находкам относятся: ручка от малого сосуда, украшенного выпуклой головой Геракла, светлоглиняная оригинальной формы ручка от большого сосуда, украшенная выпуклой сучковатой палицей, а также дно блюда с рельефным изображением головы Геракла и палицы.
Представленная сводка памятников позволяет сделать некоторые выводы. Пик популярности Геракла в херсонесской коропластике падает на III в. до н. э. — период экономического расцвета Херсонеса, его политической самостоятельности. В это время широко развивается торговля с Ионией, Афинами, городами Малой Азии, колониями греков в Северном Причерноморье. Если в Херсонесе был храм Геракла, то, скорее всего, он был воздвигнут именно тогда. На это время приходится и наибольшее количество изображений Геракла в камне, множество надписей, упоминающих его имя. Геракл выступает в это время не только как защитник города (приобретая в связи с этим государственное значение), но и как покровитель отдельных граждан, доказательством чего служат домашние алтари и святилища с терракотовыми изображениями героя.
Экономический и культурный расцвет Херсонеса обрывается во II в. до н. э. из-за войны со скифами. Это сказалось и на распространенности культа Геракла. В частности, возрастает количество терракотовых изображений героя и его атрибутов, происходивших с херсонесской хоры. Объясняется это тем, что Геракл, в связи с постоянным присутствием угрозы скифского нападения на сельскохозяйственную округу города, приобретает значение защитника, спасителя этой аграрной территории и ее населения.
Позднее всплеск интереса к герою в херсонесской коропластике связан с римским влиянием, когда в ней нашел отражение образ Геркулеса — покровителя легионеров. Но наряду с этим сохраняется и изображение «типично греческого Геракла», если этот вариант его образа можно так назвать. Так, часть сюжетов, связанных с подвигами героя, изображенных на щитках светильников римского времени, является репликами его статуй, созданных Лисиппом. Наконец, в изображении героя к этому времени проявляются и некоторые характерно местные черты.
В коропластике Херсонеса нашли свое отражение все основные ипостаси образа Геракла. Наиболее часто терракоты и светильники показывают Геракла в привычном образе блестящего героя-победителя. Кроме того встречены также статуэтки, изображающие Геракла в виде подневольного работника (форма «Геракл и Омфала»), пьяницы и обжоры (статуэтки комических актеров в роли героя). Некоторые портреты Геракла отмечены выражением усталости и скорби, несут отпечаток пережитых страданий (фрагменты терракот III в. до н. э. и III в. н. э.).
Сокращения:
АО — Археологические открытия
ВДИ — Вестник древней истории
ИАК — Известия археологической комиссии
КСИА — Краткие сообщения института археологии
МИА — Материалы и исследования по археологии СССР
НЗХТ — Национальный заповедник Херсонес Таврический
ОАК — Отчеты археологической комиссии
РА — Российская археология
СА — Советская археология
САИ — Свод археологических источников


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.