Реферат по предмету "Педагогика"


Организация творческой деятельности школьников в процессе изучения информатики

Содержание
Введение
1. Формирование творческой деятельности
1.1 Определение творческой деятельности
1.2 Методика формирования умений творческой деятельности учителя информатики
2. Творческие работы учащихся в курсе информатики
2.1 Общие положения
2.2 Примеры детских работ
3. Разработка урока с творческой деятельностью учащегося на уроке информатики
Заключение
Список литературы 
Введение
Современная практикареализует ориентацию школьников на теоретическую профессиональную деятельностьне только в лицейских, профильных классах, но и в общеобразовательных. Внаучной литературе имеются сведения по различным аспектам развития личностныхсвойств будущих профессионалов в единстве с профессиональными навыками />творческой, изобретательской />деятельности, которыеотражены в работах С.Я. Батышева, И.С. Кона, А.К. Марковой, В.В. Серикова, Д.И.Фельдмана и других. Исследовалась творческая профессионализация личности вработах Б.Г. Ананьева, В.Г. Авсеева, Е.М. Борисовой, Е.А. Климова, Н.В.Кузьминой, С.Н. Чистяковой и других. Интересны в этом плане и работы зарубежныхисследователей А. Андерсона, А. Герра, Р. Крейцберга, А. Маслоу и других.Подготовка учащихся, студентов к будущей конструкторско-изобретательскойпрофессиональной деятельности отображена в исследованиях А.П. Беляева, М.ИМах-мутова, P.M. Сырнева, А.П. Шпирмака.
Особый интерес для нашегоисследования имеют работы, где рассматриваются вопросы включения учащихся в />творческую техническую />деятельность. В работахотечественных психологов Б.Г. Ананьева, Т.В. Кудрявцева, И.С. />Якиманской,А.Н. Леонтьева, П.М. Якобсона, вопросы технической />творческойдеятельности представлены достаточно широко. Получили раскрытие различныеаспекты технической />творческой деятельности, в том числе и нафакультативных занятиях в работах В.А. Аптекмана, Ю.К. Бабанского, В.А.Горского, Д.М. Комского, В.Г. Разумовского, Ю.С. Столярова, А.П. Степанкова,К.А. Дуйсенбаева, Р.Д. Мерквиладзе.
Модель формированияумений творческой деятельности на этапе обучения в педагогическом вузеразвивает и конкретизирует предложенную ранее Ю.К. Бабанским модель учебногопроцесса. Используемая в работе модель представлена целевым,стимулирующе-мотивационным, содержательным, операционно-деятельностным,контрольно-регулировочном и оценочно-результативными компонентами.
Изучение курсаинформатики в школе должно преследовать две цели: общеобразовательную иприкладную. Общеобразовательная целя заключается в освоении учащимисяфундаментальных понятий современной информатики, формировании у них навыковалгоритмического мышления, понимания компьютера как современного средстваобработки информации. Прикладная в получении практических навыков работы скомпьютером и современными информационными технологиями.
Цель работы – изучитьорганизацию творческой деятельности школьников в процессе изучения информатики.
Задачи работы:
1) рассмотретьформирование творческой деятельности;
2) разработать урокинформатики в школе.
1.Формирование творческой деятельности 1.1 Определение творческой деятельности
Большинство исследованийсвидетельствуют о высокой образовательной и воспитательной эффективноститехнического творчества учащихся, о значительных возможностях обеспечения наего основе широких связей научно-технических знаний с материально-практическойдеятельностью, подчеркиваются преимущества внеурочных занятий [6, 114].
Проведенные исследованияпоказывают, что раннее включение учащихся в посильную для их возраста />творческую техническую />деятельность является важнымусловием всестороннего развития личности школьников (П.Р. Атутова, Ю.К.Бабанского, Ю.К. Васильева, Т.В. Кудрявцева, В.И. Кач-нева, Г. Милчевой, В.Оконя, Я.А. Пономарева, В.А. Полякова, В.Г. Разумовского, Б. Роте, М.Н.Скаткина).
Проблема«творческого потенциала и творческой готовности» получила отражение висследованиях Д.Б. Богоявленской, Л.С. Выготского, P.M. Грановской, Ю.Н.Кулюткина, Б.Ф. Ломова, Ж. Пиаже, Я.А. Пономарева. Значительный материалпредставлен в этом направлении в исследованиях школы Г.А. Бокаревой,посвященных формированию готовности будущего инженера к профессиональной деятельностив процессе обучения общенаучным дисциплинам, где изучаются проблемыформирования профессиональных убеждений (Е.А. Мажаева),компьютерно-информационной культуры (В. Дембров, A.M. Подрейко, Б. Кошелева),социально-профессиональной готовности военных инженеров (К.В. Греля),разработана концепция профориен-тированного процесса обучения лицеистов вкомплексе «лицей-вуз» (М.Ю. Бокарев). Однако проблема инженерно-творческойподготовки на довузовском этапе факультативного обучения изучена недостаточно.Не ясен, например, вопрос: каковы возможности факультативного обучения вразвитии готовности школьников к инженерному творчеству на довузовском этапевыбора инженерной профессии.
Отсюда возникаетпротиворечие между практикой проведения факультативных занятий, необеспечивающей в достаточной мере готовность к инженерному творчеству надовузовском этапе обучения, и неразработанностью системногонаучно-педагогического знания в этом направлении.
В работах И.С. Якиманскойговорится о том, что продуктивная (творческая) деятельность является важнейшимусловием построения развивающего обучения, и она оказывает положительноевлияние на развитие всех психических функций. «Организация развивающегообучения предполагает создание условий для овладения школьниками приемами умственнойдеятельности. Овладение ими не только обеспечивает новый уровень усвоения, но идает существенные сдвиги в умственном развитии ребенка».
Целевой компонентвключает в себя постановку цели формирования умений творческой деятельности. Вкачестве целей обучения рассматриваются формирование умений: 1) структурироватьпредметную область с позиций терминологического аппарата информатики; 2)строить информационно-логическую модель изучаемого процесса; 3) освоениявозможностей и трансформации элементов информационных технологий с учётомрешаемой задачи; 4) реализовать построенную модель в конкретной информационнойсреде; 5) рационального использования временных и информационных ресурсов наразличных этапах решения задачи [8, 112].
По мнению Е.С. Полат, проектнуюдеятельность необходимо рассматривать как эффективный способ развивающего ипроблемного обучения.
Младший школьный возраст- сензитивный период для развития креативности. Творческое мышление всегдавозникает в ситуации поиска и открытия нового при решении различных проблем,которые, ставя ребенка в ситуацию затруднения, предполагают возникновение такихмыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение и созданиепродуктов мышления в форме суждения, понятия, умозаключения.
Идея постановки иразрешения проблемы лежит в основе технологии проектной деятельности, все этапыкоторой успешно реализуются в среднем звене.
Следовательно, организуяработу по развитию креативности в начальной школе, на основе проблемныхметодов, мы будем способствовать повышению эффективности их проектнойдеятельности в старших классах, а, вовлекая младших школьников висследовательскую работу через мини- проекты, развитию их творческихспособностей уже сейчас. Поэтому, для достижения поставленной цели, я выбрала методыпроектирования и проблемного обучения.
Как считает Е.С. Полат,исходя из особенностей младшего школьного возраста, в начальной школе успешномогут быть реализованы:
Творческие проекты (1-4классы), предполагающие максимально свободный и нетрадиционный подход коформлению результатов: альманахи, театрализации, спортивные игры, произведенияизобразительного или декоративно-прикладного искусства и т.п. Продуктомпроектной деятельности (творческим продуктом) будут являться выставки, газеты,коллекции, костюмы, письма, праздники, системы иллюстраций, сказки.
Исследовательские проекты(4 класс) — по структуре напоминающие подлинно научное исследование. Продуктомисследовательских проектов в начальной школе могут быть — научные сообщения,статьи в школьной газете.
Важно отметить, чтопроектная деятельность в начальной школе осуществляется под непосредственнымруководством учителя или родителей, а дети, в рамках учебной и внеучебнойдеятельности, реализуют собственные идеи, проводят исследования, обобщают ипредставляют полученные результаты [8, 122].
1.2 Методика формирования умений творческойдеятельности учителя информатики
Составными компонентамиумения творческой деятельности являются: наличие объекта, на который направленодействие; знание объекта действия (его состава и состояния в данный момент);наличие задания и понимание его сущности; знание способов действия; переносдействия в новые ситуации. Научное отражение творческой деятельности БУИ должнобыть представлено взаимосвязанным единством знаний в области системногоанализа, математического моделирования и соответствующими им умениями. Поэтомув соответствии с этапами процесса обучения выделяем три основные группы уменийтворческой деятельности:
прогностические умения (умениекорректно формулировать цели и задачи творческого задания, осуществлятьструктуризацию и алгоритмизацию нестандартных задач, осуществлять «перенос»знаний в другую предметную область или на другой объект исследования);
исполнительские умения(умение применить инструментальные средства информатики для редукции исходнойзадачи, умение реализовать на практике созданную модель процесса,представленного в творческой задаче, умение наглядно представлять решениетворческой задачи, умение «защищать» методику и результаты решения творческогозадания);
аналитические умения(умение работать с научной литературой, умение формализовать модель процесса врамках конкретной математической схемы, умение контролировать и критическиоценивать свои действия при решении творческих задач, обобщать исистематизировать полученные результаты, умение выявлять закономерности,подобие и аналогии в изучаемых явлениях).
В структуре деятельностистудента по овладению умениями творческой деятельности могут быть выделеныследующие взаимосвязанные компоненты: осознание профессиональной и личностнойзначимости задачи овладения умениями творческой деятельности; целевая установкана овладение конкретными умениями; актуализация базовых знаний, которые лежат воснове формируемых умений; раскрытие содержания каждого умения как определеннойсовокупности действий и операций, его составляющих, и способов выполнениядействий; организация практической деятельности и упражнений по овладениюумениями; контроль за уровнем сформированности умений, учет и оценка хода ирезультатов деятельности.
В соответствии свыявленными особенностями умений творческой деятельности БУИ выделены следующиеприоритетные задачи по формированию у студентов:
1) умения применять методинформационного моделирования;
2) умения использоватькомпьютер для автоматизированного решения модельных творческих задач;
3) дидактические иметодические приемы, позволяющие самостоятельно повышать квалификацию в областиматематического моделирования и использования программных средств и информационныхтехнологий.
Изучение структуры,содержания и особенностей умений творческой деятельности позволило построитьформальную модель процесса их формирования у будущего учителя информатики. Этотпроцесс может быть представлен в виде стохастической динамической системы,элементами которой выступают образовательные ситуации.
Важным компонентомпроцесса формирования умений творческой деятельности будущего учителяинформатики является контрольно-регулировочный компонент, который предполагает,что контроль со стороны преподавателя за процессом формирования у студентовумений творческой деятельности и самоконтроль обучаемого за правильностьювыполнения заданий происходят одновременно.
Оценочно-результативныйкомпонент предполагает оценку преподавателем и самооценку обучаемым достигнутыхв процессе формирования умений творческой деятельности, установление ихсоответствия поставленным задачам, выявление причин обнаруженных отклонений,проектирование новых задач, учитывающих необходимость восполнения пробелов.
Все компоненты моделиформирования умений творческой деятельности БУИ взаимосвязаны и целостны. Приформировании умений творческой деятельности каждый компонент модели вотдельности играет определенную роль, но только все компоненты в совокупностиобеспечивают итоговый результат [5, 103].
Процесс формированияумений творческой деятельности студентов представлен в виде трёх этапов.
На первом этапе студентыосваивают базовые теоретические знания и практические умения при решениинаиболее типичных задач, при этом формируется положительная мотивация к учебнойдеятельности и непосредственно к изучаемому предмету. На данном этапе студентыприобретают умения репродуктивной деятельности. Несмотря на то, что репродукцияпредполагает схематизм, стереотипность действий, а, следовательно, и догматизм,она – необходимое условие творческой деятельности. Именно на репродуктивномуровне формируются необходимые умения и навыки, а сама деятельностьобеспечивается имеющимися наличными знаниями.
На этапе формированиярепродуктивных умений каждый студент, кроме контрольных, лабораторных работ,должен самостоятельно выполнять работы в качестве домашних заданий. Каждаятакая работа должна предполагать несколько вариантов ее выполнения, учитывающихиндивидуальные способности обучающихся к усвоению учебного материала [7, 113].
Основная задача второгоэтапа – формирование у студентов умений нормативной творческой деятельности.Ведущее место занимают приемы и методы, направленные на развитие творческихспособностей обучающихся.
На третьем этапе учебныйпроцесс строится таким образом, чтобы студенты могли активно приобретать умениясобственно творческой деятельности в результате выполнения многовариантныхтворческих заданий с элементами научного поиска. В нашем случае для этого вучебный процесс предложено ввести курс «Методы математического моделированиядинамических систем».
Максимальнаяпродуктивность в решении модельных задач достигается при создании условий,способствующих высокому уровню организации и последовательности совместной поисковойпознавательной деятельности. Возникающие проблемные ситуации преодолеваютсястудентом в процессе активного поиска и синтеза новых знаний, а также прииспользовании новационных способов действий. Наиболее продуктивен этот процессв совместной деятельности преподавателя и обучаемого [6, 190].
Создание хорошоорганизованной микросистемы «учитель — объект изучения — обучаемый», какпоказали наши исследования, является важным позитивным фактором приформировании умений творческой деятельности будущих учителей информатики.Особенности взаимодействия двух субъектов создают особую образовательную средуи требуют от обучаемого в подобной ситуации, с одной стороны, перехода отнормативного к аналитическому типу мышления, и одновременно, с другой, — принуждают его овладеть ассоциативно-синтетическим строго целенаправленнымпостроением маршрута достижения творческих умений. Процесс решения модельныхзадач ориентирован на выработку алгоритмизации самого процесса решения. Поэтомуодновременно с поиском рационального решения осуществляется и структуризацияимеющихся у обучаемого знаний и их целенаправленное пополнение. При освоениипрограммы указанного выше курса предусматривается привлечение студентов квыполнению различных творческих заданий, к научно-исследовательской работе, кподготовке научных публикаций, разработке и защите творческих проектов.
В результате исследованийустановлено, что одним из способов эффективного формирования умений творческойдеятельности будущих учителей информатики является использование предложеннойметодики обучения, основанной на выполнении многовариантных творческих заданий,связанных с построением и анализом математических моделей сложных систем вразличных предметных областях: в технике, экономике и др.
По результатамтеоретических и прикладных исследований предлагается для студентовчетвёртого-пятого курсов ввести учебный курс (по выбору) «Методыматематического моделирования динамических систем». Главная задача курса — создание благоприятной развивающей среды для углубления теоретических знанийстудентов по наиболее важным темам базовой дисциплины «Компьютерноемоделирование» и развитие соответствующих умений в области формализации икомпьютерного решения нестандартных прикладных задач. С использованием данныхтеоретических и экспериментальных исследований установлено, что введениеуказанного курса будет способствовать не только углублению базовых знаний вобласти прикладной информатики, но также может рассматриваться в качествеэффективного средства для систематизации профессиональных знаний и умений,стимулировать процесс выявления и развития творческих способностей БУИ. Винтересах постановки новой дисциплины выделены основные группы и определеныформы творческих заданий студентам, а также сформулированы методическиерекомендации по оптимизации базовых компонентов учебно-методического комплекса,поддерживающего предложенный автором механизм формирования умений творческойдеятельности у студентов старших курсов педагогического университета [4, 177].
2.Творческие работы учащихся в курсе информатики 2.1 Общие положения
В курсе информатикиучащиеся младших классов знакомятся с множеством новых терминов и понятий:алгоритм, информация, курсор, процессор и т.д. Дети этого возраста способныхорошо запоминать достаточно большой объем материала, а точнее –«вызубрить», то есть изучить без осознания. В результате, когда напоследующих этапах обучения требуется усваивать новую информацию на базе ужевыученной, этой базы может не быть или она непрочная: механически выученныйматериал не является хорошей опорой.
Кроме того, информатикуневозможно выучить, запомнить без осознания и выделения взаимосвязей, безформирования операций логического мышления.
Один из методов,способствующих осознанию материала, — его образное представление. Большинстводетей младшего школьного возраста хорошо воспринимают информацию, котораяпредставлена в виде занимательного сюжета: рассказа, сказки и т.д. Еще большеим нравится сочинять самим, причем творческая фантазия детей очень плодотворна.
В качестве примераорганизации литературного творчества детей при изучении информатики можнопривести результаты творческих работ учащихся 2-3 классов. Главные героипроизведений – понятия информатики, с которыми дети познакомились к этомувремени. Характеры выбранных персонажей должны соответствовать содержаниюописываемого понятия (например для Алгоритма скорее всего будут характерныпоследовательность, аккуратность, строгость, для Вируса – злобность,враждебность и т.д). Чаще всего дети выбирают наиболее близкий или любимый имижанр – сказку, а также приключения или детективную историю [10, 77]. 2.2 Примеры детских работ
Следующей формойтворческой работы учащихся является составление и отгадывание ребусов. И еслиучащиеся 2-3 класса с увлечением отгадывают ребусы, то учащиеся 5 классаполучают не меньшее удовольствие от процесса его создания. Разгадывание илисоставление ребуса – это такая деятельность, которая мотивируется нерезультатами: дети получают удовольствие от самого процесса работы. А этоважное условие формирования полноценной учебной деятельности.
Переходя из начальнойшколы (пропедевтический курс) в среднюю ступень обучения учащиеся знакомятся спрограммами обработки различных видов информации – редакторами. Среди них:графический редактор (MS Paint), текстовый редактор (MS Word), электроннаятаблица (MS Excel).
По окончании изучениитемы графический редактор учащимся предлагается домашнее задание, реализациякоторого на компьютере будет на следующем уроке: нарисуйте какую-либо сказку сее главными героями. При анализе работ, выполненных учащимися, учитывается нетолько «узнаваемость» этой сказки, но то какими средствамиграфического редактора пользовался ученик для достижения своей цели:применялись ли такие инструменты как эллипс, прямоугольник, отрезок, ломанаяили ученик рисовал только карандашом; использовалась ли заливка некоторыхфрагментов изображения и каков спектр цветов; какая часть рабочего листаиспользовалась для построения изображения и др. Причем свое мнение (иногда ипротиворечивые) высказывали и сами учащихся.
В конце изучения темытекстовый редактор учащиеся уже имеют навыки набора текста, его редактирования,могут изменить шрифт, его размер, начертание; применяют различные типывыравнивания абзацев (по правому краю, по левому краю, по центру, по ширине);могут использовать в своей работе объект WordArt а также простейшие автофигуры.Для определения готовности деятельности учащихся в нестандартных (новых) условияхпредлагается задача, на реализацию которой детям отводится два урока: оформитьпоздравительную открытку к произвольному празднику (Новому Году, 23 февраля, 8марта, Дню Святого Валентина, Дню рождения и др.). На первом уроке учащиесясоздают рисунок будущей открытки, на втором пишут текст поздравления и внедряютизображение в текстовый файл. В результате такой деятельности, когда условиезадачи сформулировано недостаточно четко, когда учащимся еще слабопредставляется конечный результат и пути его достижения, можно проследитьнасколько хорошо ученики усвоили материал. Другими словами могут ли ониграмотно и красиво расположить на странице любой текст или готовы действоватьтолько по образцу предложенным учителем.
Формирование навыковработы с электронной таблицей производится с некоторым набором задач следующегосодержания. Сладкоежка Пончик решил испечь на свой день рождения 3 торта:яблочный, ореховый и шоколадный. Для приготовления одного яблочного тортатребуется 200г сливочного масла, 200г муки, 2 яйца, 300г сахара и 8 яблок. Дляприготовления одного орехового торта надо 200г орехов, 400г муки, 300г сахара,300г масла и 3 яйца. На один шоколадный торт тратиться 3 шоколадки, 2 яйца,300г муки, 200г масла и 100г сахара. Масло в цветочном городе стоит 100 монетза кг, сахар – 20 монет за кг, яйца – 20 монет за десяток, мука – 30 монет закг, орехи – 100 монет за кг, яблоки – 2 монеты за штуку, шоколадки – 10 монетза штуку. Построить электронную таблицу, из которой будет видно, сколько будетстоить каждый торт; сколько продуктов каждого вида Пончик должен купить исколько это будет стоить; сколько всего денег он должен взять с собой,отправляясь за продуктами в магазин.
Для того, чтобы показатьнеобходимость электронных таблиц в пересчете всех результатов при изменениинекоторых исходных данных, учащимся задаются дополнительные вопросы, например:сколько будет стоить каждый торт, если на 3 монеты за 1кг подорожает масло и на2 монеты за десяток подешевеют яйца, если в шоколадный торт добавить 200горехов, какие из тортов может приготовить Пончик, если всего с собой у него 150монет, сколько должны стоить продукты для приготовления тортов, если Пончикрасполагает суммой в 180 рублей.
И если для решенияпоставленной задачи ученики еще слабо осознавали важность применения формул(считали на калькуляторе и записывали результат в ЭТ), то для ответов надополнительные вопросы (пересчет всех результатов при изменении любого изусловий), они видели необходимость, а самое главное – полезность, в ихиспользовании.
Базовый курс информатикиимеет несколько содержательных линий, среди которых есть линия исполнителя,линия алгоритмизации и программирования. Раздел алгоритмизация является самымсложным в курсе информатики и изучается учениками 7-8 классов гимназии, период формированиялогического и алгоритмического мышления. Творческую деятельность учащихся науроке организовать очень нелегко, поскольку необходима очень прочная база,опираясь на которую можно решать нестандартные задачи, задачи повышеннойтрудности. Такую опору имеют лишь малая группа учеников класса, поэтомутворчество всех здесь неуместно. Имеется четко поставленная задача, для решениякоторой ученики строят модель, составляют алгоритм решения, записывают алгоритмна понятном компьютеру языке (программа), запускают программу на выполнение,анализируют результат выполнения программы, при необходимости уточняют модель ивыполняют операции описанные ранее.
И все же элементытворческой деятельности учащихся можно увидеть, предлагая им самим составитьусловие задачи после изучения определенной темы (ветвление, выбор, повторение,вспомогательные алгоритмы и др.), а еще лучше, если условие задачи будетсопровождать и ее решение. В результате такой деятельности учащихся учительможет определить: насколько глубоко, полно и правильно ученик понял и усвоилматериал; грамотно ли составлена задача и к какому классу сложности относится(в одно, два, три действия); имеет ли «подводные камни» в решении илиее решение достаточно «прозрачно» и не вызывает интереса других ученикови т.д.
Следующей формойтворческой внеурочной (домашней) деятельности учащихся является составлениекроссвордов. Работа по составлению кроссворда обеспечивает максимальнуюсложность при минимальной структуре, причем по внутреннему содержанию это оченьсерьезная работа, а по внешней форме очень напоминает игру – наиболее близкую иприятную деятельность учащихся. Такая деятельность учащихся очень важна длязапоминания понятий и терминов информатики, причем при анализе составленныхкроссвордов особое внимание уделяется четкости определения, правильному подборуродового понятия к определяемому слову. Рассматриваются различные виды (сключевым словом, круговые, образные, линейные, двумерные, японские,скандинавские и др.), жанры (научный, юмористический, профессиональный) иуровни сложности кроссвордов.
В старшей школезначительно глубже рассматривается содержательная линия информационныетехнологии. Рассматриваются такие возможности текстового редактора как созданиетаблиц, различных видов списков, внедрение объектов MS Equation, Graph, Image,слияние нескольких документов, форматирование документов сложной структуры ит.д. Предлагаются задачи следующего содержания: оформить грамоту победителюолимпиады по информатике в произвольной форме; оформить титульную страницулюбой книги; оформить произвольное рекламное объявление (формат листа А4);оформить афишу кинотеатра о любом фильме; разработать гипертекстовый документпо одной из тем любого школьного предмета, после вывода темы должно задаватьсятри тестирующих вопроса, а в случае неверных ответов – выводить справку поданной теме; разработать гипертекстовый документ «Видеотека», в которомсодержится список видеофильмов и ссылки на биографии актеров и режиссеров,участвовавших в съемках того или иного фильма. При помощи дизайнера презентацийPowerPoint создать справочник по одной из тем любого школьного предмета.Справочник должен иметь структуру состоящую из нескольких слайдов, причемпредусмотреть переход по слайдам в зависимости от выбора того или иного понятияили определения. Слайды должны содержать в себе не только текстовую информацию,но и таблицы, рисунки, диаграммы, а по возможности звуковое сопровождение и(или) видеофрагменты.
Определенным недостаткомв работе над развитием творческих способностей школьников можно считать слабоеразвитие коммуникационных технологий в гимназии. Это, во-первых, слабаязаинтересованность учащихся в работе по созданию школьной печатной газеты. Помоему мнению проблема в недостаточной работе Пресс-центра гимназии, малой информативностиучащихся о событиях, происходящими внутри гимназии, а также за ее пределами.Необходимо повышение активности учащихся, их заинтересованности в жизни школы.Во-вторых, существует большое количество разнообразных конкурсов, олимпиадпроводимых в области, регионе, различных городах страны и за ее пределами,участие в которых предполагает наличие телекоммуникационных сетей. Инымисловами можно участвовать в конкурсах, проводимых на любой территории не выходяза пределы образовательного учреждения. Учителя-предметники заинтересовались бытакой возможностью при решении в большей степени финансовой стороны данноговопроса [3, 113].
Одной из форм творческойдеятельности учащихся на уроках информатики является проектная деятельность.Свое применение она находит по завершении изучения учащимися одного из языковпрограммирования (Basic, Pascal). Для решения поставленных задач применяютразличные конструкции языка (ветвление, выбор, повторение с предусловием,постусловием, параметром), используют различные типы данных (строка, массив,запись, множество), разбивают задачу на подзадачи (процедуры, функции). Далееучителем предлагается на выбор несколько тем (проектов) для дальнейшей работы,либо тема формулируется самим учащимся. В качестве примеров можно привестинекоторые темы проектов: реализовать на компьютере игру крестики-нолики, причемпредусмотреть варианты игры игрок против другого игрока, компьютер противигрока, реализовать демонстрационную работу модели старинной русской задачи оперевозке волка, козы и капусты, разработать программу моделирующую различныефизические, химические или биологические процессы (броуновское движение,движение электронов по орбитам, о численности популяций) и др. Работа надпроектом осуществляется не только на уроках информатики, но в большей степениучащимися дома. Поэтому конечный результат напрямую зависит от организацииработы в домашних условиях. Хотя и те ученики, которые не имеют домавозможности поработать за компьютером, в целом неплохо справляются. Лучшие изработ учащихся представляются на ежегодный городской конкурс «Юныйпрограммист» и по рекомендации городского методического объединенияучителей информатики могут быть засчитаны в качестве экзамена на итоговойаттестации по предмету «Информатика».
В заключении хотелось быотметить, что организуя подобные формы творческой работы учащихся, я имеювозможность использовать результаты детского творчества при обучении«следующего» поколения, причем авторы работ знают об этом, а иногда исами выступают перед другими школьниками. Для ребят это переход в позициювзрослого который дает большой стимул к познанию, ведь в этом случае ученикучится не потому, что так хотят взрослые, а потому что это нужно ему самому,чтобы научить кого-то другого [8, 118].
3. Разработкаурока с творческой деятельностью учащегося на уроке информатики
Тема: Принтеры:матричные, струйные, лазерные. Техническое и материальное обеспечениепринтеров.
Цель: изучить основныевиды принтеров, их устройство, достоинства и недостатки; научится распечатыватьсоздаваемые документы.
План урока:
Организационный момент.
Объяснение новой темы:
Все печатающие устройстваможно подразделить на последовательные, строчные и страничные. Принадлежностьпринтера к той или иной из перечисленных групп зависит от того, формирует он набумаге символ за символом или сразу всю строку, а то и целую страницу. В своюочередь, в каждой группе можно выделить устройства ударного (impact) ибезударного (non-impact) действия. По используемой технологии печати различаютматричные, струйные и лазерные принтеры. (показ видеороликов демонстрирующихпринцип работы принтеров)
Разрешение характеризуетвеличину самых мелких деталей изображения, передаваемых при печати безискажений. Измеряется обычно в dpi (dot per inch) — числе наносимых отдельныхточек красителя на дюйм бумаги. Современные принтеры имеют разрешение 600 –2440 dpi. (4800 – за два прохода).
Матричные принтеры.
Последовательные ударныематричные печатающие устройства (impact dot matrix) работают следующим образом:вертикальный ряд (или два ряда) игл или молоточков «вколачивает» краситель сленты прямо в бумагу, формируя последовательно символ за символом. (показ схемына экране). Для этих принтеров обычно возможно использование как форматной, таки рулонной бумаги. Головка принтера может быть оснащена 9, 18 или 24 иголками.Существуют модели принтеров как с широкой (формат А3), так и с узкой (форматА4) кареткой. Высокое качество печати достигается в режимах NLQ (Near LetterQuality — почти машинописное качество) для 9-игольчатых и LQ (Letter Quality —машинописное качество) — для 24-игольчатых принтеров.Достоинства Недостатки
Низкая себестоимость печати
Простота в обслуживании
Низкая скорость печати
Шумность
Низкое качество печати
Отсутствие цветной печати
Струйные принтеры.
Струйные принтерыотносятся к безударным печатающим устройствам, то есть таким, у которыхноситель печатаемой информации не касается бумаги. Струйные чернильные принтеры(Ink Jet) относятся, как правило, к классу последовательных матричныхбезударных печатающих устройств, которые, в свою очередь, подразделяются наустройства непрерывного (continuous drop, continuous jet) и дискретного(drop-on-demand) действия. Последние в своей работе опять же могут использоватьлибо термическую «пузырьковую» технологию (bubble-jet, или thermal ink-jet),либо пьезоэффект (piezo ink-jet). У чернильных устройств, как, впрочем, и уударных матричных принтеров, печатающая головка движется относительнонеподвижной бумаги. Сопла (канальные отверстия) на печатающей головке, черезкоторые разбрызгиваются чернила, соответствуют «ударным» иглам. Количествосопел у разных моделей принтеров обычно варьируется от 12 до 256. Посколькуразмер каждого сопла существенно меньше диаметра иглы (тоньше человеческоговолоса), а количество сопел может быть больше, то получаемое изображение должнобыть в этом случае четче (если чернила не расплываются на бумаге). Максимальнаяразрешающая способность массовых моделей достигает значения 1440 точек на дюйм.(показ схемы на экране)
Основными параметрамиструйных принтеров являются технология печати, разрешение, количество цветов,стоимость эксплуатации и некоторые другие.
Технология печати.
Под технологией печатипонимается способ формирования капли чернил. В пьезоэлектрических печатныхголовках капля формируется и выстреливается на бумагу за счет пьезоэффекта(принтеры Epson), в пузырьковых головках капля выстреливается за счет давленияпузырька пара, возникающего при нагревании чернил (принтеры Canon,Hewlett-Packard и Lexmark). В пузырьковых печатных механизмах сопла печатнойголовки изнашиваются быстрее, поэтому головка совмещена с картриджем и меняетсяна новую вместе с опустевшим баллончиком чернил. Пьезоэлектрические головкиобычно несменные, меняются только баллончики с чернилами, хотя головка тожесчитается расходным материалом и иногда выходит из строя.
Количество цветов.
В черно-белых принтерах,которые уже практически не выпускаются, печатная головка (и картридж к ней)была одна (примеры: Epson Stylus 200 и 1000, HP DeskJet 520). В так называемыхтрехцветных принтерах, или принтерах с возможностью цветной печати, можноустановить только один картридж либо с черными чернилами, либо с тремячернилами CMY (Cyan, Magenta, Yellow — голубой, малиновый, желтый). Черный цветпри использовании такого картриджа получается смешением этих цветов и вреальности выглядит грязно-коричневым. Такие принтеры пригодны дляэпизодической печати простейшей иллюстративной графики (примеры: HP DeskJet 400и 600C, Lexmark 1020). В четырехцветных принтерах реализуется модель печатиCMYK (Cyan, Magenta, Yellow, Black) и применяются либо четыре отдельныхкартриджа, либо два: черный и цветной. Большинство современных струйныхпринтеров именно четырехцветные. Сегодня наиболее качественная печать цветныхрастровых изображений получается при использовании не четырех, а шести цветов.Шестицветные модели струйных принтеров есть в арсенале всех ведущихпроизводителей этих устройств.
Интерфейс.
До недавнего времениосновным интерфейсом для подключения принтеров был параллельный порт сразличными его расширениями: EPP, Bi-Directional и т. п. С активным внедрениемшины USB появляется все больше устройств с этим интерфейсом. Существуют модели,поддерживающие печать через ИК-порт.
Стоимость эксплуатации.
Как известно, многиеструйные принтеры продаются по своей себестоимости или даже ниже, а основнойдоход производитель получает от продажи расходных материалов. Стоимостьнедорогих принтеров равна стоимости 3-5 картриджей к ним. Одним из способовснижения себестоимости черно-белой печати является заправка картриджей и ихповторное использование. Такая возможность существует практически для всехпринтеров, хотя некоторые фирмы-производители принтеров крайне негативноотносятся к идее заправки их картриджей и даже отказываются от выданнойгарантии в случае выхода принтера из строя из-за использования нефирменыхрасходных материалов. Можно ли заправлять тот или иной картридж, обычно указанов руководстве к принтеру. Заправке лучше всего поддаются картриджи от пузырьковыхпринтеров, в то время как для принтеров с несменной головкой эксперименты позаправке представляются слишком рискованными. Для заправки лучше применятьрасходные материалы известных производителей (BASF, Fullmark), предназначенныеименно для этой модели картриджа (например, попытка заправить картридж HPDeskJet 600 чернилами от HP DeskJet 400 может привести к тому, что чернила,имея разное поверхностное натяжение, просто не смогут оторваться от печатнойголовки, собираясь под ней в большую каплю. В случае неправильной заправкикартридж может протечь внутрь принтера и привести к замыканию и выходу принтераиз строя. Заправлять картридж стоит не позднее суток с момента его исчерпания,иначе остатки чернил в соплах засыхают, и картридж выходит из строя. Приперезаправке себестоимость черно-белой печати снижается в 3-5 раз при небольшомухудшении качества печати (чернила для заправки обычно обладают худшейводостойкостью, чем оригинальные). Без серьезного ухудшения качества печатикартридж способен выдержать 2-3 перезаправки. Цветные картриджи заправлять неимеет смысла из-за обычно невысоких объемов цветной печати, существенно худшегокачества чернил и более высокой цены заправочного комплекта.
Ресурс принтера.
Различные моделипринтеров обладают разным ресурсом, то есть временем непрерывной эксплуатации.Для недорогих принтеров для дома и офиса он обычно не превышает 1000 страниц вмесяц, для сетевых принтеров этот показатель превышает десятки тысяч страниц.Печать большего количества листов приводит к преждевременному износу принтера ивыходу его из строя.
На российском рынкехорошо известны струйные принтеры компаний Canon, Epson, Hewlett-Packard,Lexmark, Olivetti, Samsung.Достоинства Недостатки
Высокое качество печати
Высокая скорость печати
Бесшумность
Недорогой принтер
Цветная печать
Высокая себестоимость печати
Небольшой ресурс картриджа
Лазерные.
В лазерных принтерахиспользуется электрографический принцип создания изображения. Этот процесс, вчастности, включает в себя создание рельефа электростатического потенциала вслое полупроводника с его последующей визуализацией. Собственно визуализацияосуществляется с помощью частиц сухого порошка — тонера, наносимого на бумагу.Наиболее важными элементами лазерного принтера являются фотопроводящий цилиндр(печатающий барабан), полупроводниковый лазер и прецизионнаяоптико-механическая система, перемещающая луч. (показ схемы на экране)
На рынке лазерныхпринтеров можно выделить печатающие устройства малого быстродействия (скоростьвывода 4 — 6 страниц в минуту), принтеры среднего быстродействия (7 — 11страниц в минуту) и принтеры коллективного использования, так называемыесетевые принтеры (более 12 страниц в минуту), которые имеют большой ресурспечати и могут подключаться непосредственно к сети Ethernet. Для лазерныхпринтеров, работающих с бумагой формата А4, стандартом де-факто становитсяразрешающая способность 600-1200 dpi (точек на дюйм). Принтеры, способныеработать с бумагой формата А3, как правило, имеют разрешающую способность 1200dpi и выше, а также невысокую скорость вывода — 3-4 страницы в минуту. Кнаиболее важным функциональным возможностям принтеров относятся такие, какподдержка технологии повышения разрешающей способности, наличие масштабируемыхшрифтов (PostScript, TrueType), объем оперативной памяти и т. п.
Кроме лазерных принтеровсуществуют и так называемые LED-принтеры (Light Emitting Diode), которыеполучили свое название благодаря замене полупроводникового лазера в них«гребенкой» мельчайших светодиодов. Разумеется, в данном случае не требуетсясложная оптическая система вращающихся зеркал и линз, что позволяетреализовывать более дешевые решения. В области светодиодных принтеровспециализируется компания OKI.Достоинства Недостатки
Высокая скорость печати
Высокое качество печати
Низкая себестоимость печати
Большой ресурс картриджа
Высокая стоимость принтера
Высокое энергопотребление
Заключение
Согласно современнойконцепции информатизации образования, в учебный план начальной школы введенпропедевтический курс изучения информатики (I-VI классы). В связи с этимтребуют решения вопросы по выявлению особенностей применения компьютеров вучебном процессе начальной школы.
Одной из основных проблемобучения в начальной школе является резкая смена ведущей деятельности ребенка сигровой на учебную. Формирование учебной деятельности очень часто не совпадаетс игровыми потребностями ребенка и очень болезненно воспринимается им. Дляболее плавного перехода от преимущественно игровой деятельности к учебной можноиспользовать возможности игровых дидактических компьютерных технологий. Однимиз кардинальных вопросов при этом является вопрос о том, кто долженосуществлять основные функции по использованию компьютеров в учебном процессе:учитель информатики или учитель начального класса?
Учитель информатикихорошо знает компьютерные технологии, но плохо — методику обучения и уровеньразвития младших школьников. Учитель начального класса наоборот, не разбираетсяв компьютерах, но хорошо владеет методикой обучения. Самостоятельно проводитьобучение оба учителя не могут.
Как показывает практика,очевидный способ совместного проведения занятий не получает широкогораспространения в начальной школе: для индивидуализации процесса работы вкомпьютерном классе учащихся необходимо делить на группы, а при этом встаетвопрос о том, кто и как будет работать с оставшейся группой в учебном классе?Кроме того, сложившаяся социально-экономическая ситуация уже длительное времяне стимулирует большинство учителей, зачастую перегруженных другими заботами, кноваторской деятельности. Учитывая эти обстоятельства, предлагается выход:объединить возможности по формированию учебной деятельности и развитиюиндивидуальности учащихся обоих учителей, но при этом максимально упростить ихработу по подготовке и проведению занятия, возложив эти функции на компьютер.Для этого применяется программно-методический комплекс «Радуга вкомпьютере», рекомендованный МО РФ в 1996 г. к использованию в школе.
К настоящему времени всостав ПМК входят 76 дидактических и развивающих компьютерных игр,предназначенных для изучения математики, русского языка, обучения грамоте иразвития психофизических качеств младшего школьника. База дидактическихматериалов охватывает все основные разделы типовой учебной программы по этим предметамдля 1-3 классов и содержит несколько тысяч упражнений.
Общее руководство попроведению занятия осуществляет учитель начального класса: при помощи сборниковдидактических материалов он выбирает необходимые для поддержки учебногопроцесса упражнения и определяет порядок их использования. Затрачивая на этообычно всего 2-5 мин. своего времени, он при этом может совершенно неразбираться в компьютерах и компьютерных играх, и даже не присутствовать назанятиях. В соответствии с его выбором учитель информатики подготавливает ипроводит занятие, затрачивая на его подготовку в среднем 5-15 мин. Функцииконтроля за ходом проведения занятий возложены на компьютер. Таким образом,объединение усилий обоих учителей позволяет организацию подобных занятий в большинствероссийских школ, имеющих IBM-совместимый компьютерный класс и свободное время врасписании его работы. Подобный компьютерный практикум предоставляет учащемусявозможность использовать и развивать полученные на уроках математики и русскогоязыка знания, умения и навыки в своей практической деятельности — игре, чтоимеет несомненную педагогическую ценность.
Такой подход киспользованию компьютерных технологий в начальной школе позволяет на деле и ужесегодня осуществлять принципы гуманизации нашего образования, предполагающиеповорот школы к ребенку, принятие его личностных целей и интересов.Формированию учебной деятельности при этом сопутствует и развитиеиндивидуальности учащегося, его интеллектуальной, мотивационной, эмоциональнойи волевой сфер, воспитание информационной культуры будущего члена новогоинформационного общества XXI века.
Списоклитературы
1.                 Бабнский Ю.К.Творческая деятельность учителя информатики. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
2.                 Виленский М.Я.,Зайцева С.Н. Педагогические основы формирования опыта творческой деятельностибудущего учителя: Учебное пособие. М.: Прометей, 1993. – 117 с.
3.              Загвязинский В.И.Теория обучения: Современная интерпретация: Учеб. пособ. для студ. пед. вузов /В.И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
4.               Захарченко И.Б.По страницам учебника информатики. М.: ПРИОР, 2006.
5.              Изучениеинформатики в школе / Под ред. Ю.Д. Сафронова. М.: ПРИОР, 2005.
6.              Информатика вшколе / Под ред. Б.Б. Борисова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
7.              Калошина И.П.Психология творческой деятельности: Учеб. пособ.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.-431 с.
8.              Орлова М.И.Информатика. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
9.              Полат Е.С.Творческая деятельность. М.: ПРИОР, 2005.
10.            Роберт И.В.Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы иперспективы использования / И.В. Роберт. – М.: Школа-пресс, 1994. – 205 с.
11.            Смирнова Е.Е. Психолого-педагогические условияформирования творческих способностей студентов при изученииобщепрофессиональных дисциплин в техническом вузе /Тульский артил. инжен.ин-т.-Тула, 2005.- 28 с.- Библиогр.: с.26-27.- Деп. в ВИНИТИ 23.08.2005 г.,№1170-В2005.
12.            Шайденко, Н.А.Формирование творческой личности учителя в учебном процессе педагогическоговуза / Н.А. Шайденко. – М.: Прометей, 1992. – 96 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.