Введение
Понятие исторического времени неоднократно менялось. Это нашло отражение в периодизациях исторического процесса. Почти до конца XVIII века историки различали эпохи по правлению государей. Французские историки в XVIII веке стали выделять эпохи дикости, варварства и цивилизации. В конце XIX века историки-материалисты разделили историю общества на формации: первобытно-общинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую.
На рубеже XXI века историко-либеральная периодизация делит общество на периоды: традиционный, индустриальный, информационный (постиндустриальный).
Существуют разные точки зрения по поводу того, сколько было цивилизаций в том ареале, который именуется Россией. Одни историки считают, что с IX в. (образование древнерусского государства) по настоящее время существует одна цивилизация, в развитии которой можно выделить несколько этапов, различающихся особыми типологическими чертами, что позволяет квалифицировать их как самостоятельные «исторические субцивилизации».
По мнению некоторых исследователей, было три таких субцивилизации;
1) Киевская Русь (примерно с конца Х по конец XIII в., включая этапы как киевского, так и владимиро-суздальского и галицко-волынского политического приоритета);
2) Московская Русь (с начала XIV по кояед XVII в.);
3) имперская Россия (с начала ХУШ в. по сей день). Другие исзюрики в качестве особого субцивилизационного этапа выделяют советский период (с 1917 г.). Третьи — становление киевской субцивилизации связывают не с образованием древнерусского государства, а с принятием христианстаа (конец Х в.). 1
По мнению других ученых, в том ареале, который называется Россией, сущестаовала не едва, а две цивилизации. С IX (или VI) по конец XIII в. «русско-европейская» (или — «славянско-европейская») цивилизация, а с начала XIV в. — «евразийская» (или «российская»). Наконец, некоторые историки рассматривают советский период в отечественной истории как становление особого типа цивилизации.
Итак, целью работы является рассмотрение временных сдвигов периодизации истории России по отношению к всемирно-исторической периодизации.
В работе необходимо рассмотреть временные периоды и сдвиги исторического питии России, а так же её отношение к всемирно-исторической периодизации.
Временные сдвиги в периодизации истории России по отношению к всемирно-исторической периодизации
В мировом цивилизационном развитии Россия занимает особое место. Расположенная территориально в Европе и Азии, она естественно подвергалась влиянию соседних как западных, так и восточных стран. Исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. В процессе формирования российской государственности по-разному испытывалось воздействие как восточного, так и западного типов цивилизаций. Но нельзя отрицать и того, что история России носит самостоятельный характер.
Придерживаясь общепринятой периодизации, отечественные историки отмечают, что эпоха Древнего мира для Западной Европы завершается V-VI вв. Затем наступает почти тысячелетний период Средневековья. На смену ему с эпохи Возрождения (Ренессанса) (XV в.) наступает период Нового времени, а с XX в. – Новейшего времени.
Для Восточной Европы V-VI вв. характеризуются началом формирования славянских племен, общинно-коллективистских форм самоуправления и становления древнерусской государственности.
Древний мир оставил великое наследие античной цивилизации, получившей наивысшее развитие в Древней Греции и Древнем Риме (VIII в. до н.э. — Vв.). Античная цивилизация в условиях рабовладельческого строя выдвинула различные формы государственного устройства. Она показала образцы народовластия и демократии для свободных граждан, испытала республиканскую, олигархическую, имперскую формы правления. Римское право – образец системы норм, регулирующих имущественные, частнособственнические отношения. Латынь стала общим языком западно-христианского богослужения.
В древнюю эпоху сложился и восточный тип цивилизации (Индия, Китай, Вавилон, Финикия, Ассирия), для которого характерны общие черты, формировавшиеся под воздействием сходных форм жизнеобеспечения, необходимости сооружения централизованных мощных систем ирригационного оросительного земледелия. Их отличала глубокая религиозная духовность и фатальная вера в сверхъестественные силы. Характерно почитание мудрости старших. Личность подчинена общим интересам: общине, касте, государству. Верховным собственником выступает государство, власть. Существовала строгая иерархия по вертикали: власть (правитель), бюрократия, община (она тяготеет к замкнутости). Везде отмечалась колоссальная роль государства в управлении, распоряжении собственностью. При ослаблении государства такое общество распадалось.
В IV-VII вв. в Европе происходило так называемое Великое переселение народов. Оно началось с того, что на культурно развитые античные страны нагрянули массы варваров – восточногерманские племена готов, вандалов, бургундов. Переселенцы проходили огромные расстояния. Так, готы с берегов Балтийского моря перешли сначала в Черноморские степи, на берега Днепра и Дуная. Вандалы из области Прикарпатья дошли до Испании.
Толчок к великому переселению народов был дан с востока появлением в IV в. в Европе монгольского племени гуннов. Они напали на сарматский народ аланов, занимавший низовье Волги, затем перешли Дон и обрушились на готов. Под ударами варваров античная Римская империя, увлекая их в движении на запад, раскололась в 339г. на две половины: западную и восточную. Западная империя просуществовала всего 80 лет. Восточно-Римская империя (Византия) просуществовала свыше 1000 лет (395-1453гг.)
На формирование древнерусской государственности, общественное развитие оказало значительное влияние античное наследие Византии, особенно древнегреческая культура, ее христианская духовность, соборная церковная обрядность. В то же время надо отметить, что на развитие древнерусской государственности значительное влияние оказывали централизаторские факторы восточного типа цивилизаций.
Россия как цивилизация и культура уникальна по определяющим особенностям жизнедеятельности. Все историки признают специфику объективных условий, под влиянием которых формировался наш народ.
Во-первых, неблагоприятные природно-климатические условия. Краткий цикл сельскохозяйственных работ в 125-130 дней во многом определил черты национального характера, способность к мобилизационности, крайнему напряжению сил, взаимопомощи.
Во-вторых, в становлении и развитии Руси, России особая роль принадлежит евразийскому, континентальному геополитическому фактору. Обширная слабозаселенная территория объективно способствовала установлению добрососедских отношений славян с угро-финскими, летто-литовскими племенами. Земли всем хватало. В то же время отсутствие естественных преград, гор, морей, помогало единению славян в народные ополчения, созданию централизованной государственности, что было необходимо для защиты обширных рубежей от нашествий юго-восточных кочевников, западных завоевателей. Наличие обширных земельных резервов благоприятствовало переселению людей при увеличении нормы эксплуатации земель, что вынуждало государство усиливать контроль за земледельцами.
В-третьих, в сложных природно-климатических и геополитических условиях славяне сравнительно быстро отошли от языческих вероисповеданий и приняли православную религию. Ее коллективистская духовность цементировала народ. 2
Эти факторы обусловили специфичность социальной организации древнерусского, а затем всего российского общества. Первичной социально-хозяйственной ячейкой стала община с отношениями артельного товарищества, а не частнособственническое образование как на Западе. Все это вело к формированию самобытной российской цивилизации в контексте всемирной истории.
А. Ахиезер, считая, что Россия застряла между традиционной и либеральной цивилизациями, говорит о ней как особой промежуточной цивилизации, сочетающей элементы социальных отношений и культуры обеих цивилизаций. Разработав социокультурную концепцию истории России, в основу ее периодизации он положил динамику господствующих в обществе нравственных идеалов — «соборного» и «авторитарного». Каждому инверсионному циклу, т. е. переходу ет одного идеала к другому (прямая инверсия), а затем — возвращению в модифицированном виде к первому (обратная инверсия), соответствует глобальный период истории. Таких периодов в отечественной истории, начиная с основания государственности на Руси, Ахиезер выделил три: 1) IX в.- 1917 г.; 2) 1917-1991 гг. 3) с 1991 г.
Л. Семенникова в основу периодизации цивилизационного развития России кладет прежде всего политический фактор.
Временные сдвиги в истории России всегда носили революционный характер. С начала сложения индивидуальной истории России, а именно с прихода в русские земли князя Рюрика, временные сдвиги новили военный характер. Взять монголо-татарское иго, отбросившее Россию на 2 века назад. Далее борьба против этого ига, захват власти Москвой над другими городами и централизация власти в единой точке. Остальные сдвиги имнели скорее революционный характер, отмена крепостного права, свержение самодержавия в России. Несомненно, огромным временным сдвигом явились Первая и Вторая мировые войны, после которых страна долго не могла оправиться. Эти войны в отличие от ига не отбросили страну во времени, но значительно ослабили её, что не помешало явиться новому временному сдвигу – свержению СССР и появлению Российской Федерации.
А теперь мы рассмотрим временные вдвиги в периодизации России с точки зрения российских историков-критиков.
Историческое время (периодизация) в трудах российских историков
В. Татищев
(1686–1750)
Всемирно-историческая теория
1) Единовластие (от Рюрика до Мстислава 862–1132 гг.).
2) Аристократия удельного периода (1132–1462 гг.).
3) Восстановление монархии при Иоанне Великом III (1462–1505 гг.).
4) Укрепление монархии при Петре I (нач. XVIII века).
Н. Карамзин
(1766–1826)
Всемирно-историческая теория
1) Введение монархической власти – от призвания князей варяжских до Святополка Владимировича (862–1015 гг.).
2) Угасание самодержавия – от Святополка Владимировича до Ярослава II Всеволодовича (1015–1238 гг.).
3) Гибель русского государства и постепенное государственное возрождение России – от Ярослава II Всеволодовича до Ивана III (1238–1462 гг.).
4) Утверждение самодержавия от Ивана III до Ивана IV (1462–1533 гг.).
5) Восстановление единовластия царского и превращение самодержавия в тиранию – от Ивана IV (Грозного) до Бориса Годунова (1533–1598 гг.).
6) Смутное время – от Бориса Годунова до Михаила Романова (1598–1613 гг.).
С. Соловьев
(1820–1879)
Всемирно-историческая теория
1) Господство родового строя – от Рюрика до Андрея Боголюбского.
2) От Андрея Боголюбского до начала XVII века.
3) Вступление России в систему европейских государств – от первых Романовых до середины XVIII века.
4) Новый период истории России – от середины XVIII века до великих реформ 1860-х годов.
В. Ключевский
(1841–1911)
Всемирно-историческая теория
1) Русь днепровская, городовая, торговая (с VIII по XIII вв.).
2) Русь Верхневолжская, удельно-княжеская, вольно-земледельческая (XIII– сер. XV вв.).
3) Русь Великая, Московская, царско-боярская, военно-земледельческая (XV – нач. XVII вв.).
4) Всероссийский, императорский период (XVII – сер. XIX вв.).
М. Покровский
(1868–1932)
Всемирно-историческая теория (Материалистическое направление)
Периоды формационного (прогрессивного) развития:
1) Первобытнообщинный строй (до IX века).
2) Феодализм (IX–XIX вв.).
3) Капитализм (втор. пол. XIX. в. – 1917 г.).
4) Социализм (с 1917 г.).
Л.Гумилев
(1912–1992)
Локально-историческая теория
Период существования русского этноса – примерно 1200–1500 лет.
1) Фаза пассионарной вспышки. Рождение этноса происходит на базе старых этносов как сложная система. На основе слияния славян, татар, литовцев, финно-угорских народов возникает русский этнос (1200–1380 гг.). Создается Великое княжество Московское (1300–1500 гг.).
2) Фаза акматическая. Этнос распространяется в пределах Евразии от Прибалтики до Тихого океана (1500–1800 гг.).
3) Фаза надлома. Происходит огромное рассеивание пассионарной энергии, кристаллизирующееся в памятниках культуры и искусства, нарастание внутренних конфликтов, утрата единства этноса (1800–2000 гг.).
Исходя из идей Гумилева, можно предложить дальнейшую периодизацию:
4) Фаза инерционная. Возвращается единство этноса, идет взаимное подчинение людей друг другу, накапливаются материальные блага (2000–2300 гг.).
5) Фаза обскурации. Процессы распада этноса становятся необратимы. Господствуют люди вялые и эгоистичные. (2300–2500 гг.).
6) Фаза мемориальная. Этнос умирает (2500–2700 гг.).
И. Ионов
(наш современник)
Всемирно-историческая теория (Либеральное направление)
Периоды временной модернизации (прогресса):
1. Традиционное аграрное общество (до конца XIX века)
2. Индустриальное общество (конец XIX — конец XX века)
3. Постиндустриальное общество (с конца XX века)
С.Нефедов
(наш
современник)
Всемирно-историческая теория
(Технологическое направление)
1. Норманнское завоевание Восточной Европы и становление Киевской Руси (IX в.).
2. Модернизация по византийскому образцу и принятие христианства (X–XII вв.).
3. Монгольское завоевание и становление Великого княжества Московского (XIII – XV вв.).
4. Модернизация по османскому образцу (XVI в.).
5. Модернизация по шведско-голландскому образцу (XVIII–XX вв.).
6. С XIX века на территории Восточной Европы распространяется общемировое явление – переход, модернизация общества традиционного в индустриальное. Переход датируется XIX–XX вв. Этот период хронологически совпал с периодом вестернизации, начавшейся раньше, в XVIII веке.3 --PAGE_BREAK--
Сторонники «двух цивилизаций» в России исходят из того, что на рубеже ХIII—ХIV вв. начинает складываться новая «матрица» цивилизации. Доминантной формой интеграции, т. е. цивилизационной основой России, становится государственность, формирующая в обществе и особый нормативно-ценностный порядок.
В это время меняется социальный генотип: Россия переходит с эволюционного на мобилизационный путь развития. Традиционное общество уступает место мобилизационному с особым типом социальных связей, основу которых составляет министериалитет.
В это же время, согласно «пассионарной» концепции Л. Гумилева, начинается генезис нового — русского — этноса, а затем российского суперэтноса. По наблюдениям некоторых исследователей, центральным моментом в процессе формирования российской цивилизации был социально-экологический кризис XVI в. С ним был связан переход от разорванности общества и культуры на две части — крестьян-полуязычников, жителей лесов, хозяйствующих по технологии подсечно-огневого земледелия, с одной стороны, и христианско-православного мира: князей, церкви,. горожан, крестьян ополий, анклавов пашенного земледелия, с другой, — в единое российское общество. В это время быя сделан выбор между интенсивными и экстенсивными формами эконоинки в пользу последних. Следствием чего стадо превращение кратковременного для Западной Европы ироцесса — колонизации и распашки земель — в длительный и стержневой для истории России процесе. Победа иосифлян над нестяжателями утвердила в православной культуре «идеал повиновения и покаяния», вытеснив «идеал созидания» Нила Сорского, рассматривавшего физический труд в качестве обязательной предпосылки «умного делания» и близкого в этом плане идеологическим постулатам западной ветви христианства с ее принципом «молись и работай», Главная ценность христианства — спасение души после смерти, — с одной сторейды, и труд как ценность, с другой стороны, оказались отделены и противопоставлены друг другу.4
В рамках древнерусской («русско-европейской») цивилизации можно выделить несколько субцивилизаций: «киевскую», «новгородскую», «северо-восточную» и «юго-западную». Киевская субцивилизация прекратила сущеетвование в XIII в. в результате татаро-монгольского нашествия. Новгородская субцивилизация — в XV в. в ходе «подчинения Новгорода Москве». Юго-западная субцивилизация явилась основой создания в XIV в. Литовской Руси, которая пекле объединения е Польшей вошла в состав западноевропейского цивилизационного ареала. На основе северо-восточной субцивилизации стала складываться в XIV в. «дочерняя» Московская Русь, ставшая основой российской («евразийской») цивилизации.
Отличие министериалитет от вассалитета.
Министериал – слуга, и сколь бы высокий пост в администрации он ни занимал, его юридический статус был низок. Министериалитет – это служба недоговорного характера, ибо вотчинник распоряжался министериалом как своей собственностью. Однако германский министериалитет, развиваясь, постепенно превращал слуг в вассалов. Это сословное возвышение министериалов показывает, что господствующим типом отношений в Западной Европе был вассалитет.
Вассалитет, как известно, система отношений личной зависимости одних феодалов от других, т.е. иерархия на вполне определенной ступени развития феодального общества. На месте вассалитета возникало государственное подданство. Термин «подданство» мы употребляем в двух значениях. Подданство государственное – это ступень развития, когда всякий подчиняется верховному сюзерену напрямую, а не через вассалитет. Подданство-министериалитет – это служба, в которой отсутствует договорная основа, т.е. слуга находится в прямой и безусловной зависимости от господина. Слуга мог приобретать большую власть и собственные владения, но по отношению к слуге господин имел всегда принципиально больше прав, чем к вассалу.
Заключение
Итак, мы рассмотрели временные сдвиги периодизации истории России по отношению к всемирно-исторической периодизации. Теперь можно подвести выводы.
В мировом цивилизационном развитии Россия занимает особое место. Расположенная территориально в Европе и Азии, она естественно подвергалась влиянию соседних как западных, так и восточных стран. Исторический процесс взаимосвязан и взаимообусловлен. В процессе формирования российской государственности по-разному испытывалось воздействие как восточного, так и западного типов цивилизаций. Но нельзя отрицать и того, что история России носит самостоятельный характер.
Придерживаясь общепринятой периодизации, отечественные историки отмечают, что эпоха Древнего мира для Западной Европы завершается V-VI вв. Затем наступает почти тысячелетний период Средневековья. На смену ему с эпохи Возрождения (Ренессанса) (XV в.) наступает период Нового времени, а с XX в. – Новейшего времени.
История России корнями уходит в историю многих государств и народов, когда-либо проживавших на территории от Балтики до Тихого океана. Каждый россиянин может считать себя потомком любого древнего жителя Евразии, которая представляла собой в веках «гигантский котел этнической переплавки» бесчисленных больших и малых народов.
Список литературы
1. Выбор пути. История России. 1939-2000. Отв. ред А.Т. Тертышный. Екатеринбург, 2008. 488с.
2. Земцов И. Крах эпохи. Кн. 1. М., 2006. 371с.
3. История России. XX век / Отв.ред. В.П. Дмитренко. М., 2006. 476с.
4. Мунчаев Ш. М., Устинов В. В. История России. М., 2007. 327с.
5. Маркова А. Н., Скворцова Е. М., Андреева И. А. История России. М. 2005. 376с.