План:
Введение
Формирование и развитие Великого шелкового пути (ВШП):
Возникновение ВШП
Исторические направления Великого шелкового пути
ВШП и Кушанское царство
ВШП и Арабский халифат
ВШП и Чингизхан
ВШП и А. Темур
Программа «Шелковый путь»
Великий шелковый путь возрождается
Заключение
Введение
«Прокладываядорогу в новоетысячелетие, мы протягиваемвсем руку дружбыи взаимопонимания, символизируя это словами: безопасность, стабильностьи устойчивостьразвития».
И.Каримов.
В историичеловеческойцивилизацииесть немалопримеров длительноговзаимовыгодногокультурногои экономическогосотрудничествамежду странамии народами сразличнымиполитическими, религиознымии этническимитрадициями.Например, существоваллегендарныйпуть «из варягв греки», довольнодлительноевремя действовавшиймежду Русьюи скандинавскимистранами (Швеция, Норвегия, Дания).Известен вистории и солянойторговый путь, который проходилпо Африканскомуконтиненту, пролегая восновном черезпустыню Сахару.
Носамым значительным, широко известнымв мире являлсяВеликий шелковыйпуть, протянувшийсяот береговАтлантическогоокеана до береговТихого, пересекавшийвесь Азиатскийконтинент исоединявшийстраны Средиземноморьяс Дальним Востокомв древностии раннем средневековье.Это была непросто дорогаили даже системадорог от океанадо океана, этобыл сложнейшийкультурно—экономическиймост междуВостоком иЗападом, соединявшийнароды в ихстремлениик миру и сотрудничеству.
Формированиеи развитиеВеликого шелковогопути (ВШП)
ВозникновениеВШП
ВозникновениеВеликого шёлковогопути относитсяко II в. до н.э. А сам термин«Великий шёлковыйпуть» был введёнв историческуюнауку учёнымиXIX столетия, после того какв 1877 годунемецкийпутешественники историк К.Рихтгофеннаписал своюработу «Китай», в которой онвпервые и определилэтот торговыйпуть по восточнымстранам названием«шелковый путь».
Следуетзаметить, чтоеще задолгодо образованияВеликого шёлковогопути на территорииЦентральнойАзии и ДревнегоВостока существовалипути, которыеслужили целямвойны и мира.По ним продвигалисьбольшие армиии малые отряды, разгоралиськровавые битвы, расположенныевдоль них городаподвергалисьнападениям; в мирное жевремя эти путислужили связующиминитями политической, торговой икультурнойжизни. Именноэту их функциювсегда ценилинароды.
Одиниз древнейшихпутей —«лазуритовый»— сложилсяеще в 3—2тысячелетияхдо н.э. Он начиналсяв горах Памира, проходил черезИран до ПереднейАзии и Египта.Полудрагоценныйкамень лазурит(ляпис-лазурь), добываемыйв районе верхнейАмударьи наПамире (в Бадахшане), высоко ценилсяювелирамидревневосточныхгосударств, таких как Шумер(Двуречье) иЕгипет. Прираскопкахгробниц в нихбыли обнаруженыизделия избадахшанскоголазурита.
Другойпуть — знаменитая«царская дорога»Ахеменидов— связывалв VI—IV вв. дон.э. малоазиискиегорода Эфеси Сарды на берегуСредиземногоморя с однойиз столиц Иранаи городом Сузы.Ещё один путьвёл из Ираначерез Бактрию, Согдиану, Ташкентскийоазис и территориюКазахстанадо Алтая.
В IV в. дон.э. АлександрМакедонскийразгромил армиюпоследнегоахеменидскогоцаря Дария ивесной 329г. до н. э. появилсяна границеСредней Азии.Несмотря насильное сопротивление, АлександрМакедонскийустанавливаетздесь своёгосподство.Им было основанобольшое числоАлександрий, самая далёкаяиз которыхнаходиласьна берегахСырдарьи, где ныне находится г.Ходжент. Огромноеисторическоезначение походовАлександраМакедонскогои Селевкидовзаключаетсяглавным образом в активномпроникновениив Среднюю Азиюзападной культуры.Если политическоеподчинениегреческимизавоевателямиМаргианы, Бактрии, Согда оказалось недолговечным, то процессэллинизации, то есть слияниегреческой исреднеазиатскойкультур, способствовалинтенсивномуподъему духовнойи материальнойкультуры.
Втечение этогопериода сохранялисьсвязи междуСредней Азиейи культурамиИндии и восточногоСредиземноморья.Около III в.до н.э. сталиустанавливатьсяконтакты и сКитаем.
Известно, что КитайскийимператорBy Ди в 138 г. дон.э. отправилсвоего послаЧжан Цяня напоиски союзниковв борьбе противвоинственныхкочевых племёнгуннов, которыеопустошалисеверные окраиныКитая. Путешествуя, посол попалв плен к гуннамна целых десятьлет. Ему удалосьбежать и черезвысокие перевалыЦентральногоТянь-Шаня выйтик Иссык-Кулю.Пройдя вдольберега рекиНарын, он попадаетв Ферганскуюдолину. Длянего явилосьнеожиданностьюто, что в долинерасполагалосьмножествогородов, объединенныхв одно государство.Он попыталсядоговоритьсяс правителемферганскойдолины, но тотсоглашалсятолько наустановлениеторговых отношений, и Чжан Цяньотправилсядальше на юг.Возвращаясьиз путешествия, он вновь попалв плен к гуннам, но на этот разбежал спустядва года. ЧжанЦянь представилимператоруподробныйдоклад о своёмпребываниив Средней Азии, указал удобныепути для торговли, которые впоследствиистали основойВеликого шелковогопути. Императордал ему титул«Великийпутешественник».
Сведенияоб обмене междуКитаем и СреднейАзией содержатся, в основном, вкитайскиххрониках начинаяс 1 в. до н.э.по VII— VIII вв.н.э. Ранниесвидетельстваповествуюто дарственныхподношениях, которые направлялисьиз стран среднеазиатскогорегиона кимператорскомудворцу. Отсюдатакже посылалисьдары, если Китайхотел привлечьна свою сторону кого-либо из тамошних владетелей. Из среднеазиатскихдаров особенноценились знаменитыекони Давани, быстроногиескакуны, которыхкитайцы называли«небесными»,«крылатыми».А ценились онипотому, что вКитае существовалалегенда: чтобыутвердить своюбожественностьи достичь бессмертияимператордолжен былвознестисьна небо припомощи упряжкинеземных лошадей.Именно ЧжанЦянь завёз вКитай «небесных»коней. Этотпредприимчивыйпутешественниквывез из СреднейАзии не тольколошадей, но икорм для них— семена люцерны.Вскоре посевылюцерны распространилисьпо всему Китаю
Постепенноторговые отношениямежду СреднейАзией и Китаемукрепляются.Каждый годимператорскийдвор направлялпо меньшей мерепять миссийна запад всопровождениинесколькихсот стражников.Они везли ссобой шелк иметаллическиеизделия, которыеобменивалина лошадей, нефрит, коралли другие товарыиз СреднейАзии.
Китайскиеизделия предназначалисьне только дляСредней Азии.Значительнаяпотребностьв уникальныхшелковых" тканяхбила в Персиии в государствахк западу отнеё.
ВЕвропе считали, что шёлк растетна деревьяхи что толькокитайцы знаютсекрет этойкультуры. Впериод ПравленияАвгуста Римплатил за китайскийшёлк шерстянымитоварами, специямии стекляннымиизделиями.
Укитайцев жене было ни малейшегонамеренияопровергатьлегенды подобногорода, чем ониобеспечилисебе монополиюи экспорт этойдорогостоящейткани. Парфяне, через территориюкоторых осуществляласьторговля, точнотак же не виделиповода длятого, чтобыраспространятьчто-либо отехническихаспектах изготовленияшёлка, однакополучали изторговли имзначительнуюприбыль, каки многие последующиединастии, черезземли которыхпроходилишёлковые пути.
Перваявстреча римлянс этой тканьюне увенчаласьособой славой.Марк МицинийКрасе, члентриумвирата, консул и римскийнаместник вСирии, мечталпройти по стопамАлександраМакедонскогои повторитьего победы наВостоке. В 53г. до н.э. он повёлсемь легионовчерез Ефратв бой противпарфян. Однаконе весть о победеили смятениепо поводу пораженияпроизвели фурорв Риме, а совершеннослучайноесобытие, а именно— открытиешёлка. Оно былосвязано с поражениемлегионов.
Парфянево время сражениядля видимостиобратилисьв бегство длятого, чтобызатем молниеносноразвернутьсяв седле и осыпатьпреследующихлегионеровдождём из стрел— это был знаменитыйпарфянскийвыстрел. Крометого они неожиданно развернули огромные, светящиеся и переливающиесяна солнце знамена, напугав солдатнастолько, чтоони сдались.Это стало однимиз самых тяжелыхпоражений Рима.А вышитые золотомзнамена сталипервыми шелками, которые когда-либовидели римляне.
Увиденнаяоднажды, этаткань в последующиестолетия поверглаРим в настоящую«шелковуюлихорадку»: Эту прохладнуюткань, «легкуюкак облако»и «прозрачнуюкак лёд», римляненазвали —«китайскаявуаль».
Караваны, выходившиеиз Китая, направлялиськ севернымТянь—Шаньскимгорам, пересекалитерриториюСредней Азии, а затем черезХорасан (западнееАмударьи) попадалив Месопотамиюи к Средиземноморью.
ПротяжённостьВеликого шёлковогопути составляла12 тыс. километров, поэтому малокто из торговцевпроходил всюшёлковую дорогуполностью. Восновном онистаралисьпутешествоватьпосменно иобмениватьтовары где-тона полпути.
НапротяженииВеликого шёлковогопути в городахи селениях, через которыепроходиликараваны, находилиськараван—сараи(постоялыедворы). В нихимелись худжры(«комнаты отдыха»)для купцов иобслуживающегокараван персонала, помещения дляверблюдов, лошадей, мулови ослов, необходимыйфураж и провиант.
Караван-сараиявлялись местом, где можно былопродать и купитьоптом интересныйдля купца товар, а главное.—узнатьпоследниекоммерческиеновости и, преждевсего, цены натовары.
Хорезм, Согдиана иФергана сталипреуспевающимиторговымицентрами.Шелковая дорогастимулировалапотребностьв среднеазиатскихтоварах, такихкак лошади икормовые культуры, а также виногради хлопок. В городахремесленникиосвоили новыевиды ремесла: производствометаллическихизделий, перенятогоу Востока, иизделий изстекла —у Запада.1
ИсторическиенаправленияВШП
Являясьусловным названием, ВШП представлялсобой сетьдорог, по которымв древностии средневековьеосуществлялисьторгово-экономическиесвязи странВостока иЗапада, находившихсямежду тогдашнимимировымицивилизациями- Римской(Византийской)и Ханьской(Китайской)империями.
Охвативпрактическивесь Евразийскийконтинент, включая нынешнюютерриториюРоссии. Закавказьяи ЦентральнойАзии, широкоразветвленнаясеть ВШП разносилапо свету мировыерелигии, письменностик культуры.Этот путь, действовавшийполторы тысячилет, сыгралогромную рольв сближениидвух континентов, во взаимномкультурномобогащениимногих европейскихи азиатскихнародов.
На гранидревней и новойэры торговыекараваны чзКитая начиналисвой путь отЧаньяни и шлик Дукьхуа-городу награнице у Великойстены. Отсюдамаршрут расходилсяна два пути: северный июжный.
«Севернаядорога» проходилавдоль южныхсклонов Тянь-Шаняи реки Таримчерез Турфани вела в Кашгар, Алай, а оттуда- в Ферганскуюдолину (Давань), среднеазиатскоеМеждуречье(Самарканд, Мера), затемповорачивалак низовьямВолги и СеверномуПричерноморью(по китайскимисточникам-Лисянь). Онаоканчиваласьв местных греческихколониях. Этадорога, однако, не была устоявшимсяторговым маршрутом.
Такиммаршрутом стала«Южная дорога»,которая началафункционироватьв 115 г. до н.э.благодаряоткрытиюгосударственногопочтовоготракта по южнойи севернойокраинам пустыниТакла-Макан.Как повествуют«ОписанияЗападного края»ханьских династийныххроник, «Южнаядорога» велав Дацинь (восточныепровинцииРимской империи)через Памир, Хотан, Яркенд, Балх, Мерв, Гекатомпили Экбатану(нынешнийХамадан). Затемона делиласьна две ветви.
Однаиз ветвей, в товремя главнаямагистраль, вела в Селевкию-Ктесифонна Тигре и далеепо древнейахеменидскойдороге (царскойдороге Дария)в Междуречье(Месопотамию)и Сирию. Еетерминаломбыла тогдашняястолица Сирии- Антиохия.
Другаяветвь отходилав Армению, еетогдашнююстолицу Арташат.Она пролегалачерез Гандзак-Шахастан(Газака), тогдашнийцентр АтропатеныМидийской(Малая Мидия, нынешний ИранскийАзербайджан).Далее дорогапроходила повосточномупобережьюозера Урмияи пересекалареку Араке уДжуги (Джульфа).Затем черезНахичеван полевобережьюреки Араке онавыходила вАраратскуюравнину.
Протяженностьэтой первоймировойтрансконтинентальнойторговой трассыпревышала7000 км. ОсновноенаправлениеВШП никогдане менялось, но локальныеизменения наравнинах происходилидовольно часто.Практическинеизменнымибыли горныедороги, пролегавшиепо ущельям, перевалами высокогорнымтропам.
Сдревних временТянь-Шань итерриториюсовременногоКыргызстанапересекалитри ветви ВШП:
Памиро-Алтайскийпуть. ОтСредиземногоморя, пересекаяИран, караваныприходилив большой городМерв, Здесьпуть раздваивался.Одни караванышли в г. Термез, переправлялисьчерез Амударью, затем по берегуее правогопритока Кызыл-Суподнималисьна Алтайскоенагорье. Здесьпуть их лежалк удобномупроходу Иркештами по течениюреки Кук-СунаправлялисьВ пределы ВосточногоТуркестана.
Ферганскийпуть. Другиекараваны изМерва направлялисьчерез Бухаруи Самаркандк Ходженту иприходили вФерганскуюдолину. Далеена Восток путьвел по предгорьямс обширнымибогатыми пастбищами.Караванызаходили вгорода Ош иУзгенд. Затемвверх по рекеЯссы предстоялтрудный путьв ЦентральныйТянь-Шань к г.Атбаши. Отсюдаодни двигалисьна юг в пределыВосточногоТуркестана, а другие — на озеро Иссык-Кульк г. Барсхан.
Чуйскийпуть. В раннемсредневековьеон был самыможивленным.Караваны изСамаркандашли в Ташкент.Затем вдольпредгорийКыргызскогохребта ониприходили вЧуйскую долину.Здесь с западана восток тянуласьцепочка городов, через которыепроходиликараваны. Самымикрупными изних были Невакети Суяб. Из Суябачерез ущельеБоом торговцыпопадали наозеро Иссык-Куль.Вдоль его южногопобережья, минуя городаЯр, Ход и Тон, караваны проходилив г. Барсхан(р-он Кайсары).Из Барсханабыло два пути.Один вел насевер черезперевал Сан-Ташв степи Монголиии к кыргызамв Южную Сибирь.Другой через перевалДжуук в ЦентральныйТянь-Шань ичерез перевалБедель в ВосточныйТуркестан. ИзВосточногоТуркестанавсе пути велив Китай.
В серединеII в. н.э. КлавдийПтоломей далописание античноговарианта ВШП.По нему дорогавела черезМесопотамию(Междуречье), Ассирию (Адиабена)и Мидию в Экбатану, оттуда поворачивалак Кастийскимворотам (горныйперевал восточнееРея), затемпроходилачерез Парфиюв Гекатомпил, Арию (Герат), Бактру (Балх)и МаргианскуюАнтиохию (Мерв).Путь, описанныйПтоломеем, делился натри отрезка: от переправычерез рекуЕвфрат до Балха, от Балха доКаменной башнии от нее до Серы(Чаньянь). Установлениеконтактов исвязей междустранами, находившимисяна всем пространствеот Рима до Китая, привело к активизациитогдашнеймировой торговли.
ВIII — первойполовинеIV в.в. положениестран ПереднейАзии на путяхмировой торговлиподверглосьсущественнымизменениям.С возникновениемВизантийскойимперии этимаршруты сталиориентироватьсяна Константинополь, превращавшийсяв крупнейшийторговый икультурныйцентр на стыкеЕвропы и Азии.Тогда, нарядус сирийскимучастком «Южнойдороги», сформироваласьновая континентальнаямагистраль, направившаясячерез Экбатануи Арташат вКонстантинополь.
Вскором временинеобходимостьдальнейшегосокращения, выпрямленияпути в Константинопольпривела к тому, что сталииспользоватьсядороги, проходящиечерез Рей (близТегерана), идороги из Междуречья(Низибин) в МалуюАзию (черезСамосату). Дорогаот Рея пошлапо местам, гдевпоследствиивозникли Казвин, Зенджан, Мианеи Тебриз.
ВIV-VI вв. междуВизантией иИраном заключалисьсоглашения, по которымобмен товарамии, главным образом, китайскимшелком, междуперсидскимии византийскимикупцами производилсяв специальноотведенныхместах — Низибине (рекаТигр), Калинникуме(река Евфрат)и Арташате(река Араке), впоследствииего функцииперешли к Двину.
Оживлениемировой торговли.наметившеесяв V -началеVII вв., привелок открытиюновых путей.Китайскиеисточники тоговремени описываюттри дороги:«Северную»,«Среднюю» и«Южную». Последняявела в Северо-западнуюИндию. «Севернаядорога», минуяставку тюркскогокагана (близозера Иссык-Куль), огибала Каспийскоеморе и выходилак Причерноморью.Что касается«Средней дороги», то она выходилачерез Цунлин(Памир), проходилачерез страныЦао, Хе, Большуюи Малую Ань, Самарканд, Бухару, Мерв, доходила доБосы (Иран) идостигалаЗападногоморя.
«Средняядорога», отходившаяот Двина вКонстантинополь, вела черезКарин (Феодосиополь, Эрзерум), Колонию(Койли, Гисар), от нее в Никию(Езник), Амасию, Гангру и Ангрию(Анкюра, Анкара).Дорога в южномнаправлениипроходилачерез Хлат, Хлимар, УрфуОдесса) и Дамаскв Иерусалим, а оттуда вАлександрию.Другая дорогавела в Басручерез Нахичеван, Гандзак-Шахастан, Тизбон (Ктеси-фон), Аколию (Куфа).От Гандзака-Шахастанадорога отходилана Ниневию(Мосул), Мцбин(Низибин) и УрфуОдесса). Насеверо-востокдорога проходилачерез городаВосточногоЗакавказьяс выходом кКаспийскомуморю. Северо-западноеответвлениеот Двина велок Фазису (Поти)и Диоскурии(Сухуми).2
ВШП иКушанскеоцарство
В1 в. н. э. на территорииСредней АзииобразуетсяКушанскоегосударство, первым правителемкоторого былКудзула Кадфиз.Столицей государства, вероятно, былгород на местеДальверзинтепа, в долинеСурхандарьи.Во время правленияКудзулы Кадфизав состав Кушанскогогосударстванаряду с южнымирайонами Узбекистанаи Таджикистанавошли Афганистани Кашмир. В периодправленияКанишки(78—123 гг. н.э.) Кушанскаядержава расширяетэкспансию наВосток: укрепляетсвои владенияв Индии, столицагосударствабыла переведенаиз Бактрии вПешавар (насевере Индии)3, а Кушанскоегосударствопревратилосьв огромнуюимперию, занимавшуютерриториюот Индии и Хотанадо юга Узбекистанаи Афганистана.Строятся новыегорода, развиваютсяремесла иустанавливаютсяторговые связис Индией, Китаеми Римской империей.В торговлеособенно высокоценились лошадииз Ферганы.
Именнов Кушанскийпериод широкийразмах принимаетмеждународная торговля, способствовавшая укреплениюВеликого шелковогопути. Направлениеторговых связейопределялосьследующимобразом: навостоке —с Китаем, кудаиз Средней Азиивезли шерстяныеткани, ковры, украшения, лазурит и породистыхлошадей: а изКитая доставлялисьшелковые ткани, железо, никель, меха, чай, бумага, порох; на юге— с Индией, откуда вывозилипряности иблаговония.Путь в Индиюбыл назван«висячим перевалом»из-за узких, повисших набольшой высоте, карнизов вгорах; на западе— через Иранс Сирией и Римом, где китайскийшёлк ценилсяна вес золота; на севере— через Хорезмс ВосточнойЕвропой.4
Главнаядорога проходилачерез Дуньхуан, Хами, Турфан, Кашгар, Узген, Ош, Куву, Андижан, Коканд, Самарканд, Бухару и Мерв(см.карту). В Мерве(современныйгород Мары вТуркменистане)великий шелковыйпуть разветвлялся.
Однаветвь велачерез Хорезмна Волгу, в ВосточнуюЕвропу. Такимобразом товарыиз Китая, Индии, Средней Азиидостигали Руси: Киева, Новгорода, а позже и Москвы.В Москве нарынке был особый, как его называли,«индийский»ряд, где торговалив основномвосточные, индийскиекупцы.
Другаяветвь шла черезБалх и землисовременногоАфганистанав Индию. Третьянаправляласьк Багдаду идалее к Средиземномуморю. Здесьтовары перегружалисьна корабли ипопадали вЕгипет, Византию, Италию.
Примечательно, что кроме основныхдорог Великогошёлкового путисуществовалии примыкавшиек ним караванныетропы. Известно, что существовал«золотой» путь.По мнениюА.Сагдуллаева, В.Костецкого, Н.Норкуловаон был названтак из-за сказочныхбогатств Кураминскихи Алтайскихгор, а такжереки Зарафшани шёл в направлениик Папу и Заркенту, к поселениямрудокопов истоянкам кочевников.А по мнениюА.Аскарова— это был путьв Сибирь, проходившийчерез Давань(Фергану) попобережью озераИссык-Куль, покоторому возили золото. Но вполне вероятно, чтофункционировалиоба эти пути.
Существовали так называемый«серебряный»путь, по которомушли караваныс центрально-азиатскимсеребром в тегосударства, где его не хватало: через Хазарскийкаганат, Булгарскоегосударство— в КиевскуюРусь и страныЕвропы. Серебро, добываемоев рудниках Шашаи на горе Кухи—сим(«Серебрянаягора»), шло начеканку монет.Судя по находкамсеребряныхмонет – дирхемов— на территорииРоссии, Германиии стран Балтики, они вывозилисьи как деньги, и как товар.Торговля восновном быламеновая, деньгислужили лишьединицей счета.Купцы оценивалисвой товар вопределенную сумму и менялиего на другойтовар такойже стоимости.
С караванамина Запад и Востокпо Великомушелковому путишли купцы, дипломаты, искатели лёгкойнаживы и приключений, простые труженики — ремесленникии земледельцы, а также паломники—пилигримы.Особенно многобродило покараваннымпутям буддийскихмонахов и: служителейкульта Будды.Их движениене было бесцельным, по сути ониосуществлялираспространениерелигии. Постепеннобуддизм изИндии проникаети в страны, расположенныевдоль Великогошёлкового пути.Временем активногопроникновениябуддизма вСреднюю АзиюдатируетсяизвестноебуддийскоесвятилищеАйртам (СевернаяБактрия, IIв. н.э.).
Особенносильный центрбуддизма былобнаруженархеологамипри раскопкахв Термезе, вместечкеДальверзин-тепа.Здесь находитсяцелый комплексхрамов, посвященныхБудде. Судя пораскопкам, этобыл мощный ивесьма долговременныйцентр буддизмана юге СреднейАзии, откуданачалось широкоераспространениеэтой религиипо всей территорииСредней Азии, ставшей в периодКушанскойимперии государственнойрелигией.
Затем по караванному пути буддизм постепеннораспространилсяв Китай, далеедвинулся вЯпонию, Юга—ВосточнуюАзию и страныИндокитая.Сейчас мы знаем, как глубоковнедрилсябуддизм во всехэтих странах.Особенно прочноон укоренилсяв Китае и Японии.То есть самаяактивная исамая непосредственнаяроль в распространениибуддизма принадлежитименно Великомушелковому пути.
Буддизм былне единственнымучением, попавшимв Среднюю Азиюи Китай о Запада.Наряду с зороастризмомздесь имелиместо несторианскоехристианствои манихейство.
Несторианцыбежали в СреднююАзию и Китайот преследований, которые начались, когда их толкованияхристианскихсюжетов былиобъявленыправославнойцерковью вСирии ересью, в частности, они считали, что Иисус былрожден человеком, а затем уж сталмессией (Христом).
Китайцыназывали христианство«учением света»и отличали егоот зороастризма, который ониобозначаликак «учениеогня». В Китаезороастризмне получилширокогораспространенияи оставалсябольшей частьюрелигией чужеземцев.
Манихейство,«учение о двухпринципах», имело в противоположностьэтому большойуспех. Оно сочетаетв себе элементы зороастрийских и христианских религиозныхпредставлений.Характернымтакже являетсястрогий дуализм, утверждаемыйдвумя непримиримымипринципамиДобра и Зла.Запрещенноев Персии вIII в., манихействопрочно обосновалосьв Согдиане, аначиная сVIII в. нашломногочисленныхсторонниковв Средней Азиисреди уйгуров.Период егорасцвета длилсявплоть до Х в.Отношениекитайцев кманихейцамбольшей частьюзависело отих отношенийс уйгурами, аони, в свою очередь, были жизненноважными дляфункционированияторговли наВеликом шёлковомпути.
В период послеХ в. манихействов западнойчасти ЦентральнойАзии былоокончательновытесненоисламом, а ввосточной части— буддизмом.
Ноэтот путь, соединявшиймногие страны, способствовал только миграциирелигий, параллельнос этим шёл стольже активныйкультурныйвзаимообмен, в том числеписьменностии музыки.
Средняя Азиявсегда отличаласьсвоеобразиеммузыкальногоискусства. Аеё выгодноегеографическоеположение впериод функционирования Великого шёлкового пути способствовалооживлению ив сфере еёмузыкальнойжизни. СредняяАзия выступалане толькопосредником, но и активнымучастникомпроцесса музыкальноговзаимообогащениянародов. Политическаяобстановка, сложившаясяв регионе, врезультатекоторой СредняяАзия, ВосточныйТуркестан иСеверная Индиявошли в государственноеобъединениеКушанскойимперии (I—IV вв.), государстваэфталитов(V— сер. VI вв.), Тюркскогокаганата (сер.VI— VII вв.), способствовалаустановлениюнаиболее тесныхконтактов свосточнымистранами. Вэтот периодусиливаетсяих этническаяи культурнаяобщность, укрепляютсясвязи с Китаем.
В монографииЭ.Шефера «Золотыеперсики Самарканда»приведеныданные о разнообразныхдарах императорскомудворцу, а такжео широкой торговле.Это знаменитыесреднеазиатскиекони и собаки— очевидноохотничьи, пользовавшиесяшироким спросомв придворнойсреде. С охотничьимизабавами связанбыл привоз вКитай ловчихсоколов, а такжегепардов. ИзХорезма поступалимеха пушныхзверей —соболей, белок, лисиц, куниц, бобров, зайцев,' привозилисьтакже выделанныешкуры козлов, а из тюркскихстран —войлочныеизделия и доспехииз лошадинойкожи. В Китаеценили иноземноевино, и хотя кVIII в. изготовлениеего уже былоздесь освоено, из Чача (Ташкентскийоазис) в этупору привозилосьвино, приготовленное«по иранскомуспособу». ИзТохаристанадоставлялилекарство«читрагандха»— средствоот ран и кровотечений, представлявшеесмесь целебныхсмол и трав. Вкачествелекарственныхпрепаратовупоминается«терновый мед»— всем известнаяверблюжьяколючка, сладкийсок которойобладает целебнымисвойствами.
ЗначениеВеликого шелковогопути не исчерпывалосьторговым обменоми оседаниемвдоль его магистралейтех или иныхизделий в качествепосольскихдаров или предметоврынка. Шелковыйпуть в огромноймере способствовалретрансляциитехнологическихдостижений.Так, шелководствои шелкоткачество, которые долгоевремя былимонополиейКитая, в V—VIвв, продвинулисьв Среднюю Азию, Иран и Византию. И, наоборот, техника изготовления стекла, поступавшегоиз стран Средиземноморья, проникла в Ирани Среднюю Азию, а в V в. еёосвоили в Китае.
Существуетверсия приобретениязападным миромзнаний обизготовлениишёлка. Это произошлопосредствомтого, что насовременномязыке можнобыло бы назватьпромышленнымшпионажем.Китайскаяпринцесса в420 или 440 гг.должна былавыйти замужза правителяХотана и нехотела отказыватьсяот шёлка вдалиот своей родины.Поэтому спрятавличинки.шелкопрядав своей прическе, она пронеслаих контрабандойв Хотан. Такначалось изготовлениешёлка за пределамиКитая, хотяпоначалу и вмалом объёме.Из Средней Азиив Византиюличинки шелкопряда, а вместе с нимиосновы изготовленияшёлка, попали, спрятанныев дорожномпосохе несторианскогомонаха. Такимобразом быларазрушенамонополия Китаяна производствошёлка.
ВШП иАрабский халифат
В VII в. н.э.на Аравийскомполуостровеобразовалосьновое государство— Арабскийхалифат, начавшеевести завоевания, благодарякоторым ужев VIII в. н.э. онозанимало территориюот береговАтлантики доСредней Азии.Буддийскиехрамы в СреднейАзии были превращеныв мечети. Арабскийязык сталгосударственными литературнымязыком. Обязанностькаждого мусульманинасовершить втечение жизнихадж (паломничество)в священныйгород Меккупомогала развиватьпешеходныеи торговыедороги. Базируясьсначала в Дамаске, а затем в Багдаденовая империядобилась высокоразвитой торговлимежду Индиейи Китаем, с однойстороны, иславянскимистранами, Византиейи Европой, сдругой. Политическиеволнения ненарушали торговойактивностии культурныхконтактов впределахмусульманскогомира. Мусульманскиеторговцы активнодействовалина караванныхпутях и утвердилисьв торговыхцентрах далекоза пределамиих собственнойимперии, Мусульманскиекоммерческиеобщины можнобыло найти отИспании доКитая, а торговлямежду Китаеми Монголиейперешла целикомв их руки.
Власть Арабскогохалифата вСредней Азиипала в концедевятого столетия.Период IX—XIIвв. в СреднейАзии в политическомплане был периодомсуществованиянесколькихцентрализованныхгосударств— Саманидов, Караханидов, Газневидов, Сельджукидови Хорезмшахов.А что касаетсяуровня культурногоразвития, топериод IX—XIIвв. получил висторическойлитературеопределение«восточногоренессанса».
Относительноеспокойствиев этот периодспособствовалоэкономическомуи культурномуразвитию региона.К восточно-западнойторговле быладобавленаинтенсивнаяторговля срайонами Волгичерез Хорезм.
Самаркандстал значительнымгородом СреднейАзии. Рынкибыли переполненытоварами совсех концовсвета: Персии, Индии, Китая.Огромным спросомпользовалисьшелковые ихлопчатобумажныеткани Зарафшанскойдолины. А медеплавильщикиславилисьсвоими лампамии котлами. ИзСамаркандатакже вывозилистремена, удила, ремни, платки, орехи. Особеннобольшое значениеимело производствобумаги, секретизготовлениякоторой былранее известентолько в Китае.По мнению английскогоисторика ХильдыХукхэм, секретизготовлениябумаги былраскрыт самимикитайскимимастерами— бумагоделами, которые былизахвачены вплен в битвепри Таласе(751 г.) и затемпривезены вСамарканд.Самаркандские мастера— бумагоделы освоили искусствовыделки писчейбумаги и в дальнейшемпередавалисвоё умениеот поколенияк поколению.Подобная передачасекретов производствабумаги былаодной из причинеё высоко сортностина протяжениимногих веков.К концу Х в.самаркандскаябумага заменилапапирус и пергаментв восточныхстранах, и дажекогда её производствораспространилосьна запад, самаркандскаябумага не имеласебе равных.
Бухара славиласьизделиямизолотых делмастеров.Значительноеместо в её экспортезанимали такжековры, хлопчатобумажныеи шерстяныеткани, дублёныекожи, конскиесёдла масла, конопля, сера, грецкие орехии, конечно, знаменитыебухарскиеарбузы и дыни.
Область Шаша, или Чача, славиласьв эту пору выделкойкож и кожаныхизделий, чтообуславливалосьпрежде всегососедствомс кочевой степью.Из Шаша вывозились; высокие сёдлаиз лошадинойкожи, колчаныдля стрел, палатки; кроме того: плащи, молитвенныековрики, луки, иголки и ножницы.
Торговая активность X—XII вв. была особенноблагоприятнадля Хорезма: Этот оазис внижнем теченииАмударьи, южнееАральскогоморя, выступалпосредникомв степной торговлемежду Волгойи кочевниками.От главногогорода ХорезмаУргенча караванымогли следоватьдо Отрара изатем в Китай, или же главнаядорога могласоединятьсяв Бухаре и вестик югу. Отсюдадорога шла навосток, в Китайили же южнеечерез Гиндукушв Индию. Известно, что Хорезм«специализировался»на кондитерскихизделиях изминдаля ивеликолепныхдынях, которыеэкспортировалисьупакованнымив свинцовыеформы со снегомили льдом.
Кроме тогоособенно ценилисьХорезмскиелуки, натянутькоторые моглитолько сильныелюди; а также: лодки, рыбийклей, рыбьизубы: не говоряуже о большомколичестверыбы, котораявылавливаласьв низовьяхАмударьи ивывозиласьв солёном виде.
Купцы, конечно, не могли вестикараваннуюторговлю виндивидуальномпорядке, таккак расходына отправкудаже самогонебольшогокаравана былизначительны.Как и в предшествующие времена, купцыбыли объединеныв определенныеторговые компании, ставившие цельюведение торговыхопераций караваннымпутём.
В торговыхоперациях вХ в. часто использовалисьчеки («чек»— персидскоеслово, обозначавшеев данном случае— «документ»).Можно было невозить с собойбольшие суммыденег, а датьих в каком-либогороде одномуиз достойныхкоммерческогодоверия саррафов(менял), взятьу него соответствующийдокумент— чек и, попредъявленииего в другомгороде, получитьполностьюсданную сумму.
ВШП иЧингизхан
Следуетсказать, чтов периодыполитическихконфликтовтрассы Великогошелкового путиимели еще однуфункцию, весьманеблагоприятную.
Именно Великийшелковый путьиспользовалв своих целяхв XIII в. Чингизхан, покоряя народза народом. Нозавоевание— это один изспособов, хотяи неблагоприятный, установленияконтактов международами. Покоряястраны, подчиняясебе народы, завоевателине могли покоритьжизнь. Жизньвсё равнопродолжалась.Продолжалсуществоватьи Великий шелковыйпуть, хотя еготорговые функциибыли ограничены, и он несколькоизменил своёнаправление.
Когда Чингизханпокорил СреднююАзию, Хорезмразделилсяна две части; северную состолицей вУргенче,.которая былавключена в улусДжучи (владениестаршего сынаЧингизхана)и впоследствииставшая частьюЗолотой Орды(территорияот Сибири доВосточнойЕвропы, правителемкоторой былвнук Чингиз—хана— Берке): и южную— со столицейв Кяте, ставшейчастью чагатайскогоулуса (владениевторого сынаЧингиз—хана— Чагатая, территорияСредней Азии).
Монгольское господство стимулировало караваннуюторговлю междуКитаем и странамиСредиземноморья.Но выгода отэтой торговлидоставаласьне СреднейАзии, из-за еёвнутреннихнеурядиц, аЗолотой Орде.Многие из каравановобходили сторонойМавераннахр.проходя прямок Волге севернееКаспия, а оттудашли к Чёрномуморю. Хорезмбыл южным отрезкомна этом северномпути, он продолжалиграть рольсвязующегозвена в региональноми межконтинентальномторговом обмене.Крупным торговымцентром былУргенч, базарыкоторого былипереполнены.
ВШП и А.Темур
Особо покровительствовалмеждународнойторговле АмирТемур, ставшийправителемМавераннахрав 1370 году. Онвыступал засохранениеВеликого шёлковогопути и восстановлениеего трасс черезтерриториюМавераннахра.
С присоединениемХорезма торговля, которая потокомшла через базарыУргенча, теперьвновь быланаправленачерез Самарканд— столицуимперии АмираТемура.
В конце 70-хгодов Темурнаправляетсвой взор наХорасан. Черезнего шёл магистральныйпуть из Мавераннахраи Китая, с которымв Балхе соединяласьдорога из Индии.Вдоль этихдорог былибогатые рынки, особенно вГерате, гдеможно былонайти товарыСредиземноморьяи Хорасана: шёлк и хлопчатобумажныеткани, парчуи платки, войлоки ковры; великолепнуюбирюзу из Нищапура, ароматическиевещества: гранаты, виноград, фисташкии миндаль; атакже сталь, изготавливаемуюв Герате, хорасанскоезолото и серебро.рубины и ляпис-лазурьиз Мавераннахра.На этих рынкахможно былокупить лошадей, мулов, овец иверблюдов.
В 80-е годыXIV века Хорасани Герат вошлив состав империиАмира Темура.А с 1389 по1395 гг. Темурсовершил три'похода противхана ЗолотойОрды Тохтамыша,& результатекоторых быларазрушенастолица Золотойорды — СарайБерке (городв низовье Волги), а караванныепути, проходившиечерез её территорию, пересталифункционировать.После паденияСарая Беркесевернаямежконтинентальнаядорога былапрактическизаброшена.Вместо дорогичерез Сарай, Ургенч и Отрар.караваны вновьвзяли путьчерез Герат, Балх и Самарканд.
Все последующиепоходы АмираТемура в Иран, на Кавказ, вИндию и Турциюбыли направленына восстановлениеторговых магистралейВеликого шёлковогопути, которыедействовалив до монгольскоевремя (т.е. доЧингиз—хана).
В годы правленияАмира Темурапроисходитукреплениеторговых отношенийс Китаем. Караваннаяторговля междуСредней Азиейи Китаем получилановый стимул.По данным, содержащимсяв китайскомисточник: «Миншилу» («Запискио событиях вгоды правленияминских императоров»), в период между1368—1398 гг. посольстваот Амира Темураприбыли в Китайдевять раз. Вкачестве даровв Китай былиотправленылошади, верблюды, бархат, мечии доспехи. Сосвоей стороныкитайскийимператоротправил подаркииз драгоценныхкамней. Такжеизвестно, чтов 1394 г. АмирТемур отправляетимператоруКитая письмос добрыми пожеланиямив сопровождении«подарка» вкачестве200 лошадей.
В 1404—1405 гг., когда Темурпредпринялпоход на Китай, обстановканесколькообострилась.Однако уже приего преемникахШахрухе и Улугбекенаметилосьвосстановлениеи активноеразвитиедипломатическихотношений.Правители всвоих посланияхДруг Другуподчеркивалинеобходимостьукреплениядружескихотношений, развитиявзаимовыгоднойторговли иобеспечениябезопасноститорговых путей.За период 1403—1449гг. в Китай прибыли33 посольстваиз Самаркандаи 14 из Герата.
Прибывавшиев Китай послыразличныхгосударствосвобождалисьот уплаты пошлин, кроме того, имбесплатнопредоставлялсяночлег, оказывалисьнеобходимыеуслуги и устраивалисьразличныеувеселенияв течение всеговремени ихпребыванияв Китае.
Даже тогда, когда в результатеоткрытия морскихпутей основнаячасть товаровиз Китая и Индиистала поставлятьсяпо морю, участиесреднеазиатскихкупцов в торговлемежду ДальнимВостоком истранами ПереднейАзии продолжалось, хотя в значительноменьших объемах.В Среднюю Азиюи в период позднегофеодализмапродолжалипоступатькитайскаяшелковая одежда, шелковая тканьи фарфоровыеизделия.
По даннымР.Г.Мукминовой, одним из предметовэкспорта изСредней Азиипо Великомушёлковому путив этот периодявлялась ткань занданачи — продукция мастерской, располагавшейсяв селении Зандананедалеко отБухары. Получившаяназвание поместу выработки, она поставляласьЧерез Бухарув ряд стран, втом числе наКавказ и в Россию.
С XVI в.торгово-дипломатическиесвязи СреднейАзии и Китаяначали заметноослабевать.Причинами томуявилось открытиеморских путей, усилениемежфеодальныхвойн, обострениеполитическихотношений междугосударствамиШейбанидовв Средней Азиии Сефевидовв Иране, междоусобицыв Семиречье.Изоляциясреднеазиатскихгородов отторговых центровдругих странимела последствиемзначительныйупадок караваннойт
орговли.
В XIX в. когдавнимание Европыбыло обращенона Туркестан, Великий шёлковыйпуть уже давностал легендой.Его «повторное открытие» было случайным результатомполитическихобстоятельств.В этот раз стайной миссиейпо заданиюкоролевы Англии. через заснеженныеперевалы Каракорумав Среднюю Азиюбыл отправлениндиец Мухаммад—иХамид. Он долженбыл разведатьоазисы в Такла—Макане.Это был периодстолкновенияинтересовколониальныхдержав —России и Англии, которые соперничалив укреплениисвоих владенийи расширениисферы влиянияв Азии, И первойзадачей быларазведка местностии составлениекарт. У англичанпоявиласьинтереснаяидея: использоватьиндийцев, которыепод видом купцовмогли без особоготруда пересекатьграницы по путив Туркестан.Так Мухаммад—иХамид получилсвоё заданиеи отправилсяв Яркенд. Он несмог довестисвоё заданиедо конца, таккак заболели скончался, Однако емуудалось сделатькое-какие записи, в которых содержалисьсведения омаршруте черезТакла Макан, считавшемсялегендой, и озаброшенных, засыпанныхпесчанымидюнами, городахв пустыне, недалекоот Хотана.
Должно былопройти ещё тридесятилетия, прежде чем этимсведениям былоуделено болеесерьезноевнимание. С1900 г. начинаютсяархеологическиеисследованияна Шёлковомпути (на «Южномшёлковом пути», в Хотане). В нихучаствовалианглийские, немецкие, французские, русские и японскиеученые. Былинайдены многочисленныешедевры искусства, рукописи нане менее чемсемнадцатиязыках и двадцатичетырёх шрифтах, хранящиесяв настоящеевремя в самыхизвестныхмузеях мира.Начало первоймировой войнывнезапно оборвалоэти исследования.
КонецXX века характеризуетсяуникальнымипо геополитическойзначимостии масштабамизменениямив мире, Весьмир становитсяцелостной ивзаимозависимойсистемой.
XXIвек, очевидно, будет векомглобализациив международныхотношениях. В этих условияхпроцесс интеграциигосударствЦентральнойАзии, расширенияучастия вмеждународныхпрограммахнеобходиморассматриватьне только какисторическуюнеизбежность, но и как мощныйфактор устойчивости, стабильностикак отдельныхрегионов, таки всей планеты.
Одним изнепременныхусловий развитияобщества являетсяактивный обменинформациеймежду народамии цивилизациями. Достижения культуры распространялись'благодаряконтактам международами— через торговлю, завоевание, переселение.На благодатнуюпочву пересаживалисьцелые культурныепласты, и здесьначинался новыйцикл развитияв условияхновой историческойдействительности: изменение, приспособление, приобретениеместных черт, дополнениеновым содержанием, развитие новыхформ.
Особую рольв этом процессеиграли караванныедороги, в частностиВеликий: шёлковый путь, который связывалв древностии раннем средневековьеКитай, Индию, Среднюю Азию, Средний и БлижнийВосток, Средиземноморье.
В свете этойконцепциивозрождениетрадиций Великогошелкового путиимеет важноезначение нетолько дляЦентральнойАзии, но и длявсего мира.
Программа«Шелковый путь»
Учитываяуникальнуюв истории цивилизациироль Великого шёлкового пути, международная организацияЮНЕСКО принялав 1987 годупрограмму«Шелковый путь».
Основнаяидея программы— показать, как наряду свойнами напротяжениимногих столетийпротекалипроцессы общениямежду странамии народами, аглавными факторамиэтого процессаслужили торговыеотношения икультурныйвзаимообмен, осуществлявшиесяпо трассамВеликого шелковогопути. За еёисполнениевзялись международныегруппы, составленныеиз самых разныхспециалистов.Важнейшее местов реализациипрограммыотводитсяреспубликамЦентральнойАзии, в памятникахкультуры которыхсплелись воединокак местные, так и иноземныетрадиции.
В узловыхточках Великогошелкового путипроведенополтора десятканаучных семинаров.Откликом учёныхУзбекистанана программуЮНЕСКО сталсборник «НаСреднеазиатскихтрассах Великогошёлкового пути.Очерки историии культуры», вышедший в светв 1990 году.
Итоговаяконференцияпрограммы«Великий шелковыйпуть» прошлав Париже в1997 году. Там жесостояласьуникальнаявыставка, котораяпоказала культурныедостиженияазиатскихнародов разныхстолетий.
А двумя годамиранее, в" 1995году, в ШтутгартскомLinden—Museum, затемв Берлине иРоттердамебыла организованавыставка «НаследникиШёлкового пути-Узбекистан», способствовавшаяболее близкомузнакомствус историей итрадициямиУзбекистана.
В ноябре1998 года в Ташкентесостоялосьзаключительноезаседание'155—исессии исполнительногосовета ЮНЕСКО.На нём выступилПрезидент нашейреспубликиИ. А. Каримов, который выразилискреннююпризнательностьруководствуЮНЕСКО за содействиеи поддержкув восстановленииисторическойпамяти и, вчастности, отметил, что«результатомпрограммыЮНЕСКО „Шелковыйпуть — путьдиалога“ явилосьсоздание в Самарканде Международного институтацентрально—азиатскихисследований, который призванвнести свойвклад в изучениеистории цивилизацииЦентральнойАзии...» (Народноеслово — 7ноября 1998г.).
Великийшелковый путьнесомненноимел важноеэкономическоеи политическоезначение вжизни народовАзии и Европы.Он служилсвоеобразныммостом междуВостоком иЗападом, благодарякоторому происходиловзаимодействиеи сотрудничествонародов какна торговом, так и на культурномпоприще. Онсвидетельствуетещё и о том, чтосамым прекраснымспособом контактови общения народовявляется путьторговли, культурыи науки. И именнопоэтому в нашевремя, на порогеXXI века актуальнымстал процессвосстановлениятрадиций Великогошелкового пути.Следует особоподчеркнуть, что наша республикапредпринимаетпрактическиешаги в осуществленииэтого процесса.Узбекистанпринимаетучастие в реализациипрограммы ООН«Расширениеторговли посредствомразвитиясотрудничествав транзитныхперевозках», в рамках которойвырабатываютсясовместныешаги странЦентральнойАзии в областисоздания транзитныхтранспортныхкоридоров, которые обеспечатим выход к морскимпортам и будутспособствоватьвозрождениюВеликого шёлковогопути.
В мае 1993г. в БрюсселеЕвропейскойкомиссией былаорганизованавстреча представителейгосударствЦентральнойАзии и Кавказа, а также ЕвропейскогоСоюза. Цельювстречи былорассмотрениевозможностиинтеграциив мировую •экономику новыхнезависимыхгосударств— стран ЦентральнойАзии и Кавказа.Этот вопроспрежде всегобыл связан сразвитиемтранспортнойи коммуникационнойсистем. НаБрюссельскойвстрече былрассмотренвопрос созданияТРАСЕКА — транспортногокоридора Европа— Кавказ— Азия. Этавстреча былапервым практическимшагом в возрожденииВеликого шёлкового пути. На ней был заключенмежправительственныйдоговор республикЦентральнойАзии, другихстран Организацииэкономическогосотрудничества(ЭКО), согласнокоторомуосуществляетсястроительствожелезнодорожной линии Теджен—Серахс—Мешхед, являющейсясоставнойчастью Трансазиатскоймагистрали, соединяющейПекин со Стамбулом.Важным шагомна пути егореализациистала стыковкав 1996 г. в местечкеСерахс железнодорожныхмагистралейЦентральнойАзии и Играна.Завершениестроительствапланируетсяк 2000 году.Открытие этого транспортного коридора будет способствоватьдополнительномуувеличениювнешнеторговыхотношенийУзбекистанакак на Восток- в страныАзиатско-Тихоокеанскогорегиона, таки на Запад ~ вТурцию и дальше— в Европу.
8 сентября1998 г. Президентнашей РеспубликиИслам Каримовпринял участиев международнойконференции,'посвященнойвозрождениюВеликого шёлковогопути, котораясостояласьв столицеАзербайджана.В конференцииприняли участиепредставители32 стран мира, а также представителиООН, Европейскогобанка реконструкциии развития, Всемирногобанка. На Бакинскойконференцииеё участникиодобрили предложениео созданииКомиссии поосуществлениюпроекта ТРАСЕКА, учреждении постоянногосекретариатас главной резиденциейв Баку.
Наряду состроительствомжелезных дорогУзбекистанучаствуетв строительствеи реконструкцииавтомобильныхдорог Андижан—Ош—Иркаштам—Кашгар, дающих выходв Китай и Пакистан, а также Бухара— Серахс— Мешхед— Тегеран иТермез —Герат —Кандагар— Карачи, позволяющихвыйти к Индийскомуокеану.
Функционирование этих трансконтинентальныхмагистралей, которые практическисовпадают снаправлениемВеликого шелкового пути, обеспечит благоприятныевозможностидля осуществлениявнешнеэкономическихсвязей Узбекистана и стран Центральной Азии, расширениятранзитныхперевозок изстран Азиатско-Тихоокеанскогорегиона, Индиии Китая в страныБлижней Азии, Турцию, а такжев Европу, иустановлениерегулярныхкультурныхи туристическихотношений сомногими странамимира.
Великийшелковый путьвозрождается.
Встоличнойгостинице«Интерконтиненталь»20 сентября 1999 годаначаласьМеждународнаяконференцияпо реабилитацииВеликого шелковогопути. Она организованапо инициативеконцерна «Узавтойул»в сотрудничествес Международнойдорожной федерацией.
ЗаместительПремьер-министраРеспубликиУзбекистан
Р.Юнусов, открываяконференцию, зачитал поздравлениеПрезидентаИслама Каримовак участникамвстречи:
«Уважаемыеучастникиконференции!
Дорогиезарубежныегости!
Ясердечно приветствуювсех вас надревней, прекраснойи благодатнойземле Узбекистана.
Ещев глубокойдревности болеедвух тысяч летназад, черезнаш край пролегалВеликий шелковыйпуть, соединявшийстраны Востокаи Запада. Навсем обширномпространствеВеликого шелковогопути, на протяжениивсей историиего существованияактивно шлаторговля, взаимноеобогащениеразличныхкультур, чтосыграло огромнуюроль в экономическоми культурномразвитии многихстран и целыхнародов, в развитииобщечеловеческойцивилизации.
Исегодня, в векглобализации, в век динамичногоразвития процессовинтеграциимежду странамии целыми регионами, реализацияидеи возрожденияВеликого шелковогопути бесспорнослужит делуукреплениямира и стабильности, развитиюобщественногопрогресса, экономическогороста и повышенияблагополучиялюдей.
Созданиесовременноготранспортногокоридора Европа– Кавказ – Азияоткрывает новыеперспективыдля развитияэкономического, научно-технического, культурногои духовногосотрудничествамежду многимистранами инародами Евразии.Открываетисключительнуювозможностьальтернативного, более устойчивогодоступа странк трансевропейскими трансазиатскимтранспортнымсетям. Открываетновые возможностив активизациивзаимовыгоднойвнешнеторговойдеятельностистран-участницпроекта.
Ичто особенноважно, осуществлениеэтого грандиозногопроекта будетспособствоватьукреплениювзаимопониманияи взаимногодоверия междулюдьми, принадлежащимк разным национальностями конфессиям, что служитгарантом мираи безопасностив нашем общемдоме – на планетеЗемля.
Узбекистанпридает огромноезначение участиюв реализациипроектов повозрождениюВеликого шелковогопути. Целенаправленноведутся работыпо строительствуи реконструкциивсех участковтранзитныхавтомобильныхдорог, связывающихвосточные исеверо-западныерегионы республики.В рекорднокороткие срокиуже в текущемгоду заканчиваетсястроительстводвух высокоскоростныхтоннелей наперевалахКамчик и Резак.
Уверен, что предпринимаемыестранами-участницамипроекта совместныеусилия по развитиютранспортногокоридора Европа– Кавказ – Азиядадут своиплоды в самоеближайшеевремя.
Уверен, что настоящаяконференция, обсуждаемыена ней вопросыпридадут новыйимпульс в реализацииимеющегоисключительноважное значениедля судеб нашихнародов транснациональногопроекта повосстановлениюи развитиюдревнего Великогошелкового пути.
Желаювсем участникамконференцииуспешной иплодотворнойработы».5
Интереси внимание квосстановлениюВеликого шелковогопути стал ещеболее возрастатьпосле обретенияУзбекистаномнезависимости.Ибо Узбекистанв прошлом считалсяи поныне остаетсясердцем этогодревнего караванногопути. И поэтомунаше государствоявляется главныминициатороммеждународныхмероприятийпо восстановлениюдревнего пути.
Внашей странепод руководствомПрезидентаускоренноведутся экономическиереформы, процессмеждународнойинтеграции.А такую актуальнуюзадачу трудноосуществить, не развиваяместные имеждународныепути сообщения.Потому чтопроцесс ускореннойинтеграциинашего государствав мировую экономикунепосредственносвязан с эффективнойработой дорожнойсистемы. Насегодняшнийдень в Узбекистанеимеется 138 тысячкилометровавтомобильныхдорог с твердымпокрытием, соединяющихдруг с другомвсе населенныепункты, народнохозяйственныеобъекты нашейреспублики.В этом Узбекистанзанимает ведущееместо средистран СНГ.
ВосстановлениеВеликого шелковогопути было начатов 1993 году на Брюссельскойвстрече созданиемТРАСЕКА –Транспортногокоридора Европа– Кавказ – Азия.Тогда былапринята и декларацияпо данномувопросу. ВосстановлениеВеликого шелковогопути сталоодной из самыхактуальныхзадач нашеговремени. И Узбекистанактивно участвуетв укрепленииэтого крупногомеждународногопроекта.
Впервый деньконференциибыл заслушанотчет стран-участницоб общем развитиисети дорожноготранспорта, а также данаоценка существующейинфрастуктуре.Информацияпоказывает, что восстановлениеВеликого шелковогопути одинакововажно для всехгосударств, и они намереныактивно сотрудничать.
Однимсловом, всеболее увеличиваетсяуверенностьв том, что возрождениеВеликого шелковогопути это нетолько идея, а международнаяпрограмма, которая в скоромвремени будетосуществлена.Дороги, по которымтысячу лет томуназад шли караваны, на пороге XXIвека зановопривлекаютвниманиечеловечества.Мировое сообществовновь ощущаетпотребностьв этих древнихдорогах. Потребность, в свою очередь, дает толчокразвитию. ВозрождениеВеликого шелковогопути, безусловно, даст возможностьподнять нановый уровеньразвитие экономикигосударстврегиона, увеличитьблагосостояниенародов, использоватьплоды прогресса.Нет сомнения, что прошедшаяв Ташкентеконференциястанет достойнымвкладом восуществлениеэтого масштабногодела. 6
Заключение
На порогетретьего тысячелетиячеловечествостолкнулосьс необходимостьюискать новыепути сотрудничества, или восстанавливать забытые, занесенные песками времен.Всеобъемлющие, комплексноеизучение ивосстановлениеВеликого шёлкового путикак «путидиалога» вполнесоответствуеттакой необходимости.
Великийшёлковый путьна протяжениимногих столетийслужил сближениюразличныхнародов, обменуидеями и знаниями, взаимномуобогащениюязыков и культур.Конечно, и в тедалёкие временаслучалисьполитическиеконфликты, вспыхиваливойны, но Шёлковыйпуть неизменновозрождался.Неистребимаятяга к общению, к разумнойвыгоде и болеевысокому благосостоянию постоянно брала верх над политическойи религиознойконфронтацией.Поэтому присоздании моделибудущих взаимоотношенийнародов исотрудничестванеобходимоиспользоватьстоль убедительныйпример. ИсторияВеликого шёлковогопути — этоистория широкогокультурноговзаимодействияи взаимообменамежду народамиВостока и Запада.Она доказывает, что толькотесное сотрудничествои взаимообогащениекультур являютсяосновой мираи прогрессадля всегочеловечества.
ЛИТЕРАТУРА:
— КаримовИ.А. Узбекистанна порогеXXI века: угрозыбезопасности, условия и гарантиипрогресса.— Т.;
Узбекистон,1997.
— КаримовИ.А.Жамиятимизмафкурасихалкли-халк, миллатни-миллаткилишга хизматэтсин.- Т.: Узбекистон,1998.
— КаримовИ.А. Тарихийхотирасизкелажак йук.-Т.:«Шарк» нашриёт—матбаа концернибош тахририяти,1998.
— КаримовИ.А. Выступлениена заключительномзаседании 155-йсессии Исполнительногосовета ЮНЕСКО //Народное слово— 1998, 7 ноября.
— АскаровА.А. ИсторияУзбекистана(с древнейшихвремён до Vв.н.э.) — Т.; Узбекистон,1997.
— БабадясановаТ.И. По древнимгородам Узбекистана.— М,: Профиздат,1988.
— БерезиковЕ. Легендыи тайны Узбекистана.Т.: Изд. литератыи искусстваим. Г. Гуляма,1991.
— На среднеазиатскихтрассах Великогошёлкового пути. Очерки истории и культуры.— Т.: Фан,1990.
— НаследникиШёлкового пути.Узбекистан— Штутгарт, Лондон: Изд.edition hansjorg mayer»,1997.
— РадкевичB.A. Великийшёлковый путь,— М.: Агропромиздат,1990.
— СагдуллаевА.С.Бактрийскаялегенда.— Т.: Узбекистон,1990.
— СагдуллаевА.С. Огненныестрелы.— Т.: Университет,1993.
— СагдуллаевА.С., КостецкийВ.А., НоркуловН.К. ИсторияУзбекистана(с древнейшихвремён доV в.н.э.): Учебник дляучащихся6 класса.— Т.: «Шарк»,1998.
— ХукхэмX. Властительсеми созвездий.- Т.: Адолат,1995.
— Шефер Э.Золотые персикиСамарканда.Книга о чужеземныхдиковинах вимперии Тан.- М.: ГРВЛ,1981.
Озерова Н.Г. Великий шелковый путь: формирование и развитие (научно-методическое пособие) – Т.: Изд. ТЭИС, 1999
Газета “Деловой партнер Узбекистана” за 9 сентября 1999 г.
Газета “Народное слово” за 21,22,23 сентября 1999 г.