Реферат по предмету "Исторические личности"


Великая депрессия 1929-1933 гг и новый курс Рузвельта

Содержание:

Введение.
США в годы экономического кризиса 1929-1933 гг.
Новый курс Ф. Рузвельта и его экономическая сущность.

Использованнаялитература:

1. Экономикс: МакконнеллК.Р., Брю С.Л., М., Республика,1992 г.
2. Экономическаяистория: Учебноепособие/ В.Г.Сарычев, А.А.Успенский, В.Т.Чунтулов- М., Высшая школа,1985 г.

Введение
Концен­трацияпроизводстваи капитала вконце 30-х годовхарак­теризоваласьтем, что на крупныхпредприятиях(с произ­водствомпродукции намиллион долларови более), состав­лявших5,2 % общего количестваамериканскихпредприятий, было сосредоточено55 % всех занятыхрабочих ипро­изводилось67,5 % валовойпродукциипромышленности.Гигантскиеконцерны, составлявшиене более однойтысяч­ной отобщего числаамериканскихкорпораций, владели почтиполовиной всехих активов.
В конце 30-хгодов 1 %собствен­никоввладел 59 %национальногобогатствастраны, в то жевремя 87 % —подавляющаячасть населениястраны —владела лишь8% национальногобогатства
ВнешняяполитикаправительстваФ. Рузвельтаотлича­ласьбольшей гибкостьюпо сравнениюс предшествующимпериодом и быланаправленана смягчениеэкономическихи политических-трудностей, переживаемыхСША.
В отношенияхс латиноамериканскимистранами былапровозглашенатак называемаяполитика “доброгососеда”.
С начала 30-хгодов США испытываливсе большуюконкуренциюна мировыхрынках со сторонывозродившей­сяГермании, Япониии Италии, чтоприводило кобостре­ниюпротиворечиймежду ними.
США вгоды экономическогокризиса в 1929-1933гг.

Cтабилизацияэкономики вСША до октября1929 г. носила временныйхарак­тер. Воктябре 1929г. на американскуюэкономикуобру­шилсяглубокийэкономическийкризис, по масштабамне имевший себеравных в истории.
Началомкризиса послужило внезапноебеспрецедентноевсеобщее падениекурса акций, возникла биржеваяпа­ника, переросшаяв дальнейшем в длительнуюполосу все­стороннегоэкономическогохаоса.
Биржеваяпаника лишьвнешне отражаланаступление экономическогокризиса, онасама была следствиемнару­шенияпроцессавоспроизводства, вызвавшего обострениепроблемы реализациии массовое относительноеперепроизводствотоваров. В силутрудностейсбыта и невозможностиполучить где-либокредиты по всейстране прокатиласьволна банкротств.Согласно официальнойстатистике, за годы кризисапотерпели крахболее 110 тыс.торговых ипромышленныхфирм, 19 крупныхжелезнодорожныхкомпаний, разорилосьсвыше 5760 банков, а вместе с нимии миллионывкладчиков.
Падениепроизводствав США оказалосьбольшим, чемв других странах.Общий уровеньпромышленногопроизводствав 1933 г. упалпо сравнениюс 1929 г. на46%, a производственные мощности оказалисьзагружены всегона одну треть.Промышленностьстраны былаотброшенабелее, чем на20 лет назад, к уровню 1911г.
Ввиду того, что кризис былмировым и охватилвсе страны безисключения, резко нарушилисьсложившиесявнешнеэкономическиесвязи. Оборотывнешней торговли США снизились 53 1929-1933 гг. В
3,1 раза.
Начавшисьв промышленностии кредитнойсистеме, кризис охватилвсе другиеотрасли хозяйства— строительство, транспорт, торговлю. Подвлиянием резкогосокращенияспроса насельскохозяйственнуюпродукциюначался сильнейшийаграрный кризис.К 1934 г. сборпшеницы упална 36%, кукурузы—на45%. Катастрофическисокраща­лисьпосевные площади.Резко упалицены: на пшени­цуи кукурузу—в2,7 раза, на хлопок—болеечем в 3 раза. Нарисунке 1 показаноотносительноепадение цени производствав 10 отрасляхпромышленностис 1929 по 1933 г.
Падениецен в % Падениепр-ва в %
/>/>

























/>/>Сельскохозяйственные
орудия










/>/>Транспортные средства











/>/>Цемент











/>/>Железо и сталь











/>/>Автомобильные
шины











/>/>Текстиль











/>/>Пищевые продукты











/>/>Кожа











/>/>Бензин











/>/>Сельскохозяйственные
товары






















100 80 60 40 20 0 20 40 60 80 100
Рисунок 1.Отрасли промышленностис высокойконцентрациейпроизводстваотличалисьсравнительнонезначительнымпадением цени большимсокращениемпроизводствав первые годы“Великой Дипресии”.В отраслях снизкой концентрациейпроизводства, показанныхв нижней половинедиаграммы, ценыснизилисьзначительно, а производствосократилосьлишь ненамного.
Неизбежнымследствиемциклическогоразвития явилосьрезкое ухудшениеположениярабочих и фермеров.За годы кризисареальная заработнаяплата рабочих- уменьшиласьна 60%. Общеечисло безработныхв 1933 г. достигло17 млн. человек, что составлялочетвертую
часть всейрабочей силыв стране. Валовойдоход фермеров сократилсяболее чем вдвое.Вследствиеневозможностивыплатитьвозникшие долгиразорилосьсвыше1 млн.фермеров(считая членовсемей), лишившихсясобственностина землю. Десяткитысяч обездоленныхфермеров бежалив города в поискахсредств ксуществованию, пополняя ряды армиибезработных.
Положениебезработныхбыло отчаянным.Не получаяникакой помощиот государства, при отсутствиикакого-либосоциальногострахования, безработныевынуждены былинищенствоватьи голодать.Выселенныеза неплатежиз своих квартир, они селилисьна окраинахгородов, гдевозникаливыстроенныеиз ящиков истроительныхотходов такназываемые«бидонвилли»(«поселки президентаГувера»).
Кризис 1929-1933 гг.внешне проявлялсяв перепроизводствепродукции- вчрезмерномколичестветоваров, поступавшихна рынок. Изобилиебыло лишь кажущимся.Перепроизводствовозникло нев результатеобеспеченияпотребностей, а вследствиенизкой покупательнойспособностинаселения.Склады ломилисьот обилиянереализованныхпродуктов. Всвоих попыткахсдержать падениецен и сократитьтоварные запасы-сжигали пшеницу, выливали цистерныс молоком...
От кризисапострадалиглавным образоммелкие и средниефирмы. Что жекасается монополий, то они смогливыстоять исправитьсяс возникшимизатруднениями.Обладая крупнымикапиталамии резерва­ми, корпорациисокращалипроизводство, приспосаблива­лиськ рынку, тормозилипадение цен.При этом, восполь­зовавшисьположениемсвоих конкурентов, они сумели ихпоглотить ивыйти к концукризиса с ещеболее расширившимисявозможностями.Прежде самостоя­тельнаяметаллургическаякомпания «Янгстаун»была, на­пример, захвачена“Бетлехэмстил”, автомобильнаяфир­ма “Студебеккер”—концерном“Дженералмоторз”.
ПравительствоГ. Гувера пыталосьослабить действиекризиса путемоказания финансовойпо­мощи банкирами промышленникам.Была создана“Рекон­структивнаяфинансоваякорпорация”, кредитовавшаякампании, чтобыспасти их отбанкротства.Тщетно пыта­лосьизъять с рынка излишкисельскохозяйственнойпродукцииобразованноеправительством“Федеральноефер­мерскоебюро”, оказавшеепрактическипомощь лишькруп­ным фермерам.
В 1930 г. былпринят высокийтаможенныйтариф, способст­вовавшийрезкому сокращениюввоза в СШАтоваров из-заграницы. Всеэти мероприятия, однако, не моглиостановитьпродолжавшегостихийноразвивающегося экономическогокризиса.
Складываласьситуация, когдаза год потребляетсябольше капитала, чем производится.В этих условиях, чистые инвестицииимеют знакминус, а в экономикепроисходитдеинвестирование, т.е. сокращениеинвестиций. В США имелосьбольше производственныхмощностей, чемона использовалав текущемпроизводстве.В результатестимулы к замещениюизношенногокапитала, а темболее к созданиюдополнительногокапиталабылиочень малы, либо вовсеотсутствовали.Амортизацияпревышалаваловые инвестициии к концу годаобъем капиталастановилсяменьше, чем онбыл в началегода. В 1933 г. валовыесоставляливсего 1,6 млрд.долларов, в товремя, как капитал, потребленныйв течении года-7,6 млрд. дол. Такимобразом чистоесокращениеинвестиций, т.е. деинвестирование, составило 6млрд. дол. Нарис.2 показанэтот случай.
/>/>/>/>Валовыеинвестиции

/>/>/>


/>


Рисунок 2.Валовых инвестицийнедостаточно, чтобы возместитькапитал, потребленныйв годовомпроизводстве.
Мировыемасштабы кризисане позволялиманеврироватьодним странамза счет других.
“Новыйкурс” Ф. Рузвельтаи его экономическаясущность.
Потрясеннаяпроизошедшейэкономическойкатастрофой, экономистылихорадочнопыталась выяснитьпричины кри­зиса, найти путивыхода из пегои средства дляпредотвра­щенияего повторения.
Положениямклассическойтеории занятостиупорно противоречилодин существенныйфакт- повторяющиесяпериоды длительнойбезработицыи инфляции.Если можно былообъяснить незначительныйспад, такой, как кратковременноепадение производствав 1924-27 гг., войнамии аналогичнымивнешнимиобстоятельствами, то глубокиеи продолжительныеспады, каковойбыла “ВеликаяДипрессия”, не поддавалиськой-какомуразумномуобъяснению.Существуетпоразительноенесоответствиемежду теориейи фактическойдесятилетней“осадой” экономикивесьма значительнойбезработицей.
Разрабатывалисьразличныетеории “оздоровления”экономики.Одной из наиболеераспространен­ныхсреди них явилась-идея ограничитьстихию свободнойконкуренциипутем государственногорегулированияэконо­мики.Подобныеэкономическиевзгляды формировалисьв значительнойстепени подвоздействиемтеоретическихидеи Дж. Кейнса, видевшего путиукрепленияэкономикигосударствав ак­тивномвмешательствегосударствав хозяйственнуюжизнь при сохранении частной собственно­стина средствапроизводства.Основанныена этой теориипопытки государственноговмешательствав хозяй­ственнуюжизнь США связаныс именем президентаФ. Руз­вельта.
На президентскихвыборах в ноябре1932 г. Ф. Рузвельтодержал победублагодаря своимобещаниямвывести стра­нуиз кризиса ипровести вцелях оздоровленияэкономики“новый курс”.Рузвельт нив коей мере несобиралсяпре­образоватьэкономическийстрой США иизменить системуэкономическихотношений.Наоборот, всяего деятель­ностьбыла направленана восстановлениеи укреплениеэтой системы.В то же время, будучи гибкими трез­вымполитиком, Ф.Рузвельт былвынужден пойтина неко­торыеуступки, проводилсоциально-экономическиереформы в надеж­деизбавитьсяот угрозы новогокризиса, осуществилважные мероприятияв области внешнейполитики. Поэтому“новый курс”Ф. Рузвельта, по словам У.Фостера, под­держивалаосновная массарабочих, фермерови мелких компаний, и это свидетельствовалоо его известнойпро­грессивности.Однако нельзяне учитывать, что властьмо­нополийв стране нискольконе была ущемлена, они еще болеерасширили своегосподствов экономическойи полити­ческойжизни и увеличилиполучаемыеприбыли.
Вся бедасовременногокапитализма, по мнениюФ.Руз­вельта, состояла вперепроизводстветоварной продукции.Однако причинуперепроизводстваон видел врасстройствесферы обращения.В связи с этимФ. Рузвельт приосуществленииполитики “новогокурса” обращалособое вниманиена областькре­дита иторговли.
“Проблемуреализации”, как считал Ф.Рузвельт, мож­нобыло разрешитьпутем сокращенияизбыточногопроиз­водстваи повышенияцен, а такжепутем достижения“пол­ной занятости”, т. е. ликвидировавбезработицу, благодаря чемуувеличилсябы покупательскийспрос. Однако“пол­ную занятость”возможно былообеспечить, лишь полно­стьюзагрузив имеющиесяпроизводственныемощности, чтозависело, всвою очередь, от наличия упредприятийнеоб­ходимыхфинансовыхсредств и достаточноемкого внутрен­негорынка.
Поэтому всистеме “новогокурса” главнымимероприя­тиямиявлялись: оказаниеподдержкипошатнувшейсяфи­нансово-банковскойсистеме и гибнущимпромышленными торговымпредприятиямпри помощикрупных займови суб­сидий, стимулированиечастных капиталовложений, а также попыткиподнять резкоупавшие ценыпутем девальвациидоллара и усиленияинфляционныхтен­денций.
Для регулированияэкономики былиприняты “Законо восстановлениинациональнойпромышленности”(НИРА) и “Законо регулированиисельскогохозяйства”(ААА). В соответствиис этими законамибыло осуществленопри­нудительноекартелированиепромышленныхпредприятийи государственноерегулированиеуровня промышленногопроизводствав целях егосокращения.Вся промышленностьСША была разделенана 17 групп, в каждой изкоторых быливведены такназываемые“кодексы честнойконкурен­ции”, которые определялиединую политикуцен, фиксиро­валиразмеры производствадля каждогопредприятия, рас­пределялирынки сбытамежду участникамии устанавли­валиуровень заработнойплаты рабочих.

В областисельскогохозяйства“новый курс”состоял в попыткахостановитьпроцесс разоренияфермеров, ипод­нять ценына сельскохозяйственнуюпродукцию путемсо­кращенияпроизводстваи уменьшенияпосевных площадей, за что фермерамвыплачивалисьпремии. Аграрнаяполитика Ф.Рузвельта былана руку круп­нымфермам, которыемогли сравни­тельнобезболезненносократить частьсвоих посевныхплощадей. Этифермы, пользуясьправительственнымисубси­диями, в большом количествеприобреталисельскохозяй­ственныемашины и химическиеудобрения, чтоповышалопроизводительностьтруда и урожайность, и позволялосо­хранитьразмеры производствана прежнемуровне. Бла­годаряэтому процессконцентрацииземельнойсобственно­стиусилился, о чемсвидетельствовалососредоточениек 1940 г. в руках1,6% общего числаферм 34 %сельскохо­зяйственныхплощадей. В тоже время 38%ферм исполь­зоваломенее 5 % этихплощадей, и этугруппу фермпра­вительственнаяпомощь, какправило, обходила.
“Новый курс”предусматривалтакже ряд социальныхмероприятий, направленных, прежде всегона сокращениебезработицы.Была принятапрограммаобщественныхра­бот (строительствоавтострад, аэродромов, мостов и т.д.)с привлечениембезработных.Была введенасистема выда­чиминимальныхпособий бедствующимбезработным.
В июне 1935г. был принятзакон Вагнера“О трудовыхотношениях”, который запрещалпреследованиерабочих засоздание профсоюзови участие встачках и подтверждалправо рабочихзаключать спредпринимателямиколлектив­ныедоговора. Дляурегулированияспоров междурабочи­ми ипредпринимателямивводилсяпринудительныйарби­траж.
Экономическаяполитика Ф.Рузвельтаоцениваетсявесьма противоречи­во.Сторонникисвободнойконкуренцииее безудержноруга­ют занарушениестарых принциповсвободногопредпри­нимательства.Защитники идеирегулируемогокапитализмастоль же безоговорочноее хвалят икритикуют лишьнедо­статочнорешительныедействия в этомнаправлении.В годы президент­стваФ. Рузвельтафедеральноеправительствовпервые в условияхмирного временистало игратьв экономикезна­чительнуюроль. Ограниченностьпроведенныхв соответ­ствиис “новым курсом”мероприятийне позволиладобитьсясколько-нибудь ощутимого хозяйственного подъема США.Что же каса­етсявведения плановогохозяйства, очем нередкоговорил Ф. Рузвельт, то реально речьмогла идти лишьо некото­рыхограниченныхрегулирующихмероприятиях. Мероприятия“нового курса”были в даль­нейшемпостепенноотменены.
Вырвавшисьиз тисковэкономическогокризиса 1929—1933 гг., американскаяэкономикасумела к 1937г. вновь достигнутьуровня 1929г., понизитьдолю безработныхв рабочей силе, увеличитьреальный валовойнациональныйпродукт.
Национальныйдоход и другиестатистическиепоказателиотображеныв таблице 1. (данныеокруглены).

Таблица 1.
Годы
1929
1933
1939 Расходы на личное потребление 77,3 45,8 67,0
Валовой объем внутренних частных
Инвестиций 16,7 1,6 9,5
Государственные закупки товаров
И услуг 8,9 8,3 13,6 Чистый экспорт 1,1 0,4 1,2 Валовой национальный продукт 103,9 56,0 91,3 Амортизационные отчисления 9,9 7,6 9,0 Чистый национальный продукт 94,0 48,4 82,3 Косвенные налоги на предприятия 9,33 9,0 11,1 Национальный доход 84,7 39,4 71,2 Взносы на социальное обеспечение 0,3 0,3 2,2 Налоги с доходов корпораций 1,4 0,5 1,4 Нераспределенные прибыли корпораций 2,4 -4,0 0,3 Трансфертные платежи 3,7 3,7 4,8 Личный доход 84,3 46,3 72,1 Налоги на личный доход 2,6 1,4 2,4 Доход после уплаты налогов 81,7 44,9 69,7 Реальный валовой национальный продукт (в ценах 1982 г.) 709,6 498,5 716,6 Изменение реального ВНП в %
-2,1 7,9 Реальный доход после уплаты налогов на душу населения (в ценах 1982 г.) 498,6 370,8 499,5 Индекс потребительских цен 17,1 13,0 13,9 Уровень инфляции в % -5,1 -1,4 Индекс промышленного производства

16,0 Предложения денег (млрд. дол.) 26,6 19,9 34,2 Население (млн. чел.) 121,8 125,6 130,8 Рабочая сила (млн. чел.) 49,2 51,6 55,2 Безработица (млн. чел.) 1,6 12,8 9,5 Доля безработных в рабочей силе в % 3,2 24,9 17,2









Экономическаяполитика Ф.Рузвельта несмогла спастистрану от очередногоэко­номическогокризиса, наступившегов 1937 г. и вновьпора­зившегоэкономику СШАсильнее других стран. За двагода уровеньпромышленногопроизвод­ствав США упал на21 %. Кризис1937—1938 гг. вновьотбросил американскуюэкономику наполтора десяткалет назад.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гипотезы происхождения жизни на Земле
Реферат A Study Of Inheritable Traits In Fruit
Реферат «Воспитание дружеских отношений в игре»
Реферат Понятие и сущность кредитной системы Республики Казахстан
Реферат Патопсихологическое исследование личности подростка, злоупотребляющего психоактивными веществами
Реферат Логіка як наука минуле і сучасність
Реферат Мышление педагога в условиях развития информационной цивилизации
Реферат Lawyer Essay Research Paper A day in
Реферат Экзотизмы в русском языке
Реферат Исполнители: И. М. Жилявичюс (руководитель темы), Л. Г. Кушнерева, Л. С. Хлынцева, Р. О. Борк, Л. Н. Притула, М. А. Подольный, С. Ф. Сандлер, А. А. Гуцол, Ю. В. Цветков, М. В
Реферат Влияние алкоголя, никотина и наркотических веществ на развитие личности и состояния здоровья
Реферат Интеллектуальные компьютерные технологии защиты информации
Реферат Возрастные изменения ассоциативных связей (на материале полей «простой», «легкий», «трудный», «тяжелый», «сложный»)
Реферат Администрация муниципального образования кувандыкский район оренбургской области постановление
Реферат Стихотворение В.А.Жуковского Море. Восприятие, истолкование, оценка.