Содержание:
Введение.
США в годы экономического кризиса 1929-1933 гг.
Новый курс Ф. Рузвельта и его экономическая сущность.
Использованнаялитература:
1. Экономикс: МакконнеллК.Р., Брю С.Л., М., Республика,1992 г.
2. Экономическаяистория: Учебноепособие/ В.Г.Сарычев, А.А.Успенский, В.Т.Чунтулов- М., Высшая школа,1985 г.
Введение
Концентрацияпроизводстваи капитала вконце 30-х годовхарактеризоваласьтем, что на крупныхпредприятиях(с производствомпродукции намиллион долларови более), составлявших5,2 % общего количестваамериканскихпредприятий, было сосредоточено55 % всех занятыхрабочих ипроизводилось67,5 % валовойпродукциипромышленности.Гигантскиеконцерны, составлявшиене более однойтысячной отобщего числаамериканскихкорпораций, владели почтиполовиной всехих активов.
В конце 30-хгодов 1 %собственниковвладел 59 %национальногобогатствастраны, в то жевремя 87 % —подавляющаячасть населениястраны —владела лишь8% национальногобогатства
ВнешняяполитикаправительстваФ. Рузвельтаотличаласьбольшей гибкостьюпо сравнениюс предшествующимпериодом и быланаправленана смягчениеэкономическихи политических-трудностей, переживаемыхСША.
В отношенияхс латиноамериканскимистранами былапровозглашенатак называемаяполитика “доброгососеда”.
С начала 30-хгодов США испытываливсе большуюконкуренциюна мировыхрынках со сторонывозродившейсяГермании, Япониии Италии, чтоприводило кобострениюпротиворечиймежду ними.
США вгоды экономическогокризиса в 1929-1933гг.
Cтабилизацияэкономики вСША до октября1929 г. носила временныйхарактер. Воктябре 1929г. на американскуюэкономикуобрушилсяглубокийэкономическийкризис, по масштабамне имевший себеравных в истории.
Началомкризиса послужило внезапноебеспрецедентноевсеобщее падениекурса акций, возникла биржеваяпаника, переросшаяв дальнейшем в длительнуюполосу всестороннегоэкономическогохаоса.
Биржеваяпаника лишьвнешне отражаланаступление экономическогокризиса, онасама была следствиемнарушенияпроцессавоспроизводства, вызвавшего обострениепроблемы реализациии массовое относительноеперепроизводствотоваров. В силутрудностейсбыта и невозможностиполучить где-либокредиты по всейстране прокатиласьволна банкротств.Согласно официальнойстатистике, за годы кризисапотерпели крахболее 110 тыс.торговых ипромышленныхфирм, 19 крупныхжелезнодорожныхкомпаний, разорилосьсвыше 5760 банков, а вместе с нимии миллионывкладчиков.
Падениепроизводствав США оказалосьбольшим, чемв других странах.Общий уровеньпромышленногопроизводствав 1933 г. упалпо сравнениюс 1929 г. на46%, a производственные мощности оказалисьзагружены всегона одну треть.Промышленностьстраны былаотброшенабелее, чем на20 лет назад, к уровню 1911г.
Ввиду того, что кризис былмировым и охватилвсе страны безисключения, резко нарушилисьсложившиесявнешнеэкономическиесвязи. Оборотывнешней торговли США снизились 53 1929-1933 гг. В
3,1 раза.
Начавшисьв промышленностии кредитнойсистеме, кризис охватилвсе другиеотрасли хозяйства— строительство, транспорт, торговлю. Подвлиянием резкогосокращенияспроса насельскохозяйственнуюпродукциюначался сильнейшийаграрный кризис.К 1934 г. сборпшеницы упална 36%, кукурузы—на45%. Катастрофическисокращалисьпосевные площади.Резко упалицены: на пшеницуи кукурузу—в2,7 раза, на хлопок—болеечем в 3 раза. Нарисунке 1 показаноотносительноепадение цени производствав 10 отрасляхпромышленностис 1929 по 1933 г.
Падениецен в % Падениепр-ва в %
/>/>
/>/>Сельскохозяйственные
орудия
/>/>Транспортные средства
/>/>Цемент
/>/>Железо и сталь
/>/>Автомобильные
шины
/>/>Текстиль
/>/>Пищевые продукты
/>/>Кожа
/>/>Бензин
/>/>Сельскохозяйственные
товары
100 80 60 40 20 0 20 40 60 80 100
Рисунок 1.Отрасли промышленностис высокойконцентрациейпроизводстваотличалисьсравнительнонезначительнымпадением цени большимсокращениемпроизводствав первые годы“Великой Дипресии”.В отраслях снизкой концентрациейпроизводства, показанныхв нижней половинедиаграммы, ценыснизилисьзначительно, а производствосократилосьлишь ненамного.
Неизбежнымследствиемциклическогоразвития явилосьрезкое ухудшениеположениярабочих и фермеров.За годы кризисареальная заработнаяплата рабочих- уменьшиласьна 60%. Общеечисло безработныхв 1933 г. достигло17 млн. человек, что составлялочетвертую
часть всейрабочей силыв стране. Валовойдоход фермеров сократилсяболее чем вдвое.Вследствиеневозможностивыплатитьвозникшие долгиразорилосьсвыше1 млн.фермеров(считая членовсемей), лишившихсясобственностина землю. Десяткитысяч обездоленныхфермеров бежалив города в поискахсредств ксуществованию, пополняя ряды армиибезработных.
Положениебезработныхбыло отчаянным.Не получаяникакой помощиот государства, при отсутствиикакого-либосоциальногострахования, безработныевынуждены былинищенствоватьи голодать.Выселенныеза неплатежиз своих квартир, они селилисьна окраинахгородов, гдевозникаливыстроенныеиз ящиков истроительныхотходов такназываемые«бидонвилли»(«поселки президентаГувера»).
Кризис 1929-1933 гг.внешне проявлялсяв перепроизводствепродукции- вчрезмерномколичестветоваров, поступавшихна рынок. Изобилиебыло лишь кажущимся.Перепроизводствовозникло нев результатеобеспеченияпотребностей, а вследствиенизкой покупательнойспособностинаселения.Склады ломилисьот обилиянереализованныхпродуктов. Всвоих попыткахсдержать падениецен и сократитьтоварные запасы-сжигали пшеницу, выливали цистерныс молоком...
От кризисапострадалиглавным образоммелкие и средниефирмы. Что жекасается монополий, то они смогливыстоять исправитьсяс возникшимизатруднениями.Обладая крупнымикапиталамии резервами, корпорациисокращалипроизводство, приспосабливалиськ рынку, тормозилипадение цен.При этом, воспользовавшисьположениемсвоих конкурентов, они сумели ихпоглотить ивыйти к концукризиса с ещеболее расширившимисявозможностями.Прежде самостоятельнаяметаллургическаякомпания «Янгстаун»была, например, захвачена“Бетлехэмстил”, автомобильнаяфирма “Студебеккер”—концерном“Дженералмоторз”.
ПравительствоГ. Гувера пыталосьослабить действиекризиса путемоказания финансовойпомощи банкирами промышленникам.Была создана“Реконструктивнаяфинансоваякорпорация”, кредитовавшаякампании, чтобыспасти их отбанкротства.Тщетно пыталосьизъять с рынка излишкисельскохозяйственнойпродукцииобразованноеправительством“Федеральноефермерскоебюро”, оказавшеепрактическипомощь лишькрупным фермерам.
В 1930 г. былпринят высокийтаможенныйтариф, способствовавшийрезкому сокращениюввоза в СШАтоваров из-заграницы. Всеэти мероприятия, однако, не моглиостановитьпродолжавшегостихийноразвивающегося экономическогокризиса.
Складываласьситуация, когдаза год потребляетсябольше капитала, чем производится.В этих условиях, чистые инвестицииимеют знакминус, а в экономикепроисходитдеинвестирование, т.е. сокращениеинвестиций. В США имелосьбольше производственныхмощностей, чемона использовалав текущемпроизводстве.В результатестимулы к замещениюизношенногокапитала, а темболее к созданиюдополнительногокапиталабылиочень малы, либо вовсеотсутствовали.Амортизацияпревышалаваловые инвестициии к концу годаобъем капиталастановилсяменьше, чем онбыл в началегода. В 1933 г. валовыесоставляливсего 1,6 млрд.долларов, в товремя, как капитал, потребленныйв течении года-7,6 млрд. дол. Такимобразом чистоесокращениеинвестиций, т.е. деинвестирование, составило 6млрд. дол. Нарис.2 показанэтот случай.
/>/>/>/>Валовыеинвестиции
/>/>/>
/>
Рисунок 2.Валовых инвестицийнедостаточно, чтобы возместитькапитал, потребленныйв годовомпроизводстве.
Мировыемасштабы кризисане позволялиманеврироватьодним странамза счет других.
“Новыйкурс” Ф. Рузвельтаи его экономическаясущность.
Потрясеннаяпроизошедшейэкономическойкатастрофой, экономистылихорадочнопыталась выяснитьпричины кризиса, найти путивыхода из пегои средства дляпредотвращенияего повторения.
Положениямклассическойтеории занятостиупорно противоречилодин существенныйфакт- повторяющиесяпериоды длительнойбезработицыи инфляции.Если можно былообъяснить незначительныйспад, такой, как кратковременноепадение производствав 1924-27 гг., войнамии аналогичнымивнешнимиобстоятельствами, то глубокиеи продолжительныеспады, каковойбыла “ВеликаяДипрессия”, не поддавалиськой-какомуразумномуобъяснению.Существуетпоразительноенесоответствиемежду теориейи фактическойдесятилетней“осадой” экономикивесьма значительнойбезработицей.
Разрабатывалисьразличныетеории “оздоровления”экономики.Одной из наиболеераспространенныхсреди них явилась-идея ограничитьстихию свободнойконкуренциипутем государственногорегулированияэкономики.Подобныеэкономическиевзгляды формировалисьв значительнойстепени подвоздействиемтеоретическихидеи Дж. Кейнса, видевшего путиукрепленияэкономикигосударствав активномвмешательствегосударствав хозяйственнуюжизнь при сохранении частной собственностина средствапроизводства.Основанныена этой теориипопытки государственноговмешательствав хозяйственнуюжизнь США связаныс именем президентаФ. Рузвельта.
На президентскихвыборах в ноябре1932 г. Ф. Рузвельтодержал победублагодаря своимобещаниямвывести странуиз кризиса ипровести вцелях оздоровленияэкономики“новый курс”.Рузвельт нив коей мере несобиралсяпреобразоватьэкономическийстрой США иизменить системуэкономическихотношений.Наоборот, всяего деятельностьбыла направленана восстановлениеи укреплениеэтой системы.В то же время, будучи гибкими трезвымполитиком, Ф.Рузвельт былвынужден пойтина некоторыеуступки, проводилсоциально-экономическиереформы в надеждеизбавитьсяот угрозы новогокризиса, осуществилважные мероприятияв области внешнейполитики. Поэтому“новый курс”Ф. Рузвельта, по словам У.Фостера, поддерживалаосновная массарабочих, фермерови мелких компаний, и это свидетельствовалоо его известнойпрогрессивности.Однако нельзяне учитывать, что властьмонополийв стране нискольконе была ущемлена, они еще болеерасширили своегосподствов экономическойи политическойжизни и увеличилиполучаемыеприбыли.
Вся бедасовременногокапитализма, по мнениюФ.Рузвельта, состояла вперепроизводстветоварной продукции.Однако причинуперепроизводстваон видел врасстройствесферы обращения.В связи с этимФ. Рузвельт приосуществленииполитики “новогокурса” обращалособое вниманиена областькредита иторговли.
“Проблемуреализации”, как считал Ф.Рузвельт, можнобыло разрешитьпутем сокращенияизбыточногопроизводстваи повышенияцен, а такжепутем достижения“полной занятости”, т. е. ликвидировавбезработицу, благодаря чемуувеличилсябы покупательскийспрос. Однако“полную занятость”возможно былообеспечить, лишь полностьюзагрузив имеющиесяпроизводственныемощности, чтозависело, всвою очередь, от наличия упредприятийнеобходимыхфинансовыхсредств и достаточноемкого внутреннегорынка.
Поэтому всистеме “новогокурса” главнымимероприятиямиявлялись: оказаниеподдержкипошатнувшейсяфинансово-банковскойсистеме и гибнущимпромышленными торговымпредприятиямпри помощикрупных займови субсидий, стимулированиечастных капиталовложений, а также попыткиподнять резкоупавшие ценыпутем девальвациидоллара и усиленияинфляционныхтенденций.
Для регулированияэкономики былиприняты “Законо восстановлениинациональнойпромышленности”(НИРА) и “Законо регулированиисельскогохозяйства”(ААА). В соответствиис этими законамибыло осуществленопринудительноекартелированиепромышленныхпредприятийи государственноерегулированиеуровня промышленногопроизводствав целях егосокращения.Вся промышленностьСША была разделенана 17 групп, в каждой изкоторых быливведены такназываемые“кодексы честнойконкуренции”, которые определялиединую политикуцен, фиксировалиразмеры производствадля каждогопредприятия, распределялирынки сбытамежду участникамии устанавливалиуровень заработнойплаты рабочих.
В областисельскогохозяйства“новый курс”состоял в попыткахостановитьпроцесс разоренияфермеров, иподнять ценына сельскохозяйственнуюпродукцию путемсокращенияпроизводстваи уменьшенияпосевных площадей, за что фермерамвыплачивалисьпремии. Аграрнаяполитика Ф.Рузвельта былана руку крупнымфермам, которыемогли сравнительнобезболезненносократить частьсвоих посевныхплощадей. Этифермы, пользуясьправительственнымисубсидиями, в большом количествеприобреталисельскохозяйственныемашины и химическиеудобрения, чтоповышалопроизводительностьтруда и урожайность, и позволялосохранитьразмеры производствана прежнемуровне. Благодаряэтому процессконцентрацииземельнойсобственностиусилился, о чемсвидетельствовалососредоточениек 1940 г. в руках1,6% общего числаферм 34 %сельскохозяйственныхплощадей. В тоже время 38%ферм использоваломенее 5 % этихплощадей, и этугруппу фермправительственнаяпомощь, какправило, обходила.
“Новый курс”предусматривалтакже ряд социальныхмероприятий, направленных, прежде всегона сокращениебезработицы.Была принятапрограммаобщественныхработ (строительствоавтострад, аэродромов, мостов и т.д.)с привлечениембезработных.Была введенасистема выдачиминимальныхпособий бедствующимбезработным.
В июне 1935г. был принятзакон Вагнера“О трудовыхотношениях”, который запрещалпреследованиерабочих засоздание профсоюзови участие встачках и подтверждалправо рабочихзаключать спредпринимателямиколлективныедоговора. Дляурегулированияспоров междурабочими ипредпринимателямивводилсяпринудительныйарбитраж.
Экономическаяполитика Ф.Рузвельтаоцениваетсявесьма противоречиво.Сторонникисвободнойконкуренцииее безудержноругают занарушениестарых принциповсвободногопредпринимательства.Защитники идеирегулируемогокапитализмастоль же безоговорочноее хвалят икритикуют лишьнедостаточнорешительныедействия в этомнаправлении.В годы президентстваФ. Рузвельтафедеральноеправительствовпервые в условияхмирного временистало игратьв экономикезначительнуюроль. Ограниченностьпроведенныхв соответствиис “новым курсом”мероприятийне позволиладобитьсясколько-нибудь ощутимого хозяйственного подъема США.Что же касаетсявведения плановогохозяйства, очем нередкоговорил Ф. Рузвельт, то реально речьмогла идти лишьо некоторыхограниченныхрегулирующихмероприятиях. Мероприятия“нового курса”были в дальнейшемпостепенноотменены.
Вырвавшисьиз тисковэкономическогокризиса 1929—1933 гг., американскаяэкономикасумела к 1937г. вновь достигнутьуровня 1929г., понизитьдолю безработныхв рабочей силе, увеличитьреальный валовойнациональныйпродукт.
Национальныйдоход и другиестатистическиепоказателиотображеныв таблице 1. (данныеокруглены).
Таблица 1.
Годы
1929
1933
1939 Расходы на личное потребление 77,3 45,8 67,0
Валовой объем внутренних частных
Инвестиций 16,7 1,6 9,5
Государственные закупки товаров
И услуг 8,9 8,3 13,6 Чистый экспорт 1,1 0,4 1,2 Валовой национальный продукт 103,9 56,0 91,3 Амортизационные отчисления 9,9 7,6 9,0 Чистый национальный продукт 94,0 48,4 82,3 Косвенные налоги на предприятия 9,33 9,0 11,1 Национальный доход 84,7 39,4 71,2 Взносы на социальное обеспечение 0,3 0,3 2,2 Налоги с доходов корпораций 1,4 0,5 1,4 Нераспределенные прибыли корпораций 2,4 -4,0 0,3 Трансфертные платежи 3,7 3,7 4,8 Личный доход 84,3 46,3 72,1 Налоги на личный доход 2,6 1,4 2,4 Доход после уплаты налогов 81,7 44,9 69,7 Реальный валовой национальный продукт (в ценах 1982 г.) 709,6 498,5 716,6 Изменение реального ВНП в %
-2,1 7,9 Реальный доход после уплаты налогов на душу населения (в ценах 1982 г.) 498,6 370,8 499,5 Индекс потребительских цен 17,1 13,0 13,9 Уровень инфляции в % -5,1 -1,4 Индекс промышленного производства
16,0 Предложения денег (млрд. дол.) 26,6 19,9 34,2 Население (млн. чел.) 121,8 125,6 130,8 Рабочая сила (млн. чел.) 49,2 51,6 55,2 Безработица (млн. чел.) 1,6 12,8 9,5 Доля безработных в рабочей силе в % 3,2 24,9 17,2
Экономическаяполитика Ф.Рузвельта несмогла спастистрану от очередногоэкономическогокризиса, наступившегов 1937 г. и вновьпоразившегоэкономику СШАсильнее других стран. За двагода уровеньпромышленногопроизводствав США упал на21 %. Кризис1937—1938 гг. вновьотбросил американскуюэкономику наполтора десяткалет назад.