Реферат по предмету "Исторические личности"


Буржуазные реформы 60-70х гг XIX века

При изучении данной темы важно уяснить, что вторая половина XIX века является одним из переломных периодов царствования Александра II, она создала условия для экономического взлета конца столетия. Отмена крепостного права, реформы в экономической сфере потребовали также перемен в общественно-политической жизни страны. Такие перемены были достигнуты благодаря земской, судебной, городской и военной реформам. Отмена крепостного права ограничила позиции дворянства в экономике, городская и земская реформы ограничили права дворян в управлении на местах и соответственно расширили доступ буржуазии к местному самоуправлению, введение принципа всеобщей воинской повинности уравняло сословия в правах при формировании воинского контингента, а судебная реформа была наиболее демократична, так как в судопроизводство были введены наиболее демократичные принципы, такие как соревнование обвинения и защиты в ходе судебного разбирательства, а также участие присяжных заседателей на процессе. Освобождение рабочих рук в связи с отменой крепостного права и повышение роли городского сословия в общественной жизни привели к повышению темпов экономического роста страны. Темпы роста российской экономики во второй половине XIX в. были выше, чем в любой другой стране мира в соответствующий период развития. Росту экономики способствовала активная внешняя политика, проводившаяся как в период правления Александра II, так и Александра III. В то же время половинчатый характер реформ вызывал недовольство радикально настроенных слоев общества и способствовал росту революционных выступлений. При изучении раздела обратите внимание на следующие проблемы: 1. Предпосылки и подготовка реформ. При подготовке этого вопроса вам предстоит разобраться в том, что реформа по отмене крепостного права, назревшая в стране с конца XVIII века, была проведена после неудачной для России Крымской войны. Выясните, в чем состояло проявившееся в ходе военной кампании технико-экономическое отставание России и чем сохранение отсталости грозило стране. Нужно также уяснить сложность социально-политической обстановки в стране в 50е гг. XIX в. Ответ будет неполным, если вами не показана личная роль Александра II в подготовке и проведении реформ, так как многие исследователи отмечают, что, несмотря на сложность положения, Россия в тот период все же не стояла еще у последней черты и в проведении реформ личная позиция царя имела большое значение. 2. Отмена крепостного права Эта реформа явилась наиболее значительной из всех, так как это была реформа основ экономического устройства в обществе. При изучении вопроса обратите внимание на то, как проходила подготовка реформы. Выясните, с какого периода эта подготовка началась, какие учреждения были созданы и в чем состоял буржуазный характер проводившейся реформы. Ознакомьтесь с документами, явившимися итогом работы. Изучите их основные положения. И, наконец, ознакомьтесь с ходом работ по практическому обеспечению реформы. 3. Земская и городская реформы Эти реформы явились крупным этапом в социально-политическом развитии российского общества. Если во второй половине XVIII века было введено дворянское местное самоуправление на основе сословных дворянских собраний, то в соответствии с требованиями капиталистического развития земская и городская реформа предусматривали усиление политической роли буржуазных городских и сельских слоев. Уездные, губернские и городские собрания, выборные думы стали шагом вперед в развитии местного самоуправления. Проанализируйте систему местного самоуправления, как формировались органы власти, каковы были их полномочия. 4. Судебная реформа Это была самая демократичная по тому времени реформа. Освобождение от крепостного права миллионов крестьян уравняло их в юридических правах с другими категориями населения и потребовало отмены феодальных судов. Вводилась система гласных, открытых, состязательных судов присяжных, что было новым крупным шагом в судопроизводстве. Выясните, как формировались местные и центральные суда, как осуществлялся судебный процесс. 5. Военная реформа. Эта реформа вводила совершенно новую организацию военной службы на основе всеобщей воинской повинности. Такая организация соответствовала новому этапу межгосударственных противоречий периода развитого капитализма, надвигающимся империалистическим войнам. Выясните ее особенности. 6. Особенности российского капитализма Обратите внимание на высокие темпы экономического развития в стране и причины, на это повлиявшие. Выясните, кто был автором планов экономического развития пореформенной России, как сочетались частный интерес и роль государства, откуда были взяты средства на капиталистическую индустриализацию страны. Проследите, смог ли российский капитализм к концу XIX века решить проблему благосостояния народа, и если нет, то к каким социальным последствиям это вело. Изучите также состояние пореформенной деревни и сравните состояние дел в сельском хозяйстве и в промышленности. 7. Внешняя политика Российской империи во второй половине XIX в. Обратите внимание на балканскую политику. Во второй половине XIX в. балканский вопрос стал одним из главных в мировой политике. Сравните последствия для международного положения России Крымской войны с одной стороны и русско-турецкой войны 1877-1878 гг. с другой. Уточните, какие договоры заключила Россия с Китаем, Японией, Францией. Уточните, как внешняя политика России создавала благоприятные условия для решения внешнеполитических задач. Задания для самоконтроля. 1. Проблемные вопросы: а) В чем заключается буржуазный характер реформ 60-70х гг. XIX в.? б) Чем была вызвана половинчатость реформы по отмене крепостного права? Какими могли быть последствия немедленной и полной реформы в земельном вопросе? в) Могло ли углубление земской реформы послужить противовесом росту революционных настроений молодежи через широкое вовлечение молодых людей в дела местного самоуправления? г) В чем противоречивость развития русской экономики в конце XIX в.? д) Чем вызван рост авторитета России на Балканах по итогам русско-турецкой войны 1877-1878 гг.? 2. Тесты для самоконтроля: а) Укажите даты правления императора Александра II: 1) 1855-1881 2) 1843-1871 3) 1861-1881 б) Какое событие произошло во время правления Александра II: 1) битва при Ватерлоо 2) возникновение народнического движе- ния в России 3) англо-бурская война в Южной Африке в) Члены какой организации совершили убийство Александра II: 1) Черного передела 2) Земли и воли 3) Народной воли г) Кто был председателем уездных и губернских собраний: 1) предводитель дворянства 2) губернатор 3) тот, кто избирался дворянским земским собранием д) Боевые действия между Россией и Турцией в 1877-78 гг. завершились подписанием: 1) Берлинской конвенции 2) Константинопольского мира 3) Андрианопольского перемирия е) Что послужило главной предпосылкой сближения России и Франции в 1880е гг.: 1) заинтересованность в ограничении устрем- лений Англии 2) победа России в русско-турецкой войне 1877-78гг. 3) оформление австро-германского союза 3. Исправьте ошибку: а) Храм Христа Спасителя был построен в честь победы в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. б) После гибели Александра II в России усиливается либеральное движение. в) Земская реформа была проведена в 1877 г. 4. Проверьте знание карты: а) По итогам Крымской войны Россия потеряла Севастополь. б) Почему в ходе русско-турецкой войны бои за Шипку были особенно упорными? в) Какие государства освободились от ига Османской империи в 70-е гг. XIX века? г) Какие территории присоединены к России в Азии во второй половине XIX века? 5. Работа с первоисточниками: Оцените, какие проблемы в развитии российского общества были выделены в следующем документе: Речь Александра II в Государственном Совете 20 января 1861 г. Дело об освобождении крестьян, которое поступило на рассмотрение Государственного Совета, по важности своей я считаю жизненным для России вопросом, от которого будет зависеть развитие ее силы и могущества. Я уверен, что все вы, господа, столько же убеждены, как и я, в пользе и необходимости этой меры. У меня есть еще и другое убеждение, а именно, что откладывать этого дела нельзя; почему я требую от Государственного Совета, чтобы оно было им кончено в первую половину февраля и могло быть объявлено к началу полевых работ; возлагаю это на прямую обязанность председательствующего в Государственном Совете. Повторяю, и это моя непременная воля, чтоб это дело теперь же было кончено. Вот уже четыре года, как оно длится и возбуждает различные опасения и ожидания как в помещиках, так и в крестьянах. Всякое дальнейшее промедление может быть пагубно для государства. Я не могу не удивляться и не радоваться и уверен, что и вы все также радуетесь тому доверию, и спокойствию, какое выказал наш добрый народ в этом деле. Желал бы тоже сказать и о дворянстве, хотя опасения его до некоторой степени понятны, ибо они касаются до самых близких материальных интересов каждого; при всем при том я не забываю и не забуду, что приступ к делу сделан по вызову самого дворянства, и я счастлив, что мне суждено об этом свидетельствовать перед потомством. При личных моих разговорах с губернскими предводителями дворянства и во время путешествий моих по России, при приеме дворян, я не скрывал моего образа мыслей и взгляда на занимающий всех нас вопрос и говорил везде, что это преобразование не может свершиться без некоторых пожертвований с их стороны и что все старание мое заключается в том, чтоб пожертвования эти были сколь возможно менее обременительны и тягостны для дворянства. Я надеюсь, господа, что при рассмотрении проектов, представленных в Государственный Совет, вы убедитесь, что все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано, если же вы найдете нужным в чем-либо изменить или добавить представляемую работу, то я готов принять ваши замечания; но прошу только не забывать, что основанием всего этого дела должно быть улучшение быта крестьян, и улучшение не на словах только и не на бумаге, а на самом деле. (Цит. по: “Хрестоматия по истории СССР 1861-1917” под ред. В.Г.Тюкавкина. — М.: Просвещение, 1990 г.)


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Методы решения систем линейных неравенств
Реферат The One In A Million Essay Research
Реферат Внешняя политика России во второй половине 18 века
Реферат 110301 «Механизация сельского хозяйства»
Реферат Александр Сергеевич Даргомыжский
Реферат The Antichrist Essay Research Paper To be
Реферат А Казахстана Казахстан, как и любое другое государство мира, не избавлено от различного рода сект и течений, которые власти традиционно именуют деструктивными
Реферат Особистий статут і національність юридичної особи
Реферат История возникновения солнечной системы
Реферат Система вищої освіти Болгарії
Реферат Острожська Біблія
Реферат Сталинизм сущность,этапы развития и последствия.
Реферат История управления и делопроизводства 1917-1941 годов
Реферат Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации
Реферат Земельный рынок и его особенности