Федеральноеагентство пообразованию
ГОУВПО Красноярскийгосударственныйпедагогическийуниверситет
им. В.П.Астафьева
Историческийфакультет
Кафедравсеобщей истории
Контрольнаяработа
по курсуНовейшая историястран Азии иАфрики
на тему:
Внешняяполитика КНР(вторая половинаХХ века)
Выполнил:
Студент5 курса заочногоотделения
ПустошкинаЛ.В.
План
Введение
Поворотк реализму(70-80гг.)
Теорияи практика
Политикаи экономика
Стратегическаяоборона илиугроза соседям?
Традициии современность
Заключение.Специфика иуниверсализмкурса Китая
Введение
В последниедва десятилетиядвадцатоговека мы сталисвидетелямивпечатляющегоусиления позицийКитая в мировойполитике иэкономике. Этидостижениястраны представляютособый интерес, поскольку вомногом связаныс проведениемгосударствомстратегии, внемалой степениальтернативнойоткрытым илиберальныммоделям, взятымна вооружение«переходными»и некоторымиразвивающимисягосударствами.
Важнымсредствомобеспечениянациональнойстратегииразвития былавнешняя политикаКНР. Ее частоквалифицируюткак консервативную.Действительно, многие основополагающиевнешнеполитическиепринципы остаютсянеизменнымиуже 50 лет (оникасаются преждевсего пониманиясуверенитетастраны и основвзаимодействиямежду государствами), однако необходимовидеть и существенныеперемены, ясноотличающиемеждународныйкурс Китаяпосле началареформ в конце70-х -начале 80-хгодов от линии, проводившейсяв годы «культурнойреволюции»(1966-1975 гг.). В связис этим стоитотметить, чтомеждународныйкурс Китая двадесятилетияназад впервыев истории страныстал предметомнаучного анализаи дискуссий, а соответствующиеразработкианалитиковвоплощалисьв официальнуюлинию. На рубеже70 — 80-х годов в Китаесоздаются иливозобновляютработу научно-исследовательскиеучреждения, занимающиесяпроблемамимеждународныхотношений, втом числе: Институтсовременныхмеждународныхотношений приГоссовете КНР; институтымеждународныхпроблем в Шанхаеи Пекине (МИДКНР); пекинскийИнститутмеждународныхстратегическихисследований, связанный сминистерствомобороны и Генеральнымштабом НОАК, а также исследовательскиеинституты АОНКНР. В 1982-1983 гг. вцелях координациивнешнеполитическихисследованийпри ГоссоветеКНР создаетсяЦентр исследованиймеждународныхпроблем воглаве с ХуаньСяном. С начала80-х годов в Китаеувеличиваетсяколичествонаучных изданий, посвященныхвопросам внешнейполитики КНРи международныхотношений (с1981 г. возобновляетсяиздание журнала«Гоцзи вэньтияньцзю», начинаетсяиздание журнала«Сяньдай гоцзигуаньси», выходившегодо 1985 г. нерегулярно, а с 1986 г. — ежеквартально).Нынешняя внешняяполитика КНРпродолжаетобновляться, хотя она взначительнойсвоей частии строится наразвитииконцептуальныхподходов 80-хгодов. Примечательно, впрочем, чтоуже тогда, ещедо коллапсасоциалистическойсистемы и распадаСССР, китайскоеруководство, как представляется, выработалодостаточнопродуктивнуюпарадигмуотношений КНРс внешним миром, вполне оправдавшуюсебя в драматичныхобстоятельствахначала 90-х годов.Процесс модернизациивнешней политикиКитая в 90-е годыбыл постепенным, что характернои для китайскихреформ. Во многомего ход представлялсобой достройкусооружения, состоявшегоиз проверенныхвременем элементови конструкций.
Существеннойособенностьюкитайскойвнешней политикиостается постоянныйпоиск несиловых, достаточноэкономичныхи вместе с темэффективных, не исключающихжесткости, решений, а такжеупор на индивидуальныеотношения сотдельнымигосударствами.Соответственно, немалая частьаналитическойработы приподготовкетех или иныхдипломатическихходов посвящаетсярассмотрениюсуществующихв мире противоречий, возможностиих использованияв интересахстраны. Китайкрайне редкосам выступаетс какими-либокрупнымимеждународнымиинициативами.Обыкновенноэта страна неторопится ис оценкамимировых событий, часто занимаявыжидательныеили нейтральныепозиции. Эволюциюкитайскойвнешней политикив последнеедвадцатилетиеможно с некоторойдолей схематизмапредставитьв виде несколькихпродолжающихсятрансформацийи меняющихсясоотношений, имея при этомв виду существеннуюразницу вобеспечивающейнациональнуюнезависимость«статике»внешней политикии ее «динамике», ориентирующейсяна поддержаниепроцессасоциально-экономическогоразвития.
Поворотк реализму(70-80 гг.)
Ужево второй половине70-х годов понятие«модернизация»прочно вошлов жизнь гигантскойстраны какглавная целеваяустановка.Однако последекабрьского(1978 г.) пленума ЦККПК одиннадцатогосозыва серьезнойревизии былиподвергнутыпараметры, направленияи возможныетемпы этогопроцесса: период«урегулирования», своего родакритическойинвентаризацииресурсов развитиязанял примернотри года (1979-1981 гг.).Прежняя программа«четырехмодернизаций», закрепленнаяв решениях XIсъезда КПК в1977 году и предусматривавшаяусиление военнойи индустриальноймощи КНР вотносительносжатые срокис помощьюкрупномасштабногоимпорта технологийи оборудования, была в значительноймере свернута, в том числе вовнешнеэкономическойчасти. Ресурсовстраны приболее трезвомвзгляде явноне хватало намассированноеобновлениепромышленности.
Самфакт основательногопересмотрапутей реализациицентральнойидеи развитиястраны и признаниянеобходимостисерьезныхэкономическихреформ создалважный прецедент- одновременностало возможнымкритическоепереосмыслениедругих сторонгосударственнойдеятельности, в том числевнешней политики.Последняя, какизвестно, содержалазначительныйконфронтационныйкомпонент, хотяс конца 1977 — начала1978 гг. в КНР всечаще сталиговорить иписать о возможностиотсрочитьначало мировойвойны и добитьсямирной передышкидля осуществлениямодернизационныхпланов. Подчеркнем, что вплоть доначала 80-х годовречь шла именнооб отсрочке, а не о принципиальнойвозможностипредотвратитьвозникновениемировой войны.Внешняя политикаКНР на рубеже70-80-х гг. оставаласьформальнонеизменной: по-прежнемудекларироваласьполитика «единогоантигегемонистскогофронта», провозглашеннаяеще при жизниМао Цзэдунав середине 70-хгодов. Сказывалисьи историческаяинерция и особенностимеждународнойситуации вокругКитая в конце70-х годов. В тоже время в начале80-х годов в растущеймере сталивыявлятьсястратегическиеиздержки курса«единого фронта».Значительноосложниласьситуация укитайскихграниц: с конца70-х годов к напряженностивдоль китайско-советской, китайско-монгольскойи китайско-индийскойграниц прибавиласьконфронтацияна китайско-вьетнамскойгранице, вводсоветских войскв соседнийАфганистан, дальнейшееусиление советскоговоенного потенциалана ДальнемВостоке и взападной частиТихого океана, а также охлаждениеотношений Китаяс КНДР. Идея«единого фронта»начинала терятьсмысл и дажепревращаласьв угрозу национальнойбезопасности.Все меньшеепонимание онанаходила и вбыстро дифференцировавшемся«третьем мире», озабоченномглавным образомэкономическимипроблемами.
С другойстороны, к началу80-х годов былапрактическидостигнутаважная в тактическомотношении цельнормализацииотношений сСША. Проведениеполитики «единогофронта» позволилоКитаю за короткийпериод временирезко укрепитьотношения сэтой страной, сыграв настратегическихинтересахВашингтонав противостоянииМоскве. В декабре1978 г. было опубликованосовместноекитайско-американскоекоммюнике обустановлениис января 1979 г.дипломатическихотношений междудвумя странами, в котором СШАпризнавалиправительствоКНР в качествеединственногозаконногоправительстваКитая. В июле1979 г. КНР и СШАподписалисоглашениео торговле, которое предусматривалосоздание прочнойдолговременнойосновы длядальнейшегоразвития двустороннихторгово-экономическихсвязей. Крометого, междудвумя странамив конце 70-х годовбыл подписанряд соглашенийо сотрудничествев области наукии техники, культуры, образования, сельскогохозяйства, освоения космическогопространства, атомной энергетикии др.
Помимонепосредственногозначения, всеэти соглашенияоткрывалиПекину дорогук интенсификациисотрудничествас другими развитымистранами ипрежде всегоЯпонией, накоторую частькитайскогоруководствавозлагалаособые надеждыв осуществлениимодернизации.В 1978-1980 гг. междудвумя странамибыли подписанысоглашенияо торговле, содействиикультурномуобмену, научноми техническомсотрудничестве, а также достигнутряд другихдоговоренностей.В августе 1978 г.между КНР иЯпонией былзаключен договоро мире и дружбе.С конца 70-х годовна регулярнойоснове сталипроводитьсявстречи руководителейдвух стран, стабильноразвиваласьторговля, объемкоторой увеличилсяза период 1977-1981гг. более чемв три раза — дочетверти всеговнешнеторговогооборота КНР.Дав сильныйимпульс развитиюотношений КНРс развитымистранами, политика«единого фронта»тем не менее, не оправдаланаиболееоптимистичныхрасчетов китайскогоруководства.В начале 80-х годовстало очевидно, что Вашингтонне намеренспособствоватьвоссоединениюТайваня с материковойчастью Китаяв обмен наподдержаниекитайскойстороной отношений«стратегическогопартнерства»с США. Болеетого, с приходомадминистрацииРейгана СШАактивизировалисвязи с Тайванем- в том числе ввоенной области- в ущерб отношениямс КНР. Сталиочевиднымии ограниченныевозможностивнешней помощи, а также зарубежныхинвестицийи кредитов вделе модернизации.Западные партнерыбыли готовыпредоставлятьКитаю крупныезаймы под поставкипромышленногооборудования(тем более чтов ходе структурнойперестройкив развитыхстранах высвобождалисьзначительныемощности). Однакоусловия кредитовбыли весьмажесткими, цены- высокими, аограниченияна передачупередовойтехнологииоставалисьвесьма строгими.В мае 1982 г. ДэнСяопин в беседес руководителемЛиберии выразилсвое разочарованиепо этому поводу:«В настоящеевремя мы проводимполитикуэкономическойоткрытости, стремимсяиспользоватьиностранныекапиталы ипередовуютехнологию, что помоглобы нам в развитииэкономики…Однако получитькапитал и передовуютехнологиюиз развитыхгосударств- нелегкое дело.У некоторыхлюдей там по-прежнемуна плечах головыстарых колониалистов, они желают намсмерти и нехотят, чтобымы развивались».
Поворотк реализму нарубеже 70-80-х гг.проявился иеще в одномважном пункте.Китай фактическиотказался отпретензий наособую рольв «третьеммире». Главныезадачи развивающихсястран сталипониматьсякак созидательные, социально-экономические, мирохозяйственные, одновременнопекинскоеруководствопошло на публичноепризнаниеотсталостии бедностисобственнойстраны. На сменупризывам кборьбе с «мировымгородом» или«сверхдержавами»пришли тезисыо необходимоститочного выбораэкономическойстратегии, эффективногоиспользованиямеждународногоразделениятруда, взаимнойподдержки иколлективногосамообеспечения.Цели продуктивногоэкономическоговзаимодействиямежду государствами«Юга» были, вчастности, заявлены как«стратегические»в документахXII съезда КПК(1982 г.). Такое сотрудничествомыслилось ещеи в качествеважной предпосылкидля коллективногодавления «Юга»на «Север», части общихусилий поформированиюнового международногоэкономическогопорядка.
Обновлениестратегическихвзглядов поповоду взаимодействия«Юга» и «Севера», а также болеескромные самооценкиимели целыйряд практическихпоследствий, давших Китаюопределенныевыгоды. Внешняяполитика сталазначительнобольше учитыватьцели развития.Амбициознаяпрограммапомощи развивающимсястранам, начатаяв 1964 г., стала постепеннопереводитьсяна коммерческиерельсы, к томуже Пекин самвошел в числокрупных получателейтехнико-экономическогосодействиямеждународныхфинансовыхинститутов, подключилсяк работе многостороннихсоглашенийпо сырьевымтоварам, сталактивным членомАзиатскогои Африканскогобанков развития.В середине 80-хгодов КНР вподдержкудействий странОПЕК брала насебя и выполнялаобязательстване увеличиватьэкспорт нефти.
Такимобразом, в начале80-х годов сталоочевидно, чтоконфронтационнаяполитика вступилав противоречиес новым, болееразностороннимпониманиемкоренныхвнешнеполитическихи экономическихинтересов КНР.Прошедший всентябре 1982 г.XII съезд КПКзафиксировалфундаментальныйсдвиг в развитиивнешней политикиКитая. Особоезначение в этомсмысле имелидва вывода: опринципиальнойвозможностиполного предотвращенияновой мировойвойны и необходимостистроить отношенияСССР и США насбалансированнойоснове — при, подчеркнем, проведениинезависимойвнешнеполитическойлинии.
Теорияи практика
Поворотк реализму, самокритичнымоценкам ситуациив стране иобъективномуанализу положениядел на международнойарене, произошедшийв китайскойполитике нарубеже 70-80-х гг., отнюдь не означал, как это представляютмногие, простой«деполитизации»,«деидеологизации»,«прагматизации»и «экономизации»международногокурса. Наоборот, установки на«раскрепощениесознания», развитиереалистическоговнутреннегои внешнегокурса, выдвижениеидей, «созвучныхсовременнойэпохе», а такжеподготовкадля этогонаучно-исследовательскойинфраструктурыстимулировалирезкое оживлениев областимеждународнойаналитики итеоретическихразработок.Период 1984-1986 гг.отмечен выходомна поверхностьпервых результатовэтой работы, в атмосфередискуссий внаучной и широкойпечати происходитоформлениеряда новыхконцептуальныхидей, составившихкаркас модернизированногоподхода к основнымпроблемаммирового развития.Подчеркнем, что к этомувремени в Китаеуже вполнеосвободилисьот старой догматики, более того, немалая частькритики представляласобой уженепредвзятыйразбор первыхитогов открытияи реформированиястраны, а такжецелого рядавновь возникшихдогм. Характеризуяэтот период, В.Я. Портяковотмечает: «Появляетсяустойчиваятенденцияотхода от чрезмерной«экономизации»проблем модернизации, все большевнимание уделяетсядемографическим, социальным, экологическимаспектаммодернизации, высказываетсямысль о необходимостиобеспеченияскоординированногоэкономическогои социальногоразвития страны.Предпринимаютсяпервые попыткиоценить воздействиетрадиций Китаяна процесс егомодернизации».
Большеевниманиеэкономическимзадачам вобновлявшейсявнешней политикеКНР ни в коеймере не означалоотказа отприоритетноститех ее направлений, которые былисвязаны споддержаниемнациональногосуверенитета.Яркой иллюстрациейподчиненноститекущих экономическихцелей важнейшимполитическимзадачам нациистала в первойполовине 80-хгодов деятельностьПекина повоссоединениюстраны (в рамкахвыдвинутойв начале десятилетияидеи «одногосударство- две системы»)и, в частности, работа в Гонконгев период переговоровс Великобританиейо будущем территории(1982-1984 гг.). Характерно, что в эти годыкитайскиеорганизации, несмотря натогда еще весьмаскромные валютныевозможностистраны, регулярноосуществлялиинтервенциина гонконгскомрынке для поддержаниятам экономическойконъюнктуры.Немалые силыи средстватратились насоздание прочнойпривязки деловыхкругов колониик хозяйствуКНР. Стремлениек скоординированномуи комплексномувзгляду навнешнюю политику, тесной увязкетеории и практики, политики иэкономики, текущих идолгосрочныхцелей проявляетсяк середине 80-хгодов в полноймере. А исключительнаясложность имногообразиезадач, стоявшихтогда передруководствомстраны, предопределили, как представляется, высокие требованияк научным разработкам- как в аналитической, так и рекомендательнойчасти.
В анализемеждународнойситуации междутем стало постепеннопреобладатьвидение миракак развивающейся«многополюсности»(многополярности).Эта концепция, получив широкоераспространениесреди китайскихполитологовс середины 80-хгодов, в качествеофициальнойточки зренияПекина на ситуациюв мире былавпервые представленав мае 1988 г. в речиминистра иностранныхдел КНР ЦяньЦичэня. По мнениюбольшинствасторонниковэтой доктрины, тенденция кмногополюсностиявляется объективнойи позитивнойдля Китая. Отражаястремлениеразличныхгосударствмира к проведениюнезависимогополитическогокурса на мировойарене, она ведетк демократизациимеждународныхотношений ифактическиозначает конецбезраздельногодоминирования«одной — двухсверхдержав».Рекомендательнаячасть концепциимногополюсностисводится кнеобходимостиподдержаниямежду «центрамисилы» отношениймирного сосуществованияи взаимовыгодногосотрудничества.В соответствиис этим акцентво внешнеполитическомкурсе сама КНРготова переноситьс использованияпротиворечийв системемеждународныхотношений (какэто предусматривалось«теорией трехмиров» и политикой«единого фронта»)на обеспечениебаланса интересоввсех заинтересованныхсторон.
Китайскаятрактовкатенденции кусилениюмногополюсностисовременногомира предполагаетпостепенныйпереход отполитики, основаннойна классическойконцепциибаланса сил, к построениюсистемы международныхотношений, гдебы учитываласьне столькореальная мощьтого или иногогосударства, сколько егообъективныенациональныеинтересы. Ввоплощениипринципамногополюсностив международноеправо и практикукитайскиеспециалистывидели путьк такому мироустройству, в котором Пекинмог бы игратьболее активнуюроль, несмотряна отсутствиесилового потенциала, сопоставимогос армиями и ВПКмировых лидеров.Помимо этогоконцепцияфиксироваларасставаниес классовымподходом квнешней политике, получившимраспространениев Китае в первыедесятилетиянародной республики.В то же времяуказаннаядоктрина сохранялапреемственностьпо отношениюк основополагающимпяти принципаммирного сосуществования, закрепленнымв Конституции1982 г. Другим важнымпостулатом, лежащим в основемодернизациивнешнеполитическогокурса и ориентированнымна превращениеКНР в один изполитическихи экономическихцентров мира, стала идея«комплекснойгосударственноймощи». Ее сутьв том, что всовременныхусловиях силагосударстваи его влияниена международнойарене определяютсяне только величинойвоенного потенциала, но и уровнемэкономического, социально-культурногои научно-техническогоразвития, атакже взвешеннымвнешнеполитическимкурсом (т.е.фактическиобеспечениесуверенитетаи развитиядолжны находитьсяв органичномединстве). «Вконечном счете,- заявил намеждународнойконференциипо взаимосвязимежду разоружениеми развитием(1987 г.) заместительминистра иностранныхдел КНР (глававнешнеполитическоговедомства Китаяс 1988 по 1997 гг.) ЦяньЦичэнь, — обеспечениенациональнойнезависимостии государственнойбезопасностизависит отэкономическогоразвития, национальноймощи и активногововлеченияв борьбу зазащиту региональногои международногомира, но ни вкоем случае- от простогонаращиваниявооружений».
Другимисловами, концепция«комплекснойгосударственноймощи», как иидея многополярности, отражала стремлениепреобладавшейчасти китайскогоруководства, во-первых, закрепитьснижение роливоенного факторав обеспечениинациональнойбезопасности, а во-вторых, стимулироватьвсестороннеенаращиваниевнутреннегоэкономическогои научно-техническогопотенциаладля превращенияКНР в современноегосударство.
--PAGE_BREAK--
Политикаи экономика
Еслисобытия 80-х годови давали некоторыеоснования длявыводов о резкомросте ролиэкономическихфакторов вовнешнеполитическомкурсе Пекина, то изменениерасстановкисил на мировойарене на рубеже80-90-х гг., а такжетенденциипоследнегодесятилетиявека и особеннособытия егоконца все чащевызывают уаналитиковощущениеприоритетностиполитическоймотивации вмеждународныхдействияхКитая.
В конце80-х годов устранениепрактическивсех тогдашнихпротиворечийв советско-американскихи советско-китайскихотношениях, а также бесконфликтностькитайско-американскихотношений, казалось, давалиоснованияговорить обисчезновениигеополитическойструктуры«большоготреугольника».Однако событияна площадиТяньаньмэнь, повлекшие засобой обострениеотношений КНРс США и другимистранами западногомира, их войнас Ираком, а такжекардинальныеизменения вСССР, закончившиесяего распадом, вновь заставиликитайскихруководителейподумать овозрожденииполитики «треугольныхотношений»как одного извозможныхсредств противодействиячрезмерноусилившемусявлиянию СШАна международнойарене.
В целяхусиления своихпозиций передлицом американскогодавления Китайбыл вынужденреанимироватьполитику, диктуемуюправилами игрыв «большомтреугольнике»Вашингтон — Пекин — Москва.Существованиеи функционированиеструктуры«треугольника»определяются, прежде всего, степеньюконфронтационностисторон и ихсиловым потенциалом.Логика «треугольныхотношений»подразумевает, что две болееслабые и/илипассивныестороны объединяютсядля обороныпротив болеесильной и/илиагрессивнойстороны. Еслив 70-х годах рольнаступающейстороны игралаМосква, то ссередины 80-хгодов эта рольвсе более переходилак США. В новых, резко изменившихсяусловиях 90-хгодов китайскаясторона обратилаособое вниманиена укреплениеотношений сболее «слабым»из двух партнеров, то есть Россией.Укреплениесотрудничествас Москвой моглоспособствоватьусилениюмеждународныхпозиций Пекина, а также ростуэкономическогои военногопотенциаловКНР. Таким образом, вновь образоваласьгеополитическаяоснова длясближения двухсторон, на этотраз на базенеантагонистическогопротивостояниядоминированиюСША в азиатскомрегионе и вмире в целом.
В декабре1991 г. Китай заявило признанииновой России, а в 1992 г. китайскимруководствомбыло приняторешение повсемерномустимулированиюрасширенияи углубленияотношений междуРоссией и КНР.В целях активизациироссийско-китайскогосотрудничестваКитай использовалуже наработанныев бывшем СССРконтакты, преждевсего по линиивоенно-промышленныхсвязей. Крометого, былипредпринятыусилия по налаживаниюи укреплениюпрямых торгово-экономическихсвязей междуотдельнымипредприятиямии органамиместной властиобеих стран, что стало важнымшагом по формированиюновой базыдвустороннихотношений. Втечение 1992г. Москвеи Пекину удалосьпреодолетьнекотороенедоверие, вызванноеидеологическимипричинами, антикоммунизмомнового российскогоруководства.К визиту Б.Н.Ельцина в Пекин(декабрь 1992 г.)были созданыусловия длядальнейшейинтенсификацииотношений.Совместнаядекларацияоб основахвзаимоотношениймежду КНР и РФзакрепилавзаимныеобязательстване вступатьв союзы, направленныепротив другойстороны, а такжесодержалаположение отом, что ни Россия, ни Китай недопустят, чтобыих территориябыла использованатретьимигосударствамив ущерб безопасностипартнера.
К середине90-х годов сталоясно, что именнополитическаямотивация, следуя логике«треугольныхотношений», играет ведущуюроль в российско-китайскомсближении — аего экономическоесодержание«отстает».Совместныедекларации1994 и 1996 гг. последовательнозафиксировалиформулы «новыхотношенийконструктивногопартнерства»и «равноправногодоверительногопартнерства, направленногона стратегическоевзаимодействиев XXI веке». Китайкроме тогозаявил, что спониманиемотносится кпозиции России, осуждающейрасширениеНАТО на восток, и поддержалее действияв Чечне. Россияв свою очередьподтвердила, что правительствоКНР являетсяединственнымзаконнымправительством, представляющимвесь Китай, ичто Тайваньостается неотъемлемойчастью территорииКитая. Обе страныодинаковораздраженыамериканскимвоенным присутствиемвблизи своихграниц. Существеннопри этом то, что в КНР с середины90-х годов ужене видят необходимостинерегиональныхпротивовесовроссийскомувоенному присутствиюна ДальнемВостоке. Так, на очередномзаседанииФорума побезопасностиАСЕАН (АРЕ) вавгусте 1995 г. ЦяньЦичэнь заявил:«Китай болеене считаетамериканскоевоенное присутствиев ВосточнойАзии силой, обеспечивающеймир и стабильность».
В совместнойроссийско-китайскойдекларации1997 г. была закрепленаприверженностьобеих сторонидеям многополярногомира и формированиянового международногопорядка. Де-юрестраны существенносблизили своипозиции ужепо очень широкомукругу мировыхпроблем. В тоже время следуетотметить, чтоэто сближениево многом остаетсялишь декларативнойреакцией наизменившуюсярасстановкусил в мировойполитике, страныне выступаюткак союзники.Пока идея будущего«стратегическоговзаимодействия»- лишь риторика, нацеленнаяпротив усилийСША по консервациии усилениюоднополюснойструктурыглобальногоустройства.
Другоедело — степеньуспешностиамериканскихусилий на этомнаправлении.Представляется, что в диалогес Вашингтоном, остающимсяцентральнымнаправлениемкитайскойвнешней политики, Пекин в 80-90-е гг.добился болеесерьезныхуспехов, чемего партнер.РуководствоКитая парироваломногочисленныепопытки СШАвмешаться вовнутренниедела страны.Крупной победойкитайскойдипломатиистало восстановлениеюрисдикциинад Гонконгом(1997 г.) и Макао (1999 г.)- с резким наращиваниемсвоего экономическоговлияния в обоиханклавах. Постоянноусиливаетсявлияние КНРв странах итерриторияхвосточноазиатского«римлэнда», чувствительноедля геополитическихамбиций США.Существенно, что Китай непопал в отношенияфинансовойи технологическойзависимостиот Запада. Внемалой степениэтому способствовалапродуманнаяполитика вотношениизарубежныхкитайцев, связис наиболеевлиятельнымипредставителямиделовых кругов(«патриотическимикапиталистами»), обеспечивавшимиПекину ценнейшуюинформационнуюи политическуюподдержку встранах своегопребывания, а также широкиеи взаимовыгодныеконтакты сосредним бизнесомна почве инвестиционногосотрудничества.Большую рольв организациифинансовойстабильностикитайскогохозяйства ипредотвращениичрезмернойоткрытостивнутреннегорынка сыгралибанковскиекруги Гонконга.В середине 90-хгодов руководствостраны в очереднойраз квалифицированнои жестко управилосьс крупнойинфляционнойвспышкой. Анедавнийэкономическийкризис в странахВосточной иЮго-ВосточнойАзии (1997-1998 гг.), выявиввысокую устойчивостьи прочностькитайскойэкономики, сделал КНРисключительнопривлекательнымпартнером дляпострадавшихв ходе кризисагосударств.Многие их лидерыпо достоинствуоценили сохранениесвоих позицийна китайскомрынке, а такжефинансовуюпомощь, которуюони получилиот Пекина иСянгана, — несопровождавшуюся(в отличие отсодействияЗапада) какими-либоусловиями вчасти внутриэкономическойполитики. Бытьможет, еще важнеето, что США впоследние годысерьезно потерялив уровне довериясо стороны КНР- как в глазахПекина, так иширокой общественности(особенно низкоих рейтинг упалпосле бомбежекЮгославии). Вомногом этотакже былообусловленопротиворечивойи непоследовательнойполитикой СШАв отношенииКитая в 90-е годы.Политика «вовлечения»КНР в существующиеструктурымеждународногосотрудничества, официальнопровозглашеннаяадминистрациейКлинтона, постояннобуксует, посколькуна практическийамериканскийкурс активнои небезуспешновоздействуютвлиятельныесилы, которыевидят в КНРскорее врагаили конкурента, чем партнера. При этом элементы«сдерживания», а главное — прямоговмешательстваво внутренниедела Китая, связанные свнутриполитическимисостязаниямив США, разведывательнойдеятельностьюПентагона иЦРУ, нередкоимеют своимконечным следствиемрасширениеполя маневрадля китайскойдипломатии, в том числе вэкономическиважных областях.Вдобавок КНРискусно используетв маневрахмагнетизмсвоего быстрорастущеговнутреннегорынка и ужеочень нередковоздействуетна настроенияамериканскогобизнеса не«пряниками»в виде крупныхконтрактов, а их демонстративнымразмещениемв третьих странах- как это, например, было с закупкамигражданскихсамолетов вЕвропе передрешающимипереговорамис США о вступлениив ВТО осенью1999 г.
Послевоеннаяистория Китаяне дает основанийполагать, чтоПекин можетпрямо пойтина серьезныеуступки в вопросахнациональногосуверенитета.Еще меньшетакая вероятностьтеперь — в условияхопределенногообострениямеждународнойобстановкии роста экономическоймощи страны, а также ееотносительноневысокойзависимостиот внешнихрынков. Поэтомуможно согласитьсяс авторитетныммнением Дж.Сигала, считающего, что «Китайотвоюет обратното, что он полагаетпринадлежащимему, даже еслипри этом появитсяугроза егоэкономическомупроцветанию».
Стратегическаяоборона илиугроза соседям?
Отмеченнаявыше двойственностьамериканскогоподхода к Китаю, и, в частностик тайваньскойпроблеме, привелак возникновениюсерьезногокризиса в Тайваньскомпроливе в 1996 г.Действия Вашингтона, формальнопризнавшегоправа пекинскогоруководствапредставлятьКитай на международнойарене, но, темне менее, уступившегоамбициям Тайбэя, поставили подугрозу мир истабильностьв ВосточнойАзии. Характерно, что американскойдипломатиивпоследствиипришлось приноситьизвинения.Заместительгоссекретаряпо восточноазиатскими тихоокеанскимвопросам СтэнлиРот, выступаяв сенате СШАв июле 1997 г., заявил:«Визит Ли Дэнхуэяв Корнельскийуниверситетв 1995 г. был серьезнойошибкой».
Темне менее, в 1996 г.многие воспринялижесткий ответПекина на«тайваньскийвызов» каксвидетельствоналичия «китайскойугрозы», роста«экспансионизма»и т.п. Еще однимповодом к разговорамо «китайскойугрозе» сталанапряженнаяситуация, возникшаявокруг острововСэнкаку (Дяоюйдао)в 1996 г. Как ни странно, весьма обильнопубликациитакого родадо сих порпоставляютсяроссийскойпрессой. Странноже это потому, что в 90-е годыКитай не проявилсколько-нибудьзаметногостремленияк эксплуатациимногочисленныхслабостей новойРоссии, а двусторонниемежгосударственныеотношенияразвивалисьстабильно иотносительноплодотворно- насколько этобыло возможнов условияхдезорганизованнойэкономики.Некоторыеисследователиусмотрелиугрозы в экономическомусилении Китая.По-видимому, одна из проблем, стоящих междуКНР и мировымсообществом(и особенноРоссией), — восприятие«китайскоговызова». Еслипонимать нынешнийподъем Китаяи рост влиянияПекина намеждународнойарене какдействительныйвызов миру истабильностив складывающемсяновом мироустройстве, то тогда и идеяо сдерживанииКитая (такжевысказывавшаясяв российскойпрессе) в тойили иной степенивыглядитобоснованной.Однако логичнейпредполагать, что действительнаяугроза можетисходить неиз сильногои стабильногоКитая, но, наоборот, из слабой, дезинтегрированной, раздираемойвнутреннимипротиворечиямии междоусобицамистраны с болеечем миллиарднымнаселением, обладающейк тому же ракетно-ядерныморужием. Представляется, что главныестратегическиемотивы КНРносят на современномэтапе и ещедолго будутиметь сугубооборонительныйхарактер.Сохраняющеесяотставаниеот экономическиболее успешныхсоседей в Восточнойи Юго-ВосточнойАзии, равно каки динамичныйсобственныйрост в последнеедесятилетие, дают
Пекинуи ясные цели, и вполне оправданныенадежды на ихдостижение.Наличие жекрупных внутреннихпроблем развития- межрегиональныхразрывов, экологии, бедности и т.п.(как и возможностьих постепенногорешения) такжеопределяютдолгосрочнуюзаинтересованностьстраны в стабильномвнешнем окружении, что, кстати, постоянноподчеркиваетсякитайскойдипломатиейи фиксируетсяв различныхдвустороннихи многостороннихсоглашениях, среди которыхстоит особоотметить ШанхайскоезаявлениеКитая, России, Казахстана, Киргизстанаи Таджикистана(1996 г.). В сколько-нибудьобозримомбудущем Китайне сможет создатьнаступательныйракетно-ядерныйпотенциал, сопоставимыйс американскимили российским, хотя программавоенной модернизацииКитая и развиваетсявпечатляющимитемпами. Чтокасаетсяконвенциональнойвоенной составляющей«китайскоговызова», то насегодняшнийдень имеющихсясил недостаточнодаже для захватаТайваня. Несмотряна постоянныйс конца 80-х годоврост военныхрасходов, вооруженныесилы КНР до сихпор в массесвоей оснащеныустаревшимиобразцамивооружений.По оценкамразведслужбыВМС США, Тайваньбудет сохранятьчисленноепреимуществонад КНР в современныхбоевых самолетах, по крайнеймере, до 2005 года, и то лишь в томслучае, еслиТайбэй не будетничего предприниматьдля усилениясвоего потенциала.Между тем Тайваньактивно закупаетистребители, вертолеты, средствапротивовоздушнойобороны и т.д.Что же касаетсяКНР, то из 4000 состоящиху нее на вооружениибоевых самолетовлишь около 100отвечают стандартнымсовременнымтребованиям.Не лучше ситуацияи в военно-морскихсилах КНР. Правда, наканунепрезидентскихвыборов наТайване в марте1996 г. в гонконгскойгазете «Wen Wei Ро»появиласьпубликация, в которой соссылкой накитайскихвоенных экспертовутверждалось, что при желаниивойска КНРмогут форсироватьТайваньскийпролив ширинойв 209 км за каких-нибудьпять-шестьчасов. Однакозападные военныеспециалистыотносятся квозможностиподобной операциивесьма скептически.По распространенномумнению, попыткафорсироватьТайваньскийпролив вооруженнымисилами КНРможет представлятьсобой не болеечем «массовыйзаплыв миллионапловцов». Какполагает адмиралЭрик Мак-Вэдон, бывший в 80-х годахглавным военныманалитикомв американскомпосольствев Пекине, военныйфлот КНР можетбыть без особыхзатрудненийуничтожен какв портах, таки в открытомморе.
Разумеется, нельзя недооцениватьсерьезностькитайскойпрограммымодернизациивооруженныхсил, участиев которой принимаети Россия. Ковсему прочемучрезмернаязакрытостькитайскойвоенной политикиоборачиваетсяусилениемподозрительностии настороженностисоседей КНР.Думается, чтопубликациякитайскимруководствомподобия «Белойкниги по обороне», в которой давалисьбы реальныеданные о размерахвоенного бюджетаКНР, численностии структуреосновных родоввойск, объемахи характерепродаж и закупоквооруженийи т.п., могла быв значительнойстепени рассеятьопасения, связанныес незнанием.Так или иначе, ясно, что Программавоенной модернизацииКНР рассчитанана длительнуюперспективу, и в ближайшиедесять-двадцатьлет китайскиевооруженныесилы вряд либудут представлятьсерьезнуюпрямую угрозуокружающимстранам.
Такимобразом, у Пекинадля проведенияполитики военныхугроз в отношениисоседей нетпока ни реальныхвозможностей, ни соответствующейпрямой мотивации.Очевидно, чтовоенная угрозаинтересамсоседних странсо стороныПекина можетопределяться, во-первых, степенью«агрессивности»и «экспансионизма»китайскойвнешней политики(которую, какправило, преувеличивают), а во-вторых, имеющимсяэкономическими военно-техническимпотенциалом.Внешнеполитическийкурс КНР, в своюочередь, в немалойстепени зависитот внутриполитическойстабильности, перемен в высшихэшелонах власти.Заметим, чторегулярныедраматичныепрогнозы насчетзначения такихперемен стольже регулярноне оправдываются.И после смертиДэн Сяопинакитайскомуруководствуудается сохранятьстабильностьи эффективностьпри управленииогромной страной.Очередныеперемены врасстановкеполитическихфигур в высшемруководствеКНР, которыепроизошли послепоследнегосъезда КПК ивесенней (1998г.)сессии ВСНП, практическине отразилисьна характеревнешней политикиКитая. Конечно, прогнозированиеразвития ситуациив такой стране, как Китай, весьмазатруднительно, что связанос непрозрачностьюполитическихпроцессов навершине власти, латентностьюмногих социально-политическихи экономическихтенденций встране и т.п. Ивсе-таки можнос большой степеньюуверенностиутверждать, что на протяженииближайшихдесяти-пятнадцатилет многиесуществующиесегодня в КНРпроблемы итрудности нестанут непреодолимымпрепятствиемдля поддержанияотносительнойстабильностив государствеи обществе, длясохранениядостаточновысоких темповэкономическогоразвития, длядальнейшегоуспешногоучастия КНРв развитиирегиональнойи мировой экономики, для превращениястраны в державу, сопоставимуюпо экономическоймощи с Япониейили даже США.
Традициии современность
Подвоздействиемэкономическихуспехов имодернизированнойвнешней политикиКНР страныЮго-ВосточнойАзии, похоже, окончательноутратили страхиперед «коммунистическойугрозой». Своегорода точкупоставилисобытия недавнегокризиса, когдаопасностиблагополучиюэтих государствпришли совсемс другой стороны.Определенноезначение дляроста идеологическойтолерантностив регионе имелии проработкимногочисленнымиспециалистами-гуманитариямииз разных странидей традиционного, в том числеконфуцианского, наследия какодного из источниковдинамичногоэкономическогоразвития икультурногосвоеобразияазиатскихгосударств.Самое активноеучастие в этоймодернизациитрадиций приняликитайскиеученые и политики.
Стоитиметь в виду, что современныетрактовкиистории и перспективотношений Китаяс его соседямив Юго-ВосточнойАзии нередковыдерживаютсяв духе «добройстарины».«Исторически,- отмечает посолКитая на Филиппинах(выпускницаПекинскогоуниверситета)Фу Ин, — за исключениемкороткогопериода холоднойвойны, когдаАСЕАН использовалидля сдерживанияКитая, нашиотношения былиочень хорошими, а теперь мыдвигаемся всторону тесногоэкономическогосотрудничества».И действительно, многие исследователиотмечают существенноболее мягкий, компромиссныйкурс Пекинапо отношениюк ЮВА и Индокитаюво второй половине90-х годов, существенноеулучшениеотношений сюго-восточнымисоседями. Характерно, что весной 1999г. страны АСЕАНне придалиособого значениявозобновлениюхозяйственнойдеятельностиКНР на островахСпратли, хотяеще в 1995 г. аналогичныемеры Пекинавызвали довольнобурную коллективнуюреакцию.
В концеиюля 1999 г. на встречеминистровиностранныхдел стран АСЕАНв Сингапуребыли подтвержденыпринципыневмешательстваво внутренниедела стран-участниц, а также их общаяполитика «одногоКитая» — какраз во времянового осложненияотношений междусторонами вТайваньскомпроливе. Всяистория Китаяна протяжениипоследних трехтысячелетийпоказывает, что присоединениек «срединномуцарству» новыхтерриторийпроисходило, за редкимиисключениями, не столькопутем военнойэкспансии, сколько за счетраспространенияареала китайскойцивилизациина сопредельныетерритории.В китайскойистории немалопримеров, когдапокорявшиеоборонявшуюсястрану «варварские»племена илигосударствасами за оченькороткие сроки- в пределаходного — двухпоколений — «попадали вплен» местнойкультуры, традицийи, подчеркнем, системы управления, фактическипревращаясьв китайцев(ханьцев). Темсамым росттерриториии усилениемогуществаКитая обеспечивалисьотносительноненасильственнымидействиями.Роль использованиявоенной силырезко увеличиваласьлишь в периоды«больших смут»или правленияиностранныхдинастий. Иногдаэто происходилов периоды«междуцарствий», когда императори его ближайшееокружениеоказывалисьне способными-объективноили субъективно- адекватнореагироватьна меняющуюсяситуацию встране и темсамым терялисвою легитимностьв качествеправителейгосударства(в традиционнойкитайскойтрактовке — «мандат Неба»).В китайскойтрадиции подобныеправители, приводившиестрану к крупномасштабнымсоциальнымбедствиям имассовомукровопролитию, заслуживаливсегда самойнизкой оценки.При этом сменыдинастий нередкоприводили квозрождениютрадиционныхценностей. Так, первый правительдинастии МинЧжу Юаньчжансразу же послепринятияимператорскоготитула приказал, в частности, вернуться кодежде, которуюносили во временатанской династии.Интересно, чтоглавным порокомюаньскогорежима в егоглазах былоотнюдь не угнетениекитайцев, акоррупция инеэффективностьадминистративногоаппарата.
Возвращаяськ современности, необходимоотметить, чтов восприятиибольшинстванынешнегонаселения Китаяосновные функциивласти осталисьнеизменными- сохранятьэффективноеуправление, социальныймир и по возможностирешать внешниепроблемы мирнымисредствами.
В тоже время необходимоучитывать, чтов Китае всегдабыли сильныидеи китаецентризма.Не секрет, чтои в сегодняшнемБольшом Китае- включая Гонконг, Макао и Тайвань- найдется немалоприверженцевидеи о самойнаселеннойстране какдержаве номеродин. Любопытно, что национальнаяидея уживаетсяс коммунистическойв качествеидеологий, консолидирующихнаселениестраны в егосамоидентификации, а при необходимости- противостояниивнешнему миру.Однако нинационализм, ни коммунизмсегодня непринимаютагрессивныхформ. Это заметново внешнейполитике КНР- сегодня китайскоеруководствотвердо подтверждает, что Китай никогдане станет«сверхдержавой». Эту риторикувполне можнопринять за«чистую монету».Как нам представляется, наблюденияПекина запослевоеннымимеждународнымиотношениямиубедили руководствоКНР в невысокойконечнойпродуктивностигегемонизма, неизменнымспутникомкоторого являетсядорогая иобременительная«сверхпротяженность».
Думается, что это вполнеискренниезаявления, посколькукитаецентризмвовсе не подразумеваетсилового господстванад окружающимКитай миром.Даже в периодынаибольшегорасцвета дляего правителей, как правило, было не стольважно реальноегосподствонад той илииной территорией- даже формальновходившей всостав китайскойимперии — сколькодемонстрацияизвне уважениякитайскогоправителя ивербальногопризнания еговласти, котораяпри этом частоне распространяласьза пределыимператорскогодворца. Анализвнешней политикиКНР за последниедва десятилетияпоказывает, что китайскомуруководствувсе менее свойственнодобиватьсяусиления ролистраны намеждународнойарене военно-силовымиметодами илипутем созданиянаправленныхпротив кого-либовоенных илиполитическихальянсов. Приодной важнойпоправке — еслиКитай к этомуне провоцировать.Выше были предпринятыпопытки показать, что китайскоеруководствоможет идти насближение содной из великихдержав лишьдля противостояниячрезмерномудавлению третьей.
СШАи другим развитымстранам стоитсмириться собъективнымиреальностяминеравномерностии главное-разнообразияэкономическогои политическогоразвития современногомира и понять, что появлениев современныхусловиях новоговлиятельногосубъектамеждународныхотношений необязательноозначаетвозникновениенеприемлемойугрозы национальныминтересам ибезопасностидругих государств.Анализ внешнейи внутреннейполитики КНРза последниедва десятилетияне дает основанийусомнитьсяв искренностинамеренийсовременногокитайскогоруководстваответственноподходить крешению международныхпроблем и игратьроль великойдержавы пообщепризнаннымв современноммире критериям.
Заключение.Специфика иуниверсализмкурса Китая
Многиечерты современногомеждународногокурса Китаясхожи с еговнешнеэкономическойполитикой. Дляпоследнейхарактерныпостояннаяигра на противоречияхмежду конкурентами, рассредоточениезависимостиот критическиважных поставок(стратегическогосырья, топлива, технологий)по максимальноширокому кругуконтрагентов.Международныйкурс КНР нередкоотражает этуже логику, регулируя(повышая и понижая)уровень и плотностьсвязей с отдельнымизарубежнымигосударствами, финансовымиорганизациями, ориентируясьна высокуюдиверсификациювнешнеполитическихотношений ит.д.
В ходенедавнегокризиса оказалось, что современнаяситуация вмировом хозяйстве, по-видимому, более благоприятнадля тех стран, которые, обладаякрупными внутреннимирынками, проводятвыраженнуюпротекционистскуюполитику (Китай, Индия). В то жевремя низкиетемпы ростав ЗападнойЕвропе и стагнацияв Японии значительносузили возможностиускорения ростаи ликвидациипоследствийкризиса за счетпреимущественнойориентациина эти внешниерынки. Все этиобстоятельстваеще более повышаютпривлекательностьсотрудничествас КНР.
Подчеркнем, что анализсодержанияи результатоввнешнеэкономическойполитики КНРв минувшиедвадцать летпоказываетнеадекватностьтрактовкидостиженийКитая исключительнов терминах«реформы»,«интеграцияв мировое хозяйство»и «либерализацияэкономики».При сопоставленииреальногосодержаниявнешнеэкономическойи хозяйственнойполитики КНР, с одной стороны, и, скажем, России- с другой, хорошозаметны принципиальныеотличия, явнопреобладающиенад псевдообщностямивроде «открывающихсяи реформирующихсяКНР и РФ» и т.п.В отличие от«переходных»стран в КНРреформы и «открытаяполитика» непризнаютсяглавной цельюнациональнойстратегии, аявляются средствоммодернизациии развитияпроизводительныхсил внутристраны, что, вчастности, недвусмысленновыражено в идее«правильногосочетания»так называемыхшести иероглифов:«развитие — цель, реформы- сила, стабильность- гарантия».
Китайв последниедва десятилетияпроводил ярковыраженнуюпротекционистскуюполитику, ориентированнуюна созданиекомплексногои самодостаточногохозяйства. Ив наши дниэкономическаяглобализация(цзинцзи цюаньцюхуа)обычно рассматриваетсякитайскимимеждународникамикак нечто внешнеепо отношениюк Китаю, а такжекак явление, которое содержитодновременновызовы (угрозы)и новые возможностидля хозяйства.В связи с недавнимикризисами вАзии и ЛатинскойАмерике в КНРвсе чаще акцентируютзадачу защитыот неблагоприятныхвнешних воздействийи укреплениявалютно-финансовойсистемы страны.
Аналогичнымобразом имеждународныйкурс Китаяменее всегоподверженмотивам самоценностирасширениясвязей с внешниммиром, интеграциив «цивилизованное»сообществои т. п. По существу, это оборонительная, консервативная, охранительнаяполитика, вытекающаяиз объективныхвнутреннихи международныхусловий, экономическойи культурнойсамодостаточности.Кроме того, именно оборонасейчас наилучшимобразом сочетаетзадачи обеспечениясуверенитетас сохранениемвысоких темповроста, достигнутыхна эндогеннойоснове.
Необходимовместе с темотметить, чтоКитай за двадесятилетияпрошел по путиполитическихпреобразованийи созданияэффективнойбюрократии(важнейшего, по мнению М.Вебера, элементасовременного, рациональногои демократическогогосударства)значительныйпуть. И достиженияздесь ничутьне меньше, чемв модернизацииэкономики.Широкий плюрализммнений в ходеобсужденияразличныхнациональныхпроблем, политическойэкономии развития, а также изменений, происходящихв современноммире, — при сохранениидостаточностройной системыпринятия решенийи даже количественномсокращениибюрократии– позволяетэтой странеи далее рассчитыватьна быстрыйпрогресс внутристраны, а такжеукреплениесвоих международныхпозиций. Можнос уверенностьюконстатироватьв целом удачноесовмещениево внешнейполитике страны«статики» и«динамики», т.е. увязки задачобеспечениянациональногосуверенитетас целями поддержкидинамичногохозяйственногоразвития. Ноеще важнеедругое. Послевоеннаяполитика КНРв отношениивнешних воздействийиз-за обостренногопониманиянациональнойнезависимостипостоянностроилась наидее вязкогосопротивленияэтим импульсам.Стихийно илицеленаправленноКитай как быотрицал (критиковал)зарубежныйопыт и влияние- в том числе всилу значительныхотличий хозяйства, истории и устройствагосударстваот соседних, как правило, более открытыхстран. В результатесам процессмодернизациии реформ частовыглядел какимитация, а егосодержаниеоказывалоськак бы противоположным, альтернативным, парадоксальнымпо отношениюк привычнымпримерам. Неисключаем, чтонекоторые итогидвадцатилетнейоткрытости(рост самообеспечения, например) оказалисьнеожиданнымии для самихкитайцев, возможно, эта страна какбы невзначайвскрыла рядновых тенденцийв мировом развитии.Другой парадоксзаключаетсяв том, что, неизменноупирая на спецификустраны, Пекин, возможно, нащупалболее продуктивныйи универсальныйпуть мирохозяйственногои внешнеполитическогоповедения длякрупных иотносительноотсталых странв современнуюэпоху.
Литература
Песков Ю.С. СССР – КНР: от конфронтации к партнёрству. М, 2004.
Девятов А. Красный дракон: Китай и Россия в двадцать первом веке. М, 2002; 2003.
Котляров Н.Н. Экономические отношения КНР с США. М., 2002; 2003.
Китай в двадцать первом веке: глобализация интересов безопасности. Коллективная монография /Под ред. Чуфрина Г.И./., М, 2007.
Юэ Фэнцинь. Внешние факторы экономического развития КНР в 1978-1998 гг. Дисс. на соискание ученой степени магистра регионоведения М.: ИСАА при МГУ, 1999.;
Информационная база МВТЭС КНР