Реферат
АРАВИЯВ РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕОТНОШЕНИЯ.
Калининград2010.
ПЛАН
АРАВИЯВ РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕОТНОШЕНИЯ.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
АРАВИЯВ РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕОТНОШЕНИЯ
В результатетесных и регулярныхэкономическихсвязей кочевниковс оседлым населениемАравийскийполуостровпредставлялсобой единыйэкономическийорганизм.
Приограниченностиплощадейобрабатываемыхземель в произведенияхкочевого хозяйствануждалосьоседлое населениеи, наоборот, кочевники немогли существоватьисключительноза счет продукциисобственногохозяйства. ВАравии объективносложиласьвзаимнаязаинтересованностьоседлых и кочевниковв развитиипроизводстваи обмена. Ухудшениеусловий жизнии труда оседлойчасти общества, войны, нашествия,-чрезвычайныепоборы и тяжелыеповинностинеблагоприятноотражалисьи на положениикочевников, которые в мирнойобстановкеимели возможностьудовлетворитьсвои нуждыпутем обмена.Эта взаимнаязаинтересованностьсоздавалаусловия относительногоравновесия, в котором находилисьоседлая и кочеваячасти арабскогообщества. Крометого, кочевникиздесь не быличуждым и пришлымэлементом: иоседлые, и кочевникивходили в целомв единую этническуюи языковуюобщность.
Подвижностьнаселения, постоянныевзаимные контактыспособствовалискладываниюединого языка, понятного всемплеменам.
Постепени интенсивностипроцессовклассообразованияи развитияраннеклассовыхотношенийАравийскийполуостровможно разделитьна несколькорегионов: ЮжнаяАравия, Юго-Западныерайоны, Центральнаяи СевернаяАравия. В СевернойАравии, гдеосновное населениесоставляликочевники иполукочевники, социальноерасслоениепроходило болеезамедленнымитемпами.
Социальныйи профессиональныйсостав доисламскойАравии открываетмногообразиеобщественныхсвязей, разныеуровни господстваи подчинения, степени разделениятруда в обществе.Различныесоциальныегруппы отличалисьдруг от другаотношениемк средствам, производства, по месту вобщественномпроизводстве, по доле и способамприсвоенияобщественногопродукта, постепени свободыи зависимости.
В городахсложилисьпрофессиональныегруппы не толькоремесленников, купцов, специализировавшихсяна производствеи продажеопределенныхтоваров, но илюдей, занимавшихсятак называемымисвободнымипрофессиями: певцов и певиц, танцовщиков, музыкантов, лекарей и т. д.
Наиболееинтенсивнопроцессыклассообразованияи развитияраннефеодальныхотношенийпроходили вЮжной и Юго-ЗападнойАравии — в регионах, где населениезанималосьглавным образомоседлым земледелиеми где в древностисравнительноширокое распространениеполучило рабство.
Еслив древнем обществеземельнаясобственностьобщин на пахотныеземли былаведущей, то враннее средневековьеона уступиламесто частномувладению. Давнопрекратилисьпериодическиепеределы пахотныхземель, на границахвладений появилисьмежевые знаки, часто с указаниемимени владельца, размера площадии выращиваемыхкультур.
Издавнав частном владениинаходилисьпальмовыеплантации.Известно осуществованииобширных частныхвладений городскойверхушки воазисах. Существовалаи родоваясобственностьзнати на земли, рабов и оросительныесооружения.Общиннаясобственностьсохраняласьна воду, пастбищаи выгоны, местазаготовки дров, полезные ископаемые, соляные копи, серебряныерудники. Земледельческоенаселение былообъединенов сельскиетерриториальныеобщины — ша'бы, кочевники иполукочевникив племена —каба'ил, В течениевеков выделиласьверхушка общин, сосредоточившаяв своих рукахкрупные земельныевладения. Владениязнати обрабатывалирядовые членыобщин на условияхиздольнойаренды.
Представителизнати командовалиополчениемобщин, организовывалиработы по ремонтуоросительныхсистем, строительствукрепостей. Онииграли значительнуюроль в политическойжизни Йемена.
Членыобщин былилично-свободными, имели правоношения оружия.Они были объединеныглавным образомобщим оседлымместом жительстваи представлялиединый хозяйственныйколлектив. Онибыли обязаныприниматьучастие вобщественныхработах, строительствеи поддержанииоросительныхсистем, крепостей, дорог. Согласноэпиграфическимдокументамобщины должныбыли выделятьработниковдля поддержанияоросительныхсооружений, не связанныхнепосредственнос орошениемпринадлежащихданным общинамземель.
В зависимостиот знати находилиськак отдельныесемьи, так ицелые общины.Среди непосредственныхпроизводителейвстречаютсякатегорииработникови рабов. В V—VIвв. большинстворабов былисемейными, домашнимирабами. Былии рабы, занятыев поместьяхгородскихземлевладельцев.Но в целом трудрабов игралподчиненнуюроль. Во времявойн практиковалсявыкуп пленных.
В Хиджазе, Центральнойи СевернойАравии земледелиеносило, главнымобразом оазисныйхарактер. Вэтих районах, как и в ЮжнойАравии в первыевека новой эры, широкое распространениеполучило частноевладение землей.Во владенииотдельных семейнаходилисьсады, пальмовыенасаждения, пашни. Жителимединскогооазиса своебогатствосвязывалиименно с землевладением.Широко былараспространенакупля-продажаземли. В частномвладении находилисьи источникиводы, главнымобразом колодцы, так как крупныхоросительныхсистем здесьне было. Колодцы, как и земли, можно было, покупать ипродавать, передаватьпо наследству.Среди жителейоазисов выделялиськрупные землевладельцы, захватившиеземли менеесостоятельныхобщинников.Источникиуказывают наналичие малоземельныхи безземельныхобщинниковв Ясрибе. Естественно, что лишенныесредств производствасвободныеобщинникиединственныйвыход из своегобедственногоположениянаходили виздольнойаренде (за долюурожая).
Основнымипроизводителямив земледелиивыступалиюридическисвободные, нопопавшие вэкономическуюзависимостьобщинники. Висточникахне упоминаютсяхозяйства, основанныена труде рабов.
Разложениепервобытно- общинных отношенийсреди кочевогонаселенияполуостровав начале новойэры достиглосравнительновысокого уровня.
В Аравиииздавна пастбищаи пахотныеземли принадлежалиопределеннымплеменам иродам. Существовала, также собственностьплемен на колодцыи другие источникиводы. Запрещениедругим племенампользоватьсяэтими землямии колодцамипокоилось наобычном праве, а часто на военноймощи того илииного племени.Неоднократноплемена отстаивалисвое исключительноеправо в ожесточенныхсхватках другс другом. И этобыло одной изглавных причинмногочисленныхвоенных столкновений, война считаласьважным средствомразрешениямежплеменныхконфликтов.
Однаков способахразрешенияземельныхконфликтовпоявились кновые элементы.То или иноеплемя или род, сосредоточиваяв своих рукахзначительныеземельныеплощади, сдавалочасть их другимплеменам иродам на условияхиспольщины(за половинуурожая).
Развитиескотоводстваи земледелия, расширениеторговых связейплемен даваливозможностьродоплеменнойверхушке накапливатьзначительныебогатства. Сусилениемимущественногонеравенствастали выделятьсябогатые семьи.И часть землииз общей собственностиплемен и родовпревращаласьв собственностьстарейшинплемен, родови отдельныхбогатых семейств.
Богатыесемьи и родызахватывалилучшие пастбища, пригодные дляземледелияучастки земли— оазисы с колодцамии источникамии пыталисьзапретитьпользоватьсяэтими землямидаже своимсоплеменниками сородичам.
Хотясоциально-экономическойосновой кочевогохозяйства былачастная собственностьна скот и коллективнаясобственностьна пастбища, доля каждогочлена племенив коллективномпастбище былапропорциональнапоголовьюскота, которымон владел.Коллективнаясобственностьотнюдь не означаларавного пользованияпастбищами.
Арабскиеисторики IXв. Я'куби и Балазурисообщают ослучаях, когдавнутри племен, занимавшихобщие территории, отдельные членыимели в частнойсобственностиучастки пастбищныхземель. Этиучастки былиизъяты из общегопользования, но в то же времяих владельцы, которые в основномпринадлежалик племеннойили родовойверхушке, сохранялиза собой правопользованияи общеплеменнымипастбищами.
О значительнойстепени разложенияпервобытно- общинных отношенийсвидетельствуетфакт, когдаотдельные членыплемени захватывализемли вне своегорода и племени, теряя связис ним. Однакоплемя и родоставляли заушедшими семьямиправо возвращения.
Главаплемени выбиралсяобычно из богатогорода или семьи.Считалосьобщепринятым, чтобы в случаенеобходимостисостоятельныйвождь мог оказатьматериальнуюпомощь обедневшимсоплеменникам.
О далекозашедшем процессеразложенияродоплеменныхотношенийсвидетельствуетвозможностьнанимать в своиополчениявоинов из разныхплемен, появлениеособой прослойкиарабов-бродяг, которые потеряливсякие связисо своими родамии племенамии с готовностьюприсоединялиськ любому военномувождю независимоот его племеннойпринадлежности.Некоторые избродяг иногдастановилисьразбойникамии совершалинабеги в одиночкуна бедуинскиестоянки.
Внутриплемен и родовтаким образомвозникли новыесоциальныеслои. Властьи влияние ихпокоились нетолько на старшинствев роде или навоенном превосходстве, но и на количественаходящихсяв их собственностискота и пастбищныхземель.
С другойстороны, рядовыечлены племени, жившие в условияхпостояннойнужды, попадалив экономическуюзависимостьот богатыхсемей и былипринужденыработать наних, выполнялиразличныеповинности.
Во времявойны обедневшиечлены племени родов составляли, массу рядовыхвоинов. Придележе военнойдобычи лучшаяи большая частьдоставаласьвоеначальникам, представителямбогатых родови семей.
Изъятиечасти земельиз общего владения, установлениеисключительногоправа отдельныхсемей на этиземли происходилов условияхострого социальногоконфликта. Вотдельныхслучаях делокончалосьубийствомпредставителейверхушки племен.Арабский ученыйАль-Маварди(XI в.) писал, что шейх Кулайбприсвоил себеземлю, пользовалсяпастбищами, принадлежавшимиплемени, и этообстоятельствостало «причинойего убийства».
Верхушкаплемен стремиласьукрепить правона захваченнуюземлю и прочуюсобственностьи удержать засобой власть.
Однаконе хватало«… только одного: учреждения, которое нетолько ограждалобы вновь приобретенныебогатстваотдельных лицот коммунистическихтрадиций родовогостроя… но иприложило быпечать всеобщегообщественногопризнания кразвивающимсяодна за другойновым формамприобретениясобственности».В арабскомобществе сталипроявлятьсятенденции ксозданию такойустойчивойорганизации, к прекращениюмежплеменныхстолкновенийи улаживаниюконфликтовмирным путем.Хотя необходимоотметить, чтопериодическиенабеги сулилиарабам не толькодобычу, но главнымобразом выкуп, который можнобыло получитьза пленных.
Межплеменныевойны иногдадлились понесколькумесяцев, иногдадесятилетиями, они имели следствиемугон скота, уничтожениепосевов, пальмовыхнасаждений, разрушениежилищ, уносилимного жизней.Поэтому в практикемежплеменныхотношений быличасты случаи, когда племена, которым грозилавойна, улаживалидела подаркамиили выкупом.
Например, известно, чтов VI в. вождиплемени Зубьянвыплатиливрагам вируза все племяв 3000 верблюдови положиликонец сорокалетнейвойне.
Пообычаю, у племени, объявившеговойну, можнобыло проситьотсрочки навремя, пока неродят женщиныв племени, противкоторого готовитсянападение, и, как правило, эта просьбаудовлетворялась.
Нередко, когда нарушалисьотношения междуплеменами однойгруппы илисоюзниками, они обращалиськ третейскимсудьям илиприглашали«варягов».
В процессемиграций многиеплемена оставлялисвои территориии переселялисьна другие земли.Если племенаиз Центральнойи СевернойАравии мигрировалив Южную Аравию, где уровеньсоциальногоразвития выше, то пришлыеприсоединялиськ принявшимих племенамна условияхболее низкогоположения.Иногда племя, принимавшеепришлых, оказывалочужеродцампокровительство, защищало ихот нападенияврагов, но нерассматривалоих как кровныхродственников.Такой союзносил преждевсего военныйхарактер. Вданном случаеплемя-покровительреализовывалосвое превосходство, посягая наимуществопокровительствуемогоили ущемляяего права впользованиипастбищами, местами дляохоты и т. д.
Историямежплеменныхотношений VIв. дает многочисленныепримеры того, как племенав поисках подходящегодля себя покровителянеоднократнозаключали иросторгалисоюзы, перекочевывалис места на место, часто отстаивалисвое имуществоот посягательствапокровителейс оружием вруках. Союзыо покровительствебыли основаныповсюду наотношенияхгосподстваи подчинения.
Межплеменныеотношениянередко принималии формы данничества, когда однасторона получаларегулярныепоборы с покоренных, которые моглиостаться болееили менеесамостоятельными.Племя-завоеватель, или покровитель, получало засвое покровительстворегулярноопределеннуючасть продукцииданника. Данникамивыступали каккочевые скотоводческие, так и оседлыеземледельческиеплемена. Данническиеотношениявыступают каквыражениераннеклассовыхотношений.Часть данииспользоваласькак средствосмягченияэксплуататорскогохарактерадеятельностикочевой верхушкивнутри своегоплемени.
Отношениягосподства-подчиненияв Аравии охватилии родственныеплемена, когдазаключалсянеравноправныйсоюз междуродственнымиплеменами ивыделялосьплемя-лидер.В Аравии существовалосоперничествоне только междуплеменами, нои внутри племенна межродовойпочве. Источникиизобилуютпримерами оборьбе междуродами одногои того же племениза приоритет.Роды оспаривалидруг у другапастбища, скот, право ведениянаиболее выгодныхторговых операцийили правообслуживаниятого или иногорелигиозногохрама, что такжедавало большиематериальныевыгоды.
Племена, ведшие крупныеторговые операцииза пределамиАравийскогополуострова, заключалидоговоры оненападениис племенами, через земликоторых проходиликараваны. Курейшитывыплачивалиплеменам оговореннуюсоглашениемсумму и выступалипосредникамидля этих племенв торговыхоперациях, пополняя своикараваны ихтоварами. Этисоюзные договоры, практическиоснованныена равноправиисторон, давалиим значительныевыгоды.
Междуплеменамизаключалисьтакже союзы, связанные сведением войны.В данном случаесоюзники выступаликак равноправныестороны и добычуделили пропорциональночислу выставленныхвоинов. Каждыйотряд воевалво главе сосвоими командующими.Был и единыйпредводитель, но он в первуюочередь обеспечивалкоординациюдействий всехсоединений.
Некоторыеплемена заключалисоюзы, в основекоторых быловзаимное признаниенезависимостисторон и прекращениевзаимных нападений.
Всеприведенныефакты межплеменныхи межродовыхотношенийсвидетельствуюто кризисеродоплеменногоединства. Созданиенеравноправныхсоюзов чужеродныхплемен влеклоза собой установлениеотношенийгосподства-подчинения.Эти отношенияохватили иродственныеплемена. Затемвнутри племенина основе межродовогосоперничествавыдвигалсянаиболее сильныйрод, представителикоторого сохраняютза собой главенствующееположение вплемени.
Помимоколлективныхотношенийсоюза, покровительства, господства-подчиненияв племенахсложились ииндивидуальныеформы такихотношений. Всехлюдей, попавшихпод покровительство, арабские источникиназывают терминоммавла. Этоттермин многозначени означает ичеловека изданного кровно- родственногоколлектива, и чужеродца, обратившегосяс просьбой опокровительстве.Если мавлапринадлежитк данной кровно- родственнойобщности, тоон имеет правона наследованиеимуществасвоего покровителяи рассматриваетсякак мавла породству. В другихслучаях, когдапокровительствапросил чужеродец, то ему предоставлялибезопасность, убежище, защиту, но он не превращалсяв полноправногочлена принявшегоего рода и необязан былпорывать связейсо своими родоми племенем.
Наиболеераспространеннымвидом покровительствабыло покровительствона основе союза, договора, присягис взаимнымиобязательствамидоговаривающихсясторон. Обрядпринятия вплемя чужеродцасовершали всобраниисоплеменников, на ярмарках, при этом произносилифразу: «Моякровь — твоякровь, моя смерть— твоя смерть, моя месть —твоя месть, моявойна — твоявойна, мой мир— твой мир, будьмоим наследникоми я буду твоимнаследником».Мавла и покровительнаследовали1/6 часть имуществадруг друга.Если мавлаумирал безнаследников, его имуществополностьюпереходилопатрону.
Главныммоментом взаключениитакого союзабыли обоюднаяклятва верностии обоюдныеобязательства.Хотя союз заключалсямежду индивидами, чужеродцапринимали вплемя, и всеплемя выступалов роли покровителя.Чужеродец сосвоей стороныпринимал всеобязательствачлена племени.Однако егоправа былиограниченыпо сравнениюс правами кровныхродственников.В случае убийстватакого мавлавиру уплачивалив половинномразмере. Мавлапо союзу моглиработать насвоих патронов, вспахиватьих земли, пастиих скот, еслиутрачивалисредствапроизводства.
Советскиеисследователисчитают, чтоотношенияиндивидуальногопокровительстваскладываютсякак отношениязависимостиэкономическогои внеэкономическогохарактера ичто в конце VI— начале VIIв. в среде обедневшихмавла — чужеродцевсформировалсяслой зависимыхи эксплуатируемых.
В АравииVI—VII вв.право покровительствастановитсяобъектомкупли-продажи, при этом покупательустанавливалотношенияличной зависимости.
Обнищавшиебедуины саалик(от саалака —бедность, нищета)не владелисамым необходимыми были вынужденылибо пасти скотбогатых сородичей, либо покидатьродные местаи становитьсябродягами иразбойниками.
Многиесаалик объединялись, нападали накараваны богатыхи награбленноеделили междутакими же бедняками, как они, на равныедоли.
Тесаалик, которыене покидалисвоего племени, использовалисьна вспомогательныхработах пообслуживаниюкочевого хозяйстваили жили наподачки богатогосородича. Некоторыебрали на выпасу сородичейнескольковерблюдов итем самым попадалик ним в личнуюзависимость.Несмотря наличную зависимостьобедневшихчленов племени, отношенияэксплуатациибыли неразвиты.С одной стороны, это объясняетсятем обстоятельством, что кочевоескотоводческоехозяйство нетребовалобольшого количестварук, с другой— конфликтмежду беднымии богатымисоплеменникамисмягчалсяпрактикойродовой взаимопомощи.На общественныеотношения вкочевом хозяйствеоказывал значительноевоздействиеинститут набегов— газв. Этотинститутспособствовалнарушениюдостигнутогоуровня имущественногонеравенствавнутри племени.Источникисообщают обедняке, которыйедва сводилконцы с концами, но в результатенабега получилвыкуп за пленногов 1000 верблюдови разбогател.Если даже этотпример единичен, сам факт возможностипоправить делаза счет добычив набеге ужеослаблял социальнуюнапряженность, внушал надеждубеднякам навнезапноеобогащение.Хотя считалось, что военнаядобыча делиласьпоровну, 1/4 частьполучал вождькак военныйпредводитель, участникинаступательногопредприятияполучали больше, чем те, кто непокидал кочевья.Тем не менеенабег на времяделал всехединомышленниками.В кочевых племенахв редких случаяхприменялсятруд рабов, главным образомна выпасе скота.В качестверабов использовалипопавших в пленчужеродцев.Но рабов использовалипочти исключительнов хозяйствахзнати. Что касаетсярядовых членовплемени, то имбыло выгоднееполучить выкупза своего пленника.Рядовые кочевникине нуждалисьв применениитруда рабов, они сам» справлялисьсо своим хозяйством.Иногда скотодной кровнородственнойгруппы пас одиниз членов этойгруппы.
О процессеразложенияродоплеменныхотношенийсвидетельствуюти измененияв семейно-брачныхотношениях.На место экзогамиипостепенноприходят эндогамныебраки, когдавыкуп за невестуостается всвоем кровнородственномколлективе.Однако утверждениеэндогамиипроходило вземледельческихплеменах интенсивнее, чем в кочевых, и индивидуальнаясемья не окончательнообособиласькак хозяйственнаяединица.
В связис этими обстоятельствамив племенахАравии не былоединого принципанаследованияимущества.
Согласнодревнеарабскойтрадиции наследовалтолько тот, ктобыл способенездить верхом, владеть копьем, защищать своеимущество изахватыватьдобычу. Приэтом преимуществоотдавалосьстаршему повозрасту. Еслине было прямыхнаследников, имуществопередавалосьбратьям покойного, и только послених право нанаследствомогли предъявитьостальные членыкровнородственногоколлектива.
Господствоотцовскогоправа лишаложенщину правнаследования.Однако в Аравиибыли частыслучаи, когдаженщины наследовалиотцам, мужьям.
В источникахупоминаетсяимя человека, который впервыев доисламскойАравии включилдочь в числонаследникови выделил ейдолю вдвоеменьше, чемкаждому изсыновей. Известныбыли богатыевдовы, которыеунаследовалиимуществомужей, самостоятельновели крупныеторговые иростовщическиеоперации.
Темне менее этотновый порядокнаследованиявстречалсопротивлениесо стороныродственниковпо мужскойлинии. Нередкоони, став опекунамималолетнихсирот, посягалина их имущество.
Однимиз средствсохранениябогатства вданной семьевыступалапрактика левирата, когда любойиз наследниковмог занятьместо покойногомужа без вторичнойвыплаты калымародственникамженщины.
Обособлениеиндивидуальнойсемьи как единицыхозяйствованияя накоплениебогатстванаиболее отчетливопроисходятсреди земледельческогонаселенияАравии и торговогонаселениягородов.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
1.История странАзии и Африкив средние века.Ч.1. М.: ИздательствоМосковскогоуниверситета.1987.