Реферат по предмету "Исторические личности"


АВ Суворов

Доклад
По историии

Суворов
Александр
Васильевич

СуворовАлександрВасильевич[13(24).11.1729 или 1730, Москва,- 6(18). 5.1800, Петербург, похоронен вАлександро-Невскойлавре], графРымникский(1789), князь Италийский(1799), русский полководеци военный теоретик, генералиссимус(1799). В детстве подруководствомотца генералаВасилия ИвановичаСуворова (1705-75), соратника ПетраI, изучал артиллерию, фортификацию, военную историюи иностранныеязыки, закалялсвой слабыйот рожденияорганизм физическимиупражнениями.В 1742 записансолдатом влейб-гвардииСемёновскийполк, в которомв 1748 начал службукапралом. В1754 произведёнв офицеры инаправленпоручиком вИнгерманландскийпехотный полк.В 1756-1758 служил вВоенной коллегии.Во время Семилетнейвойны 1756-63с1758 на штабныхи командныхдолжностях, участвовалв Кунерсдорфскомсражении 1759, во взятии Берлина(1760) и Кольберга(1761). В 1762 произведёнв полковникии назначенкомандиромАстраханскогопехотного, ав 1763 — Суздальскогопехотного полка(до 1769). В 1764-65 составили ввёл в действиетак называемое«Полковоеучреждение»- оригинальноенаставлениео воинскомраспорядке, правилах обученияи воспитанияофицеров исолдат. В 1768-1772, командуя полком, бригадой иотдельнымиотрядами вкорпусе генералаИ. И. Веймарна, действовалв Польше противвойск Барскойконфедерации, нанёс им пораженияпод Ореховом(1769), Ландскруной, Столовичами(1771) и овладелКраковскимзамком (1772). В 1770произведёнв генерал-майоры.В 1772 командовалСанкт-Петербургскойдивизией. В1773 по личнойпросьбе направленна театр русско-турецкойвойны в 1-ю армиюгенерала-фельдмаршалаП. А. Румянцева-Задунайского.В мае — июне 1773отряд С. дваждыфорсировалДунай и разбилтурок у Туртукая.В сентябре 1773руководилобороной Гирсовои отбросилтурецкие войска.В июне 1774 вместес генераломМ. Ф. Каменскимнанёс поражение40-тысячномутурецкомукорпусу приКозлудже.В августе 1774 поприказу императрицыЕкатерины IIнаправлен свойсками дляподавленияКрестьянскойвойны подпредводительствомЕ. И. Пугачева, но восставшиебыли разбитыдо прибытияС., которомупришлось лишьсопровождатьзахваченногов плен Пугачевав Симбирск. В1774-86 командовалдивизиями икорпусами вразличныхрайонах России; руководилсооружениемКубанскойукрепленнойлинии и усилениемобороны Крыма, предотвратилв 1778 высадкутурецкогодесанта в Ахтиарскойбухте, чем быласорвана попыткаТурции развязатьновую войнув невыгоднойдля Россиимеждународнойобстановке.В 1786 С. был произведёнв генерал-аншефы.В начале русско-турецкойвойны 1787-91 командовал30-тысячным корпусом, оборонявшимпобережье врайоне Херсон- Кинбурн, иуничтожилтурецкий десантоколо Кинбурна(октябрь 1787). В1788 участвовалв осаде Очакова, где был ранен(всего за времябоевой деятельностиС. получил 6 тяжёлыхранений). В 1789командовалдивизией вМолдавии и, руководя действиямирусских и союзныхавстрийскихвойск, разгромилпревосходящиесилы турок всражениях приФокшанах(июль 1789) и Рымнике(сентябрь 1789). В1790 С., командуя30-тысячным осаднымкорпусом подИзмаилом, в течение 2 недельподготовилштурм этойсильнейшейкрепости и11(22) декабря 1790 овладелею. В 1791-94 командовалразличнымисоединениямив Финляндиии на Юге России, руководилстроительствомукрепленийна границахРоссии. В августе1794 назначенкомандующимрусскими войсками, направленнымидля подавленияПольскоговосстания 1794.В сентябре — октябре С. нанёспоражениявойскам повстанцев(при Крупчицах, под Брест-Литовском, Кобылкой идр.), его войскаштурмом овладелипредместьемВаршавы Прагойи заняли Варшаву; при этом С. проявилгуманное отношениек «мятежникам»(отпустил пленных, запретил реквизиции, требовал недопускать «обиджителям» и т.д.). ЕкатеринаII, произведяС. в фельдмаршалы, в октябре 1795отозвала егоиз Польши. Принявв 1796 командованиевойсками наюге (в Тульчине), С. написал знаменитоепроизведение«Наука побеждать», обобщавшеемноголетнийопыт обученияи воспитаниявойск. «Наукапобеждать»явилась прямымпротестом нановый воинскийустав императораПавла I, заимствованныйу прусскойармии. Критикапавловскогоустава и отказС. выполнитьприказ императорапривести подчинённыеему войска «вмой порядок»повлекли засобой увольнениеС. из армии [6(17)февраля 1797] иссылку в с.КончанскоеНовгородскойгубернии. Всвязи с образованием2-й антифранцузскойкоалиции сучастием РоссииПавел I по просьбесоюзников вфеврале 1799 назначилС. главнокомандующимрусскими войсками, направленнымив Италию; С. былиподчинены иавстрийскиевойска. В ходеИтальянскогопохода Суворова1799 русско-австрийскиевойска под егокомандованиемв апреле — августеразгромилив ряде сраженийфранцузскиевойска, освободивот них всю СевернуюИталию. Блестящиепобеды С. былиодержаны вопрекиинтригам ивмешательствуавстрийскогогофкригсрата(придворноговоенного совета), который крайнезатруднял егодействия.РазработанныйС. стратегическийплан дальнейшихвоенных действий, предусматривавшийнаступлениеего армии вместес воссоздаваемойпьемонтскойармией на Гренобль- Лион — Парижво взаимодействиис австрийскойармией эрцгерцогаКарла, котораядолжна быланаступать изШвейцарии, былсорван Австрией.Её правительствостремилосьразвязать себеруки для захватаИталии и добилосьсогласия ПавлаI на переброскувойск С. в Швейцарию.«Меня прогналив Швейцарию, чтобы тамуничтожить»,- писал С. Однаков беспримерномв военной историиШвейцарскомпоходе Суворова1799 русскиевойска в сентябрепреодолелиисключительныетрудности ивышли из окружения.В октябре 1799 ПавелI разорвал союзс Австрией иотозвал войскаС. в Россию. С.вновь подвергсяцарской опалеза нарушения«высочайшегоустава» и вскореумер.
Cуворов, опираясь навековые военныетрадиции России, возродил иразвил прогрессивныечерты петровскойармии в областиорганизации, боевой подготовкии военногоискусства. С.был одним изсамых образованныхвоенных деятелей18 в.; он знал математику, философию, историю, владелнемецким, французским, итальянским, польским, турецкимязыками, а такженемного арабским, персидскими финским языками; в совершенствезнал фортификацию; изучал состояниесовременныхиностранныхармий, внимательноследил за ходомвоенных иполитическихсобытий в ЗападнойЕвропе, будучипостояннымподписчикоммногих иностранныхгазет, журналов, научных изданий.Политическимидеалом С. была«просвещённаямонархия».Являясь сторонникомсамодержавия, представителеми защитникомклассовыхинтересовдворян-помещиков, С. в то же времяосуждал «тиранство»самодержцев(Екатерины II, Павла I), резкокритиковалпридворныенравы (фаворитизм, протекционизм, праздность, угодничество, карьеризм), насаждавшиесяпри Павле I прусскиевоенные порядкии «бесполезнуюжестокостьв войсках».Независимостьсуждений С., его огромныйавторитет вармии вызывалинедоверие кнему со стороныправительстваи были поводомдля постоянныхунижений, опали тайного надзора.
ПатриотизмС. был основанна идее службыотечеству, глубокой верев высокие боевыеспособностирусского воина(«в свете храбреероссиянинанигде нет»), ввоенный талантсвоих подчинённыхи учеников (М.И. Кутузова, П.И. Багратиона, М. И. Платова, М. А. Милорадовичаи др.). С. проявлялгуманное отношениек мирному населениюи пленным («неменьше оружияпоражать противникачеловеколюбием»), сурово преследовалмародёрство.
Военно-теоретическаяи практическаядеятельностьС. отражена вего огромномлитературном, документальноми эпистолярномнаследии, включающем«Полковоеучреждение»,«Науку побеждать», различныенаставления, инструкции, приказы, диспозиции, памятные записки, переписку своенными игосударственнымидеятелями. ОнохарактеризуетС. как выдающегосявоенного теоретика, стратега итактика, глубокопонимавшегопроблемы военногодела, во многомопередившегосвоё время, создавшегооригинальнуюсистему взглядовна способыведения войныи боя, обученияи воспитаниявойск, основавшегосвою прогрессивнуюшколу военногоискусства.Одержав множествопобед над сильнымипротивниками, С. снискал славунепобедимогои обогатилвоенную практикублестящимипримерамиуспешных действийв трудных условиях, а военную науку- новыми идеямии положениями, составившимив совокупностисуворовскую«науку побеждать».В области стратегииС. считал, чтовойна должнабыть по возможностискоротечной, для чего необходимысвоевременнаяи энергичнаямобилизациявсех сил и средствдля её успешноговедения с учётоммеждународнойобстановки, сил и намеренийпротивника, постановкаперед вооружённымисилами решительныхцелей, быстротанаступательныхдействий сцелью разгромапрежде всегоживой силыпротивника.С. был решительнымпротивникомгосподствовавшейв то время вевропейскихармиях кордоннойстратегии.Он рассматривалманевр войскна театре военныхдействий некак самоцель, а как средствоуничтоженияисточниковснабжения ипополненияпротивника, сосредоточениясвоих сил противего «слабогопункта» длярешительногоудара в полевомсражении. Следуяпринципу «держатьпо возможностивсе силы своив совокупности», С. предвосхитилстратегическуюидею массированиясил, обычноприписываемуюНаполеону I. С.учил, что успехсражения обеспечиваюттщательнаяразведка (войсковая, агентурная), скрытностьзамыслов идействий, внезапностьудара. Громадноезначение придавалон факторувремени: «расчётвремени естьглавное правиловедения войны»,«от единогоиногда мгновенияразрешаетсяжребий сражения».Непримиримыйвраг догматизмаи шаблона, С.учил: «все кампанииразличны междусобой», «никакойбаталии в кабинетевыиграть неможно и теориябез практикимертва». Резкокритикуя системуруководствабоевыми действиямис помощьюсоставляемых«для проформы»«примерныхпланов кабинетов»без учёта постоянноизменяющейсяобстановки, С. считал, чтоглавнокомандующийдолжен обладатьполнотой власти.Он строго учитывалобстановкуи характертеатра военныхдействий (топография, климат, времягода, сырьевыересурсы, речныесистемы, дорогии др.), особенностипротивника, возможностипривлеченияв свою армиюместного населения(славян и грековв русско-турецкихвойнах, итальянцеви швейцарцевв войне с Францией).Большое вниманиеС. уделял задачамобеспеченияармии людскимии материальнымирезервами, транспортнымисредствами, чёткой работеквартирмейстерскойи штабной служб.Считая наступлениеглавной формойбоевых действий, С. не пренебрегалобороной и«великим принципом»:«никогда ненадо слишкомудаляться отсвоих ресурсов».Тактика С. былаорганическисвязана с егонаступательнойстратегиейи носила решительныйхарактер. С.применял в боюразличныебоевые порядки: линии, каре, колонны (полковые, батальонные, взводные идругие) и ихсочетания. Ещёв 1778 он пришёлк выводу опреимуществепримененияколонн: "… колонната гибче всехпостроениев, быстра в еёдвижении, ежелибез остановки, то всё пробивает".Действия колоннамисочеталисьс действиямипеших и конныхегерей в рассыпномстрою передфронтом и нафлангах боевогопорядка. С. нередкопроводил боиночью. При действияхпротив крепостейотдавал предпочтениерешительномуи тщательноподготовленномуштурму переддлительнойосадой. В 1799 С.разработал«Правила ведениявоенных действийв горах». Тактическимприёмом С. являласьбыстрота движениявойск в наступлениис целью сократитьпотери в зонедействительногоогня и сохранитьсилы для штыковойатаки. В то жевремя С., увеличивзапас ружейныхпатронов до100 на солдата, требовал прицельнойстрельбы. С.тщательно идетально разрабатывалдиспозициисражений, осад, штурмов крепостей.Вместе с темпосле отдачиобщего приказаон предоставлялкомандирамдивизий и корпусовправо действовать«наилучшимобразом» поих усмотрению«в зависимостиот местныхусловий». Большоевнимание С.уделял боевойподготовкевойск. Он обучалсвоих солдат«во всякоеспособноевремя» в мирнойи военной обстановке, настойчивопроводя свойпринцип: «легков ученье — тяжелов походе, тяжелов ученье — легков походе». С.ввёл в боевойподготовке«сквозныеатаки», то естьдвусторонниеманёвры армии, во время которыхотрабатывалисьнаступление, оборона, встречныйбой, действияна пересечённойместности, преследованиеи т. д. Воспитываявойска в духе«смелой нападательскойтактики», С.всеми мерамиразвивал уподчинённыхинициативу.Не только офицерам, но и унтер-офицерами солдатамсообщалосьо плане предстоящихдействий, таккак «каждыйвоин долженпонимать свойманевр». Инициативу, предприимчивость, храбрость С.поощрял боевыминаградами, способных (втом числе солдати унтер-офицеров)продвигал послужбе. С. постояннозаботился овысоком морально-боевомдухе войск, воодушевлялсолдат в трудномпоходе своимкрасноречиеми юмором. С.воспитывалу них чувствотоварищества, профессиональногодостоинства, заботился овоенной выправке, опрятностии нравственностисолдат, выступалпротив бессмысленноймуштры и жестокогообращения сними. От подчинённыхтребовал грамотностии сообразительности, не терпел «леноумия»и «немогузнайства».С. поддерживалстрогую военнуюдисциплину, но всегда считалсяс обстоятельствами, смягчающимивину нарушителя.Он проявлялнеустаннуюзаботу о здоровьеи физическойзакалке солдат, санитарномсостоянииказарм и лагерей, хорошем питании, обеспеченииудобным и тёплымобмундированиеми обувью; ввёлвесьма передовыедля своеговремени «Правиламедицинскимчинам». В результатев войсках С.резко сократилисьзаболевания, которые былибичом армий18 в. В дореволюционнойРоссии лишьпередовыевоенные деятелии писателипризнавализаслуги С., внекоторыхофициальныхтрудах еговоенное наследиелибо оставлялосьбез внимания, либо искажалось.В СССР былоположено началоподлинно научномуизучению военногонаследстваС., изданы еготруды. 29 июля1942 ПрезидиумомВерховногоСовета СССРбыл учрежденвоенный орденСуворова 3 степеней;21 августа 1943 пост.СНК СССР и ЦКВКП (б) были созданыСуворовскиеучилища.В СССР существуютмузеи С. в Ленинграде, Новой Ладоге, Очакове, Измаиле, Кобрине, с.Кончанском(Новгородскаяобласть), с.Тимановке(Винницкаяобласть), с. Ундол(Владимирскаяобласть). ПамятникиС. воздвигнуты: в Ленинграде(скульптор М.И. Козловский,1801), Новой Ладоге(В. А. Вернер. 1948); в Очакове (1907), Измаиле (1945), Тульчине(1954) — все Б. В. Эдуарде; в Кобрине (М.Е. Роберман), Херсоне (Е. Н.Рукавишников,1950), с. Тимановке, Симферополе, Калининграде, Кончанском, а также в Рымнике(Румыния). В честьС. названы населённыепункты — с. Суворово(Пензенскаяобласть), с.Кончанское-Суворово(Новгородскаяобласть), с. Суворове(близ Козлуджа, Болгария).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.