Реферат по предмету "Историческая личность"


Родиться в России - с умом и талантом. Дмитрий Сергеевич Лихачёв

«Родиться вРоссии – с умом и талантом...»
К 100-летию со дня рождения Д.С. Лихачёва.
     Родившийся двадцать восьмого ноябрятысяча девятьсот шестого года в Петербурге в семье русского инженера СергеяМихайловича Лихачева Дмитрий Сергеевич получил хорошее воспитание и образованиев русской среде и пополнил собой ряды советской интеллигенции, заменившей послереволюции русскую дворянскую интеллигенцию. В двадцатые годы Лихачёв стал студентом историко-филологическогофакультета Ленинградского университета.
     Огромные знания,такт, вежливость, ловкость и артистизм поведения помогли Лихачеву снискатьрасположение академика А. С. Орлова, тогда замдиректора ИРЛИ — Пушкинского ДомаАкадемии Наук СССР. Орлов пригласил Лихачева на работу в институт вначале делопроизводителемв канцелярию, а потом младшим научным сотрудником в Сектор древнерусскойлитературы. С этих пор Лихачёв стал изучать русскую литературу, и в последствиистал величайшим литературоведом. Современник Лихачёва, Ю.К. Бегунов писал обучёном: «Ныне Дмитрий Сергеевич Лихачев представляет в Петербурге«аристократию духа», он — человек заслуженный и влиятельный...»
     Д. С. Лихачев всегда стремился к тому, чтобы достижениянаучной мысли становились достоянием самых широких читательских кругов. Лихачевпридает огромное значение гуманитарным наукам, их общественному значению, ихогромной роли в воспитании патриотизма. Достижения гуманитарных наук имировоззрение общества связаны, как считал Дмитрий Сергеевич, самым теснейшимобразом: «патриотизм непременно должен быть духом всех гуманитарныхнаук».
     Благодаря этомуталантливому академику, из российских архивов ученым Запада предоставлялиськопии ценнейших документов и источников по истории культуры и литературыРоссии. Многотомные сочинения Лихачева и отдельные книги выходят во множестве ибольшими тиражами, как и в нашей стране, так и за рубежом. В последствии этообернулось для академика массой критических статей и клеветы.
    Огромен вкладЛихачёва в различные области научного знания — литературоведение, историюискусства, историю культуры, методологию науки. Фундаментальным же достижениемего труда стала теория о возникновении русской литературы из древней деловойписьменности. Лихачёв написал бессмертные критические статьи ко многим литературнымпроизведениям разных времён, стал ведущим специалистом по изучениюдревнерусской культуры и литературы: цикл работ учёного, посвящённого русскомулетописанию, окончательно утвердил за летописями почетное место средилитературных памятников исторического жанра.
     В шестьдесятшестом году, за заслуги в развитии филологической науки и в связи с 60-летиемсо дня рождения он был награжден орденом Трудового Красного Знамени; в1986 году Дмитрию Сергеевичу за большие заслуги в развитии науки и культуры, подготовкенаучных кадров и в связи с 80-летием со дня рождения было присвоено званиеГероя Социалистического Труда. В конце восьмидесятых Лихачёв был избран навысокий пост председателя правления Советского фонда культуры. Академик сороклет проработал директором Пушкинского дома – того самого, где начинал свойблестящий путь.
     Но нельзя несказать также о событии в жизни Дмитрия Лихачёва, о котором часто умалчивают, икоторое сыграло свою серьёзную роль в истории его творчества. В конце двадцатыхгодов он был ошибочно арестован органами ГПУ и незаслуженно провел нескольколет в заключении на Соловках и на Беломоро-Балтийском канале. Вернулся вПетербург Лихачёв лишь в 1934году, и по просьбе отца, заместителя директоратипографии на Красной улице, был полностью реабилитирован в 1935 году. Норепрессией беды будущего литературоведа не закончились: по каким-то причинамбыло опубликовано множество статей, в которых говорилось, что Дмитрий Сергеевичв лагерях работал на органы ГПУ-НКВД! Про него писали такие вещи, будто бы он спомощью местных осведомителей собирал информацию о заключённых, передавал еёсвоему «начальству»  и тем самымпрактически решал их судьбу. Ведь это не было опубликовано тогда, когда онпокинул заключение, такие вещи писали про талантливейшего современника люди,которые были с ним в одних камерах, которые разделили с ним ту же участь, те желишения довоенных репрессий, и которые в последствии, при пике его карьерыоблили грязью его же, своего товарища. К этим «критикам» уже при расцветеСоветской власти, в середине XXвека, присоединились другие. Одни даже говорили, что Д.С. Лихачёв- «международный интриган», имея в виду его литературоведческие делав Болгарии; другие обвиняли его в серьёзной связи с Западом, его учение было публичноназвано халтурным и бессовестным и в широких кругах общества получило название«лихачёвщина». В ведущие газеты Союза и даже в газеты других стран печатались «патриотические»статьи без доказательств о безосновательности и полной «антинародности» трудовакадемика, о их направлении угодить коллегам с Запада и т.п. У Лихачёва должныбыли возникнуть мысли о том, чтобы  покинутьстрану. Многие умы Отечества, различные учёные, исследователи, специалисты всферах технических и гуманитарных наук и многие другие не выдерживали такойжизни, и тайно выезжали из Советской отчизны. Но Лихачёв не сдался. На то, чтописали и говорили про него, он не написал ни одной жалобы, ни одной смелойизобличающей статьи и не пытался ничего противопоставить опасным критическимстатьям. Он был уверен в своём авторитете, и остался творить на благо России, создаваявсё новые научные труды и книги о текстологии и филологии.
     Нам, современнымжителям нашей страны должно быть стыдно за то, что такая клевета попадала наполосы газет и журналов на глазах правительства, на глазах Государства,которому академик посвятил всю свою жизнь, и ничего не взял взамен. В первуюочередь, конечно, печалит сам факт того, что он был репрессирован, как и многиетысячи талантов в то время, ведь многие гении творили взаперти. И это в товремя, когда за такие же знания на Западе люди зарабатывали миллионы, аблестящие учёные «нерушимого» Советского Союза загибались в сырых камерахархипелага ГУЛАГа?!  И почему удивлялисьэти наши «критики», чего пытались добиться? Сама же страна вынуждала лучшие умыработать за рубежом или на иностранных специалистов. Эта проблема была актуальнане только в начале и середине прошлого столетия, это проблема также и новоготысячелетия: множество отечественных учёных уезжают работать в передовыезарубежные страны, где за ум и талант платят бешеные деньги. Только раньшебросать Родину было строго-настрого запрещено, а сейчас «утечка мозгов», ксожалению, нормальное явление нашего современного государства. Печальнаяистория академика Лихачёва повторяется вновь и вновь, когда хотя бы одинрусский учёный уезжает работать за рубеж, и так будет продолжаться до тех пор,пока страна не будет достойно оплачивать неоценимые труды современныхспециалистов. И ведь никто из нашего поколения начала XXIвека,получая образование, не знает точно, как мы будем жить в России с умом италантом, в стране, где у не одного прекрасного, умного и талантливого человекасложилась не самая прекрасная судьба...


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Какой Россия станет через двадцать лет
Реферат История развития прокуратуры России
Реферат Інститути державної влади Ізраїлю
Реферат Квалификация преступлений
Реферат Student Athletes Deserve More Than Scholarships Essay
Реферат Теоретико-методологические основы и практика педагогической герменевтики
Реферат Методика формирования знаний, умений и навыков по разделу программы художественной обработки глины в детском саду
Реферат Конституционное право граждан на образование
Реферат Управление самостоятельной работой студентов-дипломников и вопросы антропологической собственности
Реферат Конституционное право граждан на жилище
Реферат Комерційна таємниця
Реферат Конституционные правоотношения Российской Федерации и ее субъектов
Реферат Earl Warren Cheif Justice Of The Supreme
Реферат Криминогенная личность
Реферат Коррупция в сфере образования и науки