Чекулаев В.Ю.
_ 2С У Д Ь БА . 0 _ 2Ч Е Л О ВЕ К А . 0 _ 2В . 0 _ 2Т О Т А Л И Т А Р Н О М
_ 2Г О С У Д АР С Т В Е
_ 2С Л У Ч А Й
_ 2М А Н Д Е Л Ь Ш Т АМ А
Куда нампойти? Наша воля горька.
Где ты запоёшь? Где ярифмой раскинусь
Наш посвист, наш рокотраспродан с лотка...
Как хочешь,распивочно или навынос?
Багрицкий
Пожалуй, нет больше такого поэта судьба которого была бы
так тесносвязана с творчеством, как у Мандельштама.Судьба и
творчество, словнопереплетённые змеи, проходят через всю его
жизнь, накладываяна всё свой отпечаток.И поэтому я такподробно
останавливаюсь наего биографии.
Осип Эмильевич Мандельштам родился в Петербурге 15
января 1891 года в семье мелкого коммерсанта, промышлявшего
продажей иобработкой кожи.
Мандельштам окончил Тенишевское училище, одну из лучших
петербургскихшкол.Каникулы он проводил в Павловске, в Финляндии,
в Прибалтике.Школа дала ему прочные знания, прежде всего-в
гуманитарныхнауках.
Уже в школьные годы у Осипа Мандельштама началось
увлечениепоэзией, музыкой, театром.Расширению и углублению его
литературных интересов содействовал директор Тенишевского
— 2 -
Судьба человека в тоталитарномгосударстве: Случай Мандельштама
училища В.В. Гиппиус, второстепенныйпоэт-символист, печатавшийся
под псевдонимом «Владимир Бестужев».Живя в Павловске,
Мандельштам посещал музыкальные вечера в привокзальном
концертном зале.В театре на него сильнейшее впечатление
произвелаВ.Ф.Комиссаржевская.
Годы 1907-1910 Мандельштам проводит наЗападе.От времени
до времени бываяв Петербурге, где завязываются его первыесвязи
с литературной средой.Его занимают проблемы идеалистической
философии, и в 1909-1910 годах он эпизодически посещает в
Петербурге собрания Религиозно-филисофского общества.Он
увлекается идеями и творчеством писателей-символистов и
становится гостем, так называемой «башни» Вячеслава
Иванова, квартиры этого поэта и теоретика символизма, где
регулярно собирались литераторы, главным образомразделявшие с
хозяином дома егоидейно-эстетические искания и убеждения.
В 1911 году Мандельштам поступает на
историко-филологический факультет Петербургского
университета, стремясь систематизировать свои знания. К этому
времени он прочно входит в литературную среду,- у него
появляютсяконтакты с организованным Н.Гумилёвым «цехом поэтов»,
складываются добрые отношения с позднесимволисткими
поэтами-Кузьминым, СергеемГородецким.
Символизм как литературное течениевступил в ту пору в
полосу глубокого кризиса.От него отошли некоторые изкрупнейших
поэтов (преждевсех и решительнее всех-Александр Блок), на него
велась атака со стороны группы писателей-футуристов, у него
— 3 -
Судьба человека в тоталитарномгосударстве: Случай Мандельштама
появиласьоппозиция в собственной среде, сложившаяся в группу
акмеистов вместе с Н.Гумилевым, А.Ахматовой, С.Городецким,
В.Нарбутом, Зениевичем и другими.Мандельштам стал сотрудником
таких изданий, как «завоёванный» акмеистами «Апполлон» и
акмеистический «Гиперборей», выступал в печати не только со
стихами, но и состатьями на литературные темы.
В 1913 вышла в свет первая книга Осипа Мандельштама
«Камень»(затем переизданная в 1916 и 1923 )Этот сборник сразу
поставил автора вряды зрелых и значительных поэтов.Уже книга
«Камень» показала, что Мандельштам занял в акмеизме несколько
обособленноеместо, его отличие от большинства поэтов-акмеистов
приобрело социальную отчетливость в годы первой мировойвойны и
после октября 1917 года.Вот пример одного из его
стихотворений, опубликованныхв сборнике «Камень»:
«Смутно-дышащимилистьями
Чёрный ветер шелестит,
И трепещущая ласточка
В темном небе круг чертит.
Тихо спорят в сердце ласковом
Умирающем моем
Наступающие сумерки
С догорающим лучом.
А над лесом вечереющим
Встала полная луна
Отчего так мало музыки
И такая тишина."
— 4 -
Судьба человека в тоталитарномгосударстве: Случай Мандельштама
Вот такими грустно-меланхоличныминастроениями пронизаны
многие стихотворения из сборника «Камень».В этом стихотворении
трудно найти смысл, но здесь есть настроение, очень точно
переданноеавтором.
В предоктябрьские годы уМандельштама появляются новые
знакомства.Он обменивается стихами с Мариной
Цветаевой, сотрудничаетс Ларисой Рейснер в журнале «Рудин», в
1915 году встречается в Крыму с Максимилианом
Волошиным.Затем, летом1917 года, снова приезжает в Крым, в Алушту.
В 1918 году поэт живет то в Москве, то в Петрограде.В 1918 году
он вновь вКрыму, потом в Тифлисе, куда он приехал ненадолго и
куда приезжалснова и снова.
В конце 1920 года Мандельштам поселилсяв Петрограде.где
получил комнату в Доме искусств, потом Дом учёных
и.т.д.Н.Чуковскийсвидетельствует:"… у него никогда не было не
только имущества, но и постоянной оседлости-он вел бродячий
образ жизни.Онприезжал с женой в какой-нибудь город, жил там
несколько месяцев у своих поклонников, любителей поэзии, до тех
пор, пока ненадоедало, и ехал в кокое-нибудь другое место.Так
живал он вТбилиси, в Ереване, в Ростове, в Перми."
Двадцатые годы для Мандельштама были временем
интенсивной иразнообразной творческой работы.Были созданы новые
стихи, вышли новые поэтические
сборники-«Tristia»(1922), объединнивший стихи 1916-1920
годов,«Втораякнига»(1923), куда вошли произведения 1916 -1922
годов,«Стихотворения»(1928)-книга избранной лирики за время с
— 5 -
Судьба человека в тоталитарномгосударстве: Случай Мандельштама
1908 по 1925год.Поэт продолжал публиковать статьи о литературе,
и его выбранные критические статьи с 1910 по1924 год составили
сборник «Опоэзии»(1928.Были изданы две книгипрозы-повесть«Шум
времени"(1925)и «Египетская марка»(1928).
Много времени и сил отдал Мандельштам переводческой
работе.Отлично владея француским, немецким, английскимязыками, он
брался-нередко в целях заработка-за переводы прозаических
произведений современных зарубежных писателей.Так были
сделаны, зачастую продиктованы на пишушую машинку, переводы
французов — Ж.Ромена «Обормоты», Ж, Дюамеля «Письма к моему другу
Патагонцу", немцевА, Даудистеля «Жертва», Ф.Геллера«Тысяча вторая
ночь", американца У, Синклера «Машина» и другие.С большим и
любовным вниманием работал поэт над переводами из Вальтер
Скотта.
«Скудный луч.холодноймукою...»Это стихотворение было
написано Мандельштамом в 1911году.Автор как бывводит нас в
своеобразный, поэтический мир тонких , сложных ассоциаций ,
воплощенных художественным словом.Стихотворения Мандельштама
отличает яркаяобразность. В данном стихотворении душа, окутанная
печалью, ассоциируется у М, с «колокольней отуманенной», с
которой кто-то«снял колокола».Автор как бы погружает читателя в
мир чувств, образов.Потрясает сравнение собственной печали с
«птицей серою».Вот где проявляется мастерство
писателя! Мандельштам стремится передать неуловимые, чуть
заметные, движениячеловеческой души:
"… Полуявь и полусон.
— 6 -
Судьба человека в тоталитарномгосударстве: Случай Мандельштама
Забытьё неутолённое
Дум туманный перезвон..."
Мастерство писателя-поэта проявляется в том, что
мы, читатели, ощущаеми видим то, о чем поэт пишет.
И стоит осиротелая
И немая вышина
Как пустая башня белая,
Где туман и тишина.
Мандельштам очень точно подбирает эпитеты:«скудный
луч, птицусерую, птица раненая и.т.п....«Моислова потверждает
стих«На перламутровый челнок...»Мандельштам сравнивает
однообразныедвижения человеческих рук с «приливами и отливами»,
а ладонь-с«раковиной», которая"… то гаснет, к теням тяготея ,
то в розовыйуйдет огонь ...«В своих стихах о любви Мандельштам
очищает это чувство от той скверны, что наносим мы порой на
него, и показываетнам всю его красоту, заманчивость, прелесть.
… Там — я любить не мог
Здесь — я любить боюсь ...
Осенью 1933 года Осмп Мандельштам написал небольшое
стихотворение:
«Мы живем, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,-
Там помянут кремлёвского горца.
— 7 -
Судьба человека в тоталитарномгосударстве: Случай Мандельштама
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
А слова, как пудовые гири верны.
Тараканьи смеются усища
И сияют его голенища.
А вокруг его сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей,
Кто мяучит, кто плачет, кто хнычет,
Лишь один он бабачит и тычет.
Как подковы куёт за указом указ -
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него, — то малина
И широкая грудь осетина."
В ночь с 13 - го на 14 - ое мая 1934 года Осип
Мандельштам быларестован.Я думаю, нет нужды объяснять почему.
По просьбе жены поэта заМандельштама взялся хлопотать
Н.И.Бухарин. Он думал , что Мандельштама взяли за «обычные
отщепенческие"стихи (что-нибудь вроде «Волка») Однако узнав,
что Мандельштамарестован «за эппиграму на Сталина», Бухарин приш
ёл в ужас.
Бухарин искренне симпатизировал
Мандельштаму, неоднакратнопомогал ему, да и в этот раз, пока не
выяснилось, за что тот арестован, делал всё, чтобысмягчить его
участь.Не знаю,понимал ли уже Бухарин в 1934 году на краю какой
— 8 -
Судьба человека в тоталитарномгосударстве: Случай Мандельштама
пропасти он стоит.Но как бы тони было, он точно знал, что
заступничество зачеловека, написавшего такие стихи, угрожает не
только его положению, но и самой жизни.Да и Демьян Бедный висел
на волоске отсмерти после того, как неосторожно сказанул где-то,
что терпеть не может, когда Сталин листает редкие книги в его
бибилиотеке своими жирными пальцами.Кстати, отсюда и строка
Мандельштама:"… его толстые пальцы, как черви, жирны ...!"
Когда стало известно о том, чтоМандельштам арестован за
стихи о Сталине, друзья и близкие поэта поняли, что надеятся не
на что.Да и раньше, до ареста, все, кто знал эти стихи, не
сомневались, чтоон за них поплатится жизнью.
И вдруг произошло чудо.Мандельштама не только не
расстреляли, но даже не послали на «канал».Он отделался
сравнительно легкой ссылкой в Чердынь, куда вместе с ним
разрешили выехать и его жене.А вскоре и эта ссылка была
отменена.Мандельштамам было разрешено поселиться где
угодно, кроме двенадцати крупнейших городов страны (тогда это
называлось «минус двенадцать»).Не имея возможности долго
выбирать(знакомых, кроме как в двенадцати запрещённых городах, у
них не былонигде), Осип Эмильевич и Надежда Яковлевна наугад
назвали Воронеж.
Сам Мандельштам говорил, что с момента ареста он все
готовился к расстрелу:«Ведь у нас это случается и по меньшим
поводам".Следовательпрямо угрожал расстрелом не только ему, но
и всем «сообщникам»(то есть тем, кому Мандельштам прочёл
стихотворение).
— 9 -
Судьба человека в тоталитарномгосударстве: Случай Мандельштама
А причина вот в чём.Сталин всю жизньиспытывал суеверное
уважение кпоэтам.
Мандельштам это остро чувствовал.Недаром он говорил
жене:«Что ты жалуешься, поэзию уважают только у нас.За неё
убивают.Только унас.Больше нигде ..."
Уважение Сталина к поэтам проявлялосьне только в том
, что поэтов убивали.Сталин прекрасно понимал, что мнение о нём
потомков вомногом будет зависеть от того , что о нём напишут
поэты.Разумеется, не всякие, а те, стихам которых суждена долгая
жизнь.Узнав, чтоМандельштам считался крупным поэтом, он решил до
поры до времени его не убивать.Он понимал, что убийством поэта
действие стихов не остановишь.Стихи уже
существовали, распространялисьв списках, передавались изустно.
Убить поэта — это пустяки.Это же самое простое.Сталин
был умнее.Он хотел добиться большего.Он хотел заставить
Мандельштама написать другие стихи.Стихи, возвеличивающие
Сталина.Стихи в обмен на жизнь.Само собой, все это только
гипотеза.Но, какмне представляется, весьма правдоподобная.
Стихи, возвеличивающиеСталина, писали многие поэты.Но
Сталину нужнобыло, чтобы его воспел именно Мандельштам.Потому
что Мандельштам был - «чужой».У Сталина был острыйинтерес к
«чужым».К Булгакову например.Не случайно он смотрел«Дни
Турбиных" 3п 0 3я т н а д ц а т ь 0раз и не случайнозаставил
Поскрёбышева в ночь смерти Булгакова звонить и
справляться:«Правдали, что писатель Булгаков умер?»
Мандельштам понял намерения Сталина.(А может ему
— 10 -
Судьба человека в тоталитарномгосударстве: Случай Мандельштама
намекнули, помогли понять).Так или иначе, доведённый до
отчаяния, онрешил попробовать спасти жизнь ценой нескольких
вымученных строк.Он решил написать ожидаеммую от него «Оду
Сталину«В результатае на свет явилась долгожданная
«Ода», завершающаясятакой торжественной кодой:
"… И шестикратно я в сознанье берегу
Свидетель медленный труда, борьбы ижатвы,
Его огромный путь через тайгу
И ленинский Октябрь-до выполненнойклятвы.
Правдивей правды нет, чем искренностьбойца
Для чести и любви, для воздуха истали,
Есть имя славное для сильных губ чтеца,
Его мы слышали, и мы его застали."
Казалось, что расчет Сталина полностью оправдался.Стихи
былинаписаны.Теперь Мандельштама можно и убить.
Но Сталин ошибся.Потому что такие стихи мог написать
Лебедев-Кумач.Или Долматовский.Или Ошанин.Кто угодно! Чтобы
написать такиестихи не надо быть Мандельштамом.Чтобы получить
такие стихи, нестоило вести всю эту сложную игру.
Справедливости ради следует отметить, что Лебедев-Кумач
или Долматовский бесхитростно срифмовали бы «стали» и
«Сталин».Мандельштам , инстинктивно озабоченный соображениями
элементарного вкуса, обманул привычные ожидания читаталей
— 11 -
Судьба человека в тоталитарномгосударстве: Случай Мандельштама
последней, чутьменее банальной строкой:"… Его мы слышали , и мы
его застали...«Слегка превышают возможности
Долматовского, Ошанинаи Лебедева-Кумача слова:«для сильных губ
чтеца".Но - "… Есть имя славное..." - это уже чистый
, беспримесный, стопроцентныйЛебедев-Кумач.
Но Мандельштам был очень слабыйчеловек.Он боится, что он
останетсяодин.Мандельштам утратил чувство собственной правоты.А
это очень опасно для творческих людей.Если поэтили писатель не
верит в то, что пишет- это опасный синдром.А ещё хуже, когда
поэт вырываетсебе _ 1право . 0 жить своими стихами.На этом, собственно,
и заканчивается Мандельштам поэт, а остается Мандельштам -
рифмоплёт.Мандельштам начинает судорожно «перековываться».
Изменяй меня, край, перекраивай,
Чуден жар прикреплённой земли!
Захлебнулась винтовка Чапаева
Помоги, развяжи, раздели!
Из последних сил он пытается убедить себя втом, что прав был
- тот «строитель чудотворный», а он, Мандельштам, заблуждался, и
чем скорее он откажется от своих заблуждений, тем вернее
приблизится кистине:
«Я должен жить, дыша и большевея,
Работать речь, не слушаясь, сам — друг.
Я слышу в Арктике машин советских стук,
Япомню всё — немцких братьев шеи
И что лиловым гребнем Лорелеи
Садовник и палач наполнил свой досуг.
— 12 -
Судьба человека в тоталитарномгосударстве: Случай Мандельштама
И не ограблен я и не надломлен,
Но только что всего переогромен
Как Слово о полку, струна моя туга,
И в голосе моём после удушья
Звучит земля — последнее оружье
Сухая влажность чернозёмных га."
Признать разумность происходящего - это было для
Мандельштама гораздо больше, чем принять одну историческую
концепцию и отказаться от другой.Это значило для негоне просто
отречься от своихвзглядов.Это значило отречься от 1с а м о г о с
1е б я 0, от своей души; стереть, выжечь каленным железом из самых
глубинподсознания свою прежнюю личность.
И Мандельштам пошёл на это.СловаМандельштама о том, что
он входит вжизнь -«как в колхоз идет единоличник»-не были
риторической фигурой.Он действительно как бы вступал в мир
заново, отказавшисьот всего накопленного им прежде духовного
имущества, от всех-без исключения!-даже самых интимных, самых
дорогих ему«предметов» своего духовного обихода.
Закончить я хочу отрывком из Булгакова:
"...-Чтобыубедиться в том, что Достоевский писатель, неужели же
нужно спрашиватьу него удостоверение? Да возьмите вы любых пять
страниц из любогоего романа и без всякого удостоверения вы
убедитесь, что имеете дело с писателем.Да я полагаю, что
удостоверения-тоникакого не было! Как ты думаешь?-обратился
— 13 -
Судьба человека в тоталитарномгосударстве: Случай Мандельштама
Коровьев кБегемоту.
-Пари держу, что не было,-ответилтот...."
Таким образом, засаленная шапочка с буквой «М», которую
демонстрирует булгаковский Мастер Иванушке, заменяет ему то
удостоверение, которого не оказалось у Коровьева и Бегемота.Она
удостоверяет, чтоон писатель Божьей милостью.Писатель не потому,
что кто-тоназначил его на эту должность, а потому, что написанное
им обладаетнекоей духовной властью.Властью над душами людей.
В этом смысле Мандельштам тоже был _ 3М А С Т Е Р . 0.
Использованы материалы:
1)Осип Мандельштам
Стихотворения.Советскийписатель.Ленинград 1973 год
2)Осип Мандельштам
Стихотворения.Переводы.Очерки.Статьи.Тбилиси. «Мерани»
1990 год
3)Заложник вечности.Случай Мандельштама.
Бенедикт Сарнов.Москва 1990 год.
4) Мастер и Маргарита
МихаилБулгаков.Москва.«Худ.литер.» 1988 год
5)журнал«Москва» номер 8 1964 год стр. 150-151
6)Советский энциклопедический словарь1990 год
7)Собственная голова в полном объёме.
COPYRIGHT 1993
ALL RIGHTS RESERVED BY VASSILIYTHECULAEV COMPANY