Реферат по предмету "Историческая личность"


Александр I Палович

Александр I Павлович
(12.12.1777 — 19.11.1825)
Император Всероссийский
(12.03.1801 — 19.11.1825)
Александр I — старший сын императора Павла I и его второйжены императрицы Марии Федоровны. Он вступил на престолпосле убийства своего отца в результате заговора.
Воспитанием Александра занималась его бабка Екатерина II,которая подобрала воспитателей и написала для него специальное наставление.Однако образование великого князя не было завершено из-за ранней женитьбы.
Первая половина царствования Александра I прошла под знакомумеренно-либеральных реформ. Император даровал свободу заключенным и сосланнымего отцом, издал указ об уничтожении пыток, восстановил действие Жалованныхграмот 1785 года. Все эти меры, а также личное обаяние Александра сделали еговесьма популярным в российском обществе.
В это время были произведены важные преобразования и в административной системеимперии: в 1802 году были учреждены министерства и Государственный совет.
В 1803 году был издан Указ о свободных хлебопашцах, по которому помещикамразрешалось увольнять крестьян с землей по заключении обоюдносогласованныхусловий. Однако заметного практического значения этот указ не имел, потому что помещикине были заинтересованы или выпускали крестьян на условиях, которые былинеприемлимы для последних. Это был скорее просто фарс, нежели действительнаяпопытка покончить с крепостническим строем. Как мы видим это было продиктованоисторической необходимостью а не намереньем погубить самодержавие, ведь отменакрепостного права была бы концом самодержавной Росси.
В России в эти годы была создана система средних и низшихучебных заведений, учреждены Харьковский, Казанский и Санкт-Петербургскийуниверситеты. Это смягчило послужило поводом для смягчения цензуры, точнееиз-за этого была смягчена цензура ибо издание научных книг было бы затруднено вРосси.
В это время «правой рукой» импераьора являлся Сперанский,которому государь передовал различные проекты и нередко проводил вечера вбеседах с ним по этому поводу. В 1909 году Сперанский представит проек общей и кореннойреформы, которая должна была коснуться всех сторон государственного устроя.Государь одобрил проект, но выполнил только те части проекта, которые касалисьцентрального управления. В 1810 году был открыт преобразованный Государственныйсовет, который преобрёл законодательный характер – все новые законы должны былиобсуждаться в Государственном Совете, а потом поступать на утверждение государю.В 1811 году было было преобразованы министерства.
После 1812 года на смену М.М.Сперанскому,который был статс- секретарем при дворе Александра I, приходит реакционнонастроенный граф А.А.Аракчеев, что приводит к изменениям вовнутренней политике. Восстанавливается право помещиков ссылать крепостных безсуда в Сибирь, создаются военные поселения.
Заграничные походы 1813-1814 гг. познакомили русских людей с западноевропейскойжизнью и политическими движениями в западном обществе. В России сталипоявляться различные оппозиционные кружки как монархического, так и крайнереспубликанского толка. Впоследствии часть из них превратилась в тайныеобщества, выступающие против существующего политического устройства.
Во внешней политике в первом десятилетии XIX века Россия лавировала междуАнглией и Францией. В 1805-1807 гг. Россия участвовала в войнах противнаполеоновской Франции, закончившихся в 1807 году подписанием Тильзитскогомира, по которому Александр i признал все завоевания Наполеонаи оба императора обязались быть союзниками при ведении военных действий. Но в1810 году отношения между Россией и Францией приняли откровенно враждебныйхарактер. Война между Россией и Францией началась летом 1812 года. Русскаяармия, избавив страну от захватчиков, завершила освобождение Европы триумфальнымвъездом в Париж. Успешно закончившиеся войны с Турцией(1806-1812 гг.) и Швецией (1808-1809 гг.) укрепили международное положениеРоссии. В царствование Александра I к России были присоединены Грузия (1801г.), Финляндия (1809 г.), Бессарабия (1812 г.), Азербайджан (1813 г.).
В 1825 году во время поездки в Таганрог император Александр I сильнопростудился и 19 ноября 1825 года скончался. Он похоронен в Петропавловскомсоборе в Санкт-Петербурге.
Сражение при Аустерлице
20 ноября 1805 года, во время русско-австро-французской войны,близ местечка Аустерлиц (Моравия) произошло генеральное сражение междурусско-австрийской и французской армиями. Согласно плану, разработанномуавстрийским генералом Ф.Вейротером и одобренному императором Александром I,возглавлявшим русскую армию, союзники должны были частью сил сковатьфранцузские войска, а главными силами обойти их с правого фланга и отрезать отВены. Медленное движение союзной армии позволило Наполеону подготовитьсяк сражению. К началу боя его армия насчитывала 73 тыс. человек при 250 орудиях,в войске союзников было 86 тыс. человек (в том числе 14 тыс. австрийцев) при350 орудиях. Разгромив центр союзных войск и развернув на Праценских высотахбатареи, Наполеон нанес удар по левому крылу союзных войск, которые, невыдержав натиска противника, в беспорядке отошли к Гедингу, по дороге вВенгрию. Противник их не преследовал. Русская армия потеряла свыше 16 тыс.убитыми и ранеными, 4 тыс. пленными, 160 орудий; австрийцы — 4 тыс. убитыми иранеными, 2 тыс. пленными, 16 орудий; французы — около 12 тыс. убитыми иранеными. После Аустерлицкого сражения 3-я антифранцузская коалиция распалась.
Бородинское сражение
26 августа 1812 года у с.Бородина, в 110 км от Москвы,произошло генеральное сражение, в котором участвовало 120 тыс. русских при 640орудиях и 130 тыс. французов при 587 орудиях. В 5 часов утра французы атаковалилевый фланг русских войск и заняли Бородино и деревню Утица. До 9 часов русскиевойска отбили три атаки: французской армии не удалось прорвать фронт войскгенерала П.И.Багратионаи захватить флеши. С 9 часов утра Наполеон направил главный удар противцентра русских войск, которые отбили в общей сложности шесть атак. Однако вовремя следующей атаки флеши были взяты французскими войсками. В этом бою былсмертельно ранен П.И.Багратион. В 12 часов русская кавалерия генералаФ.П.Уварова и казаки атамана М.И.Платова атаковали левый фланг французской армиии внесли смятение в ряды противника. Это дало возможность М.И.Кутузовуперегруппировать войска и подтянуть резервы. С 14 до 18 часов французыатаковали центр русской армии и ценой больших потерь заняли батарею генералаРаевского. Не имея возможности развить успех, Наполеон отвел свои войска наисходные позиции, а русская армия отошла к Москве.
ОткрытиеСанкт-Петербургского университета
Санкт-Петербургский университет, один из центров науки икультуры России, был основан в 1819 году на базе Главного педагогическогоинститута. Официальное открытие университета состоялось в 1820 году. Онразместился в бывшем здании Двенадцати коллегий, построенном на Васильевскомострове еще при Петре I. Первоначально в университете было три факультета, а в1854-1914 гг. — четыре факультета: историко-филологический, философско-юридический, физико-математический и восточный. С 1860 года в университетедействовали курсы для подготовки учителей средней школы. За первые 50 летсуществования университета полный его курс окончили свыше 2 тыс. человек.
 Заграничный поход русской армии
Заграничный поход русской армии, предпринятый в 1813-1814 гг.против наполеоновских войск в Германии и Франции, окончился разгромом войскНаполеона в Лейпцигском сражении и изгнанием их с территории Германии. 18 марта1814 года войска союзников взяли Париж, а 19 марта была подписана Конвенция оего капитуляции, после чего император Франции Наполеон I отрексяот престола.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.