Икебана
Икебана — искусстворасстановки (аранжировки) срезанных цветов в вазах. Икебана в переводе нарусский язык означает «Жизнь цветов» (Ике — «жизнь», Бана — «цветы»).
Несмотря на то, чтонастоящий культ оживления цветов пришел в мир из Японии, родилось искусство«Икебана» в Индии. Изначально икебана являла собой не толькосоставление букетов, но и органичность единения человека с живой природой.Каждая композиция отражала духовный мир составившего ее человека, егомировоззрение и чувства. Пройдя путь через Китай и Корею в Японию, икебана изритуального подношения цветов Будде превратилась в особенно ценный видискусства и стала неотъемлемой частью духовной жизни японского народа, одной изего наиболее красивых национальных традиций.
Икебана тесно связана сживой природой, в ней отразился один из основных буддийских постулатов обэфемерности и недолговечности высоко ценимой красоты мира, краткости ибренности человеческой жизни. В мире нет ничего определенного и постоянного.Икебана стала одной из наиболее подходящих художественных форм, отражающих этиестественные процессы. В цветах, которые изменяются и в конце концов опадают,видится постоянство только самой природы.
Подобно средневековомутексту, икебана может быть «прочитана» и на самом глубинном философско-религиозномуровне, предстать как образ идеального мира и быть воспринята как соединениенескольких символов, содержащих нравственный урок; она может быть и нежнымлюбовным или дружеским посланием и вызывать восхищение своей красотой.
Из истории икебаны:
Изначально икебанабазировалась на философских и эстетических постулатах синтоизма, а затем ибуддизма. Согласно синтоизму, каждый природный предмет, тело, явление содержитв себе божественный дух и потому требует к себе уважительного отношения, как кживому существу. Японцы любят отождествлять себя с природой, стремясь жить сней без каких-либо барьеров и поддерживая сбалансированное сосуществование. Ееистоки связывают с древним обычаем преподношения цветов умершим предкам. Вбуддийских храмах развился ритуал постановки цветов к статуям Будды. При этомсовершенная форма вазы и пышное, помпезное великолепие самого букета, которыйсоздавался по определенным, строго канонизированным правилам, воплощалиторжество и величие буддизма. Но по мере развития мировой и национальнойкультуры философско-религиозный смысл икебаны постепенно утрачивался.Становление икебаны в Японии как искусства датируется XV веком, ею тогдазанимались главным образом священнослужители храмов и монастырей. Но постепенноона становится популярна и в высших слоях общества, а затем широко входит вповседневный быт народа и чаще воспринимается как предмет подлинного искусства.
В основе этого искусствав Японии лежит не идея продления прежней жизни растения, а идея создания«второй реальности», особого микромира, на новом уровне воссоздающегоприроду. Обучение икебане японский мастер обычно начинает рассказом о двухэпизодах из истории этого искусства. Прославленный мастер чайной церемонии Сэнно Рикю (16 век) создалоригинальную композицию, поместив цветы в сосуд, сделанный из колена бамбука.При изготовлении этой вазы бамбук слегка треснул, поэтому из трещины в ваземедленно капала вода. В ответ на недоуменные вопросы учеников, ошеломленныхнеобычайной красотой икебаны и не знающих, можно ли признать композициюсовершенной, поскольку сосуд в ней надтреснут, Сэнно Рикю ответил: «И моя жизнь тоже дала трещину».Эта ваза впоследствии стала одним из национальных сокровищ Японии. Другаяистория также связана с именем этого знаменитого мастера. Его сад, славившийсяпрекрасными цветами повилики, захотел увидеть тогдашний правитель Японии — сегун Тоетоми Хидэеси.Ранним утром он прибыл в этот сад, и велико же было его изумление, когда онувидел, что все цветы срезаны и лишь из одного сделана икебана в его честь. Сэнно Рикю пояснил гостю своестранное поведение: «Множество цветов рассеяло бы ваше внимание, а этотодин, самый прекрасный, призван воплотить красоту всего сада”.
Растительный материал — собственно аранжировка ветвей, цветов и трав — конструируетсяв икебане по строгим нормам, стилистическое своеобразие икебаны выраженонаиболее ярко тем или иным соотношением основных конструктивных элементов —«ветвей». Обычно их три, но бывает и от двух до девяти. Особенности стиляикебаны находят воплощение и в характере геометрической фигуры, которую онаобразует, и в организации пространства, в абрисе пустот между основнымиконструктивными элементами.
Правила составления икебаны:
Тем не менее, существуеттри золотых правила составления букета, которым следуют как японские, так иевропейские мастера:
1.Все элементы в икебане устанавливаютсяассиметрично и являют собой некое подобие треугольника, причем элементы недолжны находиться в одной плоскости.
2.Пропорции трех основных элементов букетапредопределяются размерами сосуда — его диаметром и высотой.
3.При составлении букета желательно, чтобы сосудсочетался с используемым материалом. Кроме того, сосуд должен быть однотонным.
Стили икебаны:
РИККИ. Структуру икебаныопределяют ее стиль, школа и форма композиции. История искусства икебаныоткрывается созданием великолепного торжественного стиля, который получилназвание Рикки(дословно — «поставленные цветы»), чтоозначает «стоящие цветы», высоко возвышались над своими узорчатыми бронзовымисосудами, которые наряду с остальным украшением храмов привозили из Китая.Кончики ветвей, а также цветы, были устремлены в небо, символизируя веру.Постепенно становясь более гибкими и распространяясь в ширину вместо высоты,сложные рикки продолжали быть господствующей формойаранжировки в храмах и дворцах до создания правительства Камакурав конце XII в. Составители рикки исходили изположения, что цветы должны каким-то образом олицетворять священную горубуддистов Сумисен, символ вселенной. Аранжировку рикка часто называли «маленьким садом внутри дома», потомучто художник в своей композиции создавал миниатюрный ландшафт.
СЕКА (СЕЙКА). Этот новый и более простой стиль икебаныпоявился в XV в. наряду с архитектурными упрощениями. Строящиеся в этот периоди большие строения, и маленькие домики отражали любовь к простоте. В домахсооружалась «токо-нома» — встроенный и стену альков,предназначенный для поклонения и содержащий произведения искусства (картины,свитки с иероглифами), а также икебану. Правила аранжировки в это время былиупрощены, чтобы люди всех классов общества могли наслаждаться цветочнойкомпозицией своего собственного изготовления. Основу композиции в стиле сека составляют три главные ветки, дополненные болеекороткими веточками и цветами, размещенные в ряду друг за другом, но создающиеэффект выходящих из единого ствола и не соприкасающихся со стенками вазы.Ассортимент секи ограничивается одним-двумя видамирастений и редко достигает трех. Сека в переводеозначает примерно то же, что и слово икебана, а именно: аранжированные цветы,живые цветы или умение выставить цветы в выгодном свете.
НАГЕИРЭ. Этот стиль появился в XVI в. в связи с созданием чайных домиков, гдемастера чайной церемонии придавали менее формальный вид своим композициям изцветов. Благодаря этому появилась натуралистическая аранжировка, известная подназванием «нагеирэ», что означает «вброшенные цветы».Также, как и композиция в стиле сека, онасоставляется из трех компонентов, образующих разносторонний треугольник. Вотличие от секи, где формальная группа плотно прижата к кензануи ни одна часть аранжировки не касается стенок вазы, этот стиль позволяетприменить более свободную аранжировку, при которой цветы могут лежать на ободкегорла вазы. В нагеирэ применяют высокие вазы, вкоторых ветки и цветы закрепляют без каких-либо особых приспособлений, хотясуществует несколько способов их фиксирования в вазах.
МОРИБАНА. Композиции в низких и плоских вазах, характеризующих стиль морибана, существуют около 80 лет. В стиле морибана (в переводе «нагроможденные цветы») в равнойстепени сочетаются формальный стиль рикка инатуралистический стиль нагеирэ, а также присутствуети дополнительный третий элемент — создание какого-то пейзажа или картиныприроды с тем, чтобы аранжировка производила впечатление ландшафта. Зелень ицветы используются более обильно, чем в аранжировках первых двух стилей. Морибана — это естественная форма выражения, направленнаяна воспроизведение в миниатюре пейзажа или части сада. Хотя в аранжировках морибана очевиден философский символ Небо — Человек —Земля, в них нет той традиционной сжатости и тех формальных сосудов, которыеприсущи аранжировкам классического стиля. Для составления икебаны в стиле морибана также используется кензан,представляя собой металлическую подставку с тяжелой основой и иголками, междукоторыми крепят цветы и ветки. Появление морибанысвязывают с необходимостью украшения чуждых условности европейских домов,появившихся в Японии во второй половине XIX в., когда страна установила связи сзападными странами. Эту задачу не смогли выполнить ни неподвижная формальнаяаранжировка стиля рикка, используемая чаще во времяторжественных церемоний, ни натуралистическая нагеирэ,применяемая для украшения традиционного японского дома.
Многообразию форм,которые составляют композицию икебаны, не уступает ее цветовое богатство,которое имеет столь же глубокий символический смысл, как и геометрическиефигуры и линии.
Символика цветов идеревьев, их сочетаний в икебане образует сложный язык. Так, сосна и роза — этовечная молодость и долголетие, сосна и родея (омото) — молодость и вечность, сосна и пион — молодость ипроцветание, пион и бамбук — процветание и мир, цветы капусты (хаботан), хризантема, орхидея — радость.
Бамбук является символомдолголетия, так как он вечнозеленый, и конфуцианского принципа сыновнейпочтительности, так как, согласно легенде, молодые побеги бамбука появилисьвнезапно в ответ на мольбы и слезы почтительного сына, который хотел исполнитьжелание старой матери: ей очень хотелось похлебки из побегов молодого бамбука.Бамбук олицетворяет также мужскую волю и несгибаемость, утверждаемые этикойдзэн-буддизма: он полый внутри — этой пустоте уподоблено очищенное отэгоистичных стремлений сердце самурая, бамбук не ломается и очень прочен.
Веточки бамбука, сосны исливы часто группируют вместе, и они олицетворяют долголетие, так как все этирастения остаются зелеными и в холодную пору.
Символом Японии являютсяцветы хризантемы. Естественно, что эти цветы — частый мотив икебаны: искусствосоставления композиций из хризантем продумано японскими мастерами с особойтщательностью. Философско-поэтические ассоциации, связанные с этим цветком,особенно многоплановы и глубоки. Хризантемы уподобляют одиноким вершинам с ихчувством собственного достоинства и покоем, они словно благородные люди с ихчувством долга. Такие растения уникальны — они возвышаются над пошлостью ивоплощают сущность осени.
Ветка абрикосовогодерева также нередко используется в икебане, это растение выступает как символкрасоты и изящества женщины: глаза японок часто сравнивают с яйцевиднымизернышками абрикоса. Цветущая ветка яблони выражает пожелание мира в семье,который воцаряется благодаря добродетели жены и матери, икебана в виденатюрморта из нескольких яблок знаменует вечное согласие. Жасмин олицетворяетсладостность наслаждения жизнью, ее полноту и терпкий аромат. Это растение используетсяв чайной церемонии. Белизна его цветов, совершенство каждого лепестка, сильныйзапах очерчивают своеобразие жасмина как знака подлинного бытия и стремлениянасладиться им, обрести это бытие.
В Японии это искусствопродолжает оставаться объектом серьезного познания, длительного и трудоемкогообучения, освоения священного ритуального действа, поскольку для многих икебанаостается не только элементом национальной культурной традиции, но и совершенноймоделью мироздания. Три начала, определяют структуру икэбаны:Небо, т.е. природа, Земля, условно говоря, земные дела, и Человек, каксвязующее звено между этими первоначалами мира. Небо, Земля и Человексоставляют традиционную основу любой композиции икебана.
Икебана — удивительныйспособ выражения мыслей и всевозможных символов; на языке икебана можновыразить настроение, чувства и образы. Так, например, икебана можетолицетворять собой развитие во времени. Материал композиций может подсказатьвремя года. Весна — это ветки кустарников с полураспустившимися бутонами, атакже — цветы, характерные для этого периода (мимоза и нарцисс — март, тюльпани сакура — апрель, пионы — май). Лето — царство распустившихся лепестков роз,букетов из ирисов и подсолнухов. Осень — тонкие ветки кустарников с плодами.Зима — ветви деревьев, розы и фрезия. Веснехарактерен нежно-зеленый цвет, лету — красный, осени и зиме — белый.
Определенные правилаесть и для составления букетов к каждому празднику. Букеты к Новому годусоставляют из листьев бамбук и веток сосны. На свадьбу предпочтительнеенаполнить букет цветами сливы и ветками абрикосового дерева. Более другихяпонцы почитают четыре «благородных» растения — хризантему, орхидею,побеги молодого бамбука и дикую сливу. Два первых являются олицетворениемрадости, бамбук являет собой отображение мужской воли и несгибаемости.Хризантема же является официальным символом Японии.
В японской культуреикебана нередко выступает как посредник в общении между людьми. Икебану дарятродным или друзьям как знак добрых пожеланий. Гостя приглашают полюбоватьсяикебаной, созданной для того, чтобы почтить его или выразить радость по поводуего прибытия. Икебану готовят, чтобы отметить особые совместные празднества илипросто использовать ее как объект для дружеской беседы. Правила пристойности вяпонском обществе не дозволяют смотреть собеседнику прямо в глаза, что можетбыть сочтено как непочтительность, назойливое любопытство и т.п. Лучшимспособом установления контакта и является икебана, которая может положитьначало интересной беседе, дружескому общению. В японских интерьерах икебануможно увидеть не только на алтаре перед изображением божества, но и наполочках, где она помещается рядом с какими-нибудь художественными изделиями,статуэткой из нефрита, лаковой шкатулкой с инкрустацией, или в традиционныхнишах токонома, перед свитком с изображением пейзажаили каллиграфической надписью.
Несмотря на то, чтоосвоить искусство «Живых цветов» довольно сложно, это оченьувлекательно, ведь икебана — не только самовыражение человека, но и глубокаядуховная пища, как бы частичка особой красоты, вспыхивающая в том, ктоокунается в этот мир удивительного и прекрасного!