Введение.
Иконопись появилась на Руси в 10 в., после того какв 988 году Русь приняла от Византии христианство. К тому времени в самойВизантии иконопись окончательно превратилась в строго узаконенную, каноническуюсистему изображений. Поклонение иконе стало неотъемлемой частью христианскоговероучения и богослужения. И Русь получила икону как одно из «оснований» новойрелигии.
Однако со временем икона на Руси начала приобретатьсвои изменения и постепенно, но неуклонно отходить от канона. Крайним выражениемсвободомыслием на Руси в 14 веке стала в Новгороде и Пскове ересь стригольников:стригольники учили, что религия есть внутреннее дело каждого и каждый человекимеет право быть учителем веры. Они отрицали церковь, они отрицали духовенство,церковные обряды и таинства. Искусство Новгорода и Пскова в 14 веке в целомярко отображает растущее свободомыслие. Художники стремятся к образам болееживым и динамичным, чем прежде. Возникает интерес к драматическим сюжетам.Пробуждается интерес к внутреннему миру человека. Художественные исканиямастеров 14 века объясняют, почему Новгород мог стать местом деятельности одного из самых мятежныххудожников средневековья- византийца Феофана Грека.
Работа в Новгороде.
Феофанпопал в Новгород, очевидно, в 70-е годы 14 века. До этого он работал вКонстантинополе. В 1378 году Феофан исполнил свою первую работу в Новгороде:расписал фресками церковь Спаса- Преображения. Персонажи у Феофана не тольковнешне не похожи друг на друга,- они живут, проявляют себя по-разному. Каждыйперсонаж Феофана — незабываемый человеческий образ, через движения, позу, жестхудожник умеет сделать зримым «внутреннего человека». Феофан мыслит фигуру трехмерно, пластически. Он отчетливопредставляет себе, как располагается тело в пространстве, поэтому, несмотря наусловный фон, его фигуры кажутся окруженными пространством, живущими в нем. Большоезначение фон придавал передаче в живописи объема. Его способ моделировкиэффектен, хотя на первый взгляд кажется эскизным и даже небрежным. Основной тонлица и одежды Феофан кладет широкими, свободными мазками. Поверх основного тонав отдельных местах – над бровями, на переносице, под глазами — резкими, меткими ударами кисти оннаноси светлые блики и пробела. С помощью бликов художник не только передает объем,но и добивается впечатления выпуклости формы, чего не достигали мастера болеераннего времени. Озаренные вспышками бликов фигуры святых у Феофана приобретаютособую трепетность, подвижность.
ВНовгородской летописи упоминается первая работа Феофана Грека роспись Спаса-на-Ильинке и это единственная работа, сохранившаясядо наших дней и имеющая документальное подтверждение.
Фрескицеркви сохранились фрагментарно, поэтому восстановить систему ее росписи можнотолько частично. В куполе храма изображена фигура Христа Вседержителя,окруженная архангелами и серафимами. Предел расписан изображениями святых,композициями «Богоматерь Знамение сархангелом Гавриилом», «Поклонение жертве», «Троица». Манера Феофана ярко индивидуальна,отличается экспрессивностью, темпераментом, свободой и разнообразием в выбореприемов. Форма подчеркнуто живо написана, лишена детализации, строится спомощью сочных и свободных мазков. Приглушенный общий тон росписи контрастируетс яркими белильными высветлениями, подобно вспышкам молний освещающими суровые,одухотворенные лики святых. Контуры очерчены мощными динамичными линиями.Складки одежд лишены детальной моделировки, ложась широко и жестко, под резкимиуглами. Палитра мастера скупа и сдержанна, в ней преобладают оранжево-коричневый,серебристо голубой, соответствующие напряженному духовному состоянию образов.
«ЖивописьФеофана- это философская концепция в красках, притом концепция достаточносуровая, далекая от обыденного оптимизма. Суть ее составляет идея глобальной греховности человека перед Богом, в результате которой оноказался почти безнадежно удаленным от него и может только со страхом и ужасоможидать прихода своего бескомпромиссного и безжалостного судьи, образ которогос крайней суровостью на грешное человечество из-под купола новгородскогохрама»,- пишет исследователь русского средневекового искусства В.В. Бычков.
ФеофанГрек создает мир, полный драматизма, напряжения духа. Его святые суровые,отстраненные от всего вокруг, углубившиеся в созерцание безмолвия — единственного пути к спасению.
После1378г. Феофан, по-видимому, работал в Нижнем Новгороде, но его росписи этогопериода до нас не дошли.
Работы Феофана Грека вМоскве.
Приблизительнос 1390г. Феофан находился в Москве и недолго в Коломне, где мог расписыватьУспенский собор, позже полностью перестроенный. Здесь же, в соборе, находиласьи знаменитая в последствии святыня – икона «Богоматерь Донская» (на ее обороте«Успение»), позже перенесенная в Благовещенский собор Московского Кремля. Ееисполнение некоторые исследователи связывают с творчеством Феофана Грека.
Мастервыполнил несколько росписей в Московском Кремле: в церкви Рождества Богородицыс приделом Святого Лазаря (1395), где Феофан работал вместе с Симоном Черным, в Архангельском(1399) и Благовещенском(1405) соборах. Последний он расписывал вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца. В Кремле Феофан принимал участие в росписяхказнохранилища князя Владимира Андреевича и терем Василия 1. Ни одна из этихработ не сохранилась. Не исключено, что Феофан Грек участвовал в создании икон деисусного чина, находящегося в настоящее время вБлаговещенском соборе. Однако, как доказано последними исследованиями, этотиконостас не является первоначальным, относящимся к 1405г., и деисусный чин мог быть перенесен сюда лишь послеопустошительного пожара в Кремле, случившегося в 1547г. В любом случаеиконы»Спас в силах», «Богоматерь», «Иоанн Предтеча», «Апостол Петр», «АпостолПавел»,»Василий Великий», «Иоанн Златоуст» обнаруживают такие черты стиля итакое высокое техническое мастерство, которые позволяют предполагать здесьработу великого мастера.
МанераГрека в иконописи (если согласиться с тем, что иконы деисусного чина Благовещенскогособора Московского Кремля написаны Феофаном ) значительно отличается отфресковой. Это может быть объяснено спецификой иконописи. Образы деисусногочина внушительны и монументальны. Почти двух метровые фигуры, исполненныевнутренней значительности и самоуглубленности, составляют единую композицию,подчиненную одному замыслу – воплотить благодарственную молитву святых Спасу,творцу и владыке небесных сил, и ходатайство их за род человеческий в деньСтрашного Суда.
Подобнаяпрограмма деисусного чина со «Спасом в силах»впоследствии получила распространение в русских иконостасах, но здесь онапроявляется впервые.
В отличие от фресковой росписи образы икон нестоль экспрессивны внешне. Их драматизм и скорбь словно ушли вглубь, выявляясьв мягком свечении ликов, в приглушенных цветах одежд. Каждый лик по типу и выражениюэмоционального состояния ярко индивидуален, почти портретен. Контуры фигурболее спокойны, в их рисунке яснее видна классическая традиция, уходящая истоками в античность. Иконынаписаны виртуозно, с использованием сложных и разнообразных техническихприемов, которые под силу лишь выдающемуся мастеру.
В« Успении» Феофана апостолы не похожи настрогих греческих мужей. Они сгрудилисьу погребального ложа Марии без всякого порядка. Не совместная просветленнаяскорбь, а личное чувство каждого – смятение, удивление, отчаяние, горестноеразмышление о смерти – читается на простых лицах. Многие словно бы не в состоянии смотреть немертвую Марию. Резкое звучание красок «Успения» как бы раскрывает крайнююстепень душевного напряжения, в котором пребывают апостолы.
Вывод.
ФеофанГрек прожил на Руси около 30 лет. Более всего он работал в Москве, однако, различие его Московских иНовгородских работ разительное. В начале своего творческого пути художник былполон творческих сил, эмоций, темперамента, что мы и замечаем в его раннихработах. Мазки были смелыми, жесткими, экспрессивными. В поздних же работахможно заметить изменение приоритетов, как в философии, так и в живописи. ВМосковских работах акцент идет больше на одухотворенность, на мысль у персонажей.Краски используются более приглушенные. Силуэты более мягкие.
Ноесть все — таки фундаментальные черты творчества великого художника,определяющие его талант. Все изображения святых у него строго индивидуальны. У каждого персонажа икон и фресок Феофанасвой характер, свои эмоции, свое неповторимое лицо.
ФеофанГрек – один из немногих византийских мастеров, чье имя осталось в истории,возможно, благодаря, тому что, находясь в расцвете сил, он покинул родину и до самой смерти работал на Руси, гдеумели ценить индивидуальность живописца. Ему то и было суждено сыграть решающуюроль в пробуждении русского художественного ремесла.
Список литературы.
1. Вздорнов Г.И. Феофан Грек. Творческоенаследие.М.,1983.
2. ГумилевЛ.Н. От Руси до России. ОчеркиЭтнической истории.СПб.,2002
3. ЛазаревВ.Н. Феофан Грек и его школа.М.,1961
4. ЛазаревВ.Н. Этюды о Феофане Греке. – Византийский временник, том 7.М.,1953.
5. ЛазаревВ.Н. Русская иконопись от истоков до начала 16 века.М.,1983
МГТУим. А.Н. Косыгина
Реферат
по историирусского искусства
на тему:
«ФеофанГрек в Новгороде и в Москве».
Выполнила: Малинова М.А.гр.22-05
Москва 2006