МосковскийЭкстерный Гуманитарный Университет
Академия Культуры иИскусств
Факультет Культуры иИскусств
Винкельман и его эстетическая иисторическая концепция классического искусствознания
Авторизованныйреферат по курсу методология истории искусства
Студентки 2 курса
Моисеевой ОльгиБорисовны
КС01- 5
Москва 2003
Оглавление
Из биографии 3
Дискуссии об античном искусстве вXVIII веке 7
Эстетическая и историческая концепцияВинкельмана 9
Заключение 14
Литература
Избиографии
Иоганн Иоахим Винкельман родился 9 декабря 1711 года в небольшом немецкомгородке Стендале. Жизнь Винкельмана, которой суждено было оборваться в духебульварного романа, началась весьма скромно. Иоганн был сыном сапожника.Несмотря на это, ему удалось приступить к научным занятиям, которые оказалисьвесьма продуктивными. Испытывая некоторые колебания по поводу своего будущего,Винкельман вначале проучился два года на богословском факультете Университетагорода Галле (1738 — 1740), а затем оставил богословие и занялся медициной иматематикой в Йенском университете (1741 —1742). Похоже, что судьбу его решилслучай. Пастор лютеранской церкви в Галле был слеп и просил Винкельмана читатьдля него вслух; так Винкельман приобщилсяк латинской и греческой литературе. И все же он продолжал топтаться на месте. Втридцать один год (1743) он занимает лишь скромную должность проректора вгимназии деревни Зеехаузен (округ Альтмарк). Ученый, который впоследствиистанет великим Винкельманом, учит детей читать и писать. На досуге онувлекается чтением Софокла, Аристофана, Гомера, Платона и в особенности Геродотаи Ксенофонта.
Лишь в 1748 году, в тридцатисемилетнем возрасте, Винкельман выходитна путь истинный: его приглашают в город Нотниц для работы в библиотеке графаГенриха фон Бюнау, большого знатока истории Германии и Священной Римскойимперии. И тут лодка Винкельмана, долгое время дрейфовавшая воле волн,наконец-то причалила к берегу; Нотниц располагается недалеко от Дрездена. Папскийнунций при курфюрсте Саксонии кардинал Пассионеи обратил внимание на Винкельмана и предложилему должность библиотекаря.
Благодаря меценатской деятельности обоих Августов Саксонских,которые являлись королями Польши, в столицу Саксонии регулярно поступали произведения искусства. Именно в дрезденскихкабинетах и галереях Винкельман под водительством Адама Фридриха Эзера(1717—1799), художника оказавшего большое влияние на формирование вкусамолодого Гёте, открывает для себя шедевры античности и Ренессанса. Еговоображение пленяет «Сикстинская мадонна» Рафаэля, приобретенная за большиеденьги в 1753 году в монастыре св. Сикста в Парме. Однако решающее влияние на егосудьбу оказало собрание древностей курфюрста, где выделялись, в частностистатуи Агриппины и трех весталок из Геркуланума (о них пойдет речь первой книгеВинкельмана). Эти статуи были найдены при раскопках в городе Портичи (где ранеенаходился Геркуланум), произведенных принцем Эльбефом; тот отвез их в Венупринцу Евгению. Коллекции же последнего затем перешли к саксонскому курфюрсту.В 1752 году Винкельман побывал также в Кабинете древностей Потсдама.
Наконец-то фортуна улыбнулась будущему знаменитому ученому, чьипервые шаги в жизни оказались весьма неуверенными. В 1755 году он опубликовалкнигу «Размышления по поводу подражания греческим произведениям в живописи искульптуре». В тот момент, когда утомленный изысканностью рококо и влекомыйсилою разума художественный вкус стал тяготеть к неоклассицизму, книга Винкельманастоль удачно соответствовала ожиданиям читающей публики, что ее автор сразу жеприобрел европейскую известность.
Винкельман принял решение посетить Италию и, чтобы его лучше приняли,а также, несомненно, под влиянием папского нунция Аркинто, отрекается отлютеранской веры и обращается в католичество. Он сопровождает возвращающегосяв Рим Аркинто в качестве библиотекаря. В ноябре 1755 года они прибывают вВечный Город. Кончина прелата могла бы означать крушение надежд Винкельмана,однако вскоре он находит себе нового и гораздо более высокопоставленногопокровителя при папском дворе. Барон Филипп фон Штош, известный своейпревосходной коллекцией гемм, рекомендует его кардиналу Альбани, племянникуПапы Климента VI; тотназначает Винкельмана своим библиотекарем и одновременно хранителем коллекцийпредметов старины, собранных им на роскошной римской вилле, которую по заказукардинала построил в 1746 году Карло Маркьони. Винкельман примет участие вовнутренней отделке виллы. Именно по его указаниям и в подкрепление его концепцииаллегории друг Винкельмана Антон Рафаэль Менгс (1728 — 1778) напишет композицию«Парнас» для плафона в большом гостином зале.
Как пишет Жермен Базен: «Выраженныев работах Винкельмана идеи наверняка являлись предметом его бесед с другом,Антоном Рафаэлем Менгсом. Менгс и сам написал целый ряд теоретических трудов, вчисле которых «Размышления о прекрасном и вкусе в живописи», опубликованные в1762 году на немецком языке и лишь в 1780-м — на итальянском. Этот эстетическийтрактат представляет собой несомненную ценность, поскольку речь в нем идет о«вкусе» — понятии, которое в ту эпоху во Франции (равно как в Италии и вАнглии) все больше вытесняет «стиль», подобно тому, как в предшествующемстолетии «стиль» вытеснил «манеру». Из Беллори позаимствовано рассуждение вдухе Платона о том, что Красота, атрибут Бога, не может быть достигнутахудожником. Таким образом, даже совершенство греческого искусства носит лишьотносительный характер. Что же касается природы, предлагающей художнику лишьслабую тень совершенства, то из нее надлежит отобрать то, что отвечаетпредставлению о «высочайшем вкусе». Менгс определяет в этой связи различныекатегории вкуса: хороший, высокий, посредственный, заурядный, сладостный,выразительный, гармоничный, естественный; каждую из этих категорий онприменяет к тому или иному великому художнику прошлого».
По совету Винкельмана Альбани приказал соорудить в саду своей виллытри храма (один из которых имел вид развалин); при их строительстве былииспользованы древние археологические находки. И по сей день редкие посетители,удостоившиеся посещения виллы Торлониа и оказавшиеся в этом святилище, могут,собравшись вокруг увековечившей память ученого стелы, отдать дань уважения Винкельману — если,конечно, они принадлежат к категории истинных ценителей.
Обретя надежное пристанище, Винкельман живет на вилле и пополняетсвои познания в области античного мира. В 1758, 1762 и 1764 годах он совершаетряд путешествий в окрестности Неаполя, в Пестум и Геркуланум. С огромным трудомему удалось получить разрешение на осмотр раскопок Геркуланума, однако он неимел права делать ни записи, ни зарисовки; и все же Винкельман поддержалкампанию протеста по поводу небрежной организации раскопок и беспечногоотношения к находкам.
Винкельман написал несколько работ о своих излюбленных шедеврах — оБельведерском торсе, Аполлоне Бельведерском, о раскопках Геркуланума, а также ограции, об аллегории, об античной архитектуре. Но он не ограничивалсянаписанием ученых трактатов об искусстве: одновременно с этим по просьбеплемянника барона Штоша Винкельман составил чрезвычайно подробный каталогсобранной бароном знаменитой коллекции резных камней, намереваясь впоследствииее продать. Назначение каталога объясняет, почему он был первоначально изданна французском языке — в те времена международном языке Европы — под названием«Описание резных камней покойного барона Штоша» (Флоренция, 1760). Другимобразцом археологической эрудиции Винкельмана является написанный в духе графаде Кейлюса двухтомный труд на итальянском языке «Неизвестные памятникидревности» (Рим, 1767). То была его последняя книга, и вместе с темединственная, снабженная иллюстрациями.
Слава Винкельмана пришла к нему с выходом в свет в 1764 году книги «Историяискусства древности».
В то время Винкельман уже в течение года занимал значительный постГлавного антиквария Ватикана; он распоряжался археологическими раскопками, атакже выдавал разрешения на вывоз произведений искусства за пределы папскогодвора. В этом качестве он снесся с Фридрихом Великим, и тот предложил емудолжность библиотекаря и хранителя Кабинета медалей и Древностей. ОднакоВинкельман, желая остаться в Риме, ответил отказом.
В апреле 1768 года Винкельман предпринимает путешествие в Германию ипосещает Берлин. Вместе с ним едет Бартоломео Кавачеппи (1716—1791), — скульптор и реставратор живописи. На протяжении всегопутешествия Винкельман пытается собрать необходимую для проведения раскопок вОлимпии сумму денег. На обратном пути, в Аугсбурге, он расстается с Кавачеппи,проезжает через Вену, где удостаивается аудиенции Марии Терезии. 1 июня Iприбываетв Триест, где его карьера трагическим образом оборвалась. В кидании корабля,который должен был переправить его в Венецию, Винкельман останавливается вгостинице на Петерсплац. Там он встречает молодого итальянца Арканджели,недавно выпущенного из тюрьмы. 8 июня Арканджели входит в комнату ученого,работавшего в тот момент над новым изданием «Истории искусства древности» ипросит показать ему золотые медали, которые вручила Винкельману Мария Терезия,о чем тот рассказывал галъянцу. Пока Винкельман ищет медали, Арканджелинеожиданно накидывает ему на шею петлю и тянет за веревку. Ученому удаетсявыпрямиться; к несчастью, он падает, и убийца наносит ему несколько ударовножом, а затем убегает. Между тем хозяин гостиницы Хартхабер, заслышав шумпадающего тела, вбегает в комнату и видит ученого распростертым на полу с веревкойна шее и истекающим кровью от пяти ранений. Хозяин зовет лекаря, но тот не всилах помочь. Винкельман прожил еще четыре часа и успел продиктоватьзавещание, однако подписать его ему уже не хватило сил.
Дискуссии об античном искусстве в XVIII веке
Оригинальность Винкельмана следует искать не в самих его идеях, а вясности и логической стройности изложения, в гениальной способности к обобщениям, умении синтезировать господствующиев обществе идеи, а также и в подчас наивном энтузиазме, который и по сей деньзавораживает читателя его трудов.
Жермен Базен пишет: «Конечно, ничего оригинального не было вутверждении Винкельмана о том, что для наиболее успешного осуществления отбораприродных явлений, имея в виду достижение идеала прекрасного (единственную цельв искусстве), нет иного пути, кроме подражания мастерам античности, особенно визучении человеческого тела с его гармонией пропорций. В те времена, когданемецкий ученый работал над своими «Размышлениями о прекрасном вкусе вживописи», эта наука занимала умы уже на протяжении двух столетий; правда, вэпоху барокко и рококо внимание к ней несколько ослабло, и, пожалуй, следоваловернуть художников на путь истинный».
Личностный характер носит убеждение Винкелъмана, что совершенство вискусстве достигнуто греками, в то время как Вазари и его конкурентыприписывали совершенство искусству римлян. В XVIIIвеке все греческое было в моде. Помнению Аллана Рамзи («Диалог о вкусе») и Ж.Д, Леруа («Развалины прекраснейшихпамятников Греции», 1758), этруски усвоили элементы греческого искусства,однако его исказили; таким образом, они более или менее успешно передали греческую«закваску» искусству Рима, которое (особенно в архитектуре) знаменовало собойотход от простоты, функциональности и возвышенности греческого искусства. В тотже год, когда были опубликованы «Размышления по поводу подражания греческимпроизведениям в живописи и скульптуре», аббат Ложье в «Очерке об архитектуре»утверждал первенство греческого искусства. Да и много раньше, в 1725 году,неаполитанец Джамбаттиста Вико, которым восхищался Винкельман и который былтакой же фигурой в философии истории, что и Винкельман в истории искусства,писал в своей «Новой науке»: «Греция, которая была страной философов, достиглаво всех искусствах такого блеска, какого еще не порождал до той поры родчеловеческий».
В XVIIIвеке велось немало дискуссий на данную тему. Великий граверПиранези, который также относился к категории «знатоков», в своих «Сужденияхоб архитектуре», написанных в диалогической форме, отстаивал тезис оборигинальности искусства этрусков и считал вершиной художественного развития негреческое, а римское искусство («Римские древности», 1756; «О блеске иархитектуре римлян», 1761). Это утверждение стало предметом полемики Пиранезис французским знатоком Пьером Жаном Мариэттом, который в письме, направленном в«Европейскую литературную газету» и опубликованном 1764 году, развивалпротивоположную точку зрения. В них он еще более энергично отстаивал свою точкузрения и протестовал против приписывания грекам осознания преимущественной ролихудожественного вкуса, что, по его мнению, препятствует свободному выражениютворческого начала (здесь можно видеть весьма отдаленное предвосхищение идейРигля). Двигаясь в противоположном, нежели большинство его современников,направлении, Пиранези в «Суждениях об архитектуре» оспаривал идеи теоретиковригористического толка — таких, например, как аббат Карло Лодоли или же Альгаротти(«Очерк об архитектуре», 1756), — которые выступали за архитектуру, сориентированную на функциональнуюструктурность и выразительность. Со всей горячностью пылкого приверженцановизны он осуждал всяческие «правила, которые могли бы сковать творческоеначало в архитектуре», и защищал новизну от сторонников монотонности,вспоминая при этом примеры великих Бернини и Борромини.
В результате раскопок, проводившихся в Помпее и Геркулануме, былиизвлечены римские древности, относящиеся к периоду до 79 года н.э.; такимобразом, людям предстало иное, доселе неизвестное римское искусство, болеерафинированное и примыкающее к греческой традиции, что и способствовалопереориентации умов на Грецию.
Эстетическая и историческая концепция Винкельмана
Главную, непреходящую ценность представляет для Винкельмана античнаяклассика, в которой он видит идеально воплощенным основной закон красоты — единствов многообразии — и которая достигает «благородной простоты и спокойноговеличия», недоступных современному искусству.
В своих «Размышлениях...» Винкельман со всей пылкостью и страстью,которые ему удалось отлить в законченную риторическую форму, утверждалпервородное совершенство искусства греков. Пока что то было лишь одно извозможных «мнений», по своей аргументации выглядевшее скорее как защитительнаяречь. Десять лет спустя в «Истории искусства древности», он подкрепил этоттезис рациональными аргументами. Приверженцы традиционной науки могли бытьдовольны: на их стороне оказался величайший археолог того времени. Европаполностью погрязла в неоклассицизме.
Винкельман рассматривает греческую цивилизацию во всей ее целокупности:по мнению немецкого ученого, прибегающего в данном случае к цитате из Платона,подобное пробуждение человеческого гения в некоем привилегированном уголкеЗемли объясняется тем, что «Минерва решила поселить обласканный ею народ вГреции, где климат отличается мягкостью и наиболее благоприятен для развитиядуха и творческого гения благодаря умеренной и приятной температуре воздуха,которая держится там на протяжении всего года». Мысль о воздействии климата натворческую активность человека перед тем высказывалась уже неоднократно, нокак бы мимоходом. В 1748 году Монтескье развил ее в сочинении «О Духе законов»,ссылаясь при этом на античного автора Полибия. В 1719 году сходные утверждениявысказал Дюбо в книге «Критические размышления о Поэзии и живописи».
В поле зрения Винкельмана находилось отнюдь не только греческое искусство,и задолго до Вёльфлина он взял на себя смелость сопоставить различные периоды вэволюции искусств, сравнив основные этапы развития греческого искусства с темиили иными моментами итальянского Возрождений точно так же одержимого поискомпрекрасного. Немецкий ученыйполагает, что художественная эволюция подчинена ритму, соответствующемуосновным фазам человеческой жизни: детство, зрелость, упадок. Эта идея ужеявлялась ключевой в книге Вазари. В греческом искусстве Винкельман различаетчетыре периода:
1) древнейший (архаический),до Фидия;
2) высокий — у Фидия;
3) изящный — Пракситель, Лисипп, Апеллес;
4) подражательный —греко-римский.
Те же четыре этапа он находит в искусстве итальянского Возрождения'
фаза 1: до Рафаэля;
фаза 2: Рафаэль;
фаза 3: Корреджо;
фаза 4: братья Карраччи.
Как видим, из мастеров Высокого Возрождения Винкельман отдает предпочтениеРафаэлю; «Сикстинская мадонна» произвела на него в молодые годы незабываемое впечатление.«Необычайное мастерство, с которым Рафаэль усвоил уроки греческих мастеров»,Винкельман объяснял тем, что Рафаэль якобы «отправил в Грецию множествовеликолепных рисовальщиков с поручением зарисовать для него все наиболееценные памятники человеческого гения, сохранившиеся до наших дней». Ученый, таксказать, «безусловно» признает первенство Рафаэля, расточая похвалы даже темпроизведениям, где Рафаэлю, по мнению современных искусствоведов, принадлежиттолько общий замысел.
Жермен Базен пишет: «В предлагаемой Винкельманом схеме циклическогоразвития искусства есть, разумеется, и периоды упадка, однако ученый обходитэтот вопрос, исключает из рассмотрения, Его интересует лишь золотой век;«подражательный» период можно было бы связать с представлением об «упадке»,однако ученый видит в нем, скорее своеобразное затишье перед сменой одной тенденциидругой».
Теория прекрасного у Винкельмана весьма проста и основана на поискепрекрасного идеала. Следует, впрочем, отметить, что, говоря о прекрасном, ученыйимеет ввиду, прежде всего скульптуру,ибо считает, что именно человеческое тело ближе всего к воплощению идеалакрасоты. Однако в одном конкретном человеке все не может быть безупречно, ихудожнику надлежит отбирать из различных образцов те элементы, которыепредставляются е наиболее совершенными, дабы составить из них идеальное тело.
Один из путей, ведущих к прекрасному — это аллегория. Данный тезис чрезвычайнодорог Винкельману, сформулировавшему его в своих «Размышлениях...». В 1766 годуВинкельман, археолога превратившись в эстетика, посвятил аллегории специальныйочерк.
Точкой отсчета «греческой» красоты в скульптуре служила для Винкельманаватиканская скульптура «Лаокоон». Эта скульптурная группа, обнаруженная в 1506году, рассматривалась с тех пор как наиболее совершенное выражение страдания.Винкельман разбирает ее в «Размышлениях...», а затем посвящает ей отдельныйочерк. В те же годы «Лаокоон» (авторами которого, по утверждению Плиния, былитри родосских мастера — Агесандр, Атенодор и Полидор, работавшие в конце IIвекадо н.э.) стал темой книги немецкого философа Лессинга («Лаокоон». Берлин,1766), где автор устанавливает границу между литературой и зрительнымиискусствами.
Поэзия представляет собой действие, разворачивающееся во времени,действие, как бы разбивающее целое на части и тем самым удаляющее его отидеала красоты. Чтобы соблюсти законы совершенной красоты, автору скульптурыпотребовалось ослабить выражение страдания. Значение очерка Лессинга огромно.Проводимый в нем анализ тоньше, нежели тот, что предлагает Винкельман. Речьидет об этапном явлении в интерпретации произведений искусства. До сей порыкритики, изучив более или менее насыщенные риторикой описания утраченныхпроизведений античности, чересчур часто стремились выстраивать зрительныеискусства по одному ранжиру с поэзией. Лессинг показывает, что изобразительноеискусство обладает своим особенным языком и что произведения искусства должнырассматриваться не только как изложения тех или иных сюжетов, но и каксамостоятельная ценность.
Греческое искусство виделось Винкельману как бы сквозь туман. Но вскореиз миража оно превратится в реальность; все больше путешественников открываютдля себя искусство, доступ к которому ранее преграждал железный занавес ислама.
Сложившееся в те времена видение греческого искусства привело к созданию неогреческого стиля в архитектуре: многие зодчие, стремясь объединитьготический стиль с античным, выработали «греко-готический стиль христианскиххрамов; им руководствовался Суфло, сооружая церковь св. Женевьевы. Появляетсятакже и неоэтрусский стиль, изящный образец которого воздвигнул вОстерли-парке Роберт Адам.
Предметы обстановки, извлеченные при раскопках городов уничтоженныхизвержением Везувия в 79 году, оказали влияние на прикладное искусство в тойже мере, что и найденные в Италии вазы, которые сочли за этрусские и которые насамом деле были греческими. Наконец-то антиквары и художники смоглинепосредственно, а не по описаниям античных авторов познакомиться с античнойживописью.
Жермен Базен пишет: «Парадокс заключается в том, что Винкельманспособствовал этому разрыву с прошлым. Бессмертная цивилизация сталарассматриваться благодаря ему как один вполне определенный этап историческогоразвития; из абсолютной она сделалась относительной. Полагая, что сливается сней, Винкельман отделился от нее, одновременно и объективировав ее, и лишивсвященного ореола».
Виппер Б. Р. В своей статье из книги «История западноевропейскогоискусствознания» пишет: «Не подлежит сомнению, что понимание Винкельманомантичного искусства было весьма односторонним. В этом нет ничегоудивительного. Ведь Винкельман не знал ни одного памятника греческой архаики;мало того, представление Винкельмана о греческом искусстве было основаноисключительно на копиях римского времени. Но к этому присоединялась,несомненно, и свойственная ему мелкобуржуазная ограниченность мировоззрения.Поэтому, когда Винкельман выдвигает в качестве основного свойства греческогоискусства «благородную простоту и спокойное величие», он, с одной стороны,выступает против условности и вычурности придворного искусства, а, с другой —совершенно игнорирует динамику и драматизм, присущие как греческому искусству,так и искусству барокко, полностью вытравливает из искусства всякое революционноеначало».
Заключение
Концепция античного искусства, принятая Винкельманом, оказалаогромное, правда не всегда плодотворное, влияние на становление классицизма.Большое значение деятельность Винкельмана имела для развития историческойнауки об искусстве. Здесь роль Винкельмана нельзя не признать в высокой мереплодотворной. Можно с полным правом утверждать, что Винкельман был подлиннымродоначальником историко-генетического изучения искусства. Он первый сталпоследовательно изучать искусство во взаимодействии всех сил, вызывающихразличия художественных стилей, — особенностей религии, государственного иобщественного строя, почвы, климата и расы. Он первый отказался от методаразрозненных биографий художников и попытался исследовать развитие искусствакак единого, целостного явления. Он первый сформулировал понятие стиля какопределенного этапа в развитии художественного мировосприятия. Предложенное имделение греческого искусства на периоды, при всей его условности до сих пороказывает известное влияние на историческую концепцию исследователей античногоискусства. Наконец, следует отметить у Винкельмана важное обогащение анализахудожественных произведений — его попытки, не ограничиваясь традиционнымописанием сюжета и оценкой иллюзорной передачи натуры, воссоздать, путем характеристикиобразного языка того или иного произведения, особенности его выражения.
Литература
Базен Ж. История истории искусств – М., 1995.
История европейского искусствознания: От античности до конца XVIII в. – М., 1963.
Винкельман И. И. История искусства древности – М., 1933.