Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Структура методологии моделирования информационных ресурсов

ФГОУВПО«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА»
Институтсервиса (г. Москва) (филиал)
Кафедра«Системы обработки и защиты информации»
Отделение«Информационные и коммуникационные технологии»
Контрольнаяработа
Подисциплине: «Проектирование информационных систем»
На тему:«Структура методологии моделированияинформационных ресурсов»
Выполнил:
студентка группы ИРЗ–06
Каштальянова М.В.
МОСКВА 2010

Содержание
Введение
1. Методологическиеосновы моделирования информационных ресурсов
1.1 Методология оценки качества ИС
1.2 Структура методологии МИР
1.2.1 Принципы
1.2.2 Логика организации
1.2.3 Методы и средства
Заключение
Список литературы

/>/>/>Введение
В настоящее время в развитых странах наблюдается интенсивноеразвитие информационных технологий и систем. Практически ни одна сферасоциальной деятельности человека не выполняется без применения компьютера.Растет объем информационных ресурсов, количество информационных технологий иинформационных систем. В создание и функционирование указанных категорийчеловечество направляет значительные ресурсы. Мировой рынок информационнойпродукции и услуг в настоящее время стоит на втором месте после туристическогобизнеса и его доля постоянно увеличивается опережающими темпами по сравнению стемпами внутреннего валового продукта.
Эффективность моделирования информационных ресурсов (МИР) вобщем случае зависит от теоретической и методологической базы оценки качестваИС, как основной функции моделирования ИР. В этом плане необходимо определитьосновные элементы, которые хотя бы в относительной мере обеспечили целостностьв представлении теоретической базы. Следует отметить, что в общенаучномпонимании структура теории не имеет строго очерченных границ и формируетсяотносительно произвольно.
В решении научных проблем вопросы методологии занимаютпринципиальное положение. А рассмотренная далее структура даст нам на нихразвернутый ответ.

1. Методологическиеосновы моделирования информационных ресурсов
1.1 Методология оценки качества ИС
«Методология (от метод и греч. λόγος– слово, понятие, учение), система принципов и способов организации ипостроения теоретической и практической деятельности, а также учение об этойсистеме». Теория и методология взаимосвязаны между собой и имеют некотороепересечение. Например, категория «метод (от греч.μέτοδος – путь исследования, теория,учение), — способ построения и обоснования системы философского знания,совокупность приемов и операций практического и теоретического освоениядействительности» может относиться к структуре теории МИР и вместе с темявляться одним из центральных понятий методологии МИР. Но на принципиальномуровне теория и методология МИР различны. Если теория представляет собойрезультат познания МИР, то методология является способом построения идостижения знания в области МИР. В силу этого свойства, с учетом содержательнойстороны, моделирование ИР можно отнести к классу методологии оценки качествафункционирования ИС (ОКФИС). Примем определение этого понятия в следующейтрактовке – «методология оценки качества информационных систем – этосовокупность принципов, логики организации, методов и средств, реализациякоторых обеспечивает решение задач по построению, применению и развитию системыоценки качества информационных систем». Это определение устанавливает структуруметодологии оценки качества ИС (рис. 1.1).
1.2 Структура методологии МИР
В методологии познания принципы занимают доминирующееположение. В нашем случае они составляют системную основу решения задачсоздания и функционирования системы ОКФИС. Номинально эти принципы известны иинвариантны широкому классу систем. Вместе с тем, парадигма ОКФИС вносит в ихсостав и содержание свои специфические аспекты. Рассмотрим здесь некоторые изних.
/>
Рис. 1.1. Структура методологии оценки качестваинформационных систем
1.2.1 Принципы
Принцип адекватности. В решении задач ОКФИС этот принцип заключаетсяв необходимости достоверного отображения изучаемых предметов и процессов — фактов, событий, работ, мероприятий. Наличие недостоверной, искаженнойинформации на стадиях исследования, проектирования и построения системы ОКФИСзначительно снижают не только функциональные параметры системы в будущем, но инаносят моральный урон в подходе к рассматриваемой проблеме.
Особенно это недопустимо на этапах функционирования иразвития системы ОКФИС. Невнимательное, а подчас и пренебрежительное отношениек вопросам качества ИС обусловливают, в частности, выдачу пользователямрезультатной информации, не отвечающей установленным требованиям по содержаниюи форме. Для реализации принципа адекватности необходимо создать такие условияв среде эксплуатации ИС, чтобы имеющийся арсенал средств мог быть использован вполном объеме и с наивысшим уровнем эффективности. Так, например, для повышенияуровня достоверности, полноты и своевременности выходной информации в технологическомпроцессе обработки данных комплексной системы управления качествоминформационных систем (КС УКИС) может быть задействован программный комплекслексического, синтаксического, логического и арифметического контроля, а такжеметод автоматического исправления ошибок во входной информации. Принципполноты. В методологии ОКФИС необходимо учитывать широкий комплекс решаемыхзадач, методов и средств, принципов, требований, условий и других категорий, втой или иной мере влияющих на уровень качества ИС. В разработке моделей следуетисходить из условий сложности внешней среды и обеспечить полный учет факторов,влияющих в той или иной мере на состояние ОКФИС. Принцип полноты предполагает необходимостьполного состава элементов системы ОКФИС и гармонизации их взаимодействия междусобой.
В практическом отношении принцип полноты в моделированииОКФИС предполагает также необходимость учета границ применения средствразработки моделей. Моделирование, в сочетании с другими методами, позволяет врамках ОКФИС со временем переходить от неполных, в информационном отношениимоделей, к гораздо расширенным в содержательном плане моделям. Эти моделиобладают свойствами более полного раскрытия сущности вопросов качествафункционирования ИС.
Принцип системности. Этот принцип является одним изосновополагающих. Он определяет подход к созданию и эксплуатации ОКФИС как кединому целостному функциональному объекту. На этой основе требуется выявлятьмногообразие связей между структурными компонентами ОКФИС, обеспечивающими целостностьсистемы, установить цели, задачи, функции и другие системообразующие признакисистемы. Принцип системности обусловливает анализ ОКФИС на уровне макро имикроподхода.
При макроанализе система ОКФИС или ее компонентырассматриваются как часть системы более высокого уровня. Особое вниманиеуделяется организационным, технологическим и информационным связям с системами,задающими цели и алгоритм функционирования ОКФИС. Микроанализ обусловливаетизучение структуры, ее компонентов в аспекте их содержательной и функциональнойнаправленности, взаимосвязи и взаимодействия. Системный подход позволяет применитьматематическое описание, изучить различные свойства элементов ОКФИС.
В практическом отношении системный подход позволяет в удобнойформе отразить не только основные характеристики и поведение проектируемойОКФИС, но и дает возможность проектировщику применять методы нахождениярациональных вариантов ее построения. Это способствует выбору наиболее эффективныхпутей создания, эксплуатации и развития системы.
Принцип развития. В методологии следует учитывать возможностьи необходимость развития моделей. В моделировании ОКФИС следует, прежде всего, учитыватьаспект исторического развития ИС и ее компонентов в пространственном ивременном аспектах. В ходе процесса естественное развитие моделей возможнобудет происходить адекватно изменению сущности отображаемых ИС и ихкомпонентов. Вместе с тем следует учитывать случаи, когда могут быть созданымодели одного и того же объекта, противоречащие друг другу. Подобныепротиворечия должны устраняться в ходе развития работ по соответствующимобъектам и последующей корректировке моделей. Cистемадолжна обладать возможностью саморазвития в соответствии с изменяющимисяобстоятельствами и новыми требованиями со стороны надсистемы, в частности,условий синергетики. Все эти условия должны учитываться при создании и развитиимоделей ОКФИС.
Принцип совместимости. При создании ОКФИС следуетпредусмотреть механизм ее совместимости с другими системами, как по уровнямиерархии (соподчинения), так и между системами различных классов (координации).Это означает, что ОКФИС должна обладать способностью принимать на себя функцииуправления ИС другого класса и назначения. Для обеспечения указанных свойствпроектировщики должны обеспечить совместимость системы на информационной,технической, программной и организационной платформах.
При создании системы ОКФИС должны соблюдаться взаимовыгодныеинтересы разработчика системы и заказчика – предприятия, решающего задачууправления качеством ИС. При этом специалисты фирмы (службы) разработчика ОКФИСдолжна хорошо разбираться в бизнесе информационного производства, а специалистыпредприятия-заказчика — знать методы эффективного использования ИС. Наибольшийрезультат от внедрения ОКФИС достигается при условии четкой координации работспециалистов-разработчиков и специалистов-заказчиков.
Принцип унификации и стандартизации. С точки зрения экономииресурсов при проектировании и эксплуатации целесообразно применять типовые,унифицированные и по возможности стандартизированные компоненты ОКФИС. Этотпринцип позволяет значительно снизить временные, трудовые, и финансовые затратына создание системы.
Принцип эффективности. Этот принцип заключается в достижениирационального соотношения между уровнем затрат на создание, внедрение иэксплуатацию ОКФИС и уровнем улучшения параметров качества, целевым результатомфункционирования соответствующей ИС. Одной из основной причин для создания и внедренияОКФИС на предприятии (фирме) должна быть экономическая целесообразность, а непросто желание получить образец новой технологии. В этом плане необходимо соотноситьзатраты на создание ОКФИС и возможный возврат этих затрат за определенный(нормативный) период времени. Объем финансирования системы должен определятьсясоображениями финансовой выгоды предприятия. Реализацию принципа эффективностиобеспечивают частные принципы.
В нашем случае эффективность моделирования ОКФИС можнопредставить в двух аспектах – научном и практическом. В научном планеэффективность моделирования можно оценить через проверку адекватности моделей.Метод проверки выбирается в зависимости от характера выбранных средств длясоздания моделей. Кроме того, моделирование ОКФИС служит критерием проверкидостоверности получаемых результатов решения задач ОКФИС.
Проверка эффективности в практическом плане может бытьвыполнена в направлении анализа эффективности моделирования ОКФИС какразновидности трудового процесса. Мерой эффективности здесь может бытьпредставлены категории экономии ресурсов в решении задач моделирования –временных, трудовых, финансовых и др.
Принцип формализации. Этот принцип состоит в необходимости корректногометодического подхода к решению задач создания системы ОКФИС, примененияформальных методов моделирования изучаемых и проектируемых процессов, связанныхс созданием системы.
Принцип абстрагирования. Заключается в выделении наиболеесущественных признаков ОКФИС и преднамеренного исключения второстепенныххарактеристик системы. Это необходимо для упрощения анализа и эффективностисинтеза, как системы в целом, так и ее отдельных компонент.
Принцип концептуальной общности. Принцип обусловливаетнеобходимость строгого следования единой методологии на всех этапах создания системыОКФИС и ее подсистем.
Принцип стабильности решений. Предписывает необходимостьследовать принятым решениям по исследованию, созданию и внедрению системы ОКФИСдо логического завершения соответствующей задачи. Нарушение этого принципаприводит к постоянным корректировкам проектных решений, что отрицательно сказываетсяна времени, трудоемкости и стоимости выполняемых работ. Только при условииполной уверенности в необходимости и целесообразности изменений параметровсистемы, а также по обоюдному согласию разработчика и заказчика в то или иноерешение может быть внесена коррекция.
Метаинформационность. Этот принцип предусматривает, что врешении задач создания и функционирования системы ОКФИС необходимо учитыватьособую связь управляемой ИС и управляющей системы. Решение задач организацииданных, в частности, построение схем распределенных баз данных ОКФИС, должнобыть выполнено, прежде всего, с соблюдением принципа метаинформационности.
1.2.2 Логика организации
Логика организации является связующим блоком разнообразногокомплекса методов, средств, процессов, задач и принципов ОКФИС. Она превращаетструктурные элементы ОКФИС в гармонизированный комплекс, составляющийцелостный, устойчивый организм по управлению качеством функционирования ИС. Влогику организации входит реализация задач по установлению целей, задач,функций, методов, средств и других категорий ОКФИС. Теоретическим базисомлогики организации может служить разнообразный комплекс методов и средств, вчастности, построение дерева целей ОКФИС. В логике организации ОКФИСсущественным аспектом представляются критерии ОКФИС. К понятию критерия ОКФИС можетотноситься довольно широкий спектр категорий – показателей, параметров и условий,определяющих состояние системы ОКФИС. Эти категории могут иметь качественную иколичественную формы. На основе критериев проводится решение комплекса задачмоделирования, проектирования, эксплуатации системы ОКФИС, анализа, измерения,оценки, выработки проектов решений и их реализации в контуре управлениякачеством ИС.
Логика организации ОКФИС предполагает нормы и правила. Варсенал логики организации ОКФИС включен широкий набор норм, на основе которыхпроводится решение задач по управлению процессами, обеспечивающими качество ИС.В нормативную базу входит сравнительно широкий состав категорий: рассмотренныевыше принципы ОКФИС, нормы и требования, зафиксированные в нормативныхдокументах надсистемы, в частности, стандарты, нормативы трудоемкости процедур.Категорию «правила» составляют разнообразные документы, регламентирующие в тойили иной мере выполнение организационных, информационных, технологических идругих процессов в комплексе задач ОКФИС. Они регламентируют статус и порядоквзаимоотношения сотрудников, занятых в контуре ОКФИС. Это может быть, например,Положение о выводе системы ОКФИС из нештатных ситуаций, должностные инструкцииперсонала и др.
1.2.3 Методы и средства
Методы составляют фундамент, на котором проводится построениеметодологии ОКФИС. Опорным понятием методологии ОКФИС является моделирование.Оно предполагает множество методов, применяемых в решении разнообразных задачОКФИС. Как уже отмечалось, моделирование ОКФИС относится к классу сложныхсистем. В силу данного свойства моделирование ОКФИС зависит от множествавзаимосвязанных факторов и условий. Поэтому в методологии моделирования ОКФИСнеобходимо использование процедур абстрагирования и идеализации. В результатеидеализации может быть получен идеализированный объект. Теоретические утверждения,как правило, непосредственно относятся не к реальным объектам, а кидеализированным. Изучение идеализированных объектов – мысленный эксперимент,их осмысление в различных теоретических схемах и моделях, обеспечиваетустановление существующих связей и закономерностей, недоступных при изученииреальных объектов. Так, например, при построении формулы относительного уровнякачества функционирования ИС в роли идеализированного объекта может быть принятбазовый образец ИС и его расчетные показатели. Опорным звеном в методологиимоделирования является выявление общих свойств моделирования ОКФИС, котороевходит в предмет ОКФИС.
В плане рассмотрения свойств целесообразно обратиться к принципиальнымкатегориям свойств моделей ОКФИС. С гносеологической точки зрения моделированиеОКФИС представляется системой. Эта система состоит из двух систем (подсистем).ОКФИС выступает в роли первой системы, является объектом или «оригиналом» всистеме моделирования. Модель ОКФИС является второй системой и выступает всистеме моделирования в роли «представителя» или «образа» ОКФИС. Следуетотметить, что в практике моделирования соотношения указанных двух типов систем– «оригинала» и «образа» действительно и для их отдельных элементов.
Результаты разработки и исследования моделей, как правило,распространяются на изучаемый объект. В методологии моделирования ОКФИС следуетучитывать возможность и необходимость развития моделей. В ходе познавательногопроцесса моделирования ОКФИС естественное развитие моделей возможно впространственном и временном отношениях. Вместе с тем следует учитывать случаи,когда могут быть созданы модели одного и того же объекта, противоречащие другдругу. Со временем подобные противоречия в теории и практике могут сниматься входе развития работ по соответствующим объектам и последующей корректировкемоделей.

Заключение
Моделирование в настоящее время занимает достойное место втеоретической и практической деятельности в квалиметрии функционирования ИС.Оно является одним из эффективных средств отображения процессов оценки качестваИС. Кроме того, моделирование ОКФИС служит критерием проверки достоверностиполучаемых в результате вопросов оценки качества. В частности, это может бытьвыполнено посредством идентификации отношений проверяемой модели к другоймодели, адекватность которой уже считается обоснованной. Моделирование всочетании с другими методами позволяет в рамках ОКФИС со временем переходить отнеполных в информационном отношении моделей к гораздо расширенным всодержательном плане моделям. Эти модели обладают свойствами более полногораскрытия сущности оценки качества функционирования ИС.

Список литературы:
1. Бажин И.И.Информационные системы менеджмента. — М.: ТУ-ВШЭ. 2000. — 688 с.
2. Большаков А.С. Моделированиев менеджменте. Учеб. Пособие.- М.: Издательский дом «ФИЛИНЪ». Рилант, 2000.-464 с.
3. Исаев Г.Н.Информационные ресурсы науки.-М.: МИРЭА,2002.-132 с.
4. Исаев Г.Н.Управление качеством информационных систем.-М.: МИРЭА,2003.-200 с.
5. Исаев Г.Н.Информационный менеджмент. Часть 2. Управление качеством информационных систем:Учебное пособие /Под ред. Т.Н. Ананьевой.-М.: ГОУВПО «МГУС», 2005.- 324 с.
6. Исаев Г.Н. СеровВ.Р. Моделирование и исследование качества автоматизированной обработки учетнойдокументации. — В сб.: Материалы Всес. научно-техн. конф. «Динамическоемоделирование сложных систем» (15-17 марта 1982, Тбилиси). М., 1982, с.145-147.
7. Исаев Г.Н.Регрессионная модель определения обобщенных показателей оценки качестваинформационных систем. – В сб.: Наука – сервису (YШ Междун. Научно-практ. конф.22 апреля 2003 г., Москва, Минобр-я РФ, МАИ, Академия проблем качества, ИИТМГУС), М., ИИТ МГУС, c. 40-43.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Научное наследие Н Д Кондратьева
Реферат Племена, жившие вокруг Египта
Реферат Налоговая система России юридические аспекты
Реферат Національний доход суть виробництво розподіл і використання
Реферат Монетарная или денежно кредитная политика государства
Реферат Наукоемкие технологии технопарки и технополисы основа венчурного бизнеса
Реферат Напрямки залучення іноземних інвестицій у вітчизняне виробництво
Реферат Надзвичайні ситуації та їх класифікація
Реферат МСФО IAS 12 Налоги на прибыль
Реферат Земгор
Реферат Операции коммерческого банка
Реферат Национальный продукт и уровень цен
Реферат Александр Когогин принимает участие в российско-японском инвестиционном форуме (Казань, 4 сентября, «Татар-информ»)
Реферат Конституция Италии 1947 года и конституционные реформы
Реферат Несостоятельность банкротство предприятий