Федеральное агентство образования
Государственное образовательное учреждение высшегопрофессионального образования
«Ижевский государственный технический университет»
Кафедра «Экономика предприятия»
Курсовая работа
по дисциплине «Информационные технологии в экономике»
на тему: «Сравнение интернет-провайдеров РФ»
2008
Задание на курсовую работу
Целью выполнения курсовой работы является приобретение практическихнавыков поиска информации на тему «Сравнение интернет-провайдеров РФ»в глобальной сети Internet ипредставление ее в виде презентаций, созданных с помощью MS PowerPoint.
Содержание
Введение
1. Internetи его возможности
2. Условияоплаты и типы доступа в Internet
3. Выборинтернет-провайдера
3.1 Relcom
3.2 Sovam Teleport
3.3 Sprint-Russia
3.4GlasNet
3.5RUHEP/Radio-MSU
3.6RUNNet
3.7RSSI
3.8RELARN-IP
3.9FREEnet
4.Практическое задание в виде созданной презентации
Заключение
Списокиспользуемых литературных источников
Введение
Несмотря на бурное развитие Интернета и электронной коммерции или хотя быотдельных элементов последней, основной бизнес Интернет-провайдеров пока лежитв области предоставления услуг доступа к Сети. E-commerce занимает долипроцента по сравнению с оборотами операторов связи или деятельностиИнтернет-провайдеров. На данный момент в России рынок Интернет-провайдингаоценивается в 200-230 млн. долларов в год. Это сопоставимо с оборотами лишьодного крупного провайдера на Западе, а для России это большой рынок. Но, чтоособенно важно, вследствие малого вовлечения в Интернет потенциал ростароссийских провайдеров многократно выше, нежели в Европе или США. Поэтомукомпании-провайдеры активно ищут доступ к телу пользователя. Обзор посвящентем, кто дает нам возможность работать в глобальной компьютерной Сети.
1. Internet и его возможности
Internet появился более 30 лет назад в результате попыток объединить сетьМинистерства обороны США ARPAnet (сеть Управления перспективными исследованиями)с радио и спутниковыми сетями. В нашей стране бум Internet начался только всередине 1996 года, когда цены на персональные компьютеры несколько снизились.
Internet – это глобальная компьютерная сеть, которая служит для того, чтобыпредоставлять свои сервисы большому количеству конечных абонентов, разбросанныхв пределах области, региона, страны, континента или всего земного шара. Из-забольшой протяженности каналов связи построение глобальной сети требует оченьбольших затрат (стоимость кабелей и работ по их прокладке, затраты накоммутационное оборудование, эксплуатационные затраты на постоянное поддержаниеаппаратуры сети в работоспособном состоянии).
Абонентами глобальной компьютерной сети являются локальные сети предприятий,а также отдельные компьютеры. Глобальные сети создаются крупнымителекоммуникационными компаниями для оказания платных услуг абонентам. Такие сетиназываются публичными или общественными. При этом существуют такие понятия, какоператор сети и поставщик услуг сети. Оператор сети (network operator) – этокомпания, которая поддерживает нормальную работу сети. Поставщик услуг, или провайдер(service provider), — специализированная фирма, оказывающая платные, связанныес Internet услуги физическим и юридическим лицам (абоненты сети). Владелец,оператор и провайдер могут объединяться в одну компанию, а могут представлять иразные компании. На пути в мир Internet вряд ли удастся обойти такой важный этап,как заключение договора с Internet-провайдером. Провайдер играет роль связующегозвена между клиентом и Internet: компьютеры (серверы) провайдеров подключенынепосредственно к Internet по скоростным каналам связи, а компьютеры клиентов подключаютсяк серверам провайдера по телефонным линиям с помощью модемов и получают доступ вInternet через серверы провайдера. Обслуживать большое количество клиентов в сетиодновременно провайдеру позволяют так называемые модемные пулы. Кроме доступа вInternet клиенту, как правило, предоставляются бесплатный почтовый ящик и некоторыйобъем дискового пространства на сервере провайдера для размещения собственныхWeb-страниц, а также группы новостей и др.
2. Условия оплаты и типы доступа в Internet
Для удобства пользователей фирма-провайдер предлагает несколько стандартныхсхем, по которым предоставляется доступ в Internet. Существует 2 вариантаорганизации доступа в Internet через телефонные линии: связь по коммутируемым ипо выделенным (или арендованным) линиям. При подключении по коммутируемой линиисоединение устанавливается в обычном режиме телефонной сети общего пользования,т.е. так же, как при обычном телефонном разговоре. Главная особенность такогометода состоит в том, что соединение каждый раз устанавливается заново, и,следовательно, характеристики канала в каждом конкретном случае могутсущественно отличаться. Этот вариант на сегодняшний день является самымдоступным и распространенным и к тому же обладает немаловажным достоинством –это самый дешевый способ получения доступа в Internet. При подключении по выделеннойлинии телефонная компания выделяет абоненту отдельную линию для постоянногоподключения к провайдеру. У этого варианта масса достоинств, среди которых следуетотметить то, что линия используется только для связи с Internet, а значит, не можетбыть занята чем-либо иным. Но этот вид подключения значительно дороже, и организоватьего не так просто, как доступ по коммутируемым линиям. С точки зрения оплатыуслуг провайдера выделяют 2 основных принципа: оплата по фиксированному тарифуи повременная оплата. Повременная оплата (сеансовый доступ). Этот тип доступа самыйраспространенный: оплачивается каждый час, проведенный в Сети. Стоимость ночныхи дневных часов может быть неодинакова (напр., работая ночью, можно сэкономитьи заплатить за час подключения меньшую сумму, чем днем). Этот тип оплатыиспользуют, если работают с Internet не слишком часто. Как правило, оплата производитьсяавансом, т.е. клиент приобретает у провайдера определенное количество времени, апровайдер ведет учет его расходования. Оплатить услуги можно либо в офисекомпании, либо через банк (так же, как коммунальные услуги). Последний способ гораздоудобнее, особенно если офис провайдера расположен в другой части города. Обязательнонадо учитывать, ведет ли провайдер посекундный учет времени связи. Т.к. еще сохранилиськомпании, почему-то считающие каждую часть минуты целой минутой. Конечно, если пользовательпланирует работать в Internet по несколько часов в день, то за 2-3 часа разницыможно и не заметить. Но если пользователь, например, в ожидании писем, заходит вInternet по 20-30 раз за день, то каждый день такой провайдер будет списывать сего счета ровно столько минут, сколько раз он проверял почту (даже если письматак и не пришли на адрес пользователя). Абонентская плата (фиксированныйтариф). Это плата за неограниченный доступ. Пользователь вносит определеннуюсумму (чаще всего устанавливается цена за месяц пользования Internet) и получаетвозможность в течение установленного периода времени пользоваться Сетью безо всякихограничений. Чрезвычайно удобный вид доступа, если пользователь проводит в Internetмного времени. Но здесь есть «подводный камень», о котором знают немногиепользователи: речь идет о принудительном отключении компьютера от Сети при заполнении100% входных линий. Провайдеры не афишируют данную особенность, но практикапоказывает, что в этом случае отключение от сети в «час пик» можетпроисходить каждые 10 минут. Фиксированный тариф может устанавливаться как для круглосуточногодоступа, так и для доступа только в определенное время суток (например, с 12 часовночи до 8 часов утра). Существует также несколько промежуточных схем оплаты: например,в дневное время пользователь платит за каждый час, а ночью получает неограниченныйдоступ. Постепенно уходят в прошлое такие формы работы с клиентами, какединовременная плата «за подключение» или дополнительная абонентскаяплата при повременной оплате. Довольно редко встречается сейчас и весьмапопулярная в прошлом оплата за объем полученной или отправленной информации. Существуюти другие варианты доступа в Internet, при которых не происходит непосредственногообщения пользователя с сотрудниками фирмы-провайдера. Например, многие провайдерыпредоставляют возможность «обезличенного» доступа к Сети. Все необходимыедля подключения параметры помещаются в специальный конверт. Пользователь вскрываетего, настраивает параметры соединения и получает доступ в Internet на указанноев конверте время. Такие конверты продаются в компьютерных магазинах, отделенияхсвязи, оплаты коммунальных услуг, киосках, торгующих компакт-дисками. Как правило,после исчерпания лимита времени пользователю предоставляется возможность изменитьформу оплаты и продолжить пользование услугами провайдера на постоянной основе.Практически любой провайдер позволяет осуществить переход с одной схемы оплатына другую, и если почасовая система перестает устраивать, то можно воспользоватьсянеограниченным доступом.
Плата за доступ варьируется очень сильно. Для индивидуальных пользователейэта плата может варьироваться от 10 до нескольких сот долларов в месяц.Некоторые, но не все, компании взимают еще и плату за регистрацию. Есть ещеодин ценообразующий фактор – это оплата телефонных линий. При установкесоединения с Internet затраты на оплату телефонных счетов могут оказатьсявесьма значительными, если звонок междугородний, а если для связи с сервиснойслужбой приходится звонить по местным линиям, то таких проблем нет. Поставщикисетевых услуг предлагают 2 варианта решения этой проблемы:
> установить номера с кодом 800, которые можно набирать «бесплатно»;
> установить в крупных городах номера местного доступа (так называемыеточки присутствия, или РОР – Point of Presence).
Оба варианта имеют достоинства и недостатки. Набор номера поставщика сетевыхуслуг может обойтись очень дорого, если это не местный звонок. Набор по коду800 дешевле, однако пользователь тоже должен платить за него. Поставщик, можетбыть, и будет брать за код 800 меньше, чем клиент заплатил бы за междугородние звонки,но эта разница не будет очень ощутимой.
Поставщик, предоставляющий такую услугу, может, например, взимать гораздоболее высокую ежемесячную плату или установить дополнительные начисления. Всеэто пользователи надо будет учесть, сравнивая затраты на услуги в случае междугороднихзвонков и затраты на услуги по коду 800. Для пользователя, переезжающего изодного города в другой, услуга с кодом 800 –наилучший вариант, поскольку еюможно воспользоваться где угодно. В случае получения доступа в Internet черезРОР – только местные звонки. Хуже, если пользователь живет за пределами зоныместных звонков поставщика.
Это дешевое соединение для использования только дома. В каждом достаточнокрупном городе (с населением свыше 500.000 жителей) есть РОР. Некоторыесервисные службы предлагают для связи телефонный номер, свободный от оплаты по междугороднемутарифу, но обычно при этом увеличивают стоимость платы за доступ к Internet.
3. Выбор интернет-провайдера
Правильный выбор провайдера чрезвычайно важен, т.к. позволяет пользователюдостичь оптимального режима работы, сэкономить деньги и время. Каждый деньпоявляются все новые и новые сервисные службы, и все они хотят дать желающимдоступ в Internet. Только осведомленность и сравнительный анализ могут помочь получитьдоступ к Internet на наилучших условиях.
Существует несколько вопросов, на которые следует обратить особоевнимание:
V Какое количество телефонных номеров предлагается клиентам для доступа вInternet?
Чем больше телефонных номеров предлагается, тем лучше. Еще удобнее, если существуетмногоканальный серийный номер, позволяющий звонить только по одному телефону иобеспечивающий гарантированное соединение. Лучше всего, если номера длясоединения с провайдером принадлежат разным АТС, потому что, набирая разныеномера, можно добиться более устойчивого соединения.
V Сколько абонентов пользуются этими номерами дозвона?
Чтобы предоставить услуги большому числу клиентов, сервисные службы арендуютвысокоскоростные линии типа Т1 (1,544 мегабита в сек.) /линии типа Т2 в сетяхиспользуются редко (6 Мбит); Т3 (45 Мбит) – для больших компаний илиуниверситетов/. Линии типа Т1 очень дорогие, и в некоторые часы за их использованиеберут более высокую арендную плату (обычно это время с 9 до 17 часов местного времени).В это время многие сервисные службы ограничивают доступ к Internet. Какправило, если количество пользователей в несколько раз превышает числодоступных линий, то в «час пик» большая часть этих линий занята.
Вообще число пользователей очень сильно зависит от такого фактора, как – числомодемов (когда их больше одного, говорят о банке модемов), подключенных к компьютерупровайдера. Естественно, что для каждого, кто подключается к компьютеру сервиснойслужбы Internet, нужен модем и телефонная линия. Так что если в банке 10модемов, то одновременно общаться с компьютером могут 10 пользователей. А если кто-топопытался дозвониться одиннадцатым, то услышит сигнал «занято». Логично,что установить соединение с первого раза не удастся, придется звонить до техпор, пока кто — то из десяти не отсоединится. Поэтому отношение числапользователей к числу модемов и телефонных линий критично для качества работысервисной службы. Предположим, что у сервисной службы есть 200 пользователей и 10модемов/линий. Такая конфигурация работает, поскольку вряд ли все 200 подписчиковзахотят подсоединиться одновременно. Однако если пользователей 2000, то очередьможет никогда не наступить. Оптимально соотношение 20 к 1, хотя и при этомможно попасть на сигнал «занято».
V Какова пропускная способность каналов провайдера и их загруженность?
Иметь провайдера с хорошими номерами дозвона бесполезно, если пропускная способностьканалов связи с другими серверами Сети недостаточна, или же каналы слишкомзагружены в связи с большим количеством пользователей. Проверить этот параметрлегко: попросить поставщика услуг Internet сделать тестовое подключение, спомощью которого можно оценить скорость соединения в разное время суток, атакже устойчивость связи. Зачастую при подключении пользователей устраивает качествопредоставляемых провайдером услуг, но с течением времени связь становиться всехуже и хуже. Это объясняется тем, что количество пользователей растет, апропускная способность линий остается той же. Как правило, крупные компании достаточнооперативно реагируют на увеличение числа пользователей, расширяя существующиеканалы или добавляя новые.
При выборе провайдера важно наличие служб технической поддержки пользователей,режим работы таких служб и качество предлагаемых рекомендаций. В процессеработы с Internet у пользователя обычно возникают вопросы, особенно когда онначинает изучать что-то новое. Вот тут на помощь может прийти службатехнической поддержки. Данные службы отличаются друг от друга режимом работы:некоторые работают круглосуточно семь дней в неделю (их, к сожалению, немного), большинство же доступно только в течение рабочего дня. Отличается икачество предлагаемых рекомендаций. Проверить же, как работает та или инаяслужба, затруднительно, поскольку необходимо задавать конкретные вопросы поконкретному соединению (впрочем, это возможно при тестовом подключении).
Примечание. Стабильность связи и скорость передачи данных зависит также откачества самого подключения модема к линии (неаккуратное соединение отрезковкабеля, неисправность переходников), от использования внутренней АТС иколичества параллельно подключенных к телефонной линии аппаратов.
С каждым годом поставщики сетевых услуг плодятся, как сорняки, и все равноих не хватает. Однако совершенно очевидно, что качество предлагаемых услугразлично. Некоторые поставщики помогают пользователю получить навыки работы сСетью, отвечают на вопросы, быстро устраняют неисправности и т.д. Другие этого неделают. Это не удивительно – торговцы автомобилями, страховые компании и т.п.ведут себя так же. Большинство провайдеров крайне необходимы (в отличие отстраховых компаний). Их самая большая проблема состоит в том, что они, какправило, слишком заняты. Есть, однако, такие поставщики, которые просто кладутв карман чек клиента. У крупных компаний-поставщиков услуг Internet цена подключенияза час обычно несколько больше, чем в маленьких фирмах. Но в большую стоимость услугивложены затраты фирмы на качественные линии связи, техническую поддержку пользователейи другие сервисы. Не стоит экономить на подключении, т.к. минимальная стоимостьозначает, как правило, плохое качество сервиса, и повседневная работа (отправкаписем, поиск информации) требует больших временных затрат.
В последнее время появились примеры, когда функции Internet-провайдера беретна себя телефонная компания. В Санкт-Петербурге, например, АО «СПб ММТ»предоставляет услуги Internet в кредит. Пользователь просто звонит по специальномуномеру «через 8» и получает доступ в Internet, а через некотороевремя ему приходит счет, как за междугородний звонок. Это очень удобный способ,но пока качество связи оставляет желать лучшего. Разумеется, при такомподключении клиент не получает почтовый ящик. Однако этот недостаток легко компенсируется,если воспользоваться одной из бесплатных почтовых служб. Поставщики сетевыхуслуг в Internet постоянно конкурируют между собой.
Качество услуги или ее цена, капиталовложения или текущие месячные затраты,доступ по коду 800 или стоимость междугородних вызовов и т.д. – что лучше предложитьсвоим клиентам? А сказать определенно, кто из них лучше, а кто хуже нельзя.Каждый нашел свою нишу рынка.
компьютерный сеть провайдер многоканальный3.1 Relcom
— установка и настройка Инфолинии,
— Инфоканала,
— Радиоканал,
— размещение серверов на узле,
— консультация и обучение абонентов работе с программным обеспечением,
— настройка и установка программ,
— настройка серверов Win95/98/NT,
— Web-дизайн,
— поддержка Web-сервера,
— размещение банеров,
— услуги DNS,
— предоставление IP-адресов и многое другое.
Сеть Relcom (Релком) была создана в 1990 году на основе компьютернойсети, объединявшей разработчиков и пользователей UNIX совместимых системинститута атомной энергии им. И. В. Курчатова (ныне Российский научный центр«Курчатовский институт») и малого предприятия «Демос» (нынеКомпания «Демос»). Название сети образовано в результате сокращениядвух английских слов «RELiable COMmunications» — «Надежные коммуникации».В течение 1990 года к этой сети подключилось несколько московскихнаучно-исследовательских организаций, а в августе 1990 года сеть Relcomподключилась к сети EUnet — крупному европейскому коммерческому сервис-провайдеру,имеющему точки присутствия практически во всех странах Европы, — и былазарегистрирована как часть европейского сетевого консорциума EUnet. Вдальнейшем сеть Relcom интенсивно развивалась и стала крупнейшим сервис-провайдеромInternet на территории бывшего СССР. Relcom имеет узлы в 11 государствах СНГ: Азербайджане,Армении, Беларуси, Грузии, Казахстане, Кыргизстане, Латвии, Литве, России,Узбекистане, Украине. По данным АО «Релком» в апреле 1996 года узлысети работали более чем в 140 городах бывшего СССР и обслуживали более 350 тысячабонентов. Часть узлов имеет полное подключение к Internet (IP-подключение), ачасть — осуществляет только обмен электронной почтой по протоколу UUCP. В Россииузлы Relcom имеют IP-подключение более чем в 50-ти городах. Будучи образованнойкак сеть научно-исследовательских организаций, Relcom привлекла вниманиеразличных предприятий и индивидуальных пользователей и в настоящее времяявляется коммерческой сетью, предоставляющей широкий набор услуг как в режиме электроннойпочты (UUCP-подключение), так и в режиме on-line на основе IP-подключения. Услугипредоставляются пользователям как по коммутируемым, так и по выделеннымтелефонным линиям. Возможно подключение локальных сетей организаций к узламRelcom по высоко-скоростным цифровым каналам.
Из всех российских сетей Relcom сегодня располагает наиболее разветвленнойинфраструктурой, представленной многочисленными узлами сети, расположенными повсей территории России, а также в других странах на территории бывшего СССР.Сеть Relcom использует различные типы цифровых и аналоговых каналов: телефонныесети общего пользования, «Искра» и разные виды выделенных каналов.Работают шлюзы в системы телексной, телетайпной и факсимильной связи; появляютсяшлюзы с пейджинговыми компаниями.
Являясь с точки зрения пользователей единой сетью, Relcom на самом делесостоит из двух частей, головные узлы которых принадлежат AO «Релком»(сеть EUnet/Relcom) и компании «Демос» (сеть Demos/Internet).
(Заметим, что название компании «Демос», созданной в 1989 годугруппой сотрудников ИПК Минавтопрома и ИАЭ им. И. В. Курчатова, произошло от однойиз ее первых разработок — многопользовательской операционной системы ДЕМОС — Диалоговая Единая Мобильная Операционная Система. Компании «Демос»принадлежит торговая марка «Relcom».) Обе компании имеют в Москве понескольку узлов, соединенных между собой высокоскоростными каналами (типичнаяскорость 2 Мбит/с), к которым, наряду с конечными пользователями, подключеныузлы в других городах. АО «Релком» имеет также узел вСанкт-Петербурге, соединенный с московским узлом наземным каналом 2 Мбит/с.
Вследствие согласованной технической политики для пользователей такоеделение сети практически незаметно. В остальном политика этих двух компанийразличается. Если АО «Релком» тяготеет к взаимодействию сгосударственными структурами (можно упомянуть в качестве примера проект «Деловаясеть России»), то компания «Демос» ориентируется, в основном, нанезависимые коммерческие организации. Имеются различия и в других аспектахдеятельности: коммерческом, маркетинговом, региональном и пр.
До июля 1996 года компании совместно использовали два магистральныхканала: канал АО «Релком» С.-Петербург — Хельсинки (1 Мбит/с) и каналкомпании «Демос» Москва — Амстердам (256 кбит/с), причем маршрутизациябыла организована таким образом, что трафик в Европу шел через Амстердам, а вСША — через Хельсинки. В конце июня 1996 года компания «Демос» ввелав эксплуатацию новый наземный канал в США Москва — Бостон производительностью 2Мбит/с, непосредственно связавший московский узел «Демос» скрупнейшим американским сервис-провайдером — MCI Telecommunications Corporation. Этот канал является сегодня наиболее высокоскоростным зарубежным каналомроссийского Internet. Пользователям в различных городах России доступ к сети Relcomпредоставляют организации-поставщики сетевых услуг (узлы Relcom), действующие вбольшинстве случаев как самостоятельные коммерческие фирмы, связанныедоговорными отношениями с головными узлами. Ценовая политика узлов Relcom, втом числе и головных — «Демос» и АО «Релком», — несколькоразличается. Хотя единых тарифов для всей сети пока нет, однако усиливаетсятенденция к унификации ценовой политики. В узлах сети Relcom поддерживаетсябольшое число WWW- и FTP-серверов. В качестве примеров крупных информационныхсистем можно привести такие WWW-серверы, как «Relis-Online», «Russia on the Net», «Сервер баз данных»,«РИТМ-Пресс», FTP-сервер «Киархив».
Большой популярностью пользуются телеконференции на русском языке, поддерживаемыев сети Relcom и распространяемые по всему миру. Значительная часть этихконференций посвящена коммерческой информации.
Пользователи Relcom могут также подписаться на большинство телеконференцийUseNet. В настоящее время основная часть из нескольких сот тысяч пользователейсети Relcom пока работает в off-line режиме, обеспечивающем только услуги электроннойпочты. Тем не менее в рамках технологии электронной почты пользователям доступнымногие информационные источники, в том числе телеконференции и файловые архивы,благодаря наличию в узлах сети почтовых серверов. В настоящее время происходитпереход к широкому использованию IP-услуг c cоединением по коммутируемым (dialup-IP)или выделенным линиям. Большинством местных сервис-провайдеров также предлагаетсядоступ on-line к Internet в режиме удаленного терминала узловогохост-компьютера, однако этот способ не получил массового распространения ипостепенно вытесняется IP-подключением. 3.2 Sovam Teleport
Sovam Teleport (Совам Телепорт) является совместным предприятием, созданнымв 1990 году тремя учредителями: Институтом автоматизированных систем (Россия), Cable& Wireless (Великобритания) и San-Francisco/Moscow Teleport Inc. (США). В настоящее время SovamTeleport входит в группу компаний Global Telesystems Group. Компания Sovam Teleport предоставляет широкий спектртелекоммуникационных услуг, в число которых входит и полный доступ в Internet.
Услуги подключения к Internet предоставляют отделения компании, находящиесяв ряде городов России и входящие в сеть SovamNet. Отделения Sovam Teleportимеются в следующих городах России и стран СНГ: Алма-Ате, Баку, Владивостоке,Екатеринбурге, Ереване, Казани, Калининграде, Киеве, Кургане, Мариуполе, Минске,Новосибирске, Перми, Петрозаводске, Риге, Санкт-Петербурге, Ташкенте, Тбилиси,Уфе. Для обеспечения связи с узлами в разных городах используются, в основном, спутниковыеканалы со скоростью передачи данных 64 кбит/с. Связь российской части сетиSovamNet с зарубежными сетями осуществляется по каналам Москва — Сан-Франциско(512 кбит/c), Москва – Лондон (128 кбит/с) и Санкт-Петербург — Копенгаген (128кбит/c). Следует отметить, что, развивая сотрудничество с мировым сообществомInternet, компания Sovam Teleport стала первым российским членом CIX(Commercial Internet eXchange) — ассоциации, членами которой являютсякрупнейшие национальные и международные сервис-провайдеры. Наряду с услугамиэлектронной почты и IP-подключения, Sovam Teleport предоставляет услугиподключения по протоколам X.25 и Frame Relay, создания распределенныхкорпоративных сетей, подключения банков к глобальным расчетно-информационным системам(система S.W.I.F.T. и др.), а также услуги доступа к различным мировыминформационным ресурсам и ресурсам ряда зарубежных корпоративных сетей, которыене являются свободно доступными в Internet.
В настоящее время деятельность по предоставлению услуг Internet компания SovamTeleport проводит в рамках проекта «Россия-Он-Лайн» (РОЛ, Russia Online),который был начат осенью 1995 года. При разработке проекта за исходную модельбыла взята гигантская телекоммуникационная и информационная система США — America Online, чем, вероятно, объясняется название проекта. Проект носит комплексныйхарактер и включает как работу по подключению пользователей с предоставлениемнеобходимого программного обеспечения, так и развитие информационных ресурсовсети, часть которых является свободно доступной всем пользователям Internet, а другаячасть доступна только зарегистрированным пользователям «России-Он-Лайн».Зарегистрированными пользователями «России-Он-Лайн» могут быть как«прямые пользователи», то есть те, кто получил доступ к Internetчерез Sovam Teleport, так и любые пользователи Internet, подключающиеся черездругие сети, но оплатившие информационные услуги «России-Он-Лайн».
Информационная часть проекта реализована на базе первого в России коммерческогоWWW-сервера «Россия-Он-Лайн». Этот сервер доступен всем пользователямInternet и содержит информацию (на русском и английском языках), представленнуюв таких разделах, как Бизнес и Финансы, Законодательство, Политика, Пресса, Магазины,Культура и многие другие.
Информация в эти разделы поставляется десятками агентств и компаний, включаяИзвестия, Институт открытой прессы, ПРАЙМ, РИНАКО, Инфо-рынок и др. Наряду сроссийскими источниками, на сервере представлены Daily Telegraph,Die Welt,Der Spiegel,Associated Pressи другие западные источники информации. Многие разделы РОЛ являются бесплатнымидля пользователей Internet, но имеется и ряд коммерческих разделов, доступ вкоторые предоставляется после дополнительной регистрации. Широко практикуетсяразмещение на сервере РОЛ коммерческой и рекламной информации различных фирм. Подключениепользователей «России-Он-Лайн» проводится в рамках сети SovamNet. Приэтом пользователи получают комплект необходимого программного обеспечения,полный доступ в Internet по протоколу TCP/IP по телефонным линиям (dialup-IP), электронныйпочтовый ящик и право выхода на коммерческие разделы РОЛ.3.3 Sprint-Russia
Крупнейшая международная сеть Sprint, предоставляющая широкий спектртелекоммуникационных услуг, включая IP-сервис, практически во всех странахмира, имеет и российскую часть — сеть Sprint-Russia (RoSprint), поддерживаемуюАО «РОСПРИНТ». Sprint-Russia является коммерческой сетью, ориентированнойв значительной степени на организации, работающие в сфере экономики и бизнеса. Российскаячасть сети Sprint имеет десятки узлов на территории России, связанных с узламиэтой сети в других странах. Сеть RoSprint предоставляет самые разнообразныетелекоммуникационные услуги, среди которых и полное подключение к Internet. ПользователиSprint имеют доступ к большому числу коммерческих баз данных, к факсовым и телетайпнымшлюзам, к банковским информационным сетям. Как это ни удивительно, но вкомпьютерной прессе и на сервере www.rosprint.ru удается найти очень мало информациио деятельности Sprint в России в сфере предоставления услуг Internet. Поэтомупока для большинства российских специалистов и пользователей Internet RoSprintостается несколько загадочным сервис-провайдером, хотя и внушающим несомненноеуважение как представитель группы Sprint в России. В 1996 году три крупнейшиемировые телекоммуникационные компании — Deutsche Telekom, France Telecom иSprint объединили свои усилия и создали группу компаний Global One, предоставляющуюполный комплекс современных телекоммуникационных услуг во многих странах мира.В январе 1997 года появился новый российский сервер — www.global-one.ru, которыйеще находился в процессе формирования и на котором пользователи, вероятно, вскоренайдут более подробную информацию о том, что предлагает Global One.3.4 GlasNet
GlasNet — одна из первых неправительственных и некоммерческих сетейбывшего СССР, предоставивших услуги Internet. Сеть GlasNet работает с марта1991 года и имеет центр управления в Москве. GlasNetвходит в международную организацию Association for Progressive Communications (APC, Ассоциация поддержки прогрессивных коммуникаций), объединяющуюкомпьютерные сети во многих странах мира и оказывающую поддержку их работе. В настоящеевремя GlasNet предоставляет как полный набор IP-услуг, так и услуги электроннойпочты на базе UUCP-технологии. GlasNet использует выход в Internet через каналыкомпаний Demos и Sprint. Кроме того, GlasNet имеет соединения с сетями пакетнойкоммутации «Роснет» и «Инфотел».
3.5 RUHEP/Radio-MSU
RUHEP расшифровывается как RussianHigh Energy Physics, а MSU -Moscow State University. Ядрокомпьютерной сети RUHEP/Radio-MSU оформилось в конце 1993 года, когда почти одновременнобыли сданы в эксплуатацию три радиорелейные линии, связывающие московские научныецентры с НИИ ядерной физики МГУ, система оптоволоконных линий в Московскомуниверситете и спутниковый канал на Национальный немецкий научный центр по физикевысоких энергий DESY в Гамбурге с пропускной пособностью 256 кбит/с (с декабря1995 — 1024 кбит/с). Тогда же сеть UHEP/Radio-MSU стала Internet-провайдером встранах СНГ. еть строится в первую очередь на базе научно-исследовательских центровядерной физики России и стран СНГ, которые образуют ядро сети RUHEP (Российскаясеть по физике высоких энергий и фундаментальной физике), однако сетьпредоставляет доступ в Internet любым научным и некоммерческим организациямРоссии и стран СНГ. Основной узел международных коммуникаций сети RUHEP/Radio-MSUразмещен в немецком центре физики высоких энергий DESY в Гамбурге. Этот центрявляется точкой присутствия российской сети в Западной Европе и управляетсясетью RUHEP/Radio-MSU. Через него осуществляется связь с немецкой научной сетьюDFN, а затем через европейскую сеть EuropaNet — с остальными странами мира.Центр управления сети RUHEP находится в НИИ ядерной физики Московскогогосударственного университета (НИИЯФ). Международный канал НИИЯФ (Москва) — DESY (Гамбург) стал в 1996 году спутниково-наземным после организации дополнительнойназемной цифровой линии (128 кбит/с). Использование разделения трафика по типу протоколапередачи данных позволило создать канал с пропускной способностью (1152 кбит/с)и потребительскими качествами наземного при существенно меньшей стоимости. Выборузла в Гамбурге в качестве центральной точки для спутниковых каналов обусловленхарактером трафика. Анализ показал, что наибольший поток информации идет из-зарубежа к пользователям России и стран СНГ. Поэтому приход всех магистральныхканалов из разных городов непосредственно в Германию в данный момент является целесообразным.Сеть RUHEP/Radio-MSU имеет самую большую в СНГ систему международных каналов. Внастоящее время, кроме комбинированного спутниково-наземного канала Москва — Гамбург, в инфра-структуру сети входят магистральные спутниковые линии наЕреван (ЕРФИ, 64 кбит/с), Новосибирск (ИЯФ СО РАН, 128 кбит/с), Гатчину (ПИЯФ,64 кбит/с), Минск (64 кбит/с), Алма-Ату (64 кбит/с), которые связывают Гамбург,Москву и центры по физике высоких энергий в городах России и странах СНГ. Подготовленыдля запуска спутниковые линии на Тбилиси, Харьков, Иркутск. Ведутся работы по подключениюк сети RUHEP/Radio-MSU еще нескольких научных центров в других городах странСНГ (Ташкент, Бишкек, Баку). Зарубежный трафик сети RUHEP/Radio-MSU составляет значительнуючасть общего зарубежного трафика компьютерных сетей России. Например, за июнь1996 года общий зарубежный трафик сети составил 240 Гбайт (160 Гбайт — input,80 Гбайт — output). В сети поддерживается большое количество серверовнаучно-образовательной направленности, в числе которых десятки серверовМосковского государственного университета и входящих в него подразделений.3.6 RUNNet
Федеральная университетская компьютерная сеть России RUNNet(Russian UNiversity Network) является основой телекоммуникационнойинфраструктуры единой образовательной информационной среды. Сеть RUNNet быласоздана в 1994 году в рамках государственной программы «УниверситетыРоссии» как IP-сеть, объединяющая региональные сети, а также сети крупныхнаучно-образовательных учреждений. Основная задача RUNNet — формированиеединого информационного пространства сферы образования России и его интеграцияв мировое информационное сообщество. В настоящее время сеть RUNNet являетсякрупнейшей российской научно-образовательной IP-сетью, предоставляющей услугиболее чем 400 университетам и другим крупным образовательным инаучно-исследовательским учреждениям, подключенным либо непосредственно наопорную сеть RUNNet, либо через региональные научно-образовательные сети. Вчисло пользователей RUNNet входят такие крупные научно-образовательные сети какRBnet, FREEnet, RUHEP/Radio-MSU, RELARN-IP, сети Московского иСанкт-Петербургского государственных университетов.
Федеральная университетская компьютерная сеть России RUNNet (сокращениеот Russian University Network) является IP-сетью, объединяющей региональные сетии сети крупных научно-образовательных учреждений (университетов,научно-исследовательских институтов и центров). Сеть RUNNet сравнительномолода, даже по меркам юного российского Internet. Работы по созданию этой сетиначались в марте 1994 года и проводятся под руководством Государственногокомитета РФ по высшему образованию. Однако, несмотря на свой юный возраст, RUNNetбыстро превратилась из общей идеи и изложенного на бумаге проекта в действующуюопорную сеть национального масштаба с собственными спутниковыми каналами внутриРоссии, магистральными выходами в зарубежные академиические сети и узлами,расположенными во всех регионах страны. В комплексе работ по развитию RUNNet иинформационному наполнению сети участвуют десятки вузов и научных учрежденийГоскомвуза России. Работы проводятся в сотрудничестве с организациями РАН и приподдержке Министерства науки и технической политики. Головной организацией, решающейзадачи управления, сопровождения и развития сети RUNNet, являяется Республиканскийнаучный центр компьютерных телекоммуникационных сетей высшей школы(Вузтелекомцентр), находящийся в Санкт-Петербурге и имеющий филиалы внаучно-образовательных центрах ряда регионов страны. Основой RUNNet являетсяопорная сеть, обеспечивающая магистральную связь между всеми основными экономическимирегионами России. К середине 1996 года работу опорной сети и подключениерегиональных сегментов обеспечивали узлы, расположенные во Владивостоке, Екатеринбурге,Ижевске, Иркутске, Красноярске, Москве, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Переславле-Залесском,Петрозаводске, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге, Саратове, Тамбове, Томске,Ульяновске. Для связи между федеральными узлами в сети RUNNet создан собственныйспутниковый сегмент транспортной среды, в котором осуществляется обмен даннымисо скоростями не менее 64 кбит/с. Все федеральные узлы имеют соединения сМосковским и/или Санкт-Петербургским узлами (топологическая схема «двойнойзвезды»). Связь с глобальным Internet осуществляется по наземным каналам Москва- Париж (сеть Ebone) и Санкт-Петербург — Хельсинки (сеть NORDU-net/FUNET)производительностью 256 кбит/с каждый. Наряду с построением опорной сетиразвиваются и региональные сетевые сегменты объединенными усилиями вузов иакадемических организаций, в ряде случаев при участии местной администрации. Внастоящее время RUNNet имеет несколько десятков узлов более чем в 20-ти городахРоссии. Узлы сети RUNNet предоставляют услуги по подключению университетам,научно-исследовательским институтам и центрам, а также иным учреждениям, предприятиями организациям, деятельность которых лежит в сферах образования, науки икультуры или представляет интерес для научно-образовательного сообществастраны. В RUNNet развивается собственный информационный сервис, учитывающийнаучно-образовательную специфику: информационно-справочные системы поуниверситетам, электронные библиотеки учебно-методических материалов, средствадистанционного обучения, распределенные издательские комплексы и др.
В настоящее время RUNNet принимает участие в реализации государственной межведомственнойпрограммы создания Национальной сети компьютерных телекоммуникаций для науки и высшейшколы России, в числе опорных точек доступа которой будут и узлы RUNNet./>
3.7 RSSI
Сеть RSSI (Russian Space Science Internet) объединяет ряд научно-исследовательских институтовРАН и других научных организаций. Реализация международного сетевого проектаRSSI началась в апреле 1993 года при участии NASA (США) с целью обеспечениясвязи с научным сообществом СНГ, работающим в сфере космических исследований.Головной организацией проекта в России является Институт космическихисследований (ИКИ РАН), имеющий спутниковый канал связи с США (сеть NASAScienceInternet) со скоростью передачи данных 256 кбит/c. Основная часть организаций,подключенных к сети RSSI, находится в Москве и Санкт-Петербурге. В их числовходят имеющие мировую известность научные центры: Институт прикладнойматематики им. Келдыша, Физико-технический институт им. Иоффе, Институтмолекулярной биологии им. Энгельгардта и др.3.8 RELARN-IP
С названием «RELARN» (Russian ELectronic Academic & Research Net-work) связаны сразу три понятия,которые часто путают: ассоциация RE-LARN, логическая сеть RELARN и физическаясеть RELARN-IP. Ассоциация научных и учебных организаций — пользователей сетей передачиданных — ассоциация RELARN — была организована в 1992 году совместным решением Министерстванауки и технической политики, Российской академии наук и Российского научногоцентра «Курчатовский институт». Основными целями Ассоциации являютсяоказание организационной, финансовой и технической поддержки организациям-участникамв осуществлении обмена некоммерческой информацией с использованием компьютерныхсетей, а также координация проектов развития научно-образовательных компьютерныхсетей. В 1995 году основными направлениями деятельности Ассоциации были: финансоваяподдержка работы в сетях общего пользования организаций-членов Ассоциации(логическая сеть RELARN); создание сети RELARN-IP для обеспечения доступанаучным и учебным организациям к сети Internet; участие в издании и распространениинаучно-технической литературы по компьютерным телекоммуникациям. К концу 1995 годаАссоциация включала 755 членов, использующих через различные сети 947абонентских точек доступа. Основная часть абонентских точек приходится нанаучно-исследовательские институты (404) и высшие учебные заведения (270).Логическая сеть RELARN использует услуги сетей Demos/Internet, Glasnet, EUnet/Relcom, IASNET, RE-LARN-IP,Роснет. Сеть RELARN-IP — это физическая сеть, которая предоставляет доступ к Internetнаучным и учебным организациям-членам Ассоциации RE-LARN. Эта сеть может бытьиспользована для исследований, проводимых в научно-исследовательских центрах, академическихинститутах, университетах и высших учебных заведениях, а также в целях обученияв организациях высшей школы, средних школах, лицеях, колледжах и других учебныхзаведениях. Весной 1996 года основой инфраструктуры RELARN-IP являлись четыре базовыхузла в Москве и Санкт-Петербурге, к которым подключен ряд научных иобразовательных учреждений. Для организации и поддержки работы сети RELARN-IPактивно используется опыт профессиональных сервис-провайдеров, в первую очередьсети Relcom. 3.9 FREEnet
FREEnet — российская научно-образовательная сеть, объединяющая региональныекомпьютерные сети, организации Российской Академии наук, вузы, другие научные, учебныеи исследовательские организации. Сеть FREEnet была основана в июле 1991 года поинициативе Института органической химии им. Н. Д. Зелинского (ИОХ РАН).Название сети является аббревиатурой английских слов «The Network For Research,Education and Engineering». С 1992 годаинтенсивность развития сети значительно увеличилась благодаря финансированиюРоссийского фонда фундаментальных исследований (РФФИ). Другой значительныйимпульс развитию сети и формированию ее информационных ресурсов дала программаГоскомвуза России — «Создание национальной системы баз данных и баз знанийвысшей школы России». Опорная сеть FREEnet объединяет региональные сети.Инфраструктура сети включает Московский сегмент и региональные отделения вВоронеже, Казани, Калининграде (Московская обл.), Кемерово, Мытищах, Пензе, НижнемНовгороде, Новгороде, Пензе, Перми, Ростове-на-Дону, Твери, Челябинске,Черноголовке, Ярославле. Для связи с международными сервис-провайдерами сеть FREEnetиспользует канал 256 кбит/с в Германию (сеть DTAG — Deutsche Telekom AG), организованныйпри поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ), и 64кбит/с в Польшу (академическая сеть NASK). FREEnet поддерживает различныесетевые информационные ресурсы научно-образовательной тематики. Особо следует отметитьраспределенную информационную систему — Instauratio Magna (в переводе с латыни- «Великое восстановление»), которая была разработана в рамкахпроекта Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию «Национальнаяакадемическая система баз данных и баз знаний высшей школы России» исодержит подробные сведения примерно о пятидесяти российских вузах./>
4.Практическое задание в виде созданной презентации
В последние годы все большое количество людейпринимает участие в презентациях — выступлениях с наглядной демонстрациейтекстового материала, таблиц, графиков, диаграмм, рисунков, аудио- ивидеоклипов. Презентации нашли широкое применение на выставках и конференциях.
Слайды можно распечатать на бумаге и использовать какраздаточный материал для доклада. Получаемые при печати слайдов на прозрачнойпленке в черно-белом или цветном режиме.
В каждой презентации обычно используется несколькоосновных компонентов: слайды, титульные слайды, заметки докладчика, страницывыдачи. Если презентация сохраняется как веб-страница, то можно вывестизаметки, появляющиеся на экране с соответствующим слайдом. Заметки помогаютаудитории вникнуть в предпосылки и детали, о которых обычно рассказывает докладчикв ходе обычной презентации.
Автоматическая презентация позволяет показывать материалы без ведущего.
После запуска PowerPointсоздается пустой титульный слайд, который отображается в окне программы (рис.1). Вдоль верхней границы окна PowerPoint расположенастрока заголовка, ниже — главное меню и панели инструментов. Главное менюсодержит пункт Показ слайдов (Slide Show), которого нет в окнах других приложений. Он позволяетпросмотреть, как будет проходить показ слайдов. Внизу окна находится строка состояния.В ней отображаются пояснительные надписи: номер текущего слайда, количествослайдов, вид презентации.
/>
Рисунок-1 Пример окна программы
Новый слайд можно создать следующим способам выбратькоманду Создать слайд в меню Вставка; Чтобы добавить новый слайд с той жеразметкой, какую имеет текущий слайд, нажмите кнопку Новый слайд на панелиинструментов Форматирование, удерживая нажатой клавишу Shift.Если не выделить на новом слайде область для ввода текста, то новый текст будетпомещен в заголовке слайда.
Увеличение или уменьшение количества слайдов в презентации
Добавить в определенном месте презентации слайд можнонесколькими способами:
• установите указатель мыши в области структурыправее заголовка слайда и нажмите клавишу Enter;
• установите указатель мыши в области структуры настроке после заголовка левее текста слайда и нажмите кнопку Повысить уровень) напанели инструментов Структура. Подобным образом можно разделить текст одногослайда на два или объединить два слайда. Чтобы объединить два слайда,установите указатель мыши в области структуры в месте разрыва и нажмите клавишуEnter. Затем, не перемещая курсора, нажмите кнопку Повыситьуровень. На экране отобразится значок нового слайда. В PowerPointсуществует слайд специального типа, называемый образцом слайдов. Он определяетосновные характеристики всех слайдов презентации. Все параметры образца слайда:цвет фона, размеры и цвет шрифта, некоторые элементы оформления (заливка истиль маркеров), называемые «текстом образца» будут перенесены наслайды презентации. На образце слайдов размещены пустые рамки для заголовка,абзацев и колонтитулов. Зоны размещения заголовка и абзацев определяют форматтекста для слайда. Образец слайдов позволяет выбрать гарнитуру, размер и цветшрифта, цвета, фона и специальные эффекты. Если на каждом слайде долженприсутствовать текст или рисунок (например, эмблема компании). На слайдахобъекты появляются на тех же местах, что и на образце. Используя его, можно невносить одни и те же изменения во все слайды. Достаточно один раз внести их вобразец слайдов, и они автоматически отразятся на всех имеющихся слайдах PowerPoint и на слайдах, которые будут добавлены позже. Чтобыоткрыть образец слайдов, выберите в меню Вид команды Образец (рис 2).
/>
Рисунок – 2 Пример создания шаблона оформления
В случае необходимости можно отредактировать введенный текст, для этогоего необходимо выделить, непосредственно щелкнув на нем. Текст выделитсямаркерами и его можно изменить обычным образом — выделите сам текст и задайтедругой тип шрифта, размер шрифта, его цвет и т.п. как это обычно делается в MS Word.Также текст можно перетащить в другое место – для этого установите курсор надкраем поля, пока он не превратится в четырехконечную стрелку, и затемперетащите текстовое поле в нужное место. Чтобы изменить размеры текстовогополя, установите курсор поверх одного из маркеров (курсор превращается в двунаправленнуюстрелку) и перемещайте маркер до тех пор пока текстовое поле не приметнеобходимый вам размер. Чтобы отредактировать текст в поле, или заменить его надругой, выделите текст и наберите новый.
А в целом работа с текстом и рисунками в MS Power Point подобна работе с подобными объектами в Word.
Есть только одна особенность – информация на слайдах должна бытьмаксимально сжатой, при этом отражая суть вопроса.
Смену слайдов можно сопровождать специальнымиэффектами. Выделите слайды, к которым вы хотите применить этот эффект, ивыберите в меню Показ слайда команду Смена слайда или нажмите кнопку Смена напанели инструментов Сортировщик слайдов. На экране отобразится область задачСмена слайдов. В раскрывающемся списке Применить к выделенным слайдам выберитетребуемый эффект. В раскрывающемся списке Скорость установите скоростьвыполнения эффекта: Быстро, Средне, Медленно. Показ слайдов можно сопровождатьразличными звуками, выбор которых производится в раскрывающемся списке Звук.(рис.3)
/>
Рисунок-3 Пример создания смены слайдов
Схемы анимации позволяют приблизить показ слайдов кдемонстрации фильма. Можно задать как строки текста, картинки и другие объектыбудут появляться на слайде, использовать визуальные эффекты. Анимация создаетсядля любого числа объектов слайда, в том числе для элементов диаграммы. Пример «цветнаяпишущая машинка» на рисунке – 4.
/>
Рисунок – 4 Пример создания эффекта «Колесо»
Для использования анимации выделите слайды, к которым будет примененэффект. Выберите в меню Показ слайдов команду Эффекты анимации, а затемвыберите в списке подходящий вариант (рис. 4). Для просмотра анимации в режимеПоказ слайдов нажмите одноименную кнопку.
Чтобы отказаться от выбранного эффекта, выделите егов списке и нажмите кнопку Удалить. Для того чтобы слайд воспринимался болееудобно и зритель успевал прочитать необходимо настроить время показа слайда дляэтого заходим в меню Показ сладов, далее Настройка времени (рис 5).
/>
Рисунок-5 Настройка времени показа сладов
Все слайды одной презентации можно хранить в одномслайде. При таком способе слайды презентации будут иметь согласованный вид.Закончив работу над презентацией, выберите в меню Файл команду Сохранить иприсвойте презентации имя. PowerPoint сохраняет в файлетолько внесенные изменения, что ускоряет выполнение, но увеличивает размерфайла. Для уменьшения размера файла выберите команду Параметры в меню Сервис, откройтевкладку Сохранение и снимите флажок Быстрое сохранение. Слайды сохраняются вдвоичном формате *.ppt.
Заключение
Рассмотренный список компаний Интернет-провайдеров контролируют примерно70-80% рынка. При этом нельзя сказать, что все компании вышли на рынок всередине 90-х, то есть в момент формирования рынка Интернет-услуг. Некоторые изних работали еще с конца 80-х как альтернативные операторы связи, другиепоявились в последние несколько лет как дочерние предприятия«Ростелекома», МГТС и других бывших госучреждений.
Очень сильно растет емкость международных каналов упровайдеров, то есть они хотят быть независимыми от «Ростелекома» исамостоятельно влиять на ценообразование. По утверждению представителейпровайдеров, монополизм «Ростелекома» неблагоприятно сказывается натарифной политике. Так, если в 1996 году емкость международных каналов упровайдеров была на уровне 15 Мбит/с, в 1998-м достигла 70 Мбит/с (данныеРОЦИТ), то сейчас суммарная емкость превышает несколько гигабит. Рост более чемв 10 раз. Таким образом, первичные провайдеры все активнее начинают выкупатьканалы у магистральных операторов. Хотя примерно у половины провайдеровзагрузка колеблется в пределах 50-75%, что достаточно много в условиях бурногороста отрасли и частых скачков трафика.
/>/>Список используемых литературных источников
1. Берлинер З.М., Глазырина И.Б., " Microsoft Office 2003 ",БИНОМ, Москва, 2004 год.
2. www.goldentelecom.ru
3. www.runnet.ru
4. www.sovam.ru