1. Справочно-правовыесистемы
Справочно-правовыесистемы (информационно-правовые системы) (СПС) — это особый класс компьютерныхбаз данных, содержащих тексты указов, постановлений и решений различныхгосударственных органов [2]. Кроме нормативных документов, они также содержатконсультации специалистов по праву, бухгалтерскому и налоговому учету, судебныерешения, типовые формы деловых документов и др. Причина популярностисправочно-правовых систем среди специалистов объясняется тем, что такие системыпредставляют собой доступный и эффективный инструмент для ежедневной работы справовой информацией. Они не просто обеспечивают свободный доступ к правовойинформации, но и позволяют специалисту экономить время.
Одним из основныхназначений справочно-правовых систем является формирование информационнойосновы для принятия управленческих решений, обеспечения хозяйствующих субъектовдостоверной и полной нормативной и иной информацией. На сегодняшний день вРоссии и СНГ существует множество справочно-правовых систем. Выделяюткоммерческие и государственные системы [4].
1) Коммерческие системы.Наиболее известны в России следующие продукты и разработавшие их компании [3]:
«Гарант» (НПП«Гарант-Сервис») — имеются международные и федеральные документы, судебныерешения, финансовые консультации и которая состоит из одной объединённой базы;
«Консультант Плюс»(компания «Консультант Плюс») — имеются федеральные и международные документы,судебные решения, финансовые консультации, законопроекты, разъяснения кправовым актам, уникальные аналитические материалы; представленозаконодательство России и всех 83 регионов;
«Кодекс» (Центркомпьютерных разработок) — большое количество нормативно-технических документов- ГОСТов, СНиПов, РД и т.д. и имеющая специализированные справочные системы поразличным отраслям деятельности (строительство, экология, электроэнергетика,охрана труда и пр.); также здесь имеются международные и федеральные документы,судебные решения, финансовые консультации, тексты указов президента;
«Референт» (фирма«Референт-Сервис») — уникальная база авторских материалов, Законодательство РФ,Москвы и МО по всем отраслям права — более молодая система в данном классе, чтоопределяет как ее достоинства («свежий» подход к разработке, современныйинтерфейс, аналитические инструменты компьютерной сортировки документов), так инедостатки (небольшое количество материалов региональных арбитражных судов, посравнению с аналогами)./>
2) К системам, созданнымгосударственными предприятиями для обеспечения потребностей в правовойинформации государственных ведомств, следует отнести системы: ИПС «Закон»; НТЦ«Система» (НТЦ «Система» при ФАПСИ) — эталонный банк правовых актов высшихорганов государственной власти. В свободном доступе находятся: Законы РСФСР,Законы СССР, Законы Российской Федерации, Кодексы РСФСР, Кодексы РоссийскойФедерации, Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Федеральныеконституционные законы, Доктрины Российской Федерации; «Эталон». Кроме того, нароссийском рынке представлены следующие системы: «ЮСИС» («Интралекс»);«Юридический Мир» (издательство «Дело и право»); «Ваше право» и «Юрисконсульт»(«Информационные системы и технологии»); «1С: Кодекс», «1С: Гарант», «1С:Эталон» («1С»); «Законодательство России» (Ассоциация развития банковскихтехнологий) и некоторые другие.
Что общего в структуре ифункциях СПС?
Если еще недавно былодостаточно лишь найти нужный документ, то сегодня зачастую необходимо еще ипроследить все возможные связи между документами, получить разъяснения,подготовить обзор по интересующей теме, создать свою пользовательскую базуданных. Как следствие, в развитии коммерческих СПС проявляются сходныетенденции – расширение спектра хранящихся в системе документов, улучшениепрограммной оболочки систем, введение новых технологических возможностей.Фирмы-разработчики офис-юристов вводят в свои технологии то лучшее, чтоиспользуется конкурентами. Вместе с тем, между существующими правовымисистемами сохраняется много отличий, связанных с различными подходами кпостроению баз, к принципам их пополнения. Лучшие современныеинформационно-правовые системы — это не только и не столько компьютерныебиблиотеки, содержащие многие тысячи нормативных документов с развитымисредствами поиска необходимой информации, но и многофункциональныеинформационные системы, позволяющие оперативно решить конкретную правовуюзадачу. Не только найти подборку документов, но и определить их взаимосвязимежду собой и с другими документами, выявить пробелы и противоречия внормативных актах и т.д. При этом процедура поиска требуемой информации должнабыть настолько проста и доступна пользователю любой квалификации, чтобы успешнозавершиться даже при минимальной информации. Практически каждый разработчикинформационно-правовых систем предлагает несколько систем, имеющих различноеинформационное содержание и ориентированных на различные группы потребителей. Всоответствии с вышесказанным информационно-правовые системы можно условноразбить на следующие группы:
профессиональныеюридические системы;
системы арбитражнойпрактики, содержащие обобщение практики применения законодательства;
информационно-консультационныесистемы (информационно-справочные системы);
отраслевые справочныесистемы;
электронные правовыесправочники.
Достаточно часто прикомплектовании информационно-правовых систем, предоставляемых пользователю,используется комплексный подход, т.е. в них могут входить разделы с различнымивидами правовой информации. Существует множество параметров, по которым можносравнивать и оценивать справочные системы. К ним относятся [3]:
1) объем информационногобанка;
2) формированияпользовательской базы;
3) скорость поискадокументов по базе;
4) актуальностьинформации и оперативность поступления документов;
5) степень аутентичностидокументов оригиналу;
6) юридическая обработкадокументов;
7) возможность удаленногодоступа в базе через телекоммуникационные линии.
Компьютернаяинформационно-правовая система — это программный комплекс, включающий в себямассив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалистуработать с этим массивом информации (производить поиск конкретных документов,формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д.).Важной вехой в развитии информационно-правовых систем стало использование в нихтехнологии гипертекстовых ссылок. Суть этой технологии состоит в том, что формапредставления текста изменяется таким образом, что для каждого фрагмента текстасоздаются переходы к родственным фрагментам с указанием типа взаимосвязи.Гиперссылки дают возможность мгновенного перехода между документами в пределаходного раздела базы данных (документа), а иногда и между различными базамиданных. Для этого в системах отслеживаются логические связи между документами(редакции документа, бланкетные и отсылочные нормы). С целью упрощения работыпользователей для каждого документа формируются списки корреспондентов иреспондентов. Сегодня все распространенные системы осуществляют поиск потематическому рубрикатору, названию принимающего документ органа, названиюдокумента, дате принятия, типу документа и предусматривают вывод текстанеобходимого документа на печать или в текстовый файл.
Полнотекстный поиск повсему тексту информационной базы осуществляют программы «Кодекс» «Юсис»,«Юристконсульт». Полнотекстный поиск из слов своего словаря предлагаютпользователю пакеты «Гарант», «Консультант Плюс», «Дело и право». При поиске послову в названии документа в большинстве пакетов пользователю самому необходимоограничить длину слова. Однако, например, программа «Юристконсульт» найдетнужные слова, даже если они стоят в другом падеже. Очень помогает пользователямв работе встроенный редактор или возможность подключения внешнего редактора,как, например, в пакете «Кодекс». Проследить связи между документами позволяютили гипертекстовые средства, как в СПС «Консультант Плюс» и «Гарант», илисистема ссылок на документы с возможностью просмотра их текста, внедренная впакете «Кодекс». Возможность введения собственной базы данных пользователяреализована в СПС «Консультант Плюс», «Гарант» и «Кодекс».
Многооконный режим работыпредусмотрен в системах «Консультант Плюс», «Кодекс». Глубокой юридическойобработке подвергаются документы, поступающие перед подключением в систему«Гарант». Анализируются нормативные акты в целом, выявляются прямые и косвенныесвязи между документами и правовыми нормами. В результате документы в СПСсвязаны перекрестными ссылками, не ограничивающимися случаями очевидныхупоминаний одного документа в другом. Комментарии, вносимые в тексты документовюристами, подробно разъясняют, как применять данную правовую норму изначительно облегчают работу с документами, содержащими противоречивыеформулировки.
Основные возможностипрограммных технологий СПС [2]. Хранение и обработка больших объемов правовойинформации. Необходимость хранения и регулярного обновления больших объемовинформации накладывает на СПС ряд требований. Эти требования связаны спотребностями как пользователей системы, так и разработчиков, производящихобновление и юридическую обработку массива правовой информации. Объемежемесячно вводимой и обновляемой информации может достигать нескольких тысячдокументов, что вынуждает разработчиков с самого начала создания системыприспосабливать ее к таким условиям поддержки актуальности информационногобанка СПС.
Как документ попадает вСПС. В основном правовая информация попадает в СПС официальным путем. Преждевсего из тех же официальных публикаторов. Один из них — «Российскую газету» мыуже упомянули. К официальным публикаторам федерального уровня относятся такжежурнал «Собрание законодательства», «Парламентская газета», «Бюллетеньнормативных актов федеральных органов исполнительной власти» и др. Нарегиональном и местном уровнях существуют свои официальные публикаторы. Но,заметим, не все документы, которые выпускают различные ведомства, подлежатофициальному опубликованию. Например, те же письма ФНС или Минфина не относятсяк категории нормативных правовых актов, а значит, публиковать их в заранееопределенных источниках ведомства не обязаны. Поэтому компании — разработчикиСПС, как правило, заключают с государственными структурами договоры обинформационном сотрудничестве и получают необходимые документы по официальнымканалам. Например, у компании «Консультант Плюс» действует более 70 подобныхдоговоров с федеральными органами исполнительной власти. Прежде чем ввести всвой информационный банк какой-либо документ, сотрудники компании — разработчика СПС проводят его юридическую обработку. Например, выясняют, скакой даты он (или его отдельные положения) вступает в силу, разумеется, если всамом документе об этом не сказано. Кроме того, чтобы ввести в электроннуюкопию документа необходимые гиперссылки, надо выявить, с какими документами онсвязан, какие документы утрачивают силу в связи с его принятием и т. п. Многиедокументы попадают в правовые базы сразу же после официального издания.Например, нормативные документы, как правило, через день-два. Путь другихдокументов (в основном это касается не опубликованных официально писем)несколько дольше, но в среднем в течение месяца все они появляются в СПС./>
Технологии передачиинформации [5]. Доступ пользователя к информации, хранящейся в СПС, можетосуществляться двумя способами, каждый из которых имеет свои достоинства инедостатки: работа с удаленной базой; работа с локальной базой. При работе судаленной базой пользователю нет необходимости хранить на своем компьютереданные системы, они хранятся на сервере разработчика и доступны через сеть.Большинство СПС имеют версии, доступные через глобальную сеть Интернет.Основное преимущество работы с такими версиями заключается в том, чтопользователь всегда имеет доступ к самым последним данным. Также при такомподходе упрощается процесс предоставления пользователю бесплатнойдемонстрационной версии системы, которая имеет ограниченный набор функций идокументов, но может дать представление о системе. Очевидным недостатком СПС,расположенной на сервере разработчика, является невозможность работы с ней приотсутствии связи с сервером, что может быть вызвано как перебоями в работесервера, например из-за большого числа одновременных обращений, так инеполадками в линиях связи. Еще одним минусом СПС с удаленным доступом являетсято, что не все сервисные функции системы в настоящий момент могут бытьпредставлены в такой версии системы.
При работе с локальнойверсией этих проблем не существует, но возникает необходимость постояннойподдержки информационной базы в актуальном состоянии. Обновление информациилокальной базы может происходить как с помощью Интернета, так и с помощьютрадиционных носителей информации — дискет, компакт-дисков и т.д.
Обновление информации.Чтобы информация в СПС всегда была актуальна, она должна своевременнообновляться. Как правило, обновление самих СПС происходит ежедневно по мерепоступления новых документов. А чтобы так же ежедневно обновлялись системы,установленные у клиента, он должен располагать соответствующими техническимивозможностями (доступом к телекоммуникационным каналам связи). Таким способомобычно обновляют СПС крупные компании, в которых есть IT-службы, а также тефирмы, которые постоянно нуждаются в оперативной информации. Большинствопользователей обновляют СПС еженедельно. Обновлять базы реже не рекомендуется — можно упустить важную информацию. У разных поставщиков СПС действуют разныестандарты обслуживания клиентов. Так, одни компании предлагают пользователямоплачивать каждое разовое пополнение базы. У других, например у компании«Консультант Плюс», стоимость обновлений не зависит от их частоты, аустанавливается за период — месяц (обновление можно получать в любом режиме — ежедневно, еженедельно и т.д.). В стоимость обновления включена оплатаеженедельного выезда сервисного специалиста. Если же система обновляется черезтелекоммуникационные каналы связи, клиент оплачивает не визит специалиста, атрафик. Таким образом, как часто пользователь будет обновлять СПС, зависит отмногих факторов — от его запросов, технических возможностей, а также от того,каковы сервисные стандарты компании — разработчика СПС./>
Поиск в системе. Самоеглавное для пользователя — быстро найти в системе нужный документ. Этопобуждает разработчиков постоянно совершенствовать поисковые ресурсы систем истандартизировать их.
Так, в СПС«КонсультантПлюс» очень удобно искать документы по известным реквизитам,например дате принятия или его номеру. Есть и другие возможности поиска — поназванию или фразам из текста. Для поиска документов по конкретной проблемеможно воспользоваться «Правовым навигатором». Кроме того, в системе есть кнопкидля быстрого доступа к формам отчетности, календарю бухгалтера, обзорамзаконодательства. Наконец, «КонсультантПлюс» легко предоставит весь объеминформации по изучаемому документу: комментарии, консультации и судебнуюпрактику. Это удобно — ведь о существовании дополнительной информациипользователь может и не знать.
В «Гаранте» документыможно искать по реквизитам, источнику опубликования. Есть поиск по ситуации — выбрав подходящую ситуацию, пользователь получит документы по этой теме. Крометого, легко доступны последние документы, поступившие в систему, — к ним можнопопасть, нажав на кнопку «Новые документы» стартового окна системы.
Аналогичные поисковыересурсы есть и в других СПС. Например, в «Кодексе» реализован так называемыйинтеллектуальный поиск. Он позволяет формулировать запрос в свободной форме,указывая в поле ввода текста как дату принятия или номер документа, так иключевые слова из названия или текста. В ходе поиска система самостоятельноанализирует запрос и выдает список документов, отсортированных по степени ихблизости к контексту запроса./>
Практически всеразработчики СПС регулярно наращивают возможности своих систем. Иногдаполностью меняется технология построения правовой системы, как это, например,произошло в 2003 году с СПС «КонсультантПлюс», когда была внедренапринципиально новая технологическая платформа — Технология 3000. Однако присерьезном развитии технологии был сохранен ставший уже хорошо знакомыминтерфейс, а также привычные опции, такие как возможность работы с редакциямидокументов, действовавшими в определенный момент времени, возможностьотслеживать изменения в правовых актах, интересующих специалиста. Но именнотогда появился новый инструмент поиска — «Правовой навигатор». В 2004 годукомпания «Консультант Плюс» ввела очередной комплекс нововведений — Серию 100.А в 2005 году реализуется сразу несколько новых возможностей, которые являютсяпродолжением свойств Технологии 3000 Серии 100 по поиску документов ианалитической работе с правовой информацией. Получила дальнейшее развитиефункция «Документы на контроле» (в частности, теперь система сообщаетпользователю не только об изменениях документов, но и о том, что интересующийего документ прошел регистрацию в Минюсте), появилась возможность размещениякомментариев пользователя в тексте документа и многое другое.
Аналогичную перестройкусвоей системы осуществляет и «Гарант». В этом году компания вышла на рынок сновым продуктом — системой ГАРАНТ Платформа F1. По словам разработчиков, рядновых возможностей и преимуществ Платформы F1 расширяет функциональность этойсистемы и существенно облегчает работу пользователей. Например, функция «Машинавремени» дает возможность поиска текстов документов, действовавших в тот илииной момент времени. А функция «Постановка документов на контроль»автоматически отслеживает и предупреждает пользователя об изменениях в важныхдля него документах. В Платформе F1 пользователь может сопровождать текстдокумента собственными комментариями, причем в них можно проставлятьгипертекстовые ссылки на другие документы информационного банка.
Пользователей других СПСтакже ждут новации, но не столь масштабные. Например, одна из сервисных новинокСПС «Кодекс» — это усовершенствованный алгоритм интеллектуального поиска.Теперь осуществляя поиск по свободно сформулированной ключевой фразе,пользователь получит не только список ссылок на найденные документы, но инаиболее интересные фрагменты из текстов документов большого объема. Новыйсервис, как считают разработчики системы, поможет экономить время на поиск: изсписка документов пользователь сможет перейти непосредственно к этимфрагментам, а если необходимо, просмотреть текст искомого документа полностью.
Основные поисковые исервисные возможности. Поиск документов можно условно разделить на два вида:поиск по реквизитам документов; поиск по тексту документов. Поиск по реквизитамдокумента позволяет найти документ с определенными датой, номером, выпущенныйопределенным органом и т.д. Для повышения эффективности поиска условия в такомвиде поиска можно сочетать, задавать интервалы номеров или дат.
Поиск по текстудокументов заключается в простом переборе массива документов и нахождении срединих тех, которые содержат слово, заданное пользователем. Таким образом, такойпоиск позволяет найти документы по какой-либо тематике. Недостатком поиска потексту является большой шум, то есть попадание в список найденных документовбольшого количество документов, удовлетворяющих запросу, но пользователю вданный момент не нужных. Уменьшить уровень такого шума может, пожалуй, лишьопыт составления запросов к системе. Многие СПС позволяют использоватьодновременно поиск и по реквизитам и по тексту документов, что можетсущественно повысить эффективность поиска.
Дополнительные сервисныевозможности. Некоторые СПС обладают дополнительными возможностями, позволяющимисделать работу с системой более простой и эффективной. Из таких возможностейнаибольшее значение для пользователя имеют улучшенная навигация поинформационной базе, возможность сохранять личные предпочтения и подборкидокументов, возможности редактирования документов и вывода их на печать.
Для обеспечения удобнойнавигации по информационной базе обычно используют гипертекстовые ссылки междудокументами, а также перемещение по списку ранее просмотренных документов ииспользование закладок. Возможность сохранять подборки документов позволяетпользователю приспосабливать систему к своим собственным нуждам. Средстваредактирования текста документов необходимы для их обработки пользователем,особенно в том случае, когда информационная база содержит типовые формы документов,предназначенные для заполнения.
2. Пример брачногодоговора
Брачный договор
г. Зеленогорск «01» июля2009 г.
Мы, нижеподписавшиеся:гр-н Иванов Иван Иванович, проживающий по адресу: 663690, Красноярский край, г.Зеленогорск, у. Парковая, дом 11, кв.68 и гр-ка Иванова Светлана Петровнапроживающая по адресу: 663690, Красноярский край, г. Зеленогорск, у. Парковая,дом 11, кв.68, состоящие в браке, зарегистрированном ЗАГС г. Зеленогорска 24июля 2000 года, актовая запись №111, свидетельство о заключении брака №655058,серия I-БА, в целях урегулирования взаимных имущественных прав и обязанностейкак в браке, так и в случае его расторжения, именуемые в дальнейшем «Супруги»,заключили настоящий договор о нижеследующем:
1. Общие положения
1.1. Имущество, нажитоесупругами во время брака, является общей совместной собственностью супругов,независимо от того на чьи доходы оно было приобретено. Имущество, принадлежащеекаждому супругу до вступления в брак, полученное в период брака каждым изсупругов в дар, в порядке наследования, а также по иным безвозмездным сделкам,носящим личный характер, является собственностью того супруга, кому имуществопринадлежало до брака или было передано в период брака.
1.2. К общему имуществусупругов относится имущество, нажитое супругами во время брака, а также доходыкаждого из супругов от трудовой, предпринимательской и интеллектуальнойдеятельности. Владение и пользование имуществом осуществляется по обоюдномусогласию.
1.3. Доходы целевогоназначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба всвязи с утратой трудоспособности вследствие увечья или иного поврежденияздоровья и т.п.) признаются собственностью супруга, которому они выплачены.
2. Особенности правовогорежима отдельных видов имущества
2.1. Банковские вклады,сделанные супругами во время брака, а также проценты по ним являются во времябрака и в случае его расторжения собственностью того из супругов, на имякоторого они сделаны.
2.2. Ювелирные украшения,изделия из натурального меха, приобретенные супругами во время брака, являютсяво время брака и в случае его расторжения собственностью того из супругов комубыли приобретены эти вещи и кто ими пользовался.
3. Дополнительные условия
3.1. Гражданка ИвановаСветлана Петровна предоставляет гр-ну Иванову Ивану Ивановичу в период бракаправо пользования и проживания с правом регистрации постоянного местажительства — прописки в квартире, расположенной по адресу: 663690, Красноярскийкрай, г. Зеленогорск, у. Парковая, дом 11, кв.68.
В случае расторжениябрака право пользования названным жильем (право проживания и регистрациипостоянного места жительства) у гр-на Иванова Ивана Ивановича прекращается. Вследствие этого, гр-н Иванов Иван Иванович обязан в течение 10 дней со днярасторжения брака освободить указанное жилье, прекратив регистрацию поуказанному выше адресу.
3.2. Супруг не несетответственности по сделкам, совершенным другим супругом без его письменногосогласия.
3.3. Каждый из супруговнесет ответственность в отношении принятых на себя обязательств передкредиторами в пределах принадлежащего ему имущества.
3.4. Расходы нанеотделимые улучшения, сделанные в период брака в квартире, указанной в п.3.1(текущий и капитальный ремонт и т.п.), в случае расторжения брака, возмещениюне подлежат.
5. Заключительныеположения
5.1. Настоящий договорвступает в силу с момента его нотариального удостоверения.
5.2. Супруги вправе пообоюдному согласию в любой момент заключить дополнительное соглашение кнастоящему договору. Односторонний отказ от исполнения настоящего договора недопускается.
Споры и разногласия междусторонами решаются путем переговоров. В случае, если стороны не придут ксоглашению, споры разрешаются в судебном порядке в соответствии с действующимзаконодательством РФ.
5.3. Расходы, связанные судостоверением настоящего договора оплачивает гр-н Иванов Иван Иванович.
5.4. Настоящий договорсоставлен в 3-х экземплярах, по одному для каждой из сторон и один хранится унотариуса Свиридова Льва Ивановича.
Подписи сторон:
_____________________(ИвановИван Иванович)
_____________________(ИвановаСветлана Петровна)
Список использованнойлитературы
1. Васильев Д. Компьютервместо юрисконсульта / Д. Васильев // Наука и жизнь. — 2001. — №3. — С. 14.
2. Гаврилов О.А.Курс правовой информатики: Учебник для вузов / О.А. Гаврилов. — М.:Издательство «НОРМА-ИНФРА», 2000. — 432 с.
3. Егоров Г.Г. Рольсправочных правовых компьютерных систем в систематизации российскогозаконодательства: Вопросы теории и практики: Автореферат диссертации насоискание ученой степени кандидата юридических наук / Г.Г. Егоров; Науч. рук.В.А. Летяев. — Волгоград: ВГТУ, 2007. — 26 с.
4. Квеско С.Б.Правовая информатика. Учебное пособие / С.Б. Квеско. – Томск: изд-во ТПУ, 2006.– 94с.
5. Якубайтис Э.А.Информационные сети и системы: Справочная книга / Э.А. Якубайтис. — М.: Финансыи статистика, 2000. — 208 с.