Программированное задание
Тема: «Совершенствованиеинформационного обеспечения организации»
Степеньудовлетворения информационных потребностей сотрудников организацией определяетсякачеством информационного обеспечения. Под качеством принято совокупностьсвойств и характеристик продукции или услуг, которые придают изделию или услугеспособность соответствовать установленным или возможным требованиям.
Обоснованныйвыбор требуемого уровня качества информационного обеспечения является сложнойзадачей проектирования информационных систем, поскольку занижение этого уровняведет к нецелесообразности проведения работ, а завышение этого уровня – кпотерям.
Качествоинформации – совокупность свойств и мера полезности, обуславливающие ееспособность удовлетворять групповые и индивидуальные потребности сотрудниковорганов внутренних дел.
Для оценкикачества информационного обеспечения необходимо оценить следующие объективные,технические и субъективные показатели.
I. Техническиепоказатели (позволяют измерять и оценивать качество информационного обеспеченияс технологической точки зрения):
1. Объеминформации (это количество технических средств, персонала);
2. Производительность(это характеристика информационной системы, выраженная показателем объема, времении частотой выполнения той или иной операции, направленной на достижение основнойцели деятельности – получение максимальной прибыли);
3. времявыполнения информационной процедуры (показатель, который определяется с моментаначала операции до момента ее завершения, т.е. полный информационный процесс);
4. вероятностьошибки (это показатель характеризует качество технического канала связи при осуществлениипроцедуры коммуникации, низкое качество канала ведет к потере информации);
II. Субъективныепоказатели:
1. Полнотаинформации (это мера достаточности информации для достижения поставленной целидеятельности);
2. Достоверностьинформации (это соответствие необходимой информации истинным фактам, необходимымдля успешной работы организации);
3. Релевантность(данный показатель характеризует соответствие информации потребностям решаемойзадачи);
4. Своевременность(характеризует время в течение которого информация имеет полезность для решениякаких-либо предметных задач данной организации);
5. Толерантность(показатель, характеризующий удобство предоставления для восприятия и использованияинформации);
6. Важностьинформации для решения задач (показатель, характеризующий значимость информациидля решения предметных задач).
Общиетенденции изменений требуемого и предоставляемого качества заключается в одновременномросте пользовательских требований и снижении существующего качестваинформационного обеспечения вследствие естественных изменений информационнойтехнологии. Это приводит к тому, что уровни требуемого и реально предоставляемогокачества информационного обеспечения, как правило, не совпадают.
Для организацииважно постоянно проводить обновление технических средств, для того, чтобы неснижать достигнутого уровня качества информационного обеспечения.
В случаероста пользовательских требований к качеству информационного обеспечения вследствиеизменения внешней или внутренней среды в организации может возникнутьнеобходимость совершенствование качества информационного обеспечения
Совершенствованиеинформационного обеспечения – систематическая и заранее установленнаядеятельность по переводу информационной системы в одно из множества возможныхсостояний, обеспечивающих требуемый уровень качества информационного обеспечения.Содержание совершенствования информационного обеспечения – построение новых илимодернизация существующих информационных систем.
Проектированиеинформационных систем
Проектирование– это процесс преобразования данных технического задания и нормативно-справочнойинформации в требуемую техническую документацию на проектируемый объект.
Жизненныйцикл информационной системы является моделью создания и использования информационнойсистемы, отражающей ее различные состояния, начиная с момента возникновения необходимостив системе и заканчивая моментом ее полного выхода из употребления.
Этапыпроектирования информационной системы организации:
1. этап определенияцелей, ресурсов, сроков выполнения заказов (надежность, доступность для понимания,чтоб отвечала запросам партнеров, клиентов и так далее);
2. этапразработки требований для информационной системы организации;
3. этапсдачи спроектированной информационной системы руководителю (фирмой разработчиком);
4. внедрениеразработанной информационной системы в практическую деятельность организации.
Концепцияинформационной системы – это системно взаимосвязанная совокупность структурныхрешений, реализующих требуемое качество информационного обеспечения.
Проводяконцептуальное проектирование информационной системы организации необходимо четкоопределить этап концептуального проектирования таким образом, чтобыпроектировщик все исходные данные смог бы преобразовать в предельноформализованные частные задания на проектирование системы.
Эвристики –это методы, основанные на неформальных, интуитивных соображениях, на опытерешения сходных или аналогичных задач, но они не дают гарантированногорезультата. Их учет необходим при проектировании информационных систем, ведьвозможно благодаря им удается избежать каких-то недочетов, что обеспечитуспешное функционирование организации.
Условия проведенияконцептуального проектирования в организации:
1. проектявляется технически сложным;
2. наличиеограничений в смете и календарных графиках;
3. возможностьсерьезных изменений в организационной структуре
4. высокаявероятность внешних негативных воздействий;
5. ограниченностьфинансовых ресурсов;
6. необходимостьбыстрого реагирования на изменение условий проекта.
Стратегическоепланирование – это процесс разработки долгосрочной стратегии построения иразвития информационной системы с целью реализации непрерывной автоматизированнойтехнологии на основе учета глобальных информационных потребностей организации.
Стратегическоепланирование проявляется в достижении требуемого качества информационного обеспечения,путем замены, закупки дополнительного количества технических средств, необходимыхдля успешного функционирования организации.
Взаимосвязьконцептуального проектирования и стратегического выражается в том, что при ихобъединении задача совершенствования информационного обеспечения будетдополнена ограничительными факторами: стоимостью и временем проведения работ.
Роль иместо специалиста экономического профиля на стадиях жизненного цикла создания,развития и эксплуатации информационной системы
Успехпроектирования сложных информационных систем зависит от слаженной работы ипрофессионализма коллектива специалистов на всех этапах создания проектов.
Особенноважна не индивидуальная характеристика каждого специалиста, а интегральный показательколлектива, реализующего достаточно крупную функциональную задачу или весьпроект.
Технологическаяквалификация коллектива характеризуется опытом и длительностью работы срегламентированными технологиями, инструментальными комплексами автоматизацииразработки информационных систем. Особое значение имеет коллективный опыторганизации и выполнения сложных проектов на базе современных информационныхтехнологий.
В реальнойдействительности бывает, что нововведения часто не приживаются и не дают экономическогоэффекта. Это связано с тем, что внедрение средств автоматизации для совершенствованияпредметной деятельности – достаточно сложная задача, прежде всего потому, чтоавтоматизированные системы носят человеко-машинный характер. Поэтому коллектив организацииновой автоматизированной информационной системы должен быть подготовлен к новымподходам ее реализации, готов помочь ее внедрению, а не препятствовать илипросто наблюдать. Именно, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, чтороль специалиста на стадиях создания, развития и эксплуатации информационнойсистемы – является значительной (ведь автоматизированные системы носятчеловеко-машинный характер, то есть существовать без специалиста они не могут).