МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ
Кафедра " Информационные системы в экономике "
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По «Информатике»
Выполнил:
Студент
Проверил:
КЕМЕРОВО 2007
Содержание
1. Технологии обработки и хранения информации
Электронные устройства памяти
Постоянные магнитные запоминающие устройства компьютера
Гибкие диски
Жесткий диск
Другие виды запоминающих устройств компьютера
2. Языки программирования
3. Понятие и основные виды компьютерных преступлений
Литература
1. Технологии обработки и хранения информации
Информация — это сложное многообразное понятие включает всебя знания из различных областей деятельности человека.
Хранение информации — процесс не менее древний, нежели жизньчеловеческой цивилизации. В самые древние времена ее хранил и передавал изпоколения в поколение человек — его интеллект, его опыт.
Информация может храниться на бумаге — в виде текстов,графиков, таблиц, рисунков и в компьютерах — на магнитных носителях иэлектронных микросхемах. В настоящее время разрабатывают новые носители,модулирующие считывающий лазерный луч (лазерные компакт-диски, Compact-Disc или CD).Все это позволяет использовать ПК как хранилище большого объема информации икак устройство, способное быстро обрабатывать хранящиеся в нем данные.
Обычно информация записывается путем выделения цветомотдельных областей носителя. На бумаге мы видим буквы на белом фоне,расположенные в определенном порядке. В ПК принята такая же система записи,только на носителе фигурируют два знака. Условно назовем один знак нулем (0), адругой единицей (1). Такая система хранения информации и названа двоичной. Намагнитном носителе вдоль дорожек располагаются участки с записанным магнитнымполем двух направлений, одно из которых соответствует 0, а другое — 1.
Одному знаку (0 или 1) соответствует один бит информации. Восемьрасположенных рядом знакомест или восемь бит хранят байт информации. В байтенасчитывается 256 различных комбинаций нулей и единиц. Приняты следующиеназвания:
1 Килобайт (Кб) — 1024 байт (б)
1 Мегабайт (Мб) — 1024 Кб
1 Гигабайт (Гб) — 1024Мб
Одна буква в ПК записывается с помощью специального алфавитаи занимает объем памяти равный одному байту. Если на странице имеется 40 строкпо 50 символов в строке, то такая страница займет в памяти 2 Кб. Для хранения100 таких страниц потребуется устройство с объемом памяти более 100 Кб. Такиеустройства в компьютере имеются и они могут хранить библиотеку в 500000 страници более!
Проделайте простое упражнение. Нажмите клавишу и удерживайте ее в нажатом состояние. Затем нажмитесначала клавишу , а затем клавишу . После этого отпуститеклавишу . Таким образом, вы послали вкомпьютер код 71. В ответ на этот код на экране монитора должна появитсязаглавная латинская буква .
Графическая информация тоже запоминается в двоичном коде. Каждаяточка экрана монитора хранится в байте информации. В ней записывается код иинтенсивность цвета из цветовой палитры монитора. Точек на экране насчитываетсядо 1000000 в зависимости от типа монитора. Таким образом, графическаяинформация требует большего объема памяти, чем текстовая.
Электронные устройства памяти
В качестве устройств, хранящих информацию могут выступатьэлектронные устройства. При подаче на вход такого устройства сигнала 0 онопереходит в 0-состояние и сохраняет это состояние до прихода следующегоуправляющего сигнала. Особенностью электронных устройств является то, что ониработают только при подаче на них электропитания. После снятия напряжения (иливыключения компьютера) информация, записанная в них, теряется. Стираетсяинформация в ПК и при перезапуске клавишей или комбинацией клавиш .
Электронные устройства памяти отличаются высокимбыстродействием считывания \ записи информации.
Электронные микросхемы памяти компьютеров делится на четыревида:
оперативное запоминающее устройство ОЗУ (RAM- random access memory, т.е. память с произвольнымдоступом);
КЭШ-память (память, расположенная в непосредственнойблизости с микропроцессором);
постоянное запоминающее устройство ПЗУ, хранящее в своейпамяти программы BIOS (Basic Input-Output System, базовая система ввода-вывода),используется только для чтения (ROM, Read Only Memory); это устройство хранит информацию и после выключениякомпьютера;
память хранения конфигурации компьютера CMOS-микросхема.
От размеров оперативной памяти зависит быстродействие работыкомпьютера. Чем больше ОЗУ, тем быстрее работают программы, тем больший объеминформации можно обработать. При этом появляется возможность параллельноймногозадачной работы нескольких программ и устройств компьютера. Есть свои ОЗУв принтерах и мониторах. Это повышает их быстродействие. В принтерахдостаточное ОЗУ позволяет вести распечатку текста и корректировку следующегодокумента одновременно. В мониторах достаточное ОЗУ позволяет повыситьбыстродействие вывода изображения. В современных ПК возможно такоебыстродействие, что можно смотреть даже видео фильмы.
Если ОЗУ в вашем компьютере недостаточно, то его можноувеличить, вставив в специальные гнезда системной платы компьютера более мощныемикросхемы.
В ПК есть специальная CMOS-микросхемаэлектронной памяти, в которой записана информация о конфигурации компьютера. Кней подключен аккумулятор в качестве источника питания. Это позволяет сохранятьинформацию в ней даже после выключения компьютера. Однако, если долго невключать компьютер или аккумулятор испортится, то информация может исчезнуть. Вэтом случае придется устанавливать конфигурацию в CMOS-микросхемепри включении ПК.
Постоянные магнитные запоминающие устройствакомпьютера
Постоянные магнитные запоминающие устройства обладаютменьшим быстродействием, чем электронные, но зато они хранят информацию и послевыключения компьютера. Объем магнитных запоминающих устройств может достигатьнескольких гигабайт. Однако следует помнить, что ресурс их не безграничен, т.е.количество часов работы и число записей \ считываний у этих устройств ограничен.Поэтому при длительной работе с ними повышается вероятность случайного выходаих из строя с потерей информации. Следует оградить себя от такого роданеожиданностей и архивировать, дублировать информацию на дисках, которыеиспользуют только для ее хранения.
Магнитные устройства делятся на два вида:
«гибкий диск (дискета, Floppy Disk, FD);
»жесткий диск (Hard Disk, HD).
Магнитный диск вращается, а магнитная головка перемещаетсяпо радиусу. Таким образом, информация записывается на концентрических дорожках,число которых зависит от размера головки.
Гибкие диски
Гибкие диски (дискеты) позволяют переносить документы ипрограммы с одного компьютера на другой, хранить информацию, не используемуюпостоянно на компьютере, делать архивные копии информации, содержащейся нажестком диске.
В современных компьютерах используются накопители для дискетразмером 3,5 дюйма (89 мм) и емкостью 0,7 и 1,4 Мбайт. Эти дискеты заключены вжесткий пластмассовый конверт, что значительно повышает их надежность идолговечность. Для защиты от записи не корпусе дискеты имеется специальныйпереключатель — защелка, разрешающая или запрещающая запись на дискету (эточерный квадратик в нижнем левом углу дискеты). Здесь, однако, запись на дискетуразрешена, если отверстие, закрываемое защелкой, закрыто, и запрещена, если этоотверстие открыто.
Перед первым использованием дискеты необходимо специальнымобразом инициализировать. Это делается с помощью программы DOS Format.Жесткий диск
Накопители на жестком диске (винчестеры) предназначены дляпостоянного хранения информации — программ операционной системы, частоиспользуемых пакетов программ, редакторов документов, трансляторов с языковпрограммирования и т.д. Наличие жесткого диска значительно повышает удобствоработы с компьютером.
Для пользователя накопители на жестком диске отличаются другот друга прежде всего своей емкостью, т.е. тем, сколько информации помещаетсяна диске. Другим важным показателем является скорость работы диска, котораяхарактеризуется двумя показателями: временем доступа к данным на диске,скоростью чтения и записи данных на диске.
Следует заметить, что время доступа и скорость чтения /записи зависят не только от самого дисковода, но и от параметров всего трактаобмена с диском: от быстродействия контроллера диска, системной шины иосновного микропроцессора компьютера.
Другие виды запоминающих устройств компьютера
Кроме перечисленных запоминающих устройств в ПК применяютсястримеры, лазерные компакт-диски, магнитооптические диски, карты флэш-памяти идр.
Стример.
Стример представляет собой специальную кассету с магнитнойлентой. Стример применяется только для архивного хранения информации. Дляоперативной работы, подобно жестким или гибким дискам, он не пригоден. Процесссчитывания\записи занимает минуты и определяется скоростью перемотки магнитнойленты. Объем стримера может быть 80 Мб и более. Правила работы со стримером несложны.Кассету стримера погружают в специальный карман считывающего/записывающегоустройства, затем запускают специальную диалоговую программу, с помощью которойможно записать и считать информацию со стримера.
Лазерные компакт-диски.
Лазерный диск — это одно — или двусторонний полимерный дискс нанесенным на его поверхность активным слоем. Для работы с лазернымикомпакт-дисками необходим специальный CD-дисковод. Втаком дисководе головка содержит два полупроводниковых диода. Один диодизлучает, а другой принимает модулированный отраженный от диска лазерный луч. Геометрическиеразмеры лазерного луча значительно меньше, чем размеры магнитной головки. Поэтомучисло дорожек на лазерном диске в 1000 раз больше, чем на магнитном дискетакого же размера. Объем информации, записанной на лазерный диск, можетдостигать 4,5 Гб.
Лазерный диск, как и стриммер, используют только дляархивного хранения информации, поэтому они работают только в режиме считывания.Записывают информацию на лазерные диски на специальной записывающей аппаратуре.Многие современные программные продукты распространяются на лазерных дисках.
Магнитооптические диски.
Сравнительно недавно среди накопителей оцифрованнойинформации появилась еще одна новинка — перезаписываемый цифровой мини-дискфирмы Sony (Minidisc — MD), в котором используется комбинированный магнитооптическийспособ записи. Он имеет поверхность из магнитного материала, который можноперемагнитить только при температуре 180°. В момент записи лазерный лучпроизводит нагрев поверхности диска, а магнитная головка осуществляетперемагничивание. Затем поверхность диска остывает, и рабочий слой фиксируетмагнитные частицы в том положении, которое они получили во время записиинформации под воздействием магнитной головки. При считывании лазерный лучпо-разному отражается от намагниченных и ненамагниченных участков, чтовоспринимается считывающей головкой как последовательность логических нулей иединиц. Для записи звука на мини-диск и его воспроизведения создан новыйаппарат — MD-рекордер.
Твердотельные носители (флэш-память).
На основе методов цифрового сжатия информации созданыминиатюрные устройства, в которых для записи звука используются сменныетвердотельные полупроводниковые носители, так называемая флэш-память. Этапамять является универсальной и используется для записи любой оцифрованнойинформации.
Название «флэш» было введено фирмой Toshiba, так как содержимое памяти в них можно стеретьмгновенно (англ, in a flash). Вотличие от магнитной, оптической и магнитооптической памяти она не требуетприменения дисководов с использованием сложной высокоточной механики и несодержит ни одной подвижной детали. В этом состоит ее основное преимуществоперед всеми остальными носителями информации, а поэтому за ней будущее
Флэш-память — это микросхема на кремниевом кристалле. Онапостроена на принципе сохранения электрического заряда в ячейках памятитранзистора в течение длительного времени с помощью так называемого плавающегозатвора при отсутствии электрического питания.
Файловая система хранения информации в компьютерах.
Для создания документа необходимо последовательно нажиматьсимвольные клавиши клавиатуры. При этом в памяти ПК в соответствующем порядкезаписываются байты информации. После окончания этой работы в устройстве памятикомпьютера сформируется фиксированная уникальная последовательность байтов. Сэтой последовательностью байтов придется далее работать как с целым объектом. Фиксированнаяпоследовательность байтов, объединенная общим смыслом и назначением, называетсяфайлом (file). С файлами, как с объектами, в ПК можновыполнять следующие операции: копирование (сору); запись (write),сохранение (save); считывание (read),открывание (open); печать (print);поиск (search); переименование (rename);перемещение (remove); удаление (delete).
Во всех операциях обращение к файлу осуществляется черезего имя.
2. Языки программирования
Одним из первых процедурно-ориентированных языков стал язык Фортран(FORmula TRANslation- преобразование формул). Фортран является компилирующим языком. Он не толькопросуществовал до наших дней, но и удерживает одно из первых мест в мире пораспространенности. Среди причин такого долголетия можно отметить простуюструктуру как самого Фортрана, так и предназначенных для его преобразования вмашинные коды трансляторов. Фортран используется в сфере научных иинженерно-технических вычислений.
Язык Фортран продолжает развиваться и совершенствоваться,оказывая сильное влияние на создание и развитие других языков программирования,например, Фортран заложен в основу диалогового языка Бейсик (BASIC — beginners all-purpose symbolic instruction code). Это переводится так: многоцелевойязык символьных команд для начинающих.
Язык Бейсик позволил привлечь к изучению технологиипрограммирования большое число людей из различных предметных областей (непрофессионалов-программистов).В момент его создания он предназначался в основном для обученияпрограммированию. Современные версии языка Бейсик позволяют решать сложныезадачи на профессиональном уровне.
Первые версии Бейсика являлись интерпретаторами, чтопозволяло в диалоговом режиме быстро редактировать новые программы. Последниеверсии Бейсика позволяют использовать оба вида трансляции: и компиляцию, иинтерпретацию. При разработке программ язык работает как интерпретатор, а дляполучения конечного варианта программа компилируется в машинные коды. Такойвариант позволяет получить высокую скорость отладки программы и одновременнобольшую скорость работы конечного продукта.
Алгол-60 (ALGOritmic Language — алгоритмический язык) — этоболее совершенный язык, чем Фортран.
Решение экономических задач (учет материальных ценностей,выпущенной предприятием продукции, личного состава) в 60-х годах XX столетия удобно было выполнять на языке Кобол.
Языки Лисп (Lisp) и Пролог(Prolog) были разработаны для решения задач,относящихся к искусственному интеллекту. Эти языки позволяют обрабатыватьтекстовую (символьную) информацию, решать логические и математические задачи. Например,на базе языка Лисп разработана известная математическая система Derive.
Язык Пролог является непроцедурным языком логическогопрограммирования. Он выбран основным языком при разработке ЭВМ пятогопоколения, которые будут обладать искусственным интеллектом.
Язык ЛОГО (LOGO) используетсядля обучения детей основам программирования. Характерной особенностью языкаявляется применение так называемой «черепашьей» графики (движущаясячерепаха оставляет за собой след в виде рисунка).
Обилие алгоритмических языков, появившихся в периодразработки и внедрения второго поколения ЭВМ, объясняется невозможностью ниодним из существовавших языков удобно описывать разнообразные задачи. Третьепоколение ЭВМ поставило на повестку дня вопросы поиска нового подхода ксозданию универсального алгоритмического языка.
Одной из попыток такого рода является создание фирмой IBM языка ПЛ/1 (Programming Language). Он основан на языкахФортран, Алгол и Кобол.
В 1971 г. появилась публикация с описанием языка Паскаль(Pascal), который является преемником Алгола-60. Онимеет конструкции, аналогичные существующим в ПЛ/1 и Алголе-60, однако болеелаконичен. В Паскале проводятся идеи структурного программирования. Благодаряхорошей структурированности программ, написанных на языке Паскаль, надразработкой сложных проектов могут одновременно работать несколькопрограммистов.
На основе языка Паскаль в конце 70-х годов XXв. по заказу Министерства обороны США во Франции был разработан язык Ада(Ada). Язык назван в честь первой программистки Augusta Ada Byron, работавшей с Ч. Бэббиджем. Этохорошо структурированный язык, однако слишком громоздкий и многословный.
Язык Ада используется при разработке программногообеспечения для компьютерных систем, встроенных в самонаводящиеся ракеты,космические объекты, самолеты. Эти системы работают в реальном масштабевремени, где накладываются жесткие требования на быстродействие. Язык Адаподдерживает параллельное выполнение задач в многомашинных и вмногопроцессорных вычислительных системах. В этом случае программа делится начасти и одновременно выполняется на нескольких процессорах.
Развитие современной вычислительной техники характеризуетсятенденцией распространения многопроцессорных компьютеров и вычислительных сетей.Поэтому в области программного обеспечения вызывают все больший интерес языки,поддерживающие разработку распределенных программ (т.е. программ, которыевыполняются с помощью нескольких процессоров или машин).
Одним из таких языков является Linda — язык, предназначенный для параллельной обработки данных. При использованииязыка Linda вычислительный процесс делится на группупроцессов, среди которых выделяется главный. Указанные процессы осуществляютсяодновременно на нескольких процессорах и синхронизируются один относительнодругого.
Кроме языков Ада и Линда, существуют и другие языки параллельногопрограммирования, например Erlang, Modula, Occam.
Язык СИ достаточно полно отражает возможностисовременных компьютеров, позволяя писать эффективные программы, не прибегая ксложным конструкциям языков Ассемблера. На этом языке написана популярнаяоперационная система UNIX.
Перспективным направлением дальнейшего развития технологиипрограммирования явилось создание объектно-ориентированных языков.
Объекты представляют собой многократно используемыепрограммные модули. Структурно объекты состоят из двух частей: методов ипеременных.
Методы представляют собой набор процедур и функций,определяющих алгоритм работы объекта. Переменные могут содержать как простыеданные (числа, массивы, текст и т.д.), так и информацию сложной структуры (графика,звуки и т.д.).
Однотипные объекты объединяются в классы.
Объектно-ориентированное программирование (ООП) характеризуетсяследующими тремя признаками: инкапсуляцией, наследованием и полиморфизмом.
С помощью инкапсуляции данные одного объекта могут бытьзащищены от других объектов. Такое «сокрытие» информации позволяетобъектам спрятать их внутреннее устройство. При этом объект можно использовать,ничего не зная о механизме его работы и ненужных деталях.
При инкапсуляции объект заключается в непроницаемую оболочкуи только его внешний вид доступен для обозрения. Объект отвечает закорректность реализации своей функциональной способности, а вызывающая объектпрограмма — за корректность использования объекта.
С помощью механизма наследования одни классы объектов могутпроисходить от других. Дочерний класс способен унаследовать от своегородительского класса все его методы и данные, причем потомок может унаследоватьспособности и от нескольких родителей.
Полиморфизм — присвоение единого имени процедуре, котораяпередается по иерархии объектов, с выполнением этой процедуры способом,соответствующим каждому объекту в иерархии.
Первым объектно-ориентированным языком программирования был Simula 67 (Симула). Он разработан в конце 60-х годов XX столетия в Норвегии для решения задач моделирования.
Первоначально прохладному отношению к языку Симуласпособствовало то обстоятельство, что он был реализован как интерпретируемый (ане компилируемый) язык, что в 60-е годы было существенным недостатком, так какинтерпретация связана со снижением скорости выполнения программ.
Типичные современные объектно-ориентированные языки, такиекак Си++ или Smalltalk, содержатинструменты, которые максимально облегчают повторное использование созданныхпрограммных модулей.
Язык Smalltalk — один из наиболееразвитых и мощных объектно-ориентированных языков программирования. В немприсутствуют все основные признаки объектно-ориентированного языка, в том численаследование, полиморфизм и инкапсуляция данных.
Дельфи (Delphi) разработанфирмой Borland на базе языка Турбо-Паскаль. Чаще всегоэтот язык программирования используется для работы с базами данных потехнологии клиент-сервер. Основной упор в Дельфи делается на максимальномповторном использовании имеющихся программ. Это позволяет разработчикам строитьприложения из уже существующих объектов, а также дает им возможность создаватьсвои собственные объекты.
Первая версия Visual Basic появилась в 1991 г.Он близок к объектно-ориентированным языкам, но по-прежнему остаетсяпроцедурным языком.
Этот язык широко распространен, он интегрирован в пакеты Microsoft Office:СУБД MS Access,электронные таблицы MS Excel, текстовый редактор MS Word.
Язык гипертекстовой разметки HTML(HyperText Markup Language) был предложен ТимомБернерсом-Ли в 1989 г. в качестве основного компонента технологиираспределенной гипертекстовой системы World Wide Web (WWW).
Результирующий документ, составленный на языке HTML, кроме текста может содержать иллюстрации, аудио — ивидеофрагменты. В основу гипертекстовой разметки положена теговая модельописания документа.
Теги (иногда таги или тэги) — это скобки, между которымизаписаны команды, указывающие, как отображать данный фрагмент текста Web-страницы.
Язык DHTML (Dynamic Hyper Text Markup Language) является расширением,развитием языка HTML. Он позволяет создаватьдинамические, движущиеся объекты, подсвечивающиеся кнопки, бегущие строки и др.
Для придания Web-страницаминтерактивности используется язык PERL. Языкявляется интерпретируемым. Он создан программистом Лари Уоллом (Larry Wall) дляобработки текстов и файлов. PERL расшифровывается как Practical E xtraction and Report Language (язык для практическогоизвлечения данных и составления отчетов).
С помощью PERL Web-дизайнеры реализуют интерактивные средства Интернета: гостевыекниги, чаты, поисковые системы, доски объявлений, службы рас-сылок виртуальныхоткрыток и др. Пользователь имеет возможность заполнить соответствующие формына Web-странице, и введенная информация будетобработана с помощью программ, написанных на языке PERL.
Язык моделирования виртуальной реальности Virtual Reality Modelling Language (VRML) предназначен дляописания сред, имитирующих трехмерное пространство. Он является расширениемгипертекстового языка разметки HTML, используемого дляописания плоских изображений.
Данный язык не только позволяет создать трехмерную среду, нои указать места расположения источников освещения и точек обзора. Более того, VRML позволяет пользователю перемещаться в созданнойвиртуальной реальности.
Чаще всего язык VRML применяется в архитектуредля моделирования и проектирования зданий и помещений, в торговле — для выборавариантов удобной компоновки мебели и оборудования, в химии — для визуализациимолекул в процессе синтеза.
Язык Java (произносится джаваили ява) предназначен для составления программ (приложений), которые работают всетях. Программы, написанные на языке Java, частоиспользуются для создания динамической рекламы в глобальной сети (анимация,телетайпные ленты, мерцающие надписи). Java-приложения«оживляют» статические картинки Web-страниц итем самым привлекают внимание пользователей.
Язык Java являетсяобъектно-ориентированным языком. Java позволяетразрабатывать и настраивать приложения (синоним слова «программы»). Вто же время Java во многом сохраняет синтаксис и стильпрограммирования языков С и C++.
Достоинством языка является то, что он независим отконкретной архитектуры ЭВМ, и Java-приложения могутработать на различных типах ЭВМ (на различных процессорах), под управлениемразличных операционных систем: Windows, UNIX, Macintosh и др. Такое свойствоособенно привлекательно при работе в глобальной сети, состоящей из множестваЭВМ, реализованных на различных платформах.
Язык поддерживает технологию клиент-сервер. С помощью языка Java сложные приложения разбиваются на небольшие модули,которые называются компонентами (приложениями) или апплетами (applets).Компоненты располагаются на сервере и при работе передаются по сети на ЭВМклиента (пользователя), где и исполняются.
При работе интерпретатора языка Javaисходные тексты транслируются (преобразуются) в псевдокод виртуальной Java-машины. Заметим, что виртуальная Java-машинафактически не существует в виде реальных микросхем и других устройств, апредставляет собой программный эмулятор (имитатор), выполненный на имеющейся упользователя аппаратной платформе. Псевдокод чаще всего называют байт-кодом.
Программный эмулятор виртуальной Java-машинывключен в состав распространенных программ-исследователей глобальных сетей (браузеров),таких как Microsoft Internet Explorerи Netscape Navigator.
Корпорации SUN Microsystems и Netscape Communications создали языкJavaScript. JavaScript относится к языкам сценариев, которые позволяют«склеивать» готовые компоненты (вызывать подпрограммы при совершениикаких-то событий). JavaScript — не единственный языкуправления сценариями просмотра документов. Язык VBScript,созданный на основе языка Visual Basic, используется для решения таких же задач.
Управлять сценарием просмотра (т.е. последовательностьюпросмотра) можно и с помощью Java-апплетов. Активныеобъекты Java выполняются виртуальной машиной Java, которая не позволяет загруженному байт-коду получитьдоступ к другим частям компьютера.
В технологии ActiveX применяетсяиной подход. Элементы управления ActiveX могутнепосредственно обращаться к жесткому диску и другим устройствам, чтотеоретически дает возможность создать элемент управления, который опасен дляданного компьютера (например, можно тайно собирать и передавать информацию обиспользуемом программном обеспечении).
Языки программирования (ЯП) по своим возможностям и временисоздания принято делить на несколько поколений (Generation Language GL). Каждое из последующих поколений по своей функциональноймощности качественно отличается от предыдущего. К сегодняшнему дню насчитываетсяпять поколений языков программирования.
3. Понятие и основные виды компьютерныхпреступлений
Компьютерное преступление — это действие, совершаемое сцелью нанесения морального или материального ущерба гражданам или организациямс использованием компьютерных технологий и противоречащие действующемузаконодательству.
Как видно из определения, это понятие родилось только споявлением в действующем уголовном законодательстве РФ соответствующих статей,предусматривающих ответственность граждан за совершенные деяния в сфереинформатизации.
Различаются, как правило, следующие виды компьютерныхпреступлений:
1) Хакинг (часто с последующим «дефейсом» (от англ.deface — повреждать, искажать) — изменением содержания сайта, в частности, главнойстраницы). Хакинг ясно и чётко преследуется статьёй 272 «Неправомерныйдоступ к компьютерной информации, если это деяние повлекло уничтожение,блокирование, модификацию либо копирование информации, нарушение работы ЭВМ,системы ЭВМ или их сети». Неопределённости с наказанием здесь нет.
2) Кардинг — похищение реквизитов, идентифицирующихпользователей в сети Интернет как владельцев банковских кредитных карт, с ихвозможным последующим использованием для совершения незаконных финансовыхопераций (покупка товаров либо отмывание денег).
3) Крекинг — снятие защиты с программного обеспечения дляпоследующего бесплатного использования (защита обычно устанавливается на такназываемые «shareware/demo/trial» — продукты). Сюда же можно отнестипиратское распространение законно купленных копий программного обеспечения. Крекингкарается статьей 146 «Нарушение авторских и смежных прав (незаконноеиспользование объектов авторского права или смежных прав, а равно присвоениеавторства, если эти деяния причинили крупный ущерб)» и статьей 273 «Созданиепрограмм для ЭВМ или внесение изменений в существующие программы, заведомоприводящих к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либокопированию информации, нарушению работы ЭВМ, системы ЭВМ или их сети, а равноиспользование либо распространение таких программ или машинных носителей стакими программами».
4) Незаконное получение и использование чужих учетных данныхдля пользования сетью Интернет. То есть деятельность энергичных молодых людей,которые завладели логином и паролем другого человека или организации, караетсястатьёй 165 «Причинение имущественного ущерба путем обмана илизлоупотребления доверием».
5) Нюкинг, или d. o. s. — атаки (Denial of Service) — действия,вызывающие «отказ в обслуживании» (d. o. s) удаленным компьютером,подключенным к сети. То есть деятельность, направленная на стимулированиемассового зависания компьютеров. Эта группа тесно связана с первой, посколькуодним из методов взлома интернет-сайтов является d. o. s. — атака с последующимзапуском программного кода на удаленном сетевом компьютере с правамиадминистратора. Это, наверное, наиболее вредоносное преступление, и наказаниеза него предусмотрено тремя статьями: статья 272 «Неправомерный доступ ккомпьютерной информации», статья 273 «Создание и распространениевредоносных программ для ЭВМ», статья 274 «Нарушение правилэксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети лицом, имеющим доступ к ЭВМ, системеЭВМ или их сети, повлекшее уничтожение, блокирование или модификацию охраняемойзаконом информации ЭВМ, если это деяние причинило существенный вред».
6) Спаминг — массовая несанкционированная рассылкаэлектронных сообщений рекламного или иного характера. Со спамом сталкивалсяпочти каждый пользователь Интернета. Американская статистика говорит о том, впрошлом году спамерами был нанесён ущерб: американским организациям — 9миллиардов долларов, европейским — 2,5 миллиарда. Примечательно, что дотошныеамериканцы высчитали эти цифры на основе оценок уменьшения производительноститруда за счёт того, что в среднем каждый работник тратит 4,5 секунды наудаление письма. В Соединенных Штатах, Англии и в континентальных европейскихстранах уже давно борются со спамерами путём применения уголовной илиадминистративной ответственности. В США совсем недавно принят специальный законо борьбе со спамом. Однако даже уголовное наказание в виде лишения свободы илиадминистративная ответственность в виде штрафа в пять тысяч фунтов (в Англии) никоимобразом не снижает количество рассылаемых писем. Российский законодатель упорномолчит. По нашему уголовному законодательству можно привлечь за спаминг тольков том случае, если кто-либо вышлет столько писем, что их количество приведёт котключению почтового ящика (статья 274).
7) Чтение чужих электронных сообщений. С этим преступлениемможно бороться несколькими способами. В зависимости от ситуации,злоумышленников можно наказывать в соответствии со статьёй 137 «Нарушениенеприкосновенности частной жизни», статьёй 138 «Нарушение тайныпереписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных или иных сообщений»,статьёй 183 «Незаконные получение и разглашение сведений банковской тайны»и статьёй 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации». Основойявляется нарушение тайны переписки. Эта тайна, кстати, предусмотрена вКонституции.
8) другие различные виды компьютерных злоупотреблений,которые не относятся к ранее перечисленным, например, случаи кражи данных,саботаж в вычислительных центрах и т.д.
Литература
1. Алексеев А. Информатика 2003. — М.: СОЛОН-Пресс, 2003. — 464 с.
2. Велихов А.В. Основы информатики и компьютерной техники. — М.: Солон-Пресс,2003. -544 с.
3. Дрешер Ю. Организация информационного производства. — М.: ФАИР-ПРЕСС,2005. — 248 с.
4. Информатика / Под ред. А.Л. Курносова. — М.: Колос, 2005. — 275 с.
5. Макарова Н.В. Информатика. Учебник. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 768 с.
6. Максимов Н.В. Технические средства информатизации: Учебник. — М.: ИНФРА-М,2005. — 576 с.