Кафедра
Электронно-вычислительной аппаратуры
Отчёт по лабораторной работе №1/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>Реализация БД визуальными средствами СУБД Access 2003
По дисциплине
Базы данных
Москва 2009 г.
Оглавление/>
Задание
Введение
Отличительныевозможности MS Access 2003
Работа с таблицами
Созданиетаблиц
Редактированиетаблиц
Создание запросов
Создание форм
Создание отчётов
Скрытыеобъекты в окне баз данных
Защитана уровне пользователей
Защита базы данных с помощью пароля
Задание
Нижеприведены основные этапы проектирования базы данных:
1.Определение цели создания базы данных.
2.Определение таблиц, которые должна содержать база данных.
3.Определение необходимых в таблице полей.
4.Задание индивидуального значения каждому полю.
5.Определение связей между таблицами.
Предметнаяобласть: База данных пользователей домашней локальной сети и Интернет. Даннаябаза данных содержит в себе три сущности: «Пользователь», «Тариф» и«Зачисление». В сущность «Пользователь» включены следующие поля: «№ договора»,«ФИО», «Адрес», «Телефон», «Имя компьютера», «Ник», «IP-адрес», «MAC-адрес»,«Статус», «Тариф», «Баланс», «Дата подключения», «Особые отметки». Сущность«Тариф» содержит в себе два поля: «Название тарифа», «Стоимость». Сущность«Зачисление» включает себя поля «№ зачисления», «№ договора», «ФИО», «Тариф»,«Сумма», «Дата», «Особые отметки».
Инфологическаямодель:
Зачисление Пользователь Тариф
Зачисление(№зачисления)
Пользователь(№договора пользователя)
Тариф(Имятарифа)
Датологическаямодель:
/>
Зачисление(Номерзачисления, № договора,…)
Пользователь(№договора, Имя тарифа,…)
Тариф(Имятарифа,…)/>
Введение
Access— это, прежде всего, система управления базами данных (СУБД). Предназначена онадля хранения и поиска данных, представления информации в удобном виде иавтоматизации часто повторяющихся операций (таких, как ведение счетов, учет,планирование и т.п.). С помощью Access можно разрабатывать простые и удобныеформы ввода данных, а также осуществлять обработку данных и выдачу сложныхотчетов.
Отличительные возможности MS Access 2003
Сводныетаблицы и сводные диаграммы
ВAccess 2003 имеется возможность открывать таблицы, запросы, представления,сохраненные процедуры, функции и формы в режимах сводной таблицы и своднойдиаграммы. Теперь анализировать данные и создавать сложные сводные таблицы исводные диаграммы можно гораздо проще. Существует возможность сохранятьпредставления в режимах сводной таблицы и сводной диаграммы в качестве страницдоступа к данным, которые затем может просмотреть любой
Поддержкаязыка XML
ЯзыкXML (Extensible Markup Language) является не только стандартной технологиейпередачи данных в Интернете; он быстро превращается в предпочтительнуютехнологию обмена данными между деловыми приложениями. Access 2003предоставляет мощные, интуитивные способы совместного использования данных XML,независимо от платформы, формата данных, протокола, схемы и бизнес-правил. Спомощью знакомого пользователю интерфейса Access можно легко создавать данные иструктуры документов XML, используя структуры и данные Jet или SQL Server.Кроме того, в формах, отчетах и на страницах доступа к данным можно использоватьданные XML из других приложений.
Крометого, Access предоставляет методы удобного управления данными за счет упрощениясоздания и применения схем и таблиц стилей. Access позволяет легко описывать идоставлять сложные, структурированные данные в или из любого приложениястандартным, совместимым способом. Например, с помощью Access можно создатьсхему, которая описывает структуру данных, и отправить ее поставщикам, чтобыони точно знали, каким образом данные должны выводится в их счетах.
Дополнительноеобращение
Существуетвозможность работать с файлами Access 2000 и изменять их в Access 2003 безпреобразования формата файла. Это упростило совместную работу пользователейAccess с файлами баз данных различных версий.
Множественныеоперации отмены и восстановления
Теперьможно отменять или восстанавливать несколько действий, выполненных в режимеконструктора, для всех объектов базы данных Access и для представлений,сохраненных процедур и функций проекта Access.
Пакетныеобновления в проектах Access с помощью Microsoft SQL Server
Вседанные, вводимые в проекте Access 2003, можно помещать в пакет, которыйотправляется на сервер при перемещении с записи, закрытии формы или выборекоманды. Кроме того, можно создать кнопку в форме, которая позволяет сохранятьвсе записи или отменять все изменения в записях программно.
Обновляемыеавтономные страницы доступа к данным
Впроекте Access имеется возможность сделать страницы доступа к данным доступнымив автономном режиме, внести в них изменения на переносном компьютере иавтоматически синхронизировать эти страницы при подключении к серверу SQL.
Ведениежурнала ошибок преобразования
Еслипри преобразовании из Access 95 или более поздней версии возникли ошибки, то вAccess 2003 создается таблица, содержащая сведения по каждой ошибке, чтозначительно упрощает процедуру поиска и устранения неполадок.
Открытиеподчиненных форм/отчетов в отдельном окне режима конструктора
Имеетсявозможность открывать подчиненные формы или отчеты в отдельном окне режимаконструктора непосредственно из формы или отчета либо с помощью меню Вид. Крометого, за счет усовершенствования прокрутки упростилась работа с подчиненнымиформами и отчетами.
Защитапроекта Access с помощью пароля
Теперьимеется возможность непосредственно из меню Access 2003 изменить пароль,установленный в проекте Access, подключенном к базе данных Microsoft SQL Server6.5 или более поздней версии.
Мастерсвязанных таблиц
Впроекте Access инструкции мастера связанных таблиц помогают связать таблицы сбазой данных Microsoft SQL Server./>
/>/>/>/>/>/>
Работас таблицами
Создание таблиц
Таблица- это набор записей (строк таблицы), состоящих из отдельных полей (колоноктаблицы), в которых хранится информация и составляющая, собственно, содержаниебазы данных. Именно с создания первой таблицы начинается построение всей базыданных.
Длясоздания таблицы на вкладке «Таблицы» надо выбрать пункт «Создание таблицы врежиме конструктора» и нажать на него дважды.
/>
Появитсяокно для ввода названий столбцов таблицы, а так же их типов данных. Длясоздания нового поля таблицы, в верхней части окна таблицы следует ввести имяполя и определить его тип. Тип может быть числовой, текстовый, дата/время ит.д. Если установить тип поля как числовой и попытаться ввести в него текст, Access выдаст предупреждение оневозможности операции и попросит ввести число. Выбор соответствующего типаданных обеспечивает ввод данных в правильной форме для исключения ошибок,случайно неверно введенных данных, сортировки, вычислений и других операций,т.е. тип данных определяет, какого вида данные допускается вводить в поле.Также при создании таблицы необходимо установить ключевое поле (ключевойатрибут[1]). Чтобы указать ключевое поленеобходимо выбрать мышью нужное поле, т.е. поле, которое должно быть ключевым,щелкнуть на нем один раз правой кнопкой и выбрать строку «Ключевое поле». Еслине ввести ключевое поле, программа сама попросит ввести его при сохранениитаблицы. Для завершения создания таблицы просто закрываем ее, и, если всеправильно, вводим название. После этого таблица создана и сохранена.
/>/>
Чтобыввести данные в созданную таблицу надо опять перейти на вкладку «Таблицы» нашейбазы данных, встать курсором на нужной нам таблице и дважды на неё нажать.
/>
/>
Редактированиетаблиц
Нажавна вкладку «таблицы» можно добавить, отредактировать, удалить, посмотретьсодержимое таблиц. Также можно напечатать табличные данные, проверитьорфографию, отфильтровать и отсортировать записи, изменить внешний вид таблицыили изменить структуру таблицы, добавить или удалить столбцы.
Чтобыпереименовать поле, нужно встать курсором на нужной нам таблице, а затем вверхней панели базы данных выбрать «Конструктор» после чего изменить его имя встолбце «Имя поля». Также можно изменить и тип данных для любого поля.
/>
Создание запросов
Длядоступа к данным есть гибкое и удобное средство — запросы. Для одной и той жетаблицы можно создать множество разных запросов, каждый из которых сможетизвлекать из таблицы лишь малую часть информации, но именно ту часть, которая вданный момент необходима. В результате работы запроса из общей исходной базыформируется результирующая таблица, содержащая часть общей информации, соответствующуюзапросу. С помощью запросов можно просматривать, анализировать и изменять данные из нескольких таблиц. Они также используются в качестве источника данныхдля форм и отчётов.
Длясоздания запроса необходимо выбрать вкладку «Запросы». Из появившегося менювыбираем пункт «Создание запроса с помощью конструктора» и нажимаем на негодважды. Access предложит выбрать таблицы, которыенужны для запроса. Нажимаем на название таблицы, потом на кнопку «Добавить».Когда все необходимые таблицы добавлены, закрываем это окно.
/>
Следующимшагом будет установление связей между таблицами. Для этого надо щелкнуть мышьюна ключевом поле одной таблицы и перетащить его в другую таблицу на то поле,которое совпадает с ключевым полем первой таблицы.
Когдасвязи установлены, надо формировать внешний вид таблицы, в которую будетвыводиться результат выполнения запроса, для этого в графе «Имя таблицы»выбирается некоторая таблица, а в графе поле необходимое поле этой таблицы.Кстати, можно просто «перетаскивать» названия полей из таблицы прямо в форму.Можно также ввести условия отбора в том поле, в котором это необходимо, тогдазапрос будет выполнен исходя из этих условий. Например, в качестве условияможно поставить
Когдапользователь создает запрос в режиме конструктора запроса, Access автоматическисоздает эквивалентную инструкцию SQL. Фактически, для большинства свойствзапроса, доступных в окне свойств в режиме конструктора, имеются эквивалентныепредложения или параметры языка SQL, доступные в режиме SQL. При необходимости,пользователь имеет возможность просматривать и редактировать инструкции SQL врежиме SQL. После внесения изменений в запрос в режиме SQL его вид в режимеконструктора может измениться.
Примеры:
1. Выборка сиспользованием «between»
/>
/>
Результат
/>
2. Выборка сиспользованием «Like»
/>
/>
Результат
/>
3.Выборка из таблиц «Зачисление» и «Пользователь» с использованием условий «
/>
/>
Результат
/>
3. Выборка сиспользованием between, like и
/>
/>
Результат
/>
Созданиеформ
Формыявляются типом объектов базы данных, который обычно используется дляотображения данных в базе данных. Форму можно также использовать как кнопочнуюформу, открывающую другие формы или отчеты базы данных, а также какпользовательское диалоговое окно для ввода данных и выполнения действий,определяемых введенными данными.
Навкладке «Формы» выбрав «Создание формы с помощью мастера». Access запустит мастера, который задастнесколько вопросов и в результате создаст необходимую форму. Мы создали форму,используя данные из таблицы Пользователь, затем, нажав кнопку «Далее», перешлив меню «выбора представления данных» и выбрали подчинённую форму, где значениятаблицы «Пользователь» были главными. В следующем меню выбрали вид подчинённойформы как ленточный.
Изменитьсозданную форму можно в режиме конструктора. Мы усовершенствовали нашу таблицузаменив поле «Тариф» с «обычного» на «поле со списком» это дало нам возможностьудобно адресоваться к данным (что предполагалось в предметной области). Длясоздания поля со списком необходимо выбрать данный инструмент и указать место вкотором будет располагаться наше поле, затем Access выведет запрос в котором необходимо указать – «Поискзапроса в форме на основе значения, которое содержит поле со списком» затемнажать «Далее», и выбрать нужное нам поле.
Эффективностьформы повышается посредством добавления в нее разделов. Формы могут содержатьследующие разделы: заголовок, верхний колонтитул, область данных, нижнийколонтитул и примечание.
Заголовокформы может содержать название формы, инструкции по ее использованию, а такжекнопки, предназначенные для открытия подчиненных форм и выполнения другихзадач. В режиме формы заголовок отображается в верхней части экрана, а припечати — в верхней части первой страницы.
Верхнийколонтитул может содержать заголовок формы, графические объекты, заголовкистолбцов и любые другие сведения, которые должны изображаться в верхней частикаждой страницы. Верхние колонтитулы используются только при печати формы.
Областьданных содержит записи. На экране одновременно их может располагаться от однойдо нескольких, помещающихся в нем.
Примечаниеформы может содержать кнопки и инструкции по использованию формы. В режимеформы примечание отображается в нижней части экрана, а при печати — напоследней странице после области данных.
Такжеудобства работы с формой для ввода значений можно использовать поле сосписком. Тогда пользователю не надо будет вводить значение поля, он будетвыбирать из предложенных.
Создание отчётов
Отчетявляется эффективным средством представления данных в печатном формате.Пользователь имеет возможность разработать отчет самостоятельно или создатьотчет с помощью мастера. Мастер по разработке отчетов Access выполняет всюрутинную работу и позволяет быстро разработать отчет. После вызова мастеравыводятся диалоговые окна с приглашением ввести необходимые данные, и отчетсоздается на основании ответов пользователя.
Длясоздания отчета надо выбрать вкладку «Отчеты», в появившемся меню выбрать«Создание отчета с помощью мастера». Access запустит мастера, который задаст несколько вопросов и в результатесоздаст отчет. Сначала надо будет выбрать таблицы и поля, которые будут вотчете и нажать «Далее». Потом выбирать нужные варианты и нажимать «Далее». Вконце сбора сведений о запросе появится кнопка «Готово». После нажатия на нееотчет будет создан.
Скрытыеобъекты в окне баз данных
Вокне базы данных выберите объект, который требуется сделать скрытым.
Нажмитекнопку Свойства на панели иструментов.
Установитефлажок Скрытый и нажмите кнопку ОК.
Примечание.Для того чтобы показатьвсе скрытые объекты, выберите в меню Сервис команду Параметры, выберите вкладкуВид, а затем установите флажок Скрытые объекты. Значки скрытых объектов будутотображены как неконтрастные. />
/>
Защитана уровне пользователей
Наиболеегибкий и распространенный способ защиты базы данных называется защитой науровне пользователей. Этот способ защиты подобен способам, используемым вбольшинстве сетевых систем. От пользователей требуется идентифицировать себя иввести пароль, когда они запускают Access. Внутри файла рабочей группы они идентифицируются как члены группы. Access по умолчанию создает две группы:администраторы (группа «Admins»)и пользователи (группа «Users»),Допускается также определение других групп. Группам и пользователямпредоставляются разрешения на доступ, определяющие возможность их доступа ккаждому объекту базы данных. Например, члены группы «Users» могут иметь разрешения на просмотр, ввод или изменениеданных в таблице «Пользователь», но им не будет разрешено изменять структуруэтой таблицы. Группа «Users»может быть допущена только к просмотру данных в таблице «Тариф». Члены группы «Admins» имеют все разрешения на доступ ковсем объектам базы данных. Имеется возможность установить более разветвленнуюструктуру управления, создавая собственные учетные записи групп, предоставляяэтим группам соответствующие разрешения и добавляя в них пользователей.
Следуетотметить три главных преимущества защиты на уровне пользователей:
1.Защищаетсяваша программа как интеллектуальная собственность.
2.Приложениезащищается от повреждения из-за неумышленного изменения пользователями программили объектов, от которых зависит работа приложения.
3.Защищаютсяконфиденциальные сведения в базе данных.
/>/>
Защитабазы данных с помощью пароля
Частичнуюзащиту базы данных обеспечивает добавление пароля, ограничивающегопользователей, которые могут открывать базу данных. Access хранит пароль базыданных в незашифрованном виде. Нельзя установить пароль базы данных, если длябазы данных была определена защита на уровне пользователей, а у вас нетразрешений администратора для базы данных. Кроме того, пароль базы данныхопределяется дополнительно к защите на уровне пользователей. Если былаопределена защита на уровне пользователей, то любые ограничения, основанные наразрешениях на доступ на уровне пользователей, остаются в силе.
1.Закройте базу данных. Если база данных открыта для общего доступа в сети,убедитесь, что все остальные пользователи закрыли ее.
2.Сделайте резервную копию базы данных и сохраните ее в надежном месте.
3.Выберите в меню Файл команду Открыть. Щелкните стрелку справа от кнопки Открыть,выберите вариант Монопольно и откройте базу данных.
4.В меню Сервис выберите команду Зашита и подкоманду Задать пароль базы данных.
5.Введите пароль в поле Пароль. Пароль водится с учетом регистра.
6.Подтвердите ваш пароль, повторно введя его в поле Подтверждение, а затемнажмите кнопку ОК.
Парольбудет установлен. При следующем открытии базы данных вами или любым другимпользователем будет выводиться диалоговое окно, в которое следует ввестипароль.