Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Разработка теста по оценке качества обучения с использованием инструментальных программных средств

Лабораторнаяработа №3
 
Тема: Разработка теста позаданной теме школьного курса с использованием инструментальных программныхсредств.
Цель: Научиться использоватьинструментальные программные средства для создания компьютерных тестов.
Задачи:
1. изучить технологию создания компьютерного теста;
2. изучить основные принципы организациикомпьютерного тестирования средствами офисных технологий;
3. изучить основные принципы работы с тестовымиоболочками;
4. разработать компьютерный тест по составленномутематическому тесту.
 
Задание 1. Изучить теоретическиеосновы организации компьютерного тестирования.
Задание 2.Освоитьосновные принципы создания компьютерных тестов средствами текстового процессораMS Word.
Задание 3.Освоитьосновные принципы создания компьютерных тестов с помощью электронных таблиц MS Excel.
Задание 4.Освоитьосновные принципы создания компьютерных тестов с помощью презентаций MS PowerPoint.
Задание 5.Освоитьосновные принципы работы с инструментальной тестовой оболочкой «Быстроеобучение 99».
 
Теоретическиеположения
Обучение – многогранный процесс и контроль знаний – лишь одна изего сторон. Однако именно в ней компьютерные технологии продвинулисьмаксимально далеко и среди них тестирование занимает ведущую роль. В ряде странтестирование потеснило традиционные формы контроля – устные и письменныеэкзамены и собеседования.
Тестирование с помощью различных программ является одной из ветвейинформатизации образования и реализует задачу автоматизации контроля усвоенияучебного материала.
Широкоераспространение в настоящее время получают инструментальные авторские системыпо созданию педагогических средств, обучающих программ, электронных учебников,компьютерных тестов. Особую актуальность для преподавателей школ и вузовприобретают программы для создания компьютерных тестов – тестовые оболочки.Подобных программных средств существует множество.
Общиетребования, предъявляемые к заданиям в тестовой форме:
- логическаяформа высказывания;
- правильностьформы;
- краткость;
- наличиеопределенного места для ответов;
- правильностьрасположения элементов задания;
- одинаковостьправил оценки ответов;
- одинаковостьинструкции для всех испытуемых;
- адекватностьинструкции форме и содержанию задания.
Текст заданий и ответов компьютерныхтестов необходимо делать кратким и лаконичным. Краткость обеспечиваетсятщательным подбором слов, символов, графиков, позволяющих минимумом средствдобиваться максимума ясности смысла задания. Полностью должны исключатьсяповторы слов, малопонятные, редко употребляемые слова, а также неизвестныеучащимся символы, иностранные слова, затрудняющие восприятие смысла.
Одно изважных требований при тестировании – наличие заранее разработанных правилвыставления баллов. В общем случае применения тестов за правильный ответ вкаждом задании дается один балл, за неправильный – ноль. Сумм всех баллов,полученных студентом, дает число правильных ответов. Это число ассоциируется суровнем его знаний и с понятием «тестовый балл испытуемого». Но существуют идругие, более сложные схемы оценивания, например, рейтинговые.
Наиболеераспространены тесты с тремя и более вариантами ответов. При разработкетестовых заданий такого типа используются следующие принципы:
- принциппротивоположности;
В данной формезаданий существует возможность промежуточного состояния между «да» и «нет».Может быть несколько вариантов заданий:
1) Задания, вкоторых имеется только три возможных состояния;
Например:
ПЯТОЕСКЛОНЕНИЕ ВКЛЮЧАЕТ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ
1) мужского
2) женского
3) среднего рода
2) Задания, вкоторых ответы разделяются по правилам трехзначной логики;
Например:
НАПРАВЛЕНИЕСИЛЫ ЛОРЕНЦА ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПО ПРАВИЛУ
1) правойруки;
2) буравчика;
3) левойруки.
3) Задания, вкоторых вводится еще одна противоположность, которая усиливает содержаниезадания
Например:
УДЕЛЬНАЯЭЛЕКТРОПРОВОДНОСТЬ ЭЛЕКТРОЛИТА С УВЕЛИЧЕНИЕМ КОНЦЕНТРАЦИИ
1)увеличивается;
2)уменьшается;
3) сначалаувеличивается, затем уменьшается.
- принциподнородности;
Например:
ВРЕМЕНАГРУППЫ CONTINUOUS ОБОЗНАЧАЮТ
1) процесс;
2) результат;
3)завершенность.
СЛОВА,БЛИЗКИЕ ПО ЛЕКСИЧЕСКОМУ ЗНАЧЕНИЮ:
1) омонимы;
2) антонимы;
3) синонимы.
- принципсочетания (когда слова сочетаются по два или по три слова);
Например:
МОЩНОСТЬ, КАКРЕЗУЛЬТАТ СОВЕРШЕННОЙ МЕХАНИЧЕСКОЙ РАБОТЫ, ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ:
1) силой ивременем;
2) силой искоростью;
3) работой исилой.
Ф.ШОПЕНПИСАЛ:
1) этюды,ноктюрны, полонезы;
2) полонезы,оперы, симфонии;
3) симфонии,баллады, вальсы.
- принципкумуляции;
Например:
ВОФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ СОГЛАСУЮТСЯ В:
1) роде;
2) роде,числе;
3) роде,числе, падеже.
- принципградуирования(неправильные ответы являются неправильными в разной степени,поэтому им присваиваются баллы, соответственно, -1, 0, 1).
Например:
РАСТВОРИМОСТЬГАЗОВ ПРИ ПОВЫШЕНИИ ТЕМПЕРАТУРЫ
1)увеличивается;
2) остаетсябез изменений;
3)уменьшается.
МОМЕНТИНЕРЦИИ МОЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ ОТНОСИТЕЛЬНО
1) оси;
2) оси иплоскости;
3) оси,плоскости и точки.
- принципимпликации (задания строятся в соответствии с формой утверждения «Если… то…»,хороши для проверки знаний причинно-следственных связей)
Например:
ЕСЛИ ДЛИНУ ИПЛОЩАДЬ ПОПЕРЕЧНОГО СЕЧЕНИЯ УВЕЛИЧИТЬ В ДВА РАЗА, ТО СОПРОТИВЛЕНИЕ ПРОВОДА
1)увеличится;
2) останетсябез изменений;
3)уменьшится.
- принцип«сочетания принципов».
Например,«однородности» и «сочетания»:
КИНЕТИЧЕСКАЯЭНЕРГИЯ ТЕЛА ЗАВИСИТ ОТ:
1) массы;
2) скорости;
3) массы искорости.
ВТРЕУГОЛЬНИКЕ ВЫСОТА ЯВЛЯЕТСЯ МЕДИАНОЙ И БИССЕКТРИСОЙ:
1) верно;
2) толькоесли треугольник равнобедренный;
3) неверно.
 
Методическиерекомендации
Задание 2
Рассмотримвариант создания закрытого теста, при котором тестируемый должен выбратьправильные варианты ответов из предложенных вопросов с вариантами ответов.
Организациятестовой таблицы
1.Определение структуры таблицы.
- Выполнитекоманду Таблица®Вставить®Таблица или Таблица®Нарисовать таблицу. Минимальное количествостолбцов в таблице должно быть равно 4, максимальное – определяться числом вариантовответов (первый и последний столбцы неизменны). В первый столбец будут записаныпорядковые номера вопросов (его можно обозначить № п/п), а во второй –необходимо ввести текстовые содержания вопросов с вариантами ответов(наименование столбца – Вопрос и варианты ответа), в третий –тестируемый будет записывать номер правильного, по его мнению, варианта ответа,в четвертый (последний) столбец на этапе разработки теста учитель должен ввестисодержание правильного ответа. Содержимое четвертого столбца не должно бытьвидимым для обучаемого в процессе тестирования.
В однойстроке столбца Вопрос и варианты ответа может быть записан только одинвопрос с вариантами ответов. Варианты ответов целесообразно обозначить цифрами.Форматирование для данного столбца определяется составителем теста (размершрифта, стиль написания, выравнивание и т.д.).
- Формированиеполя ввода ответа обучаемого.
В каждойстроке столбца (или столбцов) ответа необходимо создавать поле для ввода данныхтестируемым. С этой целью выполните команду меню Вид®Панели инструментов®Формы. Далее установите курсорв точку вставки текстового поля. В окне панели инструментов Формыщелкните левой кнопкой мыши на пиктограмме Текстовое поле />.Введите значения свойств текстового поля, дважды щелкнув левой кнопкой мыши наотображаемом сером поле />. В появившемся диалоговомокне (рисунок 1) задайте свойства текстового поля (тип Обычный текст,максимальная длина – значение длины в символах (1, если тестируемому надозаписать одну цифру, 4 и более, если нужно будет вводить значение ответа какрезультат вычисления), но не более 32 767).
компьютерный текст технология оболочка
/>
Рисунок 1.Параметры текстового поля
Созданноеединожды текстовое поле можно копировать многократно с сохранением заданныхсвойств.
В каждойстроке столбца результатов должна быть записана логическая функция IF. Данная функция имеетследующий формат записи: ЕСЛИ (Значение Условие; ТО Результат 1;ИНАЧЕ Результат 2). Функцию целесообразно вводить с помощью команды меню Таблица®Формула, предварительноустановив курсор в точку вставки результата. Любая формула (в том числесодержащая функцию) начинается со знака «равно» (=), затем следует записать имяфункции, а в круглых скобках привести её аргументы. Например, формула =IF (f3=1; 1; 0) означает, чтоесли в ячейке с адресом f3 записана 1, то в столбце результат должен быть равен 1баллу, иначе – 0 баллов. В строке Результат используется функциясложения, а диапазон с первой по последнюю ячейку записывается через двоеточие(:); формат числа выбрать «целое» (рисунок 2).
/>
Рисунок 2.Запись формулы в таблице
Для включения /отключения режима отображения кодов можно использовать комбинацию клавиш Alt+F9.
/>

При желаниитаблицу можно усложнить, разбив столбец выбора правильного ответа на 4 столбцадля записи каждого из предлагаемых вариантов в отдельном столбце.Соответственно изменяться формулы в результирующем столбце.
- Далееследует принять меры предосторожности для защиты данных от случайного стирания,а также скрытия правильных ответов от тестируемого, т.е. необходимо сделатьневидимым содержимое последнего столбца для тестируемого и защитить тест отизменений. Для выполнения первой задачи (скрыть последний столбец) можноустановить белый (или серый) цвет шрифта и снять отображение границ в таблице.Для этого выделите последний столбец и снимите отображения всех границ, кромелевой; укажите белый (или серый) цвет шрифта.
Для удобствавосприятия теста, отделения одного вопроса от другого измените размер бумаги,установив его таким образом, чтобы на одном листе помещался только один вопросс вариантами ответа на него (размер рабочей области бумаги).
Далеенеобходимо составить методические рекомендации по выполнению теста, с которымитестируемый предварительно должен быть ознакомлен.
Убедившись,что тест имеет вид, удобный для восприятия тестируемым, установите защитуданных. Для этого в меню Сервис выберите команду Установить защиту ив окне Защита документа выберите радиокнопку Запрет на любыеизменения, кроме ввода данных в поля форм. При необходимости можно ввестипароль.
Данный тестне является универсальным, его содержимое не меняется методом случайной выборкии требует от составителя создания нескольких вариантов, но на начальном этапеосвоения тестового контроля знаний обеспечивает хорошие результаты.
- Заполненныйтест можно проверить непосредственно на машине тестируемого или предложитьсохранить тест по определенному адресу.
Для проверкирезультатов тестирования снимите защиту данных, выполнив команду меню Сервис®Снять защиту, и введите пароль;выделите последний (скрытый) столбец и нажмите кнопку F9 для обновлениярезультатов вычисления формул. Для того, чтобы просмотреть результат подсчета,измените цвет шрифта последнего столбца на более темный.
- Количествобаллов за правильный ответ: разделить сумму баллов на количество вопросов.
Задание 3.Подготовкатеста в MS EXCEL
1. Наберите вопросы иразместите варианты ответов:
/>
2.Оформите выбор: в ячейке C4 (напротив первого вопроса) выделите ячейку, нажмитеменю Данные®Проверка
/>
Из опций «Тип данных» нужно выбрать«список», после этого появится окно ввода «Источник». Нажать на кнопку />, после чеговыделить ячейки с ответами (в нашем случае это

/>
Теперь нажмите на кнопку /> и далее, на кнопку«ОК». Видно, что около ячейки C4 имеется кнопка для выбора. Нажав ее, получимварианты.
/>
 
3.Поместим в соседнюю ячейку (D4) функцию проверки.
/>
Смысл функции в следующем:
Если в тестируемой ячейке пусто, то вячейку, содержащую функцию, тоже поместить пусто (нет ответа – нет реакции).
Иначе, если там не пусто, то второйэтап. Если ответ совпадает с верным (в д. с. из ячейки G4), то поместить «да»,иначе «нет».
/>

В схеме знак вопроса показываетотношение к ячейке с выбором. Пусто ли, верно ли в ячейке C4. Значение среакцией будет находится в D4.
Аналогично постройте вопросы и ответы,копируя функцию и не забывая менять адрес ячейки с правильным ответом вфункции.
4.Чтобы посчитать число верных ответов, надо ввести функцию СЧЕТЕСЛИ:
=СЧЕТЕСЛИ (D4:D5; «да»)
Функция даст столько баллов, сколько разслово «да» встретилось в ячейках с D4 по D5, в конкретном случае ячеек можетбыть больше.
5.Такого рода тест можно расценить как тест с прямой оценкой, но произвольнымпорядком вопросов.
Роль такого теста скореезакрепляюще-тренирующая, нежели контролирующая. Однако придать тесту подобиестрогости можно. Для этого нужно:
- с помощью меню Формат лишить защиты те ячейки, в которыевносится ответ и реакция, а также подсчет баллов:

/>
выделить заголовки столбцов, в ячейкахкоторых имеются ответы и Формат®Скрыть их. Можно также скрытьформулы. Затем Сервис®Защититьлист. Окончательно, при сохранении файла можно задать пароль наизменения (нажав Сервис®Общие параметры).
Примечания.
1. Для большего разнообразия форм выбораответа можно воспользоваться Элементами Управления (форма).
В этом случае:
А) выводим панель Формы
/>
Б) Выбираем, например, элемент Список(выделенный на рисунке)
В) Щелкаем по нему правой кнопкой мыши ивыбираем Формат
Г) Заполняем поля:
/>
Диапазон должен быть вертикальнымсписком ответов.
В ячейку, с которой установлена связь,будет помещен номер выбранного ответа.
Можно разместить варианты ответов наотдельном листе. Ссылка на диапазон будет типа Лист2!$C$14:$D$16.
После этого с помощью меню
/>
скрыть лист с ответами (предварительнощелкнув по его ярлычку)
Наконец, финальная стадия – защитакниги. Это позволит запретить отображение листа.
2. О принятии решения ЕСЛИ в случаяхмногократной проверки.
Сопоставим таблице оценок нужнуюфункцию: балл отметка 0,1,2 плохо 3,4,5 нормально 6,7,8 здорово
/>
Вывод:
=ЕСЛИ (A1=»»; "»; ЕСЛИ (A1>=3; ЕСЛИ(A1>=6; «Здорово»; «Норма»); «Плохо»))
Задание 4
В случае с программой PowerPointтестирование реализуется без оценки в баллах. Подсчет потребует привлеченияпрограммирования.
1.Опишем схему теста:
/>
 
2. Изсхемы вытекает реализация: если у нас есть N вопросов, то необходимо создать вPowerpoint 3N+1 слайдов: 1 для вступления, по три слайда на каждый вопрос, имеяв виду два слайда с положительной и отрицательной реакциями.
Будем пользоваться гиперссылками дляреализации направленных связей, которые отмечены стрелками на рисунке.
3.Запустив PowerPoint, получим первый слайд.
Оформим его. Затем, щелкнув правойкнопкой мыши под эскизом первого слайда, добавим еще один (или Вставка®Слайд).
/>
 
4. Нановом слайде напишем первый вопрос и разместим варианты ответов.
/>
 
5.Поместим на словах Перейти к первому вопросу… гиперссылку на слайд №2 (спервым вопросом). Для этого перейдем на слайд №1, выделим соответствующуюнадпись, после чего:
а) либо выберем Вставка®Гиперссылка;
б) либо нажмем правую кнопку и выберем Гиперссылка
/>
в) либо нажмем на кнопку: />.
/>
После появления окна Добавлениегиперссылки необходимо выбрать местом в документ слева, а затемщелкнуть по названию слайда с первым вопросом.
Теперь, если мы в режимепросмотра слайдов наведем указатель на надпись, он примет вид ладони. Левыйщелчок приведет нас к первому вопросу.
Впрочем, щелчок по любому другому меступриведет к тому же.
Чтобы этого избежать (ведь тогда послепоявления слайда с положительной реакцией вместо следующего вопроса мы быувидели отрицательную реакцию), нужно запретить переход по щелчку. Для этого: выберемПоказ слайдов®Сменаслайдов, после чего в правой части окнапоявится соответствующая панель области задач.
Найдем и снимем (левым щелчком) флажок«по щелчку»:

/>/>
После чего нажмем «Применить ко всемслайдам».
6.Создадим два слайда с реакциями на первый ответ.
/>
 
7.Поместим гиперссылку на слайд с положительной реакцией – на правильный изответов, которые мы разместили под первым вопросом. Поместим гиперссылку наслайд с отрицательной реакцией – на оставшиеся (неверные) ответы.
8.Поместим на слайде с негативной реакцией на надпись «Еще раз» гиперссылку наслайд с первым вопросом.
9.Создадим слайд со вторым вопросом.
/>

10.Поместим гиперссылку на него на надпись «далее», которая находится на слайде сположительной реакцией.
11. Наэтом этапе остается продолжить описанный процесс до тех пор, пока не будутсозданы все 3N+1 слайдов.
Задание 5
В настоящеевремя существует множество тестовых оболочек, разработанных профессиональнымипрограммистами, для упрощения процедуры создания компьютерного теста.Рассмотрим простейшую тестовую оболочку.
Инструментальнаятестовая оболочка «Быстрое обучение 99»: универсальный Тестер 3.0 является приложениемк Редактору Тестов 2.0 и служит для проведения тестирования при помощи тестов,созданных в Редакторе Тестов.
УниверсальныйТестер 3.0 является отдельным, полностью функциональным приложением для ОСWindows 95/98/NT.
Итак, вУниверсальном Тестере Вы можете:
- открытьтест и начать тестирование;
- просмотретьжурнал последних тестирований;
- получитьподробные данные о тесте;
- обнаружитьошибки в тесте;
- создаватьколлекции тестов, что позволяет быстро выбрать тему теста, тест и запуститьего.
Основныепринципы работы с инструментальной тестовой оболочкой «Быстрое обучение 99»:
- Открытьфайл TSTEDIT.
- Вприветствии щелкнуть в окошко Создать новый тест→Ok.

/>
- Внимательноизучите панель инструментов Редактора тестов:
/>1 – Заголовок; 8 – Добавить вопрос; 2 – Строка команд; 9 – Удалить текущий вопрос; 3 – Открыть новый тест; 10 – Предыдущий вопрос; 4 – Открыть готовый сохраненный тест; 11 – Следующий вопрос; 5 – Печать; 12 – Результаты и сведения о тесте; 6 – Сохранить данный тест; 13 – Номер правильного ответа. 7 – Буфер обмена;
В самойнижней строке тестера Вы найдете сведения о том, сколько вопросов содержитданный тест, и на каком вопросе Вы находитесь в данный момент.
- В даннойтестовой оболочке создать тест по любой выбранной Вами теме изучаемого курса последующему алгоритму:
ü Открытьновый тест.
ü Заполнитьтест вопросами, содержащими несколько вариантов ответа. При этом не забывайте вкаждом вопросе указывать номер правильного ответа!
ü Щелкнутьна значок S и заполнить результаты и сведения о тесте.
ü Сохранитьтест.
- Послесоставления теста, оформите результаты и сведения о тесте, укажите критерииоценки.
/>
Послесоздания и редактирования теста, его нужно сохранить под уникальным именем вВашей папке.
- ОткрытьTester из папки Быстроеобучение и запустить в нем созданный Вами тест. Проверить его работу.
/>

ü Спомощью кнопки Параметры на панели инструментов Тестера,установите параметры прохождения Вашего теста (время, расстановку вопросов).
ü Спомощью кнопки Открыть, откройте сохраненный Вами тест.
ü Пройдитетест в роли ученика и выведите на экран результаты. Внимательно изучите окошкорезультатов теста!


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Применение модулей геофизических исследований скважин и методика обработки данных в процессе бурения
Реферат Факторы, влияющие на результаты полярографических измерений (максимумы первого и второго рода, восстановление кислородом). Усовершенствованные полярографические методы, амперометрическое титрование, инверсионная вольтамперометрия
Реферат Литография и контактная фотолитография. Позитивные и негативные фоторезисторы
Реферат Состояние экономики Бразилии на рубеже ХХ и XXI вв.
Реферат Семья и демографическая политика
Реферат Dark Matter Essay Research Paper There is
Реферат Микро макро и мега миры
Реферат История города Симбирск
Реферат Анализ договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домов с привлечением средств граждан
Реферат План расследования по уголовному делу
Реферат Святейший патриарх московский Алексий II принял участие в праздновании рождества христова на святой
Реферат Экспресс-анализ структур управления предприятием
Реферат Автоматизация анализа купонных облигаций
Реферат Наркотики и дети
Реферат «Загальні відомості про геоінформаційні технології та картографування»