/>РЕФЕРАТ
Пояснительная записка:
Данный программный продукт, выданный как тема для курсовогопроекта, представляет собой реализацию информационно-обучающей системыпредназначенной для ознакомления и обучения пользователей основных устройствперсонального компьютера… В программном продукте реализованы следующиевозможности:
предоставление справки о разработчике системы;
наглядное представление основных устройств персональногокомпьютера; справка об определенных устройствах персонального компьютера;
предоставление справки по работе с программой;
Эта программа удобна в использовании, так как имеет простойи интуитивно-понятный графический интерфейс.
Перспективами дальнейшей разработки программного продуктаявляются: оптимизация графических возможностей наглядного изображениеперсонального компьютера, увеличение объема информации о устройствах.
КОМПЬЮТЕР, СИСТЕМНЫЙ БЛОК, ЖЕСТКИЙ ДИСК, БЛОК ПИТАНИЯ, СЛОТЫПАМЯТИ, ВИДЕОКАРТА, ЗВУКОВАЯ КАРТА, СD-ROM, ПРОЦЕССОР, МАТЕРИНСКАЯ ПЛАТА.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ… 5
1.1. Цель разработки. 5
1.2. Функциональные требования. 5
1.3. Информационные потоки программы… 6
2. ОПИСАНИЕ И ОБОСНОВАНИЯ МЕТОДА РЕШЕНИЯ… 8
3. АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ… 9
3.1. Словесное описание алгоритма программы… 9
3.2.Алгоритм программы… 10
4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕРФЕЙСА… 14
4.1. Обоснования выбранного вида интерфейса. 14
4.2. Особенности организации выбранного графического режима. 15
5. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ… 16
5.1. Функционально-логическая схема. 16
5.2. Описание структур и форматов. 17
5.3. Основные процедуры… 17
5.4. Схема взаимодействия подпрограмм. 18
5.2. Порядок установки. 20
5.3. Запуск программного продукта. 20
6. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ… 21
ВЫВОДЫ… 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… 23
Приложение А… 24
Приложение Б. 26
Приложение В… 27
Приложение Г. 43
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день, разнообразные информационно-обучающиесистемы являются, наряду с компьютерными играми, пожалуй, одним из самыхпопулярных и востребованных видов программного обеспечения. Их назначение –помощь в процессе приобретения и накопления пользователем знаний и навыков вузких предметных областях. Спектр применения информационно-обучающих системдостаточно широк, и это обусловливает высокий потребительский спрос напрограммные продукты подобного типа, что в свою очередь способствуетдальнейшему их развитию, и появлению все новых и новых видов обучающих систем. Практическина каждом персональном компьютере можно встретить хотя бы одну такую программу.Их надежность и высокие показатели эффективности привели к тому, чтоинформационно-обучающие системы стали широко применяться во многих школах ивузах. А использование ими новейших достижений в области мультимедиа позволяетиспользовать такие системы даже в процессе так называемого дистанционногообучения.
Стоит отметить, что, некоторые обучающие системы позволяюттак же моделировать на экране ситуации, близкие к реальным. И это обусловливаетеще одну возможность применения информационно-обучающих систем, а именно, ихиспользование в качестве тренажеров – симуляторов при подготовке ипереподготовке специалистов самых различных уровней в самых различных областяхзнаний.
Лет пятнадцать назад, фантазия причислить компьютер к «бытовым»устройствам могла возникнуть лишь в очень умной – и слегка нездоровой голове. Всамом деле, серьезное вычислительное устройство, орудие для настоящихпрофессионалов, а не для «бытовых нужд» человечества. Но уходящаяистория взяла свое и уже в наше время персональный компьютер – это устройствоповседневной жизни. И я думаю, что с маленьких лет, человек должен пониматьвнутреннее содержимое компьютера, а не только быть лишь пользователем этогоудивительного устройства.
Данная информационно-справочная система позволяет эффективнохранить необходимую пользователю информацию и осуществлять быструю навигацию понакопленному в базе материалу.
Таким образом, простота обращения с информационно-обучающимисистемами, их доступность и понятность широкому кругу пользователей, полнота иструктурированность изложенной в них информации, возможность выбора наиболееподходящего для каждого конкретного пользователя метода обучения способствуютвсе большему и большему росту их популярности. Компьютер, снабженныйинформационно-обучающей системой становиться не просто машиной для проведениясложных расчетов, но и активным помощником в процессе приобретения и накопленияновых знаний.
1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ1.1. Цель разработки
Целью разработки данного программного продукта являетсясоздание узкоспециализированной информационно-обучающей системы предназначеннойдля ознакомления и обучения широкого круга пользователей, которых интересуетвнутреннее содержимое компьютера. 1.2. Функциональные требования
Поскольку основной задачей данного программного продуктаявляется обучение, то необходимой является его ориентация именно напользователей. Необходимо создать условия, при которых эффект от процессаобучения был бы максимальным. То есть необходимо создание простого, понятного,функционального и привлекательного пользовательского интерфейса, а так жеудобных инструментов, которые позволили бы использовать возможностиинформационно-обучающей системы в полной мере.
С этой точки зрения оптимальным является графическийинтерфейс. Он удобен и практичен в использовании, а так же являетсяинтуитивно-понятным, что в нашем случае является не менее важным.
Управление основными возможностями системы должно бытьорганизовано с посредством системы раскрывающихся меню, доступ к которым долженобеспечиваться непосредственным выбором.
Справочная система должна содержать информацию о способенавигации в системе, функциональных клавишах, информацию о разработчикепрограммного продукта и основных возможностях которыми располагает даннаясистема.
Система обучения должна обеспечивать простоту доступапользователя к необходимой ему информации, а это предоставляет простойграфический интерфейс, и кнопка выбора определенного пункта. 1.3. Информационные потоки программы/> />
Данный подраздел содержит схему информационных потоков, которые фигурируют впрограмме.
Рисунок 1.1. — Схема информационных потоков
Данная схема предоставляет основные информационные потокиданного программного продукта. Цилиндр показывает данные, хранящиеся на жесткомдиске компьютера. Прямоугольник изображает данные, которые выводятся на экран.
Стрелками указаны движение информации в блоках.
Программа.
— данные, хранящиеся на диске;
— данные, выводимые на экран;
Данный продукт разбит на пять блоков, за которыми закрепленаопределенная информация:
— за блоками экранного приветствия, изображения устройствкомпьютера, заставки закреплена определенная информация, выводимая на экранмонитора с помощью программного кода продукта;
-за блоками информационных материалов и руководствапользователя закреплена информация в виде файлов, которые находятся на жесткомдиске.
— за блоками информационных материалов и руководствапользователя закреплена информация в виде файлов, которые находятся на жесткомдиске.
2. ОПИСАНИЕ И ОБОСНОВАНИЯ МЕТОДА РЕШЕНИЯ
Главными задачами, поставленные перед программой были: созданиеинформационной базы материала, вывод из этой базы необходимого файла инаглядное предоставление пользователю внутреннего устройства компьютера. Программапредставляет из себя комплекс процедур и функций, предназначенных для решениявышеуказанных задач. При запуске программы, происходит начало диалогапользователя с программой, который реализован при помощи графическихпользовательских меню. Эти меню являются чем-то вроде посредника междупользователем и информационно-справочной системой. При необходимостипользователь может воспользоваться необходимым пунктом в меню и тем самымзапустить какой-то процесс.
Каждый пункт в меню реализован в виде отдельной процедурой. Этопозволяет легко ориентироваться в написанном коде и при надобности вноситьнеобходимые корректировки и изменения.
3. АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ3.1. Словесное описание алгоритма программы
Структура программы представляет собой комплекс процедур ифункций. Этот комплекс подпрограмм составляет общую функциональность всейпрограммы в целом.
После запуска программы на экране происходит очистка его, азатем, выполнение процедуры, которая отображает экранную заставку, содержащуюинформацию, которая содержит значение этого программного продукта. В случаенажатие кнопки продолжения пользователь автоматически переходит к главному меню.Затем выполняется другая процедура, которая выводит специально разработанныйинтерфейс программы, затем выполняется процедура, отвечающая за работу главногоменю. Далее выполняется процедура, которая отслеживает нажатие клавиш,предусмотренных в теле данной подпрограммы. При нажатии соответствующей клавишиэта процедура производит запуск соответствующей процедуры. Далее передвигаясьпо экранному меню, пользователь останавливается на определенном пункте, длякоторых заранее предусмотрены процедуры, отвечающие за каждый пункт. Экранноеменю, разработанное в графическом режиме, содержит пять пунктов: о программе,наглядное представление ПК, информационный материал, руководство пользователявыход.
В случае выбора процедуры «о программе» на экранвыводится графический интерфейс, предоставляющий пользователю информацию оразработчике.
В случае выбора пункта «наглядное представление ПК»на экран выводится графический пример изображения персонального компьютера.
В случае выбора пункта «информационный материал»пользователь получает доступ еще к одному меню, который содержит девять пунктов:системный блок, материнская плата, процессор, видеокарта, звуковая карта, блокпитания, слоты памяти, cd-rom,выход. Каждому пункту меню соответствует свой текстовый файл, хранящийся нажестком диске. Пункт «выход» завершает программу.
В случае выбора пункта «руководство пользователя»пользователь имеет право ознакомиться с программой в целом. Данный пунктсодержит специальный файл, который также хранится на жестком диске.
В случае выбора пункта «Выход» пользовательавтоматически завершает работу с программой.
Для вывода имеющегося материала в информационно-справочнойбазе запускается отдельная процедура, которая инициализирует и читает текстовыйфайл с информацией о имеющихся информационных файлах и путь к ним на диске. 3.2.Алгоритм программы
При создании данного программного продукта использовалсяпринцип нисходящего программирования, т.е. задача разбивалась на некоторыеподзадачи, каждая из которых в свою очередь снова детализировалась, пока недостигались, простые задачи. В первую очередь были выделены и решены следующиечетыре основные подзадачи:
— организация пользовательского интерфейса;
— организация изображения компьютера;
— организация меню информации устройств;
— организация изображения титульного листа.
Следует отметить, что система была реализована такимобразом, что в каждый конкретный момент времени ее состояние могло изменитьсятолько в результате некоторых действий пользователя. Поэтому система используеттолько так называемый последовательный процесс, при котором все действиявыполняются строго последовательно. На рисунке 2.1. представлен алгоритм работыосновной программы. Заметим, что структурной основной единицей процесса работыпрограммы является процесс обработки команды пользователя. Ему принадлежитосновной приоритет.
/>
/>/>/>/>Нет Да
4) Прорисовка рабочего меню />
/>
/>/>
8) Прорисовка титульного листа
/>
Рисунок 3.1. – Алгоритм работы программы
Рисунок 3.1. показывает алгоритм данного программногопродукта. Его действие обусловлено следующими шагами, которые с легкостьюуправляются пользователем:
На начальном этапе работы программы необходима ееинициализация;
2) После этого прорисовывается экранное приветствие, котороезадает пользователю вопрос о продолжении работы программы;
3) Происходит обработка команды пользователя. В случаеотказа работы и нажатия кнопки завершения, программа завершает свою работу;
4) В случае продолжения пользователь попадает на следующийуровень программы, которая прорисовывает рабочее меню, состоящее из пятипунктов, которым соответствует определенные процедуры. Двигаясь по менюпользователь делает выбор;
5) После этого происходит обработка команды пользователя,которое завершается или 6), или 8), или 9), или 14), или 12) уровнем;
6) Прорисовывает изображение компьютера. После нажатияуправляющей клавиши, 6) — ой уровень переходит в 7);
7) Уровень обработки команды пользователя, завершающийся или4) уровнем,
или 14);
8) Уровень прорисовки титульного листа, инцидентный 6) –переходит в 7) — ой;
9) Уровень прорисовки информации устройств, который спомощью управления пользователя переходит в 13) уровень;
10) Уровень обработки команды пользователя завершается или11), или 14) уровнем;
11) Уровень завершающий действия (закрывает файлы) ивозвращает на 7) уровень;
12) Уровень прорисовки руководства пользователя,завершающийся 10);
13) Уровень закрытия информационных файлов, в случае пунктавыхода уровень переходит на уровень 14), иначе возвращает значение на уровень 9).
3.3. Обоснования выбора языка программирования
Данный курсовой проект написан на языке Turbo Pascal версии 7.0
Конечно, стоит отдать должное Паскалю как языкупрограммирования за его наглядность при работе с такими общими для всех языковпрограммирования темами, как структуры данных, рекурсия, способы и механизмыпередачи параметров. А вот что главное в Паскале, так это его простота: именнопоэтому он в большинстве случаев используется как обучающий язык на начальномуровне подготовки будущих программистов. В нем доступна для понимания работа снеобходимыми процедурами и функциями, общей синтаксической конструкцией языка. Однако,Паскаль давно уже морально устарел и опытными программистами не можетприменяться, постольку существует ряд других, более гибких и практичных виспользовании языков.
4. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИНТЕРФЕЙСА4.1. Обоснования выбранного вида интерфейса
В данном программном продукте интерфейс — это работа сграфическим режимом. Он очень удобен в использовании, приятно восприимчив дляглаз. В нем сможет разобраться даже совершенно неопытный пользователь. В нижнейчасти экрана имеется строка подсказок, которые еще больше упрощают программудля пользователя. Поэтому я считаю, что выбранный мною вид интерфейса являетсяактуальным в плане информационно-справочном программном продукте.
/>
Рисунок 4.1-Схема организации интерфейса
4.2. Особенности организации выбранногографического режима
Данный интерфейс состоит из нескольких пунктов и единиц: основноеменю имеет вид централизованного списка, по которому легко передвигается строкавыбора, информационно-справочное меню имеет также централизованный списокпунктов, интерфейс наглядного представление персонального компьютераразрабатывался с учетом предоставлению пользователю зрительное представлениесистемного блока со всеми устройствами. В данной работе статусная строка имеетвид: утвердить, движение вверх, движение вниз, выход из программы или меню.
Рисунок 4.1. предоставляет схему организации данногоинтерфейса, который состоит из шести активных окон, легко вызывающиеся в любоймомент. Стрелками указано взаимодействие окон между собой, а также цикл выходаиз программы. Статусная строка поможет без труда передвигаться между окнами.
5. ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ5.1. Функционально-логическая схема
Данная схема предоставляет функционально-логическую схему.
/>
Рисунок 5.1-Функционально-логическая схема
Рисунок 5.1 представляет функционально-логическую схему,которая реализует логическую функциональность блоков программы. Каждый пунктпрограммы выполняет определенное действие, поэтому от каждого пункта изображеналиния, которая показывает действие выбранного пункта. 5.2. Описание структур и форматов
В данном разделе я опишу выходные данные и постараюсьразобрать их структуру5.1.1. Выходные данные
Выходными данными являются данные в памяти файлов, которыехранятся на жестком диске компьютера. Эти файлы используются для выводаинформации о выбранных устройствах персонального компьютера, а также для выводаинформации о руководстве пользователя. Они имеют расширение "*. txt". 5.3. Основные процедуры
Ниже перечислены процедуры, которые встречаются в программе.
Procedure init ();
Процедура для инициации графического режима
Procedure meinmenu (i: integer);
Процедура для реализации рабочего главного меню.
Procedure comp();
Процедура для прорисовки устройств персонального компьютера
Procedure titl();
Отображает титульный лист с информацией об авторе программы.
Procedure WorSpece();
Сначала очищает экран, затем прорисовывает разработанныйинтерфейс и создает окно для отображения файлов из информационно-справочнойбазы.
Procedure colo();
Процедура для вывода экрана приветствия
Procedure Read (name: string);
Процедура для инициализации файла.
Procedure proff (i: integer);
Инициализирует графический оконный интерфейс со спискомимеющегося материала для информационно-справочной базы, затем этот списокотображается в специальном окне, где предлагается выбрать или сменить читаемыйматериал.
Procedure fajl;
Передвижение по информационному графическому окну и выборопределенной информации для просмотра. 5.4. Схема взаимодействия подпрограмм
В данном разделе будет рассмотрено взаимодействие процедурпрограммы между собой
На рисунке 5.3 отображена схема связей между основнымифункциями программного продукта. Стрелка от одной функции к другой означает то,что первая функция вызывается второй в процессе работы программы.
Рисунок 5.3-Схема взаимодействия подпрограмм
КОМПЛЕКС ПОСТАВКИ И ПОРЯДОК УСТАНОВКИ
/>
В данном разделе будет рассмотрен комплекс поставки программного продукта, атакже порядок установки его.
5.1 Комплект поставки
Программный продукт поставляется на дискете 3,5". Вкорневом каталоге дискеты находится каталог Saniokkurs,содержащий следующие файлы:
komp. pas –главный исполняемый файл;
Egavga. bgi– драйвер видеоадаптера;
Keyrus. com– драйвер клавиатуры;
Также в папке Saniokkurs находитсяеще один каталог, содержащий файлы
help. txt –файл со справочными сведениями по работе с программой;
mat. txt –файл, содержащий информацию о материнской плате;
proc. txt –файл, содержащий информацию о процессоре;
video. txt –файл, содержащий информацию о видеокарте;
zvuk. txt –файл, содержащий информацию о звуковой карте;
blok. txt –файл, содержащий информацию о блоке питания;
slot. txt –файл, содержащий информацию о слотах памяти;
cd. txt –файл, содержащий информацию о CD-ROM;
gest. txt –файл, содержащий информацию о жестком диске; 5.2. Порядок установки
Процедура инсталляции состоит в следующем:
— средствами операционной системы создаётся каталог дляпрограммы (возможно также использование уже существующего каталога, но созданиедля программы отдельного каталога является предпочтительным);
— средствами операционной системы файлы, входящие в комплектпоставки, переносятся из каталога Saniokkurs дискеты в подготовленный каталог. 5.3. Запуск программного продукта
Для запуска программного продукта для начала необходимовыполнить файл Keyrus. com, апосле запустить файл komp. exe.В случае отсутствия некоторых файлов, система выдаст соответствующеепредупреждение, и если эти файлы были критически важными, прекратит работу.
6. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ
Данная программа обладает довольно качественным и понятныминтерфейсом. Пользователь без труда может сориентироваться при запускеприложения при помощи подсказок, находящихся в нижней части экрана. Также однимиз достоинств программы является то, что диалог пользователя с программойосуществляется при помощи понятных и довольно удобных диалоговых окон. Следуеттакже заметить то, что в целом, программа выполнена в классическом варианте дляприложений, разработанных для операционной MS-DOS. То есть, это удобная, не надоедливая цветовая гамма,которая не раздражает после долгой работы органы зрения пользователя.
В программе реализована удобная навигация по информационнойбазе, довольно понятное наглядное изображение устройств персональногокомпьютера, насыщенная информационная база.
ВЫВОДЫ
После завершения работы над программой, её можнопротестировать и выявить как достоинства, так и недостатки. Мною были выполненыпоставленные задачи, а именно:
— в программе был реализован удобный графическийпользовательский интерфейс
Также следует дополнительные достоинства: это возможностьпополнения базы новыми информационными материалами.
В будущем, возможна модернизация программы в следующихнаправлениях:
— сделать программу более удобной при чтении материала изинформационной базы;
— сделать программу под более современную операционнуюсистему;
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Программирование в среде Turbo Pascal 7.0», А.И. Марченко; 1998
2. Конспект лекций по предмету «ОП и АЯ»
3. Энциклопедия современного персонального компьютера Москва 2005г.
4. Ресурс в сети Интернет:
5. http: // garbo. umasa. fi/pc/turboobj. html
6. http: // garbo. umasa. fi/pc/turbopas. html
7. http: // infobase. hypermart. net/pascal/programs.html
8. http: // infocity. kiev. ua/
9. Самоучитель Turbo Pascal О.А. Меженный Киев 2004.
Приложение А
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРУЕМЫЙ ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ
А.1 Общие сведения
Полное название программного продукта: «Разработкаинформационно-справочной системы „Устройство персонального компьютера“.Ее условное обозначение „ОППК“. Работа выполнена студентом 1-го курсаДонецкого государственного института искусственного интеллекта (ДонГИИИ), факультетасовременных компьютерных информационных технологий, группы СУА-05, БулавинымАлександром Николаевичам.
Основанием для разработки „ОППК“ является задание,выданное кафедрой Программного обеспечения интеллектуальных систем (ПОИС).
Плановый срок начала работы: 17.02.06.
Дата защиты работы: 22.05.06.
Курсовая работа выполняется согласно графику, приведенному втаблице А.1.
А.2 Назначения создания программы ведения
Программа предназначена для обучения пользователя основныхустройств персонального компьютера
А.3 Требования к программе
А.3.1. Требования к программе в целом
В целом к программе предъявляются следующие требования:
удобный и простой для пользования графический интерфейс;
удобный способ ввода-вывода данных;
контроль действий пользователя, связанные с работойпрограммы;
хранение информации во внешнем источнике данных;
— наличие справочной информации
А.3.2. Требования к задачам и функциям программного продукта
Программа должна реализовать следующие функции:
удобный доступ к информационно-справочному материалу;
вывод легко доступной для восприятия справочной информации;
А.3.3. Требования к программному обеспечению
Программа будет реализована на языке Turbo Pascal 7.0 и для ее работынеобходимо наличие операционной системы MS-DOS 5.0 и выше.
А.3.4. Требования к техническому обеспечению
Для корректной работы программы необходимы:
IBM – совместимый ПК с процессоромне ниже 80386;
VGA монитор.
А.4 Стадии разработки программы:
Таблица А.1 – Стадии разработки программы№ Этапы работы Срок выполнения (недели) 1. Постановка задачи: определение требований к программному комплексу. Формулировка постановки задачи: исходные данные, ограничения, результат, связь. 1-2 2. Составление технического задания 2-3 3.
Техническое проектирование.
Разработка метода решения задачи. Модульный анализ: определение структуры программы, выделение модулей, организация и их взаимосвязи. 3-4 4. Разработка основного алгоритма функционирования программы. Составление спецификаций модулей. 5 5.
Рабочее проектирование:
Определение структур входных и выходных данных, алгоритмов работы модулей. Оценки структур данных и алгоритмов. Описание входных и выходных данных. 6-7 6. Написания программы. 8-10 7. Отладка программы на верхнем уровне. 11-12 8. Комплексная отладка и тестирование. 12-13 9. Написание пояснительной записки. 11-14 10. Защита курсового проекта. 22.05.06
Приложение Б
РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Помощь при работе с информационно-справочной системой
— О программе
Отображает реквизиты.
— Наглядное представление персонального компьютера.
Отображает наглядную информацию основных устройств
персонального компьютера
— Информационный материал
Отображает список доступных для рассмотрения тем. Выбравэтот пункт в меню появится окно с названием основных устройств персональногокомпьютера… Используя клавиши „вверх“,»вниз" и«enter» вы можете выбрать устройство, которое вас интересует.
— Руководство пользователя
Без комментариев.
— Выход
Используя этот пункт вы можете выйти из программы.
Приложение В
Листинг программы
USES GRAPH,CRT;
var
ch: char;
s,k,r: integer;
st: string;
com: char;
OldPattern: FillPatternType;
procedure init; {iniciiryet grafiky}
var gd,gm: integer;
begin
gd: =Detect;
initgraph(gd,gm,'');
if GraphResult grok then
begin
writeln ('ОШИБКА! ГРАФИЧЕСКИЙРЕЖИМ НЕ ИНИЦИАЛИЗИРОВАЛСЯ'); {PROVERKA NA INICIACIY}
END;
end;
PROCEDURE MAINMENU(i: integer);
var
m: integer;
begin
CLEARDEVICE; {O4ISTKA EKRANA}
{----------------------РИСУЕМДИСКЕТУ--------------------------------------}
setfillstyle(1,9);
BAR (100,100, 200, 200);
setfillstyle(1,8);
BAR (105,105,110,110);
BAR (190,105, 195,110);
setfillstyle(1,8);
BAR (130,100,170,140);
setfillstyle(1,15);
BAR (120,150,180,180);
line (130,155,170,155);
line (130,160,170,160);
line (130,165,170,165);
line (130,170,170,170);
outtextxy (120, 190,'SUMSUNG');
{------------------------РИСУЕМCD----------------------------------------}
setBkcolor(10);
setcolor (15);
setfillstyle(1,6);
bar3D (0,460, 200,477,0,FALSE);
outtextxy (40,465,'ENTER-ВЫБРАТЬ');
bar3D (210,460,400,477,0,FALSE);
outtextxy (240,465,'ВВЕРХ-ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ');
bar3D (420,460,638,477,0,FALSE);
outtextxy (460,465,'ВНИЗ-ДВИЖЕНИЕ ВНИЗ');
SETLINESTYLE(SOLIDLN,0,3); {risuet liniu}
setcolor(12);
setfillstyle(9,14); {wablon zapolnenij icvet}
bar3d(240, i,500, i+40,0,false); {risuemparalelepiped 1,2,3,4-koordinati; 0-glubina,fals-otobragenie grani}
setcolor(8); {cvet wrifta}
settextstyle(6,0,3); {vivod texsta; 4-kodwrifta; 0-kod napravlenij; 3-kod razmera}
outtextxy (270,105,'1. О ПРОГРАММЕ');
outtextxy (270,155,'2. НАГЛЯДНОЕПРЕДСТОВЛЕНИЕ ПК');
outtextxy (270, 205,'3. ИНФОРАЦИОННЫЙМАТЕРИАЛ ');
outtextxy (270,255,'4. РУКОВОДСТВОПОЛЬЗОВАТЕЛЯ');
setcolor(red);
outtextxy (290,305,' 5. ВЫХОД');
gETfILLpattern(oldpattern);
setcolor (blue);
setfillpattern(oldpattern,blue);
circle (565,300,60);
floodfill(565,300,blue);
setcolor(green);
setfillpattern(oldpattern,green);
circle (565,300, 20);
floodfill(565,300,green);
SETCOLOR(RED);
settextstyle(4,0,2);
outtextxy (530,266,'ESPERANZA');
outtextxy (510,300,'CD-R');
end;
PROCEDURE COMP;
var
i: integer;
BEGIN
INIT;
setBkcolor(11);
settextstyle(6,0,3);
setcolor (red);
bar3D(0,460,290,477,0,FALSE);
outtextxy (30,465,'ENTER-ВОЗВРАТВ ОСНОВНОЕ МЕНЮ');
bar3D(320,460,638,477,0,FALSE);
outtextxy (410,465,'F2-ВЫХОД ИЗ ПРОГРАММЫ');
{------------------------------------------------РИСУЕМСИСТЕМНЫЙ БЛОК-----}
setfillstyle(1,8);
bar3d(180,100,400,300,20,TRUE);
LINE (410,280,460,280);
outtextxy (461,280,'СИСТЕМНЫЙ БЛОК');
line(410,270,440,270);
outtextxy (441,270,'СИГНАЛ РАБОТЫПРОЦЕССОРА');
gETfILLpattern(oldpattern);
r: =2;
setcolor (blue);
setfillpattern(oldpattern,blue);
circle (410,270,r*2);
floodfill(410,270,blue);
setcolor(green);
setfillpattern(oldpattern,green);
circle (410,270,r*1);
floodfill(410,270,green);
{---------------------------------------------рисуемматеринскую плату------}
setcolor(red);
setfillstyle(1,10);
bar (190,160,340,290);
LINE (330, 200,440, 200);
outtextxy (440, 200,'МАТЕРИНСКАЯПЛАТА');
{----------------------------рисуем жесткийдиск----------------------------}
setfillstyle(1,7);
bar3d(195,165,230,175,3,TRUE);
line (200,170,145,170);
outtextxy (45,166,'ЖЕСТКИЙ ДИСК');
{---------------------------------------------рисуемпроцессор--------------}
SETCOLOR(6);
setfillstyle(1,6);
for i: =1 to 30 do
circle (280,220,25-i);
line (280,220,440,220);
outtextxy (440,220,'ПРОЦЕССОР');
{-------------------------------------------РИСУЕМВИДЕОКАРТУ---------------}
setfillstyle(10,6);
BAR (180, 200,220,215);
line (185, 205,122, 205);
outtextxy (40, 203,'ВИДЕОКАРТА');
{-------------------------------------------РИСУЕМ ЗВУКОВУЮКАРТУ------------}
setfillstyle(7,7);
BAR (180,240,215,250);
LINE (190,250,155,250);
outtextxy (40,249,'ЗВУКОВАЯ КАРТА');
{------------------------------------------РИСУЕМБЛОК ПИТАНИЯ---------------}
setfillstyle(10,8);
BAR (185,105,245,140);
outtextxy (187,120,'3 0 0 W');
LINE (185,110,140,110);
outtextxy (40,106,'БЛОК ПИТАНИЯ');
{----------------------------------------РИСУЕМСЛОТЫ ПАМЯТИ-----------------}
setfillstyle(2,2);
BAR (260,260,270,280);
BAR (280,260,290,280);
LINE (265,270,140,270);
LINE (285,277,140,270);
outtextxy (40,267,'CЛОТЫ ПАМЯТИ');
{---------------------------------------РИСУЕМCD-ROM------------------------}
LINE (400,140,420,125);
LINE (400,160,420,145);
line(405,145,415,138);
LINE (410,140,460,140);
circle (410,148,2);
setcolor (red);
outtextxy (461,140,'CD-ROM');
{-------------------------------------РИСУЕМфлопик-------------------------}
line (415, 195,460, 195);
outtextxy (461, 190,'ФЛОППИ-ДИСК');
line (405, 200,415, 193);
line (405,210,415, 203);
line (405, 200,405,210);
line (415, 193,415, 203);
setlinestyle (1,2,2);
line (407, 205,413, 201);
readkey;
end;
PROCEDURE TITL;
VAR
I,k,j: integer;
BEGIN
INIT;
CLEARDEVICE;
i: =60;
{---------------------------рисуеммышь--------------------------------}
setfillstyle (1,4);
fillellipse (320,240,80,140);
setfillstyle (1,1);
fillellipse (320,240,60, 20);
setcolor (15);
settextstyle (4,0,30);
outtextXY (295,235,'S V E N');
line (250,180,390,180);
line (320,180,320,100);
{-----------------------------------------------------------------------}
SETFILLSTYLE (1,15);
setcolor (black);
settextstyle(9,0,15);
bar3D (0,460,300,477,0,FALSE);
outtextxy (40,465,'ENTER-возврат в основноеменю');
bar3D(320,460,638,477,0,FALSE);
outtextxy (420,465,'F2-выход из программы');
setcolor (10);
outtextxy (120,i,'ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА');
delay (200);
outtextxy (140,i+40,'КАФЕДРА ПРОГРАММНОГ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СИСТЕМ');
delay (200);
outtextxy (230, i+80, ' КУРСОВАЯ РАБОТА');
delay (200);
outtextxy (170,210,'ПО ДИСЦИПЛИНЕ: «АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ ЯЗЫКИ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ»');
delay (200);
outtextxy (120,260,'ТЕМА:«РАЗРОБОТКА ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНОЙ СИСТЕМЫ»');
delay (200);
outtextxy (160,280,'«УСТРОЙСТВОПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА»');
delay (200);
outtextxy (480,300,'ВЫПОЛНИЛ: ');
delay (200);
outtextxy (460,320,'СТ. ГР. СУА-05: ');
delay (200);
outtextxy(460,340,'БУЛАВИН АЛЕКСАНДР');
readkey;
end;
procedure WorSpece;
begin
setcolor(15);
setfillstyle(1,9);
bar3d(0,0,getmaxX,getmaxY,0,true);
setfillstyle(1,7);
setcolor(0);
bar3d(15,15,getmaxX-15,getmaxY-15,0,true);
setcolor(4);
setfillStyle(1,8);
bar3d(16,16,getmaxX-16,30,0,true);
setcolor(0);
line(17,32,17,getmaxY-17);
line(17,32,getmaxX-17,32);
line(getMaxX-17,32,getmaxX-17,getmaxY-17);
line(17,getmaxY-17,getmaxX-17,getmaxY-17);
setcolor (2);
settextstyle(9,0,15);
bar3D (0,460,210,477,0,FALSE);
outtextxy (40,465,'F2-ВЫХОД');
bar3D(400,460,638,477,0,FALSE);
outtextxy (400,465,'ВВЕРХ-возврат восновное меню');
end;
procedure colo;
var
m: integer;
n: fillpatterntype;
begin
setcolor (red);
settextstyle(3,0,1);
outtextxy (240,50,'Приготовьте мне,пожалуйста, на завтра');
outtextxy (240,57,'компьютер, но яне знаю, какой ');
outtextxy (240,64,'конфигурации… ');
setcolor (14);
outtextxy (280,71,'Звонок клиента вкомпьютерную фирму');
setcolor (13);
for m: =1 to 60 do
ellipse(300,240,180-4*m,0+4*m,100+6*m,30+2*m);
setfillstyle(1,7);
bar (190,150,410,350);
setfillstyle(1,11);
bar (205,160,395,340);
setcolor (0);
setfillpattern(fillpatterntype(n),7);
fillellipse (300,370,40, 20);
setfillstyle(10,10);
bar (110, 200,140,340);
bar (440, 200,470,340);
SETCOLOR (RED);
outtextxy (205,170,'К О М П Ь Ю Т Е Р-ЭТО…');
outtextxy (230, 190,' ХОТИТЕ В ЭТОМ');
outtextxy (250,210,'РАЗОБРАТЬСЯ… ');
outtextxy (255,230,'ЖМИТЕ ENTER!!! ');
SETCOLOR (0);
outtextxy (205,260,'ЧТОБЫ ВЫЙТИ ИЗПРОГРАММЫ');
outtextxy (270,280,'ЖМИТЕ F2');
readkey;
end;
procedure read(name: string);
var fname: text;
s: string;
y: Integer;
pos: longint;
begin
assign(fname,name);
reset(fname);
while not eof(fname) do
begin
y: =30; setcolor(0);
for pos: =1 to 40 do
begin
y: =y+10;
readln(fname,s);
outtextXY(30,y,s);
end;
com: =readkey;
readkey;
if com=#60 then break
else mainmenu(90);
end;
end;
Procedure fajl;
PROCEDURE proff(i: integer);
var
k: integer;
begin
CLEARDEVICE; {O4ISTKA EKRANA}
setBkcolor(12);
setcolor (2);
setfillstyle(1,14);
bar3D (0,460, 200,477,0,FALSE);
outtextxy (40,465,'ENTER-ВЫБРАТЬ');
bar3D (210,460,400,477,0,FALSE);
outtextxy (240,465,'ВВЕРХ-ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ');
bar3D (420,460,638,477,0,FALSE);
outtextxy (460,465,'ВНИЗ-ДВИЖЕНИЕ ВНИЗ');
SETLINESTYLE(SOLIDLN,0,3); {risuet liniu}
setcolor(12);
setfillstyle(9,9); {wablon zapolnenij icvet}
bar3d(220, i,500, i+40,0,false); {risuemparalelepiped 1,2,3,4-koordinati; 0-glubina,fals-otobragenie grani}
setcolor(15); {cvet wrifta}
settextstyle(6,0,3); {vivod texsta; 4-kodwrifta; 0-kod napravlenij; 3-kod razmera}
outtextxy (260,50, '1. ЖЕСТКИЙ ДИСК');
outtextxy (260,90,'2. МАТЕРИНСКАЯПЛАТА');
outtextxy (260,140,'3. ПРОЦЕССОР');
outtextxy (260, 190,'4. ВИДЕОКАРТА');
outtextxy (260,240,'5. ЗВУКОВАЯКАРТА');
outtextxy (260,290,'6. БЛОК ПИТАНИЯ');
outtextxy (260,340,'7. СЛОТЫ ПАМЯТИ');
outtextxy (260,390,'8. CD-ROM');
outtextxy (265,440,'9. ВЫХОД');
end;
BEGIN
INIT;
k: =35;
proff(35);
repeat
repeat
ch: =readkey;
until (ch=#13) or (ch=#80) or (ch=#72) or(ch=#60);
begin
if ch=#60 then
begin
CLOSEGRAPH;
break; {ostanovka proceduru}
end;
if (ch=#80) and (k>=35) and (k
begin
k: =k+50;
proff(k);
end;
if (ch=#72) and (k>35) and (k
begin
k: =k-50;
proff(k);
end;
if ch=#13 then
begin
if k=435 then
begin
CLOSEGRAPH;
break;
end;
if k=35 then
begin
CLRSCR;
WorSpece;
read('c: \infa\GEST. txt');
end;
if k=85 then
begin
CLRSCR;
WorSpece;
read('c: \infa\mat. txt');
end;
if k=135 then
begin
CLRSCR;
WorSpece;
read('c: \infa\proc. txt');
end;
if k=185 then
begin
CLRSCR;
WorSpece;
read('c: \infa\video. txt');
end;
if k=235 then
begin
CLRSCR;
WorSpece;
read('c: \infa\zvuk. txt');
end;
if k=285 then
begin
CLRSCR;
WorSpece;
read('c: \infa\blok. txt');
end;
if k=335 then
begin
CLRSCR;
WorSpece;
read('c: \infa\slot. txt');
end;
if k=385 then
begin
CLRSCR;
WorSpece;
read('c: \infa\cd. txt');
end;
end
else
proff (k);
end;
until ch=#60;
end;
BEGIN
INIT;
colo;
k: =90;
MAINMENU(90);
repeat
repeat
ch: =readkey;
until (ch=#13) or (ch=#80) or (ch=#72) or(ch=#60);
begin
if ch=#60 then
begin
CLOSEGRAPH;
break; {ostanovka proceduru}
end;
if (ch=#80) and (k>=90) and (k
begin
k: =k+50;
MAINMENU(k);
end;
if (ch=#72) and (k>90) and (k
begin
k: =k-50;
MAINMENU(k);
end;
if ch=#13 then
begin
if k=290 then
begin
CLOSEGRAPH;
break;
end;
if k=90 then
begin
titl;
end;
if k=140 then
begin
comp;
end;
if k=240 then
begin
CLRSCR;
WorSpece;
read('c: \infa\help. txt');
end;
if k=190 then
begin
fajl;
end
else
mainmenu (k);
end;
end;
until ch=#60;
END. Приложение Г
ЭКРАННЫЕ ФОРМЫ
/>
Рисунок Б.1 Экран приветствия
/>
Рисунок Б.2 Вид главного меню
/>
Рисунок Б.3 Вид окна о программе
/>
Рисунок Б.4 Вид окна наглядного представления персональногокомпьютера
/>
Рисунок Б.5 Вид окна информационно-справочного материала
/>
Рисунок Б.6 Вид окна в режиме открытого файла