Содержание
Введение1 Теоретические аспекты социальной информатики1.1 О понятии «Информационное общество»1.2 Путь человечества к информационному обществу1.3 Информационные ресурсы современного общества1.4 Экономика и структура труда в информационномобществе15 Проблема информационной безопасности личности,общества и государства2 Элективный курс «Проблемы социальнойинформатики»2.1 Пояснительная записка2.2 Цели и задачи2.3 Тематический планЗаключениеСписок литературы
Введение
Развитие новых информационных технологий иих быстрое проникновение во все сферы жизни породило новое направление в современнойинформатике – «Социальная информатика».
Термин«социальные аспекты» применительно к большей части наук, тем более фундаментальных,звучит странно. «Социальные аспекты математики» — вряд ли они эта фразаимеет смысл. Однако, информатика — не только наука.
И впрямь, мало какие факторы так влияют насоциальную сферу обществ (разумеется, находящихся в состоянии относительно спокойногоразвития, без войн и катаклизмов) как информатизация.
Социальная информатика рассматривает следующиепроблемы:
· закономерностии проблемы становления информационного общества;
· информационныересурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества;
· развитиеличности в информационном обществе;
· информационнаякультура;
· информационнаябезопасность
а также другие, близкие к данным.
Элективные курсы используютсяв образовательных учреждениях сравнительно недавно, нормативных документов и методическихматериалов к ним пока еще недостаточно. Многие учителя не владеют полной информациейо целях и задачах предпрофильного обучения в школе, формах и методах его реализации;не знают, как разработать интересный и полезный для учащихся элективный курс. Актуальнымна данный момент является вопросы: систематизации информации по элективным курсам,рассмотрение специфики создания элективных курсов, а также выявление особенностейметодики их проведения. Особую значимость приобретает рассмотрение элективных курсовпо информатике как одной из важных школьных дисциплин. Поэтому тема, выбранная дляданного исследования, весьма актуальна.
Цель курсовой работы является изучение ролии места элективных курсов в предпрофильном обучении и разработка элективного курса«проблемы социальной информатике» в предпрофильном обучении информатике.
Для достижения поставленной цели необходиморешить следующие задачи:
1) Изучитьи проанализировать специальную литературу по проблеме исследования;
2) Рассмотретьособенности разработки и создания элективного курса;
3)Разработать методический материал для элективногокурса «Проблемы социальной информатики» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений.
Для решения поставленных задач применялисьследующие методы исследования: изучение психолого-педагогической и методическойлитературы, учебников, учебных пособий по информатике и информационным технологиям,логико-дидактический анализ различных разделов школьных учебников по информатике,обобщение опытов учителей.
1. Теоретическиеаспекты социальной информатики
1.1 О понятии «Информационноеобщество»
В последней трети ХХ века все увереннее зазвучали голоса специалистов,в первую очередь социологов, философов, информатиков, утверждавших, что развитиеи внедрение средств информатизации и информационных технологий во все сферы жизниобщества в целом и большинства его членов ведет к качественному переходу обществав новое состояние.
Само название «информационное общество» впервые возникло в Японии.Специалисты, предложившие этот термин, разъяснили, что он определяет общество, вкотором в изобилии циркулирует высокая по качеству информация, а также есть всенеобходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информациялегко и быстро распространяется по требованиям заинтересованных людей и организацийи выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования информационными услугаминастолько невысока, что они доступны каждому.
Академик В.А.Извозчиков предложил следующее определение: «Будемпонимать под термином «информационное» («компьютеризированное») общество то, вовсе сферы жизни и деятельности членов которого включены компьютер, телематика, другиесредства информатики в качестве орудий интеллектуального труда, открывающих широкийдоступ к сокровищам библиотек, позволяющих с огромной скоростью производить вычисленияи перерабатывать любую информацию, моделировать реальные и прогнозируемые события,процессы, явления, управлять производством, автоматизировать обучение и т.д.» (под«телематикой» понимается обработка информации на расстоянии).
Существуют и иные подходы к определению понятия «информационноеобщество». Тем не менее, основные его признаки выделяются достаточно устойчиво.В таком обществе:
· любойего член, группа членов, любая организация или учреждение в любое время могут получитьдоступ к информационным ресурсам, необходимым для профессиональной деятельностиили в личных целях;
· доступнысовременные информационные технологии и средства связи;
· созданаразвитая информационная инфраструктура, позволяющая постоянно пополнять и обновлятьинформационные ресурсы в количествах, необходимых для решения задач социального,экономического и научно-технического развития.
Проследим более детально существующие тенденции в развитии информационногообщества. Однако вначале отметим, что в настоящее время ни одно государство не находитсяв этой стадии. Ближе всех к информационному обществу подошли США, Япония, ряд странЗападной Европы. Согласно мнению некоторых специалистов, США завершат в целом переходк информационному обществу к 2020 году, Япония и большинство стран Западной Европы¾ к 2030-2040 годам.
Не существует общепринятого критерия оценки полномасштабного информационногообщества, однако известны попытки его сформулировать. Интересный критерий предложилакадемик А.П.Ершов: о фазах продвижения к информационному обществу следует судитьпо совокупным пропускным способностям каналов связи. За этим стоит простая иглубокая мысль: развитие каналов связи отражает и уровень компьютеризации, и объемнакопленной информации, и объективную потребность общества во всех видах информационногообмена, и другие проявления информатизации. Согласно этому критерию, ранняя фазаинформатизации общества наступает при достижении действующей в нем совокупной пропускнойспособности каналов связи, обеспечивающей развертывание достаточно надежной междугороднойтелефонной сети. Завершающая фаза ¾ при возможности реализациинадежного и оперативного информационного контакта между членами общества по принципу«каждый с каждым». На завершающей фазе пропускная способность каналов связи, пооценке А.П.Ершова, 10 млн. оп./сек на человека – в миллион раз больше, чем в первойфазе.
В последние полвека в развитыхстранах мира пропускная способность коммуникационных сетей передачи информации возрасталав среднем примерно в 10 раз за десятилетие. При таких темпах время вхождения в развитоеинформационное общество составляет около 7 десятилетий, откуда и получаются приведенныевыше оценки о времени завершения перехода к информационному обществу.
Отметим, что часто понятие «информационное общество» отождествляетсяс понятием «постиндустриальное общество», понимаемым как общество, в котором информацияи знания являются доминирующим продуктом, а их производство – как один из ведущихвидов индустрии.
Следует, однако, предостеречь от переноса понятия «информационноеобщество» в плоскость отношений, связанных с формами собственности и общественно-политическимустройством. Понятие «информационная революция» не имеет ничего общего с понятием«социальная революция». Информационное общество не будет обществом всеобщего благоденствия,как это иногда пытаются изображать. Информационное общество не есть очередная утопия– напротив, его проявлениями являются жесткая конкуренция и борьба за существование.Жизнь уже показала, что в процессе продвижения к информационному обществу усиливаетсяразрыв между значительной частью мира и ведущими в плане информатизации странами.Даже в масштабах одной из таких стран, как США или Япония, наиболее далеко продвинувшихсяна пути к информационному обществу, социальное расслоение не позволяет значительнойчасти населения пользоваться благами информатизации. Кроме того, на пути к информационномуобществу возникают как достаточно уродливые, с точки зрения традиционной культуры,явления, так и явления, опасные в общественно-политическом и социальном плане.
Тем не менее, реальные и ожидаемые в ближайшем будущем переменывелики и касаются всех сторон жизни общества. Меняется и образ жизни людей в техстранах, которые встали на путь глобальной информатизации, включая трудовую и общественно-политическуюдеятельность, а также бытовую, социально-культурную, досуговую деятельность и т.д.Эти перемены системны, взаимосвязаны между собой, и охватывают значительную частьжизни общества и личности.
1.2 Путь человечествак информационному обществу
Информация всегда играла огромную роль в жизни общества и отдельногоиндивидуума. Владение информацией, доминирование на информационном поле с древнейшихвремен было необходимым условием наличия власти у господствовавшей социальной группы.
Развитие средств хранения, передачи и обработки информации в историичеловеческого общества шло неравномерно. Несколько раз в истории человечества происходилирадикальные изменения в информационной области, которые называют «информационнымиреволюциями».
Первая информационная революция связана с изобретениемписьменности. Письменность создала возможность для накопления и распространениязнаний, для передачи знаний будущим поколениям. Цивилизации, освоившие письменность,развивались быстрее других, достигали более высокого культурного и экономическогоуровня. Примерами могут служить древний Египет, страны Междуречья, Китай. Внутриэтой революции весьма значимым оказался этап перехода от пиктографического и иероглифическогописьма к алфавитному; это сделало письменность более доступной и, в значительнойстепени, способствовало смещению центров цивилизации в Европу.
Вторая информационная революция (середина XVI в.)была связана с изобретением книгопечатания. Стало возможным не только сохранять информацию,но и сделать ее массово-доступной. Грамотность становится массовым явлением. Всеэто ускорило рост науки и техники, помогло промышленной революции. Книги перешагнулиграницы стран, что способствовало началу создания общечеловеческой цивилизации.
Третья информационная революция (конец XIX в.) былаобусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передаватьинформацию на любые расстояния. Именно в этот исторической период появились зародышитого процесса, который в наши дни называют «глобализацией». Прогресс средств передачиинформации в значительной мере способствовал бурному развитию науки и техники, котороенуждалось в надежных и быстродействующих каналах связи.
Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.)связана с появлением микропроцессорной техники и, в частности, персональных компьютеров. Отметим, что не появлениекомпьютеров в середине ХХ века само по себе, а именно микропроцессорные системыоказали решающее влияние на информационную революцию. Вскоре после этого возникликомпьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации.Именно четвертая информационная революция дала толчок к столь существенным переменамв развитии общества, что для его характеристики появился новый термин ¾ «информационное общество».
Парадоксально, но по мере перехода от одного этапа информационнойреволюции к другому нарастали проявления, так называемого, «информационного кризиса»– явления, важнейшей чертой которого является превышение объема информации тогоуровня, за которым находится способность человека воспринимать и анализировать ее.До изобретения книгопечатания образованный европеец, знавший 3-4 языка, мог прочестьпрактически всю европейскую литературу и отслеживать почти полностью значимую общественно-политическуюинформацию. В результате второй информационной революции стало невозможным полноепрочтение книг, а третьей – полное владение оперативной информацией; и то, и другое– первые проявления информационного кризиса. Эти процессы небезобидны, так как принятиеважных решений требует владения полной информацией по соответствующей проблеме,ее осмыслению и анализу.
В полной мере информационный кризис проявился к середине ХХ века.Потоки информации стали столь огромными, что человек не имеет возможности восприниматьих и анализировать в полной мере. Это касается даже относительно узких сфер человеческойдеятельности. Например, порой бывает проще и экономически целесообразнее выполнитьнаучно-техническую разработку, нежели найти полную информацию о ней. Подобные явленияведут к разобщенности и определенной растерянности специалистов и тех, кто принимаетответственные решения.
Возникновение больших потоков информации было обусловлено:
· постояннымувеличением числа периодических изданий по разным областям знаний; так, если в началеХХ века число ежемесячных физических журналов, чтение которых позволяло научномуработнику быть полностью в курсе науки, не превышало десяти, то к концу века ихстало на порядок больше, а объем каждого выпуска увеличился во много раз;
· чрезвычайнобыстрым ростом числа книг, документов, отчетов, диссертаций, докладов и т.п., вкоторых излагаются результаты различных видов научной и практической деятельности.
Уровень описанного явления, наступивший в этой сфере к серединеХХ века, часто характеризуют как «информационный взрыв». По оценкам специалистов,общая сумма знаний менялась на начальном этапе развития цивилизации очень медленно,но уже с 1900 г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950 г. удвоение происходило закаждые 10 лет, к 1970 г. – уже за каждые 5 лет, к концу ХХ века – ежегодно.
Информационный кризис породил ряд негативных явлений. Среди нихотмечают:
· противоречиямежду ограниченными возможностями человека по восприятию и переработке информациии постоянно нарастающими информационными потоками;
· существованиеогромной избыточной информации, которая затрудняет восприятие полезной информации;
· укреплениеобразовательных, экономических, политических и других социальных барьеров, которыепрепятствуют распространению информации.Одна из задач информационного общества – смягчениепоследствий информационного кризиса. Следует, однако, отчетливо сознавать, что есливнедрение компьютеров, информационных технологий в экономику, промышленность, средствапереработки и передачи информации, иные сферы профессиональной деятельности и повседневнойжизни человека позволяет решить многие проблемы технически, то в социальном планеэто не всегда удается. Свидетельством этого являются, в частности, растущие проявленияинформационного неравенства по пути продвижения к информационному обществу.
1.3 Информационныересурсы современного общества
Обсудим вначале само понятие «информационныйресурс».Ресурс – это запас или источник некоторых средств.Всякое общество, государство, фирма или частное лицо имеет определенные ресурсы,необходимые для его жизнедеятельности. Традиционными видами общественных ресурсовявляются материальные ресурсы, сырьевые (природные) ресурсы, энергетические ресурсы,трудовые ресурсы, финансовые ресурсы. В дополнение к этому, одним из важнейших видовресурсов современного общества являются информационные ресурсы. Со временемзначимость информационных ресурсов возрастает; одно из свидетельств этого заключаетсяв том, что уже на нынешней фазе продвижения к информационному обществу информационныересурсыстановятся товаром, совокупная стоимость которого на рынке сопоставимасо стоимостью традиционных ресурсов.
Существуют разные подходы к понятию«информационные ресурсы». Юридическая формула, принятая в Федеральном законе «Обинформации, информатизации и защите информации» гласит: «Информационные ресурсы– отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документовв информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационныхсистемах)». Это определение дает юридическое основание для решения проблемыохраны информационных ресурсов.
В документах и массивах информации,о которых говорилось выше, в разных формах представлены знания, которыми обладалилюди, создававшие их. Эти знания зачастую уникальны; их использование позволяетэкономить материальные ресурсы, совершенствовать социально-экономические отношенияи т.п.
Вместе с тем, как и многие юридическиеформулы, приведенное выше определение сильно сужает понятие, которое большинствомлюдей воспринимается гораздо шире. Здесь нет противоречия, просто не все в жизниможно измерить точными формулами. На самом деле, при более широком подходе, к информационнымресурсам уместно относить все научно-технические знания, произведения литературыи искусства, множество иной информации общественно-государственной значимости, зафиксированнойв любой форме, на любом носителе информации.
Информационные ресурсы обществав настоящее время рассматриваются как стратегические ресурсы, аналогичные по значимостиресурсам материальным, сырьевым, энергетическим, трудовым и финансовым. Однако междуинформационными и всякими иными ресурсами существует одно важнейшее различие: всякийресурс, кроме информационного, после использования исчезает (сожженное топливо,израсходованные финансы и т.п.), а информационный ресурс остается «не сжигаемым»,им можно пользоваться многократно, он копируется без ограничений. Более того, помере использования информационный ресурс имеет тенденцию увеличиваться, так какиспользование информации редко носит совершенно пассивный характер, но чаще приэтом генерируется дополнительная информация. Вместе с тем, необходимо понимать,что информационный ресурс несамостоятелен и сам по себе имеет лишь потенциальноезначение. Только соединяясь с другими ресурсами – техникой, энергией, сырьем и т.д.,информационный ресурс реализуется как нечто материальное.
Любая попытка дать классификациюинформационных ресурсов общества оказывается неполной. В основу классификации можноположить:
· отраслевой принцип (по виду науки, промышленности, социальной сферыи т.п., к чему относится информация);
· форму представления (по виду носителей, степени формализованности,наличию дополнительного описания и пр.)
и другие принципы.
Внутри каждого класса можно проводитьдополнительное, более детальное разделение. Например, ресурсы Интернет можно разделятьпо их назначению и по формам представления: сервисная информация, библиографическаяинформация, материалы телеконференций, программное обеспечение, видео и т.д.
Крупнейшей категорией в сфереинформационных ресурсов являются национальные информационные ресурсы. Этопонятие сформировалось не так давно, в начале 80-х годов ХХ века, в ответ на растущуюзависимость развитых стран от объемов информации, уровня развития средств ее передачии обработки. Возможный способ их классификации представлен на рис.1. Прокомментируемего.
В развитых странах огромные информационныересурсы скрыты в библиотеках. Доминируют традиционные (бумажные) формы ихпредставления, но все больше библиотечных ресурсов в последние годы переводитсяна цифровую (безбумажную) основу.
Архивы скрывают (иногда многовековые) материалы, связанные с историей и культуройстраны. Объемы архивных материалов огромны и накапливаются зачастую быстрее, чемих удается обрабатывать.
Во всех развитых странах существуютспециализированные системы научно-технической информации. Они включают многочисленныеспециальные издания, патентные службы и т.д. Информация такого рода часто являетсядорогостоящим товаром. Своды законов, кодексы, нормативные акты, другие виды правовойинформации – без этого не может жить ни одно государство. Свои отраслевыеинформационные ресурсы имеются у любой социальной, промышленной, аграрной ииной сферы общества. Огромны информационные ресурсы оборонной сферы, системы образованияи т.д. Не будем комментировать далее, тем более что рис. 1, охватывая основные видынациональных информационных ресурсов, не является исчерпывающим.
/>
Рис. 1. Состав национальныхинформационных ресурсов
Наряду с национальными информационнымиресурсами, возможно выделить такие категории как информационные ресурсы предприятия(организации), информационные ресурсы частного лица и т.д. Разумеется, этикатегории не обладают той степенью общности, которая отражена на приведенной вышесхеме, а зависят от вида организации, специальности и интересов конкретного лица.К примеру, состав основных информационных ресурсов высшего учебного заведения отраженна рис. 2.
/>
Рис. 2. Состав информационныхресурсов высшего учебного заведения.
Обилие информационных ресурсови возможность их представления в современном («электронном») виде привели к появлениюразвитого рынка информационных ресурсов, товаров и услуг.
В настоящее время во многих странахсформировался национальный рынок информационных ресурсов; видны и явные признакинарождающегося мирового рынка. Этот рынок во многом подобен рынку традиционных ресурсов,поскольку имеет определенную номенклатуру товаров, в качестве которых на нем выступаютинформационные продукты и услуги. Такими товарами могут быть:
· информация бытового характера о доступе к «обычным» товарам и услугам,их стоимости;
· информация научно-технического характера (патенты, авторские свидетельства,научные статьи и т.д.);
· информационные технологии, компьютерные программы;
· базы данных, информационные системы
и многое другое.
Как и на всяком рынке, на рынкеинформационных товаров и услуг есть поставщики (продавцы) и потребители (покупатели).Поставщики – как правило, это производители информации или ее собственники. Имибывают:
· центры, в которых создаются и хранятся базы данных,
· службы связи и телекоммуникации;
· бытовые службы;
· специализированные коммерческие фирмы, занимающиеся куплей-продажейинформации (например, рекламные агентства);
· неспециализированные фирмы, выпускающие «обычные» товары и в качестведополнительной продукции – информацию о них;
· консалтинговые (консультационные) фирмы;
· биржи;
· частные лица (например, программисты) и пр.
Потребители информации – эточастные лица; предприятия, которые сегодня без информации остались бы столь же недееспособными,как и без поставки сырья; органы власти всех уровней и т.д.
Информационные услуги – особый вид товара на информационном рынке. Примером информационнойуслуги является, выполняемый многими библиотеками, подбор литературы по тематикезаказчика (или представление справок по описанию и местонахождению такой литературы).Причем, кроме той литературы, которая есть в данной библиотеке, ее работники могутвыполнить и более широкий поиск, чтобы дать клиенту исчерпывающие сведения. Информационныеуслуги возможны при наличии баз данных по соответствующей проблематике (в компьютерномили некомпьютерном варианте).
Информационные услуги оказываютотнюдь не только библиотеки. Во многих странах мира (в том числе и в России) существуютспециальные институты, которые обрабатывают научно-техническую информацию по многимобластям знаний и готовят по ней обзоры, рефераты, краткую информацию. Без такихуслуг деятельность ученых и специалистов трудно себе представить.
Всфере бизнеса информационные услуги включают в себя предоставление определеннойделовой информации, консультации по определенной тематике и т.д. В сфере коммуникацийинформационные услуги оказывают операторы связи, провайдеры Интернет (т.е. организации,осуществляющие за плату доступ пользователей и их обслуживание). Некоторые формыуслуг по обучению и повышению квалификации также вполне можно рассматривать какинформационные услуги (например, обучение на расстоянии с использованием телекоммуникационнойсети).
Уровеньразвитости сферы информационных услуг во многом определяет степень приближения кинформационному обществу.
Рынок информационных товарови услуг в своем развитии прошел несколько стадий. Его активное формирование совпалово времени с появлением первых ЭВМ, т.е. с началом 50-х годов ХХ века. Это совпадениеявилось, в значительной мере, случайным, так как первые ЭВМ еще не создавали информационнойинфраструктуры. В то время бурный расцвет науки и техники привел к созданию первыхпрофессиональных информационных служб для этих областей, и соответствующий рынокбыл ориентирован на узкий слой ученых и специалистов.
По-настоящему рынок информационныхтоваров и услуг расцвел после широкого внедрения микрокомпьютеров и, основанныхна их использовании, телекоммуникационных систем. Кроме того, решающее значениедля формирования рынка имело создание баз данных по множеству направлений знанийи человеческой деятельности. Процесс этот принял массовый характер в 80-х годахушедшего века. К этому времени появились первые признаки глобализации данного рынка,начался международный обмен на нем товарами и услугами. Ведущими странами на рынкеинформационных товаров и услуг в настоящее время являются США, Япония и ряд странЗападной Европы.
1.4 Экономика иструктура труда в информационном обществе
Переход к информационному обществу сопровождается переносом центратяжести в экономике с прямого материального (сельскохозяйственного и промышленного)производства на оказание услуг, включая информационные.
Вторая половина ХХ века, благодаря информатизации, сопровождаласьперетеканием людей из сферы прямого материального производства в информационнуюсферу. Промышленные рабочие, составлявшие в середине ХХ века более 2/3 населения,сегодня в развитых странах составляют менее 1/3. Значительно разросся социальныйслой, который называют «белые воротнички» – люди наемного труда, но не производящиенепосредственно материальных ценностей, а занятые обработкой информации (в широкомсмысле): учителя, банковские служащие, программисты и т.д. Так, к 1980 г. в сельскомхозяйстве США было занято 3% работающих, в промышленности – 20%, в сфере обслуживания– 30%, и 48% людей было занято в информационной сфере.
Более того, информатизация изменила и характер труда в традиционныхотраслях промышленности. Появление робототехнических систем, повсеместное внедрениеэлементов микропроцессорной техники является основной причиной этого явления. Приведемразительный пример: в станкостроительной отрасли в США в 1990 г. было занято 330тыс. человек, а к 2015 г., по официальным прогнозам, останется 14 тыс. человек.Эго произойдет за счет массового сокращения людей на сборочных линиях, вследствиевнедрения вместо них роботов и манипуляторов.
Важнейшей стороной экономики информационного общества стала ееглобализация. Глобальная экономика, в отличие от той взаимосвязанной мировой экономики,которая реально существует уже несколько веков, способна работать как целостнаясистема в режиме, говоря принятым в информатике языком, «реального времени», в масштабахвсей планеты. Термин «режим реального времени» означает, что принятие и реализациярешений об управлении системой, работающей в этом режиме, происходит со скоростью,превышающей скорость технологических процессов в этой системе. Глобальность экономикиреализуется на основе новых информационных и коммуникационных технологий и быласовершенно невозможна до их создания и широкого внедрения. Новые технологии позволяютза очень короткое время реально перемещать капиталы по миру, из одной национальнойили региональной экономики в другую, связывая национальные и транснациональные финансовыеинституты в единую сеть.
Экономике информационного общества соответствуют новые формы организациипроизводства. Информационные технологии сделали возможным, так называемые, гибкиепроизводства, перенастраиваемые в короткий срок на выпуск измененной продукции.Поскольку такие системы позволяют много быстрее, чем традиционные, реагировать наизменения спроса на рынке, они экономически эффективнее. Другое следствие информатизации– изменения в структурах крупных корпораций, рост числа и повышение жизнеспособностисредних и мелких фирм, наблюдаемое в конце ХХ века в развитых странах. Такие фирмысоздают сети производителей, обмениваются заказами и товарами в темпе, недоступномтрадиционной крупной корпорации середины ХХ века со сложно организованным иерархическивыстроенным управлением, неспособным быстро принимать решения. Разумеется, гигантскиекорпорации типа IBM существуют, но уже в наши дни они образуют работающие в режимеon-line сети с огромным количествоммелких и средних фирм.
В целом, в процессе перехода к информационному обществу возниклаформа организации, которую называют «сетевое предприятие». Известный американскийсоциолог М.Кастельс определяет ее следующим образом: специфическая форма предприятия,система средств которого составлена путем пересечения сегментов автономных системцелей. Поясняя это определение, заметим, что отдельные элементы такого обобщенногопредприятия могут работать как в автономном режиме, так и, в различных проектах,в различных фрагментах сети. Огромное число таких малых и средних предприятий ужеесть во всех развитых странах.
Еще одна характерная черта экономики информационногообщества – появление развитого рынка информационных продуктов и услуг. Этот рыноквключает секторы:
· деловойинформации (биржевая, финансовая, статистическая, коммерческая информация);
· профессиональнойинформации (по отдельным профессиям, научно-технической информации, доступа к первоисточникам);
· потребительскойинформации (новости, всевозможные расписания, развлекательной информации);
· услугобразования
и другие.
Рынок товаров и услуг при движении по путик информационному обществу также становится все более глобальным, несмотря на сохраняющиесяпроявления государственного протекционизма. Уже в наши дни доминирующие в мировойэкономике сегменты тесно связаны с мировым рынком; достаточно посмотреть на рынкиэнергоресурсов, важнейших видов сырья, транспортных услуг, в глобализации которыхРоссия принимает самое непосредственное участие.
При движении по пути к информационному обществуменяется и структура занятости населения. При этом утверждения типа того, что мирдвижется к «обществу мудрецов», и ему подобные, не имеют под собой никаких реальныхоснований. Вновь напомним: не следует делать из информационного общества очереднуюутопическую сказку. Даже среди лиц, занятых в так называемой информационной сфере,немало тех, кто имеет не очень высокий уровень образования и квалификацию.
Реальный анализ изменений в структуре занятостинаселения в развитых странах, более всего продвинувшихся по пути к информационномуобществу в конце ХХ века, приводит к следующим результатам:
· продолжаетуменьшаться доля населения, занятого сельскохозяйственным и традиционным промышленнымтрудом;
· увеличиваетсядоля населения, занятого в сфере услуг, нарастает разнообразие видов деятельностив этой сфере;
· быстрорастет число управленческих и технических рабочих мест;
· уменьшаетсядоля работников со средней профессиональной квалификацией с одновременным ростомна верхнем и нижнем уровнях квалификации;
· доля занятий,которые требуют высокого уровня образования, растет быстрее, чем для категории низкогоуровня.
Различия по этим показателям в разных развитыхстранах существенны, но влияние на каждый из них массового внедрения информационныхтехнологий несомненно.
Не подтверждаются, к счастью, предсказанияо том, что массовое внедрение информационных технологий приведет к массовой безработице.В конце ХХ века в развитых странах в этой сфере не происходило никаких драматическихсобытий; напротив, во многих из них безработица была ниже, чем в середине века.Наблюдался естественный для быстро меняющегося общества переток рабочей силы изодного сегмента экономики в другой. Появились такие новые формы организации трудакак гибкий рабочий день, работа на дому (в том числе и интеллектуальная) и т.д.
1.5 Проблема информационнойбезопасности личности, общества и государства
Как уже отмечалось, информационное общество отнюдь не есть обществовсеобщего благоденствия. Те же технологические факторы, которые порождают его позитивныечерты, порождают и новые, специфические опасности. Рассмотрим некоторые из них.
По мере продвижения к информационному обществу все более остройстановится проблема защиты права личности, общества и государства на конфиденциальность(т.е. секретность) определенных видов информации. Уже сегодня в странах, в которыхв массовом порядке используются компьютерные сети, предпринимаются огромные усилияпо охране информации. Каждый человек, доверяющий информацию о себе государственномуоргану или фирме, вправе рассчитывать на то, что она не будет разглашена или использованаему во вред.
Проблемы нарушения информационной безопасности актуальны и дляотдельных граждан, и для всевозможных фирм и организаций, и для страны в целом.
В последние годы мы имели возможность видеть, сколь тяжкими могутбыть последствия нарушения информационной безопасности личности, связанные с использованиемсовременных технологий.
Перечислим более конкретно некоторые опасности и проблемы, возникшиена пути к информационному обществу:
· реальнаявозможность разрушения информационными технологиями частной жизни людей и организаций;
· опасностьвсе большего влияния на общество со стороны средств массовой информации, и тех,кто эти средства контролирует;
· проблема отбора качественной и достоверной информации при большом ееобъеме;
· проблема адаптации многих людей к среде информационного общества, кнеобходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;
· столкновение с виртуальной реальностью, в которой трудно различимыиллюзия и действительность, создает у некоторых людей, особенно молодых, мало изученные,но явно неблагоприятные, психологические проблемы;
· переход к информационному обществу не сулит каких-либо перемен в социальныхблагах и сохраняет социальное расслоение людей; более того, информационное неравенствоможет добавиться к существующим видам неравенства и, тем самым, усилить социальнуюнапряженность;
· сокращение числа рабочих мест в экономике развитых стран, не компенсируемоеполностью созданием новых рабочих мест в информационной сфере, может привести копасному социальному недугу – массовой безработице.
Государственную политику России в обсуждаемой сфере отражает Доктринаинформационной безопасности Российской Федерации, принятая в 2000 г. Рассмотримосновные ее положения.
К объектам информационной безопасности РФ относятся:
· все видыинформационных ресурсов;
· праваграждан, юридических лиц и государства на получение, распространение и использованиеинформации, защиту информации и интеллектуальной собственности;
· системаформирования, распространения и использования информационных ресурсов, включающаяв себя информационные системы различного класса и назначения, библиотеки, архивы,базы и банки данных, информационные технологии и т.д.
· информационнаяинфраструктура, включающая центры обработки и анализа информации, каналы информационногообмена и телекоммуникации, механизмы обеспечения функционирования телекоммуникационныхсистем и сетей;
· системаформирования общественного сознания (мировоззрение, моральные ценности, нравственныеоценки, социально допустимые стереотипы поведения и взаимоотношения между людьми),базирующаяся на средствах массовой информации и пропаганды.
Национальные интересы РФ включают в себя:
а) соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданинав области получения информации и ее использования, обеспечение духовного становленияРоссии, сохранение и укрепление ценностей общества;
б) информационное обеспечение государственнойполитики РФ, связанное с доведением до российской и международной общественностидостоверной информации о государственной политике РФ;
в) развитие современных информационных технологий отечественнойиндустрии информации;
г) защита информационных ресурсов от несанкционированного доступа,обеспечение безопасности информационных и телекоммуникационных систем.
В доктрине формулируются методы обеспечения информационнойбезопасности страны, включая правовые, организационно-технические и экономические,а также особенности обеспечения информационной безопасности РФ в различных сферахобщественной жизни: экономической, политической, в сфере обороны, науки и техникии др.
Особенно актуальной для современной Россииявляется проблема обеспечения информационной безопасности в области науки и техники,в частности, проблема «утечки мозгов». Дело в том, что многие отечественные, в основном,молодые ученые эмигрируют за границу, имея перспективой хорошо оплачиваемую научнуюдеятельность. Часть этих ученых являются носителями важной научно-технической, экономической,оборонной информации. Ряд государств, в том числе и не дружественных России, прилагаютспециальные усилия, чтобы привлечь научных работников из стран, входивших ранеев СССР. В связи с этим, возникает проблема защиты научного потенциала нашей страны.
Одной из важнейших проблем в обсуждаемой сфере доктрина объявляетпроблему информационного неравенства, которое вносит раскол в общество иотчуждение между составляющими его группами населения; поэтому данная проблема имеетпрямое отношение к национальной безопасности. Особенно важно преодоление проявленийинформационного неравенства в образовании, поскольку:
·появиласьтенденция разделения образовательных учреждений на элитные и массовые с соответствующейразницей в ресурсном обеспечении;
·великоразличие уровней доходов семей учащихся;
·значителенразрыв в размерах финансового обеспечения образовательных учреждений в различныхрегионах страны.
Преодоление информационного неравенства является задачей первостепеннойгосударственной важности.
2 Элективный курс «Проблемысоциальной информатики»
Элективный курс «Проблемысоциальной информатики» в профильном обучении образовательной области информатиказанимает важное место в подготовке учеников к дальнейшему обучению, и предполагает повышение уровняобразования за счет углубленного изучения материала по коммуникационным технологиям.
Современный этап развитияобразования связан с широким использованием современных информационно-коммуникационныхтехнологий и возможностей, предоставляемых глобальной сетью Интернет. В России большоевнимание на государственном уровне уделяется информатизации общества в целом и сферыобразования в частности. В этой связи решающее значение приобретают знания связанныес ИКТ.
Курс разработан для учащихся10-11 классов, продолжительность обучения 1 года (30 аудиторных часов). Занятияпроводятся по одному часу в неделю.
Элективныйкурс «Проблемы социальной информатики» рассчитан на углубленное изучение темы ине входит в обязательный минимум содержания основного среднего образования по дисциплинеинформатика. Направленностькурса – развивающая, так как он ориентирован на удовлетворение и поощрение любознательностиучащихся.
При подготовке учащихся данногопрофиля приобретает значимость вопрос о реализации межпредметных связей всего образовательногопроцесса. Т.к. основным направлением в изучении курса является информационное общество.
Данныйкурс способствует развитию познавательной активности учащихся; творческого и операционногомышления; повышению интереса к информатике.
Организация занятий курса происходит в видебесед, диалогов, устных сообщений учащихся с последующей дискуссией, оформлениесообщений по истории социального общества и разбор решения различных задач в видетворческих работ.
Для текущего контроля усвоения материала рекомендуетсяпроводить небольшие зачетные работы, включая в них дифференцированные задания, аитоговый контроль провести в виде теста.
2.1 Цели и задачи
Задачи, предлагаемые в курсе интересны и частоне просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию учащихся и дает имвозможность проверить свои способности по информатике.
Организация занятий курса происходит в видебесед, диалогов, устных сообщений учащихся с последующей дискуссией, оформлениесообщений .
Для текущего контроля усвоения материала рекомендуетсяпроводить небольшие зачетные работы, включая в них дифференцированные задания, аитоговый контроль провести в виде теста.
Основная цель курса заключается в углубленииимеющихся у учеников знаний по проблемам социальной информатики, формировании основынаучного мировоззрения в области информатики и развитии интереса к информатике,как науке, расширение и углубление знаний полученных в школьном курсе информатикиИКТ на этапе старшей школы.
Задачи курса:
1)расширить представлений знаний учащихся оинформационном обществе;
2)дать представление об истории возникновенияинформационного общества;
3) создатьусловия для формирования и развития у учащихся интереса к изучению математики иинформатики; умение самостоятельно приобретать и применять знания;
4) развитьтворческие способности и коммуникативные навыки;
5) развитьу учащихся логическое и алгоритмическое мышление;
После прохождения элективного курса, обучаемыеовладевают следующими знаниями, умениями и способами деятельности:
- умеютработать с литературой;
-имеют представление об информационномобществе;
— имеют представление об информационной безопасности.
-имеют представление об информационных революциях;
3.Тематический план курса
№
урока
Тема урока
Вид урока
Введение в курс проблемы социальной информатики- 2 часа
1 Социальная информатика.
лекция
2 Основные проблемы
лекция
Понятиие «Информационное общество» — 2 часа
3 История информационного общества
лекция
4 Понятие информационного общества
лекция
Путь человечества к информационному обществу- 7 часов
5 Информационные революции общие понятия
лекция
6 Первая информационная революция
лекция
7 Вторая информационная революция
лекция
8 Третья информационная революция
лекция
9 Четвертая информационная революция
лекция
10
-11 Творческая игра «Умницы и умники»
практическое занятие
/>/>/>/>/>Информационные ресурсы- 4 часа
12 Понятие ресурса
лекция
13 Отраслевые информационные ресурсы
лекция
14 Информационные услуги
лекция
15 Диктант
практическое занятие
Экономика и структура труда в информационном обществе-3 часа
16,17 Экономика и структура труда в информационном обществе
лекция+
практическое занятие
18 Характерная черта экономики информационного общества
Лекция
Проблема информационной безопасности личности-4 часа
19,20 Национальные интересы
лекция
21,22 Доктрина информационной безопастности РФ
лекция+
практическое занятие
23 Методы обеспечения информационной безопасности
лекция
24-28 Участие в одном из образовательных проектов
проект
28-30
Итоговое тестирование
тест
ИТОГО
30
30 /> /> /> /> />
Заключение
В данной курсовой работе были рассмотрены проблемысоциальной информатики, а также разработан элективный курс не тему «Проблемы социальнойинформатики» в предпрофильном обучении информатике.
В первой части работы были выявлены главныеособенности социальной информатики как одной из важнейших направлений инновационнойдеятельности в сфере образования, выделены его основные цели и задачи. Основноевнимание было уделено элективным курсам как одному из компонентов предпрофильногообучения..
Во второй части данной работы, опираясь натеоретические результаты, был предложен авторский разработанный элективный курсна тему: «Проблемы социальной информатики». Было предложено содержание курса, тематическоепланирование курса, цели и задачи.
Список литературы
1. Гуде С.В.,Социальная информатика. Учебное пособие. / Гуде С.В., Ревин С.Б. Социальная информатикаМВД России. 2008.-238 с.
2. О.Э. Згадзай,С.Я.Казанцев, А.В.Филиппов. Социальная информатика. Учебник. – М.: ИМЦЙ ГУК МВДРосси, 2008. – 348 с.
3. Основысоциальной информатики. В 2-х томах: краткий курс в таблицах, схемах и примерах.Учебник / Богатов Д.Ф., Богатов Ф.Г.- М.: Приор, 2007.- 144 с., 166 с.
4. Социальнаяинформатика. Учебное пособие под ред. проф. Минаева. М.: УМЦ при ГУК МВД РФ, 2009.– 48 с.
5. Социальнаяинформатика: Учебное пособие для вузов (Гриф МО РФ) / Под ред.проф. Х.А.Андриашина,проф. С.Я.Казанцева – М.: Юнити-Дана, 2008.- 463 с.
6. Социальнаяинформатика: Учебник/ Каймин В.А.,2-е изд. перераб. И доп.- М: Инфра-М., 2006.-272 с.
7. Социальнаяинформатика: Учебник/ Под ред. Н.В.Макаровой, 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансыи статистика, 2005.- 768 с.
8. Социальнаяинформатика: Учебник для вузов/ Острейковский В.А., М: Высшая школа, 2006.- 511с.
9. Социальнаяинформатика: Учебник для вузов / Козырев А.А.- СПб: издательство Михайлова В.А.,2006.- 511 с.
10. Социальнаяинформатика / Турецкий В.Я. – 3-е изд., испр. И доп. – М.: Инфра-М, 2006.- 560 с.
11. Фундаментальныеосновы информатики: социальная информатика.: Учебное пособие для вузов / Колин К.К.– М.: Академ.проект: Деловая книга Екатеринбург, 2008.- 350 с.