Содержание
1. Основные понятия базданных. Теоретические сведения
1.1 Базы данных и системыуправления базами данных
1.2 Состав СУБД
1.3 Структура простейшейбазы данных
1.4 Безопасность базданных
1.5 Режимы работы сбазами данных
1.6 Объекты базы данных
2. Работа с базами данныхв OpenOffice.Org BASE
2.1 OpenOffice.org BASE
2.2 Использованиесправочной системы OpenOffice.org BASE
2.3 Создание базы данныхв OpenOffice.org BASE
2.4 Создание таблиц
2.5 Связи
2.6 Создание запросов
2.7 Создание запроса спомощью мастера запросов
3. Лабораторная работа №2. Создание базы данных «Библиотека»
4. Лабораторная работа №3
5. Контрольные вопросы
1. Основные понятия баз данных. Теоретическиесведения1.1 Базы данных и системы управления базами данных
База данных –это организованная структура, предназначенная для хранения информации. В современных базахданных хранятся не только данные, но и информация.
С понятиембазы данных тесно связано понятие системы управления базой данных. Это комплекспрограммных средств, предназначенных для создания структуры новой базы,наполнение ее содержимым, редактирование содержимого и визуализации информации.Под визуализацией информации базы понимается отбор отображаемых данных всоответствии с заданным критерием, их упорядочение, оформление и последующаявыдача на устройства вывода или передачи по каналам связи.
В миресуществует множество систем управления базами данных. Несмотря на то, что онимогут по-разному работать с разными объектами и предоставляют пользователюразличные функции и средства, большинство СУБД опираются на единый устоявшийсякомплекс основных понятий. 1.2 Состав СУБД
АрхитектураСУБД может быть представлена следующим образом:
/>
Язык описанияданных (ЯОД) – Средства описания данных в БД и связей между ними. Средствамиэтого языка описывается структура БД, форматы записей, пароли, защищающиеданные.
Языкманипулирования данными (ЯМД) – язык для выполнения операций над данными,позволяющий менять их строение.
Для различныхСУБД реализация этих уровней языков может быть различной. В одних случаях ЯОД иЯМД требует составления пользователем программы полностью “вручную”, в других(что отражает современную тенденцию) в СУБД присутствует средства визуальной(зримой, наглядной) разработки программ, как в OpenOffice.Org BASE. Для этого в современныхСУБД имеются редакторы экранных форм, отчетов. “Кирпичиками” (инструментами)таких редакторов являются поля различных видов (поля ввода, поля вывода,вычисляемые поля), процедуры обработки различных типов (формы ввода, таблицы,отчеты, запросы). На основании созданных пользователем объектов программы –генераторы формируют программный код на языке конкретной машины или напромежуточном языке. 1.3 Структура простейшей базыданных
база данныхуправление
Сразу поясним, что если в базе нет никаких данных(пустая база), то это все равно полноценная база данных. Этот факт имеетметодическое значение. Хотя данных в базе и нет, но информация в ней все-такиесть – это структура базы. Она определяет методы занесения данных и хранения ихв базе. Простейший «не компьютерный» вариант базы данных – деловой ежедневник,в котором каждому календарному дню выделено по странице. Даже если в нем незаписано ни строки, он не перестает быть ежедневником, поскольку имеетструктуру, четко отличающую его от записных книжек, рабочих тетрадей и прочейписчебумажной продукции.
Базы данныхмогут содержать различные объекты. Основными объектами любой базы данныхявляются ее таблицы. Простейшая база данных имеет хотя бы одну таблицу.Соответственно, структура простейшей базы данных тождественно равна структуреее таблицы.
Структурудвумерной таблицы образуют столбцы и строки. Их аналогами в простейшей базеданных являются поля и записи. Если записей в таблице пока нет, значит, ееструктура образована только набором полей. Изменив состав полей базовой таблицы(или их свойства), мы изменяем структуру базы данных и, соответственно,получаем новую базу данных.1.4 Безопасность баз данных
Базы данных –это тоже файлы, но работа с ними отличается от работы с файлами других типов,создаваемых прочими приложениями.
Для базыданных предъявляются особые требования с точки зрения безопасности, поэтому вних реализован другой подход к сохранению данных.
Базы данных –это особые структуры. Нередко с одной и той же базой работают тысячи людей повсей стране. Поэтому целостность содержимого базы не может и не должна зависетьни от конкретных действий некоего пользователя, забывшего сохранить файлы передвыключением компьютера, ни от перебоев в электросети.
Проблемабезопасности баз данных решается тем, что в СУБД для сохранения информациииспользуется двойной подход. В части операций, как обычно, участвуетоперационная система компьютера, но некоторые операции сохранения происходят вобход операционной системы.
1.5 Режимы работы с базамиданных
Обычно сбазами данных работаю две категории пользователей. Первая категория –проектировщики. Их задача состоит в разработке структуры таблиц базы данных исогласование ее с заказчиком.
Втораякатегория исполнителей, работающих с базами данных, — пользователи. Ониполучают исходную базу данных от проектировщиков и занимаются ее наполнением иобслуживанием.
СоответственноСУБД имеет два режима работы: проектировочный и пользовательский. Первый режимпредназначен для создания или изменения структуры базы и создание ее объектов.Во втором режиме происходит использование ранее подготовленных объектов длянаполнения базы или получения данных из нее.1.6 Объекты базы данных
Таблицы.
Таблицы – это основные объекты любой базы данных.Во-первых, в таблицах хранятся все данные, имеющиеся в базе, а во-вторых,таблицы хранят и структуру базы (поля, их типы и свойства).
Запросы.
Эти объекты служат для извлечения данных изтаблиц и предоставления их пользователю в удобном виде. С помощью запросоввыполняют такие операции как отбор данных, их сортировку и фильтрацию. Спомощью запросов можно выполнять преобразования данных по заданному алгоритму,создавать новые таблицы, выполнять автоматическое наполнения таблиц данными,импортированными из других источников, выполнять простейшие вычисления втаблицах и многое другое.
Формы.
Если запросы – это специальные средства дляотбора и анализа данных, то формы – это средства для ввода данных. Смысл их тотже – предоставить пользователю средства для заполнения только тех полей,которые ему заполнять положено. Одновременно с этим в форме можно разместитьспециальные элементы управления (счетчики, раскрывающиеся списки,переключатели, флажки и прочее) для автоматизации ввода. Преимущества формраскрываются особенно наглядно, когда происходит ввод данных с заполненныхбланков. В этом случае форму делают графическими средствами так, чтобы онаповторяла оформление бланка – это заметно упрощает работу наборщика, снижаетего утомление и предотвращает появление печатных ошибок.
Отчеты.
По своимсвойствам и структуре отчеты во многом похожи на формы, но предназначены толькодля вывода данных, причем для вывода не на экран, а на принтер. В связи с этимотчеты отличаются тем, что в них приняты специальные меры для группированиявыводимых данных и для вывода специальных элементов оформления, характерных дляпечатных документов.
/>/>/>2. Работа с базами данных в OpenOffice.Org BASE 2.1 OpenOffice.org BASE
Находясь в базе данных OpenOffice.org, можнопользоваться данными, хранящимися в различных форматах файлов баз данных.Исходно база данных OpenOffice.org поддерживает некоторые обычные файловыеформаты баз данных, например dBase. Кроме того, можно использовать базу данныхOpenOffice.org для подключения к внешним реляционным базам данных, например, кбазам данных MySQL или Oracle. 2.2 Использование справочнойсистемы OpenOffice.org BASE
Во время работы часто возникают вопросы по выполнению тех или иныхзадач. OpenOffice.org BASE имеет хорошую справочную систему, которая поможет ответитьпрактически на любой вопрос. Для вызова справки выберете пункт Вызов справки.2.3 Создание базы данных в OpenOffice.org BASE
Чтобы создать новый файл базы данных, выберитекоманду меню Файл — Создать — База данных.
С помощью мастера баз данных можно создать файлбазы данных и зарегистрировать новую базу данных в OpenOffice.org Base.
Чтобы открыть файл базы данных, выберите командуменю Файл — Открыть. Из списка Тип файла выберите для просмотра толькоДокументы базы данных. Выберите документ базы данных и щелкните Открыть.
2.4 Создание таблиц
Рассмотримсоздание таблицы на примере. Создадим таблицу, содержащую информацию о книгах,хранящихся в библиотеке.
Для созданиятаблицы откройте файл базы данных, в которой требуется создать новую таблицу.Щелкнете значок Таблицы. Чтобы создать новую таблицу, выберите Создание таблицыв режиме дизайна.
Теперь можносоздать поля для таблицы в режиме дизайна (Рисунок 1).
/>
Рисунок 1
Введите новыеполя в строки сверху вниз. Щелкните ячейку Имя поля и введите имя для каждогополя данных.
В следующейячейке справа определите Тип поля. Щелкнув в этой ячейке, выберите тип поля изсписка.
В каждое полеможно вводить данные, соответствующие заданному типу. Например, нельзя ввеститекст в числовое поле. Поля записок в формате dBase III являются ссылками навнутренне управляемые текстовые файлы, которые могут содержать до 64 КБ текста.
Для каждогополя можно ввести Описание. Текст описания будет возникать в виде всплывающейподсказки при наведении курсора на заголовок в представлении таблицы.
Введитесвойства для каждого выбранного поля данных. В зависимости от типа базы данныхнекоторые возможности ввода могут быть недоступны.
В полеЗначение по умолчанию введите содержимое по умолчанию для каждой новой записи.Это содержимое потом можно будет изменить.
В поле Обязательноеукажите, может ли поле оставаться пустым.
В поле Длинаможно открыть список с вариантами выбора. После того как все поля будутзаполнены, откройте таблицу для заполнения, для этого в окне базы данныхщелкните два раза левой кнопкой мыши на названии таблицы. Заполненная таблицавыглядит следующим образом (Рисунок 2).
/>
Рисунок 22.5 Связи
При существовании связей между именем поля водной таблице и именем поля в другой таблице эти связи можно использовать взапросе.
Если, к примеру, имеется электронная таблица длякниг с названием издательства и электронная таблица, в которой хранятся адресаи главные редакторы всех издательств, то существует связь между двумя полямиданных «название издательства». Теперь, чтобы создать запрос всехкниг и адресов их издания, необходимо получить данные из двух электронныхтаблиц. Для этого требуется указать в OpenOffice.org base, какая связьсуществует между данными этих электронных таблиц.2.6 Создание запросов
Если вам часто приходится обращаться только кподмножеству своих данных, которые могут быть хорошо определены условиемфильтра, рекомендуется составить запрос. По сути, это просто новое представлениеотфильтрованных данных. Открыв запрос, вы увидите текущие данные в видетаблицы, которую вы определили.2.7 Создание запроса с помощью мастера запросов
Для создания нового запроса в OpenOffice.org BASE можно использоватьМастер запросов:
1. Откройтефайл базы данных, в котором нужно создать новый запрос.
2. Влевой области окна базы данных щелкните значок Запросы.
3. Установитефлажок Использовать мастер для создания запросов.Лабораторная работа № 1. Создание простейшейбазы данных
1. ЗапуститеOpenOffice.Org BASE (Пуск — Программы — OpenOffice.Org — OpenOffice BASE).
2. Появитсяокно Мастера баз данных
/>
Рис. 2. Мастер баз данных OpenOffice BASE
3. Впоявившемся окне необходимо оставить вариант «Создать новую базу данных» инажать кнопку «Далее».
4. Далеепоявляется окно с предложением действий, выполняемых после сохранения базыданных. Оставьте все, как есть (по умолчанию) и нажмите кнопку «Готово».
/>
Рис. 3. Мастер баз данных OpenOffice BASE
5. Послеэтого появится окно с предложением сохранить новую базу данных на дискекомпьютера.
/>
Рис. 3. Сохранение базы данных OpenOffice BASE
В данном окне найдите свою рабочую папку, в «Имя файла» введите «BASE_1» и нажмите кнопку«Сохранить»:
/>
Рис. 3. Сохранение базы данных OpenOffice BASE
6. Созданиетаблиц в OpenOffice BASE.
После создания базы данных появится стартовое окно программы:
/>
Рис. 6. Интерфейс OpenOffice BASE
- Стартовоеокно базы данных кроме вкладок для основных объектов, содержит командныекнопки: Открыть, Конструктор, Создать. С их помощью и выбирается режим работы сбазой.
- КнопкаОткрыть открывает избранный объект. Если это таблица, то ее можно просмотреть,внести новые записи или изменить те, что были внесены ранее.
- КнопкаКонструктор тоже открывает избранный объект, но по-другому. Она открывает егоструктуру и позволяет править не содержимое, а устройство. Если это таблица, внее можно вводить новые поля или изменять свойства существующих полей.
- Еслиэто форма, в ней можно изменять или создавать элементы управления. Очевидно,что этот режим служит не для пользователей базы, а для ее разработчиков.
- Действиекнопки Создать соответствует ее названию. Она служит для создания новыхобъектов. Этот элемент управления тоже предназначен для проектировщиков базы.
7. Вокне «База дынных» Выберите вкладку «Таблицы» и в окне «Задачи» нажмите«Создать в режиме дизайна».
8. Вмакет таблицы введите следующие данные:
/>
Рис. 5. Создание макета таблицы
В первый и последний столбец в «тип поля» ввести «Текст [VARCHAR]», а в остальные«Вещественное [REAL]»
9. Теперьнажмите «Сохранить». Появится окно:
/>
Рис. 8. Сохранение таблицы
Введите «Нач-таб».
/>
Рис. 9. Сохранение таблицы
Появится окноследующего содержания:
/>
Рис. 10. Диалоговое окно о создании первичного ключа.
Нажмитекнопку «Да».
Далее в окне:
/>
Рис. 10. Задание автозначения для идентификатора
В поле ID В поле «Автозначение»выберите «Да». Данный параметр позволит автоматически генерировать значениеидентификаторов строки. Нажмите «Сохранить». Закройте окно.
Теперьинтерфейс программы имеет вид (в списке таблиц появилась таблица «Нач-таб»):
/>
Рис. 10. Список таблиц в программе
10. Нажмитедва раза на таблице «Нач-таб» и подготовьте таблицу следующего содержания:
/>
Рис. 8. Исходные данные для заполнения таблицы
Сохраните заполненную таблицу («Сохранить текущую запись»).
/>
Рис. 8. Созданная таблица с добавленными в нее записями
Отсортируйтезаписи в таблице по полю I, мА путем нажатияна соответствующем значке />.
3. Лабораторная работа № 2. Создание базы данных «Библиотека» Разработка структуры базыданных.
На первомэтапе создания базы данных необходимо решить, что именно должно храниться вбазе. К примеру, мы создаем нашу базу данных «Библиотека» для храненияследующей информации: название книги, автор, шифр книги, название издательства,адрес издательства, главный редактор, количество экземпляров книги.
Очевидно, чтоесли поместить всю эту информацию в одну таблицу мы столкнемся с проблемойизбыточных данных. Для того, чтобы избежать этого информация разбивается нанесколько таблиц, что позволяет оптимально использовать память, этот процессназывается нормализацией. В нашем случае создадим две таблицы:
1) таблица«книги», содержащая поля название книги, шифр, автор, название издательства,количество экземпляров, и так как нам необходимо ключевое поле добавим поленомер книги;
2) таблица«издательства», содержащая поля название издательства, адрес издательства,главный редактор, в данном случае ключевым полем выберем название издательства.
Между этимитаблицами будет связь «один ко многим», так как несколько книг могут издаватьсяв одном издательстве (таблица «книги»), названия издательств не совпадают(таблица «издательства»).
Теперь можноприступить к непосредственному созданию базы данных.Создание базы данных.
Открываемприложение OpenOffice.org Base (Пуск — Программы — OpenOffice.Org — OpenOffice.Org Base). Перед нами появляетсямастер базы данных (Рисунок 11)
/>
Рисунок 11
Выбираемпункт Создать новую базу данных и жмем кнопку Далее.
Следующимшагом выбираем Зарегистрировать базу данных и Открыть базу на редактирование,после чего нажимаем кнопку Готово (Рисунок 12).
Если базаданных не зарегистрирована, она не будет доступна для других модулей, таких какWriter и Calc.
Появляетсядиалог, в котором мы пишем имя нашей базы данных и выбираем место ее сохранения(Рисунок 13).
/>
Рисунок 13
В результатебудет открыто окно OpenOffice.org Base. Когда оно открывается, возможно,выделенной будет иконка Формы. Нажмите на значок Таблицы, чтобы выделить его (Рисунок14)
/>
Рисунок 14
Чтобыприступить к созданию таблицы выберите пункт Создать таблицу в режиме дизайна.Появляется окно проектирования таблицы, в которое мы будем помещать заголовкиполей (Рисунок 15). Создадим таблицу «Книги».
/>
Рисунок 15
В колонку Имяполя записываем названия полей в удобной для нас очередности, в колонке типполя выбираем тип данных, которые будет содержать это поле (Рисунок 16).
Типы вводимыхполей:
- Номеркниги — целое число [INTEGER].
- Шифр— текстовый, так как он может содержать и буквы и цифры.
- Названиекниги, автор и название издательства — текстовые.
- Количествоэкземпляров — целое число.
/>
Рисунок 16
Послезаполнения всех полей щелкаем правой кнопкой мыши на прямоугольник слева отполя номер, в выпавшем контекстном меню выбираем пункт Первичный ключ.
Сохраняемизменения (называем таблицу именем «Книги») и закрываем окно редактирования.
Теперь, еслимы посмотрим в главное окно базы данных, мы увидим, что в правом нижнем разделеТаблицы появилась наша таблица «Книги» (Рисунок 18).
/>
Рисунок 18
Щелкнем на нее два раза левой кнопкой мыши, таблица откроется длязаполнения, внесем в нее данные (Рисунок 19).
/>
Рисунок 19
Вторуютаблицу создаем аналогичным способом (Создаем структуру таблицы сиспользованием Создать таблицу в режиме дизайна, добавляем новые записи). Врезультат отображен на Рисунке 20.
/>
Рисунок 20
Составлениеструктуры таблицы «Издательства»
После того,как все таблицы созданы, приступаем к созданию связей. Создание связей.
Чтобы приступить к созданию связей выберите пунктменю Сервис – Связи (Рисунок 3).
/>
Рисунок 3
Выбрав пунктсвязи, мы увидим диалог добавления таблиц (Рисунок 4).
/>
Рисунок 4
Необходимодобавить сюда таблицы, которые связаны с другими таблицами. А для наглядностилучше добавить все таблицы данной базы данных.
Есть дваварианта создания связи:
Выбираемпункт меню Вставка — Создать связь. Появляется модальный диалог (Рисунок 5).
/>
Рисунок 5
В нем мыосуществляем все необходимые настройки и в результате получаем отображение всехтаблиц и связей между ними. Данные таблицы связаны у нас полем «Названиеиздательства».
Такого жеэффекта можно добиться следующим образом:
Щелкните имя поля в таблице (например, имя поля«название издательства» из таблицы книг), удерживая кнопку мыши, иперетащите имя поля на имя поля другой таблицы («названиеиздательства» из таблицы издательств). Если отпустить кнопку мыши,появляется линия, соединяющая эти два поля в двух окнах.
Чтобы удалить связь между двумя таблицами,щелкните соединительную линию и нажмите клавишу DELETE, или выделите соединительныйвектор с помощью клавиши TAB, вызовите контекстное меню, нажав клавишиSHIFT+F10, и выберите команду Удалить.
Теперь можем приступитьк созданию запросов. Создание запросов
Для начала создадим запрос сортировки данных потаблице «книги». Чтобы создать запрос, щелкните значок Запросы в документе базыданных, а затем щелкните Создать запрос в режиме дизайна.
Определение запроса выполняется в нижней областиокна. Чтобы определить запрос, укажите имена полей базы данных, которыетребуется включить, а также условия отображения полей. Чтобы переупорядочитьстолбцы в нижней области конструктора, перетащите заголовок столбца в новоерасположение или выберите столбец и нажмите CTRL и клавишу со стрелкой.Создадим запрос, который будет выводить количество книг, в библиотеке (Рисунок21).
Заходим врежим дизайна запросов и добавляем туда таблицу «книги», после чего выбираеминтересующие нас поля и ставим сортировку по возрастанию для поля «название»(Рисунок 21)
/>
Рисунок 21
Закройте окно создания запросов. Чтобы проверитьзапрос, дважды щелкните его имя в документе базы данных. Результат запросаотобразится в таблице, аналогичной представлению источника данных, такжерезультаты запроса можно посмотреть, не выходя из режима дизайна, для этогонужно выбрать пункт меню Вид — Вид или просто нажать клавишу F4.
Результатыданного запроса показаны на Рисунке 22.
/>
Рисунок 22
Для тогочтобы знать сколько различных наименований книг хранится в библиотеке создадимследующий запрос. В режиме дизайна запросов (аналогично предыдущему запросу)добавляем таблицу «книги», для подсчета книг можно воспользоваться полем «номеркниги». Выбираем это поле, пишем псевдоним «количество наименований книг» ивыбираем функцию счетчик (Count) (Рисунок 23)
/>
Рисунок 23
Псевдонимнесет смысловую нагрузку.Создание форм.
Далее можносоздать форму, формы могут создаваться на основе таблиц или на основе запросов.Мы создадим форму, которая будет отображать все данные о книге с возможностьюих добавления.
Для создания новой формы в OpenOffice.org baseможно использовать Мастер форм:
1. Еслифайл базы данных, в котором нужно создать новую форму, не открыт, то откройтеего.
2. Влевой области окна базы данных щелкните значок Формы.
3. Установитефлажок Использовать мастер для создания формы.
Открываем Мастерформ и приступаем к выполнению шагов.
Шаг 1.Помещаем в форму все поля таблицы «книги» (Рисунок 25)
/>
Рисунок 25
Шаг 2.Выбираем добавление субформы (Рисунок 26)
/>
Рисунок 26
Шаг 3.Выбираем поля для субформы (это будут поля «адрес» и «главный редактор» таблицы«издательства»).
Шаг 4. Наэтом шаге не меняем ничего (Рисунок 28).
/>
Рисунок 28
Шаг 5.Выбираем расположение элементов на форме. В данном случае столбцы подписирасполагаются слева и на основной форме и на субформе (Рисунок 29).
/>
Рисунок 29
Шаг 6. Здесьзадаем условие, что в форме будут отображены все данные, но их нельзя изменятьи удалять, можно только добавлять новые данные (Рисунок 30).
/>
Рисунок 30
Шаг 7. Выбираемоформление формы. Мы выбрали светло-синий фон и трехмерный вид поля.
Шаг 8. Назаключительном шаге задаем имя формы как «информация о книгах» и отмечает, чтопосле заполнения формы хотим с ней работать (Рисунок 32).
/>
Рисунок 32
Послезавершения последнего шага жмем кнопку «Готово», на этом создание формызакончено.Создание отчетов
Для созданияотчета, выбираем мастер отчетов.
Для создания нового отчета в OpenOffice.org BASE необходимо выполнитьследующую последовательность действий:
1. Откройтефайл базы данных, в которой необходимо создать новый отчет, если он у Вас неоткрыт.
2. Влевой области окна базы данных щелкните значок Отчеты.
3. Выберитезадачу «Использовать мастер для создания отчета».
Использование и изменение отчетов баз данных.
Выбор полей.
Указывается таблица или запрос, для которого создаетсяотчет, и поля, которые нужно включить в отчет.
В данном случае сделаем отчет по количествунаименований. Поэтому выбираем второй созданный Вами запрос, добавляем поле«Количество наименований».
Указывается, что будут обозначать поля.
Группировка.
Записи отчета можно группировать на основезначений одного или нескольких полей. Выберите поля, по которым будетсгруппирован итоговый отчет. В отчете можно группировать до четырех полей. Пригруппировке нескольких полей OpenOffice.org base создает вложенные группысогласно их уровню группировки.
Параметрысортировки.
Выберите поля, по которым требуется сортироватьотчет. Поля можно сортировать по четырем уровням, на каждом — по возрастаниюили по убыванию. Сгруппированные поля можно сортировать только внутри соответствующихгрупп.
Выберите разметку из разных шаблонов и стилей иориентацию страницы (книжную или альбомную).
Отчет можно создать как статический или какдинамический отчет. При открытии динамического отчета он отображается с текущимсодержимым. При открытии статического отчета всегда отображаются те данные,которые содержались в этом документе в момент его создания.
Отчеты,построенные на основе таблиц, будут статическими, то есть будут отображатьтолько ту информацию, которая содержалась в таблице во время их создания. Длясоздания отчета, который каждый раз будет предоставлять полную информацию нужнопостроить его на основе запроса. На Рисунке 33 приведен пример отчета.
/>
Рисунок 33
На этомсоздание элементарной базы данных «библиотека» закончено. Естественно, эта базаявляется лишь «пробой пера», но она также является основой, опираясь на которуюможно построить более функциональную базу данных.
4. Лабораторная работа № 3
1. Создайтес помощью Мастера таблицу, содержащую поля: Код Адреса, Фамилия, Имя, Телефон,Страна. При создании таблицы с помощью Мастера предлагается более 40 образцовтаблиц, предназначенных для использования в личных или деловых целях, каждая изкоторых содержит соответствующий набор полей. Остается выбрать образцы полей,после чего Мастер автоматически создает таблицу.
2. Втаблицу, созданную при выполнении предыдущего задания, добавьте в режимедизайна поле Год рождения.
3. Добавьтепроизвольные данные в количестве 10 записей.
3. Втаблице, созданной при выполнении второго задания, отсортируйте фамилии поалфавиту.
4. Уметьобъяснить процесс выполнения предложенных в лабораторной работе заданий.
5. Контрольные вопросы
Вампредлагается ответить на следующие вопросы письменно. Разрешается пользоватьсяданным пособием и справочной системой OpenOffice.Org. Лист с ответами предъявить преподавателю.
1. Что такое база данных?
2. Можно ли утверждать, чтосовокупность пустых таблиц является также базой данных?
3. Что такое таблицы?
4. Что такое запросы?
5. Что такое формы и какоеих назначение?
6. Что такое отчеты? Какиевиды отчетов существуют в OpenOffice.Org BASE?