Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Подсистема визуальной генерации отчётов в рамках информационно-образовательного портала

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
«Донскойгосударственный технический университет»
Кафедра «Программноеобеспечение вычислительной техники и автоматизированных систем»
ДИПЛОМНАЯРАБОТА
Тема: Подсистема визуальной генерации отчётов в рамках информационно-образовательногопортала

/>/>/>/>/>Реферат
Ключевыеслова: ОТЧЁТ, КОНСТРУТОР, ГЕНЕРАТОР, КОНСТРУКТОР ЗАПРОСОВ, ТАБЛИЦА, ИНФОРМАЦИЯ,ОТНОШЕНИЕ, ГРУППИРОВКА, ИНТЕРФЕЙС, ФОРМАТИРОВАНИЕ, ПЕЧАТЬ, ДАННЫЕ.
В данном дипломе«Подсистема визуальной генерации отчётов в рамкахинформационно-образовательного портала» рассматривается:
· разработкабезопасной схемы обработки персональных данных конструктором запросов;
· разработкамодулей конструктора запросов к персональным данным;
· разработкамодулей конструктора отчётов;
· разработкаудобного интерфейса пользователей;
· разработкамодулей авторизации.
/>/>Введение
В настоящеевремя всеобщей компьютеризации, чтобы облегчить и ускорить процессы, связанныес работой с большим количеством данных, создаётся множество баз данных иавтоматизированных систем управления ими.
Одной изглавных задач информационных систем является оперативное представлениеинформации, необходимой для принятия решений. Вместе с тем, структурасовременных систем управления базами данных, на которых основаны информационныесистемы, ориентирована в первую очередь на компактное, защищённое инепротиворечивое хранение информации, а не на оптимизацию произвольной выборкии представление данных. Вследствие этого, информация, хранящаяся винформационных системах, как правило, используется не эффективно. Главнойпроблемой становится не хранение информации, а предоставление её конечномупользователю в виде отчёта в нужном контексте.
Созданиеотчётов в наше время — нужный и важный процесс в любой сфере деятельностичеловека. Но на то, чтобы собрать нужные данные для конкретного отчёта,приходится вручную перебирать большое количество информации (поднимать старыедокументы, и обращаться к базам данных).
Системаавтоматизации не может заменить человека, но может повлиять на скоростьобработки информации, стиль и качество учетной работы за счет выполнения многихтехнических функций. В первую очередь это касается автоматизации формированияразнообразных форм отчетности. Особенно остро проблема быстрой и удобной генерацииотчётов стоит в высших учебных заведениях, где имеется огромная организационнаяструктура разных процессов, которые тесно связаны и взаимодействуют друг сдругом (бухгалтерия, деканат, отдел маркетинга, учебный отдел, отдел кадровстудентов ВУЗа, и.т.д.).
Из всейсовокупности информации, накопившейся в процессе работы того или иного учебногозаведения очень сложно найти и объединить воедино те мелкие частицы, нужные длясоздания полноценного отчёта.
Для тогочтобы по максимуму упростить этот сложный процесс, были созданы программныесредства для автоматической генерации отчётов по нужным критериям.
Генераторотчётов - программа, позволяющая представить информацию в удобочитаемомструктурированном виде. Другими словами сделать из данных информацию (документ,отчёт), который можно распечатать или сохранить в различных электронныхформатах.
Средиосновных функций, выполняемых программами учета можно выделить:
· автоматизациярасчетов;
· структурированноехранение данных;
· составление иучет первичных документов;
· формированиеразличных форм и сводов отчетности.
Главной цельюпреддипломной практики является разработка проекта подсистемы визуальнойгенерации отчётов в рамках информационного портала Донского государственноготехнического университета.
Планируетсяразработать такую подсистему, которая органично интегрируется в инфраструктурууниверситета, и позволит пользователю строить отчеты на основе данных разныхотделов. Кроме того, планируется предоставить пользователю механизмы создания,редактирования и хранения отчетов, исключающие необходимость прохожденияпользователем дополнительных курсов./>

1. АНАЛИТИЧЕСКИЙОБЗОР СРЕДСТВ ВИЗУАЛЬНОЙ ГЕНЕРАЦИИ ОТЧЁТОВ
 1.1 Введение в предметную областьВпоследние годы на первый план выдвигается новая отрасль — информационнаяиндустрия, связанная с производством технических средств, методов, технологийдля производства новых знаний. Эта индустрия тесно связана с развитиемкомпьютерных технологий.
Винформационном обществе доминирует производство информационного продукта, аматериальный продукт отходит на второй план в силу своей сложности.
В результатепоявились противоречия между ограниченными возможностями человека по восприятиюи переработке информации и существующими массивами хранящейся и передаваемойинформации. Возникло большое число избыточной информации, в которой иногдатрудно сориентироваться и выбрать нужные сведения. Для решения подобных проблемприменяются автоматизированные базы данных. Они стали неотъемлемой частьюпрактически всех компьютерных систем – от отрасли до отдельного предприятия.
За последниенесколько лет вырос уровень потребительских качеств систем управления базамиданных (СУБД): разнообразие поддерживаемых функций, удобный для пользователяинтерфейс, сопряжение с программными продуктами, в частности с другими СУБД, возможностидля работы в сети и т.д. СУБД позволяет сводить воедино информацию из самыхразных источников (электронные таблицы, другие базы данных) и помогает быстронайти необходимую информацию, донести ее до окружающих с помощью отчетов,графиков или таблиц.
Для обработки данных, полученных от объектов, реализованавозможность выполнять различного рода отчёты. Отчет позволяет систематизироватьданные от объекта за определённый интервал времени, представить данные как втабличной, так и в графической (графики, диаграммы) форме, показать общуюстатистику объекта.1.2 Сравнение программных средств генерации отчётов
Генерацияотчетов является популярной задачей для разработчиков программного обеспечения.Существует как специализированное ПО для выполнения задач конструирования игенерации отчетов, так и утилиты и библиотеки, входящие в состав другихпрограммных средств и систем (например, в состав СУБД). Ниже, длясравнения функциональных характеристик, реализующих создание отчётов будутрассмотрены следующие программные средства: Actuate Reporting System, FastReports, Crystal Reports,а также описаны возможности системы конструирования отчетов MS Access 2003,входящей в состав Microsoft Office 2003.1.2.1 Actuate Reporting System 2.0
Поднаблюдением специалистов по информационным технологиям объектно-ориентированныйпакет хорошо справляется с большими объемами данных и сложными отчетами о БД.
Добавлениесервера отчетов и энциклопедии для совместного использования отчетных объектовк продуктам корпорации Actuate Software для генерации отчетов о базах данныхпревращает ПО этой фирмы в мощную клиент-серверную систему для организаций, вштате которых есть специалисты, способные использовать объектно-ориентированнуютехнологию, заложенную в этих продуктах.
Компании,которым нужен механизм распространения больших объемов сложной отчетнойинформации по разным подразделениям, смогут решить большинство проблем спомощью недавно выпущенного продукта Actuate Reporting System 2.0. Этот пакетпредлагает всеобъемлющие функции защиты пользователей и групп, поддерживаетоперационные системы Unix и Windows NT и может автоматически генерировать макетыотчетов, а также выдавать страницы отчетов по запросу.
Однако комплекту Actuate недостает инструментов дизайна,которые давали бы пользователям возможность изменять параметры отчетов исоздавать специализированные отчеты. Этот пробел ограничивает круг пользователейпродукта программистами отделов информационных технологий (ИТ). 1.2.2Fast Reports
Fast Reports,Inc - российская компания по разработке программного обеспечения дляформирования отчетов.
Компания FastReports занимается активной разработкой и продвижением своего, нынефлагманского продукта, генератора отчетов FastReport.
FastReport –один из лучших генераторов отчетов для сред разработки Delphi и C++ Builder.Обладает рядом неоспоримых преимуществ:
· кроссплатформенность.FastReport полностью написан на Object Pascal. Используя библиотеку Kylix,FastReport генерирует одинаковые отчеты и в операционной системе Windows, и воперационной системе Linux;
· малый объёмшаблонов и высокая скорость построения отчетов. FastReport превосходит всесуществующие разработки для Delphi и C++ Builder по производительности. Кромеэтого, почти все существующие генераторы отчетов для этих сред разработкипредполагают компиляцию шаблонов отчетов в исполняемый файл, что не позволяетредактировать шаблон без перекомпиляции. FastReport создаёт небольшие по объёмувнешние файлы;
· FastReport нетребует дополнительных библиотек и органично встраивается в исполняемый файл,незначительно увеличивая его размер;
· локализация.FastReport поддерживает более 20 языков мира;
· механизмы доступак данным. FastReport способен работать более чем с 10 драйверами данных, атакже использовать ODBC, OLE DB, ADO, для доступа к данным;
· гибкость исамостоятельность. Уникальный внутренний формат отчетов позволяет непривязывать их к приложениям, использующим FastReport. В конечных отчетахпользователь легко сможет создавать переменные, добавлять поля и редактироватьэлементы отчета;
· встроеннаявозможность конструирования диалогов для ввода начальных условий;
· форматы отчетов.Множество фильтров экспорта позволяет сохранить готовый отчет в любой изформатов: HTML, RTF, CSV, TXT, PDF, EML, JPG, BMP, GIF, XLS;
· простотаразработки новых компонент для отчетов. Существует множество компонентов,разработанных сторонними производителями;
· полнаямногопоточность, что позволило встраивать в многозадачные среды (в том числе,клиент-серверные, для WEB отчетности).
Возможностиклиент-серверной архитектуры:
· построениеотчетов любой сложности на стороне сервера по запросу клиента безнепосредственного доступа клиента к серверу баз данных;
· обслуживаниенескольких клиентов сервером в различных потоках позволяет добиться высокойнагрузочной способности и минимизации времени;
· применениепротокола передачи данных HTTP (RFC 2068 ) позволяет использовать большоеколичество уже существующих программ, таких как web-браузеры (InternetExplorer, Netscape Navigator, Mozilla, Opera и др.), Proxy-серверы, web-серверы(Internet Information Server, Apache и др.) для совместной работы без дополнительныхтрудоемких решений;
· применениетехнологий сжатия на основе алгоритма GZip (RFC 1952 ) уменьшает сетевой трафики увеличивает общую производительность клиент-сервер системы; использование вкачестве клиента не только внутренний компонент FastReport, но и любогоweb-браузера.
На основедизайнера отчетов FastReport был выпущен продукт, ориентированный на конечныхпользователей, FastReport Studio. FR Studio явил собой полноценный дизайнеротчетов для пользователей не владеющих знаниями языков программирования, нознающих что такое база данных и умеющих с ней работать.
Корпоративнаяотчетность стала еще проще, благодаря FastReport Studio Business Edition,входящей в состав FastReport Server и, являющейся неотъемлемым инструментом в процессесоздания дизайна отчетных документов.  1.2.3 CrystalReports
CrystalReports компании Business Objects/Crystal Decisions – мировой лидер средигенераторов отчетов, основные возможности которого: доступ почти к любым данными динамическое форматирование информации; интеграция результатов ввеб-приложения и приложения для Windows; расширение возможностей конечныхпользователей в области просмотра, взаимодействия и создания отчетов.
CrystalReports обеспечивает широкие возможности использования разнообразных источниковданных, облегчая доступ к источникам корпоративной информации и удовлетворяяинформационные запросы конечных пользователей. Если необходим доступ к базамданных, файлам, журналам, системным приложениям (CRM, ERP и т.д.) илипрограммным элементам, всегда можно использовать Crystal Reports.
Функциональныевозможности Crystal Reports:
· свыше 35драйверов данных. Доступ к информации практически в любых форматах, включаясобственный интерфейс, а также подключение с помощью ODBC, OLE DB и к различнымисточникам данных: реляционным, OLAP, XML, наследуемым и корпоративнымсистемам. Такими источниками данных могут быть СУБД Oracle, IBM DB2, Sybase, MicrosoftSQL Server и Informix;
· настраиваемыеданные. Доступ к определенным пользователем (в памяти) прикладным данным путемподключения к поставщикам данных JavaBeans, ADO.NET и COM;
· полный контроль надподключениями к базам данных;
· доступ кисточникам разнородных данных. Подключение к уникальным источникам данных иликомбинирование данных из разнородных источников в одном отчете;
· поддержка XML.Интеграция Crystal Reports с приложениями B2B или B2C благодаря доступу кданным или их экспорту с помощью XML.;
· поддержкаUnicode. Использование строк в формате Unicode для отображения хранимых данныхна любых языках, а также добавления информации на нескольких языках в одинотчет.
CrystalReports предлагает высокий уровень гибкости и контроля над методами предоставленияи форматирования данных:
· визуальныйпроектировщик отчетов. При быстром интерактивном проектировании отчетовиспользуется интуитивно понятный интерфейс перетаскивания (drag-and-drop) иобъектно-ориентированные проводники;
· эксперты имастера. Можно использовать возможности экспертов и мастеров для упрощения стандартныхзадач создания отчетов, таких, как связь с источниками данных, выбор,группировка, сортировка и окончательная обработка информации;
· поддержка всехтипов отчетов. Позволяет создавать практически любые требуемые отчеты,используя возможность включения матричных отчетов, условных операторов,специальную сортировку групп (Top N/Bottom N), итоговые значения ииерархическую детализацию данных, формы, адреса электронной почты, OLAP иподотчеты;
· составлениедиаграмм и схем. Дает возможность улучшить внешний вид создаваемых отчетов,используя графические элементы из большого списка доступных таблиц и диаграммразличных типов (включая панели инструментов, в том числе объемные;секторные/тороидальные, линейные, круговые диаграммы и диаграммы Ганта; шкалы,диаграммы двумерного разброса, линейные таблицы, таблицы плотности растровыхточек и другие); показывая различные варианты визуального представления данных;
· многократноиспользуемые объекты отчетов. Позволяет ускорить процесс проектированияотчетов, благодаря сохранению их ключевых элементов, включая тексты, командыSQL, растровые изображения и функции пользователя (формулы) в централизованноуправляемой библиотеке (поставляемой в составе Crystal Enterprise). Такимобразом, достигается совместное повторное использование и централизованноеобновление взаимосвязанных отчетов;
· настраиваемыешаблоны. Сокращается время форматирования отдельных отчетов. Можноразрабатывать и применять настраиваемые шаблоны в соответствии с собственнымитребованиями к форматированию и логике, включая операции доступа к данным, длягарантированной согласованности между создаваемыми отчетами. Можно такжеиспользовать существующие отчеты в качестве шаблонов;
· мощный языкформул. Можно использовать содержащийся в Crystal Reports богатый язык формул сболее чем 160 встроенными и определяемыми пользователем функциями и операторамидля исчерпывающего контроля над форматированием отчетов, сложной логикойобработки и отбора данных. Благодаря стеку вызовов упрощается отладка ошибок, возникающихна уровне данных. Также в программу включены экстрактор формул и среда работы сформулами (Formula Workshop);
· настраиваемыефункции. Устраняется избыточность при создании формул. Бизнес-логику можноизвлечь из формул, создав настраиваемые функции, которые затем использовать вразличных отчетах;
· несимметричноесоздание отчетов. Обеспечивается возможность настраиваемого просмотра таблицOLAP. Благодаря асимметричному созданию отчетов можно скрыть отдельныеизмерения данных таким образом, чтобы конечный пользователь получал тольконаиболее важную и ценную для него информацию;
· дополнительныемодули для Access и Excel. Используется интуитивно понятный мастер дляупрощения добавления в отчеты информации из Microsoft Access или Excel.
CrystalReports предлагает настраиваемые параметры, разрешающие конечному пользователювыполнять просмотр и взаимодействие с информацией в привычных форматах иконфигурациях:
· экспорт вразличные форматы. Конечному пользователю предоставляются отчеты в привычномдля него формате. Отчеты могут быть экспортированы во многие популярныеформаты, включая Excel, PDF, XML, HTML, RTF и другие;
· настраиваемыепрограммы просмотра отчетов. Возможен выбор между различными серверными иклиентскими программами просмотра отчетов, включая средство просмотраDHTML-страниц (WebForms), средство просмотра .NET (WinForms), средствопросмотра Java, средство просмотра ActiveX и Report Part (для мобильныхустройств), позволяющие создавать отчеты в различных выходных форматах бездополнительного перекодирования. Интерактивные возможности отчета конечногопользователя, включая перелистывание страниц вперед/назад, повышение/понижениеуровня иерархической детализации, экспорт и печать, добавляются автоматически имогут быть настроены в соответствии с предъявляемыми требованиями;
· параметры.Пользователи имеют возможность просмотра одних и тех же данных различнымипутями, не создавая для этого несколько отчетов. Конечный пользователь можетвыбрать заданные параметры в отдельном отчете, чтобы получить выборкузатребованных данных;
· предупреждения.Выделение конкретной информации для конечного пользователя – определяемые имсообщения, отображающиеся при совпадении некоторых условий применительно кданным в отчете. Эта функция должна быть использована совместно с CrystalEnterprise, чтобы предупреждения могли пересылаться конечному пользователю спрямыми ссылками на оригинал отчета;
· управляемаянавигация. Возможно определение конкретных путей перемещения между объектамиодного или различных отчетов для облегчения навигации конечного пользователя;
· гиперссылки.Гиперссылки используются для связи отчетов с родственными документами, включаявеб-сайты и другие отчеты, которые тем самым преобразовываются в интерактивныевеб-документы;
· иерархическоеразвертывание (Drill Down). Отчеты, позволяющие конечным пользователямпереходить вниз по иерархии реляционных и OLAP-данных для обнаружения деталей,которые в противном случае могли бы остаться незамеченными, можно создавать, неприменяя дополнительных программных кодов;
· элементы отчета.Возможность перенастройки существующих отчетов для использования сбеспроводными устройствами и корпоративными порталами. Это обеспечиваетконечному пользователю доступ к диаграммам, итоговым таблицам, конкретнымзаписям и другой ключевой информации через информационные порталы, телефоныWML, RIM Blackberry и устройства Compaq iPAQ;
· поддержкасмарт-тегов Microsoft Office XP. Позволяет выполнить вставку ключевых объектовотчетов, включая диаграммы и таблицы, в Outlook, Word или Excel, с возможностьюнемедленного просмотра и обновления данных из любого документа Office.
CrystalReports предоставляет ряд необходимых компонентов для Java, .NET иCOM-технологий, которые помогают понизить сложность интеграции функцийдинамического создания отчетов в приложениях пользователей. Если необходимосоздание веб-сервисов Windows и XML, а также мобильных приложений, топрименение Crystal Reports удовлетворит всем требованиям в отношениипредставления данных:
· инструментальныесредства разработчика. Универсальный интерфейс комплекта разработчика объектовCrystal Reports в приложениях J2EE, .NET и COM обеспечивает гибкий контроль надвзаимодействием конечного пользователя с отчетами. Возможен выбор из различныхпрограмм просмотра отчетов, создание и модификация программного интерфейсаприложений для внедрения ряда интерактивных возможностей: от статическойобработки/просмотра отчетов до сложного алгоритма формирования и модификацииотчета во время его выполнения;
· компонентысоздания отчетов. Для эффективной обработки и представления отчетовпользователи имеют возможность встроить в приложения мощные компоненты созданияотчетов на основе Java, .NET и COM-технологий, содержащиеся в Crystal Reports;
· настраиваемаябиблиотека тегов. Сокращается объем программных кодов, требуемых для внедренияшаблонов отчетов на страницы JSP (Java Script Page). Используя настраиваемыетеги JSP, легче добавлять настраиваемое средство просмотра в Web-приложения.При этом кардинально сокращается объем требуемых работ по кодированию;
· интеграция IDE.Возможна компоновка версии Crystal Reports исходя из потребностей конкретногопользователя с учетом используемых им ведущих сред разработки Java и .NET дляинтеграции отчетов с привычным для пользователя окружением. В настоящее времядоступ к технологии Crystal Reports имеется из Microsoft Visual Studio .NET,BEA WebLogic Workshop, Borland JBuilder и Borland C#Builder. Возможен переходиз этих пакетов к Crystal Reports для приобретения дополнительной функциональностии масштабируемости;
· библиотекавизуального контроля. Возможность интегрировать отчеты в приложения Delphi иC++Builder, используя библиотеку визуального контроля Crystal Reports;
· бесплатноеиспользование созданных программ. Возможность интеграции сотен исполняемыхсвойств, методов и событий в приложения «толстых» клиентов, без дополнительнойоплаты;
· сообществоDeveloper Zone. Объединение с Developer Zone, эксклюзивное сообществоразработчиков Crystal Reports, поможет быстрее преодолеть встречающиеся на путипрепятствия. Возможность доступа к образцам приложений, загрузке информационныхстатей, а также сборников полезных советов и маленьких хитростей для получениямаксимального эффекта от Crystal Reports.
Несмотря настоль богатый набор возможностей, основным недостатком данного продуктаявляется то, что все данные, необходимые для построения отчета должнынаходиться в источнике данных. Кроме этого, отчет невозможно отредактироватьперед печатью средствами самого Crystal Reports, для этого сделан экспорт отчетовв другие форматы, чтобы пользователь смог открыть отчет и отредактировать его всоответствующем редакторе. И недостаток, который можно назвать поправимым, –статичность построенного отчета. То есть отчет невозможно как-либо изменять, неизменив шаблон. Но разработчики Crystal Reports распространяют инструментальныесредства для расширения пакета, что даёт возможность разработать дополнительныемеханизмы для решения поставленной задачи.
1.2.4 MS Access 2003
MicrosoftAccess — реляционная СУБД корпорации Microsoft. Имеет широкий спектр функций, включаясвязанные запросы, связь с внешними таблицами и базами данных.
В составпрограммного продукта MS Access 2003 входит множество компонентов:
· построительтаблиц;
· построитель экранныхформ;
· построительSQL-запросов (язык SQL в MS Access не соответствует стандарту ANSI);
· построительотчётов, выводимых на печать.
СУБД Accessимеет достаточно высокие скоростные характеристики и входит в составчрезвычайно популярного в нашей стране и за рубежом пакета Microsoft Office.Набор команд и функций, предлагаемых разработчикам программных продуктов всфере Access, по мощи и гибкости отвечает любым современным требованиям кпредставлению и обработке данных. Средства Access по разработке отчетовпредназначены для создания макета отчета, по которому может быть осуществленвывод данных из таблиц в виде выходного печатного документа. Эти средствапозволяют конструировать отчет сложной структуры, обеспечивающий выводвзаимосвязанных данных из многих таблиц. При этом могут быть выполнены самыевысокие требования к оформлению документа.
В MicrosoftAccess можно создавать отчеты различными способами:
· конструктор;
· мастер отчетов;
· автоотчет: встолбец;
· автоотчет:ленточный;
· мастер диаграмм;
· почтовыенаклейки.
Самый простойспособ создания отчёта в MS Access – воспользоваться мастером отчётов.
Мастерпозволяет создавать отчеты с группировкой записей и представляет собойпростейший способ создания отчетов. Он помещает выбранные поля в отчет и предлагаетшесть стилей его оформления. После завершения работы Мастера полученный отчетможно доработать в режиме Конструктора. Воспользовавшись функцией Автоотчет,можно быстро создавать отчеты, а затем вносить в них некоторые изменения.
Анализсуществующих программных решенийпомог определить основныефункциональные особенности программного обеспечения, которое может бытьпозиционировано как система генерации отчетов (таблица 1).
Таблица 1 –Анализ и сравнение существующих программных средств генерации отчётов
ПС
 Параметры Инструмент создания запросов Печать Визуальный дизайнер отчётов Руссификация Стоимость Actuate Reporting System 2.0. + + - - 55972.00 руб. FastReport + + + + 2170.00 руб. Crystal Reports + + + - 27249.93 руб. MS Access 2003 + + + + 3920.00 руб.
В результатеанализа можно сделать вывод, что сравниваемые системы генерации отчётовфункционально схожи. Однако, стоимость этих программных средств сильноотличается.
Разрабатываемоемной программное средство, будет иметь те же функциональные возможности, но вотличие от уже готовых решений, будет отличаться дешевизной. Также, стоитзаметить, что разрабатываемое программное средство создаётся исключительно дляиспользования в ВУЗах.
1.3 Постановказадачи подсистемы визуальной генерации отчётов в рамках информационного портала
Основной цельюданной преддипломной работы является разработка подсистемы визуальной генерацииотчётов, которая должна обладать такими функциональными возможностями, как:
·  создание SQL запросов в базу данных посредством графическогоинтерфейса пользователя(GUI);
·  наличие встроенного мощногодизайнера;
·  форматирование содержимого отчёта;
·  набор наиболее популярныхкомпонентов: текст, линия, рисунок, таблица, диаграмма, фигура, цвет;
·  предпросмотр;
·  возможность использования готовогошаблона;
·  печать готового отчёта;
·  экспорт отчёта в файлыраспространённых форматов (jpg, bmp, pdf, txt, html, rtf);
·  многостраничные отчёты;
·  поиск текста в сформированном отчёте;
·  редактирование сформированногоотчёта;
·  форма отчёта может храниться вовнешнем файле;
·  защита от несанкционированногодоступа к базам данных путём аутентификации пользователей.
Решениеданной задачи разбивается на следующие подзадачи:
· разработкаконструктора отчёта;
· разработкамодулей конструктора запросов к информационным ресурсам;
· разработку модулясоздания групп ключевых слов;
· разработкумодуля, реализующего поиск по группам ключевых слов.
Генераторотчетов позволит снизить временные затраты на формирование отчетности, так какон:
· заменитзаполнение бумажных бланков отчетов на ввод данных в соответствующие поля вводаи/или заполнение отчета из источника данных;
·  упроститкорректировку данных в отчете;
·  сниметнеобходимость повторно заполнять бланк, если требуется несколько копий одного итого же документа;
·  уменьшитколичество ошибок, связанных с:
· заполнениемнескольких копий отчета;
· неправильнымрасчетом контрольных сумм и других расчетных показателей;
· необходимостьювыбора значения из классификаторов и справочников.
Программноесредство должно быть легко внедрено в существующий информационный порталучебного заведения, что достигается путём разработки модулей с помощьюфреймворка Code Igniter и использования системы управления базами данных PostgreSQL (8.4+).

2. Алгоритмическое конструированиеподсистемы визуальной генерации отчётов 2.1 Общий алгоритм работыпрограммы
Весь алгоритмработы программы можно разбить на следующий блоки:
1) Запуск программногосредства
2) Авторизацияпользователя
3) Определение правдоступа к функционалу программы
4) Подключениеприложения к выбранной базе данных
5) Открытие шаблонаотчёта
6) Генерация отчётапутём составления SQL запросов вбазу данных посредством графического интерфейса пользователя
7) Отображениеотчёта
8) Ввод икорректировка данных
9) Форматированиеотчёта
10) Сохранение отчёта
11) Печать отчёта
12) Закрытиеприложение
На рисунке 1приведена общая блок-схема работы программного обеспечения.

/>
Рисунок 1 –Общая схема работы генератора отчётов.2.1.1 Схемамодуля программы, отвечающего за авторизацию пользователя
Для доступа кфункциям разрабатываемого программного средства используется ограниченныйдоступ. Авторизация пользователя осуществляется путем ввода логина и пароля, ипроверяется сервером посредством запроса в базу данных. Таким образом, доступ кконфиденциальным данным университета закрыт от посторонних лиц. Что ведет кзащите таких свойств информации как: целостность, доступность и достоверность.
На рисунке 2приведена схема создания защищённого соединения.

/>
Рисунок 2 –Создание защищённого соединения
При доступе ксистеме авторизации создается защищенное соединение с помощью протокола SSL, настроенного как модульвеб-сервера. Весь входящий и исходящий трафик на сервер шифруется и такимобразом злоумышленник, перехватив трафик, не сможет прочитать секретные данные(логин и пароль пользователя). После прохождения авторизации создается сессия,в которой хранится уникальный идентификатор пользователя на протяжении всей егоработы с веб-сайтом. Данная информация используется приложениями веб-сайта напротяжении всей работы пользователя или несколько дней или недель, взависимости от настроек при создании сессии.
Когдапользователь авторизован, создается временное представление, содержащее полятаблиц персональных данных в зашифрованном виде.
Созданиевременного представления в совокупности с дешифрованием полей таблицперсональных данных, указанных в представлении, позволяет поддерживатьконфиденциальность персональных данных.
Формированиевременного представления происходит так, что при получении им полей таблицперсональных данных вызывается функция дешифрования и когда конструкторзапросов обращается к полям представления, они находятся в расшифрованном виде.
Послевыполнения всех предыдущих шагов приложение (конструктор запросов) позволяетаутентифицированному пользователю конструировать пользовательские запросы красшифрованным данным и получать результаты в расшифрованном виде. Однако, самитаблицы с персональными данными хранятся в шифрованном виде.
Когдапользователь покидает приложение, прекращается сеанс работы с базой данных исозданное временное представление уничтожается. Таким образом, при доступезлоумышленника к серверу баз данных он может скопировать себе таблицыперсональных данных, находящиеся в шифрованном виде, что не поможет ему дляполучения исходных данных (или усложнит этот процесс), а о существованиивременного представления злоумышленник не может знать.2.2 Конструкторзапросов
Конструктор запросов подразумевает создание SQL запросовпосредством графического интерфейса пользователя (GUI).
Идея заключается в наличии у пользователя некоторойподготовленности и знанию ER-моделисуществующей системы управления базами данных. Посредством GUI обеспечивается удобное составление запросов.
Конструированиеотчета производится на базе некоторого отношения, полученного из базы данных(рисунок 3). Запрос таких отношений производится средствами языкаманипулирования данными, входящими в состав СУБД, в нашем случае, средствамиоператора Select, предоставляющего возможности повыполнению реляционных операций селекции и объединения, а также позволяющихприменять группировку результатов запроса.

/>
Рисунок 3 — Общая схема запросов к базе данных генератора отчётов.2.3 Схемаинформационных потоков, разрабатываемой подсистемы
Схемабезопасной обработки персональных данных конструктором запросов показана нарисунке 4. Опишем схему безопасной обработки персональных данных конструкторомзапросов.
/>
Рисунок 4 — Схемабезопасной обработки персональных данных.

Когдапроисходит запрос к какой-либо функции конструктора запросов, приложениесоздает временное представление таблиц персональных данных. К именипредставления приписывается уникальный идентификатор, по которому экземплярприложения узнает, что именно с этим представлением должен работать этотэкземпляр конструктора запросов.
Послесоздания временного представления происходит дешифрование полей, указанных впредставлении при его формировании. Дешифрование происходит по ключу,хранящемуся в настройках приложения. Доступ к настройкам приложения из браузеразапрещен.
Более привлекательныйспособ заключается в формировании временного представления таким образом, чтопри обращении к нему будет происходить дешифрование его полей.
Послеосуществления описанных шагов пользователь может конструировать запросы кперсональным данным. Любое обращение будет идти не к шифрованным таблицам сперсональными данными, а к временному представлению. Сформированныйпользователем запрос проверяется на корректность, и если ошибок нет, запросвыполняется. Если есть ошибки, запрос не выполняется и в браузер выводитсяинформация о типе ошибке и возможные решения. После выполнения сформированногозапроса выводятся результаты его выполнения./>/> 2.4 Схема создания временногопредставления для текущего пользователя
На рисунке 5изображена структура создание временного представления для таблиц персональныхданных позволяет повысить уровень защищенности обработки персональных данных, атак же поддерживать конфиденциальность этих данных. Так как временноепредставление не сохраняется в базе данных после окончания сеанса работы с ней,то злоумышленник не сможет получить данные представления, получаемые врасшифрованном виде.
/>
Рисунок 5 –Схема создания временного представления
Поступающийзапрос к какой-либо функции приложения должен идти от аутентифицированногопользователя. Если пользователь не аутентифицирован, он перенаправляется настраницу аутентификации.
Послепрохождения аутентификации в сеансе хранится уникальный идентификаторпользователя, который извлекается при доступе к какой-либо части конструкторазапросов. По этому идентификатору необходимо получить список полей таблицперсональных данных, доступных текущему пользователю.
Когда списокдоступных текущему пользователю полей получен, происходит формирование запросак серверу баз данных. Создается уникальное имя временного представления,формируется часть запроса, которая указывает на доступные поля таблицперсональных данных путем подстановки полученного списка полей. Уникальностьимени временного представления осуществляется с помощью добавления префикса ввиде полученного идентификатора пользователя к имени временного представления.
Сформированныйзапрос к СУБД выполняется и создается временное представление. 2.5 Конструктор отчёта
Конструкторотчёта реализует функции визуализации, выбранных, посредством запросов,различных данных.
Вкачестве базового формата представления данных выбран MS Excel 2003.
Конструкторотчёта представляет собой следующую структуру (Рисунок 6):


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.