2
Новое в правовом регулировании деятельности управляющих о банкротстве
В соответствии со сложившейся мировой практикой прекращение деятельности хозяйствующего субъекта относится к непростым процедурам в зависимости от обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на принятие решения о таком прекращении. Особенно длительной и сложной является процедура банкротства юридического лица, вызванная, как правило, неплатежеспособностью коммерческой организации и невозможностью осуществлять денежные обязательства. Законодательство рассматривает банкротство в качестве крайней меры ликвидации субъекта предпринимательской деятельности, которому предшествуют различные экономические меры по оздоровлению должника, в том числе оказание досудебной финансовой помощи, определение защитного периода, введение конкурсного производства, процедура мирового соглашения. Тем не менее количество организаций, прекращающих свою деятельность с применением процедуры банкротства, из года в год растет. Только в этом году их уже более 2,5 тыс., в том числе более 80 государственных предприятий или с долей государственной собственности в уставном фонде. В виду значительной нагрузки на хозяйственные суды по данной категории дел в недрах Министерства по налогам и сборам определенное время вынашивалась идея подготовки законодательного акта, предусматривающего упрощенную внесудебную процедуру банкротства, которая могла быть применима к организациям с минимальным размером долгов. Однако эта идея так и не воплотилась в жизнь и будет ли реализована в дальнейшем пока не известно. По действующему же механизму банкротства знаковой среди лиц, участвующих в деле о банкротстве, является фигура антикризисного управляющего (далее - управляющий, временный управляющий), назначаемого хозяйственным судом для проведения отдельных процедур банкротства и осуществления полномочий по сохранности имущества должника, установления полного списка кредиторов и размера их требований, определения признаков ложного банкротства, восстановления платежеспособности должника и прочих полномочий.
Поскольку управляющий в производстве по делу о банкротстве выполняет в основном две задачи - восстановление деятельности должника, а при невозможности возобновления производства - осуществляет его ликвидацию, к статусу управляющего предъявляются особые требования, касающиеся профессиональных качеств и квалификации лица, им обладающим. В связи с этим Министерством экономики за последние несколько лет создана значительная законодательная база, определяющая требования к антикризисному управляющему, которая постоянно совершенствуется и пересматривается. Только в октябре-ноябре текущего года внесены изменения и дополнения в четыре постановления Министерства экономики, одним из которых - постановлением от 25.10. 2007 № 187 (далее - постановление № 187) в новой редакции изложено Положение об аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к антикризисному управляющему в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), утвержденное постановлением Министерства экономики от 27.10. 2003 № 206. Теперь этот документ будет носить название Инструкция о порядке обучения и аттестации физических лиц на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к временному (антикризисному) управляющему, создания и деятельности аттестационной комиссии (далее - Инструкция). Получив новое название Инструкция в значительной мере изменила и свою содержательную часть. Ее нормы распространяют свое действие не только на тех физических лиц, которые получают аттестат управляющего в Департаменте по санации и банкротству Министерства экономики (далее - Департамент) как будущие претенденты на лицензию управляющего по правилам Закона от 18.07. 2000 № 423-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее - Закон), но и осуществляющим этот вид деятельности в порядке аккредитации, предусмотренной Указом Президента Республики Беларусь от 12.11. 2003 № 508 "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства). Данным актом Главы государства введена аккредитация лиц из числа руководителей, их заместителей, специалистов государственных органов и организаций, органов местного управления и самоуправления, лиц, состоящих в резерве на их замещение, а также лиц, занимающих эти должности до ухода на пенсию (выхода в отставку), положительно зарекомендовавших себя на названных должностях, имеющие опыт работы на таких должностях, как правило не менее двух лет, положительный опыт работы в отрасли, соответствующей профилю деятельности юридического лица (индивидуального предпринимателя), высшее преимущественно экономическое или юридическое образование, не имеющие судимости. Таким образом, деятельность управляющих по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) в отношении государственных организаций, организаций с долей собственности государства в уставном фонде, градообразующих и приравненных к ним организаций, не лицензируется. В отношении перечисленных категорий организаций управляющие осуществляют деятельность на основании аккредитации. Кандидатуру временного управляющего в соответствии с Инструкцией представляет хозяйственному суду для утверждения в порядке аккредитации не Департамент, а государственный орган или государственная организация, подчиненная Правительству, местный исполнительный и распорядительный орган и только в отношении градообразующих или приравненных к ним организаций, государственных организаций, организаций с долей государственной собственности в уставном фонде, а также юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, имеющих государственные и международные заказы. В Положении специально не акцентировалось внимание на субъектном составе лиц, на которых оно распространяется, что в практике применения вызывало неоднозначное толкование отдельных норм.
Однако, аттестующим органом в каждом из названных случаев является Департамент, создающий аттестационную комиссию в качестве рабочего инструмента.
Инструкция как и Положение подразделяется на несколько глав, в которых отражено нормативное регулирование порядка обучения лиц, желающих пройти аттестацию на их соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к управляющему (глава 2), проведения аттестации (глава 3), прекращения действия аттестата управляющего (глава 4), прохождения переаттестации (глава 5), создания и деятельности комиссии (глава 6). Изменениям в основном подверглись главы 2-5 Инструкции, которые отражают особенности практики проведения аттестации управляющих.
Подготовкой лиц, желающих пройти аттестацию, в настоящее время занимаются аккредитованные Департаментом организации, или организации, не имеющие аккредитации, но заключившие с Департаментом соответствующий договор. В дальнейшем эта практика будет меняться и обучение претендентов смогут осуществлять любые учебные организации на договорной основе по специальной программе, утвержденной Департаментом. Им же будут утверждаться составы экзаменационных комиссий, порядок и графики проведения компьютерного тестирования.
В новую редакцию нормативного акта включены положения о возможности допуска к тестированию с разрешения Департамента физического лица самостоятельно изучившего учебные дисциплины, предусмотренные программой, при условии, что это лицо имеет два высших образования - экономическое и юридическое либо ученую степень (ученое звание) в области экономики или права. В то же время эту норму следует рассматривать как временную, поскольку в Департаменте разрабатывается проект постановления, в соответствии с которым предполагается введение стажировки претендентов на аттестацию, проведение которой будет осуществляться в рамках специальной программы в учебных заведениях. Таким образом, экстернат окажется институтом просто невостребованным при подготовке управляющих по делам о банкротстве.
Появились уточнения в перечне требований, которым должен соответствовать претендент, намеревающийся пройти аттестацию. Например, наличие у него опыта хозяйственной (предпринимательской) деятельности может подтвердить стаж работы не менее трех лет на должностях специалистов, руководителя структурного подразделения, заместителя руководителя, руководителя юридического лица и стаж работы индивидуальным предпринимателем. Претендент не должен иметь в течение предшествующих пяти лет фактов расторжения трудового договора за совершение действий, которые повлекли расторжение трудового договора по инициативе нанимателя.
Таким образом, любое расторжение трудового договора по инициативе нанимателя (а не только то, которое повлияло на утрату доверия к работнику со стороны нанимателя) является препятствием к участию физического лица в аттестации. Психофизическое тестирование претендента также является одним из условий допуска к аттестации, в связи с чем в Инструкции изменены сроки действия документов о его проведении (установлен 9-месячный срок вместо ранее применявшегося 6-месячного срока), определены требования к организациям, его проводящим. Это должны быть только те организации, которые заключили с Департаментом договор на проведение обучения.
Помимо названных требований, аттестуемый должен иметь гражданство Республики Беларусь или вид на жительство, высшее образование, быть обученным по программе (в том числе допускается самостоятельное обучение), с подтверждением этого обучения не менее чем 70% правильных ответов при тестировании, не иметь судимости. При несоответствии претендента хотя бы одному из перечисленных требований, Департамент отказывает ему в аттестации. В целях усиления контроля за аттестацией управляющих Департаменту предоставлено право запроса у соответствующих органов и организаций информации, подтверждающей достоверность представляемых претендентом сведений. Такой запрос должен направляться в максимально сжатые сроки, не позднее 2 рабочих дней со дня регистрации документов. Несмотря на то, что Инструкция не устанавливает сроков исполнения такого запроса, и учитывая, что аттестация должна проводиться в течение одного месяца с даты регистрации документов, уместно предположить, что они не могут превышать этот срок.
В соответствии с Законом от 29.06. 2006 № 137-З "О внесении изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам лицензирования отдельных видов деятельности и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Беларусь" введены категории выдаваемых управляющему аттестатов, что было отражено впоследствии в Положении. В Инструкции изменены основания, по которым выдаются аттестаты управляющего категории "А", категории "В", категории "С". Аттестат управляющего категории "А" дает право его обладателю на назначение управляющим в производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника, имеющего численность работников до ста человек. Претендовать на получение аттестата категории "А" могут как лица отвечающие требованиям по наличию опыта хозяйственной (предпринимательской) деятельности не менее трех лет, так и при наличии стажа работы на должностях специалиста, руководителя структурного подразделения, заместителя руководителя юридического лица, руководителя юридического лица не менее 3-х лет. Аттестат управляющего категории "В" требуется при назначении управляющим в производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), имеющего численность работников до 1000 человек. Он будет выдаваться претендентам, имеющим общий стаж трудовой деятельности не менее пяти лет, в которые включается в обязательном порядке стаж (не менее 3-х лет), подтверждающий опыт работы управляющим или стаж работы на должностях руководителя структурного подразделения, заместителя руководителя юридического лица, руководителя юридического лица. На получение аттестата типа "С" могут рассчитывать лица, имеющие общий стаж трудовой деятельности не менее 7 лет, из которых не менее пяти лет должен составлять опыт работы управляющим по неупрощенной процедуре экономической несостоятельности (банкротства) или стаж работы на должностях заместителя руководителя юридического лица, руководителя юридического лица. Таким образом, если претендент имеет аттестат управляющего категории "В", осуществлял деятельность управляющего не менее чем по одному делу по неупрощенной процедуре банкротства, но не имеет соответствующего опыта работы, он не будет аттестован на эту категорию как это было прежде. Аттестат управляющего категории "С" предназначен для лиц, назначаемых управляющими в производство по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) должника без ограничения численности работников.
Кроме изменений, о которых сказано выше, сокращен с шести до одного месяца срок допуска претендента, признанного не аттестованным, к повторной аттестации после принятия решения комиссией. При неявке претендента на аттестацию решение о допуске его к прохождению аттестации будет принимать председатель комиссии.
Документальное подтверждение уважительности причины неявки не предусмотрено. Более демократичным стал порядок опубликования объявления об утере аттестата управляющего. По существующей в настоящее время процедуре обладатель аттестата может получить его дубликат только приложив к заявлению о выдаче дубликата копии помещенной в газете "Рэспублiка" публикации о признании утерянного аттестата управляющего недействительным. По новым правилам к заявлению должна прилагаться только копия объявления об утере аттестата, размещенного в одном из печатных средств массовой информации. Появились и дополнительные требования к обладателю аттестата, касающиеся его действий в случае смены фамилии, имени, отчества, паспортных данных. При наступлении перечисленных обстоятельств в течение месяца он должен обратиться в Департамент для внесения соответствующих изменений в аттестат управляющего.
Глава 4 является в Инструкции новой и посвящена она порядку прекращения действия аттестата управляющего. Введение дополнительных правил связано с тем, что практика применения аттестатов выявила возможность манипулирования ими в зависимости от того какой орган представляет кандидатуру претендента для назначения его в качестве управляющего в хозяйственный суд. В случае лишения управляющего лицензии за виновные действия, Департаментом изымается только бланк лицензии, и имея аттестат, бывший лицензиат может представить его в государственный орган или организацию, представляющих претендентов для назначению управляющих в хозяйственный суд в порядке аккредитации.
В практике выявлялись случаи, когда лишенные лицензии за грубые нарушения законодательства лица изменяли свой статус (например, руководитель юридического лица, лишенного лицензии, регистрировался в качестве индивидуального предпринимателя и при наличии аттестата имел право на назначение управляющим в деле о банкротстве), что давало им право обращаться за получением лицензии ранее годичного срока, установленного п.12 Декрета Президента Республики Беларусь от 14.07. 2003 № 17. Таким образом, лишенные лицензии лица могут осуществлять ту же деятельность пользуясь несовершенством законодательства. Для изменения данной ситуации введено прекращение действия аттестата управляющего и установлены основания для принятия соответствующего решения. Инструкция называет 4 случая, когда действие аттестата прекращается: подача обладателем аттестата управляющего заявления о прекращении его действия; признание обладателя аттестата управляющего в установленном порядке недееспособным или ограниченно дееспособным; выдача обладателю аттестата управляющего нового аттестата; аннулирование аттестата управляющего. Аннулирование аттестата управляющего также имеет свои основания, к которым отнесены:
- аннулирование специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности антикризисного управляющего в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве);
- лицензирующим либо иным компетентным органом установлена причастность обладателя аттестата управляющего, являющегося помощником управляющего, представителем управляющего или состоящего в штате управляющего-юридического лица, к действиям, приведшим к аннулированию лицензии этого управляющего;
- недобросовестное или ненадлежащее исполнение обладателем аттестата управляющего обязанностей управляющего повлекло расторжение с ним контракта по инициативе нанимателя;
Департаментом либо иным компетентным органом установлено грубое нарушение законодательства об экономической несостоятельности(банкротстве) обладателем аттестата управляющего, осуществляющего (осуществлявшего) деятельность управляющего;
- обладатель аттестата управляющего не прошел переаттестацию в установленный срок;
- обладатель аттестата управляющего не подтвердил при переаттестации достаточной подготовленности;
- аттестат управляющего выдан на основании недостоверных сведений, представленных его обладателем при аттестации;
- аттестованное лицо не обращалось за получением аттестата в течение шести месяцев со дня принятия комиссией решения о его выдаче;
- обладатель аттестата управляющего дисквалифицирован по решению хозяйственного суда.
При аннулировании аттестата установлены сроки уведомления его обладателя об этом решении, порядок сдачи аттестата в Департамент, порядок допуска к аттестации в дальнейшем.
Иным стал и порядок прохождения переаттестации, назначаемой при продлении срока действия лицензии, получении более высокой категории по сравнению с категорией ранее полученного аттестата управляющего. Потребуется проводить переаттестацию и при установлении Департаментом либо иным компетентным органом нарушений обладателем аттестата управляющего законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) при осуществлении им деятельности управляющего и принятия соответствующего решения директором Департамента. Такая переаттестация проводится в течение шести месяцев со дня принятия решения директором Департамента. В случае прохождения переаттестации с целью продления срока действия лицензии сроки подачи заявление о переаттестации установлены новые - не ранее шести (в соответствии с Положением не ранее трех) месяцев и не позднее двух месяцев до истечения срока действия лицензии. Переаттестация завершается выдачей нового аттестата управляющего соответствующей категории и сдачей ранее выданного бланка (аттестата или его дубликата).
В качестве приложений к Инструкции оформлены образцы заявления претендента о допуске к аттестации, сведений о выполняемой заявителем работы с начала трудовой деятельности, анкеты аттестуемого лица, журнала регистрации документов, поступивших на рассмотрение аттестационной комиссии Департамента, аттестата на соответствие профессионально-квалификационным требованиям, предъявляемым к соискателю.
Не менее важное значение для деятельности управляющих имеет постановление Министерства экономики от 01.11. 2007 № 192 (далее - постановление № 192), утвердившее Перечень грубых нарушений временными (антикризисными) управляющими законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) при осуществлении полномочий в производствах по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) (далее - Перечень), которым следует руководствоваться, начиная с 1 января 2008 г. Появление Перечня продиктовано необходимостью исключения субъективного фактора при принятии решения Министерством экономики о привлечении к ответственности (в том числе административной) лиц из числа управляющих за неправомерные действия при экономической несостоятельности (банкротстве), установленной ст.12.13 КоАП. На основании постановления Министерства экономики от 24.04. 2007 № 75 должностные лица Департамента наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях в соответствии с названной статьей КоАП, являющихся основанием для принятия судьей хозяйственного суда в порядке ст.3.2. ПИКоАП решения о наложении штрафа на виновное лицо. Наличие Перечня дает представление какие нарушения ложатся в основу принятия решения должностным лицом Департамента о необходимости составления соответствующего протокола. Кроме того совершение грубых нарушений законодательства об экономической несостоятельности (банкротстве) обладателем аттестата является основанием в соответствии с постановлением № 187 к его аннулированию. Наименования грубых нарушений включались в Перечень применительно к процедурам экономической несостоятельности (банкротства) исходя из материалов проверок управляющих и имеющейся обобщенной статистике выявленных нарушений.
Еще одним документом Министерства экономики, имеющим отношении к блоку нормативных правовых актов по вопросам деятельности управляющих, является его Постановление от 01.11. 2007 № 193, которым утверждена Инструкция о порядке взаимодействия хозяйственных судов Республики Беларусь и Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь" (далее - Инструкция о порядке взаимодействия), изданное взамен постановления этого органа от 16.12. 2002 № 269, регулирующего аналогичные правоотношения. Взаимодействие хозяйственных судов и Департамента определено в рамках представления предварительного заключения о платежеспособности должника, кандидатур временного управляющего и эксперта по вопросам экономической несостоятельности (банкротства), а также обмена информацией, необходимой для реализации процедур банкротства, поэтому Инструкция о порядке взаимодействия основывается в основном на Законе и ведомственном нормотворчестве. Рассмотрим в связи с этим те изменения законодательства, которые в ней заложены. Представление предварительного заключения о платежеспособности должника осуществляется по запросу хозяйственного суда Департаментом только в отношении государственных организаций, организаций, имеющих наиболее существенное значение для экономики страны или социальной сферы, рассматриваемое хозяйственным судом при принятии заявления о банкротстве должника (ст.31 Закона). В ранее применявшемся Положении о взаимодействии конкретизации целей использования представления не было, в связи с чем в Инструкции редакция соответствующих пунктов изменена. Установлена не только группа лиц, в отношении которых Департамент направляет в хозяйственный суд предварительное заключение о платежеспособности, но и дополнены требования к содержанию запроса хозяйственного суда. При подготовке такого запроса судья может истребовать сведения о доли акций, принадлежащих государству в акционерном обществе, если такие сведения имеются. Срок направления запроса увеличен с 3-х до 5-ти дней со дня назначения судебного заседания.
Представление кандидатуры управляющего по запросу хозяйственного суда осуществляется Департаментом только в нескольких случаях. К ним отнесены - отсутствие предложений о кандидатурах управляющего от кредиторов или если предложенные кандидатуры не отвечают требованиям, предъявляемым к управляющим; если должник - юридическое лицо относящееся к градообразующим организациям, является государственной организацией, организацией, имеющей долю государственной собственности в уставном фонде, или организацией, имеющей наиболее существенное значение для экономики страны или социальной сферы. В целом порядок взаимодействия в данном случае не изменился, за исключением отдельных уточнений, касающихся составления запроса судьи и содержания документа о согласовании кандидатуры управляющего. В последнем документе дополнительно к уже установленным сведениям, должна отражаться информация о количестве дел, в которых управляющий осуществляет свои полномочия, о наличии предупреждений, предписаний Департамента, наложенных хозяйственными судами штрафами за неправомерные деяния при осуществлении процедур банкротства, ответственность за которые установлена КоАП, наличии у управляющего договора обязательного страхования своей гражданской ответственности, заключаемого в соответствии с Указом Президента от 15.10. 2007 № 505 "Об обязательном страховании гражданской ответственности антикризисных управляющих" (далее - Указ № 505). Кандидатура эксперта согласовывается Департаментом в том случае, если в процессе рассмотрения хозяйственным судом дела о банкротстве, назначается экспертиза финансово-хозяйственной деятельности должника. Такая экспертиза может так же назначаться временным управляющим самостоятельно. Аналогичное право содержится в части пятой ст.75 Закона для управляющего, осуществляющего свои полномочия в процедуре конкурсного производства. Поскольку до принятия постановления № 193, не были сформулированы требования к экспертам, в Инструкцию о порядке взаимодействия включено дополнительное правовое регулирование, касающееся этого вопроса - кандидатуры таких экспертов представляются в суд, если они имеют свидетельство об аккредитации, выданное Департаментом, на проведение экспертизы по вопросам экономической несостоятельности (банкротства).
Технология обмена информацией между Департаментом и хозяйственными судами стала более полной, поскольку предполагает представление Департаментом в Высший хозяйственный суд и хозяйственные суды дополнительной информации о внесенных изменениях и дополнениях в действующие лицензии, приостановлении (возобновлении), прекращении их действия. А в Высший хозяйственный суд будет направляться дополнительно база данных о назначениях управляющих в производствах по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) и количестве дел, в которых эти управляющие осуществляют свои полномочия, сформированные на основании отчетов управляющих. Высший хозяйственный суд должен будет ежемесячно направлять в Департамент перечень государственных организаций, организаций, имеющих долю государственной собственности в уставном фонде, градообразующих и приравненных к ним организаций, дела об экономической несостоятельности (банкротстве) которых находятся в производстве хозяйственных судов. Хозяйственные суды в свою очередь должны сообщать в Департамент о вынесенных ими определениях и решениях, если должником является государственная организация, организация с долей государственной собственности в уставном фонде, градообразующей или приравненной к ней организацией.
Проведение контрольных мероприятий за деятельностью управляющих осуществляется в Республике Беларусь по правилам, установленным Инструкцией о порядке осуществления контроля за деятельностью временных (антикризисных) управляющих в производстве по делам об экономической несостоятельности (банкротстве), утвержденной постановлением Министерства экономики от 18.06. 2004 № 151. Постановлением Министерства экономики от 15.10. 2007 № 179 (далее - постановление № 179) эта Инструкция изложена в новой редакции, предусматривающей совершенствование действующих форм осуществления контроля. Кроме выборочных проверок деятельности управляющих Департамент будет иметь право проводить проверочные мероприятия по обращениям заявителей без оформления акта или справки проверки. Методы выбора формы проверки также изменены. Например, проведение выборочной проверки исключается только в том случае, если дело об экономической несостоятельности (банкротстве) прекращено или завершено хозяйственным судом и должник исключен из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Основанием для проведения плановой проверки может служить только включение проверки должника в Координационный план контрольной деятельности. Основания для проведения территориальным отделом Департамента выборочной проверки ограничены одним случаем - поручением самого Департамента, что фактически устанавливает запрет на проведение этого вида проверок по поручениям местных исполнительных и распорядительных органов, по решению руководителя территориального органа и по обращению хозяйственного суда, в производстве которого находится дело о банкротстве. Постановлением № 179 изменены объемы представляемой управляющими в Департамент отчетности, в которую дополнительно включены сведения о выявленном имуществе по установленной форме, приводится описание механизма включения в отчет сведений о находящихся в процедурах банкротства должниках. Порядок проведения проверок, оформления и рассмотрения их результатов практически не изменился.
Подводя итог новаторству в правовом регулировании деятельности антикризисных управляющих нельзя обойти вниманием и Указ № 505, которым с 1 января 2008 г. введено обязательное страхование гражданской ответственности антикризисных управляющих, в связи с чем наличие договора страхования гражданской ответственности станет обязательным условием для осуществления управляющими своей деятельности; а также разработанное в его развитие постановление Министерства финансов от 23.10. 2007 № 151 (далее - постановление № 151), утвердившее формы заявления, страхового полиса, акта о страховом случае по обязательному страхованию гражданской ответственности антикризисных управляющих в производстве по делу об экономической несостоятельности (банкротстве), вводимое в действие, как и Указ № 505, с 1 января 2008 г. и тесно примыкающее к обсуждаемой теме. Оба нормативных документа направлены на минимизацию риска гражданской ответственности, которая может наступить по вине управляющего вследствие причинения имущественного вреда должнику и кредиторам. В Указе дано понятие страховщика и страхователя, установлены их права и обязанности, определена минимальная страховая сумма по договору обязательного страхования в размере не менее 3000-кратного размера базовой величины, применяемая в течение всего срока действия договора; определен порядок расчета страховых взносов, уплачиваемых управляющими одновременно с внесением изменений в договор обязательного страхования ответственности, в том числе дополнительных, и получения страхового полиса; установлены основания для досрочного прекращения действия договора обязательного страхования, отражен порядок выплаты страхового возмещения, предполагающий обязательное составление акта о страховом случае, форма которого, как и других документов, утверждена постановлением № 151.
Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года. Минск "Беларусь" 1997г.
Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З Принят Палатой представителей 3 октября 2000 года. Одобрен Советом Республики 12 октября 2000 года. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 17.11. 2000, N 106, рег. № 2/219 от 31.10. 2000) (с учетом изменений внесенных Законом РБ от 11.11. 2002 № 148-З, рег. № 2/897 от 13.11. 2002).
Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. Принят Палатой представителей 28 октября 1998 года. Одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года. (Ведомости Национального собрания Республики Беларусь, 1999 г., № 7-9, ст.101).
Гражданское право. Часть первая: Учебник / Под. ред.А.Г. Калпина, А.И. Масляева. - М.: Юристъ, 1997. - 472 с.
Гражданское право. Учебник. Часть 1. Издание третье, переработанное и дополненное. / Под ред.А.П. Сергеева. - М., ПРОСПЕКТ, 1999. - 632с.
Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть. - Мн.: ПолиБиг. По заказу общественного объединения "Молодежное научное общество". 1999. - 360с.
Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь. В 2 книгах. Кн.1. / Отв. ред. В.Ф. Чигир. - Мн.: Амалфея, 1999. - 624с.
Л.А. Ханкевич "Финансовое право Республики Беларусь". Учебное пособие / Мн. Издательство "Амалфея" 2002г.
Финансовое право. Учебник / Под ред. проф.О.Н. Горбуновой Издательство "Юристъ" М., 2003.
Финансовое право. Серия "Учебники, учебные пособия" / Под ред. проф.В.М. Мандрина Ростов-на-Дону Издательство "Феникс", 2002.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |