МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
БАШКИРСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.АКМУЛЛЫ
ФАКУЛЬТЕТ:СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЙ
КАФЕДРАКУЛЬТУРОЛОГИИ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине: «Информационные технологии»
Методика и технология РАЗРАБОТКи ВЕБ-САЙТА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (на примере сайтасоциально-гуманитарного факультета БГПУ им. М. Акмуллы)
Выполнила: студентка 35группы
Вострикова А.В.
Уфа 2009
Содержание
Введение
Глава 1. Web-сайт образовательного учреждения:понятие, классификация, структура
1.1 Характеристикатипового web-сайта, его роль в работе образовательногоучреждения
1.2 Виды web-сайтов образовательных учреждений
1.3 Типовая структура web-сайта образовательного учреждения
Глава 2. Проектирование web-сайта образовательного учреждения иразмещение его в сети Интернет
2.1 Разработка web-сайта
2.2 Реализация иразмещение web-сайта
2.3 Дальнейшее продвижениеи поддержка web-сайта
Заключение
Список литературы
Введение
Влияние глобальнойкомпьютерной сети Интернет на современный мир не имеет исторических аналогов.Его сегодняшний день – это начало эпохи электронного проникновения во все сферычеловеческой жизни, это нечто большее, чем просто маркетинговая кампания, этооснова новой философии и новой деловой стратегии.
Интернет и WWWпрочно вошли в нашу жизнь, и нам уже трудно представить свою деятельность безних. WWW – это огромный набор гипертекстовых документов,которые благодаря Интернет доступны в любой точке мира.
СозданиеWeb- сайтов является одной из важнейшихтехнологий разработки ресурсов Интернет. Web-сайт — это информационный ресурс, состоящий из связанных между собойгипертекстовых документов (Web-страниц),размещенный на Web-сервере иимеющий индивидуальный адрес. Web-страницапредставляет собой текстовый файл с расширением *.htm, который содержит текстовую информацию и специальныекоманды — HTML-коды, определяющие в каком виде этаинформация будет отображаться в окне браузера. Вся графическая, аудио- и видеоинформация непосредственно в Web-страницуне входит и представляет собой отдельные файлы с расширениями *.gif, *.jpg (графика), *.mid, *.mp3(звук), *.avi (видео). Хороший сайт, вбирая в себявсю полезную информацию, является лучшей визитной карточкой и коммерческойфирмы и образовательного учреждения, работая на них в любое время суток [8].
Создание электронного представительствапредприятияв сети Интернет — Web-сайта, является действенным средствомреализации коммуникационной политики предприятия является. Wеb-cайт-это информационный продукт, представляющий собой совокупность страниц,объединенных по смыслу и расположенных на одном Web-сервере. Задача Web-Сайтапредприятия – бесперебойное предоставление разнообразных информационныхпродуктов и услуг целевой аудитории в on-lineрежиме.
Для показа своей деятельностинаучно-исследовательские, проектные организации, промышленные предприятия,образовательные учреждения могут использовать различные виды сайтов:сайт-визитку, витрину, электронный магазин (Интернет-магазин), информационныйсайт, корпоративное представительство, портал.
Помимо решения коммерческих задач,формирования имиджа предприятия и рекламирования его продукции, Web-сайтыпозволяют:
-изучать потребности, мнение ипредпочтения покупателей, уровень их осведомленности об определенных товарах ифирмах;
-осуществлять совместные проекты судаленными исполнителями;
-проводить внутрифирменное иливнутрикорпоративное обучение сотрудников;
-формировать общие ценности и нормыповедения, разъяснять политику, проводимую предприятием, облегчать общениеруководства и персонала. [13, 445]
Задачи, решению которых можетспособствовать Web-сайт, условноразделяют на три группы:
·имиджевые и рекламные;
·коммерческие;
·организационногоразвития, мотивации сотрудников, образования команды.
Следует отметить, что все эти задачирешаются предприятиями с использованием многих других средств: распространенияпечатной рекламы, подготовки имиджевых публикаций, участия в выставках, изданиявнутрифирменных газет и журналов. Однако электроннаясреда обладает целым рядом несомненных преимуществ и возможностей, средикоторых:
Ø интерактивныйхарактер коммуникации;
Ø доступностьинформации в течение 24 часов пользователям Всего мира;
Ø оперативноеобновление информации, в том числе ее дополнение с учетом вопросов илипредложений посетителей сайта;
Ø предоставлениенеограниченного объема информации, причем помимо текстовой и графической, ещезвуковой и видеоинформации;
Ø формированиепривлекательного образа предприятия за счет суммарного воздействия сведений оего истории, современном состоянии, финансовых возможностях, научно-техническомпотенциале, участии в реализации крупномасштабных проектах и т. д.;
Ø персонализацияинформации, предназначенной для различных целевых групп;
Ø многоаспектныйи быстрый поиск необходимых сведений в больших массивах информации;
Ø получениесведений о посещаемости сайта, т. е. его результативности как средствакоммуникации;
Ø созданиесайтов, посвященных отдельным товарам или услугам, или ориентированным наразличные целевые аудитории. [справинф раб, 446]
Однако перечисленные достоинстваприобретаются Web-сайтаминеавтоматически, а появляются лишь в результате обдуманного, обоснованногоподхода к их созданию.
Общаяхарактеристика работы
Цельи задачи
Цельданной работы – проанализировать принципы создания web-сайтов образовательных учреждений и на их основеразработать сайт социально-гуманитарного факультета БГПУ им. М. Акмуллы.
Задачи:
1. Изучить основныесвойства и характеристики сайтов образовательных учреждений, определить ихзадачи и функции;
2. Обозначитьаудиторию сайта социально-гуманитарного факультета, функции, которые он будетвыполнять; определить информационную составляющую;
3. Проанализироватьи охарактеризовать существующие web-сайтыобразовательных учреждений; на основе анализа выбрать и разработать оптимальнуюструктуру сайта;
4. Выбратьпрограммные средства для реализации и размещения сайта в сети Интернет;
5. Изучить средствапродвижения и раскрутки сайтов для дальнейшего использования.
Практическоезначение исследования
Материалможет быть использован для дисциплин «Информационные ресурсы», «Информационныетехнологии» и при разработке и реализации сайта социально-гуманитарногофакультета БГПУ им. М. Акмуллы.
Объеми структура работы
Объемработы составляет 44 листа. Работа состоит из введения, двух глав, заключения исписка литературы из 20 источников.
Глава 1. Web-сайт образовательного учреждения: понятие, классификация,структура
1.1 Характеристика типового web-сайта, его роль в работе образовательногоучреждения
Сайт,представляющий некоторую организацию, называется корпоративным или официальнымсайтом организации. К официальному сайту предъявляются более жесткие требованияв части информационного содержимого, графического дизайна, навигации, хостинга.
Официальныйсайт обычно имеет следующие разделы:
Новостнаяинформация.
Нормативныедокументы, положения.
Направлениядеятельности.
Структураучреждения.
Кадровыйсостав.
Контактнаяинформация (список ответственных лиц, их должности, координаты и часы приема).
Сайтыобразовательных учреждений относятся к группе образовательных сайтов. Подобразовательным веб-сайтом понимается совокупность веб-страниц с повторяющимсядизайном, несущих в себе целенаправленный процесс обучения и воспитания винтересах личности, общества, государства, объединенных по смыслу, навигационнои физически находящихся на одном сервере, использование которых можетсопровождаться аттестацией обучающихся [16].
Созданиевеб-сайта — событие, повышающее имидж образовательного учреждения. Хорошийсайт, вбирая в себя всю полезную информацию, является лучшей визитной карточкойи коммерческой фирмы, и образовательного учреждения, работая на них в любоевремя суток. Безусловно, это современно и престижно. Это прекрасная возможностьпродемонстрировать всем свои достижения, разместить актуальную информацию длязаинтересованных лиц (студентов, абитуриентов, преподавателей, коллег из другихучебных заведений). Это способ рассказать о своих успехах, поблагодарить спонсорови т.д.
Насайте можно размещать тексты статей, отчеты о проведенных мероприятиях (в томчисле фото и видеоматериалы). Все это будет доступно миллионам пользователейИнтернета.
Регулярнопроводимые социологические исследования показывают, что первое представление обучебном заведении момлодежь получает через Интернет-сайт. В ходепрофориентационной работы абитуриент на ярмарке или в справочнике получаетобщее представление об учебном заведении, а дополнительную информацию, какправило, хочет посмотреть на сайте, считая, что именно там содержатся наиболееактуальные и полные сведения и предоставляется возможность спокойно пообщатьсяс сотрудниками. Кроме того, Интернет-сайт учебного заведения играет важную рольв организации образовательной деятельности (в том числе дистанционного изаочного обучения), обеспечении информационной поддержки студентов (особеннозаочного отделения), методической помощи коллегам родственных учебных заведенийи специальностей, обмен опытом и информировании профессионального сообщества [14,42].
Дляпреподавателей сайт это — площадка для обмена опытом, завязывания контактов сосвоими коллегами из других городов и даже стран, участие в партнерскихпрограммах в рамках российских и зарубежных образовательных программ по обменуметодическими материалами, готовыми уроками и педагогическим опытом.
Дляабитуриентов и их родителей сайт — это прежде всего информационный ресурс.Используя сайты различных образовательных учреждений, абитуриенты могутсравнивать их и делать выбор в пользу лучших.
Косновным характеристикам образовательных сайтов относятся:
Содержаниеобразовательного интернет-сайта — единство всех основных элементов (текстовых играфических) образовательной информации, существующей и выраженной в видевеб-сайтов, а также единство связей этих основных элементов;
дизайнобразовательного интернет-сайта — процесс выбора и организации графическихкомпонентов с целью достижения определенной цели, которая может быть либо эстетической,либо иметь функциональную подоплеку, а зачастую преследовать обе эти цели;
Техническаяреализация образовательного интернет-сайта — выбор компонентов, интегрированиетехнологий, программных продуктов и технических средств для донесения образовательнойинформации до пользователя;
Эксплуатационностьобразовательных интернет-сайтов — характеристики, информирующие обиспользовании образовательных сайтов пользователями.
1.2 Виды web-сайтов образовательных учреждений
Сайтобразовательного учреждения в зависимости от своего содержания может относитьсяк разным типам. Это относится к многофункциональным сайтам. Также в результатесвоего наращивания на разных этапах существования сайт может менять своизадачи, свое содержание и функциональное назначение. Можно выделить нескольковидов образовательных сайтов: сайты учебных заведений, сайты научныхисследований, сайты справочного характера, сайты соревновательных иинформационных Интернет-проектов, сайты дистанционного образования, сайты дляраспространения культурной и образовательной информации, сайты типа виртуальныхметодических объединений, консультативные сайты, образовательные порталы [16].
Сайтыучебных заведений
Сайтыучебных заведений условно можно разделить на сайты учреждений общего среднего образования(начальных школ, школ, гимназий, лицеев), сайты факультетов и кафедр вузов,сайты высших учебных заведений, сайты учреждений профессионального образования(колледжей, техникумов).
Подобныесайты обеспечивают информационную поддержку, коммуникацию с внешним миром,способствуют в проведении различных конкурсов. Некоторые учреждения общегосреднего образования даже организуют с помощью web-сайтов дистанционные родительские собрания.
Сайтынаучных исследований
Подобныесайты делятся на несколько подвидов в зависимости от выполняемых ими функций.Это могут быть сайты исследовательских работ учащихся, студентов, учителей,преподавателей, научных работников; сайты «научные лаборатории»(например, www.nsu.ru/materials/ssl/ — научная физическая лабораторияшкольников); сайты «творческие мастерские» (например,users.omskreg.ru/~kolosov/school/programs/ — дистанционная школа творчества).Также можно выделить особый подвид — сайты научно-исследовательских и учебныхцентров, которые могут объединять в себе три выше перечисленных подтипа. К нимможно отнести такие web-сайты, как www.physicon.ru
- сайт компании ФИЗИКОН, российского разработчика учебных компакт-дисков поестественным наукам и систем дистанционного обучения для Интернет;iccc.botik.ru/ICCC/ — Международный детский компьютерный центр; www.citmgu.ru/
- центр информационных технологий.
Сайтысправочного характера
Ксайтам справочного характера относятся электронные энциклопедии, словари,каталоги, базы данных и т.д.
Примерамиэлектронных энциклопедий могут служить: www.encyclopedia.ru/ — мир энциклопелий;niac.natm.ru/graphinfo — энциклопедия компьютерной графики, мультимедиа и САПР;mega.km.ru/pc/ — энциклопедия персонального компьютера; www.viruslist.com/ru/ — самая большая в мире энциклопедия компьютерных вирусов.
Сайты-словарипозволяют в он-лайн режиме узнать значение слова, узкоспециализированноготермина, фразеологизма; правильно образовать другую форму какого-либо слова.Как правило, подобные словари организуют поисковые системы (например, Рамблер),но существуют и самостоятельные сайты: www.primavista.ru/dictionary/ — каталогсловарей, www.glossary.ru — служба тематических толковых словарей и т.д.
Сайты-каталогисодержат перечень ссылок по определенной тематике, например, www.codenet.ru — каталог ссылок по информатике и информационным технологиям.
Базыданных (например, www.gpntb.ru/win/search/alg.html — фонд алгоритмов ипрограмм, www.nlr.ru –база данных авторефератов диссертаций по библиотековедению, библиографоведениюи книговедению).
Сайты,содержащие справочную информацию о проводимых конференциях, конкурсах,семинарах научного и образовательного направления, о предоставляемых грантах. Внекоторых случаях создаются сайты, посвященные конкретному мероприятию (какправило, это относится к масштабным проектам: международным семинарам, форумами т.п.), но существуют и сайты, которые включают в себя информацию по мероприятиямсхожей направленности, например, ito.edu.ru — конгресс конференций«Информационные технологии в образовании», olympiads.mccme.ru — «Олимпиады для школьников» — информация об олимпиадах и другихмероприятиях для школьников. На подобных сайтах размещается информация опредстоящих мероприятиях, условия, решения задач, результаты участниковсостоявшихся олимпиад, материалы конференций.
Сайтысоревновательных и информационных Интернет-проектов
Ксайтам этого вида относятся те, что посвящены олимпиадам и конкурсам,проводимым в Сети. Это сайты телекоммуникационных олимпиад и викторин(например, www.vspu.ac.ru/de — Воронежские телекоммуникационные олимпиады ивикторины, olympiads.ru — Олимпиадная информатика);
Сайтыдля проведения образовательных конкурсов (например, www.thinkquest.ru/ — международный конкурс ThinkQuest для школьников, студентов и их наставников посозданию веб-сайтов образовательной тематики, www.samlit.samara.ru/clnew/reg.htm
- ежегодный открытый очно-дистанционный фестиваль «Компьютерная страна»);
Сайтыинформационно-развлекательных проектов образовательной тематики (например,school-sector.relarn.ru/ — «Школьный сектор»-информационно-развлекательный проект для школьников и их учителей, school.holm.ru– «Школьный мир»);
Сайтыдля формирования связей между студентами и преподавателями, школьниками и учителями,школьниками и родителями (например, www.college.ru — «Открытыйколледж»).
Сайтыдистанционного образования
Сайтыдистанционного образования позволяют получать и оценивать знания, не выходя издома. Это различные электронные задачники, учебники, практикумы, самоучители,центры тестирования и дистанционного обучения.
Сайтытипа «учебно-методическое пособие» или «электронный курслекций» (например, www.burenina.narod.ru — школьный курс экологии дляучащихся старших классов; club-edu.tambov.ru/methodic/mm/index.html — учебно-методическое пособие «Основы педагогического дизайна и созданиямультимедийных обучающих аудио/видео материалов»; thl.narod.ru/tehnologia/informatika/- курс лекций «Основы информатики»).
Сайтытипа «лабораторный практикум» (например, лабораторные работы:www.apto.tstu.ru/win-1251/lab/sreda/ope/ob_ecol_html/lab-rab.html — лабораторныеработы по курсу «Оборудование промышленной экологии»; khpi-iip.mipk.kharkiv.edu/library/tv/lab/index.html- лабораторные работы по курсу «Теория вероятностей и математическая статистика»,khpi-iip.mipk.kharkiv.edu/library/pgm/lab/index.html — лабораторная работа покурсу «Основы программирования и алгоритмические языки»).
Сайтытипа «электронный задачник». В настоящее время их в Интернете не такуж и много, а если и есть, то находятся на закрытых разделах, например,mschool.kubsu.ru/ingtr/tipovoy.htm — задачник по теории вероятностей иматематической статистике; tiukanov.boom.ru/teach/pp/index.htm — практикум попрограммированию.
Сайтытипа «электронный учебник» предусматривают различные формы сочетанияочного и дистанционного обучения, например,khpi-iip.mipk.kharkiv.edu/library/datastr/book/index.html — учебное пособие«Модели и структуры данных», www.nmarket.ru/program/delphi/lessons-2/ — электронный учебник по Delphi.
Сайтыдля тестирования, оценки знаний. Могут быть как универсальными, т.е. содержатьтесты по различным дисциплинам и по различным специальностям, (например, feppo.ru), так и посвященными определенному предмету (например,altnet.ru/~mcsmall/cat_inf.htm — тестирование по информатике и информационнымтехнологиям; tests.specialist.ru — тесты по программному обеспечению).
Сайтыцентров дистанционного обучения и центров тестирования. Сайты этого вида могутсодержать на своих страницах все четыре вышеперечисленных подтипа, например, www.eidos.ru
- Центр дистанционного образования «Эйдос», dlc.miem.edu.ru-образовательный портал центра дистанционного обучения МИЭМ.
Сайтыдля распространения культурной и образовательной информации
Это,как правило, виртуальные библиотеки, музеи, кафе, электронные образовательныегазеты и журналы, а также непосредственно сайты учреждений культуры.
Виртуальныебиблиотеки: www.lib.ru — библиотека Максима Мошкова, www.litportal.ru — электронная библиотека, www.rusdoc.ru — компьютерная электронная библиотека:документация, программные руководства, операционные системы и языкипрограммирования, книги, публикации.
Сайтыбиблиотек: www.gpntb.ru — Государственная публичная научно-техническаябиблиотека России, www.rsl.ru — Российская государственная библиотека.
Виртуальныежурналы и газеты образовательной тематики: www.informika.ru/text/magaz — раздел«Газеты и журналы» сайта ФГУ ГНИИ информационных технологий и телекоммуникаций,www.iis.ru/el-bib/ — научный электронный журнал «Электронныебиблиотеки», vio.fio.ru – «Вопросы Интернет-образования».
Сайтыобразовательных газет и журналов содержат электронную версию определенногопечатного периодического издания, например, www.vimi.ru –электронная версия журнала «Вопросы защиты информации», www.iis.ru/infocos — «Информационное общество, www.rir.csti.ru – «Информационные ресурсы России, www.ug.ru
- «Учительская газета».
Виртуальныемузеи: schools.keldysh.ru/sch444/MUSEUM/ — виртуальный музей информатики (наэтом сайте также имеется каталог виртуальных музеев всего мира по информатике),www.computer-museum.ru/index.php — виртуальный компьютерный музей.
Сайтымузеев: например, dual.deol.ru/culture/museum/politeh.htm — политехническиймузей.
Виртуальныеклубы (кафе): сlub-edu.tambov.ru — Тамбовский педагогический клуб работниковобразования; www.child.ru — Московский детский клуб «Компьютер»).
Сайтытипа виртуальных методических объединений
Сайтыметодического объединения учителей по школьным предметам (например, www.pedsovet.org
- Виртуальное методическое объединение учителей «Всероссийскийинтернет-педсовет».
Сайтыдля тематических телеконференций и чатов в online-режиме по вопросамобразования: forum.citforum.ru — форумы по информатике и информационным технологиям;alglib.chat.ru — форум по алгоритмам;www.edu.yar.ru/russian/org/suppl-ed/dlc/teleconf.html — сервер телеконференций;www.edu.nsu.ru/ites/ — телеконференции «Информационные технологии в образовании»;forum.ru-board.com — компьютерный форум.
Сайтытворческого взаимодействия учителей, преподавателей в сети способствуютотработке методических приемов использования в учебном процессе существующихтелекоммуникационных проектов, обмену опытом. Например, school-sector.relarn.ru- еженедельник «Педсовет по средам» на сайте «Школьный сектор»; club-edu.tambov.ru/main/methodic/- хранилище методических материалов Интернет-клуба работников образованияТамбовской области; teacher.fio.ru/index.php?c=44 — педагогическая мастерская — копилка методических идей и находок лучших учителей и методистов страны,разработки уроков и сценариев внеклассных мероприятий.
Сайтыдля повышения квалификации педагогических кадров: www.ipkro.isu.ru — проект «Информационно- методическая INTERNET — поддержка учителей», www.botik.ru/robot/ — «Роботландия»- дистанционное обучение для учителей и учеников, www.9151394.ru — курсоваясистема повышения квалификации учителей «Использование информационных и коммуникационныхтехнологий в обучении».
Сайтыконсультативного назначения
Консультативныесайты для учителей и учеников, студентов и преподавателей пообщеобразовательным предметам: www.nsu.ru/materials/ssl/distance/about.html — дистанционный консультационный пункт для старшеклассников и преподавателей; www.abiturcenter.ru
- учебный центр довузовского образования; www.exponenta.ru — консультативныйсайт по математике и информатике; www.junior.ru/wwwexam/ — Сайт для подготовкик экзаменам по информатике и информационным технологиям.
Сайтыдля консультационной помощи научно-методическим центрам (например, www.ege.ru — Информационная поддержка Единого экзамена, www.rfbr.ru — Российский фондфундаментальных исследований, www.edu.ru — Российское образование — федеральныйпортал, www.fio.ru/ — Федерация Интернет-образования)
Внастоящее время стали появляться так называемые образовательные порталы — большие по объему образовательной информации сайты, в которых совмещеныразнообразные функции и типы образовательных сайтов. Например: www.abitu.ru — образовательный интернет-портал «Абитуриент», www.relib.com — информационный портал для программистов, www.edu.ru/ — федеральный портал«Российское образование».
Кэтому же виду относится, например, web-сайт «Школьный сектор» (http://www.school-sector.relarn.ru), созданный в 1998 г. Его создание способствовало развитию активного сегмента информационнойобразовательной среды для учителей-предметников из разных городов. Здесь еженедельноразмещаются результаты проектной учебной работы школьников (в том числе, web-странички разного типа, созданныеими), размышления учителей и координаторов сетевой работы по поводу сетевойдеятельности в школе, интеграции ее к учебной программе, выступленияспециалистов об образовательной деятельности школ в Сети. Здесь же представленаинформация о семинарах, конференциях, новых web-сайтах, педагогических изданиях и медиасредствах,которые могут помочь учителям-предметникам в их учебной деятельности и многоедругое.
В 2006 г. в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2006-2010 гг.)» началась реализация нового проекта посозданию информационно-образовательного портала «Культура и искусство». Цельпроекта – содействие повышению качества образования в сфере культуры и искусств.
По замыслу инициаторов проекта иосновных разработчиков данного портала — Фонда развития информационногообщества и Института развития информационного общества — портал должен статьодной из эффективных инновационных моделей использования ИКТ для повышениякачества образования и уровня квалификации специалистов, а также развитиянаучного и образовательного контента в сфере культуры и искусств в России [10,49]. Врамках портала создается функциональная подсистема «Консультационный центр», позволяющаярегистрировать запросы на консультации по различным темам и предложения пооказанию консультаций, вести поиск возможных клиентов или поставщиковконсультационных услуг, а также осуществлять контакты между поставщиками ипотребителями услуг. Еще один модуль портала, «Виртуальный университет»,представляет собой открытую платформу для создания дистанционных курсов.Пользователям и их сообществам дается возможность самостоятельно создавать иадаптировать учебные курсы по разным темам. Они могут включать как учебныематериалы, так и тесты и экзамены, позволяющие оценить уровень знаний пользователя.
Портал “Российскоешкольное образование” (http://www.school.ru) — рассказывает о возможностях школ по подключению кСети и бесплатному размещению школьных web-страниц, отекущих сетевых учебных проектах, олимпиадах и конкурсах.
Нужным и полезныминформационным ресурсом для каждого учебного заведения является официальныйсайт Минобразования РФ (http://www.informika.ru), который содержит большое количество документов исправочных материалов, информацию о текущих и будущих образовательных проектахи др.
Вбольшинстве случаев образовательные сайты являются сайтами смешанного типа.Большинство образовательных сайтов относятся одновременно к двум и болеевышеперечисленным типам.
1.3 Типовая структура web-сайта образовательного учреждения
Структурасайтов образовательных учреждений достаточно однообразна и, как правило,включает следующие разделы:
Главнаястраница. Дает пользователю представление о структуре сайта. Коме того, наглавной странице размещаются новости, анонсы мероприятий, т.е. та информация,которая может интересовать различные категории пользователей (в нашем случаеэто абитуриенты, студенты и преподаватели).
Новости(учреждения и непосредственно сайта) могут быть отдельной страницей илисовмещаться с другим разделом. Размещать раздел новостей стоит только в том случае,если в нем действительно есть необходимость и уверенность в его будущихобновлениях. При этом устаревшая информация не всегда бесполезна, просторасполагаться она должна под другой вывеской, например, «архив».
Обучреждении (история, сертификаты качества, шефы, партнеры, известныевыпускники). В некоторых учебных заведения работают кружки, музеи, центрытворчества и т.п., материалы о них чаще всего размещаются в отдельном разделе.
Контакты.Могут включать в себя почтовый адрес, схему проезда, телефоны, Е-mail или формуотправки сообщения для администрации или группы поддержки сайта.
Устав,правила внутреннего распорядка.
Обучение(образовательная модель, программы обучения, специальности, методикипреподавания, методические материалы по предметам).
Экзамены.Этот раздел содержит информацию о вступительных экзаменах в Вузы или Сузы, графикработы приемной комиссии, проходной балл и т.п. или информацию о проведенииэкзаменов, ЕГЭ в школах, гимназиях, лицеях.
Преподаватели(информация, сертификаты, аттестация). Сайт также может предоставлятьвозможность преподавателям размещать свои материалы (вплоть до отдельного разделапо предмету или кафедре).
Учащиеся.В этом разделе, кроме списка учащихся и сведений о них, можно предусмотретьместо, где ученики (или студенты) могут представить свои творческие работы.Такие работы могут быть представлены как личные странички учащихся или групп. Такжев этом разделе могут приводится расписание занятий, текущая успеваемость.
Фотогалерея.Содержит фотографии с различных школьных или студенческих мероприятий.
Успехи(достижения учащихся и преподавателей, дипломы, сертификаты).
Мероприятия(регулярно проводимые мероприятия, праздники, игры).
Партнеры.
Спонсоры.
Форум,гостевая книга. Гостевая книга — это место на сайте, где ваши посетители могутоставлять свои сообщения: отзывы на сайт, замечания, пожелания и т. д. Здесь жехранятся и ранее опубликованные сообщения.
Вотличие от форума, посетители гостевой книги не могут отвечать на сообщения,оставленные другими посетителями, и тем самым завязывать дискуссию или полемикупо какому-то вопросу. Однако владелец сайта имеет возможность прокомментироватьлюбое из сообщений гостевой книги,
Чтокасается гостевых книг, то следует учитывать, что только активно обновляемый«живой» сайт пользуется авторитетом и поддержкой учащихся. Если необеспечено развитие сайта, бессмысленно заводить гостевые книги и прочиеинтерактивные формы общения. Результат будет отрицательным, т.е. в гостевойкниге будет накапливаться различные критические замечания, вовсе не придающиезначимости Интернет-ресурсу.
Форумсайта может использоваться как элемент дистанционной поддержки обучения(например, виртуальный консультационный пункт). В таком случае, он долженобязательно обслуживаться ответственными за него (модераторами). Очень важно,чтобы модераторы следили за соблюдением правил, консультировали, удалялинекорректные сообщения, вносили интересные темы для обсуждений и пр.
Интересныессылки. Содержание этого раздела должен быть хорошо продумано. Именно внешниессылки «склеивают» страницы Интернета друг с другом. Некоторыепоисковые системы не индексируют ресурс в случае отсутствия таковых. При этомтекст, предшествующий ссылке, должен давать чёткое представление о её назначении.Слишком большое количество ссылок тоже создаёт проблемы пользователю.
Длянекоторых учреждений является актуальным создание раздела на иностранном языкеили англоязычной версии сайта, а также поддержка контактов с зарубежнымиколлегами и друзьями. Англоязычная версия не обязательно должна быть копиейрусскоязычного сайта на английском языке, а может быть другой версией,возможно, состоящей на первых порах из одной страницы.
Глава 2. Проектирование web-сайта образовательного учреждения иразмещение его в сети Интернет
2.1 Разработка web-сайта
Разработкасайта включает в себя целый комплекс процессов, от которых зависит эффективныйконечный результат.
Формированиецелей и задач сайта.
Этопервый этап разработки сайта и к нему нужно подходить с особойответственностью. Вот некоторые вопросы, на которые необходимо ответить наданном этапе:
Какиефункции будет выполнять сайт?
Каковааудитория посетителей сайта?
Какогорода информация необходима потенциальной аудитории?
Какбудет реализована схема обновления (пополнения) материалов сайта? Кто будетответственен за наполнение каждого раздела?
Каковыспособы продвижения сайта для формирования его посещаемости целевой аудиторией?
Дляначала определимся с аудиторией. В нашем случае ее представляют в основномстуденты и сотрудники социально-гуманитарного факультета, абитуриенты. Такжеможет осуществляться привлечение дополнительных пользователей с помощью рубрики«Твой досуг» и журнала «Референт-аналитик». Соответственно, к основным функциямсайта относятся организационная (позволит обеспечить быстрый и удобный доступ красписанию занятий, сессий, различным объявлениям, что особенно немаловажно длястудентов-заочников); рекламная (позволит привлечь дополнительное вниманиеабитуриентов к специальностям социально-гуманитарного факультета); имиджевая(позволит повысить как имидж факультета в целом, так и конкретно специальности«Библиотечно-информационная деятельность»); образовательная (размещение насайте методических рекомендаций, учебных материалов, а также ссылок наобразовательные ресурсы позволит использование сайта в процессе обучения).
Втечение этих этапов продумывается содержание или контент сайта, что являетсяодной из самых важных составляющих. Если на сайте не будет полезной информации,способной заинтересовать определенный круг людей, то можно ставить вопрос онеобходимости существования сайта как такового.
Проведенные в НИИ информационныхтехнологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культурыи искусств (КемГУКИ) исследования контента сайтов образовательных учреждений(вузов культуры и искусств, федеральных образовательных сайтов), музеев, библиотек,органов исполнительной власти выявили ряд общих недостатков, значительноснижающих эффективность создаваемых Интернет-ресурсов. Выявленные недостаткисвидетельствуют о том, что проблема качества сайтов носит комплексный характери включает вопросы как программно-технического, организационного, так исемантического характера.[4, 5]
Итак,потенциальной аудитории необходима информация следующего рода: информация офакультете; о центрах «Байрам» и «Время читать»; проводимых мероприятиях,конференциях, соревнованиях (эта информация может представлять интерес нетолько для студентов, абитуриентов и сотрудников нашего факультета и вуза, но идля широкого круга лиц; позволит привлечь новых партнеров; создастдополнительную рекламу); информация о специальностях, на которые ведется приемстудентов, работе приемной комиссии, зачислении и т.п. будет необходимаабитуриентам и их родителям; информация организационного характера: расписаниезанятий, объявления профбюро и деканата факультета заинтересует студентов(особенно обучающихся заочно); и, наконец, журнал «Референт-аналитик» и сопутствующаяобразовательная информация позволит организовать поиск качественного учебногоматериала не только студентам нашего факультета, а всем, кто обучается посмежным специальностям.
Анализситуации в Интернет
Смыслэтого этапа в том, чтобы не повторить ошибок и слабых сторон существующихобразовательных сайтов. Возможно, что сайты, аналогичные разрабатываемому, ужеесть в Сети. На что сделать акцент в сайте? Чему уделить наибольшее внимание?Эти вопросы решаются на данном этапе.
Этотэтап включает в себя:
Анализсуществующих образовательных сайтов и их сервисов;
Анализспособов и схем поиска подобных сайтов или сервиса целевой аудиторией(поисковые системы, каталоги, тематические сайты и др.);
Анализнеобходимых программных разработок, их производительности и эффективности;
Анализсуществующих доменных имён.
Анализуобразовательных сайтов посвящена первая глава данной работы. Способы и схемыпоиска сайтов, а также средства повышения его качества будут рассмотрены чутьниже. Обратимся подробнее к доменному имени.
Доменныеимена могут относиться ко 2 или 3 уровню. Если вы удовлетворяетесь доменнымименем 3 уровня, то хостинг для сайта объемом до 50 Мбайт (иногда больше) можнонайти совершенно бесплатно, например у Яндекса на Народе.ru.
Доменноеимя 2 уровня:
адрес_ресурса,например www.atsrf.ru.
Доменноеимя 3 уровня:
адрес_ресурса.адрес_сервера,например www.web-book.narod.ru [12].
Внашем случае сайт будет размещаться на платном хостинге (см. §2) и,соответственно, иметь доменное имя 2 уровня.
Проектированиеструктуры сайта
Навигационная схема Web-сайтазависит от его структуры и определяет то, как пользователь будет по немуперемещаться и получать доступ к информации, которую Вы представляете. Простотаи удобство навигации является одним из важных факторов, определяющихпосещаемость Web-сайта. Пользователи должны быстро и легко перейти налюбую страницу Web-сайта, в том числе на начальную.
Именнона этом этапе закладываются основные принципы работы сайта, его структура,формируется общее представление о дальнейшей работе над проектом. Также на этомэтапе необходимо придумать названия разделов сайта, заголовки страниц,определить переходы между ними, то есть продумать логическую структуруразмещения информации. Здесь же надо включить, если необходимо, способы общенияс пользователями в рамках сайта — комментарии к статьям, форум, чат, гостевуюкнигу. В результате третьего этапа должна быть сформирована ясная и логическаяструктура размещения информации на сайте — ничто так не утомляет при поискенужной информации, как плохо структурированные сайты.
Существует нескольковидов структурирования информационного материала на Web-сайте [8]:
Линейная структура
Материал весьрасполагается последовательно
/>
Иерархическая структура
Чаще всего структура Web-сайтапредставляет собой иерархию. При этом сначала создают категории высшего уровня,а затем материал в логическом порядке размещают в категории, которые находятсяниже. Иерархические структуры бывают двух видов: узкая глубокая и широкаянеглубокая.
Узкая глубокая иерархия характеризуется тем, что на верхнем уровне она имеетмало категорий. Для получения нужной информации пользователь вынужден переходитьна несколько уровней вниз./> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />/>
/>/>/>
/>/>
/>/>
/>/>
/>
/>/>/>
/>
Этаструктура обладает достаточно понятной навигацией, но предполагает достаточнодолгий путь к нижним уровням, из-за чего информация, размещенная там, нередконе доходит до потенциального пользователя.Широкаянеглубокая иерархия.
/>/> /> /> /> /> /> /> /> />
/>
/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>
/>/>
/>/>/>/>/>/>/>
Характеризуется большим количеством категорий как наверхнем, так и на последующих уровнях. Сразу дает полное представление обинформации, размещенной на сайте, но затрудняет поиск на нижних уровнях структуры
Нипервый, ни второй способ организации информации не является оптимальным. Лучше,когда иерархическая структура состоит из 3-4 уровней.Нелинейнаяструктура. Позволяет обеспечить переход к нужной информации сразу с несколькихстраниц, что гарантированно ведет к ее получению пользователем. В подобнойструктуре акцент лучше сделать на одну-две страницы, в противном случае этоприведет к путанице.Смешаннаяструктура/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
/>
/>
/>/>
/>/>
Существуютситуации, когда представить информацию одним из описанных выше методов непредставляется возможным. В этом случае применяют несколько схем одновременно.Однако такой подход имеет недостаток – он требует от пользователя концентрациивнимания и дополнительных усилий. Чтобы помочь пользователю, составляют карту Web-сайта (site-map).На данной карте схематически представляют структуру размещения информации на Web-сайте.
Нашсайт будет представлять собой широкую иерархию с элементами нелинейнойструктуры. Первый уровень иерархии составляют 3 основные рубрики («О СГФ»,«Студенту», «Абитуриенту») и 3 дополнительные («Байрам», «Время читать!», «Твойдосуг»).
Сборматериалов и разработка учебных курсов
Здесьнеобходимо грамотно подобрать материал, отвечающий требованиям достоверности,информативности, доступности, понятности. Материал должен быть структурировансоответствующим образом с учетом дидактических принципов построения. При сборематериала нужно руководствоваться принципами педагогического дизайна. Этот этаптакже включает работы по эффективной организации учебного процесса, подготовкудополнительных материалов (указаний, инструкций, подсказок и т.д.).
Разработкадизайна, функциональности страниц и программных решений образовательного сайта.
Этотэтап не такой простой, как может показаться на первый взгляд. Особенно, еслианализ ситуации в Интернете показал наличие жёсткой конкуренции в борьбе зацелевую аудиторию. Кроме решений задач по достижению имиджевой индивидуальностисайта, необходимо учитывать множество дополнительных (иногда, чисто технических)требований — usability (практичность) сайта, «прозрачность» (понятность)навигации, применение различных технологий оформления, скорость загрузкистраниц, качество графики, а также требования эргономики.
Подвеб-дизайном понимается оформление сайта. Прежде всего, в графическом редактореосуществляется разработка внешнего вида сайта (главной страницы и ключевыхстраниц), создание индивидуальной графики, выбор цветового и шрифтовогорешения. Очень хорошо представить, как будет смотреться страница в готовомвиде, и сделать несколько набросков на бумаге. Конечно, при профессиональномподходе к созданию сайта эти работы должен выполнять художник или человек схудожественными способностями. Результатами этих работ должны быть файлыэскизов страниц или макет сайта. На этом же этапе производится оптимизацияграфики для веб-страниц, с учетом которой максимальное качество изображениядолжно сохраняться при минимальном размере файла.
Наоснове созданной структуры сайта в ходе разработки дизайна особое внимание стоитуделить оформлению навигации сайта на основании принципов простоты, удобства,читабельности. Пользователи должны быстро и легко перейти на любую страницувеб-сайта, в том числе на начальную. Следует учитывать, что дизайн в смыслеразумного устройства сайта значительно важнее, чем его «красивость».
2.2 Реализация и размещение web-сайта
Наэтапе реализации обычно производят наполнение сайта материалами на основефайлов, созданных в процессе верстки, и с учетом программ управления сайтом,если таковые имеются. Тут же производится оптимизация текстов. Следует обратитьособое внимание на отсутствие орфографических и грамматических ошибок в текстахсайта. Чтобы ошибок и описок было меньше или их совсем не было, рекомендуетсянабивать текст в редакторах с проверкой орфографии и перечитывать то, чтонаписано перед выставлением сайта на всемирное обозрение.
Материалразбивается по файлам и папкам в соответствии со структурой сайта. Организуютсяссылки между файлами сайта. Необходимо также помнить, что посетитель можетпопасть прямо из поисковой системы на любую из страниц сайта — и в этом случае важнопоказать ему, что она является частью целого сайта, дать ему возможностьперейти по ссылке на главную страницу и просмотреть остальные разделы.
Наэтапе реализации сайта обязательно производят просмотр в разных веб-браузерах ипри разных разрешениях экрана. При необходимости устраняют ошибки.
Такжев данный этап входят: размещение сайта на Интернет-сервере, запуск и отладканеобходимых программных решений, установка и запуск программ управления сайтом.Процесс размещения сайта также называют иногда публикацией сайта. Этот процесснеразрывно связан с понятием «хостинг».
Какизвестно, в Интернете существует три основных вида хостинга:
платныйхостинг, который продается за деньги;
бесплатныйхостниг;
бонусныйхостинг, который предоставляется бесплатно, т.е. в качестве бонуса (поощрения)в случае покупки контрактного dial-up доступа в Интернет. К примеру, можнокупить карточку для доступа в Интернет, на которой четко и ясно написано, чтоее владелец может бесплатно получить на сервере провайдера почтовый ящикразмером 10 МБ и место под веб-сайт, также объемом 10 МБ. Тем не менее,последний вид хостинга является наименее распространенным, так как понятно, чтосмена провайдера Dial-Up доступа автоматически означает потерю сайта. Поэтомумало кто рискует сайты на таких хостингах заводить.
Насамом деле, веб-хостинг, это не только «место на диске», но еще и:
трафик,который стоит денег;
дорогостоящеепрограммное обеспечение, в том числе и то, которое разрабатываетсяспециалистами фирмы — хостинг-провайдера;
оплататруда высококвалифицированных специалистов, системных администраторов,присматривающих за работой серверов и п/о, налаживающего их, а принеобходимости — самостоятельно разрабатывающих п/о.
Рассмотрим,чем отличается платный хостинг от бесплатного:
Ø Ответственностьза сохранность размещенной информации. На бесплатных серверах нередки случатпропажи сайтов;
Ø Отсутствиебаннеров на страницах размещенного сайта и в почтовом ящике;
Ø Присутствиеполноценного FTP- доступа;
Ø Наличиевеб-интерфейса FTP, который можно использовать с любого компьютера,подключенного к Интернету;
Ø Круглосуточнаятехническая поддержка;
Ø Наличиевозможности установки программных скриптов (php, perl и др.);
Ø Доступ к базамданных (например MySQL), что очень важно при использовании скриптов;
Ø Предоставлениебыстрого счетчика и подробной статистики веб-сайта;
Ø Льготныйинтернет-доступ к веб-сайту, в раз 5 дешевле, чем обычный интернет;
Ø Веб-аналог почты,который можно использовать с любой точки Интернета;
Ø Библиотекабесплатных скриптов (программ, в результате которых формируются динамическиевеб-страницы или выполняются какие-то функции сайта ) и возможностьпользоваться ими;
Ø Резервное ежедневноекопирование веб-сайта на случай чего-то чрезвычайного. Иногда бывает такое, чтоинформация утеряна, а с сервера стерли на время версию веб-сайта. Из резервныхкопий бывает возможно восстановить то, что было потеряно.
Из-замногочисленных особенностей бесплатного хостинга использование его дляразмещения официального сайта организации (каким и является наш сайт) непредставляется возможным.
Помимоопределения хостинга, на этом этапе производится выбор инструментальных средствдля размещения сайта в сети Интернет (в нашем случае это CuteFTP 7.0).
Тестирование
Наэтом этапе проводится тестирование образовательного сайта на предметобнаружения возможных ошибок, связанных с обычным «человеческим фактором» впроцессе разработки и интеграции программных решений в функциональность сайта.Наряду с тестированием в разных веб-браузерах и при разных разрешениях экранаочень неплохо посмотреть, как просматривается сайт в других операционныхсистемах.
Притестировании следует обратить внимание на время загрузки страниц и принедостаточном быстродействии продолжить оптимизацию графических элементов итекста страниц и программ. Для тестирования на удобство пользования интерфейсомкрупные компании приглашают специальные группы людей.
Вусловиях образовательного учреждения можно привлечь студентов и преподавателейк просмотру сайта и, не давая им никаких инструкций, посмотреть, как они будутпользоваться веб-сайтом. Следует понаблюдать, как они перемещаются повеб-сайту. Где возникают паузы? Когда пользователи испытывают трудности? И приэтом не стоит подсказывать им и давать указания! Такие наблюдения могут датьмного ценной информации. На основании результатов тестирования обычнопринимаются решения об исправлении ошибок и неточностей, возможно о доработкесайта.
Поддержка
Содержимоевеб-сайта может подвергаться неоднократным изменениям. Важно, чтобыпредоставляемая на веб-сайте информация всегда была актуальной, поэтому надокак можно чаще обновлять информацию на своем веб-сайте, по возможностирасширять материал, улучшать дизайн.
Обязательноеправило для функционирования веб-сайта гласит, что обновления на сайте должныпоявляться не реже одного раза в месяц. В противном случае постоянныхпосетителей на сайте просто не будет, и сайт может потерять не толькопотенциальных, но и уже состоявшихся посетителей.
2.3 Дальнейшее продвижение и поддержка web-сайта
Объёмработ, связанных с продвижением, может быть различным — от простой регистрациив поисковых системах, до целого комплекса мер, рассчитанного на длительноевремя. В нашем случае нелишним будет обратить на это особое внимание, чтобысделать сайт наиболее конкурентоспособным в Сети.
Поисковыесистемы
Посещаемостьсайта, обеспеченная баннерной или другими видами рекламы, резко падает сокончанием рекламной кампании. В сравнении с этим возможность зайти нараскручиваемый сайт с помощью поисковых систем обладает несомненнымпреимуществом — наличие регистрации в каталогах и индексация страниц сайтапоисковыми машинами дает стабильный поток новых посетителей в течение всего временисуществования сайта. Поэтому усилия, направленные на раскрутку сайта впоисковых системах, окупаются очень быстро.
Подпоисковыми системами понимаются системы двух типов — поисковые каталоги ипоисковые машины.
Поисковыемашины (их еще называют индексы) — огромные склады слов, постоянно пополняемыепутем периодического автоматического сканирования виртуального информационногопространства и индексирования его содержания (Рамблер, Гугл). Все это добро суказанием ссылок на «полки» — хост-серверы, сайты, отдельные страницы, строки ипредложения бережно хранится в виде огромных индекс-файлов, к которымпользователь обращается при каждом запросе в поисковой машине.
Поисковыемашины используют для индексирования сайтов так называемых «поисковых роботов»,спайдеров (от английского слова «spider», что значит «паук»). Робот — этонебольшая программа, которая ходит по ссылкам на сайте и индексирует (собираети запоминает) встреченную на пути информацию. [16]
Принципработы поисковых роботов приблизительно следующий: пользователь предоставляетпоисковой системе точный адрес страницы, которую нужно зарегистрировать.Поисковая система проверяет, существует ли по этому адресу страница, и если да,то страничка вносится в «график посещения». Между временем, когда пользовательзарегистрировал страницу в поисковой системе и временем, когда страничкупосетит поисковый робот может пройти от нескольких минут до нескольких недель.Так что не стоит спешить сразу же проверять наличие зарегистрированной страницыили сайта в поисковой системе.
Припосещении поисковым роботом происходит следующее: робот ищет файл robots.txt; роботчитает страницу, для индексирования которой он был послан (глубинаиндексирования, то есть чтения страницы меняется от робота к роботу. Некоторыеостанавливаются только на чтении заглавия страницы и содержимого мета-тегов,другие могут прочитать, скажем первые 6000 символов на странице, а некоторыеиндексируют все содержание веб-страницы); затем робот может либо удалиться либопродолжить индексирование сайта; через какое-то время робот снова можетпосетить эту страничку, если существует тег «revisit» или в соответствии сполитикой, проводимой поисковой системой.
Каталогипредставляют собой совокупность сайтов, собранных в тематические рубрики(Апорт). Эти рубрики в свою очередь могут быть разбиты на подрубрики, которыетоже могут иметь еще более мелкие подкаталоги и т.д.
Отличиекаталогов от поисковых машин заключается в том, что каталоги не посылаютникаких роботов, чтобы индексировать страницу или веб-сайт. Наиболее известнымкаталогом является Yahoo.com. Заполняются каталоги людьми, которых обычноназывают модераторами каталогов. Желающим добавить свой ресурс в каталогпредлагается заполнить форму регистрации с заданием основных характеристиксайта: наименования; ключевых слов; аннотации; названия рубрики, предполагаемойдля размещения; URL ...
Дляпоиска в каталоге посетитель использует два способа:
Простопереходя по ссылкам вглубь: рубрика >> подрубрика >> подрубрика>>… пользуясь поисковой программой каталога, которая похожа на программувыдачи результатов поиска поисковой машины, но поиск здесь происходит поключевым словам и описанию, которое введено при регистрации, а не посодержимому страниц. Результат поиска также будет построен в порядке убываниярелевантности.
Существуетеще один вид поисковых систем – гибридный, сочетающий в себе возможностивышеназванных систем (например, поисковая система Яндекс) [14, 42].
Регистрацияв каталогах
Длярегистрации в каталоге автору сайта необходимо найти раздел, в который онжелает поместить свою страницу (сайт), послать в веб-форме краткое описаниесайта и список ключевых слов (не во всех каталогах) для поиска страницы (сайта)в каталоге. Затем эта информация просматривается и оценивается людьми(модераторами), которые решают, стоит ли включать ваш информацию в каталог илинет.
Следуетзнать, что пользователю могут отказать в регистрации, сайт могут поместить вдругой раздел, могут быть изменены описание сайта и/или список его ключевыхслов. Все зависит от модераторов каталога.
Таккак регистрация производится человеком, а не программой, то поиск по каталогамдает более релевантные результаты, нежели поиск по поисковым системам. Кореннымотличием каталогов от поисковиков также является то, что поиск в них производитсяне по текстовой составляющей всех страниц сайта, а только по краткому описаниюсервера и выбранным при регистрации ключевым словам.
Дажекогда на сайт происходит один переход в день из какого-либо каталога, наличиессылки на сайт в нем поднимает «вес» в поисковых системах (ссылочнуюпопулярность, в Яндексе — индекс цитирования), что в конечном счете влияет напозиционирование сайта. Для достижения популярности рекомендуетсярегистрировать сайт во всех общих каталогах, а также в специализированных.
Прирегистрации используется составленное автором описание сайта в двух-трехпредложениях и заголовок, в некоторых каталогах необходимо внести списокключевых слов сайта.
Работапо регистрации в каталогах должна быть постоянной по мере появления новыхкаталогов.
Наиболеепопулярными общими каталогами Рунета являются: yandex.ru, mail.ru, aport.ru, onru.ru, www.ulitka.ru, pautina.net, weblist.ru и др.
Вкачестве специализированных образовательных каталогов можно рассматривать такиевеб-ресурсы как rubook.ru — каталог образовательных ресурсов, catalog.iot.ru — каталог образовательных ресурсов сети Интернет.
Нестоит забывать также о региональных каталогах, чтобы привлечь местногопользователя, например
Подготовкасайта к регистрации в поисковых машинах
Смыслподготовки сайта к регистрации в поисковых системах заключается в оптимизациисодержимого страниц, чтобы, во-первых, значительно расширить круг поисковыхзапросов, по которым ссылки на страницы сайта будут показаны на лучшихпозициях. И, во-вторых, придать своим ссылкам в поисковиках достойный,привлекательный внешний вид, вызывающий желание щелкнуть по ним.
Оптимизациясайта для поисковых машин начинается с выбора ключевых слов для веб-сайта, т.е.слов, по которым пользователи будут находить сайт, или слов, из которых состоитпоисковый запрос (для регистрации в некоторых каталогах тоже требуется ввестиключевые слова).
Послетого, как выбраны ключевые слова для сайта, желательно включать их в заглавиестраницы (title), в описание ключевых слов каждой конкретной страницы(keywords), в каждое описание самой страницы (description) и конечно же в самосодержание страницы. Рассмотрим подробнее эти моменты.
Подборключевых слов
Первоначальноключевыми назывались слова, внесенные в особое поле страницы, помеченное тегом. Но сегодня многие поисковые системы(Rambler, Mail, Google) игнорируют содержание этого поля. Результаты поискаопределяются прежде всего поисковым запросом.
Преждевсего надо определить по каким словам пользователи обычно ищут представляемуюсайтом тему. Для этой цели существуют специальные сайты, где можно посмотреть,какие запросы обычно набирают пользователи на определенную тему. Например:
wordstat.yandex.ru/
— подбор слов для поисковой системы Яндекс;
https://ad.rambler.ru/swrds/- cтатистика по поисковым запросам Рэмблер;
stat.go.mail.ru/
— статистика запросов Mail.Ru;
https://adwords.google.com/select/KeywordToolExternal?defaultView=3- инструмент подсказки ключевых слов от поисковой системы Google;
Частопользователи ищут какую-то информацию с опечатками и ошибками. Следует учесть,какие слова какое количество раз пользователи набирают в поисковых системах. Тоесть определить наиболее часто употребляемые слова из составленного спискапоисковых запросов на определенную тематику.
Такимобразом, можно определиться, какие ключевые слова лучше всего использовать вописании сайта.
Такжеможно сравнить свои ключевые слова с ключевыми словами, которые используютсхожие по тематике сайты. Для этого надо набрать интересующие слова в наиболеепопулярных поисковых системах и каталогах и посмотреть, какие сайты вышли напервые страницы и какие слова они используют. Проанализировав страницыаналогичных сайтов, необходимо обратить внимание на общее количество слов настранице, на плотность ключевых слов, на их расположение.
Тегtitle — заголовок
Этоттег является очень важным, так как тег title учитывают все поисковики и придаютсловам из него большой вес; с помощью него поисковые системы определяют то, очем должна вестись речь на данной страничке;
этото, что пользователи видят в результатах, предоставленных поисковой системой.
Заглавиестранички должно точно передавать суть содержания странички, содержать ключевыеслова и привлекать пользователей.
Желательно,чтобы заглавие было разным на разных по содержанию страничках. Если веб-сайтпосвящен образовательному учреждению, то не следует в заглавии всех страницуказывать только название учреждения. Заглавие каждой страницы должноотображать то, что есть в содержании страницы. Если есть желание активнорекламировать название своего учреждения, то можно ставить его в начале тега, а затем указывать то, о чем будет вестись речь на данной,конкретной страничке.
Обязательнонужно включать в тег ключевые слова, ведь соответствие ключевыхслов в заглавии и содержании страницы приводит к повышению рейтинга страницы.Непременно стоит обратить внимание на количество знаков, указываемых в теге. Уразных поисковых систем свои требования к длине содержания тега. Altavista,например, позволяет сделать длину тега равной 1024 знака, в то время как другиепоисковые системы показывают только первые 75 знаков. Для максимального охвататребований поисковых систем рекомендуется не превышать длину тега в 75 знаков.Не рекомендуется заполнять тег одними заглавными буквами, так какнекоторые поисковые системы не любят этого и такие заглавия достаточно трудночитать.
Тегdescription — описание
Припросмотре поисковых результатов, предоставленных поисковой системой, описание — это то, что выводится наряду с заглавием в списке результатов поиска. Поэтомуописание, так же как и заглавие страницы, должно привлекать пользователя. Крометого, поисковые системы иногда используют описание страницы для определениярелевантности сайта пользовательскому запросу.
Ненадо указывать в описании страницы ее заглавие, так как оно все равно будетпроиндексировано и показано. Длина описания, как правило, должна составлятьоколо 25-30 слов.
Тегkeywords — ключевые слова
Сегодняпоисковые системы игнорируют содержание поля . Ноесли все-таки ориентироваться на Яндекс, то использовать этот тег необходимо,так как сведений о подобном игнорировании поисковой системы Яндекс найдено небыло.
Приэтом следует учитывать, что ключевые слова можно отделять друг от другазапятыми, а можно и не отделять. В случае если ключевые слова отделенызапятыми, поисковая система не имеет шанса для каких-либо иных интерпретацийключевых слов, кроме тех, которые указаны. В случае если не используетсязапятые, поисковые системы могут сами составлять комбинации из слов, например:«авторская школа системы обучения». В таком случае, если пользователь ввелзапрос «авторская школа и системы обучения», его ключевые слова будут на 100%соответствовать запросу пользователя.
Нестоит использовать в ключевых словах так называемые «стоп слова», типа «и»,«на», «в». Как правило, поисковые системы просто-напросто игнорируют их. Тоесть вместо того, чтобы писать «поисковые системы и поиск в интернет», можнонаписать «поисковые системы поиск интернет».
Некоторыепоисковые системы чувствительны к регистру поисковых слов. То есть взависимости от того, что пользователь набрал в запросе: «байрам», «Байрам», или«БАЙРАМ», поисковая система может либо учитывать регистр слова, либо нет.Например, чувствительна к регистру букв поисковая машина Яндекса (если ввестислово с большой буквы, то поиск будет производиться первоначально по именамсобственным). По статистическим исследованиям, около 80% слов пользователинабирают маленькими буквами. При задании ключевых слов можно использоватьнесколько вариаций с регистрами одного и того же слова, однако надо учитывать,что большинство поисковых систем рассматривают более, чем шестикратноеповторение одного и того же слова как спам, и, соответственно, могутпросто-напросто исключить страницу или даже целый веб-сайт из своего индекса.Как правило, в перечислении всех ключевых слов нельзя более чем 6 разупотреблять одно и тоже слово, даже если оно стоит в различных словосочетанияхи регистрах.
Общаядлина ключевых слов в общем случае не должна превышать 200 знаков. Это являетсяоптимальным числом, так как разные поисковые системы имеют разные стандарты.
Самыеважные ключевые слова надо ставить в начале, а затем ставить слова по убывающейважности. Однако нет смысла ставить в виде ключевых слов те слова, которых нетв основном тексте. Кроме того, стоит обратить внимание, что в начале перечняключевых слов должны идти наиболее важные слова, по которым пользователи должнынаходить страницу. Даже среди первых 50 слов Яндекса слова, идущие в начале,получают больший вес, чем слова идущие в конце.
Регистрациясайта в поисковой машине
Специальнодобавлять сайт для индексацией роботами поисковых машин не требуется — если нанего есть ссылки на страницах других сайтов, он автоматически будет найден, и,скорее всего, проиндексирован. Если ссылок на сайт еще нет, то сообщить роботамо существовании сайта можно с помощью веб-форм
webmaster.yandex.ru/
— на Яндексе;
www.rambler.ru/doc/add_site.shtml
— на Рэмблере;
catalog.aport.ru/rus/add/AddUrl.aspx
— на Апорте;
www.google.ru/intl/ru/addurl.html
— на Гугле.
ДобавлениеURL не гарантирует, что он будет проиндексирован вообще, это лишь один изспособов сообщить роботу поисковой системы, что появился новый сайт. Добавлениеполезно, если на сайт еще нет ссылок или их число незначительно — так роботбыстрее его обнаружит. Обычно между регистрацией сайта и появлением документовв результатах поиска проходит 2-4 недели.
Длярегистрации сайта в поисковых системах лучше всего предоставлять страницу с«картой сайта». В этом случае можно быть уверенным, что поисковый робот ничегоне пропустит. В принципе, если с главной страницы по ссылкам можно попасть налюбую из страниц веб-сайта, можно зарегистрировать только главную страницу.Робот поисковой системы рано или поздно обойдет весь сайт, но следует иметь ввиду следующее:
Прирегистрации сайта поисковые системы обычно оперативно индексируют указаннуюстраницу, а все остальные ставят в очередь на индексацию. Разница по временимежду индексацией указанной страницы и всего остального сайта может составитьнесколько недель;
Некоторыепоисковые системы не индексируют внутренние страницы сервера глубже четвертогоуровня (т.е. когда для попадания на страницу надо совершить четыре перехода);
Организациянавигации с помощью frames, imagemaps, java скриптов может помешать роботупройти вглубь веб-сайта для индексации внутренних страниц.
Принимаяво внимание вышеперечисленное, желательно регистрировать не только начальнуюстраницу сайта, но и ряд внутренних ключевых страниц.
Другиевиды раскрутки в Интернете
Кромерассмотренных методов раскрутки авторам веб-сайта образовательного учрежденияможно использовать следующее:
Обментематическими ссылками с другими сайтами.
Совместныепроекты с посещаемыми ресурсами.
Созданиерассылки сайта.
Рекламированиесвоего ресурса на форумах.
Рекламачерез личные электронные письма
Заключение
Сегодня,в эпоху бурного развития информационных технологий, электронноепредставительство в сети Интернет необходимо любой организации, будь токоммерческая фирма или образовательное учреждение. Web-сайт позволяет решать целый ряд разнообразных задач,служит визитной карточкой учреждения, позволяет реализовывать образовательнуюфункцию, привлекает дополнительное внимание целевой аудитории. Существуетогромное множество сайтов образовательных учреждений. Свои сайты имеют многиешколы, не говоря уже о колледжах и вузах. Однако после разработки и размещенияв Сети работа над сайтом вовсе не заканчивается. Анализ ситуации в Интернетпоказал, что сайты, которые вовремя не обновляются и не обеспечиваютпользователей актуальной и своевременной информацией, быстро теряют своюаудиторию. Несоответствие содержания сайта требованиям пользователей – довольнораспространенная проблема, которой посвящены многие исследования, например,Н.И. Гендиной. Также довольно остро стоит проблема навигации по сайту: даженеобходимая информация совершенно ни к чему на сайте, если ее невозможно найти.Итак, создавая сайт, в первую очередь следует обращать внимание на егоструктуру и информационную составляющую. Но есть и еще важнейший аспект,который нельзя обойти вниманием: эффективность поиска сайта в Интернет. Принедостаточной раскрутке сайта его бывает невозможно найти в поисковых системахдаже при прямом запросе [Панкова,44].Для того, чтобы сайт выполнял имиджевую ирекламную функцию, необходимо с особой тщательностью подходить к регистрацииего в каталогах и поисковых машинах. подбору ключевых слов и составлениюописания. Web-сайт может достойно представлятьобразовательное учреждение в сети Интернет. Но только в том случае, если понему постоянно ведется кропотливая и вдумчивая работа.
Чтобысайт работал на Вас, необходимо неустанно работать на него!
Список литературы
1. Брежнева, В.В.Информационное обслуживание: продукты и услуги, предоставляемые библиотеками ислужбами информации предприятий [Текст] / В.В. Брежнева, В.А. Минкина; СПбГУКИ.– 2-е изд., перераб. – СПб.: Профессия, 2006. – 304 с. – (Серия «Библиотека»)
2. Воройский, Ф.С.Информатика. Энциклопедический систематизированный словарь-справочник: введениев современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах ифактах [Текст] / Ф.С. Воройский. – 4-е изд. – М.: Физматлит, 2006. – 965 с.
3. Гендина, Н.И.Использование формализованных методов при подготовке текста для веб-сайтовучреждений культуры [Текст] / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, О.И. Алдохина //Научные и технические библиотеки. – 2008. –№3. – С. 29-35
4. Гендина, Н.И.Лингвистические средства проектирования контента веб-сайтов [Текст] / Н.И.Гендина // Научные и технические библиотеки. – 2008. – №3. – С. 5-14
5. Документы ЮНЕСКОо построении информационного общества: Декларация принципов//Библиотечное дело XXI век. – 2005. — №1. – С.4-45
6. Земсков, А.И.Некоторые особенности работы с электронными документами [Текст] / А.И. Земсков// Научные и технические библиотеки. – 2008. – №2. – С. 112-125
7. Иванов. А.Подготовка сайта для индексирования в поисковых системах [Электронный ресурс] /Андрей Иванов // Режим доступа: www.ashmanov.com/pap/ivsprep.phtm
8. Инькова, Н. А.Создание Web-сайтов: Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] / ИньковаН.А., Зайцева Е.А., Кузьмина Н.В, Толстых С.Г. // Режим доступа:club-edu.tambov.ru/methodic/fio/p5.doc
9. Кречетников, К.Г.Рекомендации по проектированию мотивационной и содержательной составляющихобразовательной среды вуза на основе информационных технологий [Электронныйресурс] / К.Г. Кречетников // Режим доступа: www.auditorium.ru/aud
10. Кузьмин, Е.И.Информационно-образовательный портал «Культура и искусство»: на пути к эффективномуобразованию [Текст] / Кузьмин Е.И., Мурована Т.А. Ершова Т.В. // Научные итехнические библиотеки. – 2008. – №2. – С. 48-51
11. Метьюс, М. FrontPage 2000: полное руководство [Текст] /М. Мэтьюс, Э. Полсен; пер. с англ. – К.: Издательская группа BHV, 2000. – 752 c.
12. Селин, Г.Интернет-пособие по созданию Web-сайта, его публикации и способах раскрутки[Электронный ресурс]/ Геннадий Селин // Режим доступа: web-book.narod.ru/
13. Справочникинформационного работника [Текст] / Науч. ред. Р.С. Гиляревский, В.А. Минкина.– СПб.: Профессия, 2005. – 552 с. – (Серия «Библиотека»)
14. Панкова, Е.В. Интернет-сайтсреднего профессионального учебного заведения: эффективность поиска в Интернете[Текст] / Панкова Е.В., Косинова С. А. // Научные и технические библиотеки. –2008. – №3. – С. 41-44
15. Принципы качествавеб-сайтов по культуре / ред. М.Т.Н. Темпера, А. Темпера. – М., 2006. – 61 с.
16. Пунина, Т.Г.Проектирование и размещение в сети Интернет административных сайтовобразовательных учреждений: Учебно-методическое пособие [Электронный ресурс] /Т. Г. Пунина // Режим доступа: http:// club-edu.tambov.ru/methodic/2007/ppsite/content.html
17. Режепп, А.Типичные ошибки при создании корпоративных web-сайтов [Текст] / А. Режепп, Ю. Степанов, О. Павлова// Мир Internet. – 2001. – №2. – С. 70-73
18. Рогачева, Г.И.Современные информационные образовательные ресурсы [Текст] / Г.И. Рогачева //Информатизация школьного образования: Материалы междунар. науч.-практ. конф.17-18 сентября 2002 г. – Барнаул, 2003. – С. 34-36
19. Тлеукеева, Р.Традиционные и электронные ресурсы: состояние, проблемы. эффективностьиспользования [Текст]/Роза Тлеукеева//Библиотека. – 2008. – №1. – С. 15-19
20. Шрайберг, Я.Л.Библиотека, электронная информация и меняющееся общество в информационном веке[Текст] / Я.Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. – 2007. – №1. – С.25-55