ВСЕРОССИЙСКИЙЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
КАФЕДРААВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
КУРСОВАЯРАБОТА
по дисциплине«Информатика»
на тему«Местоинформатики в процессах управления»
Исполнитель:
Специальность:
Группа:
№ зачетнойкнижки:
Руководитель:
Москва 2008
Оглавление
Введение
Теоретическаячасть. Предмет и задачи информатики, ее место в процессе управления
Введение
Информатика и управление
Информационные системы
Улучшение работы предприятия с помощью информационныхтехнологии
Практическаячасть. Решение задачи средствами MS Excel. Вариант 3
Общая характеристика задачи
Описание алгоритма решения задачи
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
Стремительныйрост и дифференциация спроса на все виды информации, в том числе научную,техническую и в большей степени экономическую, а также повышение требований ксодержанию и формам представления данных являются серьезными стимулами развитиярынка информационных и коммуникационных технологий. Именно владение достовернойи актуальной информацией вместе с умением эффективно применять адекватныеметоды и средства ее сбора, преобразования и передачи служит основой успешнойдеятельности любых предприятий и организаций, независимо от ихорганизационно-правовой формы.
Внастоящей курсовой работе описаны вопросы взаимосвязи информатики и управления,а также роль, которая отводится информатике в процессах управления.
Впрактической части курсовой работы приведено решение экономической задачи спомощью табличного процессора Microsoft Excel о процентебрака изготовленных деталей на заводе «Красный Октябрь».
Теоретическая часть. Предмети задачи информатики, ее место в процессе управления Введение
Коренныепреобразования в экономической среде, переход от административно-командных кэкономическим методам управления, развитие предпринимательской деятельности ирыночных структур, а также необходимость быстрого принятия решений привели ксущественным изменениям в потоках информации, организационных формах и методахобработки и представления данных. Большинство пользователей отказались отуслуг, предоставляемых крупными вычислительными центрами. С появлениемперсональных компьютеров, удобной и компактной оргтехники их услуги оказалисьневостребованными в силу ряда причин, в том числе организационных, техническихи экономических.
Информацияосознана современным обществом как необходимое условие для любой целесообразнойдеятельности. Она становится важнейшим стратегическим ресурсом. Изучаетинформацию наука «информатика»
Термин«информатика» (франц. informatique) происходит от французских словinformation (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает«информационная автоматика».
Инфоpматика— это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающаяструктуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы еёсоздания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различныхсферах человеческой деятельности
Инфоpматика— комплексная научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения. Её приоритетныенаправления:
· pазpаботкавычислительных систем и пpогpаммного обеспечения;
· теоpия инфоpмации, изучающая процессы, связанные спередачей, приёмом, преобразованием и хранением информации;
· математическоемоделирование, методы вычислительной и прикладной математики и их применение кфундаментальным и прикладным исследованиям в различных областях знаний;
· методыискусственного интеллекта,моделирующие методы логического и аналитического мышления в интеллектуальнойдеятельности человека (логический вывод, обучение, понимание речи, визуальноевосприятие, игры и др.);
· системный анализ, изучающий методологическиесредства, используемые для подготовки и обоснования решений по сложнымпроблемам различного характера;
· биоинформатика, изучающая информационные процессы вбиологических системах;
· социальнаяинформатика, изучающаяпроцессы информатизации общества;
· методы машиннойграфики, анимации, средства мультимедиа;
· телекоммуникационныесистемы и сети, в томчисле, глобальные компьютерные сети, объединяющие всё человечество в единоеинформационное сообщество;
· разнообразные приложения, охватывающие производство, науку,образование, медицину, торговлю, сельское хозяйство и все другие видыхозяйственной и общественной деятельности.Информатика иуправление
Информатикав широком смысле представляет собой единство разнообразных отраслей науки,техники и производства, связанных с переработкой информации.
Информатикув узком смысле можно представить как состоящую из трех взаимосвязанных частей.
Информатикакак отрасль народного хозяйства состоит из однородной совокупности предприятийразных форм хозяйствования, где занимаются производством компьютерной техники,программных продуктов и разработкой современной технологии переработкиинформации. Специфика и значение информатики как отрасли производства состоят втом, что от нее во многом зависит рост производительности труда в другихотраслях народного хозяйства. В настоящее время около 50% всех рабочих мест вмире поддерживается средствами обработки информации.
Информатикакак фундаментальная наука занимается разработкой методологии созданияинформационного обеспечения процессов управления любыми объектами на базекомпьютерных информационных систем. В Европе можно выделить следующие основныенаучные направления в области информатики: разработка сетевой структуры,компьютерно-интегрированные производства, экономическая и медицинскаяинформатика, информатика социального страхования и окружающей среды,профессиональные информационные системы.
Информатикакак прикладная дисциплина занимается:
· изучениемзакономерностей в информационных процессах (накопление, переработка,распространение);
· созданиеминформационных моделей коммуникаций в различных областях человеческойдеятельности;
· разработкойинформационных систем и технологий в конкретных областях и выработкойрекомендаций относительно их жизненного цикла: для этапов проектирования иразработки систем, их производства, функционирования и т.д.
Главнаяфункция информатики заключается в разработке методов и средств преобразованияинформации и их использовании в организации технологического процессапереработки информации.
Задачиинформатики состоят в следующем:
· исследованиеинформационных процессов любой природы;
· разработкаинформационной техники и создание новейшей технологии переработки информации набазе полученных результатов исследования информационных процессов;
· решение научных иинженерных проблем создания, внедрения и обеспечения эффективного использованиякомпьютерной техники и технологии во всех сферах общественной жизни.
Информатикасуществует не сама по себе, а является комплексной научно-техническойдисциплиной, призванной создавать новые информационные техники и технологии длярешения проблем в других областях. Комплекс индустрии информатики станетведущим в информационном обществе. Тенденция к большей информированности вобществе в существенной степени зависит от прогресса информатики как единстванауки, техники и производства.
Понятия«управление» и «информатика» тесным образом связаны между собой.Объекты, изучаемые информатикой, имеют много общего с объектами, изучаемымитеорией управления. Для того чтобы осмыслить связь теории управления синформатикой, необходимо выделить основную категорию управления — цель. В определенииинформатики в явной форме не содержатся цели алгоритмизации, анализ, принятие ивыработка решений, контроль по принципу обратной связи и оценка«качества» достижения цели. С учетом вышеизложенного информатика иуправление определяются как единство понятий «цель — модель — алгоритм — программа» (рис.1). Такое единство облегчает синтез и развитие средств иметодов из данных отраслей наук. Первичным в цепи определения является цель,формулируемая человеком, и модель (моделирование), вторичным — алгоритм икомпьютерная программа, реализующая этот алгоритм.
/>
Рис. 1 Связь информатикии управления[1]
Современныеинформационные технологии (виртуальные технологии) определяются как симбиоз, синтезтехнологий информатики и управления посредством организованногоинтеллектуального, когнитивного (основанного на знаниях) диалога человека скомпьютером для достижения поставленной цели (рис.2). Информационные технологиив качестве нового инструментария влияют на общество, обеспечиваявысокопроизводительные условия для работы человека.
/>
Рис. 2. Современныеинформационные технологии — симбиоз технологий информатики и управленияпосредством организованного интеллектуального, когнитивного диалога человека скомпьютером для достижения поставленной цели
Процессвнедрения и расширения сферы применения информатики в управлениихарактеризуется рядом нерешенных проблем и противоречий. Там, где неучитывается человеческий фактор, где модели и алгоритмы управления сложны, информатизацияне дает ожидаемого экономического эффекта.
Сложные,требующие больших затрат на разработку, модели, если даже адекватны процессам,а наше осознание этих моделей не адекватно, не дают практической пользы.Необходимы модели, адекватные сознанию.
Имеетместо и другое противоречие. Расширение сферы применения информатики требуетсовершенной технологии управления. Одновременно технологизация управленияпредполагает необходимость дальнейшего развития информатики. Информационныетехнологии — это совершенные технологии управления.
В тоже время, виртуальные, когнитивные (основанные на знанияхинтерактивно-графические технологии) – это совершенные (современные)информационные технологии.
Решениепроблем состоит в том, чтобы разработать новые диалоговые модели и алгоритмыуправления, в основу которых будут заложены процессы, поддающиесякомпьютеризации. По существу самое главное это проблемы когнитивного диалога,поскольку весь процесс автоматизированного управления представляет специальнымобразом организованный диалог с компьютером для достижения поставленной цели.
«Безбумажную»информационную технологию целесообразно вводить там, где алгоритм управлениядостаточно прост и технически осуществим с относительно небольшими затратами.Это относится в первую очередь к простым и средней сложности задачам управления.
Простыезадачи относятся к массовым. Для автоматизации их решения необходимыразделенные вычислительные средства, простые и доступные экономико-математическиемодели, т.е. массовое внедрение персональных компьютеров, интеллектуальных терминалови т.д.
Длязадач средней сложности требуются компьютерные рабочие места управленческих работников,руководителей, позволяющие производить большие объемы вычислений, хранитьмногомерные массивы информации, а также развитая периферия для ввода-выводаданных, различные каналы и линии связи, средства телекоммуникации — теледоступак базам и банкам данных и знаний, к территориальным информационным ресурсам,региональным и отраслевым вычислительным центрам и сетям.
Сложныезадачи требуют более сложные модели, обобщенные вычислительные ресурсы науровне регионов и страны. Такие задачи встречаются тем больше, чем выше уровеньуправления, чем сложнее проблемы, стоящие перед субъектом управления, но вцелом их значительно меньше, чем задач простых и средней сложности. Т.е. накаком-то уровне их суммарные объемы вычислений становятся примерно одинаковыми.
Вусловиях рыночной экономики, демократизации, повышения самостоятельностиколлективов предприятий, объединений и организаций наблюдается ускоренный ростобъемов вычислений для задач простых и средней сложности. А это означает, чтоэффективность и результативность управления в целом будет зависеть отэффективности и результативности решения задач простых и средней сложности.
Такимобразом, совершенствование управления в современный период должно идти по путимассовой разработки и применения экономичных, простых, удобных и доступных,легко адаптируемых компьютерных моделей на всех уровнях управления. На высшихуровнях они будут выступать и в качестве своеобразных виртуальных«посредников» между сложными когнитивными моделями и руководителями Информационные системы
Длянаиболее эффективного управления работой предприятия необходимо иметьдостаточную информацию о положении дел на предприятии и возможностьоперативного реагирования на изменение ситуации. Для этого руководительпредприятия и другие ответственные лица должны постоянно иметь свежую идостоверную информацию. Возникает необходимость организации управления работойпредприятия таким образом, чтобы обеспечить быструю и надежную связь междуразличными служащими для их наиболее четко слаженного взаимодействия.
Предъявляемые современными условиями требования к системам управления могут бытьудовлетворены лишь при помощи современных средств автоматизации управления.Опыт показывает, что в наше время для решения этих задач не обойтись без помощикомпьютерной техники, позволяющей в наиболееудобной форме хранить и представлять пользователям интересующую ихслужебную информацию.
Длянаиболее слаженной работы различных служб предприятия компьютеры наиболееудобно объединять в так называемые локальные вычислительные сети, позволяющиеосуществлять связь между различными пользователями этой сети, находящимися нанекотором расстоянии друг от друга (обычно в разных помещениях одного здания).
Однакотакие сети требуют для своей работысоответствующего программного обеспечения, необходимого для обеспечения работвообще подобной сети и отражающего специфику работы данного предприятия.Кроме того, к программному обеспечению предъявляются такие требования, какудобство доступа к необходимой информации,простота в обращении и защита от несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, а также защита от порчиразличного рода программными вирусами.
Компьютерныесети, периферийное оборудование и программноеобеспечение вместе являются составными частями информационной системы.
В самомобщем виде информационная система (ИС) — это набор связанных между собойкомпонентов, который собирает, обрабатывает, сохраняет и распространяетинформацию для поддержки деятельности организации. На уровень информационныхсистем влияют два фактора:
1) уровень научно-технического развития в организации,т.е. насколько современны используемые технологии;
2) людии существующая в организации культура.
Последнийфактор является определяющим, поскольку именно от него будет зависеть первый.Действительно, усложнение информационных систем растет пропорционально ростуформализации культуры и увеличению размера организации. Например, на малойфирме с ограниченным кругом задач, где в ходу простые и неформальные отношениярядовых сотрудников с ее управляющими зачастую отсутствует потребность всложных ИС, и, наоборот, в больших организациях с сильно разветвленнойструктурой такие системы являются жизненной необходимостью. Основная задача ИСдля менеджера — поддержка принятия решений и управление потокамивходящей/исходящей информации.
В разрядИС входят также и источники информации. Это могут быть различные справочники,разработки, в том числе и выполненные на лазерных дисках. Большой объем данныхпредоставляет глобальная сеть Интернет.
Миссияинформационных систем — производство нужной для организации информации дляобеспечения эффективного управления всеми ее ресурсами, создание информационнойи технической среды для осуществления управления организацией.
Каксоотносятся информационная технология и информационнаясистема? Как только у Вас возникнет потребность, Вы начнете управлять своей информацией. Вам нужно будетразбить ее на части, например, ценовая информация, информация о клиентах, осырье. Вы должны будете подумать о способахсбора, хранения, обработки и распространения информации в каждой части. Все, что Вы будете делать с информацией,и сама информация – всё это и есть Ваша ин-формационнаясистема. Информационная технология реализуется в рамках информационной системы.Информационная технология — это Ваш способ преобразования информации.
В информационной системе могут использоваться многотаких технологий(табл.1). Эта система является средой для реализации технологии. Однако информационная технология шире, чем информационнаясистема. Она может существовать вне её. Например, информационная технологияобработки текстов, которую используют для написания различных текстовых документов, часто не являются частьюинформационной системы и реализуется вне такой системы.
Информационнаясистема как объект управления
Таблица 1.Объект управления Оперативный уровень управления Тактический уровень управления
Стратегический
уровень
управления Информационная система организации Персонал информационной системы, менеджеры подразделений и функциональных служб Корпоративный совет директоров и главные менед-жеры информа-ционной системы Применяемые информационные технологии Персонал информационной системы Главные менеджеры информа-ционной системы Улучшение работы предприятия с помощьюинформационных технологий
ПК икомпьютерные сети стали важным фактором не только благополучия малых и растущихпредприятий, но и их выживания. Они являются инструментом, позволяющимрационализировать работу, повысить производительность труда служащих и снизитьзатраты.
Применениесетевых приложений, таких как система управления базами данных и электронныетаблицы, позволяет сотрудникам работать совместно, не покидая своего рабочегоместа, где бы ни находились пользователи или прикладные программы. Это можетускорить ведение дел. Кроме рационализации работы, сетевые технологии позволяютдобиться улучшения рентабельности предприятия, повышения производительноститруда, снижения расходов на аппаратные средства и снижения административныхрасходов.
Измененияв использовании времени, вызванные применением информационных технологий[2]
Таблица 2.Распределение времени торгового представителя До внедрения ИТ После внедрения
Время, затрачиваемое на продажи:
эффективное использование неэффективное использование 18 18 40 10
Прочее время: обслуживание
административная деятельность профессиональная деятельность 39 19 6 25 15 10
/>Практическаячасть. Решение задачи средствами MS Excel. Вариант 3./> Общая характеристика задачи
ПредприятиеООО «Красный Октябрь» осуществляет деятельность, связанную с выпуском различныхвидов деталей для промышленного оборудования. Для анализа качества выпускаемойпродукции ежемесячно производится учет бракованной продукции. Данные учетабракованных деталей приведены на рис. 3.
1.Построить таблицы по приведенным ниже данным.
2.Выполнить расчет процентного отношения бракованных изделий к общему количеству выпущенных изделий,подвести итоги за месяц.
3.Результаты вычислений представить в видеконсолидированной таблицы, содержащей сводные данные о выпуске бракованных изделий за квартал, и вграфическом виде.
4.Сформировать и заполнить форму сводной ведомости по учету некачественнойпродукции (рис. 4).
Ведомостьучета изготовленных деталей за январь 2006 г.Код станка Количество выпущенных деталей, шт. Количество бракованных деталей, шт. % брака
1 2600 35
2 3500 57
3 1890 26
4 2780 72
ИТОГО
Ведомостьучета изготовленных деталей за февраль 2006 г.Код станка Количество выпущенных деталей, шт. Количество бракованных деталей, шт. % брака
1 2980 26
2 3470 45
3 2100 12
4 3150 56
ИТОГО
Ведомостьучета изготовленных деталей за март 2006 г.Код станка Количество выпущенных деталей, шт. Количество бракованных деталей, шт. % брака
1 2700 42
2 3720 35
3 3140 39
4 3200 26
ИТОГО
Рис. 3.Данные о выпуске бракованной продукции по месяцам
ООО«Красный Октябрь»Расчетный период с по __.__.20__ __.__.20__
Своднаяведомость качества изготавливаемой продукции
Код станка
Количество выпущенных деталей, шт.
Количество бракованных деталей, шт.
% брака
1 2700 42
2 3720 35
3 3140 39
4 3200 26
ИТОГО
Главныйтехнолог_________________________________
Рис. 4Сводные данные о выпуске бракованной продукции за кварталОписаниеалгоритма решения задачи
1) Запустить табличныйпроцессор Microsoft Excel.
2) Создать книгу сименем «Красный Октябрь».
3) С помощью командыВставка->Лист добавить в рабочую книгу рабочий лист с названием «Своднаяформа».
· По умолчаниюкнига Excel имеет три рабочих листа, которыеназываются Лист1, Лист2, Лист3. Необходимо переименовать их с помощью двойногощелчка левой кнопкой мыши на названии листа в «Январь», «Февраль», «Март».
4) Отформатируйтеячейки под ввод длинных заголовков:
· Выделите нужныйдиапазон ячеек
· Выполните командуЯчейки в меню Формат
· Выберите закладкуВыравнивание
· В группе опцийОтображение установите флажок опцииПереносить по словам
5) Заполнить лист «Январь»данными, исходя из структуры таблицы, описанной выше:
6)
/>
Рис. 6. Таблица «Январь»
· Отформатироватьячейки B2:B6 и C2:C6 для ввода числовых значений:
· Выделите ячейки
· Выберите команду Ячейкименю Формат
· Выберите закладкуЧисло
· Выберите форматЧисловой и Число десятичных знаков – 0
· Нажмите ОК
· Отформатироватьячейки D2:D6 для ввода формул аналогично описанному выше, выбрав Процентныйформат
· Ввести значения формул:=C2/B2 в ячейку D2 и растянуть спомощью маркера автозаполнения на ячейки D3:D5
· Ввести значенияфункций: =СУММ(B2:B5) в ячейку B6 дляподсчета суммы и растянуть на ячейки C6 и D6.
7) Аналогичнозаполнить листы «Февраль», «Март»
/>
Рис. 7. Таблица «Февраль»
/>
Рис. 8. Таблица «Март»
На рабочем листе «Своднаяведомость» создать таблицу, в которой будет подсчитываться процент бракавыпускаемых деталей за январь, февраль, март:
· Заполнить графы«Код станка», «Количество выполненных деталей», «Количество бракованныхдеталей» следующим образом: в ячейке A7 записать формулу =январь!A2, которая скопирует данные с листа январь.Аналогично, с помощью маркера автозаполнения растянуть на A8:A10. Таким же образом, нужно поступить и с графами «Количествовыполненных деталей», «Количество бракованных деталей»
· Ввести значенияформул: =C7/B7 в ячейку D7 ирастянуть с помощью маркера автозаполнения на ячейки D8:D10
· Ввести значенияфункций: =СУММ(B7:B10) в ячейку B11для подсчета суммы и растянуть на ячейки C11 и D11.
/>
Рис. 9. Лист «Своднаяведомость»
8) На рабочем листе«Сводная форма» создать сводную ведомость учета качества изготовляемойпродукции.
9) Путем созданиямежтабличных связей заполнить созданную форму полученными данными из таблицы«Сводная ведомость учета качества изготовляемой продукции»
/>
Рис. 10. Лист «Своднаяформа»
10) С помощью командыВставка->Диаграмма по полученной сводной ведомости построить график процентабрака, выдаваемого каждым станком:/>/>/>/>/>
Рис. 11. График «Процентбрака»
/>Заключение
Каквидно из всего вышесказанного, значение информатики в управлении велико. Вближайшие 10 лет мир изменится сильнее, чем за предыдущие 50. И от того,насколько правильно мы сможем организовать свою жизнь, сможем четко ейуправлять, зависит очень многое.
Стратегическийкурс на ускорение социально-экономического развития страны предполагаетинтенсификацию производства на базе научно-технического прогресса и внедренияэффективных форм управления. Это выдвигает новые задачи, связанные с разработкойсовременных методов и средств исследования и проектирования объектов различнойприроды и назначения.
Несмотряна достигнутые в настоящее время успехи в области автоматизации проектирования,процесс создания новых конструкций, машин и механизмов не может обойтись безтворческого участия человека. Поэтому от того, насколько тщательно проведено моделированиеисследуемого объекта современными математическими методами на этапепроектирования, зависит качество реализации. Практика показывает, что не выявленныена этом этапе ошибки проекта дорого обходятся заказчику и пользователям систем.
Списокиспользованной литературы
1. Романов А.Н.,Одинцов Б.Е. Информационные системы в экономике. М.: Вузовский учебник, 2006.
2. Информационныетехнологии управления / Под ред. Г.А. Титоренко. – М.: ЮНИТИ, 2003.
3. Одинцов Б.Е.Обратные вычисления в формировании экономических решений. М.: Финансы истатистика, 2004.
4. Экономикаорганизаций (предприятий): Учебник / Под ред. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А.Швандара. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
5. Экономическаяинформатика: Введение в экономический анализ информационных систем. М.:ИНФРА-М, 2005. С. 34-46.
6. Колесников А. Excel 2000. К.: группа BHV, 1999.