Реферат по предмету "Философия"


Наука, лженаука и религия

Наука,лженаука и религия
 

Содержание
1. Наука,гипотезы, аксиомы, вера
2.Новое знание в науке
3. Наукаи лженаука
4. Религияи наука
Список использованныхисточников

1. Наука,гипотезы, аксиомы, вера
Наука — сферачеловеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическаясистематизация объективных (не зависящих от воли и сознания человека) знаний одействительности; одна из форм общественного сознания. Она включаетдеятельность по получению нового знания и ее результат – сумму знаний, лежащихв основе научной картины мира.
Непосредственная цельнауки – описание, объяснение и предсказание процессов и явленийдействительности на основе открываемых ею законов.
Знание – проверенныйпрактикой результат познания действительности, первое ее отражение в мышлении(сознании); воспроизведение в языковой форме представлений о закономерныхсвязях действительности.
Знание – продуктобщественной деятельности (практики), направленной на преобразование действительности.
Познание – процессдвижения мысли от незнания к знанию; обусловленный потребностями обществапроцесс отражения действительности в мышлении; взаимодействие объекта исубъекта, итогом которого является новое знание.
Уровни познания:эмпирический, в том числе,чувственный, и теоретический.
Формы познания: 1-получение знания, неотделимого от субъекта (восприятие, представление); 2 –получение объективного знания, существующего вне субъекта (наука-теория,воплощенное в продуктах труда знание).
Типы познания: обыденное,художественное, научное.
Путь познания: «От живогосозерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектическийпуть познания истины, познания объективной реальности» (Ленин). Наблюдение –гипотеза – теория – проверка теории (практика).
Вернадский В.И.: «Звучитпарадоксом, однако, это так: распространение научного мировоззрения может дажеиногда мешать научной работе и научному творчеству, так как оно неизбежнозакрепляет научные ошибки данного времени, придает временным научным положениямбольшую достоверность, чем они в действительности имеют…Такое распространениевременного – и часто ошибочного – научного мировоззрения было одной из причинне раз наблюдавшихся в истории науки местных или всемирных периодов упадка.Давая ответы на все запросы, оно гасило стремление к исканию».
Всякая теория начинаетсяс гипотезы – предположительного суждения об устройстве или методах получениячего-то, о причинной связи явлений и т.д.
Например, в средние векаширокое распространение получил поиск «философского камня», способногопревращать неблагородные металлы в золото и серебро. Его искалиэкспериментально, смешивая и нагревая различные вещества. Эта сфера опытовполучила название «алхимия». Идея оказалась ложной, но пользу науке принесланесомненную – был накоплен огромный экспериментальный материал по физическим ихимическим превращениям веществ. В итоге возникла наука «химия».
Долгое время в наукегосподствовали: геоцентрическая система мира Птолемея, представления о «мировомэфире» в физике и т.д. Нельзя сказать, что они принесли науке только вред, хотяи оказались ложными. Но, кстати, идея эфира как передатчика действия сейчасвозрождается некоторыми учеными, хотя и совершенно на качественно новом уровне(вакуум в современной физике уже не рассматривается как пустое пространство –пространство, лишенное материи).
Гегель Г.: «Истинырождаются и умирают. Но рождаются они как ересь..»
Рабиндранат Тагор: «Еслимы закроем дверь перед заблуждением, то как же тогда войдет истина?»
Вернадский В.И. «“научнаявера” является в истории науки могущественным созидательным фактором, теснейшимобразом генетически связанным с научным исканием и научным творчеством, вобщем, от них не отделимым. В обществе без научной веры не может быть научноготворчества и прочной научной работы.
Лекторский В.А., академикРАН: «Проблема отношения веры к знанию всегда была для философии одной изцентральных, ибо речь идет как о самой возможности постижения реальности, так ио предельных основаниях человеческой деятельности. Оказывается, что наукапринципиально не может обойтись без веры. Вера играет важную роль в научномпознании. Существенно то, что идеал науки предполагает принципиальнуювозможность превращения того, что первоначально принимается всего лишь на веру,в более или менее обоснованное знание. Наука всегда шла по этому пути. Врелигии дело обстоит иначе. Религиозная вера исключает знание».
2. Новоезнание в науке
Новые представлениявсегда противоречат старым, в том числе в науке, включая не толькотеоретическую, но и экспериментальную науку. Новые идеи и факты, противоречащиесложившимся ранее представлениям, как правило, длительное время не признаются,игнорируются и не развиваются.
Резерфорд Э. выделял «триэтапа» в признании научной истины:
1) «это абсурд»!
2) «в этом что-то есть».
3) «это общеизвестно»!
(шутка, в которойсодержится большая доля истины).
Например, работаанглийского ученого Уотерстона «О физической среде, состоящей из свободных ивполне упругих молекул, находящихся в движении» (1845г.), отклоненнаярецензентом королевского научного общества «как бессмысленная, непригодная дажедля того, чтобы зачитать ее на заседании Общества», обнаружена и опубликованавсемирно известным физиком Рэлеем только в 1892 г.
Греческий философ Платонс такой непримиримостью относился к атомистической теории Демокрита, чтоповсюду разыскивал рукописи сочинений этого автора и уничтожал их – доизобретения книгопечатания такой метод идейной борьбы был весьма эффективен». Специальнаятеория относительности противоречила всем представлениям, которыевырабатывались в науке на протяжении последних трех веков. Устройствофизического мира, описываемого этой теорий, было очень непривычно. ГеометриюЛобачевского не понимали и даже осуждали лучшие математики того времени, аколлеги давали насмешливые и порой оскорбительные отзывы о его работе. Приизбрании Эйнштейна в Прусскую академию наук о его гипотезе световых квантовговорилось как о чем-то, «что не следует слишком ставить ему в упрек». В ихреальность основоположник квантовой механики Планк не верил в течение многихлет.
Колебательные химическиереакции не признавались научной общественностью и Учеными советами в течениеполутора веков, хотя первые публикации по химическим колебаниям относятся к 1828 г. В 1855 г. вышла книга Рунге, где были собраны примеры химических колебаний, в 1913 г. – Кремана «Периодические явления в химии», в 1938 г. – книга Шемякина и Михалева«Физико-химические периодические процессы (библиография – 978 названий).Отдельные статьи по химическим колебаниям публиковались в журналах «Успехи химии»,«Доклады АН СССР» и др. Тем не менее, когда в 1947 г. в институт химической физики АН СССР Шальниковым была представлена к защите диссертация «Ктеории периодического протекания гомогенных химических реакций», обсуждениебыло таким, что шансов на ее защиту в этом институте не осталось никаких… В 1958 г. все попытки Белоусова опубликовать в химических журналах описание знаменитой сегодня во всеммире колебательной реакции, носящей имя «реакции Белоусова-Жаботинского»(впоследствии была присуждена Ленинская премия в области науки) оказалисьбезрезультатными (рецензенты давали категорически отрицательные отзывы).
Лето 1913 г.: «Если этот абсурд, который только что опубликовал Бор (речь идет о модели атома Бора),верен, то вообще брошу карьеру физика» (Штерн О., физик)
Август 1913 г.: «Работа Бора приводит меня в отчаяние: если формулу Бальмера можно получить таким путем, тоя должен выбросить всю физику на свалку и сам отправиться туда же» (ЭренфестП., физик).
Августовская (1948 г.) сессия ВАСХНИЛ в СССР определила статус генетики как лженауки.
Герцен А.: «Не истинынауки трудны, а расчистка человеческого сознания от всего наследственногохлама, от всего осевшего ила, от принимаемого неестественного за естественное,непонятное за понятное».
Кун С. (историк науки):“… ни одна научная парадигма не может получить всеобщего одобрения массами,до тех пор пока не вымрут влиятельные знатоки старой парадигмы”.
Чижевский А.Л.(гелиобиолог): «Истинное несчастье настоящих ученых, больших и малых,заключалось и заключается в отсутствии элементарной порядочности у некоторыхпредставителей научного мира, с которыми приходится сталкиваться в деловойобстановке и от которых зависит судьба научного открытия или изобретения. Этонесчастье легко обнаруживается в истории любого научного открытия или крупногоизобретения, и пока нет оснований предполагать, что наша эпоха внесла коренноеулучшение в это дело. И в наши дни явления непорядочности злостно доминируют внаучной среде, глушат научную мысль, пресекают научную инициативу. Толькоединичные люди прорываются через этот страшный барьер, и то после борьбы,иногда многолетней борьбы, с невеждами, обскурантами, ретроградами, которыебыли так или иначе, по недомыслию или легкомыслию, сопричастны к лику ученых изаняли, к несчастью, высокие ступени иерархической лестницы». Еще сложнеепробиться новым идеям в социально-экономических науках, так как здесь явнозатрагиваются экономические интересы людей, «фурии частного интереса», какговорил К. Маркс.
В.И. Ленин: «Ожидатьбеспристрастной науки в обществе наемного рабства – такая же глупенькаянаивность, как ожидать беспристрастия фабрикантов в вопросе о том, не следуетли увеличить плату рабочим, уменьшив прибыль капитала». Маркс К.: «…Лишьрабочий класс может превратить науку из орудия классового господства в народнуюсилу, превратив самих ученых из пособников классовых предрассудков, изчестолюбивых государственных паразитов и союзников капитала в свободных тружениковмысли! Наука может выполнить свою истинную роль только в республике Труда».
3. Наука илженаука
«Масштабы нынешнегоподъема псевдонаучной деятельности впечатляют. Впечатляют настолько, что теперьстало как-то даже неловко употреблять само слово «псевдонаука». Предпочтительныболее уважительные формы обозначения – девиантное знание, альтернативная наука,нетрадиционная наука и т.д.
В 1999 г. решением Президиума РАН была создана Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научныхисследований. Не все с этим согласны. Так, академик РАН М.М. Лаврентьевсчитает, сто «Факт существования такой инстанции, как Комиссия по борьбе слженаукой, позорит Российскую академию наук. Задача этой комиссии – перекрытьдоступ в науку каких бы то ни было новых идей».
Каковы причины расцветалженауки?
Капица С.П., профессор:«Почему сегодня произошел такой невероятный расцвет этой антиинтеллектуальнойдеятельности не только в нашей стране, но и во всем мире? Мне кажется, чтопричина бурного расцвета антинауки заключается в глубоком распаде общественногосознания, если называть вещи своими именами. Распад виден во многих сферах.Очень опасен кризис образования. Вакуум общественного сознания, существующий внашей стране (да и во всем мире), очень глубок. Он, кстати, поддерживаетсяфилософией постмодернизма. Постмодернисты занимают руководящие кафедры вомногих университетах западного мира и оказывают очень большое влияние наобщественное сознание. Думаю, что если когда-нибудь будет суд над нашей эпохой,то СМИ будут отнесены к преступным организациям, ибо то, что они делают собщественным сознанием и в нашей стране и во многих других странах, иначеквалифицировать нельзя.».
«В обществе существуютвлиятельные силы, заинтересованные в снижении роли науки. Людей отучают мыслитькритически, но приучают верить. Чтобы там ни говорили апологеты реформ, но уровеньобразования в России стремятся понизить. Кому же нужно загонять страну всредневековье? Людьми, не способными критически мыслить, не знакомыми слогикой, легко манипулировать. Сегодня лженаука проникла во многие органыгосударственной власти – в Минобороны, МЧС, МВД, в государственную думу. С.Шойгу заявил, что МЧС в своей работе использует советы астрологов. Нескольколет назад при МЧС была организована лаборатория экстрасенсов. Лженаукапревратилась в хорошо организованную силу».
4. Религияи наука
Религии возникли впервобытном обществе. Причина их возникновения – бессилие первобытного человекаперед силами природы, а после возникновения классового общества(рабовладельческого, феодального и буржуазного обществ) – бессилие передгосподствующим в обществе классом крупных частных собственников. В настоящеевремя наибольшее распространение в мире получили такие религии какхристианство, буддизм, ислам (мировые религии). Религия – одна из формобщественного сознания, отражения действительности в фантастических образах,представлениях и понятиях.
В настоящее время религияпредставляет собой сложное социальное образование, включающее религиозноесознание, религиозный культ и религиозные организации. Главный признак религии – вера в реальность сверхъестественного.
Маркс К.: «Всякая религияявляется ни чем иным как фантастическим отражением в головах людей тех внешнихсил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в которомземные силы принимают форму неземных».
Маркс К.: «Религия – этовздох угнетенного существа, сердце бессердечного мира, подобно тому, как она –дух бездушных порядков. Религия есть опиум для народа».
Ленин В.И.: «Идея богавсегда усыпляла и притупляла “социальные чувства”, будучи всегда идеей рабства…Никогда идея бога не “связывала личность с обществом”, а всегда связывалаклассы верой в божественность угнетателей». Царь – «помазанник божий».
Еще Радищев в книге«Путешествие из Петербурга в Москву» писал, что государственный деспотизм ицерковная организация служат одной цели: они «союзно» гнетут общество(деспотизм подчиняет себе волю людей, церковь сковывает их рассудок).
Ленин В.И.: «Когдаобщество устроено так, что ничтожное меньшинство пользуется богатством ивластью, а масса постоянно терпит “лишения» и несет “тяжелые обязанности”, товполне естественно сочувствие эксплуататоров к религии, учащей “безропотно” переноситьземной ад ради небесного, будто бы, рая».
Ленин В.И.: «Социальнаяпридавленность трудящихся масс, полная их беспомощность перед слепыми силамикапитализма вот в чем современный корень религии. “Страх создал богов”. Страхперед слепой силой капитала, которая слепа, ибо не может быть предусмотренамассами народа, которая на каждом шагу жизни пролетария и мелкого хозяйчикагрозит принести ему и приносит “внезапное”, “неожиданное” “случайное”разорение, гибель, превращение в нищего в паупера, в проститутку, голоднуюсмерть, — вот тот корень современной религии …».
Принципиальным являетсявопрос об отношении государства к церкви.
Конституция СССР, статья53, глава 7: «Церковь в СССР отделена от государства и школа – от церкви».
Конституция БССР, статья50, глава 6: «Церковь в Белорусской ССР отделена от государства и школа – отцеркви».
Конституция РоссийскойФедерации — России, статья 44, глава 5 «Права и свободы человека и гражданина»:«Религиозные объединения в Российской Федерации отделены от государства,государственная система образования носит светский характер».
Конституция РеспубликиБеларусь (принята на 13-й сессии Верховного Совета Республики Беларусь 15.03.1994 года) статья 16: «Все религии и вероисповедания равны перед законом.Отношения государства и конфессий регулируются законом».
Конституция РеспубликиБеларусь (принята на Республиканском референдуме 24 ноября 1996 года) статья16: «Религии и вероисповедания равны перед законом. Взаимоотношения государстваи религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния наформирование духовных, культурных и государственных традиций белорусскогонарода».
Очевидно, что в сравнениис Конституциями СССР и БССР, а также Конституцией России в КонституцииРеспублики Беларусь (в особенности Конституции, принятой на референдуме, сделаншаг назад от светского государства по отношению к религии.
Несмотря на то, что вРоссии церковь отделена от государства это «с осени 2002 г. Министерство образования пытается внедрить в школы учебник «Основы православной культуры».Для вузов предложен государственный стандарт по специальности “теология”. Ужестало фактом введение в четырех областях страны во всех без исключения школах(а в 11 областях и краях – частично) преподавания основ православной культуры.
В стране как формальносветском государстве все сильнее становятся тенденции воспитания детей врелигиозном духе. Освящают заводы, новые здания, подводные лодки, крейсеры ибаллистические ракеты.
Письмо-протест 10академиков осенью 2007 г. Президенту вызвало волну возмущения религиозных фанатикови некоторых деятелей церкви. В письме содержится тревога, предупреждение овозможных негативных последствиях замены научного мировоззрения религиозным…»
Канонизация российскойправославной церковью в 1988 г. Тихона, призывавшего к открытой борьбе сСоветской властью в январе 1918 г., была знаковым событием, указавшим на сменуэпох.
Клерикаризацияроссийского государства идет. Этому способствовали действия Ельцина и егоокружения, которые для утверждения своего авторитета стали появляться в церквисо свечами в руках, которые они держали, по едкому замечанию одного журналиста,как «стаканы с водкой».
Социальная база этогоявления – напуганное настоящим и будущим население. Фонд “Общественное мнение”выявил (данные лета 2007 г.), что четверти опрошенных россиян не хватает денегна хлеб (10% – часто, 16 – иногда), а половина считает, что цена на этот самыйнеобходимый продукт высока. По Данным ВЦИОМ 60% россиян считают, что сокращениебедности – недостижимая задача.
В учебных заведениях неместо религии. Это подчеркивает резолюция, принятая 4 октября 2007 г. Парламентской ассамблеей Совета Европы, рекомендующая правительствам стран-членов НС недопускать преподавания креационизма – направления в биологии, считающего, чтовозникновение мира, Земли, жизни, человека есть результат «божественноготворения».
Неблаговидную роль в этомделе играет, к сожалению, интеллигенция, в том числе ученые и деятелиискусства. Например, почетным профессором Российской академии наук был избранАлексий II (Алексей Михайлович Редигер), патриарх Московский и Всея Руси.
В пропаганду религиивключились деятели искусства. Например, Родион Щедрин (выдающийся современныйкомпозитор): «По-моему, стране нашей – а значит, и нам вместе с ней –предназначена трагическая судьба … И я верю, что судьбу предопределяют высшиесилы. За что-то, видимо, они нашу нацию покарали, и всем следующим поколениямприходится расплачиваться, неся этот грех на себе… И лучше об этом не думать, ажить тем, что дает сегодняшний день».
К сожалению, вКонституции Республики Беларусь отсутствует статья об отделении церкви отгосударства и школы от церкви. В ней лишь говорится: «Идеология политическихпартий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп неможет устанавливаться в качестве обязательной для граждан».
Конечно, человек не можетжить без идеологии, без мировоззрения. Если отсутствует прогрессивнаяидеология, человек может превратиться в хищное животное. В условиях, когдаученые оказались неспособными разработать научно обоснованную прогрессивнуюидеологию, в условиях идеологического вакуума религия играет определеннуюсдерживающую роль (боязнью «божьего» наказания).
Лукашенко А.Г.: «Мывсегда опирались на идеи церкви, выработанные тысячелетиями. По сути, выбралиее главным идеологом белорусской государственности. И мы в этом не ошиблись.
Вследствие этогонеотложная задача ученых – разработка научно обоснованной прогрессивнойидеологии развития общества.
Следует различатьпонятия: богословие и теология.
Митрополит Московский иКоломенский Макарий: «Богословие – не учение о Боге и, тем более, не наука оБоге, а изложение слова Божьего, полное и систематическое изложениехристианских догматов, то есть тех истин, которые открыты Богом человеку вцелях его спасения. Православное догматическое богословие с величайшей точностьюизлагает лишь те догматы, которые содержатся в Откровении. Единственное, чтоона может себе позволить, — их разъяснить. Церковь Христова зиждется надогматах, то есть данных Богом истинах, а потому непререкаемых и неизменных:«ни умножать, ни сокращать их в числе, ни изменять и превращать каким бы то нибыло образом никто не имеет прав: сколько их открыто Богом в начале, столько идолжно оставаться их на все времена пока существует христианство».
Теология [гр. theologia:theos — бог + logos — дух, мысль, слово, закон, учение] – систематизированноеизложение вероучения о боге, обосновывающее его истинность и необходимость длячеловека. Включает догматику, экзегетику, апологетику, гомилетику и т.д.
Теократия [theos – бог +kratos — власть] – форма правления, при которой политическая власть принадлежитдуховенству, церкви.
Акулов В.Л.: «Существуетли линия размежевания науки и религии? Наука и религия качественно различаютсяпрежде всего своим объектом. Объектом (предметом) науки является мир, в которомживет человек и частью которого он является. Этот мир наука берет какэмпирический факт. В отличие от науки, объектом (предметом) религии являетсяБог. Мир, в котором живет человек, и сам человек как часть этого мира с позицийрелигиозного мировоззрения суть творения Бога. Наука исходит из тойпредпосылки, что материальный мир подчинен объективным, то есть имманентно емуприсущим, законам, отменить и заменить которые никому не дано. Религия неотрицает закономерности материального мира. Религия ставит эту закономерность взависимость от Божьего Промысла. А это значит, что она, эта закономерность, поБожьему же Промыслу может быть и нарушена. Если наука принимает как данностьбезграничные возможности человеческого разума, то религия, напротив, какданность принимает то, что Боги и Промысел Божий недоступны человеческомуразумению».
Надо ли, и если надо, то как бороться срелигией?
Религии, несмотря науспехи науки, до сих пор играют существенную роль в общественном сознании. Еслиисходить из числа приверженцев, то следует признать, что господствующимисегодня в мире идеологиями являются религиозными идеологии.
На рубеже XX-XXI вековпосле «революций сверху» в Советском Союзе, а также в европейских«социалистических» странах, ликвидации «коммунистической» идеологииидеологический вакуум в этих странах заполнили религии. Произошло мощноевозрождение христианства, а также ислама. Во множестве появились другие религиозныеорганизации.
 “Мы знаем, что насильственныемеры против религии бессмысленны ...” [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 45, с.474].
«Религии создаютсялюдьми, которые сами ощущают потребность в ней и понимают религиозныепотребности масс …» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 19, с. 312].
«… единственная услуга,которую в наше время еще можно оказать богу, – это провозгласить атеизмпринудительным символом веры…» [Маркс К., Энгельс Ф, Соч. т.18, с. 514].
«Атеизм, как голоеотрицание религии сам по себе без нее ничего не представляет и поэтому самявляется религией» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 36, с. 161].
«С религией нельзяпокончить только с помощью насмешек и нападок. Она должна быть преодоленанаучно, то есть объяснена исторически» [Маркс К., Энгельс Ф. Соч. т. 18, с.578].
Массовое увлечениерелигией в бывших «социалистических» странах подтвердило правоту классиковмарксизма-ленинизма относительно причин возникновения и популярности религий.
Во-первых, человек неможет существовать «только сегодняшним днем», то есть без мировоззрения.Во-вторых, затеянные в этих странах реформы привели вместо обещанного повышенияблагосостояния народа к глубокому системному социально-экономическому кризису,отбросившему народы на десятки лет назад. Результатом реформ стало расслоениенарода на сверхбогатое меньшинство и нищее большинство. Реформаторы не смоглипредложить новую систему ценностей, которая бы объединяла народ. Эти события совсей очевидностью показали правоту марксизма-ленинизма, что преодоление религиивозможно только революционным переустройством общества, результатом которогоявляется построение справедливого общественного строя.

Списокиспользованных источников
1. Вернадский В.И. История науки. Вкн.: Вернадский В.И. Начало и вечность жизни. М.: Сов. Россия, 1989. С.397-468.
2. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.:Политиздат, 1975.
3. Акулов В.Л. Наука и религия //Новая экономика, 2007, № 7-8, с. 80-91.
4. Конституция Республики Беларусь1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на Республиканскомреферендуме 24 ноября 1996 года, 2-е изд. Минск: Полымя, 2002. – 95 с.;
5. Кругляков Э.П. Чем угрожаетобществу лженаука? // Вестник РАН, 2004, т. 74, № 1. с. 8-16.
6. Пружинин Б.И. Псевдонаука сегодня// Вестник РАН, 2005, т. 75, № 2, с. 117-125


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :