Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Использование LMS Moodle в учебном процессе

Содержание
Введение1. Основы и общее описание интерфейсаMoodle2. Коммуникативные возможности системы3. Дополнительные возможностипреподавателей в курсе3.1 Редактирование курса3.2 Блоки в курсе3.3 Система ролей3.4 Фильтры3.5 Деятельностный элемент «Лекция»3.6 Использование тестовых технологий3.7 Система помощи Moodle
Библиографический список
 

Введение
 
В основу создания системы управления обучением Moodle былиположены принципы, являющиеся обобщением большого количества работ такихученых, как Лев Семенович Выготский, Джон Дьюи, Жан Пиаже, Эрнст фонГлазерфельд. Благодаря этим научным исследованиям получили развитие такиенаправления в области образования и психологии, как конструктивизм,конструкционизм, социальный конструктивизм. Остановимся на основных идеяхкаждого из данных направлений.
Конструктивизм
Основой любого обучения является интерпретация получаемойинформации сквозь призму ранее приобретенных знаний. Все, что вы читаете,видите, слышите, чувствуете, взаимодействует с ранее накопленными знаниями и,если находит отклик, дополняет и расширяет их.
Конструкционизм
В рамках конструкционизма утверждается, что обучениенамного эффективнее, если ученик создает что-то для других, передает своизнания и опыт. Например, можно прочитать эту главу несколько раз и завтра ужепрактически ничего не помнить. Но если попытаться объяснить изложенное другомучеловеку, вы лучше поймете и запомните материал.
Социальный конструктивизм
Социальный конструктивизм расширяет вышеописанное до уровнявзаимодействия в группах. Участники совместно создают малую культуру общихобъектов и смыслов, тем самым погружаясь в нее.
На основании этих направлений Martin Dougiamas (идеолог ируководитель проекта по разработке системы управления обучением Moodle)сформулировал 5 принципов, положенных в основу Moodle, объединив их под общимназванием «социальный конструкционизм».
1. В настоящей обучающей среде все мы одновременно являемсяпотенциальными учителями и учениками.
Для реализации этого принципа в Moodle существует большоеколичество инструментов (таких как форумы, wiki, глоссарии, базы данных, семинары,блоги, личные сообщения), которые дают широкие возможности ученикам участвоватьв создании контента. Помимо этого очень гибкая система ролей позволяетрасширить систему прав учеников вплоть до полного слияния по возможностям сролью учителя.
2. Мы учимся особенно хорошо, когда создаем или пытаемсяобъяснить что-то другим людям.
Для реализации этого принципа хорошо подходят следующие инструменты:
- форумы и блоги, позволяющиеорганизовать пространство для представления и обсуждения результатов своейдеятельности;
- wiki, с помощью которого можноорганизовать коллективную работу с документами;
- глоссарии, позволяющие организоватьколлективную работу над списком терминов, которые будут автоматическисвязываться по всему содержимому курса;
- базы данных, являющиеся расширениемидеи глоссариев до работы над любыми структурированными записями;
- семинары, позволяющие организоватьмногопозиционное, многокритериальное оценивание работ учеников.
3. Большой вклад в обучение вносит наблюдение задеятельностью наших коллег.
Отчасти этот принцип является следствием предыдущего. Дляреализации этого принципа в Moodle предоставляется большой спектр инструментовпо удобному доступу к информации об учениках, учителях, их активности в курсе.
4. Понимание других людей позволит учить их болееиндивидуально.
Для реализации этого принципа в Moodle представлен широкийнабор коммуникативных инструментов (форумы, чаты, личные сообщения, блоги),анкеты, опросы, удобные инструменты по доступу к обзору активности участниковкурса.
5. Учебная среда должна быть гибкой, предоставляяучастникам образовательного процесса простой инструмент для реализации их учебныхпотребностей.
С учетом этого принципа реализовывались все инструментыMoodle: коммуникативные, учебные и административные. Интерфейс разрабатываетсяи совершенствуется с учетом достижения высокой степени функциональности примаксимальной простоте.
На основании этих 5 принципов можно строить учебныесообщества и эффективно влиять на процессы, происходящие в них. Безусловно,Moodle можно результативно использовать и в более традиционных и простыхситуациях: проведение тестирования, создание гипертекстовых материалов и т.п.Однако полноценное использование системы управления обучением Moodle позволяетобеспечить:
- многовариантность представленияинформации;
- интерактивность обучения;
- многократное повторение изучаемогоматериала;
- структурирование контента и егомодульность;
- создание постоянно активной справочнойсистемы;
- самоконтроль учебных действий;
- выстраивание индивидуальныхобразовательных траекторий;
- конфиденциальность обучения;
- соответствие принципам успешногообучения./>/> 
1. Основы и общее описание интерфейса Moodle
Одним из основных понятий системы дистанционного обученияMoodle является курс. В рамках системы курс представляет собой не толькосредство организации процесса обучения в традиционном его понимании. Курс можетявляться просто средой общения круга заинтересованных людей в рамках однойтематики.
Все курсы в рамках системы распределяются по категориям.Например, курсы «Демонстрация возможностей Moodle» и «Курсмолодого бойца» располагаются в категории «Работа с системойдистанционного обучения Moodle».
Названия категорий являются ссылками, при переходе покоторым вы сможете увидеть список курсов только этой категории с расширеннойинформацией, которая включает список преподавателей курса и его описание (рис.1).
/>
Рис. 1. Категории курсов
Как показано на рисунке, для каждого курса присутствуетиконка-ссылка />, при переходе покоторой в новом окне отображается краткая информация о курсе, включающая списокпреподавателей и краткое описание со ссылками на расширенную информацию окурсе.
Полноценная работа с системой подразумевает обязательноесоздание учетной записи. Но в зависимости от настроек каждого курса доступ кнему может быть расширен или ограничен, о чем информируют следующие иконки:
- /> – означает, что материалы курса вы можете просматриватьбез входа в систему под учетной записью;
- /> – означает, что доступ к курсу открывает толькоконсультант или для доступа к курсу необходимо знать кодовое слово. Процедураполучения доступа представлена в описании соответствующего курса.
Все курсы имеют одинаковую структуру. Типовой интерфейскурса представлен на рисунке 2.
/>
Рис. 2. Демонстрация обучения
Каждый курс состоит из блоков, размещенных в левой и правойколонках, и основного содержания (модулей), находящегося в центре страницы.Блоки увеличивают функциональность, интуитивность и простоту использованиясистемы. В курсе представлены следующие блоки:
- блок «Преподаватели» содержит фамилии, имена, отчества преподавателей. Перейдяпо соответствующей ссылке, вы можете получить подробную информацию опреподавателе, узнать его e-mail адрес, отправить ему личное сообщение;
- блок «Люди». Перейдя по ссылке «Участники», вы можетеувидеть всех участников данного курса, узнать их е-mail адреса (если ониразрешили их публикацию), отправить кому-либо из участников личное сообщение,посмотреть профиль, узнать, когда они последний раз были на сайте или в данномкурсе;
- блок «Мои курсы» содержит перечень всех доступных вам курсов, облегчая темсамым навигацию между ними;
- блок «Управление» (не показан на рисунке) содержит ссылки на страницу свашими оценками по курсу, на страницу редактирования своего профиля, настраницу смены своего пароля и ссылку для исключения себя из участников данногокурса;
- блок «Календарь» содержит сетку текущего месяца с отмеченными на нейсобытиями, на которые необходимо обратить внимание;
- блок «Обмен сообщениями» содержит ваши новые личные сообщения и ссылку «Обменсообщениями» для быстрого доступа к системе обмена сообщениями;
- блок «Последние действия» содержит новые для вас сообщения форумов, списокработающих на данный момент чатов и их участников, изменения в элементах курса;
- блок «Пользователи на сайте» содержит список пользователей, заходивших в курс запоследнее время;
- блок «Наступающие события» (не показан на рисунке) содержит все актуальные для вассобытия за определенный промежуток времени (обычно 21 день).
Основное содержание курса разбито на модули: нулевоймодуль, состоящий из общих для всего курса элементов, и тематические модули.
Нулевой модуль обычно содержит форумы, чаты курса, общиеописания, касающиеся всего курса в целом. Нулевой модуль типового обучающегокурса, например, может содержать следующие элементы:
- форум «Новости и объявления курса» содержит темы, которые автоматически рассылаются всемучастникам курса. Добавлять тему может только преподаватель курса, обсуждать –все участники курса;
- «Общий форум» и «Общий чат» предназначены для свободногообщения абитуриентов и преподавателей. Добавлять и обсуждать тему могут всеучастники курса;
- словари терминов и персоналий.
Количество и содержание тематических модулей может сильноварьироваться в зависимости от курса. Модуль в общем случае содержит некотороеколичество элементов, объединенных одной темой. Тематический модуль типовогообучающего курса, например, может содержать следующие элементы:
- краткое описание: дата начала и окончания, тема, сроки сдачи теста иконтрольной работы;
- лекции и тесты самоконтроля;
- тематический тест, тренинг, контрольнуюработу (на рисунке не показаны).
 
/>/>2. Коммуникативные возможности системы
При описании коммуникативных возможностей системы можно остановитьсяна следующих моментах.
Работа с профилем пользователя: профиль пользователя играеточень важную роль при общении. Во-первых, оставить расширенную информацию осебе и прикрепить свою фотографию – это правило хорошего тона, проявлениеуважения к другим участникам дистанционной программы. Во-вторых, с помощьюнастроек в профиле пользователя вы можете эффективно управлять многимиаспектами общения.
Работа в HTML-редакторе: практически все тексты для Webсоздаются с помощью языка HTML. Язык разметки HTML имеет свой синтаксис,который надо бы было знать, если вы хотите оформить свой текст, сделать егоболее удобным для чтения другими людьми. Но все это можно делать без знанияHTML! В этом вам поможет WISIWIG-редактор, который дает достаточно широкиевозможности по форматированию текста, вставке рисунков, ссылок, работе стаблицами. Вы сразу же можете визуально оценить, каков будет результат. ВHTML-редакторе можно так же, как в Word, использовать некоторые горячие клавиши(например, Ctrl+B для выделения текста полужирным).

/>
Рис. 3 Панель управления HTML-редактора
Работа с форумом: деятельностный модуль, который даетвозможность несинхронного общения участникам дистанционной программы. В рамках системывам могут встретиться форумы разных типов:
- стандартный форум: состоит из неограниченного числа тем для обсуждений исообщений в темах;
- простое обсуждение: состоит из одной темы, обычно используется для того,чтобы сфокусировать обсуждение на одной теме;
- каждый открывает одну тему: каждый участник обсуждения может начать только одну тему,участие в открытых темах не ограничивается;
- форум вопрос-ответ: в этом типе форума темы может создавать толькопреподаватель, учащийся увидит ответы других участников только тогда, когда самответит на вопрос, поставленный в теме.
Для каждого конкретного форума преподавателем илиадминистратором могут быть сделаны следующие настройки, которые повлияют наработу пользователей с ним:
а) настройки доступа:
- учащийся может и создавать темы вфоруме, и отвечать в них – стандартный общий форум;
- учащийся может только отвечать в темах,но не может их создавать – новостной форум с возможностью обсуждения тем;
- учащийся не может ни создавать темы, ниотвечать в них – форум, предназначенный для рассылки сообщений пользователям;
б) возможность подписки:
- все участники подписаны на форум и немогут отписаться;
- участники могут подписываться илианнулировать подписку на форум;
- участники не могут подписываться нафорум;
в) оценивание сообщений. Для сообщений может быть включенооценивание, в этом случае возможны следующие дополнительные настройки:
- оценивать сообщения могут толькопреподаватели;
- оценивать сообщения могут ипреподаватели, и учащиеся;
- учащиеся могут видеть только своиоценки;
- учащиеся могут видеть все оценки.
Работа с личными сообщениями: предоставляет участникамдистанционной программы возможность обмениваться личными сообщениями. Получитьдоступ к страницам обмена сообщениями можно разными способами, например:
- из блока «Обмен сообщениями»,воспользовавшись одноименной ссылкой;
- со страницы своего профиля,воспользовавшись кнопкой «Обмен сообщениями».
Страница обмена сообщениями содержит 3 вкладки: «Собеседники»,«Искать» и «Настройки» (рис. 4).
/>
Рис. 4. Страница обмена сообщениями
Вкладка «Собеседники» содержит список вашихконтактов, причем на странице выделяется, кто из них сейчас находится на сайте.
В обоих случаях для добавления собеседника необходимо воспользоватьсяиконкой-ссылкой />.
Вкладка «Искать» предоставляет следующиевозможности (рис. 40):
- поиск собеседников с возможностьюдобавления в свой список;
- поиск сообщений.

/>
Рис. 5. Вкладка «Искать»
Вкладка «Настройки» содержит опции, которыеговорят сами за себя (рис. 6). Изменив настройки, не забудьте нажать на кнопку «Сохранитьнастройки»!
/>
Рис. 6. Вкладка «Настройка»
Работа с чатом: может выступать не только средствомобщения, но и деятельностным элементом. Например, в курсе может присутствоватьзадание с типом ответа «Ответ – вне сайта». В этом случае работаможет строиться следующим образом: вы читаете задание, выполняете какие-топодготовительные действия и в назначенное время в чате проходит собеседование спреподавателем, по результатам которого он выставляет вам оценку. Чат можетрасполагаться в тех же местах, где и форум, и любые деятельностные элементы: наглавной странице системы и на главной странице курса как в центральной части,так и в блоках. Чат имеет иконку />.
Использование формул: общение в рамках многих дистанционныхпрограмм весьма неудобно без формул. Система дистанционного обучения Moodleимеет возможности использования формул в рамках всех элементов курса икоммуникативных инструментов системы. Создавать формулы можно с помощью TeX –широкораспространенной системы компьютерной верстки, созданной Дональдом Кнутоми применяющейся во всем мире, в том числе для набора сложных математическихформул. Создавать формулы можно следующим образом:
- непосредственно с помощью синтаксисаTeX – он весьма прост;
- преобразованием в TeX формулы, созданойс помощью MathType: для этого в меню MathType необходимо настроить трансляторформул (в меню Preferences→Translatorsвыбираем Translation to other language(text): TeX – LaTeX 2.09 andlater). После этого при копировании любойформулы в режиме редактирования в буфер обмена будет получено ее текстовоепредставление.
Получив текстовое представление одним из описанных вышеспособов, необходимо просто вставить его в текстовое поле, обрамить символами$$ и все. При отображении этой страницы (вашего ответа в форуме, ответа/комментарияв каком-либо деятельностном элементе курса и т.п.) это текстовое представлениебудет автоматически преобразовано в рисунок. При редактировании своегосообщения вы опять будете работать с текстовым представлением формулы.
Например, элементарная формула $$\sqrt 3$$ будетпреобразована в такой рисунок: />.

/>3.Дополнительные возможности преподавателей в курсе
Преподавателю в Moodle предоставляется очень широкий наборинструментов.3.1 Редактирование курса
Одна из основных возможностей преподавателя (если вы имеетевсе необходимые права) – редактирование курса: добавление, удаление,перемещение ресурсов, деятельностных элементов, блоков. Когда преподавательвходит в курс, он видит его во многом так же, как и ученик, за исключениемследующих особенностей (рис. 7):
/>
Рис. 7. Особенности курса
- на одном уровне с навигационной панельюсправа располагаются две кнопки:
- редактировать: включает/отключает режим редактирования курса;
- переключиться к роли: позволяетпосмотреть, как курс будет выглядеть для пользователя с выбранной ролью;
- все невидимые для учащихся ресурсы,деятельностные элементы будут выделены серым цветом. Не видимые для учащихсямодули будут обведены пунктирными линиями, и все элементы в них будут невидимыми(серыми);
- блок «Управление» будет отображаться в расширенном виде;
- блок «Последние действия» может содержать больше элементов, которые недоступныучащемуся.
Для перехода в режим редактирования необходимо нажатькнопку «Редактировать». При этом курс будет выглядеть следующимобразом (рис. 8).
/>
Рис. 8. Редактирование курса
У всех блоков и элементов курса появились дополнительныеиконки. Для элементов курса они означают следующее:
- /> – сдвинуть элемент на одну позицию влево;
- /> – сдвинуть элемент на одну позицию вправо;
- /> – переместить элемент вверх/вниз. При нажатии на этуиконку-ссылку страница обновляется, между блоком «Заголовки тем» инулевым модулем появляется надпись «Перемещение элемента: (Отмена)», и места, на которые можно переместить этотэлемент, обозначаются иконками-ссылками />. При нажатии на нееэлемент перемещается в эту позицию. При переходе по ссылке «Отмена» встроке «Перемещение элемента: (Отмена)»перемещение элемента отменяется;
- /> – перейти на страницу редактирования настроек/содержимогоэтого элемента курса;
- /> – удалить этот элемент;
- />//>– спрятать/показать этот элемент курса: элемент становитсянедоступным/доступным для учащихся;
- />//>//>– изменить групповой режим: нет групп/доступные группы/отдельныегруппы.
Для модулей дополнительные иконки означают следующее:
- />//>–установить/снять выделение данного раздела как текущего. Текущий модуль имеетсветло-зеленую левую и правую части, вместо серой;
- /> – сдвинуть модуль на одну позицию вниз;
- /> – сдвинуть модуль на одну позицию вверх;
- />//>– спрятать/показать этот модуль курса: модуль со всемиэлементами становится недоступным/доступным для учащихся.
Для блоков дополнительные иконки означают следующее:
- />//>– спрятать/показать этот блок курса: блок становится полностьюневидимым/видимым для учащихся и преподавателей. В режиме редактированияневидимые блоки отображаются в неразвернутом виде;
- /> – перейти на страницу редактирования настроек этого блокакурса;
- /> – удалить этот блок;
- /> – сдвинуть блок на одну позицию вниз;
- /> – сдвинуть блок на одну позицию вверх;
- /> – переместить блок в левую колонку;
- /> – переместить блок в правую колонку.
Каждый модуль, а также некоторые блоки (например, «Основноеменю») в режиме редактирования содержат выпадающие списки «Добавитьресурс» и «Добавить элемент курса». С помощью списка «Добавитьресурс» вы можете добавить в свой курс:
- текстовую или веб-страницу: позволяетразместить в курсе любую информацию текстового содержания с использованиемгипертекстовых ссылок и мультимедиа элементов. Текстовые страницы редактируютсяс использованием обычного текстового поля. При этом текст можно вводить вразных форматах: HTML-формат (исходный HTML-код), Текстовый формат (простойтекст) и Markdown формат (альтернативный синтаксис оформления текстов безиспользования HTML-тегов, похож на wiki-разметку). Веб-страница редактируется сиспользованием встроенного WYSIWYG-редактора;
- ссылку на файл или веб-страницу: позволяетразместить ссылку на произвольную страницу как в Интернете, так и в файлахкурса;
- ссылку на каталог: позволяет разместитьссылку на произвольный каталог в файлах курса;
- пакет IMS: позволяет разместитьматериалы, созданные в соответствии со стандартом упаковки учебных материаловIMS Content Packaging;
- пояснение: позволяет разместитьпроизвольный html-текст на странице курса для соответствующего модуля.
С помощью списка «Добавить элемент курса» выможете добавить в свой курс следующие деятельностные элементы:
- «База данных»: позволяетпреподавателю и(или) ученику создавать базу структурированных записей позаранее определенной тематике. Структура записей не ограничена и может состоятьиз полей различных типов (картинка, ссылка, текст, выпадающий список и т.п.).Записи могут просматриваться в разных режимах, по ним может производитьсяпоиск. Для каждой записи имеется возможность добавления комментария и рейтингапо любой заранее определенной шкале. Если ученикам разрешено добавлять записи вбазу данных, имеется возможность предварительной модерации. Существуетвозможность предъявления требований ученикам по количеству добавляемыхэлементов, просмотру записей. Для любой БД может быть создана RSS-лента.
- «Глоссарий»: позволяетучастникам по аналогии со словарем создавать наборы терминов и соответствующихим определений. По содержимому глоссария в дальнейшем можно производить поиск,а также просматривать в различных форматах. Для любой записи глоссария естьвозможность добавления комментариев и рейтингов. Если ученикам разрешенодобавлять записи в глосссарий, имеется возможность предварительной модерации.Термины и определения также можно экспортировать и потом добавлять в другойсловарь. Кроме того, в Moodle есть возможность автоматического создания ссылокна определение в словаре для встречающихся в любом тексте терминов.
- «Задание»: задания позволяютучителю ставить задачу, которая требует от учеников подготовки развернутогоответа. Типичными заданиями являются очерки, проекты, сообщения и т.п. Этот элементпозволяет учителю писать отзыв и ставить оценки за полученные ответы. Заданиябывают 4 типов: ответ в виде текста (ученик дает ответ в виде текста, имеявозможность вставлять различные мультимедиа-объекты), ответ в виде файла (вкачестве ответа ученик прикрепляет файл), ответ в виде нескольких файлов (похожна ответ в виде файла, только позволяет загружать несколько файлов, имеетрасширенные возможности комментирования преподавателем, режимычерновика/готового для оценивания ответа), ответ вне сайта (например, ученикдолжен дать преподавателю ответ в чате, преподаватель также может написать свойотзыв и поставить оценку).
- «Опрос»: позволяет проводитьбыстрые голосования и опросы среди учеников.
- «Семинар»: достаточно сложныйвид деятельности, который позволяет организовать учебный процесс по какой-либотематике с взаимным оцениванием и самооцениванием по набору заранееопределенных критериев.
- «Тест»: этот модуль позволяетпреподавателю создавать набор тестовых вопросов. Вопросы могут быть: с несколькимивариантами ответов, с одним правильным ответом, с выбором верно/неверно,предполагающие короткий текстовый ответ, числовой ответ, вопросы насопоставление, вопросы со вписываемыми ответами в тексте на месте пробелов,вычисляемый вопрос и другие, не входящие в стандартную поставку. Все вопросыхранятся в базе данных по категориям и могут быть впоследствии использованыснова в этом же курсе (или в других). В тест могут быть добавлены случайныевопросы из определенной категории, на месте которых при каждой попыткевыполнения будут подставляться случайные тестовые задания из заданнойкатегории. Вопросы теста и ответы на них могут быть перетасованы (случайнымобразом), чтобы ограничить возможности для списывания. Вопросы могут содержатьHTML и изображения. Ученикам можно разрешить проходить тест несколько раз, приэтом каждая попытка автоматически оценивается. Каждая попытка может зависеть отрезультатов предыдущей, т.е. можно строить адаптивные тесты. За счет комбинацииразличных параметров существует возможность создания обучающих тестов итренингов. Тесты могут быть переоценены, если вопросы изменяются. Тесты могутпоказывать правильные ответы или просто оценку. Метод выставления отметки можетиспользовать самый высокий балл, последний результат, нижний балл или среднийбалл. Тесты могут иметь срок сдачи, после которого они становятся недоступными.Ученики могут получать отзыв на выполненный тест и(или) правильные ответы. Ученикамможет быть разрешено посмотреть результаты последней попытки или не разрешено.Вопросы могут вводиться вручную через интерфейс в Moodle или импортироваться вразличных форматах. Существует очень полезная возможность комплексного анализатеста для определения качества вопросов и типичных ошибок учащихся.
- «Лекция»: лекция преподноситучебный материал в интересной и гибкой форме. Она состоит из набора страниц.Каждая страница может заканчиваться вопросом, на который ученик должен ответить.В зависимости от правильности ответа можно организовать переход ученика налюбую из страниц курса. Навигация по лекции может быть прямой или болеесложной, в зависимости от структуры предлагаемого материала. Существуетвозможность анализа прохождения лекции учениками.
- «Форум»: коммуникативныйинструмент, позволяющий организовать асинхронное общение участников курса.Существуют разные типы форумов, например, форум «Вопрос-ответ»предполагает формулировку темы преподавателем и ответы учащихся, причемучащиеся не будут видеть ответы других до того момента, пока сами не ответят напоставленный вопрос. Для каждого сообщения участниками может выставлятьсярейтинг по заранее определенной шкале. Существует возможность подписки нафорум, отслеживания и подсветки новых сообщений. Для каждого форума может бытьсоздана RSS-лента.
- «Wiki»: дает возможность организациисовместной работы нескольких людей над документами прямо в окне браузера с помощьюпростого языка разметки, который позволяет легко и быстро размечать в текстеструктурные элементы и гиперссылки, форматировать и оформлять отдельные элементы.
- «Чат»: позволяет участникам дистанционнойпрограммы синхронно обмениваться сообщениями в реальном времени. Это оченьудобно для проведения быстрого обсуждения по какому-либо вопросу, возможно, втакой форме можно принять зачет. Модуль позволяет просматривать уже состоявшиесячат-сессии.
- «Lams»: позволяет добавлятьдеятельностные элементы, созданные с помощью программного инструмента LAMS (http://www.lamsinternational.com).
- «Scorm»: SCORM-пакеты служатдля создания повторно используемых учебных материалов как «учебныхэлементов» с общими техническими требованиями к компьютерным учебнымпрограммам и онлайн-обучающим сайтам. Для создания SCORM-пакетов необходимоспециальное программное обеспечение, например, eXe (http://www.exelearning.org).
- «Анкета»: предоставляетнесколько способов обследования, которые могут быть полезны при оценивании истимулировании обучения в дистанционных курсах.
- Различные нестандартные элементы,которые не входят в поставку по умолчанию.
 3.2 Блоки в курсе
Для любого курса обязательно наличие центральной области.Левой и правой колонки с блоками может не быть. Но различные блоки, входящие всостав системы управления обучением Moodle, увеличивают функциональность,интуитивность и простоту использования системы. В состав дистрибутива поумолчанию входят следующие блоки:
- «Элементы курса»: содержит список типов различных элементов, присутствующихв курсе. По соответствующим ссылкам можно перейти к странице, содержащей всеэлементы курса данного типа с различной дополнительной информацией о них.Например, по ссылке «Тесты» вы можете увидеть все тесты в данномкурсе, срок последней сдачи, сколько человек уже выполнило этот тест.
- «Поиск по форумам»: предоставляет удобную возможность быстрого поиска по всемфорумам курса. Поддерживаются возможности расширенного поиска.
- «Управление»: блок, содержащий ряд ссылок по работе с курсом.
- Редактировать/Закончить редактирование (доступно только преподавателю): переключение режимовработы с курсом. Действие ссылки аналогично работе с кнопкой «Редактировать/Закончитьредактирование».
- Установки (доступно только преподавателю): переход на страницу с настройкамикурса.
- Назначить роли (доступно только преподавателю): переход на страницуназначения и переопределения ролей в контексте курса. Подробнее см. подраздел3.3. «Система ролей».
- Группы(доступно только преподавателю): переход на страницу, на которой можнодобавлять/удалять/редактировать состав групп курса.
- Резервное копирование (доступно только преподавателю): переход на страницу, накоторой можно осуществить резервное копирование всего курса либо его элементов.
- Восстановить (доступно только преподавателю): переход на страницу, накоторой можно восстановить содержимое курса из резервного архива.
- Импорт(доступно только преподавателю): переход на страницу, на которой можно будетимпортировать данные из любого другого курса.
- Чистка(доступно только преподавателю): переход на страницу, на которой можно очиститькурс от пользовательских данных об их участии в деятельностных элементах курса(попытки в тестах, сообщения в форумах и т.д.).
- Отчеты(доступно только преподавателю): переход на страницу, на которой можнопосмотреть отчеты по работе всех участников курса с различными его элементами,статистику посещаемости курса, работы в нем как преподавателей, так и учащихся.
- Вопросы(доступно только преподавателю): переход на страницу редактирования банкатестовых заданий.
- Шкалы(доступно только преподавателю): переход на страницу, на которой можно будетсоздавать/удалять/редактировать шкалы, используемые для оценивания деятельностиучащихся в любых деятельностных элементах.
- Оценки:переход на страницу, на которой учащийся сможет увидеть свои оценки поразличным элементам курса, а преподаватель – оценки всех учащихся.
- Файлы(доступно только преподавателю): переход на страницу, на которой можно будетработать (закачивать, удалять, переименовывать, перемещать, упаковывать,распаковывать) со всеми файлами курса.
- Исключить из курса: исключение себя из списка учащихся данного курса(доступно только в случае, если в настройках системы разрешено такое действие).
- «Категории курсов»: блок, содержащий список ссылок на все доступныепользователю категории.
- «Мои курсы»: содержит ссылки на все курсы, участником которых выявляетесь.
- «Календарь»: содержит календарную сетку текущего месяца с возможностьюперехода к другим месяцам. В нем отображаются общие события, события курса,групповые события, события пользователя. Кроме того, по нажатии на ссылку сназванием месяца осуществляется переход на страницу, на которой можно работать(создавать, удалять, редактировать) различные события.
- «Наступающие события»: содержит список событий, которые должны наступить вближайшее время.
- «Последние действия»: отображает список новых сообщений в форуме, измененийресурсов, элементов курсов, уведомление о пришедшем ответе на задание и т.п. Поссылке «Полный отчет о последних действиях» преподаватель можетпосмотреть подробный отчет по действиям для каждого элемента курса.
- «Люди»: блок, содержащий полный список участников курса.
- «Новостной форум»: содержит список последних тем форума. Количествоотображаемых тем настраивается в установках курса.
- «Обмен сообщениями»: блок, содержащий новые сообщения и ссылку для быстрогодоступа к системе обмена сообщениями.
- «Пользователи на сайте»: содержит список пользователей, заходивших в курс запоследнее время. Временной промежуток настраивается на странице администрирования.
- «Раздел ссылок»: содержит цифры-ссылки для быстрого перехода к модулямкурса.
- «Случайная запись из глоссария»:блок, показывающий случайную запись изсловаря. Блок необходимо настроить, указав словарь, из которого должны братьсязаписи.
- «HTML»: пустой блок, в который можно вставить любоеhtml-наполнение.
- «Результаты теста»: отображает результаты выполнения теста. Блок необходимонастроить, указав, какие результаты и какого именно теста необходимо выводить.
- «Удаленные новостные ленты»: блок, отображающий содержимое какой-либо RSS-лентыглобальной сети. Блок необходимо настроить, указав ссылку(-и) на новостную(-ые)ленту(-ы).
- «Описание курса/сайта»: в блоке отображается описание соответствующего курса. Еслиблок размещается на главной странице системы – отображается описание главнойстраницы системы.
- «Поиск по словарям» (блок не входит в дистрибутив по умолчанию): поиск во всехсловарях курса;
- «Словари на Грамота.Ру» (блок не входит в дистрибутив по умолчанию): блок поиска вовсех словарях портала www.gramota.ru.
 
3.3 Система ролей
До версии 1.7 в Moodle существовала фиксированная системаролей. Возможности каждой роли были заранее жестко определены. В версии 1.7была реализована новая система: теперь может быть создано неограниченное числоролей с самыми различными правами.
В новой системе ролей используются следующие определения:
1. Роль –определяет статус пользователя в некотором контексте. Например, преподаватель,ученик, модератор и т.д.
2. Возможность –описание одной характерной функции конкретного элемента системы. Например,Курс: Создать, Задание: Просмотр, Форум: Управление подпиской. Для каждого элементасистемы определено достаточно много возможностей.
3. Разрешение –значение, установившее определенную возможности для определенной роли.Например, разрешить или запретить.
4. Контекст –некоторое пространство системы Moodle. Например, курс, деятельностный элемент,блок. При этом в Moodle существуют следующие контексты:
- система (нет родительского контекста);
- сайт – главная страница (родительский контекст – «система»);
- категория курса (родительский контекст – «система»);
- курс (родительский контекст – «категория курса»);
- элемент курса (родительский контекст – «курс»);
- блок (родительский контекст – «курс»);
- пользователь (родительский контекст – «система»).
Таким образом, роль – это фактически заданный наборразрешений для всех возможностей. Роли назначаются в определенном контексте.При этом, назначая пользователю роль в контексте, вы предоставляете ему праваэтой роли для текущего и всех нижеследующих контекстов. Например, еслипользователю назначена роль Учитель в категории, то пользователь получает этуроль во ВСЕХ курсах этой категории. Роли в каждом контексте можно назначать ипереопределять. Обратите внимание, что по умолчаниюпреподаватель не может переопределять роли ни в каком контексте. Но такое правоему может дать администратор (Управление ► Пользователи ► Права ►Определить роли ► Разрешить переопределение ролей).
Несмотря на то, что переопределения преподавателям поумолчанию не разрешены, они играют важную роль в построении курса. Многие важныенастройки различных элементов курса, которые до версии 1.7 были доступныпреподавателю при редактировании, теперь можно сделать только с помощью системыролей. Кроме того, переопределения дают преподавателю в руки очень мощныйинструмент и позволяют точечно наделить ученика дополнительными возможностями вкурсе, лучше организуя социальную составляющую процесса обучения. Обычнопреподаватель наиболее активно работает с ролями в контекстах «курс»и «элемент курса». Назначать и переопределять роли в контексте «курс»можно, воспользовавшись ссылкой «Назначить роли» в блоке «Управление»;в контексте «элемент курса», воспользовавшись закладкой «Роли»в настройках конкретного элемента курса.
 3.4 Фильтры
Фильтры в Moodle в основном предназначены для преобразованияразличных текстовых значений в соответствующее им мультимедиа и гипертекстовоепредставление. Moodle содержит следующие фильтры:
- автосвязывание глоссария;
- автосвязывание ресурса;
- математические фильтры;
- мультимедиа-фильтр;
- автосвязывание базы данных;
- автосвязывание страниц wiki;
- автосвязывание по персональнойактивности;
- слово для цензуры;
- многоязыковое содержание;
- tidy;
- дополнительные фильтры, не входящие встандартную поставку системы.
Для функционирования любого фильтра он должен быть активированадминистратором на странице настроек системы в разделе «Фильтры».Рассмотрим работу самых распространенных по использованию фильтров.
Автосвязывание глоссария
Глоссарий в Moodle представляет собой набор слов исоответствующих им определений. Кроме того, для каждого понятия можетуказываться набор ключевых слов. Фильтр «автосвязывание глоссария»преобразует любую текстовую или html-страницу системы таким образом, чтобы наместе слов, которым было найдено соответствие в глоссарии (слово должнополностью совпасть с термином либо каким-нибудь из соответствующих ему ключевыхслов), была размещена ссылка, при нажатии на которую в небольшом всплывающемокне будет отображено значение этого слова.
Автосвязывание ресурса
Фильтр «автосвязывание ресурса» преобразует любуютекстовую или html-страницу системы таким образом, чтобы на месте фразы, полностьюсоответствующей названию какого-либо ресурса, автоматически была размещенассылка на этот ресурс. Например, ссылка во фразе «режим редактирования»создастся автоматически, и при переходе по ней вы попадете в одноименный ресурсэтого курса.
Математические фильтры
Общение в рамках многих дистанционных программ весьма неудобнобез формул. Система дистанционного обучения Moodle имеет возможности использованияформул в рамках всех деятельностных элементов курса и коммуникативныхинструментов системы. Создавать формулы можно с помощью TeX – широкораспространенной системы компьютерной верстки, созданной Дональдом Кнутом, ишироко применяющейся во всем мире, в том числе для набора сложныхматематических формул.
Мультимедиа-фильтр
Мультимедиа-фильтр предназначен для безопасного внедрениямультимедиа объектов на любую страницу системы. Из соображений безопасностииспользование тегов и часто отключено. В этомслучае для внедрения мультимедиа объектов в html-редакторе необходимо вставитьобыкновенную гиперссылку на мультимедиа файл./>3.5Деятельностный элемент «Лекция»
Деятельностный элемент «Лекция» используется всистеме не только и не столько как страницы с теоретическим материалом. Этотэлемент предполагает активное участие учащихся в процессе изучения нового материала.Этому способствует особая структура лекции и насыщение ее различнымиинтерактивными элементами (заданиями).
Работа с деятельностным элементом «Лекция»предполагает знание основных понятий, необходимых для ее создания и наполнения.Рассмотрим подробнее эти понятия.
Страница. Лекция состоитиз логических страниц – логически завершенных смысловых фрагментов. Размерлогической страницы неограничен, но не рекомендуется превышать размеры 1-2полных экранов. В зависимости от типа страницы между ними могут осуществлятьсяусловные и безусловные переходы. Существует два основных типа страниц.
«Карточка-рубрикатор (раздел)»: страница, которая содержит материал и кнопку(-и)безусловных переходов к другим страницам лекции. Из карточки-рубрикаторапереход может осуществляться к нескольким страницам – в этом случае кнопокбудет несколько. Если специально не определять несколько переходов изкарточки-рубрикатора, то кнопка будет одна – «Продолжить», и переходбудет осуществляться к следующей странице в соответствии с навигационнымпорядком. Карточка-рубрикатор в простейшем случае может быть использована как последовательностьстраниц с теоретическим материалом.
«Вопрос»:страница, содержащая вопрос, варианты ответов, комментарии для вариантовответов, переходы для каждого варианта ответа. Таким образом, в зависимости оттого, как ученик ответит на вопрос, ему будет отображен комментарий иосуществлен условный переход к заданной странице лекции.
Кроме основных типов страниц, существуют специальныестраницы, которые не содержат материал или вопросы, а служат для управления лекцией.
«Заголовок кластера», «конец кластера»: кластеры предназначены дляобъединения страниц с вопросами в компактную группу. Кластер начинается сзаголовка кластера и заканчивается либо концом кластера, либо, если он неопределен, концом лекции. В большинстве случаев кластер используется для выбораслучайных вопросов из него. Для этого необходимо в «Заголовке кластера»в качестве перехода выбрать «Непросмотренный вопрос в кластере». Вэтом случае при каждом переходе на страницу «Заголовок кластера»ученику будет отображен непросмотренный им вопрос в рамках этого кластера.Выход из кластера может быть осуществлен либо абсолютным переходом наконкретную страницу лекции, либо переходом на конец кластера.
«Конец раздела»:раздел начинается карточкой-рубрикатором и заканчивается концом раздела либо,если он не задан, концом лекции. Разделы объединяют любые страницы (и свопросами, и с материалом). В рамках разделов могут осуществляться следующиеспециальные переходы: непросмотренный вопрос из раздела, случайный вопрос израздела, случайная карточка-рубрикатор. Следующим важным понятиемдеятельностного элемента «Лекция» является переход. Это понятиеприсутствует абсолютно на всех страницах лекции, как основных, так испециальных. Переход определяет, какая страница будет отображена ученикуследующей. Безусловные переходы реализуются всеми страницами, кроме страниц свопросами. Условные переходы реализуются страницами с вопросами. Переходыбывают следующих типов:
- абсолютный переход: переход на конкретную страницу лекции с определеннымназванием, которое имеется у всех страниц лекции;
- относительный переход: переход, осуществляемый относительно текущей страницы.Существует 3 типа относительных переходов:
- следующая страница: переход к следующей странице в логическом порядке. Этотип по умолчанию для первого ответа любого вопроса и первого перехода карточки-рубрикатора;
- эта страница: повторное отображение текущей страницы. Обычно этопереход по умолчанию для остальных ответов вопроса;
- предыдущая страница: переход к предыдущей странице лекции в логическом порядке.
- специальные переходы:
- конец лекции: переход к последней странице лекции, на которойотображается информация об оценке ученика за лекцию, возможно, ссылка наследующий элемент курса или просто сообщение о завершении лекции. Конец лекцииможет быть достигнут в том числе переходом «Следующая страница» споследней страницы лекции в логическом порядке;
- непросмотренный вопрос из раздела: переход к непросмотренному учеником в рамках данного турапрохождения лекции вопросу между предшествующей в логическом порядкекарточкой-рубрикатором и концом раздела либо, если он не задан, концом лекции;
- случайный вопрос из раздела: переход учеником к случайному в рамках данного турапрохождения лекции вопросу между предшествующей в логическом порядкекарточкой-рубрикатором и концом раздела либо, если он не задан, концом лекции;
- случайная карточка-рубрикатор: переход учеником к случайной карточке-рубрикатору междупредшествующей в логическом порядке карточкой-рубрикатором и концом разделалибо, если он не задан, концом лекции;
- непросмотренный вопрос в кластере: этот тип перехода можно задать только для специальнойстраницы типа «Заголовок кластера». В этом случае осуществляетсяпереход к непросмотренному учеником в рамках данного тура прохождения лекции вопросув кластере. Фактически, для осуществления такого перехода с любой страницылекции в ней необходимо задать абсолютный переход с названием страницы типа «Заголовоккластера».
Логическая последовательность страниц: последовательность страниц, с которой работает учитель.Самый простой способ посмотреть логическую последовательность – свернутый режимредактирования лекции. Для перемещения страниц в логической последовательностинеобходимо в режиме редактирования воспользоваться иконками-ссылками />.
Навигационная последовательность страниц: последовательность, в которой страницы отображаются ученику.Может очень сильно отличаться от логической последовательности, а может исовпадать с ней. Причем навигационная последовательность может отличаться какдля разных учащихся, так и для одного ученика в рамках разных туров прохождениялекции. Все зависит от того, насколько активно используются абсолютные и в особенностиспециальные переходы. Именно специальные переходы придают лекциинедетерминированность. Учитель может проверить работоспособность навигационногопорядка страниц, воспользовавшись вкладкой «Просмотр», переключивроль на главной странице курса либо зайдя под логином с правами ученика.
Тур прохождения лекции:один тур прохождения лекции длится с момента начала учеником лекции и до техпор, пока не будет достигнут конец лекции (то есть до момента отображениястраницы с результатами ученика). В лекции можно установить один илинеограниченное количество туров. Это определяется настройкой «Разрешеныпереэкзаменовки».
Попытка прохождения лекции: в рамках одного тура прохождения лекции ученику можетбыть разрешено повторно отвечать на вопросы. Количество попыток определяетсяпараметром «Максимальное количество попыток», который можетизменяться в пределах от 1 до 10. Если это значение равно 1, то у ученика будеттолько одна попытка ответа на каждый вопрос. Если значение этого параметрабольше единицы, то оценка ученика за урок будет определяться в зависимости отнастройки «Обработка результатов попыток»: как сумма средних илимаксимальных значений результатов попыток. Обратите внимание, что в случаевопроса, в котором варианты ответов не предусмотрены, к примеру «Короткийответ» или «Числовой», параметр «Максимальное количествопопыток» обеспечивает необходимый «спасительный» переход кследующей странице лекции на тот случай, если учащемуся не удается найтиправильный ответ.
Оценки: в модуле «Лекция»есть возможность не отображать оценку за лекцию в журнале оценок (параметр «Тренировочнаялекция»), гибко настраивать баллы за каждый ответ в вопросе (параметр «Баллыза каждый вариант ответа»), давать возможность исправления ответа учеником(параметры «Показать кнопку „Исправить“ и „Максимальноеколичество попыток“), при этом можно выбрать способ обработки результатовпопыток (параметр „Обработка результатов попыток“), максимальнаяоценка за лекцию может быть изменена в любое время, что сразу отразится в журналеоценок (параметр „Максимальная оценка“). В настройках лекции ещесуществует достаточно много параметров. Для каждого из них есть контекстнаясправка.
Использование регулярных выражений
Регулярное выражение – это шаблон, применяемый к заданномутексту слева направо. Большая часть символов сохраняет свое значение в шаблоне.Помимо этого можно использовать метасимволы, которые интерпретируютсяспециальным образом и дают возможности применения условий и повторений вшаблоне.
 />3.6 Использованиетестовых технологий
В Moodle разделены понятия „банк тестовых заданий“и „тест“. Банк тестовых заданий содержит все вопросы данного курса,позволяет структурировать и управлять большим количеством вопросов,предоставляет возможность доступа к вопросам из опубликованных категорий другихкурсов. Тест является элементом, с которым непосредственно работает ученик, исодержит конкретный набор тестовых заданий.
Получить доступ к банку тестовых заданий можно как из блока»Управление", пункт «Вопросы», так и из интерфейсаредактирования конкретного теста (рис. 9).
/>
Рис. 9. Редактировать вопросы

Для начала необходимо выбрать категорию, с которой будетпроизводиться работа, либо создать ее. Для этого можно воспользоваться иликнопкой «Редактировать категории», или закладкой «Категории»(рис. 10).
/>
Рис. 10. Редактировать категории
На этой странице можно:
- добавить новую категорию;
- отредактировать категорию;
- удалить категорию.
Над тестовыми заданиями можно проводить следующие операции:
- создавать: с помощью выпадающего меню «Создать новый вопрос»;
- просматривать: с помощью иконки-ссылки />;
- редактировать: с помощью иконки-ссылки />;
- удалить:либо с помощью иконки-ссылки />, либо с помощьюкнопки «Удалить», предварительно выбрав несколько вопросов;
- переместить в другую категорию: с помощью кнопки «Переместить в >>»,предварительно выбрав несколько вопросов и указав конечную категорию;
- импортировать вопросы из файла: с помощью вкладки «Импорт». В версии 1.8 Moodleподдерживает следующие форматы импорта: GIFT, Aiken, Moodle XML, Пропущенноеслово, Blackboard, Blackboard V6+, WebCT, Course Test Manager, Вложенныеответы, Learnwise, Examview;
- экспортировать вопросы в файл: с помощью вкладки «Экспорт». В версии 1.8Moodle поддерживает следующие форматы экспорта: GIFT, Moodle XML, IMS QTI 2.0,XHTML.
В стандартной поставке Moodle 1.8 можно создавать вопросыследующих типов:
- Тест. Вычисляемый: позволяет создать индивидуальные числовые вопросы сиспользованием шаблонов, которые будут заменены на случайные или заранееопределенные значения при выполнении учеником этого тестового задания.
- Тест. Описание: это не тестовый вопрос. Он может содержать текст играфику, но не предполагает ответ от ученика. Например, может использоватьсякак описание для группы вопросов в тесте.
- Тест. Эссе: ученику необходимо в качестве ответа написать короткоеэссе. Этот тип вопроса оценивается учителем вручную (Тест -> вкладка «Результаты»-> пункт «Оценивание вручную»).
- Тест. На соответствие: ученику необходимо выбрать соответствие между двумясписками.
- Тест. Вложенные ответы: предлагает фрагмент текста, содержащий различные поля(множественный выбор, короткий или числовой ответ), которые ученику необходимозаполнить.
- Тест. В закрытой форме (множественныйвыбор): ученик выбирает ответ из предложенныхвариантов. Возможен выбор как одного из нескольких, так и нескольких из нескольких.
- Тест. Короткий ответ: ученик должен ввести в качестве ответа слово или фразу.
- Тест. Числовой: похож на короткий ответ, только в качестве ответа ученикдолжен ввести число.
- Тест. Случайный вопрос на соответствие: с точки зрения ученика выглядит так же, как и «Тест.На соответствие». С точки зрения учителя этот тип вопроса имеетминимальное количество настроек, общих для всех типов вопросов, и опцию, вкоторой надо указать, сколько случайных вопросов типа «Тест. Короткийответ» из текущей категории будет использовано для конструирования этоготестового задания. В качестве левой колонки используются формулировки вопросовтипа «Тест. Короткий ответ», в качестве варианта выбора правильныеответы используемых вопросов. Таким образом, этот тип вопроса имеет смысл использовать,если данная категория содержит вопросы типа короткий ответ из одной области,иначе ученику слишком легко будет подобрать соответствие.
- Тест. Верно/Неверно: аналогичен вопросу с множественным выбором, если ученикупредоставить выбор из двух вариантов «Верно» и «Неверно».
Обратите внимание, что типы вопросов для лекций и длятестов, несмотря на свою похожесть, все же различаются по возможностям. Крометого, на данный момент вопросы из банка тестовых заданий не могут использоватьсяв лекциях.
Добавление/редактированиетеста
Экран редактирования теста позволяет:
- редактировать банк тестовых заданий(если в тесте еще нет ни одной попытки прохождения), наполнять тест – интерфейснаходится в правой части экрана;
- редактировать содержание теста –интерфейс находится в левой части экрана либо в центральной, если в тесте ужеесть попытки прохождения.
 

Добавление вопросов в тест(рис. 11).
/>
Рис. 11. Добавление вопросов в тест
После добавления вопросы появляются в левой части экрана «Вопросыэтого теста». Пока в тесте не сделано ни одной попытки, можно свободнодобавлять и удалять вопросы. При добавлении одного и того же вопроса, они втесте дублироваться не будут. Для добавления вопросов из разных категорийповторяйте пункты 3-4.
Случайные вопросы: на место случайных вопросов в тестеученику при каждой новой попытке будут случайным образом подставляться вопросыиз выбранной категории. Это означает, что у разных учеников и(или) при разныхпопытках набор вопросов будет различаться. Степень различия будет зависеть отколичества вопросов в той категории, откуда берутся случайные. Помните, что выможете использовать одновременно случайные и неслучайные вопросы, если хотите,чтобы какие-то конкретные вопросы были включены в тест.
Работа с вопросами, уже добавленными в тест (рис. 12).
/>
Рис. 12. Вопросы этого теста
После добавления вопросов в тест вы можете:
- менять их порядок: при большомколичестве вопросов используйте улучшенный инструмент перемещения вопросов,который будет рассмотрен ниже;
- менять оценку как за каждый вопрос, таки максимальную: изначально в поле «Оценка» подставляется оценка поумолчанию, которая указывается при редактировании вопроса. Результирующуюоценку за тест, которая попадет в журнал, ученик получит исходя из максимальнойоценки;
- редактировать каждый отдельный вопрос;
- исключать отдельный вопрос из теста.
Как только хотя бы один ученик начнет выполнять тест,добавлять или удалять вопросы уже будет нельзя.
Анализ результатовтестирования
Результаты тестирования – это очень важный момент впроцессе обучения. Они представляют собой не просто итоговый балл учащихся затот или иной тест, а позволяют подробно проанализировать процессы выполнениятеста одним учащимся или сразу группой учащихся. Подробный анализ результатовтестирования позволяет учителю увидеть основные типичные ошибки учащихся и ещераз обратить на них внимание.
Результаты тестирования в Moodle представляются в видеотчетов. В стандартную поставку Moodle входят следующие типы отчетов:
Просмотр (рис. 13).
/>
Рис. 13. Просмотр результатов
В этом отчете представлены результаты каждого ученика повсем попыткам. На этой странице можно выполнить следующие действия:
- Список результатов можно отфильтроватьпо группе (если в курсе и тесте они включены), по первой букве фамилии и(или)имени.
- Список результатов можно отсортироватьпо имени, фамилии, началу попытки, времени завершения, затраченному времени илиоценке.
- Подробно посмотреть выполнениеконкретной попытки ученика: для этоговоспользуйтесь ссылками с датами тестирования или оценкой.
- Попытки выполнения теста можно удалить,для этого необходимо отметить эти попытки и выбрать в выпадающем меню «Свыбранными» действие «Удалить».
- Все результаты можно скачать вразличных форматах (ODS, MS Excel, текстовый).
- Задать параметры отображения: сколько выводить попыток на странице; какую информациювыводить (абитуриенты, которые сделали попытки; абитуриенты, которые не сделалипопытки; все абитуриенты; все попытки); показывать ли баллы за каждый ответ.
Переоценить: этот видотчета предназначен для автоматического переоценивания попыток учеников.Переоценивание может понадобиться в случаях, когда необходимо изменить балл закакой-то вопрос в тесте либо когда допущена ошибка при составлении в одном илинескольких тестовых заданиях. После внесения изменений необходимо выбрать пункт«Переоценить» и все попытки учеников автоматически будут переоцененыв соответствии с изменениями.
Оценивание вручную: этимвидом отчета необходимо пользоваться, если в тесте есть задания типа «Эссе».В этом случае страница будет содержать список заданий. После выбора заданиябудет отображен список попыток выполнения, которые нужно будет оценить.
Анализ вопросов(рис. 14).
На этом экране представлены все вопросы со всеми вариантамиответа (синим полужирным отмечены правильные ответа, красным – неправильные).Для каждого варианта показано, сколько человек выбрали его и % выбравших. Сиспользованием этих параметров можно легко выявлять типичные ошибки учеников.Далее идут параметры, которые позволяют отслеживать качество тестовых заданий:

/>
Рис. 14. Таблица анализа вопросов
- Среднеквадратичное отклонение (СКО): измеряет разброс баллов, полученных испытуемыми приответе на конкретное задание теста. Если все пользователи отвечают на вопросодинаково, то разброс баллов, характеризуемый этим параметром, будет равен нулю(СКО=0). Это свидетельствует о том, что такое задание не является тестовым и,следовательно, должно отбраковываться.
- Индекс дифференциации (ИД): является грубым индикатором способности конкретноготестового задания отделить более успешных испытуемых от менее успешных. Этотпараметр может принимать значения между +1 (все испытуемые из сильной группыответили правильно, а из слабой – неправильно) и -1 (все испытуемые из сильнойгруппы ответили неправильно, а из слабой, напротив, – правильно). Отрицательныезначения индекса свидетельствует о том, что слабые испытуемые отвечают наданный вопрос лучше, чем сильные. Такие тестовые задания должныотбраковываться. Фактически они уменьшают точность всей процедуры тестирования.
- Коэффициент дифференциации (КД): другой способ измерения способности конкретного заданияразделять сильных и слабых испытуемых. Коэффициент дифференциации – этокоэффициент корреляции между множеством значений ответов, полученныхиспытуемыми при выполнении конкретного задания, с результатами выполнения имитеста в целом.
Подробнее об этих параметрах и методике их расчета можноузнать в справке Moodle: Анализ тестовых заданий (http://demo.moodle.org/help.php?module=quiz&file=itemanalysis.html&forcelang=ru_utf8).
Анализировать можно все попытки, высшую оценку, первую попытку,последнюю попытку. Можно отсеять из рассмотрения очень низкие результаты. Крометого, можно задать количество вопросов, анализируемых на странице, и скачатьрезультаты анализа в различных форматах (ODS, MS Excel,текстовый)./>3.7 Системапомощи Moodle
обучение курс moodle тестовый
Система помощи Moodle состоит из следующих компонентов.
Контекстная помощь
На любой странице системы вы можете встретить иконку-ссылку/>. Это контекстная помощь. Содержит очень много информации,которая может вам помочь при работе с различными элементами курса и их настройками.
Документация на docs.moodle.org
Преподаватели в своих курсах внизу каждой страницы могутвидеть ссылку «Документация Moodle для этой страницы». При переходепо этой ссылке вы попадете на страницу документации для Moodle на русскомязыке. К сожалению, в русскоязычной части документации пока не так уж многоматериалов. Если в открывшемся окне будет выведен текст: «Сейчас на этойстранице нет текста» – (This page does not exist yet. You arewelcome to create it or read the corresponding page in the Englishdocumentation), вы можете воспользоваться ссылкой «the corresponding page in theEnglish documentation», чтобы посмотреть документацию для этой страницы на английском языке.
Если вы на страницах своей системы не видите ссылку «ДокументацияMoodle для этой страницы», это может означать, что для роли, котораяприсвоена вам в данном контексте, не разрешена возможность «Отображатьссылку на официальный сайт документации» (Show links to offsite docs,moodle/site:doclinks).
Форумы по техническим вопросам на moodle.org.
На официальном сайте Moodle (http://www.moodle.org)существуют форумы бесплатной поддержки «Using Moodle»(http://moodle.org/course/view.php?id=5). Это англоязычные форумы. Если выхорошо знаете английский язык, это очень хорошее место для полученияинформации.
Кроме того, на сайте moodle.org существуют сообществаполь-зователей Moodle на различных языках. Есть сообщество и на русском языке,которое называется «Russian Moodle»(http://moodle.org/course/view.php?id=25). Основной тематикой форумов этогокурса являются технические вопросы.
Форумы по методологическим вопросам на infoco.ru
На Первом всероссийском семинаре «Moodle в сетевомобучении» весной 2007 г. был поднят вопрос об англоязычном барьере длярусскоязычных преподавателей на moodle.org. В результате был создан порталИнфоКо – сообщество преподавателей «ИКТ в образовании»(http://www.infoco.ru/), на котором представлены 3 раздела:
- Moodle и ИКТ в обучении: обсуждаютсяобщие вопросы, вопросы методик и стратегий дистанционного обучения (ДО),вопросы применения Open Source в образовании, здесь же размещается библиотекаматериалов по ДО и Moodle.
- Конференция «Информационныетехнологии в науке и образовании»: здесь размещены тезисы докладов,фотоотчет, пресс-релизы ежегодных конференций, материалы более раннихконференций, а также анонсы предстоящих конференций и семинаров.
- Российская ассоциация пользователейMoodle: здесь обсуждаются вопросы создания ассоциации и ее деятельности как вближайшей, так и в долгосрочной перспективе.

Библиографический список
 
1. Толстобров,А.П. Возможности анализа и повышения качества тестовых заданий прииспользовании сетевой системы управления обучением Moodle [Текст] / А.П.Толстобров, И.А. Коржик // Вестник Воронежского государственного университета.Сер. Системный анализ и информационные технологии. – М.: Воронеж. – 2008. – №2. – С. 100–106.
2. Приказминистерства образования и науки РФ от 24 февраля 2009. № 57 «Обутверждении порядка проведения единого государственного экзамена».
3. Радаев,А. Трехуровневая модульная система представления образовательных ресурсов [Текст] / А. Радаев // Интернет-журнал «Инженерноеобразование». –2007. – № 2–3.
4. Rasch, G. Probabilistic Models for Some Intelligence andAttainment Tests. Copenhagen, Denmark: Danish Institute for EducationalResearch [Text] / G. Rasch. – 2010.
5. Аванесов, В.С. Сайт научно-методической поддержки слушателейкурса «Педагогические изменения» [Электронный ресурс] / В.С. Аванесов. – URL:testolog.narod.ru.
6. Коменский,Я.А. Великая дидактика [Текст] / Я.А. Коменский // Избр. пед. соч. – М.:Учпедгиз, 2008.
7. Ушинский,К.Д. Руководство к преподаванию по родному слову [Текст] / К.Д. Ушинский. //Собр. соч. – М., 2008. – 665 с.
8. Подласый,И.П. Система принципов успешного обучения [Текст] / И.П. Подласый. – М.:Просвещение, 2010.
9. Подласый,И.П. Тестирование в учебном процессе: его история и возможности [Электронныйресурс] / И.П. Подласый. – URL: www.elitarium.ru/2006/04/08/
testirovanie_v_uchebnom_processe_ego_istorija_i_vozmozhnosti.html
10. Grice, H.P. Logic and conversation. – In: «Syntax andsemantics» [Электронный ресурс] / H.P.Grice, J.L. Morgan, P. Cole, N.Y. Academic в переводе. – URL: kant.narod.ru/grice.htm. – 2009.– 41–58 с.
11. Занков,Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении [Текст] / Л.В. Занков. – М.: Учпедгиз, 2010.
12. Морев,И.А. Образовательные информационные технологии. Ч. 2. Педагогические измерения[Электронный ресурс] / И.А. Морев. –URL: www.pedlib.ru/Books/0195/index.shtml.
13. Норенков,И.П. Технологии разделяемых единиц контента для создания и сопровожденияинформационно-образовательных сред [Текст] / И.П. Норенков // Информационные технологии. – 2008. – № 8.
14. Информационно-аналитическиематериалы Российского портала открытого образования [Электронный ресурс]. – URL: www.openet.ru.
15. Головач,В.В. «Текст в интерфейсе» [Электронный ресурс] / В.В. Головач, Е.Филатова. – URL: usethics.ru/lib/vis.html.
16. MoodleDocs [Электронный ресурс]. – URL: docs.moodle.org/ru/.
17. Moodle [Электронный ресурс]; ВГУ. URL: www.vsu.moodle.ru/.
18. Ким,В.С. Тестирование учебных достижений [Текст]: монография / В.С. Ким. – М.;Уссурийск: Изд. УГПИ, 2007. – 214 с.
19. Аванесов,В.С. Основы педагогической теории измерений. «Педагогические измерения»№ 1 [Текст] / В.С. Аванесов. – 2010. – URL: testlog.narod.ru/.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат История организации делопроизводства в дореволюционной России, советских государственных учреждениях и учреждениях постсоветского периода
Реферат Інформація про підсумки соціально-економічного розвитку району та виконання місцевих бюджетів за 9 місяців 2011 року
Реферат Подгруппа углерода
Реферат Dianne Day Essay Research Paper Dianne Day
Реферат Левенвольде, Рейнгольд Густав
Реферат О возможной причине гравитации и следствиях из нее
Реферат Стивен Спилберг
Реферат Рынов труда и проблемы занятости современной России
Реферат Тема родины в лирике Есенина
Реферат The Prison Of Puberty Essay Research Paper
Реферат Договор банковского счета понятие, виды, порядок заключения
Реферат General Patton Essay Research Paper His methods
Реферат Стороны гражданского процесса
Реферат Julius Caesar Essay Research Paper Julius CaesarDo
Реферат Аннотация дисциплины «Организация производства»