/>Министерство образования и науки РоссийскойФедерации
НОВОРОССИЙСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙИНСТИТУТ КубГТУ
КАФЕДРА ОБЩЕИНЖЕНЕРНЫХ ДИСЦИПЛИН
Контрольная работа
по дисциплине
ИНФОРМАТИКА
на тему:
Информационная культура и правовоегосударство
Введение
Контрольная работа структурирована на две части посвоему содержанию: теоретическую и практическую. Теоретическая часть работыпосвящена рассмотрению темы «Информационная культура и правовое государство»,содержит общие сведения о роли информации в общественном развитии насовременном этапе. Сегодня, при анализе потенциала информационной культуры чащевсего говорят о проблемах умения восприятия, понимания информации. При этомупускается из виду, что отношения, складывающиеся в процессе развитияинформационной культуры, составляют предмет правового воздействия. Втеоретической части также излагаются различные аспекты значимости развитияинформационной культуры в обществе. В практической части с помощью табличногопроцессора Microsoft Office Excelпроводится анализ, решение задачи, графическое моделирование результатов.Область его применения широка: благодаря тому, что лист Excel представляет изсебя готовую таблицу, его часто используют для создания документов безвсяческих расчётов, просто имеющих табличное представление (например,прайс-листы в магазинах, расписания). В Excel легко можно создавать различныевиды графиков и диаграмм, которые берут данные для построения из ячеек таблиц.Табличный процессор Excel содержит многие математические и статистическиефункции, благодаря чему его могут использовать школьники и студенты длярасчетов курсовых, лабораторных работ (как раз это наглядно и демонстрируется вработе). Excel интенсивно используется в бухгалтерии — во многих фирмах этоосновной инструмент для оформления документов, расчётов и создания диаграмм.Естественно, он имеет в себе соответствующие функции
Информационнаякультура и правовое государство
Условия существования человечества в XXI веке требуютперехода к новой стратегии развития общества, опирающейся на знания ивысокоэффективные технологии. Именно такие знания позволяют собрать воедино этикомпоненты и помочь современному человеку эффективно работать в условияхпостоянного кризисного взаимодействия с информацией, в том числе и негативновоздействующей на его сознание. В России наблюдается смена парадигмыобщественно-государственной жизни, потребовавшей от образования, как ведущегофактора трансформации и развития общества, радикального обновления ценностныхориентиров и построения образовательной системы, в том числе с учетом принциповинформативности и дистанционности образования, обязательности использованияновых информационно-телекоммуникационных технологий, снижения затратностиобразования за счет ускорения доступа к информации.
Сегодня вРоссии зачастую при анализе потенциала информационной культуры чаще всегоговорят о проблемах умения восприятия, понимания информации. При этомупускается из виду одна немаловажная деталь, связанная с тем, что отношения,складывающиеся в процессе развития информационной культуры, составляют предметправового воздействия. Вопросы доступа, создания, использования ираспространения информации, информационных ресурсов и технологий регулируются иохраняются нормами информационного, гражданского (право интеллектуальнойсобственности), уголовного, административного и иных отраслей права. Поэтомусовременное изучение должно происходить в неразрывной связи с формированиеминформационно-правовой культуры. В данном случае нами сознательно используетсякатегория «информационная культура» и «правовое государство», а не «правоваякультура», поскольку обучение правовой грамотности происходит в отношениисоздания и использования информации, информационных продуктов, то одновременнопроисходит формирование как правовой, так и информационной культуры.
/>
Современноепонимание и определение сущности/>информационной культурыв современном обществе
Наша жизнь постоянноизменяется и наполняется новыми технологиями. Сейчас вы не найдете ни одногочеловека, который не использовал бы их для облегчения своей работы,развлечений, обучения и т.д. Но каждый человек, живущий в век информационныхтехнологий должен владеть информационной культурой. Актуальность проблемыизучения информационного поведения пользователей определяется несколькимимоментами.
Во-первых, в последниегоды во всем мире произошло осознание фундаментальной роли информации вобщественном развитии. В широком социокультурном контексте рассматриваютсятакие феномены, как информационное общество, информатизация, информационноеобразование и др. Проблема формирования информационной культуры личности иизучение специфики информационного поведения, как отдельных людей, так исоциальных групп, в этих условиях приобретает особое значение.
Во-вторых, понятиеинформационной культуры в настоящее время достаточно четко оформленоинституционально.
Несмотря на осознаниезначимости этой проблемы и отражение ее в достаточно большом числе публикаций,на сегодняшний день не выработано единого определения дефиниции«информационная культура». Еще менее разработанной является проблемаинформационного поведения личности. Возможно, объясняется это тем, что понятиеинформационная культура базируется на двух фундаментальных, и, вместе с тем,трудно поддающихся определению понятиях как информация и культура. Исходя изэтого, можно выделить «культурологический» и«информационный» подходы к трактовке понятия информационная культура.
В рамкахкультурологического подхода информационная культура рассматривается как способжизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процессаформирования культуры человечества.
В рамкахинформационного подхода большинство определений подразумевает совокупностьзнаний, умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всеготого, что включается в информационную деятельность, направленную наудовлетворение ИП. Более того, часть авторов сужает информационную культуру дорамок компьютерной грамотности.
Нам представляетсяневерным расчленение этого понятия на информационную и культурологическуюкомпоненту. На сегодняшний день нам близко определение специалистов, считающихинформационную культуру одной из граней общечеловеческой культуры илиинформационной компонентой человеческой культуры в целом. При этой трактовке информационнаясоставляющая словно пронизывает все сооружение культуры, она принадлежит к темеё «несущим конструкциям», которые обеспечивают ее логическуюцелостность.
В зависимости отсубъекта, который выступает носителем информационной культуры, последнюю можнорассматривать на трех уровнях:
· информационнаякультура личности;
· информационнаякультура отдельных групп сообщества (определенного социума, нации, возрастнойили профессиональной группы и т.д.);
· информационнаякультура общества в целом.
В современныхисследованиях информационной культуры преобладает информационный подход,поскольку данная проблематика пришла в науку из информационной сферы.
Мы считаем, чтоинформационную культуру личности следует изучать и формировать в контекстеумений и навыков самостоятельного наращивания профессиональных и любых другихзнаний, востребованных повседневной жизнью. И тогда понятие«информационная культура» включит очень многие составляющие:
· культурупоиска новой информации при понимании индивидом того, что устранениеинформационного дефицита всегда связано со значительными психологическимитрудностями, а часто и ломкой стереотипов (современный поиск предполагаетумение проанализировать свои ИП, использование формальных и неформальныхканалов получения информации, освоение возможностей новых информационныхтехнологий и т.д.);
· культуручтения и восприятия информации, понимание особенностей современных текстовыхсообщений и необходимости анализа всего «документального шлейфа»изучаемого направления;
· осознаниетого факта, что любое профессиональное чтение есть средство получения знаний (впротивовес его рассмотрению только в качестве способа устраненияинформационного дефицита, возникшего при решении текущих задач);
· умениеперерабатывать большие массивы информации с использованием как информационных(компьютерных) технологий, так и интеллектуальных нормализованных методик(поаспектного анализа текстов, контент-анализа, классификационного икластерного анализа и т.д.);
· умениегенерировать собственные ПОБД и вести личные поисковые системы;
· пониманиеважности межличностного профессионального общения для успешности любой трудовойдеятельности;
· стремлениек повышению уровня коммуникационной компетентности;
· воспитаниев себе терпимости к чужим точкам зрения и мнениям, готовности не толькополучать, но и отдавать знания;
· умениенаходить партнеров по совместной деятельности с использованием для этоготелекоммуникационных каналов связи;
· умениечетко и доказательно излагать результаты собственной деятельности, в том числе,с учетом уровня подготовленности и настроя целевой аудитории;
· знаниенорм, регламентирующих использование интеллектуальной собственности.
Информационнаякультура как социальное поведение в правовом государстве
Информационная культурапроявляется в информационном поведении людей. Под информационным поведением мыпонимаем образ действий, совокупность усилий, предпринимаемых человеком дляполучения-усвоения и использования-создания нового знания, его передачи ираспространения в обществе.
Мы обосновываемнеобходимость изучения информационного поведения специалистов как основания длясоциальной дифференциации. С развитием цивилизации становится все болееочевидным, что люди без образования, не умеющие самостоятельно наращиватьпрофессиональные знания и, при необходимости, переквалифицироваться,вытесняются за грань условий жизни, достойных человека. И если прежде причинысоциального неравенства связывали с происхождением и наличием гражданских прав,собственностью и доходами, положением в социальной структуре общества, сегодняфактором расслоения становится уровень информационной культуры, проявляющийся винформационном поведении.
Информационноеповедение, с одной стороны, отражает активность личности как познающегосубъекта, его умение ориентироваться в информационном пространстве. С другойстороны, в информационном поведении проявляется степень доступности икомфортности использования совокупных информационных ресурсов или, инымисловами, те возможности, которые общество предоставляет индивиду, стремящемусясостояться как профессионалу и личности. Представляется, что в самое ближайшеевремя судьба каждого конкретного человека будет зависеть от того, насколько онспособен своевременно находить, получать, адекватно воспринимать и продуктивноиспользовать новую информацию (точнее, новое знание) в своей повседневнойжизни.
Уровень информационнойкультуры ощутимо влияет на успешность жизнедеятельности личности и расширяетсвободу действий человека. В настоящее время умение находить и использоватьинформацию влияют на социальный статус в не меньшей степени, чем полученноеобразование, экономическое и социальное положение семьи и другие социальныефакторы. Можно предвидеть время, когда условием вхождения в интеллектуальнуюэлиту станет уровень информационной культуры личности.
Доказано, чтоинформационное поведение различных социальных групп поддается наблюдению,сопоставлению и оценке. Разработана методика изучения информационного поведениялюдей, пригодная для целей стратификации общества. Предложена модель эталонногоинформационного поведения специалиста начала ХХI века, включающая следующиекомпоненты:
· осознаниеважности непрерывного образования и сознательное стремление к нему;
· ориентацияна мировые информационные ресурсы;
· комплексноеиспользование различных каналов получения информации;
· способностьк рефлексии и реальной самооценке уровня собственной информационнойкомпетентности;
· стремлениек профессиональному общению, к обмену знаниями;
· активностьв распространении нового знания;
· соблюдениеэтических норм делового общения.
Значимостьинформационной культуры в правовом аспекте
Развитие направления«формирование информационно-правовой культуры» органично вписывается встратегии развития общества знаний, информационного общества, правовогогосударства и гражданского общества в России.
Значимость данногонаправления для формирования информационно-правовой компетентности и культурыотражается целым рядом важнейших характеристик:
— дает возможностьполучить необходимые знания и умения критически относиться к информации спозиции правовых предписаний и запретов;
— ориентировано наформирование правовых знаний, органично внедряемых наряду со знаниями,получаемыми в рамках предметов «Обществознание», «Правоведение»;
— помогает компетентноотстаивать свои интересы, становиться активными и ответственными гражданамисвоей страны;
— предупреждаетпреступность в информационной сфере;
— формирует негативноеотношение к контрафактной продукции и ее незаконному обороту. В процессеизучения аспектов информационной культуры происходит привитие культурыиспользования легального информационного продукта, формируется критическоеотношение к незаконному обороту контрафактной продукции в реальной ивиртуальной (например, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет)средах.
Очевидно, что одним изосновных средств реализации данного направления являются социальные проекты,осуществляемые педагогами, обладающими информационно-техническими, правовыми ипедагогическими знаниями. Естественно, что подобный синтез сложно реализуем,поэтому такие проекты предполагают консолидацию усилий администрацийобразовательных учреждений, структур дополнительного образования, социальныхинститутов (например, центров бесплатного доступа к правовой информации,некоммерческих организаций, занимающихся правовыми проблемами), международныхорганизаций и других заинтересованных субъектов. Значительную роль в развитииинформационно-правовой культуры сегодня играет Программа ЮНЕСКО «Информация длявсех», в частности ее Российский комитет, постоянно оказывающий содействие какв распространении социально значимой информации, так и в проведении различныхмероприятий по обеспечению открытости к общедоступной информации, открытиицентров правовой помощи и др.
Развитиеинформационно-правового направления сегодня только начинается в России, поэтомуне удивительно, что оно сталкивается с рядом трудностей. Среди наиболеераспространенных причин, создающих проблемы при реализации рассматриваемогонаправления можно назвать следующее: отсутствие квалифицированных специалистов,методических и ученых разработок по данному направлению.
Основными компонентамирезультата, к которому должно стремиться направление «формированиеинформационной культуры в правовом государстве», являются, на наш взгляд,информационно-правовые знания, информационно-правовые умения, навыки икомпетенции, а также информационно-правовое сознание и культура. Развитиеинформационно-правовой культуры является залогом формирования в России правогогосударства и гражданского общества, поэтому использование структурных компонентовдолжно получить повсеместное распространение в российской образовательнойсистеме.
Постановказадачи
Выполнить умножениематриц согласно варианту. Выполнить проверку решения.
/>
Алгоритм решения задачи2 с использованием табличного процессора
1)Запускается MicrosoftExcel с помощью команды Пуск> Программы > MicrosoftExcel.
2)В появившемся окне вячейку A3 вводится A=,в ячейки с B3 по D4вводятся соответствующие значения. Аналогично в ячейку F3вводится B=, а в ячейки с G3по J4 вводятся соответствующиезначения. В функцию ячейки F8вводится следующая формула: =МУМНОЖ(B2:D4;G2:J4). После этого нажимаем F2CTRL+SHIFT+ВВОД. В итоге получаем результат умножения матрицы. (рис. 1)
/>
Рис. 1 Вычислениерезультата.
3) Выполняется проверкарешения. Находим обратную матрицу для матрицы А. Для этого в ячейку F13вводим функцию =МОБР(B2:D4), выделяя соответствующий диапазон значений. Послеэтого нажимаем F2CTRL+SHIFT+ВВОД. В итоге получаем результат умножения матрицы. (рис. 2)
/>
Рис. 2 Нахождениеобратной матрицы
Для проверки умноженияматриц умножим обратную матрицу на полученный результат умножения двух матриц.Для этого в ячейку F19 вводимфункцию =МУМНОЖ(F13:H15;G7:J9), выделяя соответствующий диапазон значений.После этого нажимаем F2CTRL+SHIFT+ВВОД. Результат проверки решения изображен на рисунке 3
/>
Рис. 3 Проверкарешения.
Заключение
Длярешения поставленных задач был использован табличный процессор MicrosoftOffice Excel,являющийся отличным средством создания различного характера электронных таблиц,для проведения простых расчетов с помощью встроенных функций и использованиемарифметических действий, построения диаграмм, графиков и пр. и их оформления.
Несмотряна широкий диапазон предоставляемых возможностей, этот табличный процессор довольнопрост в использовании, каких либо специальных знаний и навыков программированияне требует.
Списоклитературы
1. Агацци Э. Моральное измерение науки итехники. М., 1998
2. Антонова С. Г. Информационнаякультура личности. М., 1994
3. Герасименко В. А. Обеспечениеинформационной безопасности как составная часть информационных проблемсовременного общества. М.,1998 — №2
4. Негодаев И.А. На путях к информационномуобществу. Ростов-на-Дону, 1999.
5. Петрунин. Ю. Ю. Искусственныйинтеллект как феномен современной культуры. М., 1994
6. Симоненко В. Б. От индустриального –к информационному обществу. Социально-психологический журнал – 1995
Также использовались ресурсы интернет:
1. www.edc.samara.ru/~infcult/infcult.htm
2. www.fact.ru/
3. www.iatp.kharkov.ua/sites/ac/ru1_th.htm
4. www.mgopu.ru/PVU/journals/pi/2000-2.doc