Информатика и философия
Вовсем мире неуклонно происходит увеличение доли людей, работающих винформационной сфере в сравнении с производственной. Так, например, в США сто летназад в информационной сфере было занято 5 процентов работающих и впроизводственной – 95 процентов, а в 1980 году это соотношение было уже 45 и 55процентов, причем подобное перераспределение людей продолжается. Автоматизацияи компьютеризация информационной сферы, в общем, отстает от автоматизациипроизводственной сферы. В связи с этим информационная сфера, если не принятьэнергичных мер, станет тормозить рост общественной производительности труда.Массовая компьютеризация информационной сферы должна повлечь за собойиспользование ЭВМ широкими кругами непрограммирующих специалистов, и нужнообеспечить машинам такие свойства, чтобы с ними можно было обращаться безвсяких посредников: математиков, программистов, операторов. В связи с этимусилился интерес к искусственному интеллекту, к его программно-аппаратнымсредствам, получившим название «комплексный диалоговый интерфейс», или просто«интерфейс». К сожалению, до сих пор не изжито представление о том, чтовозможно создать искусственный интеллект как синоним искусственного разума – обэтом и речи быть не может по целому ряду принципиальных соображений. Можноговорить лишь о важнейшем направлении в информатике, связанном с имитацией илимоделированием на ЭВМ отдельных творческих процессов. Здесь одно из двухглавных направлений – назовем его прагматическим – мало интересуется тем, чтопроисходит в человеческом мозгу, а занято построением ЭВМ и их программ,позволяющих воспроизвести отдельные процессы, по нашим человеческим оценкам –творческие.
Возьмемшахматы. Чем руководствуется шахматист, делая тот или иной ход, – прецедентами,прошлым опытом, умением, интуицией, догадкой, просмотром на сколько-то ходоввперед? Мы не знаем. Но зато мы в точности знаем, как это делает ЭВМ, так какчеловек составил для нее программу-инструкцию, позволяющую количественнооценивать ту или иную ситуацию. На машине играет в шахматы не программа, а всетот же человек, который сумел формализовать шахматную игру и составитьпрограмму.
Прагматическоенаправление в работах по искусственному интеллекту сейчас делаетсягосподствующим, оно уже привело к появлению целого класса систем,ориентированных на знания. Подчеркиваю, не только на данные, но и на знания. Ивопрос представления знаний в машине стал центральной проблемой искусственногоинтеллекта.
Сейчассреди всех систем, ориентированных на знания, особо важны так называемыеэкспертные системы. Мы хорошо знаем, что во всяком использовании ЭВМ существуеттриада; модель, алгоритм, программа. Для того чтобы использовать машину, мыдолжны обязательно иметь модель в виде уравнения или других математическихкатегорий и далее построить алгоритм решения на основе этой модели изапрограммировать его.
Моделированиехорошо освоено в тех областях, где можно использовать четкие закономерности,скажем, законы физики или механики, электротехники. К этим моделям мы привыкли.Но если обратиться к таким наукам, как медицина, геология, биология,общественным и гуманитарным наукам, то не много мы найдем здесь отработанныхмоделей, адекватных моделируемой сущности. Для упомянутых научных областей, гдезнания представлены в текстовой форме, а выводы обычно делаются на основечеловеческих рассуждений, для представления знаний в ЭВМ были разработаныспециальные методы формального описания – семантические сети, фреймы,продукционные системы и тесно связанные с ними дедуктивные и индуктивныесистемы логического вывода.
Пояснениеэтих терминов потребовало бы много времени, я скажу несколько слов лишь опродукционных системах. Мы живем в мире правил и окружены правилами, или,другими словами, продукциями. В медицине – это правила диагностики и лечения,накопленные тысячелетиями. Вспомним грамматические правила, правила дорожногодвижения. Все правила укладываются в формулу «если – то». Как видно, впродукции есть левая часть – ситуация и правая часть – действие. Если взятьстатьи Уголовного кодекса, то левая часть – это диспозиция, а правая – санкция.Набор продукций из какой-либо области знаний образует базу знаний экспертнойсистемы и в зависимости от состояния системы в диалоге с пользователемопределяется по левым частям та или иная продукция, которая изменяет состояниесистемы.
Спомощью названных выше формализмов, особенно продукционных систем, сейчас сталиинтенсивно развиваться экспертные системы искусственного интеллекта ипостроенные на этой основе так называемые мягкие модели. Примером применениядавно привычных жестких моделей могут служить некоторые системыавтоматизированного проектирования – САПР. Однако многое, в частности опытпроектировщика, может быть отражено лишь в мягких моделях. Синтез жестких имягких моделей, переход к так называемым гибридным экспертным системам, резкоповысит эффективность тех же САПР.
Переходк безбумажной информатике, о чем писал в свое время академик В.М.Глушков,совершенно необходим хотя бы потому, что иначе мы все леса скоро переведем набумагу. В свое время мне попалась публикация, где было сказано, что в течениегода у нас циркулирует в деловой сфере 80 миллиардов документов. Еслипредположить, что каждый документ – это примерно 10 машинописных страниц, тополучится 150 печатных листов, или 5 книг по 30 печатных листов на душунаселения. Нас затопил бумажный поток, причем боюсь, что большинство этих бумагпросто не читается.
Подводяитоги, хочу высказать уверенность, что ЭВМ, и в том числе персональные,объединенные в сети и оснащенные интеллектуальным интерфейсом, неотвратимоприведут к революционным изменениям, к которым нужно быть готовым и которыенужно готовить.
Взаимодействие человека с ЭВМ в решениитворческих задач
Никакоесовершенствование информационно-логических программ не заменит творческогопотенциала человека. Причина, в частности, в том, что нет универсальногоалгоритма открытия и формирования новых алгоритмов. Ставка только насовершенствование алгоритмов и программ представляет собой явное преувеличениероли машинного фактора и недооценку человеческого фактора в решении творческихзадач. Перечислю важнейшие неформализуемые на сегодня творческие компоненты:постановка задачи или реализация проблемной ситуации; самостоятельная выработкакритериев отбора нужных, приводящих к решению операций; генерация догадок игипотез в процессе поиска основной идеи решения (это научная, художественная,техническая фантазия, не сводимая к комбинаторике и генерации случайных состояний);интерпретация формального решения; понимание и др.
Наиболееплодотворным представляется решение проблемы оптимизации общения человека с ЭВМна пути усиления возможностей друг друга. Проблема оптимизации особенноактуальна в условиях, когда возрастает сложность задач, связанных снаучно-техническим и социальным прогрессом.
Особохотелось бы сказать об общей культуре людей, занимающихся информатикой,компьютерной техникой. Среди компонентов общей культуры большое значение имеетметодологический и гносеологический анализ проблем и понятий. Нередкослучается, что крупный ученый допускает элементарные методологические ошибки,на их основе вырастают и ошибки теоретические.
Новые формирующиеся науки
НаукаXX века столкнулась с новым уровнем сложности, с необходимостью исследовать исоздавать взаимодействие многих разнородных элементов. В ответ возник рядшироких, комплексных направлений, опирающихся на синтез и абстракцию. Они частотрактовались как новые науки, но, по существу, это проекты наук, своего родапротодисциплины. Их понятия не развиты, границы нечетки. Но они все встроительных лесах. Можно сказать, что они ищут себя и что это нелегкие поиски.Энтузиазм и критика сменяют друг друга, голос моды нарушает логику идей. Темострее потребность в методологическом анализе и логическом упорядочении теории.
Речьидет о таких значительных, но еще формирующихся направлениях, как кибернетика,системология, информатика. Они имеют разное происхождение, но в своем развитиипереплетаются столь тесно, что их названия нередко воспринимаются как синонимы.
Всвое время Н.Винер определил кибернетику как общую науку об управлении и связи,но то была лишь свободно набросанная программа. Управление и связь были сведенык переработке и передаче информации. Н.Винер указал на проблемы самоорганизациии искусственного интеллекта как на высший предмет проектируемой науки. Вдальнейшем кибернетика стала развиваться в сторону общей теории систем, ииногда ее прямо отождествляли с системологией.
Общиеисследования сложных систем ныне довольно явственно распадаются на три главныхотдела. Первый из них – общая теория систем, системология, ее основная задача –поведение системы, взаимодействие со средой. Входные и выходные переменные всистеме предполагаются произвольными, в технике этот переход соответствуетклассической автоматике.
Затемидет общее учение об информации и ее преобразовании, иными словами, теорияинформационных систем. Всякая система может рассматриваться как информационная,но собственно информационный подход имеет свою специфику, свой особый аппарат.Это не только теория, касающаяся передачи данных, но и теория алгоритмов какоснова методов переработки информации. Кстати, понятие алгоритма подвергалосьрасширению и теперь включает такие категории, как выбор и случай (недетерминированные,а лучше сказать, частично детерминированные алгоритмы).
Наконец,теория целенаправленных систем. Она охватывает задачи самообучения,самоорганизации, искусственного интеллекта – глубоких, фундаментальных проблем,решение которых достанется, вероятно, грядущему веку. Эти исследования многообещают, но и требуют больших усилий и затрат. Можно сказать, что от сложногомы переходим к ультрасложному и что самоорганизующиеся искусственные системы –качественно новая техника будущего.
Вклад психологической науки
Социальныеи методологические проблемы информатики, вычислительной техники и средствавтоматизации тесно связаны с проблемами психологическими. Так, например,представляет интерес воздействие вычислительной техники на формирование новыхобщностей (таких, например, как группа пользователей системы коллективногопользования ЭВМ), изменения в структуре научного коллектива, изменения вструктуре традиционных ролевых функций и возникновение новых, изменениезначения терминов, таких, скажем, как «поведение», «общение», «интеллект»,«знание», «цель», «сознание» и «самосознание».
Использованиеновейших информационных технологий приводит к существенным изменениям впсихике, преобразует познавательные процессы, деятельность и общение человека,сознание и межличностные отношения. Эти изменения обычно включают какпозитивные, так и негативные моменты, и сейчас нужен их конкретный анализ, таккак массовая компьютеризация началась без проведения предварительного изученияее психологических последствий.
Компьютеризация– требование времени, она определяет многие общественные потребности. Важнообеспечить приоритет ее позитивных эффектов, что соответствует нашим социальнымцелям использования компьютеров, и психологическая наука может внестисущественный вклад в решение этой задачи.
Информация – информатика – информационнаякультура
Вступлениечеловечества в информационную эру означает, в частности, что большая частьнаселения будет работать в сфере производства информации и информационныхуслуг. Слово «информация» вышло из задворков словарей европейских языков истало выражением философского понятия. Вслед за «информацией» получилираспространение производные понятия: информационная система, информационнаякультура, информационный образ жизни, информационная этика, информационныйработник и др. Многие научные дисциплины обзавелись направлениями сприсоединением слова «информационный», появились информационная география,информационная медицина, информационная экономика, информационное право.
Человек– информационная система, рассчитанная на обработку определенных объемовсемантической (смысловой) информации в определенном режиме. Оптимизация этогорежима обеспечивает здоровье работника и высокую производительность труда.Информационный образ жизни человека ближайшего будущего – вот чем должнызаниматься вместе философы и специалисты по информатике.
Вобласти массовой коммуникации изучаются пути повышения эффективности источниковинформации, которая должна быть полезной, новой, полной, достоверной.Разрабатываются способы борьбы с дезинформацией, и а частности методывосстановления правдивой информации (реинформация). Революция, которую несутперсональные компьютеры, меняет функции учреждений и образ жизни людей. Все этотребует серьезного изучения природы и свойств информации, создания новыхметодов ее обработки и преобразования. Этим как раз должна заниматься наука,для которой более всего подходит название «информатика», а начинается она сфилософского рассмотрения феномена информации и изучения ее свойств.
Многие,видимо, еще помнят обещания, что ЭВМ скоро будут переводить художественныетексты, сочинять стихи и музыкальные произведения не хуже первоклассныхмастеров этого дела. Но машина не научилась переводить даже простые техническиетексты, потому что существует то, что разделяет функции человека и машины.Машина, заменив человека в сферах рутинного умственного труда, все же всетворческое оставляет нам.
Информатикадолжна воочию показать, что общение «человек – человек» на человеческом(неформализованном) языке останется преимущественным видом общения, а общение«человек – машина» лишь дополнит его. Компьютеризация не подавляет, араскрепощает личность, оставляя машине – машинное, а человеку – человеческое.
Творческое мышление и компьютернаяреволюция
Сегодня,пожалуй, впервые в истории научно-технического прогресса возникла ситуация,связанная с массовым отчуждением профессиональных знаний от специалистов ипередачей их в пользование другим специалистам. Конечно, передача знанийпроисходила всегда – ученики получали знания от своих учителей, авторы научныхкниг делились своими знаниями с читателями и т.п. Но этап, который наступилсейчас, имеет ряд радикальных отличий.
Преждевсего теперь знания деперсонализируются. Ученик всегда знал своего учителя, наобложке книги всегда стояло имя автора. И хотя это, к сожалению, не спасало отвозможного присваивания чужих научных достижений и знаний без ссылки наисточник, но все-таки сохраняло в большинстве случаев авторство. При передачеже профессиональных знаний компьютеру, помещении их в разного рода экспертныесистемы, происходит обезличивание знаний. Такое положение вызывает вполнеобоснованные возражения ведущих специалистов. Их научное положение, социальнаязначимость, психологический комфорт во многом определяются тем, что их знания иумения находятся выше среднего уровня. Массовое же внедрение экспертных систем,аккумулирующих вложенные извне знания, низводит этих специалистов до среднегоуровня. Широкое распространение «отчужденных» профессиональных знаний благотворноскажется на поднятии среднего профессионального уровня специалистов, но, вполневозможно, приведет к снижению творческой активности части специалистов – зачемнапрягаться, если экспертные системы всегда могут прийти на помощь. Возможнотакже снижение активности учащихся при овладении специальностью, так как онибудут надеяться скомпенсировать недостаток знаний за счет взаимодействия сэкспертными системами.
Компьютерыкак старых типов, так и новых поколений очень «логичны», они «привыкли»работать с символьными выражениями на высоком уровне абстракции.
Общениес ними заставляет людей все больше и больше совершенствовать тот стильмышления, который условно можно было бы назвать алгебраическим и которыйпротивопоставляется другому стилю мышления – геометрическому. Алгебраическоемышление имеет дело в основном с разложением объектов, всевозможными ихклассификациями по различным логическим основаниям. Именно это и требуется длякомпьютеров. Массовая компьютеризация, широкое внедрение машин в школьное и студенческоеобразование приведут к тому, что развитие алгебраического мышления получитмощный стимул. А наше образование, к сожалению, и так ориентировано главнымобразом на подавление образного, синтетического, эмоционально окрашенногогеометрического мышления за счет алгебраического. Недаром так ценим мыумельцев, каким-то «шестым чувством» ощущающих суть предметов внешнего мира,ценим не слишком многочисленных крупных художников или композиторов,архитекторов и скульпторов – словом, всех тех, в ком геометрическое мышление неоказалось под влиянием мощной доминанты алгебраического мышления.
Весьмаинтересны попытки пойти по пути создания программных и аппаратных компьютерныхсредств, направленных на развитие образного, геометрического мышления. К такимпопыткам относится, например, развитие графического способа общения скомпьютером, возможность иметь на экране дисплея нерасчлененные сложные образыпредметного мира. Фантастично, но вполне реально получить и тактильный каналобщения с компьютером (у роботов такой канал связи с внешним миром ужесуществует).
Ипоследнее, что мне хотелось бы отметить; общение с компьютером во много разпроще, чем общение с другим человеком. Уход в мир компьютера может породить уряда людей иллюзию жизни в созданном для себя вполне комфортном ипсихологически стопроцентно приемлемом мире. Такая опасность действительносуществует, это подтверждается появлением пока еще немногочисленных«ультрапрограммистов», у которых социальные связи с внешним миром оказываютсяослабленными. Такое положение вряд ли может быть благом для общества, здесьнеобходимы всесторонние исследования социологов, психологов и медиков.
Компьютерная революция и социальныеструктуры
Компьютеризация,как и связанная с нею роботизация производства, приводит к существенномуизменению не только характера труда, но и многих социальных отношений иструктур.
Начнемс того, что многие виды трудовой деятельности уже сегодня в принципе могут бытьполностью автоматизированы.
Если,по американским данным, 10...15 лет назад эта возможность открывалась для 20процентов видов деятельности, то, к 1990 году их доля возрастет до 80процентов. Довольно сложные производства, которые практически полностьюавтоматизированы и роботизированы, сегодня уже не редкость, хотя даже в развитыхкапиталистических странах в целом их немного в общей массе промышленногопроизводства.
Какиеже следствия влечет за собой этот процесс? Прежде всего исчезают традиционныеединства, представлявшиеся ранее непременной характеристикой трудовогопроцесса, в первую очередь пространственное единство субъектов и трудовогопроцесса. Дистанционное управление производством разрывает это единство,открывается возможность, например, если не ликвидировать полностью, тосущественно сократить ежедневные перевозки людей к месту работы и обратно.
Таже судьба, видимо, ожидает и единство времени. Компьютеризированноепроизводство, работающее в Автоматическом режиме, не требует непременногосовпадения по времени производственного процесса И человеческой деятельности,обеспечивающей этот процесс.
Ещеодна тенденция – распадение многотысячных производительных коллективов икрупных городов. Признаки этого уже заметны, в частности, в США, где, видимо,надвигается бум малых городов.
Можнопредвидеть и любопытные изменения в образовании. Одновременно с проникновениемкомпьютера в обучение в некоторых капиталистических странах развиваетсясвоеобразный кризис школы. Ведь компьютерную обучающую систему можноиспользовать и дома, а обратная связь с хорошим учителем-профессионалом может бытьи заочной. Думаю, что главной функцией новой школы должно стать воспитание.
Информатика и кибернетика
Одиниз центральных разделов кибернетики – искусственный интеллект. Системыискусственного интеллекта, функционально моделирующие естественный интеллект,это своего рода усилители интеллектуальных способностей человека, такие, какмеханические устройства – экскаваторы, подъемные краны и другие, – являютсяусилителями мускульной силы. В мире сейчас наблюдается бум в областиискусственного интеллекта, наступила эпоха интеллектуальных компьютеров, баззнаний, индустрии знаний, систем накопления и переработки знаний. На сменутрадиционной технологии построения систем электронной обработки данных в видеАСУ предложена так называемая новая информационная технология, которая должнаобеспечить переход, перерастание индустрии электронной обработки данных виндустрию электронной обработки знаний.
Поданным американских специалистов, в 1983 году было продано прикладных системискусственного интеллекта на сумму 100 миллионов долларов, в 1990 году этасумма возрастет до 4 миллиардов, в 1995 году – до 9 миллиардов долларов.
Труднопредсказать, к каким социально-экономическим последствиям приведет созданиеиндустрии искусственного интеллекта. Достаточно отметить, что он резко повышаетпроизводительность труда, причем во многих случаях производительность (вчастности проектировщика) повышается примерно в сто раз.
Противоречия компьютеризации
Задумываясьо соотношении искусственного и естественного интеллекта, необходимо учитыватьочевидное противоречие – то, что становится искусственным и передается машине,перестает быть интеллектом, а то, что подлинно интеллектуально, остается внефункций компьютера. Причем мы не можем получить выигрыш в искусственноминтеллекте, не проиграв чего-то в естественном. Подобное уже бывало – когда мычто-то приобретали в техническом отношении, то и что-то теряли, например, вэкологическом плане. Здесь нужен трезвый анализ максимально полного перечнявсех «за» и «против». Например, такой негативный момент в условиях растущейэлектронизации: может начаться процесс исчезновения книг, а содержимое книг ижурналов, выводимое из центральной машины на дисплеи индивидуальныхпользователей, в каких-то отношениях может оказаться весьма неудобным. Мы оченьактивно начинаем развивать искусственный интеллект, весьма мало еще знаяестественный. Мы, например, не знаем, как возникает качественный скачок вчеловеческом информационном процессе, а ведь в нем главная ценность творчества.
Прилюбом росте электронизации остается вечный вопрос; как продуцировать новуюинформацию? Еще идут споры, дает ли ЭВМ принципиально новую информацию, или оналишь перерабатывает данные человека, переставляет их элементы. Признаниесущественных ограничений возможностей ЭВМ практически полезно; нельзяперегружать корабль чрезмерными надеждами. Машины за нас не решат человеческихпроблем, и это важно сказать сейчас, когда происходит такое увлечениекомпьютерами. Дети часто даже полагают, что таблицу умножения сейчас учить необязательно, раз счет автоматизирован. Если мы не задумаемся над противоречиямикомпьютеризации, а будем только говорить о ее плюсах, то рискуем упустить извида объективный ход вещей.
Становлениеинформатики как бы обошло трудности, которые связаны с определением природыинформации, и это остается большой проблемой для философов. Уже в рамках самихинформационных процессов остается важным понимание соотношения информацииформальной и информации семантической.
Лингвистические аспекты компьютеризациичеловеческой деятельности
Проблемыязыка носят всепроникающий характер, и любая проблема информатики,искусственного интеллекта, экспертных систем имеет языковой аспект, что, ксожалению, не всегда понимается в полной мере. Корень многих недоразуменийкроется в неточном определении информационной природы естественного языка.Здесь важно иметь в виду, что язык – это не только форма выражения готовыхмыслей, сколько способ содержательной организации и представления знаний. Этотспособ первичен, универсален, он возник с самим зарождением человеческогоинтеллекта и служит надежным инструментом его развития.
Чтоже конкретно заставляет уже сегодня говорить об острой потребности влингвистическом обеспечении компьютеризации? Прежде всего это гигантские объемынакопленной и постоянно пополняемой информации, которая подлежит обработке спомощью ЭВМ. Поскольку эта информация часто организована средствамиестественного языка, ее реальное освоение возможно лишь при автоматическойсмысловой обработке текстов, без предварительной препарации их человеком.
Эффективноеиспользование знаний, содержащихся в текстах, требует новых стратегий обработкиинформации, отличных от традиционных логических подходов. Такие стратегиидолжны учитывать смысловые законы естественного языка. Например, из высказывания«Иван вернул мне книгу» следует, что книга была ранее у меня; этот вывод мыделаем на основании той части толкования глагола «вернуть», которая называетсяпресуппозицией. Или: из высказывания «Он заставил мотор остановиться» можносделать заключение, что он остановил мотор нестандартным способом; это такназываемая коммуникативная импликатура, подсказываемая в данном случае темспособом выражения, который выбрал говорящий.
Оперативная,удобная, развивающаяся кооперация человека и машины будет опираться наестественный язык, точнее, определенный подъязык, связанный с некоторой сферойобщения или классом решаемых задач.
Лингвистическоеобеспечение автоматизированных систем – это совокупность средств, позволяющихосуществлять компьютеризацию языковой деятельности. Речь, в частности, идет осоздании того или иного типа автоматизированной системы обработки текста (АСОТ)– некоторого процессора, на входе и на выходе которого присутствует текстоваяинформация на естественном языке. Типы АСОТ многообразны и могут быть нацеленына моделирование различных языковых процессоров, таких, например, какдиалоговое взаимодействие, сжатие информации, реферирование текста, логическаяобработка содержания, перевод на другой естественный язык и т.д. С собственнойлингвистической точки зрения процессы, осуществляемые в машине при решенииподобных задач, сводятся к перезаписи информации на тех или иных (естественныхи искусственных) языках. Внешние критерии, которыми руководствуются создателиАСОТ, подводятся под общую формулу «оптимизация общения человека и машины».Именно эту задачу решает такая комплексная научная дисциплина, как компьютерная(вычислительная) лингвистика и ее наиболее существенная часть – вычислительнаясемантика.
Назовемлишь некоторые из наиболее фундаментальных качеств естественного языка:принципиальная нечеткость значения языковых выражений, динамичность языковойсистемы; образность номинаций, основанная прежде всего на метафоричности;бесконечные творческие возможности в освоении новых знаний; семантическая мощьсловаря, позволяющая выражать любую информацию с помощью конечного инвентаряэлементов; гибкость в передаче информации; разнообразие функций; специфическаясистемность. В целом естественный язык может быть с полным основанием оцененкак сложнейший объект для моделирования.
Язык– незаменимый помощник в сфере рационального мышления, так же как и в сферахэмоционального общения. Язык – фактор регулирования практически любойчеловеческой деятельности. Компьютерное моделирование языка и речевой деятельностинуждается в солидной теоретической базе. Нужны специальные теории, которые внастоящее время существуют в зачаточном состоянии либо отсутствуют вовсе.Думается, моделирование языков (естественных и искусственных) вписывается впроблему моделирования способностей человека. Языковая способность – этоспособность, делающая человека человеком, возникающая и развивающаяся подвоздействием практических потребностей. Проявления ее многообразны, но особоследует подчеркнуть роль языка в мыслительной деятельности, в организациипамяти, в процессах коммуникации человека с окружающими и самим собой.
Словнет, лингвистика должна повернуться лицом к новым задачам, выдвигаемымкомпьютеризацией, и в то же время компьютерная грамотность должна непременновключать в себя и грамотность лингвистическую. А это, в частности, значит, чтопо-новому должно вестись и преподавание языковедческих предметов в школе.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.n-t.org/