Реферат по предмету "Государство и право"


Коррекция агрессивного поведения осужденных при длительных сроках наказания



13

Введение

В последние годы наблюдается увеличение численности осужденных к длительным срокам лишения свободы Сведения о преступлениях в уголовно-исполнительной системе: Информационно-аналитический сборник. - М.: Главный информационный центр ФГУ НИИИиПТ ФСИН России, 2008.. Как следствие, происходят трансформации в среде исправительных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФСИН России), где среди осужденных мужского пола наблюдается рост случаев агрессивного поведения.

Исследование причин агрессивных проявлений у осужденных с длительными сроками лишения свободы даст возможность выявить роль их личностных особенностей и иных факторов в детерминировании агрессивного поведения при отбывании наказания.

Трактовки причин агрессивного поведения осужденных к длительным срокам лишения свободы

Взаимосвязь уровня проявления агрессивного поведения у осужденных с длительными сроками лишения свободы и временем отбывания наказания не носит линейный характер: рост различных видов агрессивных проявлений наблюдается на начальном и конечном этапах нахождения в исправительных колониях. В начальный период отбытия наказания у осужденных агрессия преимущественно выражает их стратегию поисковой активности в учреждении, прежде всего, связанную с занятием более высокого положения в среде лиц, отбывающих наказание, а на заключительном этапе нахождения в пенитенциарном учреждении предопределяется состоянием неопределенности, обусловленным предстоящим выходом на свободу. Данные периоды можно рассматривать как нахождение осужденных в специфичных эксвизитных ситуациях, где поведение опосредовано как внешними условиями, так и особенностями адаптационного потенциала личности.

При отбывании длительного срока наказания у осужденных происходит изменение ценностей (причем в большей мере - инструментальных), что предопределено влиянием атрибутов криминальной субкультуры. В итоге ориентация на пенитенциарный статус и стремление соответствовать его ролевым требованиям влияет на выбор формы агрессивного поведения: актуализируются в начальный и основной периоды отбывания наказания приемлемые в среде осужденных образцы субкультурного поведения, соответствующие статусу, а особенностью агрессивного поведения осужденных перед освобождением является доминирующее влияние психологических защит с реализацией неконструктивных стратегий совладающего поведения.

В настоящее время существуют разноплановые основания, по которым дифференцируют формы агрессивного поведения. Отечественные ученые занимаются изучением психологических закономерностей агрессии с 1960-х годов. Н.Д. Левитовым предложено описывать агрессию на основе наличия определенных психических состояний, анализируя особенности их познавательного, эмоционального и волевого компонентов. Ф.Е. Василюк рассматривал агрессию с позиции доминирующих переживаний, В.В. Бойко акцентировал внимание на раскрытии эмоциональной стороны агрессии, Л.М. Семенюк изучала агрессию как деструктивное поведение, в основе которого находится состояние враждебности.

По мнению Ю.М. Антоняна, неудовлетворительные условия жизни и ограниченный резерв моральных и материальных благ в отечественных пенитенциарных учреждениях подкрепляют агрессивные тенденции, усвоенные еще в детстве. Согласно исследованиям А.Н. Олейника, причиной эскалации конфликтности и враждебности в среде осужденных также является предвзятое отношение и равнодушие со стороны сотрудников исправительных учреждений.

В исследованиях И.П. Башкатова и В.Ф. Пирожкова выявлено, что в начальный период отбывания наказания психическое напряжение при длительных условиях психотравмирующей ситуации ведет к нарастанию тревожности, которая как дезадаптирующее состояние выступает субъективным источником агрессивных (прежде всего, насильственных) действий.

С увеличением длительности отбывания наказания у осужденных обостряются переживания, связанные с перспективами жизненного пути. А.В. Наприсом определены исправительные мероприятия, способствующие формированию у осужденного зрелой «Я-концепции» и обеспечивающие снижение проявлений агрессии. Согласно исследованиям В.В. Яковлева, Ю.В. Славинской, Е.Н. Казаковой, А.М. Сысоева, Г.В. Щербакова, необходимо формировать у осужденных просоциальные ценностно-смысловые ориентиры, нравственные и интеллектуальные качества личности, навыки ассертивного и совладающего поведения.

В настоящее время существуют различные подходы к коррекции агрессивного поведения, в том числе - с применением воздействия на сознательные и бессознательные сферы личности.

Современная интерпретация агрессии осужденных

На сегодня учеными выявлено, что особенности агрессивного поведения осужденных связаны с их пенитенциарным статусом, предопределяющим определенные ролевые проявления в сообществе лиц, отбывающих наказание. Это подтверждается и данными ведомственной статистики по нарушениям дисциплины, где уровень агрессивности в поведении осужденных зависит от их статуса в пенитенциарной среде, а также от этапа отбывания наказания (см. рис.1).

Рис. 1. Количество нарушений дисциплины у осужденных с различным статусом на различных этапах отбывания наказания

Из рисунка 1 видно, что среди осужденных с длительными сроками лишения свободы в большей мере совершают нарушения лица со средним и высоким пенитенциарным статусом, причем на начальном и завершающем этапах отбывания наказания значительно чаще, чем в другие периоды нахождения в изоляции.

Опрос осужденных свидетельствует, что агрессия используется осужденными в начальный период в колонии как средство подтверждения своего криминального статуса или получения более высокого положения в пенитенциарной среде. На заключительном этапе отбывания наказания агрессивные проявления в поведении осужденных связаны с состоянием неопределенности, которое вызвано предстоящим выходом на свободу. Указанные данные позволяют говорить о том, что между количеством агрессивных проявлений в поведении осужденных и отбытым ими сроком лишения свободы наблюдается U-образная зависимость Маликова Т.В., Михайлов Л.А., Соломин В.П., Шатровой О.В. Психологическая защита: направление и методы. - СПб., 2008. - С.26..

Данные опроса сотрудников исправительных колоний свидетельствуют, что наиболее опасной и часто реализуемой формой агрессивного поведения осужденных с длительными сроками лишения свободы является физическое насилие по отношению к окружающим (на это указали 97,9 % опрошенных сотрудников и 93,2 % осужденных). Доля же осужденных с низким пенитенциарным статусом, состоящих на спецучете как склонные к насилию, обычно незначительна, и это во многом объясняется нормами криминальной субкультуры, запрещающими применение насилия со стороны данной категории в отношении других по статусу осужденных. В итоге, их деструктивные состояния нередко находят проявление в аутоагрессивных действиях.

При этом в зависимости от количества совершаемых осужденными агрессивных действий в отношении окружающих и их пенитенциарного статуса были выделены четыре специфичные их группы:

1) осужденные с высоким пенитенциарным статусом и высоким уровнем дисциплинарного риска;

2) осужденные с высоким пенитенциарным статусом и низким уровнем дисциплинарного риска;

3)осужденные со средним пенитенциарным статусом и высоким уровнем дисциплинарного риска;

4) осужденные со средним пенитенциарным статусом и низким уровнем дисциплинарного риска. Данные агрессивного поведения по вышеуказанным группам, представлены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Особенности агрессивных проявлений у осужденных

Группы осужденных

Название шкалы

Осужденные со средним пенитенциарным статусом (%)

Осужденные с высоким пенитенциарным статусом (%)

Значимость различий у осужденных с высоким уровнем дисциплинарного риска и различным статусом

Высокий уровень дисц.риска (n=50)

Низкий

уровень дисц.риска (n=50)

Высокий уровень дисц.риска (n=42)

Низкий уровень дисц.риска (n=40)

«I» - Склонность к открытому агрессивному поведению

62

50

83,3**

52,5

*

«MAL» - Степень личностной дезадаптации

64

48

73,9**

37,5

-

«Ag» - Агрессия

66

58

85,7**

50

*

«Dir» - Директивность

58

46

88,1

77,5

**

«F» - Страх

6

14

11,9

7,5

-

«Aff» - Аффектация

24

30

26,2

35

-

«Com» - Коммуникация

24

54**

45,2

65*

*

«Dep» - Зависимость

34

30

16,7

22,5

-

«Ex» - Эксгибиционизм

48*

26

54,7

52,5

-

«Crip» - Калечность

20

20

26,2

22,5

-

«Act» - Активные безличные ответы

8

10

2,4

10

-

«Pas» - Пассивные безличные ответы

56*

38

28,6

47,5*

**

«Des» - Описание

28

48**

40,4

62,5*

-

Значками отмечена достоверность различий (по критерию Фишера) на уровнях: * - Р<0.05; ** - Р<0,01.

Из таблицы 1 видно, что у осужденных с высоким уровнем дисциплинарного риска и высоким пенитенциарным статусом, в отличие от осужденных с таким же уровнем дисциплинарного риска, но средним статусом более выражены тенденции не принимать во внимание права и чувства остальных людей и использовать их в своих интересах, хотя внешне они коммуникабельны, но с общением формального типа. У данной группы осужденных, в отличие от осужденных с таким же статусом, но не состоящими в группе дисциплинарного риска, в большей мере проявляются агрессивность и слабая личностная адаптация. В связи с доминированием у них безразличного отношения к людям, их взаимоотношения с другими осужденными в местах лишения свободы преимущественно носят манипулятивный характер.

Осужденные со средним уровнем пенитенциарного статуса и высоким дисциплинарным риском значительно медленнее приспосабливаются к новым условиям жизни, что во многом обусловлено их невысокой коммуникабельностью, хотя у них так же выражена потребность в самоутверждении, но из-за простоты внутреннего мира они в меньшей мере задумываются о своем статусном положении и происходящем вокруг них.

Таблица 2

Особенности агрессивных проявлений у осужденных

Группы осужденных

Название шкалы

Осужденные со средним пенитенциарным статусом (%)

Осужденные с высоким пенитенциарным статусом (%)

Значимость различий у осужденных с высоким уровнем дисциплинарного риска и различным статусом

Высокий уровень дисц.риска (n=50)

Средний

уровень дисц.риска (n=50)

Высокий уровень дисц.риска (n=42)

Средний уровень дисц.риска (n=40)

Спонтанность агрессии

74**

16

61,9**

30

-

Неспособность тормозить агрессию

82**

14

69**

25

-

Неумение переключать агрессию на деятельность или неодушевленные объекты

76**

12

52,4**

20

*

Анонимная агрессия

58**

28

38,1

45

*

Провокация агрессии у окружающих

64**

22

35,7

52,5

**

Склонность к отраженной агрессии

88**

18

95,2

95

-

Аутоагрессия

10

2

0

0

-

Ритуализация агрессии

58*

24

88,1*

67,5

**

Склонность заражаться агрессией толпы

66**

4

19,1

10

**

Удовольствие от агрессии

36**

8

47,6

42,5

-

Расплата за агрессию

24*

10

4,8

10

*

Интегральная агрессия

58**

14

46,5

36,1

-

Значками отмечена достоверность различий (по критерию Фишера) на уровнях: * - Р<0.05; ** - Р<0,01.

Из таблицы 2 видно, что у осужденных с высоким уровнем дисциплинарного риска и высоким пенитенциарным статусом, в отличие от осужденных с таким же уровнем дисциплинарного риска, но средним статусом, более выражена тенденция провоцировать конфликты с окружающими, они способны «ритуализировать» агрессию, демонстрируют несговорчивость, упрямство или нежелание изменить свое поведение. В то же время в индивидуальных беседах осужденные обеих групп признают, что злость помогала им в жизни «добиваться своего» от окружающих. Однако у осужденных, не состоящих в группе дисциплинарного риска, в отличие от осужденных с таким же статусом, но включенных в нее, в большей мере проявляются злость, гнев, ненависть из-за незначительных причин или в состоянии усталости. Это связано с тем, что они часто не способны тормозить агрессию в силу недостаточного контроля над раздражением. Данные осужденные с трудом переключаются с агрессии на различные виды деятельности (в частности - это выражается в слабой способности устранять напряженные состояния с помощью различных работ или активного отдыха).

Осужденные со средним уровнем пенитенциарного статуса и высоким дисциплинарным риском, в отличие от осужденных такого же статуса и с низким уровнем дисциплинарного риска, в меньшей мере способны тормозить агрессию и значительно чаще применяют злость в ситуациях достижения желаемого результата. Анализ пенитенциарной практики свидетельствует, что они в большей мере оказываются вовлеченными в какую-нибудь противоборствующую группировку, хотя и понимают, что им придется расплачиваться за свою резкость и грубость здоровьем, но часто используют вербальную агрессию ради разрядки накопившихся негативных эмоций.

В зависимости от пенитенциарного статуса и доминирующих копинг-стратегий у осужденных наблюдаются два контрастных типа поведения, а именно: у осужденных с высоким пенитенциарным статусом доминирует агрессивно-манипулятивный тип поведения, а у осужденных со средним пенитенциарным статусом - агрессивно-тревожный тип поведения.

Осужденные с агрессивно-манипулятивным типом поведения чаще проявляют открытую агрессию, плохо адаптируются к внешним условиям и не считаются с мнением других. В силу того, что они имеют низкую социальную ответственность и обладают ярко выраженным потребительским отношением к окружающим, они проявляют меньшую тревожность и чувствительность в межличностных отношениях, редко обращают внимание на внешнюю причину возникших фрустрирующих ситуаций и более склонны действовать с насилием, добиваясь с помощью его желаемого. Получая удовольствие от применения агрессивных действий, они не осознают, что при «беспределе» получат отпор или создадут в колонии повод к «групповым эксцессам».

Осужденные с агрессивно-тревожным типом поведения, в большей мере опасаясь агрессии со стороны других лиц, обладают более низкими коммуникативными способностями, чувствуют тревожность и обиду за свое подчиненное положение. Однако из-за того, что им свойственны ригидность и недостаточно развитые способности тормозить агрессию, данные осужденные при попадании во фрустрирующие ситуации склонны заражаться агрессией от других и провоцировать эскалацию насилия в исправительной колонии.

К вопросу о возможности коррекции агрессивного поведения осужденных

Дисциплинарные показатели осужденных

Тип поведения

Вид группы

Количество нарушений

Количество помещений в ШИЗО

До эксперимента

После эксперимента

До эксперимента

После эксперимента

Агрессивно-тревожный

Экспериментальная

группа

14

2

5

-

Контрольная группа

15

13

6

3

Агрессивно-манипулятивный

Экспериментальная

группа

16

3

7

1

Контрольная группа

17

15

8

4

Из таблицы 3 видно, что реализация психокоррекционных программ позволила заметно снизить уровень агрессивного поведения осужденных мужского пола с длительными сроками наказания, что выразилось в уменьшении числа совершаемых ими дисциплинарных нарушений. Экспертный опрос сотрудников исправительного учреждения свидетельствует о демонстрации осужденными из первой экспериментальной группы толерантности в отношении к другим людям, а из второй группы - стремления использовать стратегии поведения, не связанные с применением насилия.

В рекомендациях сотрудникам психологической службы ФСИН России по проведению коррекции агрессивного поведения осужденных с длительными сроками наказания акцентируется внимание на том, что успех в профилактике агрессивного поведения данной категории осужденных зависит не только от наличия адекватного психодиагностического и психотехнического инструментария, но и от создания в исправительной колонии организационно-режимных условий, стимулирующих постоянную демонстрацию осужденными образцов просоциального поведения.

В системе психокоррекции агрессивного поведения осужденных с длительными сроками лишения свободы необходимо учитывать принципы создания специфической среды тренинга, способствующей раскрытию конструктивного потенциала личности участников тренинга, овладению ими образцами просоциального поведения, формированию готовности к применению их в условиях межличностной пенитенциарной конфронтации и межгрупповых конфликтов.

Среди мер снижения агрессивности у осужденных мужского пола с длительными сроками отбывания наказания крайне важным выступает внедрение в исправительной колонии как системы мониторинга особенностей трансформации их личности и социально-психологических явлений в среде осужденных, так и специальная подготовка психологов и других категорий сотрудников, постоянно работающих с осужденными, к реализации комплекса мероприятий общепревентивного и специального профилактического характера.

Заключение

Итак, агрессивное поведение осужденных обусловлено как дефектами личности (криминализацией мотивационно-смысловой сферы, низкими коммуникативными способностями, навыками саморегуляции и др.), так и условиями мест лишения свободы, где деструктивные проявления у осужденных с конкретным пенитенциарным статусом, вызванные переживанием стресса изоляции и публичностью жизнедеятельности, одновременно субкультурально предопредены по форме выражения.

Снижение у осужденных в рамках психокоррекции агрессивных проявлений необходимо осуществлять с учетом доминирующего у них типа поведения: у осужденных с агрессивно-тревожным типом поведения следует повышать уровень коммуникативной компетенции, а у осужденных с агрессивно-манипулятивным типом - формировать навыки саморегуляции и конструктивного совладающего копинг-поведения.

Список литературы

1. Майоров О.А. Характерологические особенности личности осужденных // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2008. - № 3 (39).

2. Колесникова, З.А., Штефан, Е.Ф. Психокоррекционная программа «Снижение агрессивности у лиц, осужденных за насильственные преступления к наказаниям, не связанным с лишением свободы» / З.А.Колесникова, Е.Ф.Штефан. - М.: Penal Reform International, 2008.

3. Калманов Г.Б., Бовин Б.Г., Демин В.М., Мокрецов А.И., Раков А.М., Рассыпина Л.В. Профилактика отклоняющегося поведения и дезадаптивных состояний сотрудников уголовно-исполнительной системы. Монография. НИИ ФСИН России. - М., 2008.

4. Раков А.М. И человек как на ладони. // Преступление и наказание. Объединенная редакция ФСИН России. - М., 2008. - № 5.

5. Штефан, Е.Ф. Агрессивное поведение осужденных как составляющая процесса социально-психологической адаптации к пребыванию в условиях лишения свободы / Е.Ф. Штефан // Медико-биологические и психолого-педагогические аспекты адаптации и социализации человека: Материалы 5-ой Всероссийской научно-практической конференции (Волгоград, 18 - 21 февраля 2008 г.): - Волгоградский государственный университет, 2008.

6. Корнилов А.А. К вопросу о повышении эффективности формирования системы мотивации служебной деятельности сотрудников исправительных учреждений // Вестн. Владимир. юрид. ин-та: Науч. журн. / Владимир. юрид. ин-т ФСИН России. - 2009. - № 1.

7. Одинцов А.И. Перспективы применения электронной цифровой подписи в управлении во ФСИН России // Человек: преступление и наказание. 2008. № 1.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.