Реферат по предмету "Биографии"


Николай Павлов

С. Леушева


Павлов Николай Филиппович (1805—1864) — писатель, сын вольноотпущенника. Получил образование в Московском театральном училище и затем в Московском университете (юридический факультет). Служил в суде и канцелярии московского губернатора. В 1837 П. женился на К. Яниш (поэтесса Каролина Павлова). Дом П. стал широко известным в Москве литературным салоном. Литературную деятельность П. начал в 1825, напечатав стихи в «Московском телеграфе» и других журналах. Известность приобрел повестями «Именины», «Аукцион», «Ятаган», которые появились в 1835 в сб. «Три повести» и были запрещены к переизданию.


В 1839 вышел сб. «Новые повести» («Маскарад», «Демон» и «Миллион»), уже не имевший успеха первого сборника. В дальнейшем П. писал лишь изредка критические статьи и заметки.


В творчестве Павлова 30-х гг. нашел свое выражение протест мелкобуржуазных слоев против феодально-дворянского гнета. Однако впоследствии эти протестующие настроения были сильно приглушены влиянием господствующей дворянской идеологии. Обличительная социальная направленность его повестей, замаскированный протест против крепостничества и военно-бюрократического строя николаевской монархии особенно резко прозвучали на фоне общей политической реакции 30-х гг. В повести «Именины» напр. он поставил проблему крепостной интеллигенции. Безыменный герой повести, талантливый крепостной музыкант, говорит о себе: «Я был существо, исключенное из книжной переписи людей, нелюбопытное, незанимательное, которое не может внушить мысли, о котором нечего сказать и которого нельзя вспомнить». Героя постигает тяжелая жизненная катастрофа, и даже шинель николаевского солдата кажется ему избавлением: «...меня уже не пугала барская прихоть, я сделался слугой не людей, а смерти». Тяжелые картины николаевского военного режима нашли свое отражение в повести «Ятаган», вызвавшей особенное возмущение со стороны Николая I. В «Аукционе», «Маскараде», «Демоне» и «Миллионе» П. стремился разоблачить светский и чиновный мир.


Эта обличительная сторона творчества Павлова обеспечивала ему успех у демократического читателя 30-х годов. Мастерство Павлова как в умелом построении сюжета, так и в психологической обрисовке характеров было отмечено современной ему критикой. В последнее время о мастерстве П. писал Н. Л. Степанов, который отметил, что Павлов вслед за Пушкиным переносит в русскую повесть методы французской новеллы, прежде всего Мериме. Влияние Мериме сказывается в композиции и стиле повестей Павлова. От Мериме идет сюжетная усложненность, неожиданная развязка и показ психологии героев. Недаром «изображение характеров» у П. особенно высоко оценивалось его современниками. П. был для 30-х гг. общепризнанным стилистом: отрывки из его повестей приводились в хрестоматиях как образцы слога. В дальнейшей своей журнальной и публицистической деятельности Павлов не сохранил обличительной силы «Трех повестей». Не поднявшись до ясного и резкого отрицания крепостного права, обличая его отдельные уродливые стороны, Павлов постепенно становится все умереннее и умереннее.


В «Четырех письмах к Гоголю» по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями» П. не смог дать реакционному выступлению Гоголя социальной оценки и полемизировал с ним больше по поводу отдельных противоречий. В конце своей жизни П. выступил в качестве редактора газ. «Наше время» (1860—1862), переименованной в 1863 в «Русские ведомости», и по своим воззрениям сомкнулся с идеологами реакционного дворянства.


Список литературы


I. Три повести, СПБ, 1835 («Именины», «Аукцион», «Ятаган»)


переизданы в 1931 «Издательством писателей в Ленинграде» со вступит. статьей Н. Степанова


Жизнь и деяния Вездесуева, со всеми достопамятными его происшествиями. Нравственно-сатирическая повесть, СПБ, 1835


Тяжба двух косых, или не хвались, шедши в суд, а хвались, вышедши из суда. Нравственно-сатирическая повесть, заимствованная из предания XVIII ст., СПБ, 1836


Новые повести. Маскарад, Демон, Миллион, СПБ, 1839


Четыре письма к Н. В. Гоголю, «Московские ведомости», 1847, №№ 28, 38 и 46 (По поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями»


перепеч. в «Современнике», 1847, №№ 5, 6, и в «Русском архиве», 1890, № 2)


Разбор комедии графа В. А. Сологуба «Чиновник», М., 1857


Биограф-ориенталист, «Русский вестник», т. VIII, 1857 (по поводу соч. В. Григорьева о Т. Н. Грановском)


Из Московских записок, «Русский вестник» 1859, № 8


Отрывок из неоконченной повести и из рукописей, оставшихся после покойного Н. Ф. Павлова, «Петербургская газета», 1868, №№ 50 и 57. Кроме того П. поместил ряд лирических стихотворений в «Московском телеграфе» (1825—1829), «Телескопе» (1831—1832), «Молве» (1832), «Московском наблюдателе» (1835—1838), несколько водевилей (в альм. «Радуга», 1830


«Московском вестнике», 1830, ч. 1


«Молве», 1832, № 8), перевел в стихах французскую переделку трагедии Шиллера «Мария Стюарт» (M., 1825) и прозой — «Венецианского купца» Шекспира («Отечественные записки», 1839, № 9). В «Русском вестнике» за 1856—1859 напечатал несколько стихотворений и ряд статей, наделавших немало шуму. С 1860 по 1862 П. под своей редакцией издавал политическую Литературную газ. «Наше время» (с 1863 — «Русские ведомости», где опубликовал ряд статей (между прочим известную статью о «Грозе» Островского (1860, №№ 1 и 4) и др.).


II. Арсеньев И., Н. Ф. Павлов, Москва, 1864


Каченовский М. Т., Полевой и Н. Ф. Павлов, Четыре рассказа из их жизни, «Русская старина», 1875, № 3


Панаев И., Литературные воспоминания, СПБ, 1876


Пономарев С., Н. Ф. Павлов, СПБ, 1889


Сухомлинов М., Исследования и статьи по истории русской литературы и просвещения, т. II, СПБ, 1889


Письма С. П. Шевырева к Н. Ф. Павлову, «Русское обозрение, 1894, № 5


Д. П., Н. Ф. Павлов, «Русское обозрение», 1895, № 3


Попов М. М., Мелкие рассказы, «Русская старина», 1896, № 3


Мазаев М., Павлов Н. Ф., «Русский биографический словарь», т. «Павел — Петр», СПБ, 1902


Степанов Н., Вступительная статья к изд. повестей Павлова в 1931 (см. выше).


III. Мезиер А. В., Русская словесность с XI по XIX ст. включительно, ч. 2, СПБ, 1902.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.