Калмыцкий технологический институт
ГОУ ВПО (филиал) ПятигорскогоГосударственного Технологического института
Курсовая работа
База данных: «Деканат: дистанционноеобучение»
студента 3-го курса
группы ПИЭ – 71: Тынянов Р.О.
Преподаватель: Рыженко Л.Л.
2009
Содержание
Введение
1. Понятия и методология проектирования базы данных
1.1Понятие и компоненты банка данных
1.2Классификация баз данных
1.3Методология проектирования
2. Создание базы данных «Деканат: дистанционного обучения КТИ»
2.1 Краткаяхарактеристика предметной области
2.2Инфологическое моделирование
2.3Логическое проектирование
2.4 Физическое проектирование
Заключение
Списокиспользованной литературы
Введение
В настоящее времяпрактически во всех сферах человеческой деятельности применяются информационныетехнологии, базы данных.
База данных (БД) – этоэлектронный архив, специальным образом размещенные и форматированные данные.
Для решения проблемобработки информации используются современные компьютеры с соответствующимпрограммным обеспечением, системами управлениями базами данных (СУБД).
Система управления базамиданных (СУБД) – это программа, позволяющая сформировать базу данных, вносить внее изменения и дополнения, производить поиск требуемых данных по запросам,обрабатывать хранящиеся данные, выводить данные на экран и на печать.
Восемь половинамиллиардов рублей планируется выделить в 2010 – 2012 гг. из федеральногобюджета на реализацию программы условия обучения на дому и дистанционногообучения инвалидов, в том числе для студентов.
Передо мною былапоставлена задача, создать базу данных: «Деканат: дистанционное обучение КТИ»
Процесс проектирования базыданных на основе принципов нормализации представляет собой последовательностьпереходов от неформального словесного описания информационной структурыпредметной области к формализованному описанию объектов предметной области втерминах некоторой модели.
Целью данной курсовойработы является систематизация, накопление, закрепление знаний о построенииинфологической модели и построение и реализация инфологической модели базыданных «Деканат: дистанционное обучение КТИ» (далее ДО КТИ).
В курсовой работе «базаданных ДО КТИ» даются основные понятия информационных баз данных. База данныхсоздается пользователем для решения определенных задач. Работа над созданиембазы данных «ДО КТИ» началась в данной курсовой работе с постановки задач ицелей, основных функций, выполняемых базой данной «ДО КТИ» и информации,содержащейся в ней.
В первой части –рассматриваются такие понятия как: база данных, реляционная база данных,инфологическая модель, система управления базами данных, система СУБД Access, поле таблицы; запись таблицы;ключевое поле (ключ) таблицы; главная и подчиненная таблица; различные связимежду таблицами; а также управления базами данных.
Для закрепленияполученных знаний, и получения практических навыков во второй части курсовойработы создается база данных «ДО КТИ» и проводятся ряд операций с помощью СУБДAccess, определение связей между таблицами, сортировка данных с помощью«расширенного фильтра», создание однотабличного запроса на выборку, созданиемноготабличного запроса на выборку, сортировка данных за несколькими ключами,создание многотабличного запроса с параметром, создание в режиме «конструктор»запроса на обновление и т.д.
Инфологическая модель применяласьна втором этапе проектирования базы данных «ДО КТИ», то есть после словесногоописания предметной области. Процесс проектирования длительный и требует знанийв предметной области. При разработке информационных систем проект базы данныхявляется тем фундаментом, на котором строится вся система в целом. Следовательно,инфологическая модель «ДО КТИ» должна включать такое формализованное описаниепредметной области, которое легко будет «читаться» не только специалистами побазам данных. Выбор система управление базами данными – это отдельная задача.Для проектирования базы данных была выбрана программная система разработки Microsoft Access, как наиболее распространенная и, на мой взгляд,наиболее удобная система.
При проектировке таблиц учитывалось,что информация в таблице не должна дублироваться, не должно быть повторений имежду таблицами. Это делает работу более эффективной, а также исключаетвозможность несовпадения информации в разных таблицах.
Основные цели, присоздании реляционной базы данных: «ДО КТИ»
1. обеспечить быстрыйдоступ к данным в таблицах;
2. исключить ненужноеповторение данных, которое может являться причиной ошибок при вводе инерационального использования дискового пространства компьютера;
3.обеспечение целостности данных таким образом, чтобы при изменении однихобъектов автоматически происходило соответствующее изменение связанных с нимиобъектов.
Основными задачами,поставленными в ходе курсовой работы, являются:
§ сбор, анализ исортирование документов с целью описания предметной области;
§ отбор необходимыхдокументов для создания базы данных;
§ выявлениесущностей инфологической модели и моделирование связей между ними.
Решение перечисленныхзадач позволит достигнуть цели, поставленной в курсовой работе, а именно, создатьбазу данных «ДО КТИ».
1. Понятия и методологияпроектирования базы данных1.1Понятие и компоненты банка данных
База данных — совокупность предназначенных для машинной обработки данных, которая служит дляудовлетворения нужд большого количества пользователей (в рамках одной илинескольких организаций). Более формальное определение базы данных (БД) –поименованная, целостная, единая система данных, организованная по определеннымправилам, которые предусматривают общие принципы описания, хранения и обработкиданных.
Создание информационнойинфраструктуры требует создания особенно больших баз данных, способныхобслуживать одновременно тысячи пользователей. Данные в базе данныхрасполагаются так, чтобы их можно было легко найти и обработать. Эти задачивыполняются системой управления базами данных. Система управления базамиданных – специальный комплекс программ, осуществляющий централизованноеуправление базой данных. СУБД позволяет управлять данными в базе данных, вестибазы данных, обеспечивает многопользовательский доступ к данным.
База знаний — это формализованная системасведений о некоторой предметной области, содержащая данные о свойствахобъектов, закономерностях процессов и явлений и правила использования взадаваемых ситуациях этих данных для принятия новых решений. Другими словами,база знаний — это корпус информации, которую пользователь или программаиспользует для выполнения определенных действий.
В отличие от базы данныхв базах знаний располагаются познаваемые сведения, содержащиеся в документах,книгах, статьях, отчетах. В базе знаний, в соответствии с принятой в нейметодологией классификации, располагаются объекты познания, образующиесовокупность знаний. В любом объекте представляется набор элементов знаний.Элементы знаний, благодаря концептуальным связям, предоставляемым гиперсредой1,объединяются, образуя базу знаний. Такие связи бывают 4-х видов:
— общность — связь 2-хэлементов по содержанию их характеристик;
— портативность — подразумевает соотношение целого и его частей;
— противопоставление — встречается в элементах, которые имеют положительные и отрицательныехарактеристики;
— функциональная взаимосвязь- взаимная зависимость элементов.
Базы данных и базы знанийявляются ядром автоматизированного банка данных. Автоматизированный банкданных — база данных, объединенная с системой управления базой данных.
Банк данных предназначендля хранения больших массивов информации, быстрого поиска нужных сведений идокумента. Банк данных ограничен в своих возможностях, поэтому он собираетинформацию в определенных областях науки, технологии, продукции. Персонал,работающий в банке данных, делится на три группы: сотрудники банка,администратор банка и пользователи. Задача Сотрудников — сбор и запись в базувсей первичной информации, определяемой тематикой этой базы. Сотрудники должнытакже удалять устаревшую информацию. Наряду с этим обновление информации можетбыть разрешено и некоторым пользователям. Сотрудники и некоторые пользователисоставляют программы, позволяющие из первичной информации получать необходимыевторичные сведения, составлять отчеты. Администратор обеспечивает руководствобанком. Он решает вопросы, связанные с бесперебойной и надежной работой,хранением информации и безопасностью данных. Пользователи банка взаимодействуютс необходимыми им банками.
Для поиска информации вбазах данных и базах знаний используется информационно-поисковая система.Информационно поисковая система опирается на базу данных (знаний), в которойосуществляется поиск нужных документов по заявкам пользователей.
ПО характеру выдаваемойинформации информационно-поисковые системы делятся на два типа. Документальнаясистема по заданию пользователя выдает необходимые ему документы (книги,статьи, законы, патенты, отчеты и т.д.). В задании могут указываться сведенияоб искомых документах: автор, наименование, время издания, издательство и т.д.Более сложной является фактографическая информационно-поисковая система. Еезадача — поиск в документах интересующих пользователя сведений (фактов),например типы, характеристики и технология изготовления сталей. Поиск винформационно-поисковой системе документов и сведений (фактов) осуществляетсяна естественном языке (русском, английском и др.).
1.2Классификация баз данных
Различаютсяцентрализованные и распределенные базы данных.
Централизованная базаданных хранится в памяти одной вычислительной системы. Если эта вычислительнаясистема является компонентом сети ЭВМ, возможен распределенный доступ к такойбазе данных — доступ к ней пользователей различных ЭВМ данной сети. Такойспособ использования баз данных часто применяют в локальных сетях персональныхЭВМ.
Появление сетей ЭВМпозволило наряду с централизованными создавать и распределенные базы данных. Распределеннаябаза данных состоит из нескольких, возможно, пересекающихся или дажедублирующих друг друга частей, хранимых в различных ЭВМ вычислительной сети.Однако пользователь распределенной базы данных не обязан знать, каким образомее компоненты размешены узлах сети, и представляет себе эту базу данных какединое целое. Работа с такой базой данных осуществляется с помощью системыуправления распределенной базой данных (СУРБД). Данные, содержащиеся враспределенной базе данных, их представление на всех уровнях архитектуры СУРБДи размещение в сети описываются в системном справочнике, который сам может бытьдекомпозирован и размещен в различных узлах сети.
Части распределенной базыданных, размещенные на отдельных ЭВМ сети, управляются собственными(локальными) СУБД и могут использоваться одновременно как самостоятельныелокальные базы данных. Локальные СУБД не обязательно должны быть одинаковыми вразных узлах сети. Объединение неоднородных локальных баз данных в единуюраспределенную базу данных является сложной научно-технической проблемой. Еерешение потребовало проведения большого комплекса научных исследований и экспериментальныхразработок.
Базы данных можноразделить на базы данных первого поколения: иерархические, сетевые; второгопоколения: реляционные; третьего поколения:объектно-ориентированные, обектно-реляционные. 1.3Методология проектирования
Понятие «предметнаяобласть» является базисным понятием в теории баз данных и поэтому не имеетстрогого определения. Чтобы выяснить его смысл, дадим несколько определений.
Под информациейпонимают любые сведения о каком-либо событии, процессе и т.п., являющиесяобъектом некоторых операций: восприятия, передачи, преобразования, хранения илииспользования.
Перед тем как определитьпонятие данного, представим следующую абстрактную ситуацию. Имеются: некотораясистема, информация о которой представляет интерес; наблюдатель, способныйвоспринимать состояния системы и в определенной форме фиксировать их в своейпамяти (никаких других действий наблюдатель не выполняет). В этом случаеговорят, что в памяти наблюдателя находятся «данные», описывающиесостояние системы. Таким наблюдателем, в общем случае, могут выступать информационныесистемы. В самом широком смысле информационная система представляет собойпрограммное обеспечение, функции которого состоят в поддержке надежного храненияинформации в памяти ЭВМ, выполнении необходимых преобразований информации ипредоставлении пользователям удобного и легко осваиваемого доступа к функциям,реализуемым информационной системой. Таким образом, 'данные" можноопределить как информацию, фиксированную в определенной форме, пригодной дляпоследующей передачи и хранения. Другими словами, данные — этопоследовательность элементарных символов, цифр или букв, являющихся значениемнекоторого атрибута. Метаданными будем называть данные о данных.
Объект — это все то, чтосуществует вне нас и независимо от нашего сознания, влияния внешнего мира иматериальной действительности. Объекты потенциально обладают огромнымколичеством свойств и находятся в потенциально бесконечном числе взаимосвязеймежду собой. Однако среди всего множества свойств и взаимосвязей междуобъектами имеет смысл выделять лишь существенные, важные с точки зренияпотребителя информации.
Предмет — это объект,ставший носителем определенной совокупности свойств и входящий в различныевзаимоотношения, которые представляют интерес для потребителей информации. Одини тот же объект может восприниматься разными системами как разные предметы.Таким образом, предмет — это модель реального объекта.
Совокупность объектов,информация о которых представляет интерес для пользователей, образует объектноеядро предметной области.
Понятие «предметнаяобласть» соответствует точке зрения потребителей информации на объектноеядро, при которой выделяются только те свойства объектов и взаимосвязи междуними, которые представляют определенную ценность и должны фиксироваться в базеданных. Таким образом, предметная область представляет собой абстрактнуюкартину реальной действительности, определенная часть которой фиксируется вкачестве модели фрагмента действительности.
В каждый момент временипредметная область находится в одном из состояний, которое характеризуетсясовокупностью объектов и их взаимосвязей. Если объекты образуют объектное ядро,то совокупность взаимосвязей отражает структуру фрагмента действительности. Стечением времени одни объекты исчезают, другие появляются, меняются свойства ивзаимосвязи. Тем не менее возникающие новые состояния считаются состояниямиодной и той же предметной области. Таким образом, предметную область целесообразнорассматривать как систему, переживающую свою историю, которая состоит изопределенной последовательности состояний.
После заданияпространства состояний можно рассматривать в нем определенные траектории илипоследовательности состояний S0,S1,…….,St, в которых находится предметная область в моментывремени 0, 1, ……., t. Члены такой последовательности не могут быть совершенно — произвольными, поскольку состояние St обычно каким-либо образом связано с предшествующимисостояниями S0,S1,…….,St-1. Поэтому предметную область можно определить как класс всехдействительно возможных последовательностей состояний. Такие последовательностиназываются траекториями предметной области. Совокупность всех общих свойствтраекторий называется семантикой предметной области.
Поскольку объектное ядропроизвольной предметной области потенциально содержит бесконечное числообъектов, которые находятся в потенциально бесконечном множестве взаимосвязей,то становится ясным, что прямой подход к описанию предметной области через описаниевсех объектов и взаимосвязей между ними обречен на провал.
Очевидной альтернативой вэтой ситуации является поход к описанию предметной области, фиксирующий толькото общее, что является неизменным и характеризует ситуацию в любой моментвремени, или, говоря иными словами, отражающий семантику предметной области.Отсюда следует, что необходимы специальные средства описания предметнойобласти, которые были бы применимы к любым областям, и которые достаточнопросто интерпретировать в конкретном фрагменте внешнего мира и одновременноявлялись бы точными, структурированными и обозримыми (конечными).
Приспособленностьуказанных средств для описания любой предметной области означает, что ониобязаны быть достаточно универсальными. Для обеспечения универсальностинеобходима высокая общность, абстрактность системы базисных метапонятий иправил порождения новых понятий, которые допускают интерпретацию в любойпредметной области. В силу своей абстрактности средства описания предметнойобласти называются концептуальными. Поэтому в теории баз данных принятоговорить о концептуальном или информационно-логическом (инфологическом)моделировании предметной области. Результатом процесса моделирования являетсяконцептуальная схема (модель) предметной области.
Введем следующееопределение: тип — это понятие, объединяющее все объекты данного типа. Вотличие от объекта, существующего в данный момент в конкретном месте, тип неимеет пространственно-временной локализации. Он охватывает все существовавшие,существующие и мыслимые объекты, относимые к данному типу. Типы обеспечиваютнепротиворечивое объединение локальных точек зрения различных групппользователей.
Понятие типа не следуетпутать с понятием множества. Под множеством пони мается любое объединение водно целое определенных вполне различаемых объектов из нашего восприятия илимысли, которые называются элементами множества. Таким образом, между элементоммножества и самим множеством существует отношение часть — целое. Тип жеявляется абстракцией реальных объектов, Т.е. тип и объект данного типанаходится в отношений абстрактное — конкретное.
Связь – это графическиизображаемая ассоциация, устанавливаемая между двумя сущностями. Эта ассоциациявсегда является бинарной и может существовать между двумя разными сущностямиили между сущностью и ей же самой (рекурсивная связь). В любой связи выделяютсядва конца (в соответствии с парой связываемых сущностей), на каждом из которыхуказывается имя конца связи, степень конца связи (сколько экземпляров даннойсущности связывается), обязательность связи (т. е. любой ли экземпляр даннойсущности должен участвовать в данной связи).
Связи«многие-со-многими». Иногда бывает необходимо связывать сущности таким образом,что с обоих концов связи могут присутствовать несколько экземпляров сущности(например, все члены кооператива сообща владеют имуществом кооператива). Дляэтого вводится разновидность связи «многие-со-многими».
Уточняемые степенисвязи. Иногда бываетполезно определить возможное количество экземпляров сущности, участвующих вданной связи (например, служащему разрешается участвовать не более чем в трехпроектах одновременно). Для выражения этого семантического ограниченияразрешается указывать на конце связи ее максимальную или обязательную степень.
Каскадные удаления экземпляровсущностей. Некоторыесвязи бывают настолько сильными (конечно, в случае связи«один-ко-многим»), что при удалении опорного экземпляра сущности(соответствующего концу связи «один») нужно удалить и все экземплярысущности, соответствующие концу связи «многие». Соответствующеетребование «каскадного удаления» можно сформулировать при определениисущности.
Домены. Как и в случае реляционной моделиданных, бывает, полезна возможность определения потенциально допустимогомножества значений атрибута сущности (домена).
Эти и другие болеесложные элементы модели данных сущность – связь делают ее более мощной, ноодновременно несколько усложняют ее использование. Конечно, при реальномиспользовании ЕR-диаграмм для проектирования баз данных необходимо ознакомитьсясо всеми возможностями.
Наиболее часто напрактике ЕR-моделирование используется на первой стадии проектирования базыданных. Его результатом, как правило, является концептуальная модель предметнойобласти, выраженная в терминах ЕR-модели.
При переходе к следующемуэтапу — моделированию схемы БД – перед разработчиком возникает проблемавыражения концептуальной модели предметной области в терминах применяемоймодели данных (например, реляционной). Существует три подхода к решению этойпроблемы.
Первый подход состоит в ручном преобразованииконцептуальной модели предметной области в схему БД, выполняемом согласнометодикам, в которых достаточно четко оговорены все этапы такого преобразования.
Во втором подходе реализуется автоматизированная компиляцияконцептуальной модели предметной области в схему БД (чаще всего реляционную).Известны два типа подхода:
подход, основанный наявном представлении концептуальной модели предметной области как исходнойинформации для компиляции;
подход, ориентированныйна построение интегрированных систем проектирования с автоматизированнымсозданием концептуальной модели предметной области на основе интервью сэкспертами предметной области.
И в том, и в другомслучае в результате создается реляционная схема базы данных в третьейнормальной форме.
Наконец, третий подход — это непосредственная работа с базой данных в семантической модели, Т.е.применение СУБД, основанных на семантических моделях данных. При этом сноварассматриваются два варианта.
Первый вариант — обеспечениепользовательского интерфейса на основе семантической модели данных савтоматическим отображением конструкций в реляционную модель данных (это задачапримерно такого же уровня сложности, как автоматическая компиляцияконцептуальной модели предметной области в схему БД).
Второй вариант — прямаяреализация СУБД, основанная на какой либо семантической модели данных.
2. Созданиебазы данных «Деканат: дистанционного обучения КТИ»2.1Краткая характеристика предметной области
Предполагаемый деканатдистанционного образования Калмыцкого Технологического Института, именуемый вдальнейшем «ДДО КТИ», является структурным КалмыцкогоТехнологического Института (филиал) Пятигорского ГосударственногоТехнологического Университета.
Деканат дистанционногообразования КТИ создается по приказу ректора ПГТУ для осуществления идальнейшего развития технологий дистанционного обучения в ЮФО.
ДДО КТИ разрабатывает иреализует программы дистанционной подготовки специалистов со средним и среднимпрофессиональным образованием, переподготовки, повышения квалификации кадров,оценку уровня знаний и аттестацию специалистов со средним профессиональнымобразованием, подготовку учащихся средних учебных заведений в соответствии слицензией ПГТУ на образовательную деятельность, государственной аккредитацией,планами и договорами на подготовку специалистов.
Целями деятельности ДДОКТИ является:
— формирование, развитиеи реализация принципов и технологий дистанционного образования, обеспечивающихрациональную передачу знаний и навыков;
— содействие формированиюнового мировоззрения и образа жизни, основанных на приоритете общечеловеческихценностей и глобальном принципе устойчивого развития общества, а такжеформированию и укреплению элементов и структур социальной рыночной экономики;
— ведение научной,учебно-методической, научно-исследовательской и практической деятельности посозданию, развитию и внедрению эффективных образовательно-профессиональныхпрограмм и технологий и, прежде всего, системы дистанционного образования;
— формирование содержанияи организации образования, начального, среднего специального, дополнительного,профессионального образования на основе дистанционной формы обучения;
ДДО КТИ решает следующиезадачи и выполняет следующие функции:
— организация ипроведение образовательного процесса в сфере образования, начального, среднегопрофессионального, дополнительного, профессионального образования понаправлениям (специальностям), в формах и на уровнях, соответствующих лицензиямна право ведения образовательной деятельности ДО КТИ формирует контингентстудентов и слушателей для дистанционного образования;
— организация и осуществлениепрограмм переподготовки, повышения квалификации и получения дополнительныхобразовательных услуг в информационных, телекоммуникационных, гуманитарных,инженерных, правовых и иных областях в рамках единого образовательногопространства;
— координациянаучно-методической деятельности участников дистанционного обучения поразработке новых курсов дистанционного образования, в том числе по новымспециальностям, организация подготовки тьюторов, другого персонала в системедистанционного образования, координация разработки учебных планов и рабочихпрограмм для системы дистанционного образования на основе государственныхобразовательных программ;
— руководство покомплексному методическому обеспечению учебных дисциплин в рамках КТИ как набазе собственных разработок, так и в рамках взаимодействия и сотрудничества сдругими образовательными учреждениями на договорной основе;
— маркетинг на рынкеобразовательных услуг, изучение конъюнктуры рынка и определение егопотребностей в услугах ДО КТИ осуществление рекламной деятельности в областиобразовательных услуг.
Прием слушателей надистанционную форму образования осуществляется в соответствии с действующимзаконодательством Российской Федерации в области образования.
Дистанционная системаобучения рассчитана на людей, которые не могут регулярно находиться в учебномзаведении, и вынуждены обучаться самостоятельно. Для этого по возможности,создаются все условия для обучения. В том числе:
· по значительнойчасти дисциплин студенты обеспечиваются специально разработанными пособиями илизаменяющими их книгами;
· проживающие вудаленных районах могут приезжать для консультаций и сдачи зачетов илиэкзаменов без привязки к расписанию. Есть возможность использования электронныхсредств связи.
· блочноепостроение учебного процесса. Каждый студент получает перечень дисциплин суказанием их объема и формой отчетности. Темп обучения (количество изучаемыхдисциплин) регулируется самим студентом. Опыт студентов показывает реальнуювозможность ускоренного обучения. При необходимости (производственные, семейныеобстоятельства или иное) обучение может быть приостановлено.
· отсутствиесессий. Нет необходимости присутствия в вузе в жестко установленные сроки.Сдача зачетов или экзаменов производится после завершения изучения дисциплины.
· гибкая системаоплаты, позволяющая вносить плату за обучение за отдельные дисциплины.
Используется в работеучебный план в виде перечня дисциплин в соответствии с Государственнымобразовательным стандартом 2009 года. Учебный план включает в себя 4 цикладисциплин: гуманитарный, естественнонаучный, общепрофессиональный и дисциплиныспециальности. Логическая последовательность дисциплин будетопределяться расписанием.
В каждом из разделовпредусмотрены дисциплины по выбору. Во время обучения будут предлагать блокидисциплин, входящих в учебный план, из которых можно выбрать самостоятельнодисциплины для углубления знаний по содержанию тех или иных блоков. Суммаколичества часов выбранных дисциплин должна соответствовать количеству часовдисциплин по выбору соответствующего блока в учебном плане. 2.2 Инфологическое моделирование
Как любая модель, модель«сущность-связь» имеет несколько базовых понятий, которые образуют исходныекирпичики, из которых строятся уже более сложные объекты по заранееопределенным правилам.
Рассмотрим сущности«Кафедра» (рис.1), «Студент» (рис.2), «Преподаватель» (рис.3), «Дисциплина»(рис.4), «Группа» (рис.5), «Расписание сессии» (рис.6), «Успеваемость» (рис.7)./> />
Рис. 1 — Определениесущности «Кафедра» в модели ER
/>
Рис. 2 — Определениесущности «Студент» в модели ER/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
Рис. 3 — Определениесущности «Преподаватель» в модели ER
/> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> /> />
/>/>
Рис. 4 — Определениесущности «Дисциплина» в модели ER
/>
Рис.5 — Определениесущности «Группа» в модели ER
/>
Рис.6 — Определениесущности «Расписание сессии» в модели ER
/>
Рис. 7 — Определениесущности «Успеваемость» в модели ER2.3Логическоепроектирование
Между сущностями могутбыть установлены связи – бинарные ассоциации, показывающие, какимобразом сущности соотносятся или взаимодействуют между собой. Связь можетсуществовать между двумя разными сущностями или между сущностью и ей же самой (рекурсивнаясвязь). Она показывает, как связаны экземпляры сущностей между собой. Еслисвязь устанавливается между двумя сущностями, то она определяет взаимосвязьмежду экземплярами одной и другой сущности.
Кроме того, в ER-модели допускается принципкатегоризации сущностей.
Представим предметнуюобласть «Учебный процесс» как взаимодействие следующих сущностей: каждый«Студент» сдает экзамен или зачет по некоторому «Предмету» согласно учебномуплану. В учебном процессе участвует «Преподаватель», который осуществляетчтение учебного курса и контроль знаний «Студента». В учебном процессе такжеучаствует «Кафедра», которая организовывает работу «Преподавателя». Обучение«Студента» ведется в «Группе» совместно с его одногруппниками.
Следует отметить, что длякаждой сущности устанавливается свой код – ключевой атрибут, однозначнохарактеризующий сущность. Например, обычный номер студента в группе не можетвыполнять роль ключа, поскольку для каждой группы эти номера могут повторяться.Для преподавателя атрибут Табельный номер нежелательно брать в качествеключевого, поскольку все-таки возможно изменение табельного номера.
Для реализациидополнительных функций базы может потребоваться введение дополнительныхатрибутов, например, номера зачетной книжки и домашнего телефона студента,домашнего адреса и домашнего телефона преподавателя, должности преподавателя,рабочей программы, даты сдачи экзамена (зачета) и т.д.
Будем считать дляпростоты все связи обязательными. Между выделенными сущностями можно выделить,например, следующие связи:
1. «Студенты» объединеныв «Группы» (связь М:1).
2. Работу«Преподавателей» организуют «Кафедры» (связь М:1).
3. «Преподаватели»преподают «Предметы учебного плана» (связь 1: М).
5. «Студенты» сдают«Предметы учебного плана» (связь М: М).
Покажем теперь эти связимежду всеми сущностями графически с использованием нотации POWER DESIGNER. 2.4 Физическоепроектирование
Группа
Имя поля
Тип данных
Описание Код Группы Числовой Ключевое поле Наименование Текстовой Количество студентов Числовой
Кафедра
Имя поля
Тип данных
Описание Код Числовой Ключевое поле Наименование Текстовой Тел Числовой Заведующий Тестовой
Дисциплины
Имя поля
Тип данных
Описание Код дисциплины Числовой Ключевое поле Наименование Текстовой Часы Числовой Вид занятия Текстовой Вид сдачи Текстовой Код Студента Числовой
Преподаватель
Имя поля
Тип данных
Описание Код преподавателя Числовой Ключевое слово Табельный номер Числовой Фамилия Текстовой Имя Текстовой Отчество Текстовой Код дисциплины Числовой Домашний адрес Текстовой Должность Текстовой
Расписание сессии
Имя поля
Тип данных
Описание Код студента Счетчик Ключевое поле Расписание сессии Текстовой Наименование группы Текстовой ФИО студентов Текстовой Код группы Числовой № зачетной книжки Числовой Экзаменационная ведомость Текстовой Расписание Текстовой Экзамен Логический Зачет Логический
Студенты
Имя поля
Тип данных
Описание Код студента Числовой Ключевое поле № зачетной книжки Числовой Фамилия Текстовой Имя Текстовой Отчество Текстовой Год рождения Дата/время Адрес Текстовой Домашний адрес Текстовой Код группы Числовой
Успеваемость
Имя поля
Тип данных
Описание № зачетной книжки Числовой Ключевое слово Дисциплина Текстовой Зачет Логический Итого Числовой Средний бал Числовой
Создали запросы:
«Введение и расписаниесессии» — выводит запрос расписание сессии.
«Зачет» — выводит запросрасписание зачетов.
«Успеваемость студентов»- выводит запрос по успеваемости студентов.
«Экзамены» — выводитзапрос по экзаменам.
Формы:
«Успеваемость» — выводитформу по успеваемости студентов,
«Экзамен» выводит формувсех экзаменов,
«Студент подчиненнаяформа»
Отчеты:
«Введение и расписаниесессии» — выводит отчет расписание сессии,
«Зачет» — выводит отчетпо всем зачетам,
«Успеваемость студентов»- выводит отчет по успеваемости студентов,
«Экзамены» — выводитотчет по экзаменам.
Заключение
Процесс проектированиябаза данных на основе принципов нормализации представляет собойпоследовательность переходов от неформального словесного описанияинформационной структуры предметной области к формализованному описаниюобъектов предметной области в терминах некоторой модели.
Инфологическая модельприменяется на втором этапе проектирования база данных «Деканат: дистанционноеобучение», то есть после словесного описания предметной области. Процесспроектирования длительный и требует обсуждений с заказчиком и со специалистамив предметной области. Инфологическая модель базы данных «Деканат: дистанционноеобучение» включает формализованное описание предметной области, которое легко«читается» не только специалистами по базам данных.
Организациядистанционного обучения позволит обеспечить доступ к образовательным и инымресурсам, обеспечению профессиональной занятости. Созданная база данныхдистанционное обучение в курсовой работе позволяет более эффективно облегчитьработу, планировать и провести организовать дистанционное обучение вобразовательном учреждении. Для дальнейшей работы образовательного обучения подистанционному обучению необходимо выделение из федерального бюджета средств наоборудование рабочих мест для педагогов и студентов, последующее подключениеэтих мест к Интернету, на технику для дистанционного образования и созданиедругих баз данных и программ.
Списокиспользованной литературы
1. Бекаревич Ю.Б., Пушкина Н.В. Самоучитель Microsoft Access 2002. – СПб.: БХВ-СПб., 2003.– 720 с.
2. Боровиков В.В. MS ACCESS 2002. программирование и разработка базданных и приложений. — СОЛОН-Р, 2002.
3. Виноградова И.А., Грибова Е.А., Зубков В.Г. Практикум на ЭВМ. MS Access:Учебное пособие для студентов заочной (дистанционной) формы обучения. – М.:ГИНФО, 2000. – 124 с.
4. Голицина О.Л., Максимов Н.В., Попов И.И. Базы данных: Учебное пособие. –М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. – 352 с.
5. Гончаров А.Ю. Аccess 2003: самоучитель спримерами. – М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004.-273 с.
6. Золотова С.И. Практикум по Аccess 2003. М.:КУДИЦ-ОБРАЗ, 2004.-243 с.
7. Иванова Г.С. Технология программирования: Учебник для вузов. – М.:Изд-во МГТУ им. Баумана, 2003.
8. Информатика. Базовый курс. /Под ред. С.В.Симоновича. – СПб.: Питер,1999. – 640 с.
9. Карпова Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация. – СПб.: Питер,2002. – 304 с.
10. ПетровВ.Н. Информационные системы. – СПб.: Питер, 2003. – 688 с.
11. РебеккаМ. Райордан Основы реляционных баз данных, 2001.
12. РолландФ.Д. Основные концепции баз данных. 2002г.
13. СерверИнформационных Технологий www.citforum.ru/
основы современных баз данных.
14. ТихомировЮ.В. MS SQL Server 2000: разработка приложений.– СПб.: БХВ-Петербург, 2000. – 368 с.
15. ТрифоноваН.А., Прозорова С.С. Office для студента. 2004г.