Реферат по предмету "Информатика, программирование"


Аналитический обзор готовности Болгарии к информационному обществу

Курсоваяработа
Поинформационным технологиям
АНАЛИТИЧЕСКИЙОБЗОР ГОТОВНОСТИ БОЛГАРИИ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕСТВУ
/>Введение
Актуальность данной работы обусловлена наблюдающимсяпроцессом глобализации современного мирового хозяйства, связанную с скачкомразвития информационных технологий. Для успешного развития экономики необходимаинтеграция в мировое хозяйство. Для этого нужен определенный уровеньинформационного развития интегрируемой страны. Чтобы прогнозировать успешностьтой или иной страны на мировой арене, необходимо оценить уровень ееинформационной готовности.
Информационное общество – ступень в развитиисовременной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знанийв жизни общества, возрастанием роли информационно-коммуникационных технологий всоздании ВВП, возникновением глобальной информационной инфраструктуры,обеспечивающей возможность эффективного информационного взаимодействия людей,их доступ к мировым информационным ресурсам.
Формированиеинформационного общества – объективный процесс, обеспечивающий развитиемирового экономического пространства, взаимосвязанное функционирование мировыхтоварных рынков, рынков информации и знаний, капитала и труда. Болгарияразделяет концептуальные положения и принципы Окинавской хартии и намеренапринимать активное участие в международных усилиях по формированию глобальногоинформационного общества. Долгосрочная стратегия социально-экономическогоразвития страны должна быть ориентирована на движение к информационномуобществу, создание и реализацию предпосылок и условий его формирования. Дляразработки и реализации такой стратегии важно знать, насколько страна готова ктакому переходу, какие препятствия есть на пути развития с использованием ИКТ.
Итак, цельюкурсовой работы является оценка информационной готовности Болгарии.
Задачи
-Оценка развития ИКТ Болгарии,особенности его регулирования
— степень развитияэлектронного правительства
— оценка человеческогокапитала страны

Оценка развития ИКТ
Общие доходы отэлектронных коммуникаций в Болгарии в конце 2006 года составили около €1,548млн., из которых сектор мобильной связи начитывал €918 млн., а фиксированная связь- €399 млн. Общий объем инвестиций достиг €417 млн., из которых €255 млн. вкладывалисьоператорами мобильной связи, €105 млн.– инвестиции традиционного операторафиксированной связи, и лишь €8 млн.– инвестиции альтернативных операторовфиксированной связи. Самым динамично развивающимся рынком в Болгарии, безусловно,является рынок мобильной связи. Ситуация на рынке телекоммуникаций аналогичнадругим новым государствам-членам, когда количество фиксированных линийотносительно низкое, а рост сектора мобильной связи высокий. [1]
Несмотря на то, что два основныхоператора мобильной связи владеют сетями мобильной и фиксированной связи, введениепакетированных предложений услуг на рынке оказалось сложным из-за проблем, связанныхс заключением договоров на присоединение (вызванных высокими тарифами затерминацию трафика). Рынок широкополосного доступа все еще необходиморазвивать. Ситуация, актуальная в декабре 2006 года, была следующая: 40операторов кабельной связи предлагали двойные услуги (кабельное ТВ с доступом вИнтернет или голосовыми услугами) и три оператора предлагали тройные услуги(голосовая связь, передача данных и телевидение).[2]
До мая 2007 года вБолгарии протекал процесс гармонизации национального действующегозаконодательства с нормативно-правовой базой ЕС 1998. Несмотря на то, что болгарскиевласти уведомили о полном перенесении нормативно-правовой базы ЕС 2002 внациональный Закон за май 2007 года, все еще необходимо принять некоторые подзаконныеакты, чтобы обеспечить принятие таких важных мер, как анализ рынка, доступ иприсоединение.
Регулирование рынка ИКТ
Независимостьрегулирования
30 сентября 2005 года(Указом №205) Министерство транспорта и коммуникаций было переименовано вМинистерство транспорта, а все его функции в области ИТ и телекоммуникаций перешлик Государственному Агентству информационных технологий и связи (ГАИТС). Такиегосударственные агентства в Болгарии основываются Советом Министров (СМ), чтобыобеспечить осуществление деятельности, которая обычно не входит в компетенциюМинистерства. Агентствами непосредственно управляет СМ. Председатель Агентстваежегодно отчитывается о своей деятельности перед СМ. Председатель ГАИТС неявляется членом СМ, но он приглашается на его заседания, если на повестке стоятвопросы, относящиеся к деятельности ГАИТС. Комиссияпо регулированию в области коммуникаций (КРК) является регулирующим органом,созданным в соответствии с Законом о телекоммуникациях. Комиссия являетсянезависимым государственным органом с пятью членами, которые назначаются срокомна пять лет. Председатель КРК назначается Премьер-министром, три других членаназначаются Парламентом, и один член Президентом. Существует ряд серьезныхвопросов касательно эффективности и независимости болгарских НРО, которыепривели к тому, что Комиссией были начаты судебные разбирательства по фактунарушений в ноябре 2007 года. Некоторые шаги по решению этих проблем былиприняты в Болгарии. Регуляторные функции были разделены между НРО — КРК — иГосударственным Агентством информационных технологий и связи. Однако разделениенечеткое, и, по-видимому, ГАИТС отвечает за политику развития электронныхкоммуникаций и принятие подзаконных актов в рамках Закона об электронныхкоммуникациях, обладает некоторыми регуляторными полномочиями или, по крайнеймере, функцией надзора за соблюдение вышесказанного. Кроме того, ПредседательГАИТС был членом Правления традиционного оператора, который поднимал вопросы онесоответствии принципам закона Европейского экономического общества, посколькузаконодательная база ясно предусматривает, что регулятор должен бытьнезависимым в правовом и функциональном аспекте от всех организаций,предоставляющих услуги на рынке. Более того, Государство владеет«привилегированной акцией» традиционного оператора, который былприватизирован в 2006 году, и правом вето на некоторые решения. Помимо всегопрочего, существует серьезная проблема, связанная с недостаточными ресурсамиКРК как финансовыми, так и кадровыми, что препятствует КРК выполнять своизадачи эффективно. Административные платежи и сборы, собираемые КРК,депонируются в государственный бюджет; бюджет КРК утверждается НациональнойАссамблеей по предложению Совета министров. Прогнозируемые доходы и расходы КРКна следующий год должны утверждаться заранее Министром финансов. Несмотря нато, что Министр увеличил общий бюджет КРК на 2008 год, имело место сокращениефинансовых ресурсов КРК по выплатам своим сотрудникам в тот момент, когдаособенно необходимо больше ресурсов, чтобы обеспечить реализацию болгарскогозакона об электронных коммуникациях, особенно, в части проведения анализарынков и введения эффективных механизмов мониторинга. Некоторые предложения,направленные на укрепление своей финансовой и регуляторной независимости, былисделаны КРК.
Согласно утверждениямоператоров, максимальный размер штрафов, который может налагать КРК,относительно неэффективный. Поскольку штрафы не привязываются к оборотномукапиталу компании, их недостаточно, чтобы побуждать операторов соблюдатьнормативные обязательства.
Тарифы на терминациютрафика с фиксированных сетей на мобильные были чрезвычайно высокими (18.80Евроцентов) по сравнению со средними показателями в 27 странах ЕС (9.87Евроцентов) по состоянию на октябрь 2007 года, а также по сравнению с тарифами натерминацию звонков с мобильных сетей на мобильные (12.8 Евроцентов). Согласноутверждениям альтернативных операторов, эти тарифы не менялись с 2004 года.Отсутствие регулирования «ex-ante» в результате задержки анализа рынков вместес отсутствием регулирования в рамках старого Закона об электронныхкоммуникациях являются главными причинами высоких цен.
Универсальное обслуживаниеи защита прав пользователей
Традиционный оператор былназначен поставщиком универсальных услуг согласно старому Закону. Этому операторуразрешено покрыть некоторые отдаленные зоны, используя беспроводные технологииDECT. Кроме того, в конце 2007 года назначенному поставщику УУ была выдана лицензияCDMA, которая также может использоваться для предоставления универсальных услугв труднодоступных и отдаленных регионах.
Болгарский закон предусматриваетсоздание компенсационного фонда, средства которого могут использоваться, если необходимо,поставщиком универсальных услуг. В тоже время непременным условием, котороепредусматривает Закон, является то, чтобы розничные доходы поставщикауниверсальных услуг составляли менее 80% от общих доходов от общественныхтелефонных услуг. А традиционный оператор на сегодняшний день имеет 97% общихдоходов на розничном рынке фиксированной связи.
Оценка ЕББР
Болгария имеет―Высокий уровень соответствия.

Основные критерии оценкиБолгарии
/>
Лепестковая диаграмма регулированиясетей проникновение фиксированной связи
/>
Оценка регулированиягосударств-членов ЕС
Недостатки регуляторной среды в Болгарии — государственный орган (которыйсоответствует Министерству в большинстве стран) имеет представителей в правлениитрадиционного оператора, в котором государство также обладает ―золотой акцией.НРО зависит от государственного бюджета. Полномочия — налагать только небольшиештрафы. [3]
Проникновение сетейфиксированной связи
/>
Проникновение сетейфиксированной связи в странах операций ЕБРР
Политика «универсального обслуживания»в странах ЕС на сегодняшний день включает вопросы, например, следующего характера:приводит ли отсутствие или неиспользование услуг меньшинством потребителей ксоциальной изоляции. Это означает, что при достигнутой высокой универсальностивнимание рынка смещается на проблемы потребителей, такие как улучшенные способыоплаты услуг и услуги лучшего качества для неблагополучных абонентов (например,пользователей с ограниченными возможностями или малоимущей группы населения).
Болгария относится кгруппе стран с показателями выше средних по субрегиону Болгария, к странам с самымивысокими показателями роста мобильной связи.
По проникновениюмобильной связи в странах ЕС, в которых осуществляет деятельность ЕБРР Болгарияотносится к странам с показателями выше средних по субрегиону [4]

/>
Проникновение услуг широкополосногодоступа в Болгарии ниже средних.
Тарифы на присоединениеоператоров
Одними из самых больших операционныхрасходами, с которыми сталкивается конкурент при входе на телекоммуникационный рынок,являются оптовые тарифы на присоединение, которые взимают традиционные операторысетей фиксированной связи за терминацию трафика к своим абонентам. Механизмоптового присоединения обычно решается между операторами, но он становитсяосновной мишенью для регуляторов при возникновении подозрений о том, что традиционныеоператоры пользуются своим доминирующим положением для ограничения пропускной способностиприсоединения или для установления цен выше справедливых.

Общие выводы
электронныйкоммуникация информационный общество
Результаты оценки показываютследующие рейтинги соблюдения регуляторных требований;
Государственный контрольи независимость регулирования.
В странах ЕС разделение ролейправительства (определяющего политику), независимого отраслевого регулятора, а такжесамих игроков было фундаментальной частью процесса либерализации. В ЕС все страныуспешно реализовали политику открытого доступа. Это означает, что для того, чтобыоператор начал предоставлять телекоммуникационные услуги предварительноеодобрение не требуется (только предварительное уведомление), если только не используютсяограниченные ресурсы (особенно радиочастотный спектр, нумерационные ресурсы и правапрохода).
Общая тенденция на рынкахтелекоммуникаций повсеместно характеризуется растущей либерализацией рынка ссоответствующими изменениями в политике и регулировании. Параллельно рынки подстегиваютсяразвитием технологий. Все регионы в настоящее время приняли новые технологии цифровойсетевой инфраструктуры, предоставляя ряд определенных услуг с широким внедрениеммобильной связи и растущим использованием услуг широкополосного доступа. Преимуществаиспользования этих удвоенных сил рыночной либерализации и новых технологийвключают более широкий выбор для потребителя, улучшенное качество и соотношениецены и качества для потребителей телекоммуникационных услуг.

Подготовка Болгарии к вступлениюв информационное общество
В 2000г проведена в жизньстратегия развития электронного правительства, разработанного Советом министровстраны. Главной целью данного политического документа министр назвал«организацию и поддержку на высшем уровне власти долгосрочного процессавнедрения электронного правительства». В стратегии раскрывается сущностьэлектронного правительства и его важность для общества, а также устанавливаютсястратегические цели внедрения электронного правительства, порядок организации иуправления процедурами электронного правительства. Данный документ сталсоставляющей общей реформы системы государственного управления Болгарии.Стратегические цели развития электронного правительства в Болгарии можноразделить на три направления, отражающие социально-экономическую политикугосударства и особенности новых информационно-коммуникационных технологий(ИКТ), их роль в развитии страны:
• предоставлениегражданам и бизнесу качественного, экономически эффективного и простого доступак государственным услугам;
• расширение техническихвозможностей граждан и бизнеса по участию в управлении страной;
• созданиеорганизационной, коммуникационной и информационной среды для эффективной работыгосударственных учреждений в соответствии с принципами, нормами и опытом ЕС.
Чтобы достичь этих целей,разработан ряд документов, детально описывающих дорогу к созданию электронногоправительства. В том числе создана и программа выполнения стратегии развитияэлектронного правительства, предписывающая проведение мероприятий, дающихмоментальные позитивные результаты, и запуск важных проектов. Правовые рамкидля электронного правительства дополняются утверждением национальныхстратегических документов, касающихся государственного управления, и пятьюспециальными законами, регулирующими права доступа к информации и защиту правграждан (в том числе и на неприкосновенность частной жизни), а такжелегализующими электронную цифровую подпись. С технической стороны проблемы, вСофии была построена высокоскоростная волоконно-оптическая городская сеть,которая объединяет локальные сети отдельных организаций, которая расширена навсе областные центры страны. Все предпосылки для успешного начала процессасоздания электронного правительства существуют. В качестве недостатковболгарской среды для электронного правительства можно назвать недостаток единыхрамок, стандартов и архитектуры для комплексного взаимодействия разных систем,низкий уровень координации работы разных проектов и организаций, а такжеотсутствие единой организационно-информационной системы государственногоуправления.
Все усилия в области ИО конкретизированыв инициативе «Электронная Болгария» («э-Болгария»), которая была принята в апреле2004 г. В контексте этой грандиозной задачи страна приняла участие в пилотныхрегиональных и европейских проектах по образованию и науке, а также в европейскихобразовательных программах TEMPUS, SOCRATES, LEONARDO. Без преувеличения можно сказать,что усилия по вступлению в ЕС дали мощный толчок развитию ИТ, в частности, использованиюИТ в обучении студентов. За период с 2007 г. по 2009 г. Болгария может получитьот ЕС 2,3 млрд. евро на структурные действия. Около 20% всех средств будут выделенына создание экономики знания. Экономика знания залегла в основу двухоперативных программ – “Развитие человеческих ресурсов” и “Повышение конкурентоспособностиболгарской экономики”. [5]
Наличие реально работающегоИТ — бизнеса. После разрухи с начала 90-ых годов выявилось, что сегодня в Болгарииналицо реально работающая ИТ — индустрия (в основном электроника и софтуэр), включающаяпочти 1000 компаний. Около 3,18% ВВП страны за 2005 г. сформированы ИТК-отраслью. Рыночная доля ИТ — индустрии за 2005 г. более 2 млрд. евро,ожидается, что она достигнет 2,4 млрд. евро в 2007 г. Рост доходов ИТ — бизнесаза 2005 г. по отношению к 2004 г. составил 22,4%, достигнув 681 млн. евро.Самый яркий вызов этой индустрии заключается в том, что после присоединения (с1 января 2007 года) Болгария превратится в часть внушительного по размерам ИТК- рынка в Объединенной Европе – 644 млрд. евро в 2006 г. и по прогнозным данным663 млрд. евро в 2007 г.
Человеческий капитал
Хорошо функционирует образовательнаясистема. Болгария располагает доказавшей себя и богатой традициями образовательнойсистемой, в частности, в звене средних школ. Налицо высокий средний уровеньобразованности, включая и компьютерной грамотности. Кроме того, в странепроживает молодежь с исключительно высокими интеллектуальными качествами, и свидетельствомтому служат успехи в разнообразных международных состязаниях и конкурсах.Традиции в области подготовки и реализации ИТ-специалистов. Страна имеет определенныйположительный опыт и традиции, учитывая наше движение к информационномуобществу. Кроме хорошей образовательной системы можем вспомнить период до 1990 г.,когда страна была специализирована по линии СЭВ на производстве компьютеров, софтуэра,как и обучении, квалификации и переквалификации определенных категорийспециалистов высокотехнологичных производств. Использование компьютеров вучебных заведениях началось еще в 70-ых и 80-ых годах прошлого века, и это далосвои положительные эффекты образованию в Болгарии.
Соответствие подготовки вобласти ИКТ с требованиями бизнеса. Принципиальное требование: обучение вобласти ИТ должно соответствовать и быть адекватным потребностям бизнеса. Напрактике это означает тесное взаимодействие образовательных структур с бизнес — средами в целостном обеспечении обучения ИКТ и последующей реализации студентов.Наличие подходящих методических материалов. Учебные планы и программы постояннообновляются и гармонизируются с планами и программами ЕС с целью унификации документовоб образовании. Соблюдение этих нормативных учебных документов гарантируется государственнымиобразовательными требованиями и регулярно проводимыми в стране аккредитациямиучебных заведений.
Как позиционированаБолгария в области ИКТ на фоне вновь принятых стран-членов ЕС?
• Проникновение Интернетасреди населения – 32% (средний уровень Интернет — потребителей – 45-48%).
• Наличие серьезного цифровогоразделения по этнической принадлежности – менее 5 – 7 % болгарских граждан,которые пользуются Интернетом, ромского и турецкого происхождения;
• Использование РСнаселением – к октябрю 2005 г. почти одна третья часть болгар имела доступ к компьютеру,процент потребителей в возрасте старше 15 лет составлял 34%.
• 80% средних учебных заведенийоборудованы компьютерами, а 1000 из общего числа 3000 шт. связаны в сеть. В2007 г. дооборудование школ компьютерами продолжилось, стало возможнымсоотношение: на каждые 10 учеников должен приходится один компьютер.
• 80% университетовсвязаны он-лайн, а большая часть из них предлагает и беспроводную связь.
• На 90 % болгарскихпредприятий имеется хотя бы един РС, а 75-80% имеют доступ в Интернет;
• Менее 30% малых исредних предприятий (МСП) обладают сильно выраженной технологической ориентацией,т.е. используют полноценно ресурс ИТ (использование антивирусного софтуэр Firewallсистем, архивирование информации, наличие Интернет — сайта)
• Экспорт на хай-тек продуктов– только 2% вывоза занимают высокотехнологические продукты (Ирландия – 29%,Венгрия – 25%, Греция – 7%, Польша – 3%)
• Публичные расходы нанаучно-исследовательскую и изобретательную деятельность – около 0,5%ВВП
2 Данные на конец 2006 г.
• Индекс готовностиинфраструктуры ИО – 64-ое место из 64-х стран (2005 г.)
• Индекс ИнформационногоОбщества — страна занимает 40-ое место от 48-и стран
• Индексэ-подготовленности — 44-ое место из 49-и стран.
Компьютерная грамотность.Это самый низкий уровень подготовки в области ИТ. По правилу, в индустриальноразвитых странах подготовка этого уровня обеспечивается средним образованием. Втечение нескольких последних лет это стало реальностью и в Болгарии, послетого, как за короткий период времени (2004 — 2005 гг.) резко улучшиласьматериальная база посредством доставки персональных компьютеров, подходящего лицензированногософтуэра и доступа в Интернет. Согласно результатам исследований, проведенных ESDIS (European Commission High Level Group on the Employment and Social Dimension of the Information Society), более половины занятых в Европейскомсоюзе на начало 2004 г. использовали компьютер на своем рабочем месте, но лишь1/3 из них никогда не обучались пользованию ИКТ. Динамичное развитие ИТ имасштабное распространение Интернет во все сферы человеческой жизни требуют непрерывногообновления большей части учебного материала особенно приложений в областибизнеса.
Обязательная учебная дисциплина„Информатика” изучается студентами всех специальностей. Ее содержаниенаправлено на то, чтобы студенты:
• познавали архитектуру иосновные компоненты РС;
• могли работать соперационными системами Windows XP;
• использоваливозможности бизнес — пакета Microsoft Office XP на среднем уровне;
• знали ресурсы и услугиИнтернета;
• ориентировались восновных компонентах и технологиях Web
• знали возможностиэффективного поиска в Интернете
Дисциплины второго блокаобучения («Информационные технологии в …») формируют следующий уровень вподготовке студентов в области ИТ и направлены на конкретные приложения,используемые в соответствующей предметной области и, конечно, применение Интернетв банковском деле, финансах, публичной администрации, маркетинге и т.д. Третий уровеньподготовки реализуется магистерской степенью в ее двух формах – дневной идистанционной. В дистанционном обучении в самой большой степени реализованомножество преимуществ электронного обучения. Острая нехватка квалифицированныхИТ — специалистов. Последние годы характеризуются массовым появлением иностранныхкомпаний на болгарском рынке, динамичным развитием ИТ — индустрии, реализацией некоторыхкрупных ИТ — проектов и непрерывно возрастающим интересом к инфраструктуре и интегрированномубизнес- софтуэру. Эти и другие причины привели к наличию огромной нехватки хорошоподготовленных сетевых, софтуэрных и других ИТ — специалистов. Одно исследованиеIDC, охватывающее 31 страну Европы, показало, что нехватка только сетевыхспециалистов в Болгарии в 2006 г. составляет 1000 человек или 11,2%. [6]
С вступлением Болгарии в ЕСпроблема нехватки ИКТ-специалистов углубилась и стала одним из факторов неблагополучногоразвития многих более мелких болгарских фирм. Нехватка специалистов обрекает вбольшой степени на неуспех и усилия государства по созданию информационногообщества в Болгарии.

Таблица 4. Характеристикапользователей интернетом в Болгарии Пользователи Интернета в Европейском Союзе ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
Население
(2009 Est.)
Пользователи Интернета,
Последние данные
Проникновение
(% Населения)
Пользователь роста
(2000-2009)
Пользователь%

Болгария 7204687 2647100 36,7 515,6% 0,8%
По уровню развитиячеловеческого потенциала Болгария относится к группе стран с высоким развитием.
Рейтинг страны по ИРЧП1980 1985 1990 1995 2000 2005
53 Болгария… 0,771 0,7920,794 0,785 0,800 0,824
Продолжительностьнепрерывного обучения населения (года) в Болгарии1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 : 18,4 18,6 19,0 19,2 19,4 19,1 16,5 19,6 19,6
/>
/>
Отчет международногосоюза электросвязи Измерение информационного общества. МСЭ-D 2010 ITU

Глобальная электроннаяготовность Болгарии согласно исследованию Всемирного экономического форумаРейтинг страна индекс" электронной готовности" оценка (max 10)
2008/>
2007/>
2006/> 2008 2007 2006 48 48 44 Болгария 5,19 5,01 4,86
/>
Болгария 7,6 11,211,9 4,9 6,7 14,6 19,9 9,2 12,8
[8]
Таким образом, Болгарияимеет высокий уровень развития человеческого капитала, благодаря развитойобразовательной системе, а также высокую динамику развития проникновениянаселения в интернет.

Выводы
Результаты исследованийпозволяют сделать вывод, что пока Болгария несколько отстает от странЦентральной Европы в области развития ИКТ. Очевидно, Болгарии предстоит ещепройти длинный путь, чтобы догнать остальные страны ЕС в отношенииподготовленности Интернет — инфраструктуры, формирования информационногообщества и э-подготовленности. Правительство может воспользоваться богатойпрактикой ведущих западноевропейских стран, которые достигли проникновенияширокополосного доступа более чем 50% семей.
Человеческий потенциалнаходится на достаточно высоком уровне, однако необходимо увеличить количествоподготавливаемых ИТ — специалистов в высших учебных заведениях посредствомувеличения количества обучаемых студентов по государственному заказу (бюджетнаяформа обучения).

Источники
1http://ec.ЕСropa.ЕС/information_society/policy/ecomm/library/communications_reports/annualreports/13th/index_en.htm
2. www.itu.int/ITU-D/ICTEYE/Reports.aspx
3. 31 ―Отчет о развитии единогоЕвропейского рынка электронных коммуникаций за 2007 год (13-й Отчет)
4.www.wto.org/english/news_e/pres97_e/refpap-e.htm
5. Стратегия развития информационногообщества в республике Болгарии. 7 октября 1999 г.
6. Газета „infoWEEK”, 2006 г., №. 34
7. Статистические данные www.internetworldstats.com/stats9.htm
8. «2008EIU» электронной готовности«рейтинга». Economist Intelligence Unit. 2008. a330.g.akamai.net/7/330/25828/20080331202303/graphics.eiu.com/upload/ibm_ereadiness_2008.pdf
9. Европейское социальноеисследование: изучение базовых социальных, политических и культурных измененийв сравнительном контексте Россия и 25 стран Европы Аналитический доклад ЦЕССИ март 2008г


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.