Реферат по предмету "Банковское дело"


Стратегия развития банковского сектора как основа для реализации денежно-кредитной политики Российской Федерации

Департамент образования инауки
Кемеровской области
государственноеобразовательное учреждение
среднегопрофессионального образования
«Новокузнецкийэкономико-отраслевой колледж»
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
Тема:
Стратегия развитиябанковского сектора как основа для реализации денежно–кредитной политикиРоссийской Федерации
г. Новокузнецк, 2010 г.

Реферат
ЦЕНТРАЛЬНЫЙБАНК РФ, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА, ДЕНЕЖНЫЕ АГРЕГАТЫ, ИНСТРУМЕНТЫДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ, ВАЛЮТНЫЙ КУРС, КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК.
Актуальностьданной темы заключается в глубоком изучении и исследовании проблемных вопросовв области денежно-кредитной политики Центрального банка РФ.
Объектомисследования является денежно-кредитная политика Центрального банка РФ
Предметомисследования – инструменты и методы денежно-кредитной политики Центральногобанка РФ.
Целью работы- является анализ денежно-кредитной политики в современных условиях. Длядостижения цели необходимо рассмотреть, как Центральный Банк справлялся сзадачами стоящими перед ним на современном этапе экономических реформ, какиеосновные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования необходимоприменять в условиях России на современном этапе.
Гипотезаисследования – инструменты и методы денежно-кредитной политики Центральногобанка РФ и их взаимосвязь.
Научнаяновизна заключается в комплексном изучении взаимосвязанных мероприятий,предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спросапутем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.

Содержание
Введение
1. Теоретические основыисследования денежно-кредитной политики Центрального банка РФ
1.1 Сущность и функцииЦентрального Банка РФ
1.2 Направления и целиденежно – кредитной политики
1.3 Инструменты и методыденежно-кредитной политики
1.4 Основные типыденежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)
1.5 Коммерческий банк иего инфраструктура как элементы банковской системы
2. Практическая часть
2.1 Единаяденежно-кредитная политика в РФ: тенденции и перспективы
2.2 Цели и инструментыденежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011 года
Заключение
Список использованнойлитературы
Приложение

Введение
Денежно — кредитная политика представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий,предпринимаемых Центральным банком в целях регулирования совокупного спросапутем планируемого воздействия на состояние кредита и денежного обращения.
Одним изнеобходимых условий эффективного развития экономики является формированиечеткого механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего Центральномубанку воздействовать на деловую активность, контролировать деятельностькоммерческих банков, добиваться стабилизации денежного обращения.
Денежно — кредитнаяполитика — очень действенный инструмент воздействия на экономику страны, ненарушающий суверенитета большинства субъектов системы бизнеса. Хотя при этом ипроисходит ограничение рамок их экономической свободы (без этого вообщеневозможно какое-либо регулирование хозяйственной деятельности), но на ключевыерешения, принимаемые этими субъектами, государство влияет лишь косвеннымобразом.
В идеаледенежно-кредитная политика призвана обеспечить стабильность цен, полнуюзанятость и экономический рост — таковы ее высшие и конечные цели. Однако напрактике с ее помощью приходится решать и более узкие, отвечающие насущнымпотребностям экономики страны задачи.
Нельзязабывать и о том, что денежно-кредитная политика — чрезвычайно мощный, а потомунеобыкновенно опасный инструмент. С ее помощью можно выйти из кризиса, но и не исключенаи печальная альтернатива — усугубление сложившихся в экономике негативныхтенденций. Лишь очень взвешенные решения, принимаемые на высшем уровне послесерьезного анализа ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействияденежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительныерезультаты. В качестве проводника денежно-кредитной политики выступаетЦентральный эмиссионный банк государства. Без верной денежно-кредитнойполитики, проводимой Центральным банком, экономика не может эффективнофункционировать. Конкретные методы и инструменты кредитно-денежной политикиЦентрального банка определены законом о Банке России и отличаются большимразнообразием. Центральному банку предоставлены самые широкие полномочия иполная самостоятельность в вопросе о выборе методов и мероприятий поденежно-кредитному регулированию экономики страны в рамках действующегозаконодательства.
Отцомкредитно-денежной политики признан Милтон Фридман, лауреат Нобелевской премии,видный экономист современности. Его теориями пользуются многие правительства, втом числе правительство Англии, на его теории была построена Рэйганомика.Многие ставят его в один ряд с Адамом Смитом, Маршаллом, Кейнсом, Леонтьевым.
Сегодня вРоссии рациональная денежно-кредитная политика призвана минимизироватьинфляцию, способствовать устойчивому экономическому росту, поддерживатькурсовые соотношения валютного курса, на экономически обоснованном уровне,стимулируя развитие ориентированных на экспорт и импортозамещающих производств,существенно пополнить валютные резервы страны. Задача это достаточно сложная.Государственное регулирование денежно-кредитной сферы может осуществлятьсяуспешно лишь в том случае, если государство через центральный банк способновоздействовать на масштабы и характер деятельности частных институтов, так какв развитой рыночной экономике именно они являются базой всей денежно-кредитнойсистемы. Это регулирование осуществляется в нескольких взаимосвязанныхнаправлениях.

1.Теоретические основы исследования денежно-кредитной политики Центрального банкаРФ
1.1 Сущностьи функции Центрального Банка РФ
ЦентральныйБанк РФ (Банк России) — государственное кредитное учреждение, наделенное правомвыпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса,хранения официального золотовалютного резерва. Является банком банков, агентомправительства при обслуживании госбюджета. Центральный Банк РФ наделяется такжеправом выпуска денег и государственных ценных бумаг, устанавливает нормативнуювеличину кредитного спроса, хранит денежные резервы коммерческих банков ипредоставляет им кредиты, является кассовым центром. Основная его задача — этопроведение государственной политики в области эмиссии, кредита, денежногообращения.
Статус,задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Банка Россиикак публично-правовой организации законодательно определяются КонституциейРоссийской Федерации, Федеральным законом «О Центральном Банке РоссийскойФедерации (Банке России)» и другими федеральными законами. СогласноКонституции Российской Федерации главной задачей Банка России является защита иобеспечение устойчивости рубля. Основными целями деятельности Банка Россииявляются: укрепление покупательной способности и курса рубля по отношению киностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы России;обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.Реализация этих целей осуществляется Банком России независимо от органовгосударственной власти. Получение прибыли не входит в цели деятельности БанкаРоссии.
Принципнезависимости — ключевой элемент статуса Центрального Банка РоссийскойФедерации — проявляется, прежде всего, в том, что Банк России не входит вструктуру федеральных органов государственной власти и выступает как особыйинститут, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организацииденежного обращения. Банк России является юридическим лицом и выступает каксубъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество Банка Россииявляются федеральной собственностью. Полномочия по владению, пользованию ираспоряжению имуществом Банка России осуществляются самим Банком России;изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласияне допускаются. Финансовая независимость Центрального Банка РоссийскойФедерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счетсобственных доходов и не регистрируется в налоговых органах.
Банк Россииподотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации,которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя БанкаРоссии (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Советадиректоров Банка России, а также назначает аудитора Банка России и утверждаетгодовой отчет Центрального банка Российской Федерации и аудиторское заключение.
Функции БанкаРоссии:
вовзаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводитединую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту иобеспечение устойчивости рубля;
монопольноосуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;
являетсякредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует системурефинансирования;
устанавливаетправила осуществления расчетов в Российской Федерации;
устанавливаетправила проведения банковских операций бухгалтерского учета и отчетности длябанковской системы;
осуществляетгосударственную регистрацию кредитных организаций, выдает и отзывает лицензиикредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом;
осуществляетнадзор за деятельностью кредитных организаций;
регистрируетэмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральнымизаконами;
осуществляетсамостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все видыбанковских операций, необходимых для выполнения своих основных задач;
осуществляетвалютное регулирование, включая операции по покупке и продаже иностраннойвалюты;
определяетпорядок осуществления расчетов с иностранными государствами;
организует иосуществляет валютный контроль как непосредственно, так и через уполномоченныебанки в соответствии с законодательством Российской Федерации;
принимаетучастие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации иорганизует составление платежного баланса Российской Федерации;
проводитанализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и порегионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовыхотношений;
публикуетсоответствующие материалы и статистические данные, а также выполняет иныефункции в соответствии с федеральными законами.
Дляреализации возложенных на него функций Центральный Банк РФ участвует вразработке экономической политики Правительства Российской Федерации.
Банк России иПравительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемыхдействиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику,проводят регулярные консультации.
Банк Россииконсультирует Министерство финансов РФ по вопросам графика выпускагосударственных ценных бумаг и погашения государственного долга с учетом ихвоздействия на состояние банковской системы и приоритетов единойгосударственной денежно-кредитной политики.
1.2Направления денежно-кредитной политики Банка России
Денежно-кредитнаяполитика государства осуществляется через Центральный Банк РФ, как правило, подвум направлениям:
проведениеэкспансионистской или расширительной политики, направленной на стимулированиемасштабов кредитования и увеличение количества денег. В зависимости отэкономической ситуации Центральный Банк осуществляет удорожание или удешевлениекредитов для коммерческих банков, а соответственно, и для заемщиков. Если вэкономике наблюдается спад производства, растет безработица, то он проводитполитику дешевых денег, которая делает кредиты дешевыми и доступными.Параллельно происходит увеличение предложения денег, что ведет к снижениюпроцентной ставки и, соответственно, должно стимулировать рост инвестиций иделовой активности, а также реального Валового Национального Продукта (ВНП).Если на финансовом рынке обостряется конкуренция и предложение денег опережаетспрос на них, банки вынуждены снижать процентную ставку (цену денег) с цельюпривлечения заемщиков. Это особенно четко проявляется в условиях депрессивногосостояния экономики. Дешевый кредит подталкивает предприятия вкладывать деньгив средства производства, а домашние хозяйства — покупать потребительскиетовары. Происходит увеличение спроса на товарном рынке, и создаются предпосылкидля экономического роста. Эта политика проводится в период застоя;
проведениерестриктивной или ограничительной (жесткой) политики, направленной наувеличение процентной ставки. При росте инфляции Центральный Банк проводитполитику дорогих денег, что ведет к подорожанию кредита и делает его труднодоступным.В этом случае происходит увеличение продажи государственных ценных бумаг наоткрытом рынке, рост резервной нормы и увеличение учетной ставки. Высокиепроцентные ставки, с одной стороны, стимулируют владельцев денег побольшесберегать их, а с другой стороны, ограничивают число желающих брать их в ссуду.В этом случае субъекты рынка стремятся приобретать ценные бумаги. Данноенаправление регулирования используется при наличии инфляции и высоких темповэкономического роста. Банки стремятся заработать на проценте по кредитам,присваивая разницу между доходами от активных операций и расходами,осуществленными для привлечения средств. Как известно, процентная ставказависит от темпов инфляции и даже от инфляционных ожиданий. Если цены возросли,а процентная ставка оказалась неизменной, то и банки, и вкладчики получатобратно обесценившиеся деньги. При подъеме экономики, когда деньги нужны всем,процентные ставки будут расти.
Главнойзадачей денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу ЦентральныйБанк Российской Федерации считает снижение инфляции при сохранении и возможномускорении роста ВВП с одновременным созданием предпосылок для снижениябезработицы и увеличения реальных доходов населения.
1.3 Инструментыи методы денежно-кредитной политики ЦБ РФ
Всоответствии со статьей 35 Федерального закона «О Центральном банке РоссийскойФедерации (Банке России)» (в ред. Федерального закона от 26.04.95 N 65-ФЗ)основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка Россииявляются:
нормативыобязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);
процентныеставки по операциям Банка России;
операции наоткрытом рынке;
рефинансированиебанков;
валютноерегулирование;
установлениеориентиров роста денежной массы;
прямыеколичественные ограничения.
Обязательныерезервы. Политика минимальных резервов впервые была опробована в США в 30-егоды, и сразу после второй мировой войны ее внедрили в практику центральныебанки всех ведущих капиталистических стран. Минимальные резервы — это вкладыкоммерческих банков в центральном банке, размер которых устанавливаетсязаконодательством в определенном отношении к банковским обязательствам.Первоначально практика резервирования средств предназначалась для страхованиякоммерческих банков. ЦБ берет на себя функцию аккумулирования минимальногорезерва, который не подлежит кредитованию.
Другаяфункция подобного резервирования заключается в том, что, изменяя процентрезерва, ЦБ влияет на сумму свободных денежных средств коммерческих банков. Впериод бума для его «охлаждения» ЦБ повышает норму резерва, а в период кризиса- наоборот. Повышение нормы резерва на 1 — 2 процентных пункта — действенноесредство ограничения кредитной экспансии. Как правило, норма минимальныхрезервов дифференцируется.
Нормаобязательных резервов широко используется государством для увеличения илиуменьшения свободной денежной массы. Естественно, увеличение нормыобязательного резервирования влечет за собой уменьшение свободной денежноймассы. Обязательные резервы — это часть суммы депозитов, которую коммерческиебанки должны хранить в виде беспроцентных вкладов в Центральном Банке.
Нормыобязательных резервов устанавливаются в процентах от объемов депозитов. Ониразличаются по величине в зависимости от видов вкладов (например, по срочнымони ниже, чем по вкладам до востребования). В современных условиях обязательныерезервы выполняют не столько функцию страхования вкладов (эту функцию выполняютспециализированные финансовые институты, которым банки отчисляют определенныйпроцент от вкладов), сколько служат для осуществления контрольных ирегулирующих функций Центрального Банка, а также для межбанковских расчетов.
Банки могутхранить и избыточные резервы — некоторые суммы сверх обязательных резервов,например, для непредвиденных случаев увеличения потребности в ликвидныхсредствах. Однако это лишает банки суммы дохода, который они могли бы получать,пуская эти деньги в оборот. Поэтому с ростом процентной ставки уровеньизбыточных резервов обычно снижается.
Чем выше устанавливаетЦентральный банк норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств можетбыть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормырезервов уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы.Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, Центральный Банк оказываетвоздействие на динамику денежного предложения.
На практикенормы обязательных резервов пересматриваются довольно редко, поскольку самапроцедура носит громоздкий характер, а сила воздействия этого инструмента черезмультипликатор значительна.
Рефинансированиебанков.
Ставкарефинансирования — очень мощный инструмент воздействия на нижний уровеньбанковской системы. Именно поэтому она относительно редко изменяется, а ееизменения влекут за собой значительные последствия для банковской системы вцелом. Государство не должно допускать резких изменений ставкирефинансирования. — Нормы обязательного инвестирования в государственные ценныебумаги для банков и инвестиционных институтов.
Колебанияучетной ставки (ставки рефинансирования) отражают нестабильность российскойэкономики.
Как известно,повышение учетной ставки влечет за собой «удорожание» кредитов и,следовательно, снижение инвестиций. Этот инструмент денежно-кредитной политикине всегда использовался грамотно и часто вступал в противоречия с другимисоставляющими государственной политики.
В настоящеевремя рефинансирование осуществляется путем предоставления внутридневныхкредитов, кредитов «овернайт» и ломбардных кредитов.
Девизные операции(валютные интервенции) — это покупка и продажа иностранной валюты дляподдержания в определенных пределах курса национальной денежной единицы.
За последниедесятилетия взгляды экономистов на валютные интервенции претерпели существенныеизменения. Администрация президента США Р.Рейгана считала их дорогими инеэффективными инструментами денежно-кредитной политики. В Европе же послеобразования так называемого механизма обменных курсов в 1979 г. центральныебанки активно использовали валютные интервенции.
Существуеттри альтернативных критерия определения эффективности валютных интервенций:
«Направление»- если направление движения валютного курса совпадает с направлениеминтервенции, то она эффективна. Иными словами, если центральный банк продаетили покупает валюту, то ее курс должен, соответственно, понижаться илиповышаться.
«Сглаживание»- интервенция эффективна, когда усилиями ЦБ замедляется развитие тренда. Есликурс падает, то интервенция должна приводить к плавному падению, а еслиувеличивается — то к торможению роста.
«Разворот» — интервенция эффективна, когда выполняется не только первый критерий, но и входе интервенции полностью нивелируется колебание валютного курса за предыдущийпериод. Происходит разворот тренда или центральный банк «гребет противтечения».
В результатеанализа, о котором говорилось ранее, были получены следующие данные.
Доли успешныхи провальных интервенций за период с января 1997 года по июль 2000 годаотражены в диаграмме.
Порезультатам анализа можно сделать несколько выводов.
До валютногокризиса августа 1998 года Центральный банк РФ был наиболее успешен всглаживании колебаний валютного курса (в 78% случаев) и менее успешен вподдержании тенденций на рынке (47% случаев).
После кризисаи введения плавающего курса общая эффективность валютных интервенций БанкаРоссии снизилась.
По значениямтретьего критерия можно сделать вывод, что в России не смогли «перебороть»рынок и осуществить разворот тренда. С такой низкой эффективностью в периодыфинансовых потрясений ЦБР не сможет исключительно силами одних интервенцийпротивостоять валютному кризису.
Но эти выводыотнюдь не свидетельствуют о низком профессионализме Центрального банка.Международные исследования обнаружили, что эффективностью обладают лишьинтервенции центральных банков США, Японии и Германии. Большинство жецентральных банков в этом преуспело мало. Например, слабое влияние валютныхинтервенций на курс национальной денежной единицы отмечено в таких развитыхстранах, как Швеция и Канада.
Операции наоткрытом рынке — покупка и продажа государственных ценных бумаг с цельюувеличения или уменьшения средств коммерческих банков. Путем изменения объемакупли-продажи ценных бумаг и уровня цен, по которым они продаются илипокупаются, центральный банк может осуществлять гибкое и быстрое воздействие накредитную активность коммерческих банков. Операции на открытом рынке — третийспособ контроля над денежной массой. Он широко используется в странах сразвитым рынком ценных бумаг и затруднен в странах, где фондовый рынок находитсяв стадии формирования. Этот инструмент денежного регулирования предполагаеткуплю — продажу Центральным банком государственных ценных бумаг (обычно навторичном рынке, так как деятельность Центрального банка на первичных рынках вомногих странах запрещена или ограничена законом). Чаще всего это бываюткраткосрочные государственные облигации.
Когда ЦБпокупает ценные бумаги у коммерческого банка, он увеличивает сумму на резервномсчете этого банка (иногда на специальном счете коммерческого банка в ЦентральномБанке для подобных операций), соответственно в банковскую систему поступаютдополнительные «деньги повышенной мощности» и начинается процессмультипликативного расширения денежной массы. Масштабы расширения будутзависеть от пропорции, в которой прирост денежной массы распределяется наналичность и депозиты: чем больше средств уходит в наличность, тем меньшемасштаб денежной экспансии. Если ЦБ продает ценные бумаги, процесс протекает вобратном направлении.
Такимобразом, воздействуя на денежную базу через операции на открытом рынке,Центральный Банк регулирует размер денежной массы в экономике. Часто подобныеоперации осуществляются Центральным Банком в форме соглашений об обратномвыкупе (РЕПО). В этом случае банк, например, продает ценные бумаги с обязательствомвыкупить их по определенной (более высокой) цене через некоторый срок. Платойза предоставленные взамен ценных бумаг денежные средства служит разница междуценой продажи и ценой обратного выкупа. Соглашения об обратном выкупе широкораспространены в деятельности коммерческих банков и фирм.
Еще однимклассическим инструментом в практике центральных банков является политикаучетной ставки, т.е. установление ставки процента за кредиты, которыецентральный банк предоставляет коммерческим банкам (ставки рефинансирования).Коммерческие банки предоставляют ЦБ платежные обязательства — векселя. Этомогут быть как собственные векселя банков, так и обязательства третьих лиц,имеющиеся в банках. ЦБ покупает, учитывает эти векселя, удерживая при этом определенныйпроцент в свою пользу. Средства, полученные от ЦБ, предоставляются заемщикамкоммерческих банков… Поэтому, если ЦБ повышает учетную ставку, это приводит кудорожанию кредита для клиентов коммерческих банков. Это, в свою очередь,способствует уменьшению займов и, следовательно, снижению инвестиций.
1.4 Основныетипы денежно-кредитной политики (политика дешевых и дорогих денег)
В этомразделе рассматриваются механизмы реализации основных типов денежно-кредитнойполитики. Пусть экономика столкнулась с безработицей и со снижением цен.Следовательно, необходимо увеличить предложение денег. Для достижения даннойцели применяют политику дешевых денег, которая заключается в следующих мерах.
Во-первых,центральный банк должен совершить покупку ценных бумаг на открытом рынке унаселения и у коммерческих банков. Во-вторых, необходимо провести понижениеучетной ставки и, в-третьих, нужно нормативы по резервным отчислениям. Врезультате проведенных мер увеличатся избыточные резервы системы коммерческихбанков. Так как избыточные резервы являются основой увеличения денежногопредложения коммерческими банками путем кредитования, то можно ожидать, чтопредложение денег в стране возрастет. Увеличение денежного предложения понизитпроцентную ставку, вызывая рост инвестиций и увеличение равновесного чистогонационального продукта. Из вышесказанного можно заключить, что в задачу даннойполитики входит сделать кредит дешевым и легко доступным с тем, чтобы увеличитьобъем совокупных расходов и занятость.
В ситуации,когда экономика сталкивается с излишними расходами, что порождает инфляционныепроцессы, центральный банк должен попытаться понизить общие расходы путемограничения или сокращения предложения денег. Чтобы решить эту проблему,необходимо понизить резервы коммерческих банков. Это осуществляется следующимобразом. Центральный банк должен продавать государственные облигации наоткрытом рынке для того, чтобы урезать резервы коммерческих банков. Затемнеобходимо увеличить резервную норму, что автоматически освобождаеткоммерческие банки от избыточных резервов. Третья мера заключается в поднятииучетной ставки для снижения интереса коммерческих банков к увеличению своихрезервов посредством заимствования у центрального банка. Приведенную вышесистему мер называют политикой дорогих денег. В результате ее проведения банкиобнаруживают, что их резервы слишком малы, чтобы удовлетворить предписываемойзаконом резервной норме, то есть их текущий счет слишком велик по отношению ких резервам. Поэтому, чтобы выполнить требование резервной нормы принедостаточных резервах, банкам следует сохранить свои текущие счета,воздержавшись от выдачи новых ссуд, после того как старые выплачены. Вследствиеэтого денежное предложение сократится, вызывая повышение нормы процента, а ростпроцентной ставки сократит инвестиции, уменьшая совокупные расходы иограничивая инфляцию. Цель политики заключается в ограничении предложенияденег, то есть снижения доступности кредита и увеличения его издержек для того,чтобы понизить расходы и сдержать инфляционное давление.
Необходимоотметить сильные и слабые стороны использования методов денежно-кредитногорегулирования при оказании воздействия на экономику страны в целом. В пользумонетарной политики можно привести следующие доводы. Во-первых, быстрота игибкость по сравнению с фискальной политикой. Известно, что применениефискальной политики может быть отложено на долгое время из-за обсуждения взаконодательных органах власти. Иначе обстоит дело с денежно-кредитнойполитикой. Центральный банк и другие органы, регулирующие кредитно-денежнуюсферу, могут ежедневно принимать решения о покупке и продаже ценных бумаг и темсамым влиять на денежное предложение и процентную ставку. Второй немаловажныйаспект связан с тем, что в развитых странах данная политика изолирована отполитического давления, кроме того, она по своей природе мягче, чем фискальнаяполитика и действует тоньше и потому представляется более приемлемой вполитическом отношении.
Но существуети ряд негативных моментов. Политика дорогих денег, если ее проводить достаточноэнергично, действительно способна понизить резервы коммерческих банков доточки, в которой банки вынуждены ограничить объем кредитов. А это означаетограничение предложения денег. Политика дешевых денег может обеспечить коммерческимбанкам необходимые резервы, то есть возможность предоставления ссуд, однако онане в состоянии гарантировать, что банки действительно выдадут ссуду ипредложение денег увеличится. При такой ситуации действия данной политикиокажутся малоэффективными. Данное явление называется цикличной асимметрией,причем она может оказаться серьезной помехой денежно-кредитного регулированияво время депрессии. В более нормальные периоды увеличение избыточных резервовведет к предоставлению дополнительных кредитов и, тем самым, к росту денежногопредложения.
Другойнегативный фактор, замеченный некоторыми неокейнсианцами, заключается вследующем. Скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении,противоположном предложению денег, тем самым, тормозя или ликвидируя измененияв предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денегограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот,когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в периодспада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.
Инымисловами, при дешевых деньгах скорость обращения денег снижается, при обратномходе событий политика дорогих денег вызывает увеличение скорости обращения. Анам известно, что общие расходы могут рассматриваться как денежное предложение,умноженное на скорость обращения денег. И, следовательно, при политике дешевыхденег, как было сказано выше, скорость обращения денежной массы падает, а,значит, и общие расходы сокращаются, что противоречит целям политики.Аналогичное явление происходит при политике дорогих денег.
1.5Коммерческий банк и его инфраструктура как элементы банковской системы
Коммерческийбанк является элементом банковской системы.
Это означает,что он должен:
Обладатьтакими родовыми свойствами, которые позволяют ему быть ограничной частью целого(иметь статус банка, лицензию на право совершения банковских операций),работать по общим правилам;
Функционироватьв рамках общих законов, юридических норм общества;
Бытьспособным к саморегулированию (реагированию и приспособлению к окружающейсреде), развитию и совершенствованию;
Взаимодействоватьс другими элементами банковской системы.
Помимо банковв банковскую систему входят некоторые специальные финансовые институты, которыевыполняют банковские операции, но не имеют статуса банка, другие учреждения,образующие банковскую инфраструктуру и обеспечивающие жизнедеятельностьденежно-кредитных институтов.
При всемединстве сущности банков есть множество их видов.
По характерувыполняемых операций различаются универсальные и специализированные банки.
Куниверсальным те, которые способны «из одних рук» выполнять широкий кругразнообразных операций и услуг. Универсальность, однако, имеет и другиеоттенки.
Универсальныйбанк тяготеет к кредитованию многообразных отраслей, в то время какспециализированный банк чаще всего связан с кредитованием какой-то отраслинародного хозяйства, группы предприятий.
Еще болеезаметна универсальность банка в отношении обслуживания клиентуры. Дляуниверсального банка телично обслуживание и юридических, и физических лиц.Напротив специализированный банк может замкнуть только на обслуживаниифизических лиц.
Деятельностьуниверсальных банков не ограничивается каким-то одним регионом. Универсальныйбанк присутствует в регионах в разных районах, имеет филиалы, в том числе зарубежом, а деятельность специализированного банка зачастую локальна.

2.Практическая часть
2.1 Единаяденежно-кредитная политика в РФ: тенденции и перспективы
В Основныхнаправлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2009 год и напериод 2010 и 2011 годов, подготовленных ЦБ РФ, отмечается, что основнымфактором риска для российского банковского сектора в условиях международногофинансового кризиса является существенное ограничение доступа к ресурсам смеждународных рынков капитала и сокращение возможностей внешнегорефинансирования ранее привлеченных заимствований в связи со значительнымподорожанием привлеченных средств для первоклассных заемщиков и фактическимисключением такой возможности для других заемщиков.
Следствиемвлияния указанного фактора является введение российскими банками болееконсервативных подходов при кредитовании и при оценке кредитного риска. В своюочередь это ведет к снижению темпов роста кредитных вложений в экономику иснижению финансового результата (прибыли) кредитных организаций. Одновременноэто обусловливает относительное увеличение в портфелях кредитных организацийдоли проблемных активов, как накопленных в период кредитной экспансии, так иотражающих ухудшение экономического положения предприятий при ужесточенииусловий привлечения кредитов.
В этойситуации на состояние банковского сектора будет оказывать влияние качествофункционирования внутрибанковских систем оценки и управления рисками, включаякредитный риск, риск ликвидности, рыночный, операционный и репутационный риски.Наряду с вопросами поддержания ликвидности банки должны уделять вниманиевопросам поддержания достаточности капитала, в том числе за счет дополнительныхинвестиций собственников и новых инвесторов.
В целяхснижения негативного влияния международных финансовых потрясений на экономику ифинансовые рынки России реализуется комплекс мер по частичному замещениювыбывших кредитных ресурсов банков и восстановлению нормального кредитного цикла.Эти меры направлены на исключение системной угрозы устойчивости банковскогосектора.
В рамкахсистемы управления ликвидностью банковского сектора Банк России продолжитулучшать условия доступа кредитных организаций к инструментам рефинансирования,что должно способствовать снижению транзакционных издержек и рыночных рисков.При дальнейшем развитии внутреннего финансового рынка, его инфраструктуры этобудет способствовать более эффективному перераспределению денежных средств вэкономике.
Решения поиспользованию инструментов предоставления и абсорбирования ликвидности будутприниматься в зависимости от динамики основных макроэкономических показателей исостояния финансового рынка. При необходимости Банк России может применятьобязательные резервные требования в качестве прямого инструмента регулированияликвидности банковского сектора.
Рассмотревпредставленный ЦБ РФ в ГД РФ проект Основных направлений единой государственнойденежно-кредитной политики на 2009 год и период 2010 и 2011 годов, комитетыГосударственной Думы по финансовому рынку и по бюджету и налогам пришли квыводу, что основы денежно-кредитной политики на среднесрочный периодопределены Банком России с учетом Бюджетного послания Президента РФФедеральному собранию РФ от 23 июня 2008 года.
В Основныхнаправлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год былапоставлена цель снижения темпа прироста потребительских цен до уровня 6–7%.Однако согласно статистическим данным, представленным ЦБ РФ, во второй половине2007 года сложилась и получила свое развитие в первой половине 2008 годатенденция нарастания инфляционных процессов (инфляция на потребительском рынкевозросла в 1,4 раза, а базовая — почти в 2 раза по сравнению с аналогичнымпериодом 2007 г.). Причем опережающими темпами росли цены на продукты питания,а также на товары и услуги.
В сложившихсяусловиях, указывая на невозможность в краткосрочном периоде достаточноэффективно сдерживать рост цен исключительно инструментами денежно-кредитнойполитики, Банк России прогнозирует, что в текущем году поставленный целевойориентир инфляции (6–7%) будет превышен и составит около 11%. С высокой долейвероятности можно предположить, что ориентир в 11% также будет превышен. Всвязи с этим депутаты Государственной Думы порекомендовали ЦБ РФ при доработкедокумента произвести дополнительно расчеты показателей денежной программы 2008года, а также уточнить денежную программу на 2009–2011 годы. Тем не менее БанкРоссии видит определенные предпосылки для замедления инфляционных процессов вбудущем периоде (в том числе рост совокупной доли срочных вкладов населения идепозитов нефинансовых организаций по отношению к безналичной составляющей М2 с55,3 до 58%). И поэтому в ЦБ РФ полагают, что основной задачей государственнойденежно-кредитной политики на предстоящие три года будет являться постепенноеснижение инфляции до 5–6,8% в 2011 году. При этом целевой уровень инфляции на2009 год составляет 7–8,5% (ему соответствует базовая инфляция на уровне6,2–8%), в 2010 году — 5,5–7,0% (4,5–6,2%).
2.2 Цели иинструменты денежно-кредитной политики в 2010 году и на период 2011 года
Всоответствии со сценарными условиями функционирования российской экономики иосновными параметрами прогноза социально-экономического развития РоссийскойФедерации на 2010 год и плановый период 2010 и 2011 годов. ПравительствоРоссийской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2010году до 9-10%, в 2011 году – до 7‑8% (из расчета декабрь к декабрю). Указанной целипо общему уровню инфляции на потребительском рынке соответствует базоваяинфляция на уровне 8,5-9,5% в 2010 году, 6,5-7,5% в 2011 году.
Согласнопрогнозу социально-экономического развития Российской Федерации, положенному воснову проекта Федерального бюджета, в 2010 году ожидается восстановление положительныхтемпов экономического роста. Оживление экономики, а также возобновление ростацен на активы обусловят увеличение трансакционной составляющей спроса анденьги. Снижение инфляции и девальвационных ожиданий также будет способствоватьросту спроса на национальную валюту как на средство сбережения. В этой связидиапазон изменения темпов прироста денежного агрегата М2 в 2010 году взависимости от вариантов развития экономики может составить 8-18%.
Предполагаемоепостепенное улучшение макроэкономической ситуации будет способствоватьстабилизации темпов прироста спроса на деньги в 2010 и 2011 годах. Взависимости от вариантов прогноза диапазон темпов прироста денежного агрегатаМ2 может составить 10-20% и 12-21% соответственно.
Денежная программана 2010-2011 годы представлена в четырех вариантах, соответствующих вариантампрогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2010-2011годы.
Расчеты попрограмме на 2010-2011 годы осуществлены исходя из показателей спроса на деньги,соответствующих целевым ориенторам по инфляции, прогнозируемым темпам роста ВВПи его составляющих, а также динамике валютного курса, заложенного в прогнозыизменения платежного баланса. В зависимости от сценарных вариантов развитиятемп прироста денежной базы в узком определении в 2010 году может составить8-17%, в 2011 году-11-19%.
Для первоговарианта денежной программы на протяжении всего прогнозного периода увеличениечистых внутренних активов (ЧВА) является основным источником роста денежнойбазы. Второй-четвертый варианты программы разработаны в предположении о ростечистых международных резервов (ЧМР) в 2010-2011 годах, который по этимвариантам станет основным источником увеличения денежной базы.
В рамкахпервого варианта денежной программы в 2010 году ожидается снижение чистыхмеждународных резервов на 0,2 трлн. рублей и увеличение ЧВА на 0,7 трлн.рублей. Объем чистого кредита расширенному правительству в этом вариантепрограммы в 2010 году может вырасти на 2,3 трлн. рублей, а объем чистого кредитабанкам снизиться на 1,2 трлн. рублей. В 2010-2011 годах для обеспечения такойдинамики предусматривается ежегодное повышение объема чистого кредитарасширенному правительству примерно на 0,6 трлн. рублей при незначительномувеличении чистого кредита банкам.
По второмуварианту программы, параметры которого соответствуют проекту федеральногобюджета на соответствующий период, в 2010 году прогнозируется рост ЧМР на 0,5трлн. рублей. С учетом оценки денежной базы это потребует увеличения ЧВА на 0,2трлн. рублей.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Розробка програми передачі даних через послідовний порт мікроконтролера
Реферат Разработка учебно-методических рекомендаций по моделированию одежды для студентов направления "Технологическое образование"
Реферат Дидактическая игра как средство коррекции внимания умственно отсталых школьников
Реферат Баллада Рукавичка
Реферат Лекции по организации здравоохранения
Реферат How Chlorophyll Makes Glucose Essay Research Paper
Реферат Сущность денег, их возникновение сущность
Реферат Организация и ведение спасательных работ при пожарах
Реферат Разработка нормативной документации на блюдо Куриное соте с яблоками
Реферат Размножение и индивидуальное развитие организмов
Реферат Прогнозирование уровня жизни населения России
Реферат Светлое имя Пушкин
Реферат 2. социальное развитие образование Основные цели и задачи
Реферат Реализация конституционного принципа свободы совести в России (на материалах Аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ)
Реферат Paintball Essay Research Paper Paintball is one