ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования “Пермскийгосударственный университет” Географический факультет
Кафедратуризма
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В РЕСТОРАННОМ БИЗНЕСЕ
Курсовая работа
по дисциплине “Информационныетехнологии и обеспечение в социально-культурном сервисе и туризме”
Студента 2 курса8 группы,
Очной формыобучения, специальности
100103.65Социально-культурный сервис и туризм
Григорьева А. Г.
ПРОВЕРИЛ научныйруководитель ______________________________И. В. Лунегов
Пермь 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Глава 1. История развития гостиничнойиндустрии США
Глава 2. Современное состояниегостиничной индустрии США
2.1Классификация гостиниц
2.2Рейтинг Mobil
2.3Рейтинг ААА
2.4Особенности обслуживания
2.5Конгресс – туризм для всех городов
2.6Финансирование
2.7Конкуренция больших и маленьких
Заключение
Список источников
ВВЕДЕНИЕ
Ресторанныйбизнес сегодня — одна из самых динамично развивающихся отраслей.По оценкам экспертов, среднегодовые темпы роста этой отрасли в Россиисоставляют примерно 25–30% и такая динамика может сохранитьсяв ближайшие несколько лет. Удобными и современными инструментами дляуспешной деятельности предприятия общественного питания сталиавтоматизированные системы управления.
Использованиевычислительной техники позволяет ускорить работу, связанную сдокументооборотом, уменьшить персонал, а значит увеличить производительностьтруда.
Фирмы, занимающиесяторговлей конкурентоспособной продукцией, необходимой широкому потребителю,сталкиваются с проблемой увеличения количества клиентов. А так как при ручномведении документации требуется много времени, трудозатрат и материалов,необходима автоматизация процессов заполнения, обновления, хранения и обработкидокументации. Эти технологии позволяют избежать бумажной работы, уменьшаютзатраты времени на обработку и накопление информации и снижают финансовыезатраты на обслуживание.
Автоматизация приемазаказов позволит оперативно получать и обрабатывать информацию о клиенте ипродукции, купленной им, о количестве обслуженных покупателей определеннымработником. Ускорится получение службой доставки адресов назначения, по которымразвозится продукция. Вследствие экономии времени, работник получаетвозможность обслужить большее количество клиентов.
В целом автоматизациязадачи выгодна для предприятия, из-за очевидного удобства и выгодностипоследующей работы.
Объектом исследования вданной работе является ресторанный бизнес, предметом – управление этим бизнесомс помощью автоматизированных компьютерных устройств.
Цель работы — рассмотреть процесс автоматизации управления рестораном.
Для достиженияпоставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
— изучить общиехарактеристики ресторанного бизнеса и автоматизированного управления пищевымкомплексом;
— рассмотретьособенности автоматизированного управления рестораном на примере несколькихпрограмм.
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИАВТОМАТИЗАЦИИ РАБОТЫ РЕСТОРАНА
Учет в ресторане имеетсвою специфику — сам вид деятельность здесь предполагает сочетание производстваи торговли. И этот процесс отражается именно в складском учете. Чтобыпредставить всю сложность задачи, достаточно перечислить объекты и участки дляучета движения товаров.
Их, казалось бы,немного — всего по три:
· Товары,закупаемые с целью продажи; они же иногда являются и сырьем для производства.Например, алкогольные напитки могут продаваться в чистом виде либо входить всостав коктейлей.
· Полуфабрикаты,результат производства, входящие в состав продаваемых блюд, но не являющиесяобъектами продажи. Например, фарш входит в состав котлет, тефтелей и т.п.
· Блюдаи полуфабрикаты — результат производства и объект продажи.
А также:
· Непосредственносклад, где ответственное лицо — кладовщик, принимающий товары от внешнихпоставщиков и по мере необходимости выдающий их на кухню и в бар.
· Производство,где ответственным лицом является технолог или шеф-повар.
· Месторозничной торговли: бар, где ответственный — бармен.
Однако для эффективнойработы ресторана необходимо контролировать движение каждого товара наконкретном участке. С этой целью, а также для расчета себестоимости и ценыготовой продукции составляют калькуляционные карты, которые основаны на данныхо поставках сырья и технологических картах. Последние описывают технологиюприготовления полуфабрикатов и блюд, а также нормы закладки сырья. По законулюбые изменения в нормах закладки и в стоимости сырья должны отражаться вкалькуляционной карте.
Повысить эффективностьэтого процесса помогла только полная его автоматизация, которая сегодня, к счастью,не является проблемой.
В компьютерных системахскладского учета формы для ввода данных максимально приближены к оригинальнымдокументам. Их можно выбрать из соответствующих словарей (товаров, единицизмерения, мест хранения, корреспондентов) простым нажатием нескольких клавиш.Кроме того, вводить данные можно при помощи сканеров для чтения штрих-кода.
Автоматизация позволяетвести складской учет и между подразделениями ресторана. В компьютер заноситсядокумент о внутреннем перемещении товаров, которые списываются вподразделении-источнике и приходуются у получателя. В базе данных хранятся иэлектронные копии рецептов, и история их изменений. Поэтому можно отслеживатьдинамику изменений сырьевого набора и его стоимости и за считанные секундыполучать полную картину работы кухни.
Производственныйпроцесс и отпуск готовых изделий отражается в заборных листах или в расходныхнакладных. Обрабатывая их, компьютер фиксирует расход сырья, необходимый дляполучения продукции, приход готовых изделий и рассчитывает себестоимость.Документы по расходу блюд также можно формировать автоматически — для этогокассу и складской компьютер надо связать в единую сеть. В результате все данныео приготовленных блюдах (включая выручку) заводятся официантами и кассирами.
В конце рабочего днясведения из кассы попадают в базу данных компьютера. На их основе формируютсядокументы по расходу блюд, и строится вся последующая документация: расходныенакладные, акты списания продуктов с производства и т.д. Так проводитсяаналитический учет. Затем эти документы передаются в другие системы, например,в бухгалтерскую, где ведется свой, синтетический учет денежных сумм.
На основе данных одвижении товаров составляются расчетные остатки по каждому подразделению, а дляконтроля проводится инвентаризация. В компьютер при помощи сканера штрих-кодазаносятся фактические остатки, и после этой несложной операции тотчаспоявляется результат: количество и сумма «излишков» и«недостач».
Отдельная тема — инвентаризация в баре. Посчитать остатки здесь не так просто, поскольку не всенапитки продаются целыми бутылками. Иногда для расчета таких остатков барменывыливают содержимое бутылок в измерительные мензурки, а потом заливают обратно.Однако современные системы учета позволяют использовать для инвентаризацииспециальные весы. автоматизация ресторанныйгостиничный общественный питание
ГЛАВА 2. ПРИМЕРЫ СИСТЕМАВТОМАТИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ
2.1 Система 1С-Рарус: Ресторан+Бар+Кафе,редакция 2.5, стандартный вариант, сетевая поставка
Конфигурация разработанана основе базовых объектов системы 1С: Предприятие, может использоваться скомпонентами «Бухгалтерский учет», «Оперативный учет», «Расчет», и представляетсобой готовое решение для автоматизации процессов розничной продажи напредприятиях общественного питания с использованием торгового оборудования.
Типовоерешение позволяет создать специализированные персональные рабочие местаследующих работников:
· Администратораавтоматизированной системы управления торговым процессом
· Менеджерасмены
· Кассира
· Официанта
· Бармена
Для созданияавтоматизированных рабочих мест в типовом решении применяютсяспециализированные эргономичные интерфейсы, в том числе с использованиемдисплеев Touch-Screen, позволяющие реализовать все необходимые действия всоответствии с функциями, выполняемыми сотрудниками предприятия:
· Наборзаказов от клиентов с различных столиков зала ресторана или с барной стойки.Ввод заказов осуществляется с использованием номенклатурных позиций и ихсвойств, которые также могут менять розничную стоимость блюд.
· Печатьзаказов клиентов на кухонных принтерах с автоматическим определением местаприготовления.
· Вводдисконтных карт и назначение различных видов скидок.
· Печатьчеков.
· Приемналичной и безналичной оплаты, в том числе с автоматической авторизациейплатежных карт.
· Пробитиечека по заказу на фискальном регистраторе. Выполнение возвратов по пробитымчекам, выполнение быстрых продаж с пробитием чека без создания заказа.
· Полныйили частичный перенос товарного состава заказа между столами и официантами.
· Закрытиекассовой смены с созданием дневных отчетов о продажах в различных аналитическихразрезах с сохранением архива пробитых чеков.
· Списаниенеоплаченных позиций заказов
· Получениеотчетности по результатам реализации/списания товаров.
Типовоерешение позволяет использовать различное торговое оборудование следующихклассов:
· Фискальныерегистраторы
· Авторизаторыбезналичных платежей
· Программируемыеклавиатуры
· Touch-Screenмониторы (сенсорные дисплеи)
· Дисплеипокупателей
· Сканерыштрих-кодов и ридеры магнитных карт
· Кухонныепринтеры заказов
Системауправления торговым оборудованием позволяет использовать устройства,подключенные к различным компьютерам сети с произвольного рабочего места.