Дипломный проектНа тему:
«Автоматизированнаясистема учета оборота товаров в телекоммуникационной фирме»
Санкт-Петербург2007
Введение
В наше времяИнтернет стал неотъемлемой частью жизни современного общества. С каждым днемрастет число его пользователей, увеличивается объем предоставляемой информациив сети Интернет. Бурный рост компаний использующих сеть Интернет как один изважных элементов своей торговой и маркетинговой деятельности, способствуетинтенсивному развитию электронной коммерции. Растет спрос на программныепродукты, организующие электронную торговлю в сети Интернет.
Электроннаякоммерция позволяет компаниям более эффективно и гибко организовать своивнутренние рабочие процессы, более тесно взаимодействовать с поставщиками ибыть более отзывчивыми к запросам и ожиданиям клиентов. Она предоставляетвозможность компаниям выбирать лучших поставщиков вне зависимости от ихгеографического расположения и обеспечивать продажи на мировых рынках.
Общаяконцепция электронной коммерции включает в себя любые формы деловых операций,осуществляемых электронным способом, используя сети телекоммуникации. Такиеоперации возникают между компаниями, между компаниями и их клиентами, или междукомпаниями и органами власти.
Настоящаядипломная работа посвящена разработке системы электронной торговли, являющейсясоставной частью электронной коммерции, посредствам всемирной компьютерной сетиИнтернет в сфере бизнеса, которую часто называют «электронным магазином», дляфирмы, занимающейся оптовой торговлей автозапчастями.
Одно извозможных определений электронной коммерции: «любой вид сделок, при которыхвзаимодействие сторон осуществляется электронным способом вместо физическогообмена или непосредственного физического контакта».
Однако,являясь точным, такое определение не отражает революционного духа электроннойкоммерции, порожденного возникновением новых запросов и технологий и ведущего ккоренным изменениям в способах ведения бизнеса.
Современныйбизнес характеризуется постоянным ростом возможностей компаний-поставщиков, атакже непрекращающимся расширением глобальной конкуренции и повышением уровнятребований заказчиков.
В ответ наэто, деловые предприятия во всем мире меняют способы организации и управлениясвоего бизнеса. Происходит отказ от старой иерархической структуры, исчезаютбарьеры между отделениями компании. Упрощается взаимодействие между компанией,ее заказчиками и поставщиками.
Бизнес-процессыперестраиваются и выходят за старые границы. Мы видим множество примеров такихпроцессов, в которые может быть вовлечена не только вся компания, но и еезаказчики и поставщики.
Электроннаякоммерция представляет собой средство осуществления и поддержки таких измененийв глобальном масштабе. Она позволяет компаниям эффективно и гибко осуществлятьвнутренние операции, плотнее взаимодействовать с поставщиками и быстреереагировать на запросы и ожидания заказчиков. Компании получают возможностьвыбора лучших поставщиков независимо от географического расположения, а такжевозможность выхода на глобальный рынок со своими товарами и услугами.
Особый случайэлектронной коммерции – электронная торговля, подразумевающая, что поставщиктоваров или услуг предоставляет их заказчику за определенную плату. Специальныйслучай электронной торговли – электронная розничная торговля, подразумевающая,что заказчик является скорее обычным потребителем, чем другой компанией.Однако, несмотря на то, что эти особые случаи очень важны экономически, онипредставляют собой лишь отдельные примеры общего случая, который объединяет всеформы деловых операций и сделок, осуществляемых электронным способом. Вкачестве других столь же важных примеров можно привести внутреннеевзаимодействие в рамках отдельной компании или бесплатная передача информациивнешней организации.
Технологииэлектронной коммерции постоянно меняются. Компании, рассматривающие электроннуюкоммерцию только как дополнение к уже имеющимся у них способам ведения бизнеса,рискуют получить лишь частичную выгоду. Главные преимущества будут иметь фирмы,решившие изменить организацию и бизнес-процессы таким образом, чтобы полностьюиспользовать возможности электронной коммерции.
Введение
Электроннуюкоммерцию можно подразделить на 4 категории:
•бизнес–бизнес
•бизнес–потребитель
•бизнес–администрация
• потребитель–администрация
/>
Рис. 1.Категории электронной коммерции
Примером изкатегории бизнес–бизнес может служить компания, использующая сеть для заказовпоставщикам, а также для получения счетов и оплаты. Эта категория электроннойкоммерции успешно складывалась в течение нескольких лет, с частичнымиспользованием технологии электронного обмена данными – EDI, в частных сетяхили сетях с дополнительными услугами – VAN.
Категориябизнес–потребитель – это электронная розничная торговля.
Даннаякатегория сильно расширила свои рамки с появлением WWW. На сегодняшний день вИнтернете открыто множество магазинов, предлагающих потребителям всевозможныетовары, от печенья и вина до компьютеров и автомобилей.
В категориюбизнес–администрация входят все сделки, заключаемые между компаниями иправительственными организациями. Например, в США информация о планируемыхправительством закупках публикуется в Интернете, и компании могут посылать своипредложения электронным способом. Сегодня эта категория пока находится взачаточном состоянии, но может быстро разрастись при условии, что правительстваиспользуют собственные возможности для поддержки и развития электроннойкоммерции. В добавление к объявлениям о закупках, административные органы могуттакже предлагать возможность электронного обмена при таких операциях, как,например, возврат налога на добавленную стоимость.
Категорияпотребитель–администрация еще не существует. Однако с разрастанием категорийбизнес–потребитель и бизнес–администрация правительства могут расширитьэлектронное взаимодействие в таких областях, как, например, социальные выплаты.
Согласностатистике, трафик, связанный с WEB, является на данный момент доминирующим вИнтернет. Согласно накопленной статистике появилась возможность делать прогнозыроста Российской аудитории пользователей Интернет. В крупнейшем рекламномагентстве «Видео Интернэшнл» считают, что в 2006 году число пользователейвырастет с 22 до 28 миллионов, в 2007 году составит 34 миллиона, и будет продолжатьрасти на 5–6 миллионов в год, пока к 2010 году не достигнет 46 миллионов. Постатистике среди пользователей Интернет, высокообеспеченные гражданевстречаются в 2 раза чаще, чем просто в России. При этом более половиныинтернет-пользователей имеют высшее образование. Это социально и экономическиактивная аудитория.
Бизнеснаходится в самом сердце электронной коммерции, однако, у различных типоввзаимодействия существуют отличающие их характеристики
В 1995 годуисследования, проведенные Gather Group, предсказали, что потребители будутиспользовать множественные «высокопропускные каналы информации» для электронныхпокупок: интерактивное телевидение, Интернет и другие электронные системы.Пользователи WEB представляют собой ключевое направление для бизнес-приложений,так как они, в основном высокообразованны и обладают профессиональныминавыками.
Одна изосновных технологий, поддерживающих данный вид взаимодействия, являетсятехнологией обмена электронными данными. EDI включает в себя обменстандартизованной, структурированной информацией между организациями,допускающими прямую связь между своими компьютерными системами иограничивающими вовлечение людей и повторный ввод информации.
Введениеэлектронной коммерции также включает вовлечение новых путей ведения бизнеса.Совсем не следует сбрасывать с весов сопротивления переменам со стороны большихи малых организаций. Например, в банковском секторе опасение внезапности новыхи, возможно, конкурирующих моделей бизнеса может явиться решающим фактором.Отдельные секторы могут претерпеть значительные структурные изменения. Этиаспекты возникающей электронной коммерции требуют дальнейшего изучения.
Правительствоиграет ведущую роль в стимулировании рынка электронной коммерции. В Европе былдостигнут значительный прогресс в отдельных направлениях, в основном в областитаможни, налогообложения, сбора статистики и общественных закупок, имея цельюустановление трансъевропейских сетей и систем, направленных непосредственно начастный сектор. Усилия были также сделаны на государственном уровне, например,в Швеции поставили цель, чтобы к 1999 г. по крайней мере 90% общественныхзакупок происходили электронным образом. В Соединенных Штатах к концу 1997 г.70% общественных закупок на федеральном уровне проводились электроннымспособом.
Электроннаякоммерция включает в себя широкий спектр деятельности. Основным компонентомявляется поддержка цикла коммерческой сделки. Электронная коммерция включает электроннуюторговлю физическими товарами и услугами, а также электронным материалом. Крометого она включает рекламу и продвижение товаров и услуг, содействие контактаммежду предоставляющих их сторонами, обеспечение маркетинговых исследованийрынка, пред- и послепродажную поддержку, электронные закупки и поддержкураздельных бизнес-процессов.
Следуетсделать различие между электронной торговлей реальными товарами и услугами иэлектронной торговлей информационным материалом, который может быть полученнепосредственно по сети
Электроннаяторговля реальными товарами и услугами является следующим шагом за существующимспособом проведения торговых операций, включая в себя новые возможности,предоставляемые технологией, для увеличения эффективности через снижениестоимости, расширение потенциала рынка и более плотное удовлетворение запросовклиентов, как предоставление средств для расширения и усовершенствования услуги товаров, в значительной степени посредством взаимодействия поставщика сзаказчиком. Ожидая, что эта форма электронной коммерций окажет огромное влияниена конкурентоспособность и весьма незначительное влияние на количество рабочихмест.
1. Системныйанализ
1.1 Общееописание системы «электронной торговли»
В связи сростом электронной коммерции сейчас в Интернете наиболее часто встречаютсяприложения, основанные на метафоре «корзины покупок» или «электронногомагазина». Обычно пользователи обращаются к таким приложениям из своих веб-браузеров.Каталог товаров дает пользователям возможность просматривать и искать на сайтеэлементы, предназначенные для продажи. Пользователи могут выбирать объекты дляпокупки добавляя их в «корзину покупок». Это означает, что корзина содержитсписок объектов, выбранных покупателем.
После тогокак пользователь выбрал интересующие его товары, он сможет изучить содержимоесвоей корзины и при необходимости, изменить количество выбранных элементов иливовсе удалить их из корзины. Когда клиент уверен, что в корзине находятся точто он готов приобрести, он подтверждает заказ и оплачивает покупки.
Приобретенныйтовар доставляется покупателю по почтовому адресу. Адрес, информация окредитной карте и другие личные данные вводятся покупателем во время созданияучетной записи либо при оплате заказ. Популярный пример подобного приложения вИнтернете, сайт OZON.ru, где можно купить книги, музыкальные компакт-диски,программные продукты и т.п.
1.2 Анализтребований к корзине покупок
Приложениереализующее корзину покупок адресовано двум категориям пользователей. Первая –это покупатели, посещающие электронный магазин с помощью браузера, а втораякатегория – это администраторы, которые управляют сайтом, либо с помощьюбраузера, либо непосредственно используя возможности операционной системы исистемы управления базами данных. Сформулируем ряд требований, которые должныбыть обеспечены для этих групп пользователей:
Требованияпокупателей. Они включают в себя следующее:
· Покупательдолжен иметь возможность использовать приложение из любого веб-браузера,поддерживающего стандарт HTML и cookie.
· Новыепользователи должны иметь возможность регистрироваться самостоятельно, либо припомощи представителей фирмы. Каждому зарегистрированному пользователю будетприсвоен персональный идентификатор.
· Пользователидолжны иметь возможность покупать товар посредством создаваемого приложения.
· Пользователидолжны иметь возможность просматривать полный список наименований товаров,представленных на сайте.
· Пользователидолжны иметь возможность выполнять поиск товара по названию.
· Пользователидолжны иметь возможность выполнять поиск по всей базе данных по ключевымсловам.
· Пользователидолжны иметь возможность выбирать и добавлять объекты в корзину, а затемпринимать решение о подтверждении заказа.
· Пользователидолжны иметь возможность изменять количество выбранных товаров или вовсеудалять их из корзины перед тем, как подтвердить заказ.
· Послеоплаты все выбранные товары должны быть доставлены пользователю.
· Пользователидолжны иметь возможность просматривать статус сделанных заказов.
· Необходимообеспечить возможность использования приложения одновременно большим количествомпосетителей.
· Производительностьприложения не должна падать по мере роста доступных товаров на сайте.
Требованияадминистратора.
· Администраторунеобходима возможность удаленного управления приложением через веб-браузер.
· Администратордолжен иметь возможность удалять зарегистрированных пользователей.
· Администраторунеобходима возможность изменения статуса заказов покупателей, после того какони будут ему отправлены.
2. Обзорязыковой и программной базы
2.1Что такое РНР
РНР– это серверный язык сценариев, разработанный специально для Web. В HTML-страницу можно внедрить PHP-код, который будетвыполняться при каждом ее посещении. PHP-код интерпретируется Web-сервером и генерирует HTML-код или другой вывод,наблюдаемый посетителями страницы.
РазработкаРНР была начата в 1994 году и вначале осуществлялась одним человеком, РасмусомЛердорфом. Впоследствии этот язык адаптировался многими талантливыми людьми ипрошел через четыре основных редакции, пока не стал широко используемым изрелым продуктом, с которым мы имеем дело в настоящее время. По состоянию наавгуст 2004 года он использовался в более чем четырнадцати миллионах доменов,разбросанных по всему миру, причем их число довольно-таки быстро увеличивается.Многие из этих сравнительных тестов показывают, что MySQL работает на несколькопорядков быстрее конкурирующих продуктов. В 2002 году журнал eWeek. опубликовал результатысравнения производительности пяти баз данных, используемых для построения Web-приложений. Лучшийрезультат был разделен между MySQL и значительно более дорогой системой Oracle.
ПакетMySQL доступен бесплатно всоответствие с лицензией на программное обеспечение с открытым исходным кодом или,если это необходимо для приложения, за небольшую сумму можно приобрестикоммерческую лицензию. Лицензия необходима в случае, если вы хотитераспространять MySQL как часть своего приложения, которое не должно подпадать поддействие лицензии Open Source. Если вы не планируете распространять приложенияили пользуетесь свободным программным обеспечением, в лицензии необходимостинет.
Вбольшинстве современных баз данных используется язык SQL. Если ранее вы работалис другими СУРБД, переход к этой системе не должен вызывать какие-либозатруднения. Установка MySQL столь же проста, как и установка многиханалогичных продуктов.
MySQL может использоваться в среде многих UNIX-подобных систем, а такжев среде Microsoft Windows. Как и в случае РНР, исходный код MySQL можно свободно загружатьи изменять. В большинстве случаев и для большинства пользователей этот моментнё является важным, однако он способствует душевному спокойствию, гарантируястабильность и безопасность дальнейшей работы.
Далеко не длявсех продуктов с открытым исходным кодом предоставляется поддержка, обучение,консалтинг и сертификация со стороны соответствующих компаний-разработчиков.Тем не менее, все вышеупомянутое в отношении РНР обеспечивается компанией MySQL АВ (www.mysql.com).
В числокрупных изменений, внесенных в MySQL 5.0, входят:
– Хранимыепроцедуры.
– Поддержкакурсоров.
Среди другихизменений следует отметить более полную совместимость со стандартом ANSI и улучшения, касающиесяпроизводительности. Если вы продолжаете пользоваться предыдущей версией сервераMySQL, возможно, принятьрешение перейти на новую версию поможет следующий список важных функциональныхвозможностей, которые были добавлены в MySQL 5.0:
– Поддержкаподзапросов.
– Типы данныхGIS для хранениягеографических данных.
– Усовершенствованнаяподдержка интернационализации.
– Безопасныйв отношении транзакций механизм хранения innoDB, ставший стандартным.
– Кэшзапросов MySQL, существенно увеличивающий скорость выполнения повторяющихсязапросов, которые часто выдаются Web-приложениями.
Перечислимосновные преимущества пакета MySQL.
· Многопоточность.Поддержка нескольких одновременных запросов.
· Архитектураклиент-сервер – полностью используя преимущества компьютерных систем и сетей,MySQL позволяет процессам быть разделенным между сервером БД и клиентскимпрограммным обеспечением. Компьютер с установленной на нем СУБД отвечает засерверную часть процесса, а клиентские рабочие станции отвечают запредставление и отображение информации.
· Управлениебольшим количеством данных – MySQL поддерживает громадные БД терабайтногоразмера. MySQL позволяет полностью контролировать размещение данных иэффективно использовать дорогостоящее оборудование.
· Одновременныйдоступ большого количества пользователей – MySQL поддерживает одновременноеподключение большого количества пользователей, выполняющих различные приложения,оперирующие одними и теми же данными. Он минимизирует конкуренцию за доступ кданным и обеспечивает согласованность данных.
· Высокаянадежность – MySQL может работать 24 часа в сутки. Такие системные операции какрезервное копирование или частичные неполадки компьютерной системы не прерываютиспользование БД.
· Оптимизациясвязей с присоединением многих данных за один проход.
· Записификсированной и переменной длины. ODBC драйвер в комплекте с исходником.
· Гибкаясистема привилегий и паролей. MySQL позволяет выборочно контролировать доступ кданным. Так администратор БД может выборочно запретить использованиеопределенных приложений, не воздействуя на остальные приложения.
· Безопасность– для защиты от неавторизованного доступа и использования данных MySQL безотказнуюсистему безопасности, включающую ограничение и отслеживание попыток доступа кданным.
· Переносимость– MySQL программное обеспечение может работать под различными операционными системами.Приложения, разработанные для MySQL, могут переноситься с одной платформы надругую без или с незначительными изменениями.
· До 16ключей в таблице. Каждый ключ может иметь до 15 полей.
· Поддержкаключевых полей и специальных полей в операторе CREATE.
· Поддержкачисел длинной от 1 до 4 байт, строк переменной длины и меток времени.
· Интерфейсс языками С, php и perl.
· Основаннаяна потоках, быстрая система памяти.
· Вседанные хранятся в формате ISO8859_1.
· Всеоперации работы со строками не обращают внимания на регистр символов вобрабатываемых строках.
· Псевдонимыприменимы как к таблицам, так и к отдельным колонкам в таблице.
· Всеполя имеют значение по умолчанию. INSERT можно использовать на любомподмножестве полей.
· Легкостьуправления таблицей, включая добавление и удаление ключей и полей.
3. Разработкаинформационной системы
3.1Постановка задачи
Впроектируемом Интернет-магазине предполагается продажа автодеталей.
· Нашмагазин – ничто иное, как сайт, т.е. набор статических или динамических страницна каком-нибудь сервере в Интернете, в котором реализован механизм для покупкитоваров. В данном случае сайт представляет собой набор PHP-скриптов.
· Онлайновыйкаталог товаров с разбивкой по категориям.
· Покупательскаятележка, позволяющая отслеживать товар, выбираемый пользователем с целью егоприобретения.
· Сценарийокончательного расчета, который обрабатывает детали платежа и выдает товарпокупателю.
· Интерфейсадминистрирования
3.2Характеристики и назначение
База данныхмагазина реализуется на СУБД MySQL. Структура БД состоит из следующих таблиц:
· «администратор» – сдержитполя для имени и пароля.
· «автодетали» – хранитинформацию по автодеталям.
· «категории» – хранитсписок категорий автодеталей.
· «покупатель» – содержитимя и адрес покупателя.
Построениеонлайнового каталога основано на выше приведенной структуре БД. Каталог,представляет из себя список категорий в виде ссылок на список деталей в даннойкатегории, который в свою очередь состоит из ссылок на конкретную деталь с ееописанием.
Для методаотслеживания товаров, выбираемых посетителями, будет использоваться идентификационныйномер сеанса. Отслеживание выбираемых элементов в процессе переходамежду страницами, будет реализовано по следующей схеме:
· призаходе пользователя на сайт его идентификационный номер сеанса будет записан вбазу
· придобавлении товара в корзину будет произведена запись в таблицу «корзина» идентификационногономера товара, его количества и идентификационного номера сеанса.
· приоформлении заказа, все записи о товарах выбранных пользователем из таблицы «корзина»будут стерты.
Кроме того, эти данные будут использоваться для отображениявыбранных товаров в корзине, чтобы посетитель в любой момент мог видетьпредстоящую сумму расходов.
Интерфейс администрирования Интернет-магазин предоставляетследующие функции:
· добавление,удаление и редактирование категорий.
· добавление,удаление деталей и редактирование информации по ним.
· редактирование,удаление, добавление свойств товаров.
· сменапароля.
· добавлениепользователей.
3.3Нормируемые показатели
В данном пункте важно заметить, что нормируемые показатели в данномслучае больше относятся к возможностям конечных пользователей. Как и вбольшинстве on-line приложений время реакции системы на действие пользователязависит в большей степени от пропускной способности Интернет-канала. Т.к.сервер отрабатывает почти моментально. И всё зависит от скоростиИнтернет-соединения между сервером и конечным пользователем.
Дляуверенного поддержания соединения с 20-ю пользователями одновременно я считаю необходимообеспечить для сервера интернет-канал скоростью 2 Мбитс.
В такомслучае визуальная скорость реакции на действие пользователя составит менее 3-хсекунд.
Требования кконфигурации сервера рассматриваются в пунктах ниже.
Условием функционирования системы является наличие доступак серверу на котором расположен Интернет-магазин, а также правильная работа Web-сервера Apache &PHP и СУБД MySQL состороны сервера. Со стороны клиента требуется лишь поддержка браузером работы JavaScript ивключенные «куки».
Система функционирует в 2-х режимах:
· режим пользователя;
· режим администратора;
3.5 Описание и обоснованиевыбора логической и физической структуры ИС
3.5.1Состав и функции оригинальных вычислительных средств
Система представляет собой программный продукт на языке PHP.
Система позволяет:
1) Клиентам:
· просматривать спискитоваров по категориям;
· просматривать информациюо товарах;
· покупать товары.
2) Администраторам:
· добавление новых товаров;
· удаление старых товаров;
· редактированиесопутствующей информации о товарах
· редактирование свойствкаталога
3.5.2 Web-сервер
Когда происходит обращение к некой странице по ее URL-адресу,то посылается сообщение на компьютер с указанным адресом. При этомпредполагается, что это компьютер включен в сеть, его Internet-соединениедействует, и он готов принять сообщение и обработать его.
Назначение Web-сервера состоит в преобразовании URL в имяфайла и передаче этого файла обратно по Internet либо в преобразовании URL вимя программы, выполнения этой программы и передача полученного результатаобратно.
В роли хост-компьютера может выступать как целый кластергиперкомпьютеров, который по стоимости может сравниться с состояниемкакого-нибудь нефтяного шейха, так и простой скромный ПК. В любом случае наэтом компьютере должен работать Web-сервер – программа, которая «слушает» сеть,принимает сообщения, реагирует на них, посылая в ответ домашнюю страницу вашейорганизации.
Какие же требования предъявляются к Web-серверу? Он должен:
· Работать быстро, чтобы справлятьсясо множеством запросов, используя минимум аппаратных средств.
· Быть многозадачным, т.е.работать одновременно более чем с одним запросом.
· Еще раз быть многозадачным,чтобы человек, управляющий им, мог осуществлять сопровождение выдаваемыхсервером данных, не завершая его работы. В рамках программы организовать многозадачныйрежим очень сложно. Единственный способ сделать это как следует – запуститьсервер в многозадачной операционной системе.
· Иметь средства аутентификациизапрашивающих абонентов: некоторые из них могут иметь право на большее числоуслуг, чем другие.
· Реагировать на ошибки в получаемыхсообщениях ответами, которые имеют смысл в контексте происходящего. Например,если клиент запрашивает страницу, которую сервер не может найти, последний долженвыдать в ответ сообщение об ошибке «404», смысл которого в спецификации HTTP определяетсякак «страница не существует».
· Обсуждать с запрашиваемымабонентом стиль и язык ответа. Например, сервер должен – если управляющий им персоналспособен справиться с этой задачей – уметь отвечать на естественном языке, которыйпредпочитает абонент. Конечно, это может повлечь за собой большое количестводополнительной работы для вашего узла.
· Предлагать разныеформаты. Говоря более техническим языком, пользователю могут понадобиться файлыв формате JPEG, а не GIF, или ни то и ни другое, a TIFF. Может, ему захочется получитьтекст не в формате PostScript, а в формате vdi.
· Работать как proxy-сервер.Proxy-сервер – это сервер, который принимает запросы от клиентов и пересылаетих на реальные серверы, а затем передает ответы обратно клиентам. Необходимостьтакого режима может быть вызвана двумя причинами:
· proxy-сервер может работатьна внешней стороне брандмауэра, предоставляя своим пользователям доступ в Internet;
· он может кэшироватьпопулярные страницы, обеспечивая возможность повторного доступа к ним;
· быть надежным. Задачахорошего сервера предотвратить несанкционированный доступ. Вопрос безопасностиочень серьезен. В связи со всем вышеизложенным, необходимым требованияудовлетворяет Web-сервер Apache, к тому же он установлен практически у всехпровайдеров internet, что является решающим при выборе именно этого сервера.
Apache – это программа, которая работает в среде соответствующеймногозадачной операционной системы. Такой операционной системой может бытьUNIX, равно как и WindowsNT, Windows95 и OS Сервер.
Для создания клиентской части необходимо создать HTML-документ,в котором реализован интерфейс с пользователем. В языке HTML это возможнопосредством форм.
Серверная часть состоит из исполняемого модуля, решающегоосновные задачи обработки данных поступающих от клиентской части, формированияответа в формате HTML, и т.д. Такой модуль называется cgi-модулем.
Для реализации взаимодействия «клиент-сервер» важно, какойметод HTTP запроса использует клиентская часть при обращении к WWW серверу. Вобщем случае, запрос – это сообщение, посылаемое клиентом серверу. Перваястрока HTTP запроса включает в себя метод, который должен быть применен кзапрашиваемому ресурсу, идентификатор ресурса, и используемую версию HTTP-протокола.
Большинство HTTP – запросов выполняется для получения отсервера определенного объекта. Эти запросы содержат ключевое слово GET. Еслисервер сконфигурирован соответствующим образом, то обращение по некоторым URL-адресамможет приводить к запуску программы и возврата клиенту результатов ее работы.Такие URL-адреса соответствуют CGI-скриптам, использующим метод GET.
Другие CGI-скрипты требуют большего объема входнойинформации. В качестве примера может служить информация, отсылаемая иззаполненной пользователем формы. Такие скрипты используют другой метод, имеющийназвание POST. Когда сервер получает запрос с использование метода POST, онзапускает CGI-скрипт и затем переадресует поток данных, поступающих от клиента,стандартному каналу ввода CGI-скрипта.
Для WWW-сервера стандарта NCSA прикладные программы или CGI-модули,обрабатывающие поток данных от клиента или формирующие обратный поток данныхмогут быть написаны на таких языках программирования как:
· CCeleron, AMD K6, K7Athlon и x86-совместимые с тактовой частотой от 500 MHz;
· Память:от 512 Mb;
· Видеоадаптери монитор: любые, поддерживаемые требуемой ОС, возможна работа без монитора ивидеоадаптера;
· Клавиатураи мышь: любые, поддерживаемые требуемой ОС, возможна работа без клавиатуры имыши;
· Жёсткийдиск: от 200 Gb;
· Пропускнаяспособность канала: от 2 Mbit;
· ОС:семейства UNIX;
· Поддержкапротоколов: TCPCeleron, AMD K6, K7Athlon и x86-совместимые с тактовой частотой от 300 MHz;
· Память:от 128 Mb;
· Видеоадаптер: от 8 Mb;
· Монитор:1024x768@85и выше;
· Клавиатураи мышь: любые, поддерживаемые требуемой ОС;
· Жёсткийдиск: от 20 Gb;
· Пропускнаяспособность канала: от 33,6 кбитIP;
· Поддержкапротоколов: TCP редактирование документов: текстовый редакор, браузер;
· отправкаэлектронных писем: e-mail клиент;
· доступк серверу через FTP протокол: ftp-клиент.
4.3Реляционная модель БД онлайнового магазина
Реляционная модель данных разработанной БД представляетсобой набор отношений, изменяющихся во времени. При создании информационнойсистемы совокупность отношений позволяет хранить донные об объектах предметнойобласти и моделировать связи между ними.
Таблица CatalogНаименование Назначение Тип ID_catalog Первичный ключ Числовой Name Наименование каталога Текстовый Sub Первичный ключ каталога в который вложен данный каталог Числовой option Флаг указывающий на содержание каталога числовой
Иерархия каталогов организована следующим образом:
– корневой каталог в поле Sub содержит ноль, которыйуказывает скрипту что это один из корневых каталогов.
– поле option указывает нато что содержится в каталоге.
– чтобы определить какие каталоги содержаться внутриискомого каталога используется поле Sub в котором указывается первичный ключ искомого каталога.
– для получения списка товаров содержащихся в каталогепо полю ID_catalog из таблица Product делается запрос по первичному ключу.
Таблица Product
Наименование
Назначение
Тип ID Первичный ключ Числовой Name Наименование товара Текстовый Cost Цена товара Числовой ID_catalog Первичный ключ каталога в котором находиться товар Числовой Image Имя графического файла в котором храниться фотография продукта Тестовый File_type Расширение файла с фотографией Текстовый
Данная таблица служит для хранения основной информации о товаре.Выборка из данной происходить по полю ID_catalog, входной параметрдля условия является первичный ключ текущего каталога. Для получения всехсвойств для данного продукта надо сделать выборку из таблицы all_prod_option по полю ID_product и ID_option, где ID_product этопервичный ключ нужного нам товара, ID_option это первичный ключи свойств присвоенных каталогу в которомнаходиться нужный нам товар.
Таблица prod_optionНаименование Назначение Тип ID Первичный ключ Числовой ID_catalog Первичный ключ каталога к которому относиться данное свойство Числовой Name Наименование свойства Текстовый
Данная таблица предназначена для хранения записей оприсвоенных свойствах товаров того или иного каталога. Для получения спискасвойств для товара данной категории нужно сделать запрос с условие равенства поляID_catalogпервичному ключу нужного нам каталога.
Таблица all_prod_option
Наименование
Назначение
Тип ID Первичный ключ Числовой ID_option Первичный ключ из таблицы prod_option для получения наименования свойства Числовой ID_product Первичный ключ из таблицы Product для получения основной информации о продукте Числовой Value Значение свойства товара Текстовый
Данная таблица хранит в себе присвоенные значения свойствдля каждого товара.
Таблица basket
Наименование
Назначение
Тип ID Первичный ключ Числовой ID_session Первичный ключ текущей сессии пользователя из таблицы user_session Числовой ID_product Первичный ключь товара из таблицы Product Числовой Quantity Количество товара в корзине Числовой
Данная таблица хранит в себе данные о товарах направленныхпользователем в корзину.
Таблица user_session
Наименование
Назначение
Тип ID Первичный ключ Числовой session Уникальный идентификационный ключ сессии пользователя Текстовый date Дата создания записи Дата/время
Данная таблица хранит в себе данные о сессиях пользователей.
Таблицы basket и user_session служат для реализации корзины. Работают они по следующемупринципу:
– при первом заходе пользователя в клиентскую часть web –приложения создается запись в таблице user_sessions из уникальногономера сессии и времени захода на сайт. При этом одновременно удаляютсяустаревшие записи.
– при добавление товара в корзину в таблицу basketдобавляются следующие данные: первичный ключ записи из таблицы user_session котораясодержит текущий уникальный номер сессии, первичный ключ добавляемого товара, иего количество.
– при выводе корзины на экран делается выборка изтаблицы basket где ID_session равно первичному ключу записи в таблице user_session вкоторой поле session равно текущему уникальному номеру сессии.
4.4 Разработка пользовательских приложений
В ходе дипломной работы будут разрабатываться дваприложения:
1) приложениеадминистратора магазина;
2) приложениепользователя.
4.4.1Разработка приложения клиента магазина
Данное приложение предназначено для выполненияпользовательских функций в магазине.
Приложениеотвечает за обеспечение интерфейса пользователя и обеспечивает функции сёрфингапо категориям магазина, поиск товара, просмотра списка товаров, просмотра«корзины» покупателя, покупки товара.
Для клиента не требуется авторизация. После того, как клиент зашёл в магазин, все его действия выполняютсяв программе с помощью набора функций, которые анализируют требуемое действие ивыполняет его.
На рисунке 4.2 показаны главные ссылки между сценариями втой части сайта, которая касается пользователя. Клиент сначала открываетглавную страницу, в которой перечислены все категории деталей на сайте. Отсюдаможно перейти к определенной категории деталей, а затем к информации поотдельной детали.
Пользователю предоставляется ссылка, которая даетвозможность добавить выбранную деталь в тележку. На этапе работы с тележкойможно произвести окончательный расчет и покинуть магазин.
4.4.2Разработка приложения администратора магазина
Данное приложение предназначено для выполненияадминистративных функций в магазине. При этом приложение выполняется на сервере,а пользователь управляет им через web-интерфейс.
Чтобы начать администрировать магазин, необходимоавторизоваться с правами администратора. После авторизации, для администраторапредоставляется несколько отличная версия пользовательского интерфейса сайта.Администратор по-прежнему будет иметь возможность просматривать категории иавтодетали, но вместо доступа к покупательской тележки он может переходить копределенной детали или категории, а затем редактировать либо удалять её.
На рисунке 4.3 показан интерфейс администратора.
Разработка сценариев, одновременно пригодных как дляобычных пользователей, так и для администратора, позволяет сэкономить времятрудозатраты.
5. Описание интерфейсов сайта
5.1 Описание интерфейсаприложения администратора магазина
Интерфейс администратора требует чтобы пользователь входилв систему через сценарий авторизации, который будет выводить менюадминистрирования.
Данная страница выводится в случае успешного прохожденияпроцедуры авторизации. Она содержит ссылки на добавление товара, редактированиетовара, смены пароля и т.д.
В самом начале его работы анализируется входные параметры,если они отсутствуют, то им присваиваются нулевые значения, а переменной котораяотвечает за выбор данных которые будут отображаться в окне браузераприсваиваются значение вывод каталога. При нажатие на Наименование каталога,Наименование товара, Добавить, Удалить, Редактировать и других кнопок, переменнойотвечающей за выбор данных для отображения и выбор действия производимого надкаталогом будут присвоены соответствующие значения.
При выводе каталога переменной $what_print присваиваетсязначение «print_catalog».
В зависимости от производимых операций переменной $actionприсваиваться следующие значений «add_catalog», «del_catalog».
При добавление каталога используется следующий шаблон
«%CURRENT_CATALOG%» заменяется на ID каталога в которомсоздается новый. После нажатия кнопки «Добавить» в скрипт передаются переменныедля создания нового каталога.
Вывод списка продуктов.
При выводе списка продуктов переменной $what_printприсваивается значение «print_product».
В зависимости от производимых операций переменной $actionприсваиваться следующие значений «add_product», «del_product», «edit_product».
Добавление товаров. Наданной странице происходит добавление товаров. Здесь необходимо ввестиинформацию о товаре.
При добавление нового товара используется следующий шаблон
Название
Цена
Фото
value = «%CURRENT_CATALOG%»">
При редактирование свойств товара используется следующийшаблон
value = «%CURRENT_CATALOG%»>
Показывать в списке товаров
type= «text» value= "%VALUE%»>
value = «%CURRENT_CATALOG%»>
value= «1»%SHOW_ON_TOP%> Показывать в спискетоваров
«%VALUE%» заменяется на название выбранной дляредактирования опции.
«%CURRENT_CATALOG%» заменяется на ID каталога для которогосоздается новые свойство.
«%ID_OPTION%» заменяется на ID выбранной для редактированияопции.
После нажатия кнопки «Выполнить» в скрипт передаютсяпеременные для редактирования свойства.
При выполнение скрипта производятся следующие действия:
– проверяется зарегистрирован ли пользователь всистеме. В случает отрицательного результата выводиться ошибка и выполнениескрипта прекращается.
– проверяем на существование необходимых переменных, вслучае их отсутствия присваиваются значения определенные по умолчанию.
– проверяется существование переменной $action, еслипеременная существует то выполняется то или иное действие над каталогом взависимости от значения переменной. Если она не существует скрипт переходит квыполнению следующего пункта.
– в зависимости от значения переменной $what_printскрипт генерирует содержание html-страницы.
5.2Описание интерфейса приложения клиента магазина
При вводе в строке браузера URL магазина –пользователь попадает на витрину магазина. Данная страница представлена нарисунке 5.10.
/>
Рисунок 5.10 – Главная страница магазина.
Находясь на этой странице – пользователь может ознакомитьсясо списком категорий.
Рассмотрим работу скрипта index.php. To что выводится вокно браузера, при запуске этого скрипта, показано на рис 5.10. При первомзапуске скрипта выводиться страница приветствия.
В самом начале его работы регистрируется сессияпользователя и удаляются старые сессии пользователей. Далее проверяется наличиепеременной отвечающей за вы выбор информации выводимой в окне браузера, еслиона отсутствует, ей присваиваются значения для вывода страницы приветствия. Взависимости от выбора вкладки переменной $action будут присвоены значения длявывода каталога или корзины.
Теперь рассмотрим действия подробно.
/>
Рисунок 5.11 – Список каталогов
Для вывода списка каталогов используется функция
show_catlist, еелистинг приведен ниже:
Код HTML шаблона вписан прямо в код скрипта.
В ходе выполнения скрипта следующий текст будет заменен:
%ACTION% будет заменен на «catlist» или «catalog» взависимости от действия производимого при нажатии на данную ссылку.
%ID_CATALOG% будет заменен на ID каталога.
%NAME% будет заменен на имя каталога
%CURRENT% будет заменен на ID текущего каталога
Страница со списком деталей представлена на рисунке 5.12.
/>
Рисунок 5.12 – Страница со списком деталей.
Со страницы со списком детали выбранной категории, можно щелкнувпо ссылке, перейти на станицу просмотра сведений о выбранной детали.
Для вывода списка товаров используется функция
show_catalog
Код HTML шаблона подгружается из файла catalog.html.Который приведен в приложении листинг 1.3
В ходе выполнения скрипта следующий текст будет заменен:
%NAME_OF_PRODUCT% будет заменен на наименование товара
%ID_PRODUCT% будет заменен на ID товара
%COST% будет заменен на цену товара
%PIC% будет заменен на адрес рисунка с фотографией товара
%MAIN_OPTION% будет заменен на список опций которые былиотмечены как показываемые в списке товаров. Для создания HTML кода со спискомопций используется функция gen_option. Она создает список свойств используя SQLзапрос:
select prod_option. Name, all_prod_option. Value
from prod_option
inner join all_prod_option
on prod_option.ID=all_prod_option.ID_option
and ID_product = $id_product
where ID_catalog = $id_catalog
%CURRENT% будет заменен на ID текущего каталога
Страница просмотра сведений о детали показана на рисунке5.13. Также на этой странице находится ссылка добавления выбранного товара вкорзину.
/>
Рисунок 5.13 – Страница просмотра сведенийо детали и добавление ее в корзину
Для вывода карточки товара используется функция
show_product, еелистинг приведен в приложении
Листинг 1.4
Код HTML шаблона подгружается из файла product.html.
В ходе выполнения скрипта следующий текст будет заменен:
%NAME% будет заменен на наименование товара
%COST% будет заменен на цену товара
%PIC% будет заменен на адрес рисунка с фотографией товара
%OPTION% будет заменен на список опций
%ID_PRODUCT% будет заменен на ID товара
Окно корзиныпоказано на рисунке 5.14.
/>
Рисунок 5.14 – Корзина покупателя
С этого же окна можно перейти, по нажатии на кнопку «Прейтик расчету», к оформлению платежа.
Для вывода списка каталогов используется функция
show_step_one, ее листинг приведен ниже: Листинг 1.5
Код HTML шаблона подгружается из файла basket_step1.html.
В ходе выполнения скрипта следующий текст будет заменен:
%FULL_COST% будет заменен на полную стоимость заказа.
%BASKET_PRODUCT% будет заменен на html код сгенерированныйфункцией gen_basket_product, листинг функции приведен ниже, Листинг 1.6
В ходе выполнения скрипта следующий текст будет заменен:
%NAME% будет заменен на наименование товара
%ID_PRODUCT% будет заменен на ID товара
%QUANTITY% будет заменен на количество товара в корзине
%COST% будет заменен на стоимость каждого товара вотдельности
%END_COST% будет заменен на полную стоимость товара
%ID_BASKET% будет заменен на ID записи сессии
Окно оформления платежа представлено на рисунке 5.15.
После оформления платежа данные о нём вносятся в базуданных, а корзина очищается.
/>
Рисунок 5.15 – Окно оформления платежа
Код HTML шаблона подгружается из файла basket_step2.html.
Данные из этой формы будет переданы в функцию mail, котораявышлет заказ на e-mail операторам магазина.
6. Оценка эффективности инвестиций информационной системы
6.1 Цели, задачи и методы оценки эффективностиинвестиций
Рыночнаяэкономика предъявляет свои требования к новым проектам, и выживают лишь те,которые просчитывают каждый свой шаг, и соответствуют потребностям рынка, а невозможностям производителя. Главную роль при реализации технических проектовиграют финансово-экономические расчеты. Они признаны решать широкий круг задач:
ü финансовый итог производственной деятельности иликоммерческой сделки для каждой из участвующих сторон;
ü выявление зависимости конечных результатовфинансово-кредитной операции от основных ее параметров и условий, определениевзаимосвязи этих параметров и их предельных значений;
ü нахождение параметров безубыточного изменения условий сделки.
В настоящиймомент нет единой методики оценки эффективности инвестиций. Каждая фирма, какправило, исходя из собственного опыта, финансовых ресурсов, преследуемых целей ит.д. разрабатывает свою методику. Эти методики в качестве критериевэффективности используют следующие показатели:
ü «чистый» приведенный;
ü внутренняя норма доходности;
ü срок окупаемости предполагаемых инвестиций;
ü рентабельности.
В данномрасчете в качестве критерия эффективности инвестиций использована ожидаемаявеличина «чистого» приведенного дохода. Использование данного критерия поможетпри принятии решения о целесообразности денежного вложения изучить картинувозможных финансовых результатов этого вложения.
Подреализацией любого технического проекта в широком смысле этого слова понимаетсяряд этапов, включающих разработку этого проекта, его исполнение и последующуюэксплуатацию.
Осуществлениекаждого из этих этапов требует привлечения различных средств, называемых, вобщем, инвестициями. Источниками инвестиций могут быть собственные или заемныесредства. И в том и в другом случае весьма важным для вкладчика являетсяопределение эффективности их вложения.
В финансовоманализе для этой величины применяют различные показатели, взаимосвязанные другс другом. Все они отражают один и тот же процесс сопоставления распределенныхво времени доходов от инвестиций и самих инвестиций. Наиболее информативными изэтих показателей является общий итоговый результат проводимой инвестиционнойдеятельности, называемый «чистой» приведенной величиной дохода. Этотпоказатель определяется как разность между возможными доходами, получаемыми приосуществлении проекта, и обеспечивающими эти доходы инвестициями.
Дляопределения указанного показателя предварительно необходимо обратить вниманиена основные особенности предполагаемой инвестиционной деятельности, к которымотносятся:
– возможноеполучение реальной отдачи от вложения инвестиций по истечении ряда летвложения;
– отличие«сегодняшней ценности» инвестиций от их «ценности» в будущем из-засуществования инфляционных процессов и постоянного изменения рыночнойконъюнктуры, приводящего к изменению реальных доходов по сравнению с ожидаемыми.
Поэтому любойинвестор, обладающий свободными денежными активами вынужден сравнивать рядальтернативных вариантов вложения инвестиций, каждый из которых характеризуетсясвоей прибыльностью и показателями риска. Сравнение обычно осуществляется наоснове использования альтернативной стоимости активов, т.е. потерь отнеиспользованных возможностей, сопряженной с альтернативными вариантами.
На практикеразличие альтернативной стоимости сводят к различию ставок сравнения. Привыборке ставки сравнения ориентируются на существующий или усреднённыйожидаемый уровень ставки процента для каждого из альтернативных вариантов.
В финансовыхоперациях сумму прибыли от предоставления денег в долг в любой форме называютпроцентными деньгами, а отношение процентных денег, выплачиваемых зафиксированный отрезок времени, к величине первоначальной суммы называют процентнойставкой.
Процессувеличения суммы денег в связи с присоединением процентов к сумме долганазывают наращением, или ростом первоначальной суммы.
Процентные ставкимогут быть простыми и сложными в зависимости от формирования исходной суммы, накоторую начисляются ставки процента. Если она в течении всего срока ссудыменяется, то речь идёт о простых процентных ставках. Если же применениеставок процента идёт к сумме с уже начисленными на неё в предыдущем периодепроцентами, то это сложная процентная ставка.
Вдолгосрочных финансово-кредитных операциях, к разряду которых относитсяосуществление инвестиционной деятельности по реализации любого техническогопроекта, для наращения суммы ссуды или снижения фактической суммы займа применяютсложные проценты.
Для расчётаЧПВД весь процесс инвестиционной деятельности представляется в видепоследовательности множества распределенных во времени первоначальных вложенийи последующих доходов. Эту последовательность называют потоком платежей.При определении ЧПВД для каждого члена потока платежей определяются потери отнеиспользованных возможностей. Вкладчик, рассчитывая ЧПВД, исходит не из того,что он будет иметь, а из того, что теряет, не вложив деньги в ту или инуюфинансовую операцию. «Ценность» каждого члена потока на момент начала вложенияопределяется как разность между начальной величиной вложения и величинойвозможных потерь. Такое определение «ценности» каждого члена потока на моментначала вложений при условии, что в будущем она составит другую величину за счётдействия ставки процента, называют дисконтированием.
Дисконтированиепо сложной ставке процента связано с определением дисконтного множителя Vt закаждый год из n лет вложения по следующей формуле:
/>
где i – ставкасложных процентов, t = 1,2,…, п.
Обычнозначения дисконтных множителей для различных ставок и целого числа лет вложенияявляются табличными.
Такой расчетв количественном финансовом анализе называют приведением стоимостногопоказателя к заданному моменту времени, а величину каждого члена потокаплатежей, найденную дисконтированием, называют современной, или приведеннойвеличиной.
Итоговаявеличина искомого показателя ЧПВД может быть определена по формуле:
/>
где п1– продолжительность осуществления инвестиций; п2 –продолжительность периода отдачи от инвестиций; З1 –ежегодные инвестиции в периоде l, l = 1,…, n1; Рi –ежегодная отдача в периоде j, j = 1,…, п2.
Согласноформуле, ЧПВД может быть не только положительной, но нулевой и даже отрицательной.
Расчетпоказателя ЧПВД связан со значительными трудностями и в первую очередь, сопределением ожидаемых доходов. Однако, сравнение возможных альтернативныхтехнических проектов, дающих одно и тоже ТЗ, позволяют значительно упроститьзадачу, так как предполагается равенство составляющей /> вформуле по всем предполагаемым вариантам. Поэтому формула определения ЧПВДупрощается и принимает следующий вид:
/>
где /> – характеризует современную величинусовокупных затрат за весь период реализации.
Проект,обеспечивающий />, является наиболеепредпочтительным и подлежит финансированию.
6.2 Описание основного и альтернативного инвестиционныхпроектов
Анализпроизводственных инвестиций в основном заключается в оценке и сравненииэффективности основного и альтернативного инвестиционных проектов.
Общий периодосуществления инвестиционной деятельности при реализации любого техническогопроекта определяется наличием следующих основных этапов жизненного цикла:
– разработка;
– производство;
– эксплуатация.
Нормальнаядеятельность на каждом из этих этапов требует вложений определённых денежныхсредств. На этапе разработки – это стоимость проведениянаучно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. На этапе производства –это затраты на выпуск новых объектов, т.е. фактически себестоимость единицыпродукции, и вложения в основные фонды и оборотные средства, обеспечивающиеэтот выпуск. На этапе эксплуатации – это затраты, связанные с текущим использованиемнового объекта и сопутствующие капитальные вложения. Сумма всех этих затрат,вычисленная по годам каждого из трёх этапов, характеризует последовательностьпервоначальных вложений или инвестиций.
Посколькуразработкой в конкретном случае является программный продукт, то можнообозначить два периода инвестиций:
– разработкаи отладка программного продукта;
– эксплуатация.
Основнойвариант: В качестве основного вариантарассмотрим варианта проекта, когда проектирование системы на языке UMLпроизводится с помощью пакета Rational Rose. Это позволит существенно ускорить процесс разработки.
Альтернативныйвариант: рассмотрим вариант проекта, когдапроектирование системы на языке UML производится «вручную».
Исходныеданные для расчётов приведены в табл. 1.
Таблица 1.Исходные данныеНазначение показателей Условные обозначения Значения по вариантам Основной Альтернативный Годовой объём продаж, шт. N 3 3 Общая продолжительность этапа разработки и отладки, мес. T 3 6 Общая численность исполнителей в период разработки, чел. U 1 2 Среднемесячная заработная плата всех исполнителей, р./мес. З 9000 18000 Общая продолжительность этапа эксплуатации, лет Тэ 2 2
6.3 Расчет затрат
Выбор ставкисложных процентов играет весьма важную роль в проводимых расчетах, так какопределяет современную величину предлагаемых инвестиций тем точнее, чем точнеевыбрана ставка и учтены такие реальные процессы, как сокращение отдачи денежныхсредств по сравнению ожидаемой и инфляционное обеспечение денег.
Выберем вкачестве ставки сложных процентов усредненную существующую величину i = 10%.
Чтобыопределить дисконтный множитель по каждому году расчетного периода,воспользуемся данными таблицы 1.
Для основноговарианта: 1) общая продолжительность разработки 3 мес.; 2) общаяпродолжительность эксплуатации 2 года. Всего 27 мес.
На рис. 6.1.представлено графическое изображение последовательного процесса вложенияинвестиций по годам расчетного периода.
Посколькуэтап разработки длится 3 мес., то вложение денежных средств в течениеэтого периода можно считать разовым и не дисконтировать, и, следовательно,можно принять общий расчётный период 2 года.
Учитывая это,находим дисконтный множитель. Дисконтные множители при i= 10% по годам вложенийпредставлены в табл. 2.
Таблица 2.Дисконтные множителиГод вложения 1 2 Дисконтный множитель 0.9091 0.8264
6.3.1 Расчет вложений на этапе разработки и отладкиосновного варианта
Общаяпродолжительность на этапе разработки и отладки равна 2 месяцам.
Сметнаястоимость работ, выполняемых в течении этого времени, определяемые методомрасчета по отдельным статьям сметной калькуляции на основе анализа данных потехнической подготовке производства. Исходная информация и расчет отдельныхстатей калькуляции сведены в таб. 3.
Таблица 3.Календарный график проведения работ
Наименование этапа
Сроки начала
Сроки окончания 1. постановка задачи 01.09.06 04.09.06 2. подбор литературы и программных пакетов 05.09.06 12.09.06 3. определение структуры и функций системы 13.09.06 02.10.06 4. программирование системы 03.10.06 23.11.06 5. отладка 24.11.06 11.12.06 6. подготовка документации 12.12.06 20.12.06
Итого: 3месяцев.
6.3.2 Единовременные затраты на материалы
Цены накомпьютеры, программное обеспечение и комплектующие приведены на октябрь 2006года.
Таблица 4.Расчет затрат на материалы№ Наименование Количество, шт. Цена, руб./шт. 1 Компьютер 1 30 000 2 Программный пакет Rational Rose 1 9000 3 Сетевые кабели и концентратор 1 4000 Итого: 43 000 руб.
Расчетосновной и дополнительной заработной платы на этапе изыскательных работ:
Таблица 5.Расчет основной заработной платыКатегория персонала Кол-во человек Зарплата, руб./мес. Доп. Зарплата Время, мес. Сумма, руб. Инженер-программист 1 9000 1260 2 20520
Для учетазатрат на этапе написания автоматизированной информационной системы и ееотладки определим себестоимость машино-часа работы на ЭВМ. Необходимые формулыприведены в таб. 6.
Таблица 6.Расчетные формулыФормула расчета Содержание
/>
ЗО – основная зчас;
ЗД – дополнительная зчас;
ЗСС – отчисления на социальные нужды, руб.час;
Зм — затраты на материалы, руб.час;
ЗПР – прочие производственные расходы, руб./час.
/>
где Зосн – змес;
m – ср. кол-во рабочих дней в месяце m=21
/>
где />= 14% – процент дополнительной з/п персонала
/>
где />= 35.6% – процент отчисления на социальное обслуживание.
/>
где /> — число i-х технических средств ЭВМ,
/>- их потребляемая мощность, кВт;
S – стоимость кВт/ч электроэнергии.
/>
а = 20% – годовая норма амортизации ЭВМ,
SЭВМ – балансовая стоимость ЭВМ
/>
где НП = 50% – процент прочих производственных расходов
Основнаязаработная плата:
Зо = 9000 час;
Дополнительнаязаработная плата:
Зд=*53.57=7,5 руб.час;
Затраты наматериалы рассматриваем как единовременные и здесь не учитываются. Затраты наэлектроэнергию:
Зээ=*0,2=0,15 руб.=2,97 руб.100*=28,34 руб.час.
Однако, прирасчете себестоимости машино-часа учитывались затраты лишь на ЭВМ, занятой длярешения данного вопроса. А нам необходимо еще учитывать затраты на ремонтоборудования. Затраты на ремонт составляют 10% от стоимости оборудования, т.е.
Зр=10*Sэвм=1.48 руб.час.
Знаясебестоимость машино-часа работы ЭВМ, можно определить затраты на написаниеавтоматизированной системы и ее отладку по формуле:
Знп-о=С*t,
Где t = 336 час –время написания системы и ее отладки.
Знп-о=115,75*336=38892руб.
Итоговаякалькуляция сметной стоимости работ приведена в таблице 7.
Таблица 7.Калькуляция сметной стоимости затрат по основному вариантуНаименование статей затрат Всего, руб. Материалы 43000 Основная заработная плата 18000 Дополнительная заработная плата 2520 Все виды социального страхования 7305 Прочие производственные расходы 9274 ИТОГО: 80099
Итоговаявеличина затрат на этапе разработки и отладки равна:
Кразр1 = К1 + Знп-о = 80099+38892= 118991 руб.
Величинадисконтного множителя равна 1.
Такимобразом, величина затрат на разработку составляет 118991 руб.
6.3.3 Расчет вложений на этапе разработки и отладкиальтернативного варианта
Таблица 8.Календарный график проведения работНаименование этапа Сроки начала Сроки окончания 1. постановка задачи 01.09.06 04.09.06 2. одбор литературы и программных пакетов 05.09.06 12.09.06 3. определение структуры и функций системы 13.09.06 02.10.06 4. программирование системы 03.10.06 03.02.07 5. отладка 04.02.07 04.03.07 6. подготовка документации 05.03.07 12.03.07
Итого: 6месяцев.
Таблица 9.Расчет затрат на материалы№ Наименование Количество, шт. Цена, руб./шт. 1. Компьютер 1 30 000 2. Сетевые кабели и концентратор 1 4000 Итого: 34 000 руб.
Таблица 10.Расчет основной заработной платыКатегория персонала Кол-во человек Зарплата, руб./мес. Доп. Зарплата Время, мес. Сумма, руб. Инженер-программист 1 9000 1260 5 20520 Разработчик 1 9000 1260 5 20520
Основная заработнаяплата:
Зо=18000час;
Дополнительнаязаработная плата:
Зд=*107,1=15 руб.час;
Затраты наматериалы рассматриваем как единовременные и здесь не учитываем. Затраты наэлектроэнергию:
Зээ=0,75*0,2=0,15 руб.=2,97 руб.100*=55,11 руб.час.
Однако, прирасчете себестоимости машино-часа учитывались затраты лишь на ЭВМ, занятой длярешения данного вопроса. А нам необходимо еще учитывать затраты на ремонтоборудования. Затраты на ремонт составляют 10% от стоимости оборудования, т.е.
Зр=10*Sэвм=1.48руб.час.
Знаясебестоимость машино-часа работы ЭВМ, можно определить затраты на написаниеавтоматизированной системы и ее отладку по формуле:
Знп-о=С*t,
где t = 840 – времянаписания системы и ее отладки, час.
Знп-о=331,26*840=278265,4руб.
Итоговаякалькуляция сметной стоимости работ приведена в таблице 11.
Таблица 11.Калькуляция сметной стоимости затрат по основному вариантуНаименование затрат Всего, руб. Материалы 34000 Основная заработная плата 90000 Дополнительная заработная плата 12600 Все виды социального страхования 36540 Прочие производственные расходы 45670 ИТОГО: 218810
Итоговаявеличина затрат на этапе разработки и отладки равна:
Кразр1 = К1 + Знп-о = 218810+278265,4= 497075,4 руб.
Величинадисконтного множителя равна 1.
Такимобразом, величина затрат на разработку составляет 497075,4 руб.
6.4 Расчет вложений по годам этапа эксплуатации
Общаяпродолжительность этапа эксплуатации равна 2 года. Затраты на этапеэксплуатации будут складываться из заработной платы пользователя, непосредственноработающего с данным программным продуктом, затрат на ремонт и техническоеобслуживание, затрат на электроэнергию.
Эксплуатационныеиздержки находятся по формуле:
И = * t,
где t – время эксплуатации;
Зп – заработная плата пользователя;
Зр – затраты на ремонт;
Зээ – затраты на электроэнергию.
Эти издержкидля основного варианта:
И = * 4032 =219623 руб.
Эти издержкидля альтернативного варианта:
И = * 4032 =435456 руб.
6.5 Итоговые показатели технико-экономической эффективности
Таблица 12.Динамика показателей на этапе эксплуатацииПоказатели Год этапа эксплуатации 1-й 2-й Основной вариант Альтернативный вар. Основной вариант Альтернативный вар. Годовые издержки эксплуатации 109811,52 217728 109811,52 217728 Дисконтный множитель 0,9091 0,9091 0,8264 0,8264
В результатесовременная величина затрат на этапе эксплуатации составит:
– дляосновного варианта:
*219623 = 381156руб.
– дляальтернативного варианта:
*435456=755733 руб.
Показательитоговой величины затрат:
– дляосновного варианта:
118991+381156= 500147 руб.
– дляальтернативного варианта:
497075+755733= 1252808 руб.
Выводы
Сравнениесумм современных затрат по двум возможным вариантам вложения инвестицийпоказывает, что более предпочтительным для финансирования является основнойвариант проекта. Показатель итоговой величины современных затрат для этоговарианта составляет 500147 руб. Это значение меньше показателя итоговойвеличины современных затрат второго варианта более, чем в 2,5 раза. Тем немене, следует отметить, что технико-эксплутационные показатели альтернативноговарианта лучше, но период разработки и отладки данного варианта существеннобольше. Это можно объяснить тем, что в основном варианте информационная системасоздается с помощью современных автоматизированных средств разработки, тогда какв альтернативном варианте эта же система создается «вручную». Однако, приручном написании кода программы, он создается более оптимальным, за счет чегоальтернативный вариант обладает лучшими технико-эксплуатационнымихарактеристиками, но такой высокий показатель итоговой величины современныхзатрат может сильно затруднить внедрение системы, т.к. цена за нее будетслишком высока.
7. Безопасностьи санитарно-гигиенические условия труда на рабочем месте пользователя ПЭВМ
Целью моегодипломного проекта является разработка Интернет-магазина. В данной работерассматривается принцип построения WEB приложений для работы с базами данных. Работа производитсясидя и не требует систематического физического напряжения или поднятия ипереноски тяжестей, поэтому классифицируется как лёгкая первой категории – 1а.
Предполагается,что работа с дипломным проектом осуществляется в помещении, в котором находятсялюди, вычислительная техника и средства связи, мебель и т.п. Это являетсяисходными данными для определения оптимальных условий труда на рабочем местепрограммиста.
7.1. Микроклимат
Микроклимат,определяется температурой, относительной влажностью и скоростью движениявоздуха. Согласно ГОСТ 12.1.005–88 «ССБТ. Общие санитарно-гигиеническиетребования к воздуху рабочей зоны» нормирование параметров микроклиматапроизводится в зависимости от периода года, категории работ по энергозатратам,наличия в помещении источника явного тепла. В данном случае категория работ поэнергозатратам является лёгкая-1а. Согласно СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03 необходимособлюдать оптимальные нормы микроклимата для помещений с персональнымиэлектронно-вычислительными машинами. Оптимальные нормы температуры,относительной влажности и скорости движения воздуха в рабочей зонепроизводственного помещения, содержатся в приведенной ниже таблице.
Оптимальныенормы микроклимата для помещений с ВДТ и ПЭВМПериод года Категория работ Температура, °С Относительная влажность, % Скорость движения воздуха, м/с Холодный Лёгкая – 1а 22–24 40–60 0.1 Тёплый и переходный Лёгкая – 1а 23–25 40–60 0.1
Влиять натемпературу, влажность, концентрацию вредных веществ в помещении можноразличными способами. Самым эффективным является способ замены воздуха впомещении, содержащего вредные примеси либо избыток тепла или влаги, нанаружный воздух, с параметрами, удовлетворяющими санитарно-гигиеническим итехнологическим требованиям.
Дляповышения влажности воздуха следует применять увлажнители воздуха, заправляемыеежедневно дистиллированной или прокипячённой водой.
7.2 Воздухообмен
Вентиляция,благодаря которой организуется смена воздуха в помещении, делится по способуорганизации воздухообмена:
1. наобщеобменную;
2. местнуювытяжную;
3. местнуюприточную.
Длярассматриваемого помещения наиболее приемлемой является общеобменнаявентиляция, вследствие отсутствия выделений вредных веществ.
Помещение имеетразмеры:
Ширина 6 м
Длина 6 м
Высотапотолка 2,5 м
Площадьпомещения 36 м2
Объёмпомещения 90 м3
Количествоработающих 1 чел.
Согласносанитарным нормам проектирования промышленных предприятий СН-245–71 впроизводственных помещениях с объемом на одного работающего:
· – менее 20 м3осуществляется подача наружного воздуха в количестве не менее 30 м3ч,
· более 40 м3 и приналичии окон достаточно естественной вентиляции.
Врассматриваемом нами помещении на каждого работающего приходится 90 м3. Следовательно в данном помещении достаточно естественной вентиляции.
7.2.1Наличиевредных веществ и пыли в воздухе
Содержаниевредных химических веществ в воздухе производственных помещений, в которыхработа на ВДТ и ПЭВМ является вспомогательной, не должно превышать «Предельнодопустимых концентраций вредных веществ в воздухе населённых мест».
7.2.2 Ионизация воздуха помещения
Допустимыеуровни ионизации воздуха помещения при работе на ПЭВМ должны быть следующими:
Допустимыеуровни ионизации воздухаУровни Число ионов в 1 см куб. воздуха n+ n- Минимально необходимые 400 600 Оптимальные 1500–3000 3000–5000 Максимально необходимые 50000 50000
7.3 Наличие шума
Шум на уровне50–60 дБА создает значительную нагрузку на нервную систему человека, оказываяна него психологическое воздействие. Это особенно часто наблюдается у людей,занятых умственной деятельностью. Степень вредности и неприятное воздействиекакого-либо шума зависит также от того, насколько он отличается от привычногошума и от индивидуального отношения к нему.
Предельнодопустимые уровни шума в отдельных октавных полосах на рабочих местах ввычислительной лаборатории, установленные в соответствии с требованиями СанПиН2.2.22.4.1340–03 и международному стандартуTCO’99.
Замерыпроводятся на расстоянии 50 см от центра экрана и боковых стенок и нарасстоянии 30 см от центра экрана и 50 см от стенок. Предельнодопустимая величина по стандарту TCO – 1В/м.
Допустимые значения параметров неионизирующих электромагнитных излученийНаименование параметров Допустимое значение
Напряженность электромагнитного поля
на расстоянии 50 см вокруг ВДТ по
электрической составляющей должна
быть не более:
- в диапазоне частот 5 Гц – 2 кГц;
- в диапазоне частот 2 кГц – 400 кГц
Плотность магнитного потока должна
быть не более:
- в диапазоне частот 5 Гц – 2 кГц;
- в диапазоне частот 2 кГц – 400 кГц
Поверхностный электростатический
потенциал не должен превышать
25 Вм
250 нТл
25 нТл
500 В
7.6 Освещение
Правильноустановленное освещение обеспечивает хорошую видимость и создает благоприятныеусловия труда. Недостаточное освещение вызывает преждевременное утомление,притупляет внимание, снижает производительность. Требуемый уровень освещенияопределяется степенью точности зрительных работ. В дневное время сутокиспользуется естественное освещение. Оно обеспечивает хорошую освещенность,равномерность, экономичность, благоприятно воздействует на зрение. В помещениииспользуется естественное боковое освещение через оконные проемы.
Принедостаточном естественном освещении необходимо применять искусственноеосвещение, которое обеспечивается люминесцентными лампами. Это объясняется тем,что они имеют спектр, близкий к естественному и используются в помещениях сповышенными требованиями к цветопередаче и качеству освещения, а также принебольшой высоте светильников.
Нормативнымдокументом по искусственному и естественному освещению является СНиП 23–05–95.Нормы ориентируются на 8 разрядов в зависимости от размеров различаемой детали.Так как приходится вводить данные в ЭВМ, то наименьший размер объектаразличения составляет 0.3–0.5 миллиметра. Следовательно, данная работаотносится к зрительным работам высокой точности. В соответствии со СНиП 23–05–95определяется наименьшая освещенность рабочих поверхностей в помещении, котораяпредставлена ниже:
Наименьшаяосвещенность рабочей поверхности в помещенииХарактеристика зрительной работы Разряд зрительной работы Освещенность, лк Система комбинированного освещения Система общего освещения Высокой точности III б 1000 300
Впомещениях, где выполняются работы III–IV разрядов, рекомендуется применятьсистему комбинированного освещения, которая представляет собой дополнениеобщего освещения местным. Освещение рабочей поверхности, создаваемоесветильником общего освещения в системе комбинированного, должна составлять 10%нормированного для комбинированного. При этом наибольшее и наименьшее значенияосвещенности рабочей поверхности для светильников общего назначения должныприниматься в пределах 200–300 лк. Норма освещенности при общем освещениилюминесцентными лампами должна составлять 300 лк.
Впомещении будет использоваться общее освещение, которое следует выполнять ввиде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочихмест, параллельно линии зрения пользователя при рядном расположении ВДТ и ПЭВМ.
Проектированиеосветительной установки производится с помощью метода светового потока длясветотехнических расчетов. Для осветительной установки в соответствии свыбранным источником света и характером помещения подойдет светильник слюминесцентными лампами. Тип светильника – ЛСПО2. Основные характеристики светильникаприведены в следующей таблице:
Основныехарактеристики светильника ЛСПО2Тип Кол-во и мощность ламп, Вт Характер распределения светового потока Тип КСС Защитный угол, град КПД, % Размеры, мм Применение ЛСПО2 2x40 Прямого света Д 15 75 1234x 276 x 156 Для помещений с нормальными условиями среды
1. Расчетная высота подвеса светильниканад рабочей поверхностью:
/>, м.
2. Расстояние между светильниками:
/>, м.
3. Расстояние от стен до крайнихсветильников:
/>м.
4. Расстояние между светильниками в ряду:
/>, м.
5. Индекспомещения вычисляется по формуле:
/> />
где А – длинапомещения, м;
В-ширинапомещения, м;
h – расчетнаявысота подвеса светильника над рабочей поверхностью, м.
6. Расчетчисла светильников в осветительной установке производится по формуле:
/> />
где />-нормированная освещенность рабочейповерхности, лк;
/>-площадь помещения, м2;
/> — коэффициент запаса;
/> – коэффициент неравномерности освещения;
/> – количество ламп в одном светильнике;
/>-коэффициент использования светового потока вдолях единицы;
/>-световой поток одной лампы, лм.
Коэффициентзапаса /> учитывает возможность уменьшения освещения впроцессе эксплуатации осветительной установки и принимается равным 1,5 для газоразрядныхламп.
Коэффициентиспользования /> излучаемого светильникамисветового потока зависит от типа кривой силы света светильника, отгеометрических параметров помещения и коэффициента отражения потолка, стен ирабочей поверхности или пола.
7.9 Организациирежима труда и отдыха при работе с ПЭВМ
Общие требования к организации режима труда и отдыха приработе с ВДТ иПЭВМ по СанПиН 2.2.22.4.1340–03 при работе с ВДТ и ПЭВМ:
1) Рабочие места с ВДТ и ПЭВМ по отношению к световымпроемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку,преимущественно слева.
2) Схемыразмещения рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ должны учитывать расстояния между рабочимистолами с видеомониторами, которое должно быть не менее 2,0 м, арасстояние между боковыми поверхностями видеомониторов – не менее 1,2 м.
3) Рабочие места с ВДТ и ПЭВМ в залахэлектронно-вычислительных машин или в помещениях с источниками вредных производственныхфакторов должны размещаться в изолированных кабинах с организованнымвоздухообменом.
4) Оконные проемы в помещениях использования ВДТ и ПЭВМдолжны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа: жалюзи, занавесей,внешних козырьков и др.
5) Рабочие места с ВДТ и ПЭВМ при выполнении творческойработы, требующей значительного умственного напряжения или высокой концентрациивнимания, следует изолировать друг от друга перегородками высотой 1,5–2,0 м.
6) Шкафы, сейфы, стеллажи для хранения дисков, дискет,комплектующих деталей, запасных блоков ВДТ и ПЭВМ, инструментов, следуетрасполагать в подсобных помещениях. При отсутствии подсобных помещенийдопускается размещение шкафов, сейфов и стеллажей в помещенияхнепосредственного использования ВДТ и ПЭВМ при соблюдении требований к площадипомещений и требований, изложенных в настоящем разделе.
7) При конструировании оборудования и организации рабочегоместа пользователя ВДТ и ПЭВМ следует обеспечить соответствие конструкции всехэлементов рабочего места и их взаимного расположения эргономическим требованиямс учетом характера выполняемой пользователем деятельности, комплексноститехнических средств, форм организации труда и основного рабочего положенияпользователя.
8) Конструкциярабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочейповерхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивныхособенностей, характера выполняемой работы. При этом допускается использованиерабочих столов различных конструкций, отвечающих современным требованиямэргономики.
9) Конструкция рабочего стула должна обеспечиватьподдержание рациональной рабочей позы при работе на ВДТ и ПЭВМ, позволятьизменять позу с целью снижения статического напряжения мышц шейно-плечевойобласти и спины для предупреждения развития утомления. Тип рабочего стула долженвыбираться в зависимости от характера и продолжительности работы с ВДТ и ПЭВМ сучетом роста пользователя.
10) Экран видеомонитора должен находиться от глазпользователя на оптимальном расстоянии 600–700 мм, но не ближе 500 ммс учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.
11) Впомещениях с ВДТ и ПЭВМ ежедневно должна проводиться влажная уборка.
12) Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны быть оснащены аптечкойпервой помощи и углекислотными огнетушителями.
Выводы
В разделебыли рассмотрены безопасность и санитарно-гигиенические условия труда на рабочемместе пользователя ПЭВМ:
данахарактеристика санитарно-гигиенических условий труда;
обоснована ивыбрана система вентиляции, произведен расчет необходимого воздухообмена;
обоснована ивыбрана система освещения, установлены нормы на освещение рабочих мест,произведен расчет осветительной установки;
даныхарактеристики электрооборудования и применяемой электрической сети;
указанывозможные причины и источники возникновения пожара, установлен перечень первичныхсредств пожаротушения.
Списоклитературы
1. http:www.dklab.runablas/2.html– статья о сравнении PHP с Perl.
Люк Веллинг, Лора Томсон«Разработка WEB – приложений с помощью PHP и MySQL», 3-е издание. – Пер. с англ. – М.: Издательскийдом «Вильямс», 2005. – 880 с.
2. Л. Аргерих, В. Чой,Д. Коггсхол, К. Эгервари, М. Гейслер, З. Гринт, Э. Хилл,К. Хаббард, Д. Мур, Д.О’Делл, Д. Париз, Х. Рават, Т. Сани,К. Сколло, Д. Томас, К. Ульман «Профессиональное PHP программирование», 2-еиздание. – Пер. с англ. – СПб: Символ-Плюс, 2004. – 1048 с.
3. Д.В. Котеров«Самоучитель PHP4», СПб: БХВ-Петербург, 2001 – 576 с.
Четвериков В.Н., Ревунков Г.И. Базыи банки данных: учебник для вузов по специальности «АСУ». М.: Высшая школа,1987 г., 248 с.
4. Полищук Ю.М., Хон В.Б.,Теория автоматизированных банков информации. М.: Высшая школа, 1989 г.,184 с.
Мартин Дж. Организациябаз данных в вычислительных системах. М.: «Мир», 1980 г. 662 с.
5. Дейт К. Введение всистемы баз данных. М.: «Наука», 1980, 463 с.
Ульман Дж. Основы систембаз данных. М.: «Финансы и статистика», 1983., 334 с.
6. Дрибас В.П. Реляционныемодели данных. Минск, БГУ, 1982 г., 192 с.