Реферат по предмету "Информатика"


Структура информационных ресурсов России

--PAGE_BREAK--
4.Информационные ресурсы Государственной системы статистики

Информационные ресурсы Государственной системы статистики включают:
информационные фонды по отраслям статистики; информационные фонды интегрированных баз данных, Единый государственный регистр предприятий и организаций (ЕГРПО); статистическую информацию первичных отчетов.
Информационные ресурсы регионального уровня формируются региональными комитетами государственной статистики на основе средств электронной обработки данных с последующей загрузкой в региональные базы данных, регистры и субрегистры по основным направлениям статистики. На федеральном уровне обеспечивается формирование информационных ресурсов, характеризующих макроэкономические показатели и экономические балансы, основные показатели деятельности отраслей экономики, институциальные преобразования в экономике и развитие негосударственного сектора, инвестиции, цены и тарифы, трудовые ресурсы, заработную плату и занятость населения, финансы, внешнеэкономическую деятельность, доходы и уровень жизни населения, демографические показатели, правонарушения, природные ресурсы и охрана окружающей среды, социально-экономическое положение регионов Российской Федерации, статистическую информацию федеральных органов исполнительной власти.

В локальной вычислительной сети Госкомстата России представлены интегрированная база федерального уровня, содержащая значения статистических показателей и Банк готовых документов (БГД), содержащий официальные публикации (документы) Госкомстата России федерального и регионального уровней. Актуализация БГД осуществляется посредством телекоммуникаций через компьютерный узел связи Госкомстата России.

Основной формой распространения статистической информации является публикация статистических сборников и пресс-выпусков для средств массовой информации. Для распространения содержащихся в БГД статистических публикаций в электронном виде Госкомстат России отрабатывает три направления: на основе собственных телекоммуникационных средств, через сеть Интернет, на CD-ROM.

Информация, предоставляемая Госкомстатом России является основой для формирования значительной части информационных ресурсов органов государственной власти.

Одна из наиболее острых проблем использования информационных ресурсов Государственной системы статистики — это потребность различных категорий пользователей в данных первичного статистического учета, которой противоречит отнесение этих данных к конфиденциальной информации. Решение проблемы видится в создании модифицированных версий информационных ресурсов первичного статистического учета на основе обезличивания этих данных. Кроме того, ресурсы на основе многих статистических форм могут быть открыты без всякого ущерба для субъектов этих сведений.

5.Государственная система правовой информации

В соответствии с Президентской программой «Правовая информатизация федеральных органов государственной власти», утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 1995 г. № 808, задачи сбора, обработки, хранения, анализа правовой информации и организации ее использования возложены на Минюст России.

Центральным узлом информационно-вычислительной системы Минюста России является Научный центр правовой информации при Минюсте России (НЦПИ). В 43 субъектах Российской Федерации созданы учреждения Минюста России — центры правовой информатизации (ЦПИ).

К числу основных информационных ресурсов Минюста России относятся:
комплекс баз данных правовой информации, объединенных в программно-технологический комплекс (ПТК) «ФОНД», содержащий более 340 тыс. правовых актов СССР и законодательства Российской Федерации, начиная с 1922 г.; база данных действующего российского законодательства «ЭТАЛОН», содержащая около 30 тыс. действующих нормативных актов в актуальной редакции; фонды правовых актов на бумажных носителях; Государственный реестр общественных объединений и религиозных организаций; база данных судебной статистики. Значительные ресурсы правовой информации имеются в ФАПСИ. Фонд правовой информации ФАПСИ представлен шестью информационно-справочными системами: «Банк правовых актов», «Электронное собрание законодательства Российской Федерации», «Электронные бюллетени и Вестник Высшего Арбитражного суда Российской Федерации», «Централизованная картотека правовых актов субъектов Российской Федерации», «Банк правовых актов субъектов Российской Федерации», «Банк ведомственных правовых актов».
Фонды и банки данных правовой информации создаются также и в других федеральных ведомствах и региональных органах власти. При этом координация этих структур с информационной системой Минюста России явно недостаточна. Это отрицательно отражается на критических для правовой информации параметрах полноты и актуальности создаваемых баз данных. Во многих случаях имеется дублирование функций, что в условиях резкой нехватки ресурсов особенно нетерпимо.

6.Информационные ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления

Особый характер и значение имеют информационные ресурсы органов власти и управления. Здесь имеются две схемы формирования информационных ресурсов:
централизованное информационное обеспечение органов государственной власти федерального и регионального уровней, осуществляемое ФАПСИ; самостоятельное формирование необходимых информационных ресурсов — федеральными, региональными и муниципальными органами власти и подчиненными им организациями.
Система централизованного информационного обеспечения базируется на использовании крупных политематических информационных ресурсов, включающих: фонд социально-экономической информации о Российской Федерации и ее регионах, фонд информации о чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации и фонд правовой информации. Основными источниками информации являются Госкомстат России, министерства и ведомства (МВД России, МЧС России, Минтопэнерго России, Минатом России и др.), а также информационно-справочные системы, содержащие акты палат Федерального Собрания Российской Федерации, решений Конституционного Суда, вестники и бюллетени Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

В органах государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных органах в течение прошедших трёх-пяти лет было создано большое количество разнообразных информационных ресурсов в виде массивов документов, баз данных и информационных массивов в функциональных автоматизированных информационных системах, эксплуатируемых в основном на базе локальных вычислительных сетей. Однако недостаточная координация на федеральном и региональном уровнях деятельности по созданию таких систем привела к тому, что ведомственные подразделения региональных органов управления и органы местного самоуправления зачастую формируют информационные ресурсы независимо друг от друга.

В последнее время происходит смещение приоритетов из сферы разработки функциональных систем для отдельных подразделений аппарата управления в сферу создания единых систем первичных информационных ресурсов региона. Особенно динамично развиваются сейчас процессы создания баз данных кадастрового типа, в которых собирается первичная информация об объектах и субъектах социально-экономических отношений.

Для органов власти всех уровней остаются характерными слабое «горизонтальное» информационное взаимодействие и слабое развитие информационных ресурсов, предназначенных для массового информационного обслуживания населения по вопросам, связанным с деятельностью этих органов. Это способствует консервации закрытости и недемократичности российской власти. С другой стороны, организация регулярного информационного обслуживания граждан требует ресурсов, которых, как правило, у органов власти не хватает.

Наиболее перспективным способом решения этих проблем является размещение всех открытых информационных ресурсов органов власти на общедоступных сайтах Интернет либо передача их для организации информационного обслуживания в соответствующие федеральные и региональные библиотеки. Подобная модель доступа граждан к информационным ресурсам органов власти принята в США и ряде других стран.

7.Информационные ресурсы отраслей материального производства

Основу информационных ресурсов предприятий и организаций отраслей материального производства составляют электронные массивы информации (банки и базы данных, вспомогательные информационные файлы управленческого и технологического назначения и т.д.) и традиционные справочно-информационные фонды.

Электронные массивы информации имеют 60% предприятий гражданских отраслей промышленности, 70% предприятий оборонного комплекса (ОК) и 47% предприятий агропромышленного комплекса (АПК). Предприятия ОК (23% от общего количества предприятий) используют 46% и создают 51,4% от суммарного количества электронных массивов информации. Почти все массивы (93%) они формируют самостоятельно. Предприятия АПК (46,4% от общего количества предприятий) используют 16% информационных массивов и создают не более 10% от их суммарного количества. Половину используемых массивов они формируют сами.

В последние годы произошла существенная тематическая эволюция: интерес к информации научного плана снизился в тех отраслях, которые претерпели максимальную перестройку (структурно-институциональную и функционально-целевую), и в наименьшей степени в отраслях промышленности, основывающихся на достижениях научно-технического прогресса (космическая, атомная, химическая, металлургическая). Ежегодно констатируемое уменьшение количества и объемов НИОКР в отраслях привело также и к серьезному уменьшению масштабов информационно-аналитических работ в области прикладных наук по проблемам научно-исследовательских и проектно-конструкторских работ.

Многие создаваемые десятилетиями государственные информационные ресурсы, носящие перспективный научно-прикладной характер, оказались свернутыми или ликвидированными. При реорганизациях управления промышленностью в 1996-98 гг. произошло дальнейшее свёртывание информационной деятельности.

Категорически недопустимым является начинающийся в промышленности «мертвый информационный сезон», который долгие годы будет сказываться на состоянии промышленности, науки и техники.

8.Информация о природных ресурсах, явлениях и процессах

Основным содержанием деятельности большого числа государственных организаций, относящихся к различным ведомствам, являются исследование разного рода природных объектов, явлений, процессов, сбор и анализ данных о них. Требования к полноте и точности сведений о природных объектах и процессах обычно весьма высоки, также как и стоимость, и трудоемкость выявления и сбора этих сведений. К тому же такая информация многообразна и часто трудно сопоставима.

Проблема сопоставимости разнообразной информации о природных объектах может быть частично преодолена за счет возможности ее естественной пространственной привязки на основе географических информационных систем (ГИС). Работы по созданию ГИС возглавляет Роскартография, которая руководит всеми топографо-геодезическими и картографическими работами в стране. Значительную часть работ ведут российские университеты. ГИС разного назначения и территориального охвата создаются в исследовательских институтах Академии наук, отраслевых научно-производственных организациях и учреждениях. За последние 5 лет появилось довольно много коммерческих фирм, занимающихся цифровым картографированием и ГИС в целом. В основном сложился небольшой, но быстро развивающийся российских рынок ГИС-продуктов.

В то же время разнообразие задач, для решения которых необходима информация о природных ресурсах и явлениях, разнообразие самих описываемых объектов, процессов и подходов к отображению информации о них не позволяют говорить о множестве информационных ресурсов данной группы как о единой системе. В настоящее время информация о природных ресурсах, явлениях и процессах сосредоточена в нескольких (не всегда четко организованных) отраслевых системах и секторах информационной сферы.

Наиболее крупной из этих систем является создаваемая в МПР России Единая информационная система недропользования (ЕИСН) в составе:
Всероссийских геологических фондов — Федеральный геологический фонд (Росгеолфонд), 5 специализированных и 62 территориальных геологических фондов субъектов Российской Федерации; Государственного банка цифровой геологической информации и информации о недропользовании в России — Главный научно-исследовательский и информационно-вычислительный центр, 9 специализированных и 11 региональных информационных компьютерных центров с филиалами; банка данных государственного мониторинга геологической среды (ГМГС) — государственный, региональные (3) и территориальные (57) центры ГМГС; музейно-библиотечных и коллекционных фондов, фондов эталонов минерального сырья и кернового материала.
В настоящее время актуальной задачей является перевод в цифровую форму значительных объемов ранее полученных информационных ресурсов, в основном накопленных на бумажных носителях и содержащих всю информацию о Земле и находящихся в ней полезных ископаемых, собранную за 300-летнюю историю геологической службы России. О серьёзности проблемы свидетельствует тот факт, что объем государственных геологических информационных ресурсов ежегодно увеличивается не менее чем на 3000-4000 Гб.

Проблема массового перевода архивных данных на современные виды носителей остро стоит и в области гидрометеорологии, где важнейшим информационным ресурсом является Российский государственный фонд данных о состоянии окружающей природной среды. Совокупность данных Фонда разбивается на три группы:
данные на машиночитаемых носителях; данные, хранящиеся на бумажных носителях (таблицы, карты, тексты); данные, хранящиеся на микропленке и микрофишах.
На машиночитаемых носителях представлены результаты наблюдений за параметрами окружающей среды с начала инструментальных наблюдений (1725 г.) общим объемом более 1 Тб. Ежегодное пополнение (без учета спутниковых данных) составляет 100 Гб.

Информация по другим тематическим направлениям, связанным с природными ресурсами и явлениями (например, экологическая информация), в гораздо большей степени распылена по организациям различных отраслей, органам управления и научным учреждениям. На федеральном уровне практически отсутствуют активно работающие на внешнего пользователя информационные фонды, сравнимые по объему с фондами федеральных центров данных по геологической и гидрометеорологической информации. В то же время на уровне субъектов Российской Федерации в ряде регионов под эгидой администраций создаются достаточно крупные информационные фонды, базы данных, кадастры, содержащие информацию о земельных, лесных и некоторых иных природных ресурсах.

9.Информационные ресурсы социальной сферы

Уровень развития информационных ресурсов в значительной степени определяет качество функционирования отраслей социальной сферы. Наиболее развитые системы государственных информационных ресурсов в этих отраслях традиционно имелись в здравоохранении и образовании.

Специализированными информационными организациями Минздрава России являются:
Государственная центральная научная медицинская библиотека (государственный орган научно-технической информации по медицине и здравоохранению), Информационно-аналитический центр Минздрава России, Информационно-вычислительные центры (61) и отделы АСУ (56) субъектов Российской Федерации, НПО «Медсоцэкономинформ».
Основой системы информационных ресурсов в области образования традиционно являлись библиотеки более 500 российских вузов с общим фондом свыше 300 млн. ед.хр. Развитие структуры информационных ресурсов идет в двух основных направлениях:
создание системы региональных центров информации (21), региональных центров новых информационных технологий (НИТ), краевых, республиканских, областных, городских центров НИТ (57) и 13 специализированных центров НИТ во главе с Центром информатизации Минобразования России; создание Федеральной университетской сети RUNNet.
Быстро активизируется разработка методов дистанционного образования. В сети Интернет представлено большинство российских вузов.

В других отраслях социальной сферы (занятости и социального обеспечения, физической культуры и туризма, миграционной службы, пенсионного обеспечения, медицинского и социального страхования и т.д.) информационные ресурсы создаются и используются непосредственно в функциональных организациях соответствующих ведомств и служб. Чаще всего информационные ресурсы используются только для внутриведомственного справочно-информационного обслуживания. Координация деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов социальной сферы недостаточна. Несмотря на то, что все отрасли социальной сферы используют в значительной степени пересекающуюся информацию о населении, информационное взаимодействие между организациями различных служб ограничено. Также узок спектр информационных услуг для населения. Таким образом, создается парадоксальная ситуация: информация о населении является малодоступной широким слоям населения. Все более очевидной становится необходимость формирования единого полноценного регистра населения.

10.Информационные ресурсы в сфере финансов и внешнеэкономической деятельности

К наиболее крупным государственным информационным ресурсам в данной сфере относятся:
базы данных по содержанию федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, Реестр паспортов импортных сделок, Реестр страховых организаций России (Минфин России); Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%, фонд учредительных документов ФПГ, союзов, ассоциаций (ГАК России); Реестр собственности Российской Федерации (Мингосимущество России); базы данных грузовых таможенных деклараций (ГТК России); базы данных по лицензированию и надзору за деятельностью участников рынка ценных бумаг (ФКЦБ России); базы данных «Налоговая отчетность», Государственный реестр налогоплательщиков (Министерство Российской Федерации по налогам и сборам); данные о фактах нарушения налогового законодательства и о лицах, совершивших налоговые преступления (ФСНП России); фонд лицензий на банковскую и аудиторскую деятельность, базы данных по движению бюджетных средств в банках, базы данных по контролю и учету валютных операций (Банк России) и другие ресурсы.
Финансово-экономическая информация относится к сектору российского рынка, который способен развиваться за счёт платёжеспособного спроса, к тому же он активно поддерживается ведущими информационными агентствами, например, Reuters.

При отсутствии со стороны государства механизмов, обеспечивающих равный доступ к отраслевой и ведомственной информации, созданной на средства налогоплательщиков, преимущества на информационном рынке получают коммерческие фирмы, функционирующие при государственных структурах. Более 30 министерств и ведомств имеют при себе коммерческие организации, бесплатно пользующиеся централизовано собранными информационными ресурсами и по довольно высокой цене предлагающие информационные услуги на их основе. Ряд из них бесплатно или по льготным ценам обслуживают бюджетные организации, как правило, по узкому спектру услуг, и монопольно устанавливают цены для высоко- и средне — платёжеспособных потребителей. Потребители с низкой платёжеспособностью вынуждены пользоваться услугами «чёрного» рынка, которые зачастую предоставляют недостоверную или устаревшую информацию.

Развитию цивилизованного рынка финансово-экономической информации мешает отсутствие регламентов доступа к официальной информации. Ее практически нельзя получить легально либо её приобретение стоит очень дорого. В большинстве ведомств в открытом доступе не представляются базы несекретных данных. Как и в других областях низок уровень межведомственного взаимодействия при формировании и использовании государственных информационных ресурсов.

3. Управление информационными ресурсами

Информационная деятельность является неотъемлемой частью деятельности любых государственных органов и организаций. Важнейшей обязанностью всех органов государственного управления должно быть формирование и эффективное использование информационных ресурсов, отражающих и обеспечивающих их деятельность. По этим причинам управление государственными информационными ресурсами должно осуществляться непосредственно в процессах государственного управления.

Обязанности государства в области управления государственными информационными ресурсами включают:
обеспечение полноты создания первичных и производных информационных массивов и продуктов, составляющих государственные информационные ресурсы; надежное хранение и защиту этих продуктов; обеспечение свободного доступа граждан и организаций к государственным информационным ресурсам, не содержащим сведений, составляющих государственную, коммерческую, служебную или личную тайну; оптимизацию затрат бюджетных средств на формирование, использование и защиту государственных информационных ресурсов; координацию деятельности различных ведомственных и региональных структур, а также негосударственных организаций при формировании информационных ресурсов; создание условий для эффективного использования информационных ресурсов в деятельности органов власти и государственных учреждений.
Для организации управления информационными ресурсами необходимо:
создать соответствующую нормативно-правовую базу, определить состав и правомочия владельцев информационных ресурсов, сформировать необходимые финансово-экономические и организационные ресурсы и механизмы.     продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Карбування металів як один з давніх видів народного декоративно-прикладного мистецтва України
Реферат Биологически активные добавки к пище при коррекции массы тела и лечении атеросклероза
Реферат Движение как общий принцип существования мира
Реферат История Астрахани
Реферат Становление школы с этнокультурным компонентом
Реферат Социальный конфликт 2
Реферат Социология Т. Парсонса
Реферат География угольной промышленности России 2
Реферат Гра "Арканоід" на основі XNA Framework
Реферат Правовые проблемы транспортно-экспедиторской деятельности
Реферат Профицит федерального бюджета и его распределение
Реферат Оценка инженерной, пожарной и химической обстановок на ОНХ Маш завод
Реферат Музыкальная драматургия в рок музыке
Реферат Кодирование чисел, символов и графической информации , единицы измерения данных
Реферат Научный метод познания. Антропный принцип