--PAGE_BREAK--4.1.5 Требования к безопасности
Все внешние элементы технических средств системы, находящиеся под напряжением, должны иметь защиту от случайного прикосновения, а сами технические средства иметь зануление или защитное заземление в соответствии с ГОСТ 12.1.030-81 и ПУЭ.
Система электропитания должна обеспечивать защитное отключение при перегрузках и коротких замыканиях в цепях нагрузки, а также аварийное ручное отключение.
Общие требования пожарной безопасности должны соответствовать нормам на бытовое электрооборудование. В случае возгорания не должно выделяться ядовитых газов и дымов. После снятия электропитания должно быть допустимо применение любых средств пожаротушения.
Факторы, оказывающие вредные воздействия на здоровье со стороны всех элементов системы (в том числе инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское и электромагнитное излучения, вибрация, шум, электростатические поля, ультразвук строчной частоты и т.д.), не должны превышать действующих норм (СанПиН 2.2.2./2.4.1340-03 от 03.06.2003 г.).
4.1.6 Требования к эргономике и технической эстетике
Взаимодействие пользователей с прикладным программным обеспечением, входящим в состав системы должно осуществляться посредством визуального графического интерфейса (GUI). Интерфейс системы должен быть понятным и удобным, не должен быть перегружен графическими элементами и должен обеспечивать быстрое отображение экранных форм. Навигационные элементы должны быть выполнены в удобной для пользователя форме. Средства редактирования информации должны удовлетворять принятым соглашениям в части использования функциональных клавиш, режимов работы, поиска, использования оконной системы. Ввод-вывод данных системы, прием управляющих команд и отображение результатов их исполнения должны выполняться в интерактивном режиме. Интерфейс должен соответствовать современным эргономическим требованиям и обеспечивать удобный доступ к основным функциям и операциям системы.
Интерфейс должен быть рассчитан на преимущественное использование манипулятора типа «мышь», то есть управление системой должно осуществляться с помощью набора экранных меню, кнопок, значков и т. п. элементов. Клавиатурный режим ввода должен используется главным образом при заполнении и/или редактировании текстовых и числовых полей экранных форм.
Все надписи экранных форм, а также сообщения, выдаваемые пользователю (кроме системных сообщений) должны быть на русском языке.
Система должна обеспечивать корректную обработку аварийных ситуаций, вызванных неверными действиями пользователей, неверным форматом или недопустимыми значениями входных данных. В указанных случаях система должна выдавать пользователю соответствующие сообщения, после чего возвращаться в рабочее состояние, предшествовавшее неверной (недопустимой) команде или некорректному вводу данных.
Экранные формы должны проектироваться с учетом требований унификации:
– все экранные формы пользовательского интерфейса должны быть выполнены в едином графическом дизайне, с одинаковым расположением основных элементов управления и навигации;
– для обозначения сходных операций должны использоваться сходные графические значки, кнопки и другие управляющие (навигационные) элементы. Термины, используемые для обозначения типовых операций (добавление информационной сущности, редактирование поля данных), а также последовательности действий пользователя при их выполнении, должны быть унифицированы;
– внешнее поведение сходных элементов интерфейса (реакция на наведение указателя «мыши», переключение фокуса, нажатие кнопки) должны реализовываться одинаково для однотипных элементов.
Система должна соответствовать требованиям эргономики и профессиональной медицины при условии комплектования высококачественным оборудованием (ПЭВМ, монитор и прочее оборудование), имеющим необходимые сертификаты соответствия и безопасности Росстандарта.
4.1.7 Требования к транспортабельности для подвижных АС
Требования не предъявляются.
4.1.8 Требования к эксплуатации, техническому обслуживанию, ремонту и хранению компонентов системы
Система должна быть рассчитана на эксплуатацию в составе программно–технического комплекса Заказчика и учитывать разделение ИТ инфраструктуры Заказчика на внутреннюю и внешнюю. Техническая и физическая защита аппаратных компонентов системы, носителей данных, бесперебойное энергоснабжение, резервирование ресурсов, текущее обслуживание реализуется техническими и организационными средствами, предусмотренными в ИТ инфраструктуре Заказчика.
Для нормальной эксплуатации разрабатываемой системы должно быть обеспечено бесперебойное питание ПЭВМ. При эксплуатации система должна быть обеспечена соответствующая стандартам хранения носителей и эксплуатации ПЭВМ температура и влажность воздуха.
Периодическое техническое обслуживание используемых технических средств должно проводиться в соответствии с требованиями технической документации изготовителей, но не реже одного раза в год.
Периодическое техническое обслуживание и тестирование технических средств должны включать в себя обслуживание и тестирование всех используемых средств, включая рабочие станции, серверы, кабельные системы и сетевое оборудование, устройства бесперебойного питания.
В процессе проведения периодического технического обслуживания должны проводиться внешний и внутренний осмотр и чистка технических средств, проверка контактных соединений, проверка параметров настроек работоспособности технических средств и тестирование их взаимодействия.
На основании результатов тестирования технических средств должны проводиться анализ причин возникновения обнаруженных дефектов и приниматься меры по их ликвидации.
Восстановление работоспособности технических средств должно проводиться в соответствии с инструкциями разработчика и поставщика технических средств и документами по восстановлению работоспособности технических средств и завершаться проведением их тестирования. При вводе системы в опытную эксплуатацию должен быть разработан план выполнения резервного копирования программного обеспечения и обрабатываемой информации. Во время эксплуатации системы, персонал, ответственный за эксплуатацию системы должен выполнять разработанный план.
Размещение помещений и их оборудование должны исключать возможность бесконтрольного проникновения в них посторонних лиц и обеспечивать сохранность находящихся в этих помещениях конфиденциальных документов и технических средств.
Размещение оборудования, технических средств должно соответствовать требованиям техники безопасности, санитарным нормам и требованиям пожарной безопасности.
Все пользователи системы должны соблюдать правила эксплуатации электронной вычислительной техники.
Квалификация персонала и его подготовка должны соответствовать технической документации.
4.1.9 Требования к защите информации от несанкционированного доступа
Требования не предъявляются.
4.1.10 Требования по сохранности информации при авариях
Программное обеспечение АС Кадры должно восстанавливать свое функционирование при корректном перезапуске аппаратных средств. Должна быть предусмотрена возможность организации автоматического и (или) ручного резервного копирования данных системы средствами системного и базового программного обеспечения (ОС, СУБД), входящего в состав программно технического комплекса Заказчика.
Приведенные выше требования не распространяются на компоненты системы, разработанные третьими сторонами и действительны только при соблюдении правил эксплуатации этих компонентов, включая своевременную установку обновлений, рекомендованных производителями покупного программного обеспечения.
4.1.11 Требования к защите от влияния внешних воздействий
Требования не предъявляются.
4.1.12 Требования к патентной частоте
Требования не предъявляются.
4.1.13 Требования по стандартизации и унификации
Взаимодействие пользователей с прикладным программным обеспечением, входящим в состав системы должно осуществляться посредством визуального графического интерфейса (GUI). Интерфейс системы должен быть понятным и удобным, не должен быть перегружен графическими элементами и должен обеспечивать быстрое отображение экранных форм. Навигационные элементы должны быть выполнены в удобной для пользователя форме. Средства редактирования информации должны удовлетворять принятым соглашениям в части использования функциональных клавиш, режимов работы, поиска, использования оконной системы. Ввод-вывод данных системы, прием управляющих команд и отображение результатов их исполнения должны выполняться в интерактивном режиме. Интерфейс должен соответствовать современным эргономическим требованиям и обеспечивать удобный доступ к основным функциям и операциям системы.
Интерфейс должен быть рассчитан на преимущественное использование манипулятора типа «мышь», то есть управление системой должно осуществляется с помощью набора экранных меню, кнопок, значков и т. п. элементов. Клавиатурный режим ввода должен используется главным образом при заполнении и/или редактировании текстовых и числовых полей экранных форм.
Все надписи экранных форм, а также сообщения, выдаваемые пользователю (кроме системных сообщений) должны быть на русском языке.
Экранные формы должны проектироваться с учетом требований унификации:
– все экранные формы пользовательского интерфейса должны быть выполнены в едином графическом дизайне, с одинаковым расположением основных элементов управления и навигации;
– для обозначения сходных операций должны использоваться сходные графические значки, кнопки и другие управляющие (навигационные) элементы. Термины, используемые для обозначения типовых операций (добавление информационной сущности, редактирование поля данных), а также последовательности действий пользователя при их выполнении, должны быть унифицированы;
– внешнее поведение сходных элементов интерфейса (реакция на наведение указателя «мыши», переключение фокуса, нажатие кнопки) должны реализовываться одинаково для однотипных элементов.
Система должна соответствовать требованиям эргономики и профессиональной медицины при условии комплектования высококачественным оборудованием (ПЭВМ, монитор и прочее оборудование), имеющим необходимые сертификаты соответствия и безопасности Росстандарта.
4.1.14 Дополнительные требования
Дополнительные требования не предъявляются.
4.2 Требования к функциям (задачам), выполняемым системой
Перечень функций справочников должен быть уточнен на стадиях технического проектирования и опытной эксплуатации.
Подсистема управления нормативно-справочной информацией должна обеспечивать ведение следующих справочников и реестров:
— Реестр «Врачи»;
— Реестр «Приёмы»;
— Реестр «Курсы лечения»;
— Реестр «Рег. карты»;
— Реестр «Пациенты»;
Реестр «Врачи»:
Реестр «Врачи» должен обеспечивать возможность обработки необходимого набора атрибутов, включая:
— Фамилия Имя Отчество;
— № паспорта врача;
— Специализация;
— Дата рождения;
— Заслуги;
Реестр «Приёмы»:
Реестр «Приёмы» должен обеспечивать возможность обработки необходимого набора атрибутов, включая:
— № паспорта врача;
— Регистрационный номер;
— Дата приёма;
— № приёма;
Реестр «Курсы лечения»:
Реестр «Курсы лечения» должен обеспечивать возможность обработки необходимого набора атрибутов, включая:
— № курса;
— Регистрационный номер;
— № приёма;
— Описание курса;
Реестр «Рег. карта»:
Реестр «Рег. карта» должен обеспечивать возможность обработки необходимого набора атрибутов, включая:
— ФИО;
— Регистрационный номер;
— Адрес;
— Дата рождения;
— № телефона;
— страховая компания;
— номер страховки;
Реестр «Пациенты»:
Реестр «Пациенты» должен обеспечивать возможность обработки необходимого набора атрибутов, включая:
— ФИО;
— Регистрационный номер;
— Адрес;
— Дата рождения;
— № телефона;
4.3 Требования к видам обеспечения
Требования не предъявляются.
4.3.1 Требования к математическому обеспечению системы
Требования не предъявляются.
4.3.2 Требования к информационному обеспечению системы
Требования не предъявляются.
4.3.3 Требования к лингвистическому обеспечению системы
Требования не предъявляются.
4.3.4 Требования к программному обеспечению системы
Требования не предъявляются.
4.3.5 Требования к техническому обеспечению
В состав комплекса должны следующие технические средства:
– Серверы БД;
– ПК пользователей;
– ПК администраторов.
Серверы БД должны быть объединены в отказоустойчивый кластер. Серверы приложений должны образовывать кластер с балансировкой нагрузки.
Серверы БД, серверы приложений и сервер системы формирования отчетности должны быть объединены одной локальной сетью, с пропускной способностью не менее 100 Мбит.
Требования к техническим характеристикам серверов БД:
– Процессор – 2 х Intel Xeon 3 ГГц;
– Объем оперативной памяти – 16 Гб;
– Дисковая подсистема – 4 х 146 Гб;
– Устройство чтения компакт-дисков (DVD-ROM);
– Сетевой адаптер – 100 Мбит.
Требования к техническим характеристикам ПК пользователя и ПК администратора:
– Процессор – Intel Pentium 1.5 ГГц;
– Объем оперативной памяти – 256 Мб;
– Дисковая подсистема – 40 Гб;
– Устройство чтения компакт-дисков (DVD-ROM);
– Сетевой адаптер – 100 Мбит.
Требования к техническим характеристикам ПК пользователя и ПК администратора:
– Процессор – Intel Pentium 1.5 ГГц;
– Объем оперативной памяти – 256 Мб;
– Дисковая подсистема – 40 Гб;
– Устройство чтения компакт-дисков (DVD-ROM);
– Сетевой адаптер – 100 Мбит.
4.3.6 Требования к метрологическому обеспечению
Требования не предъявляются.
4.3.7 Требования к организационному обеспечению
Требования не предъявляются.
4.3.8 Требования к методическому обеспечению
В состав нормативно-правого и методического обеспечения системы должны входить следующие законодательные акты, стандарты и нормативы:
— Медицинские нормы
— Медицинские предписания
5 Состав и содержание работ по созданию (развитию) системы
6 Порядок приёмки и контроля системы
6.1 Виды, состав, объем и методы испытаний системы
Для защиты курсовой работы материалы отчета предоставляются в распечатанном виде и в виде демонстрационных материалов на накопителе электронных данных – дискете, флеш-накопителе данных.
Работа информационной системы при защите курсовой работы демонстрируется на компьютере на контрольных примерах.
7 Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в действие
Требования не предъявляются
8 Требования к документированию
Для системы на различных стадиях создания должны быть выпущены следующие документы из числа предусмотренных в ГОСТ 34.201–89 «Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплектность и обозначения документов при создании первой очереди АИС «Больница» приведены в таблице:
9 ИСТОЧНИКИ
1. Гагарина Л.Г., Киселев Д.В., Федотова Е.Л. Разработка и эксплуатация автоматизированных информационных систем: учебное пособие.-М.: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2007. – 384 с.
2. Голицына О.Л., Максимов Н.В., Попов И.И. Базы данных: учеб. Пособие. – М.: «Форум»: ИНФРА-М, 2007.-400 с.
3. Фуфаев Э.В., Фуфаев Д.Э. Базы данных: учебное пособие для студ. сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2008.-320 с.
4. Ю. Избачков, В. Петров, А. Васильев, И. Телина Информационные системы 3-е издание. — СПб.: Питер, 2010. – 544 с.
5. Грекул В. И.; Денищенко Г.Н., Коровкина Н.Л. Проектирование информационных систем: курс лекций: учебное пособие. М.: Интернет-Ун-т Информ. технологий, 2005
6. www.citforum.ru/ — форум информационных технологий.
7. www.intuit.ru/ -Интернет-Университет Информационных Технологий.
8. teachpro.ru/course2d.aspx?idc=250 – обучающий видеокурс по системе MS Access 2007.
9. www.mstu.edu.ru/education/materials/zelenkov/toc.html — электронный учебник по базам данных.
10. www.rugost.com/ — Сайт содержит ГОСТы, примеры разработанных документов по ГОСТ (ТЗ, ТП, РД), шаблоны документов по ГОСТ.
1.2 Техническое проектирование
1.2.1 Концептуальное проектирование
Концептуальное проектирование — сбор, анализ и редактирование требований к данным.
Для этого осуществляются следующие мероприятия:
обследование предметной области, изучение ее информационной структуры
выявление всех фрагментов, каждый из которых харакетризуется пользовательским представлением, информационными объектами и связями между ними, процессами над информационными объектами
моделирование и интеграция всех представлений
По окончании данного этапа получаем концептуальную модель, инвариантную к структуре базы данных. Часто она представляется в виде модели «сущность-связь».
Рисунок 2: ER-диаграмма
продолжение
--PAGE_BREAK--Сущности:
1.
Врачи:
· ФИО
· № паспорта врача
· Специализация
· Дата рождения
· Заслуги
2.
Приёмы:
· № паспорта врача
· Регистрационный номер
· Дата приёма
· № приёма
3.
Курсы лечения
· № курса
· Регистрационный номер
· Описание курса
· № приёма
4.
Рег. Карта
· ФИО
· Регистрационный номер
· Адрес
· Дата рождения
· № телефона
· Группа крови
· Страховая компания
· № страховки
5.
Пациенты
· ФИО
· Регистрационный номер
· Адрес
· Дата рождения
· № телефона
1.2.2 Даталогическое проектирование.
Реляционная модель данных организует и представляет данные в виде таблиц или реляций.
Реляционная схема базы данных– это схема или список, содержащий имена реляционных таблиц, имена атрибутов, ключевые атрибуты и внешние ключи.
Таблица Врачи:
Атрибут
Тип данных
Домен
Ограничения
ФИО
Текстовый
Список фамилий
NOT NULL
№ паспорта врача
Числовой
Номера паспортов
Первичный ключ
Специализация
Текстовый
Дерматолог;
Хирург;
Окулист;
Лор;
Невропатолог;
NOT NULL
Дата рождения
Дата, время
даты
NOT NULL
Заслуги
Текстовый
Список заслуг
NOT NULL
Таблица Приёмы:
Атрибут
Тип данных
Домен
Ограничения
Регистрационный номер
Числовой
Список регистрационных номеров
NOT NULL
Дата приёма
Дата
Даты
NOT NULL
№ приёма
Числовой
Номера приёмов
Первичный ключ
№ паспорта врача
Числовой
Список номеров паспортов
NOT NULL
Таблица Курсы лечения
Таблица Рег. карта:
Таблица Пациенты:
1.2.3 Физическое проектирование.
Sqlзапросы на создание таблицCREATETABLE:
CREATE
TABLEВрачи (ФИО char(50) NOTNULL, № паспорта integerNOTNULLprimarykey, Специализация char(50) NOTNULL, Дата рождения Data/time, Заслуги char(50) NOTNULL);
CREATE
TABLEПриёмы (Регистрационный номер integerNOTNULL, Дата приёма Date/timeNOTNULL, № приёма integerNOTNULLprimarykey, № паспорта врача integerNOTNULL);
CREATE
TABLEКурсы лечения (Регистрационный номер integerNOTNULL, № курса integerNOTNULLprimarykey, № приёма integerNOTNULLForeignkey, Описание курса char(50) NOTNULL);
CREATE
TABLEРег. карта (ФИО char(50) NOTNULL, Регистрационный номер integerNOTNULLprimarykey, Адрес char(50) NOTNULL, Дата рождения Date/timeNOTNULL, № телефона integerNOTNULL, Группа крови char(50) NOTNULL, Страховая компания char(50) NOTNULL, № страховки integerNOTNULL);
CREATE
TABLEПациенты (ФИО char(50) NOTNULL, Регистрационный номер integerNOTNULLprimarykey, Адрес char(50) NOTNULL, Дата рождения Data/time, № телефона integerNOTNULL);
2. Практическая часть
2.1
Программно-информационное ядро базы
Таблица «Врачи»
Таблица «Приёмы»
Таблица «Курсы лечения»
Таблица «Рег. карта»
Таблица «Пациенты»
Схема данных:
2.2 Описание метода доступа к базе данных
Метод доступа
ADO
.
Объекты данных ActiveX (ActiveX Data Objects, или ADO) — это новейший метод доступа к данным.
ADO обеспечивает средства, с помощью которых программа получает доступ к базе данных. Объекты ADO подключаются к базе данных посредством провайдера OLE DB.
OLE DB представляет собой новый, разработанный Microsoft, низкоуровневый интерфейс, обеспечивающий доступ к множеству различных типов данных.
Провайдер OLE DB предоставляет доступ объектам ADO к этим базам данным. В свою очередь, объекты ADO позволяют подключаться к данным из прикладных программ.
Специализированные элементы управления данными (DataGrid и ADO Data). С помощью элемента управления Data можно элементарно подключиться к базам данным: достаточно настроить несколько его свойств и «связать» с ним некоторые другие элементы управления, которые будут реально отображать информацию.
Все используемые в программе данные поступают от некоторого источника данных, который может представлять собой любую базу данных— в нашем случае Microsoft Access.
Существует множество различных систем баз данных, и подключиться можно практически ко всем. Технология ODBC представляет собой одно из наиболее распространенных средств подключения к самым различным источникам данных.
ADO Data содержит следующие вкладки:
General. Определяет способ подключения элемента управления ADO Data к базе данных.
RecordSource. Определяет набор записей, который элемент управления ADO Data должен получить из источника данных. Здесь можно указать имя таблицы (или хранимой процедуры) либо SQL-запрос.
Color и Font. Определяет внешний вид элемента управления ADO Data.
2.3 Клиентское программное обеспечение
2.3.1 Программные модули
Запросы к БД:
1.поискпоспециализацииврача:
procedure TForm1.Button4Click(Sender: TObject);
begin
Form7.ShowModal;
end;
2.поиск по группе крови пациента:
procedure TForm1.Button5Click(Sender: TObject);
begin
Form8.ShowModal;
end;
3.поиск по страховой компании:
procedure TForm1.Button6Click(Sender: TObject);
begin
Form9.ShowModal;
end;
продолжение
--PAGE_BREAK--