Реферат по предмету "Финансы"


Финансовое планирование в ОАО Белкард

--PAGE_BREAK--






Схема 1. Организационная структура финансового отдела ОАО «Белкард»
Основные задачи финансового отдела ОАО " Белкард":
1.     Разработка и обеспечение процессов финансового планирования, подготовка финансовых прогнозов и планов текущей деятельности, позволяющей руководить заводом, прогнозировать результаты деятельности и установление финансовой деятельности.
2.     Анализ ежемесячных, ежеквартальных или ежегодных отчетов для выявления возможностей улучшения результатов будущей работы.
3.     Оценка потенциалов важнейших проектов по инвестированию, освоению новых видов продукции и новых технологий, оценка новых законодательных актов.
4.     Обеспечение эффективной системы сбора денежных средств и осуществления отчислений и выплат.
5.     Определение необходимых объемов схем финансирования соответствующим потребностям предприятия
6.     Определение достаточной платежеспособности, позволяющей своевременно и экономически рационально рассчитываться по обязательствам.
7.     Инвестирование денежных активов завода в финансовые инструменты достаточной прибыльности и надежности.
8.     Обеспечение точной и интегральной системы отчетов, объективно и полно отражающих результаты деятельности завода.
Функции финансового отдела:
1.     Группа по контролю цен закупок:
1.1    Рассматривает все договоры на стадии переговоров, заключаемых заводом на приобретение сырья, материалов, комплектующих изделий, товаров и услуг, визирует их или дает отрицательное заключение.
1.2    Ведет учет и проводит анализ стоимости закупок.
1.3    Проводит анализ стоимости предоставленных предприятию услуг.
1.4    Разрабатывает форму для ведения учета цен на закупки.
1.5    Производит технико-экономический анализ эффективного использования закупаемых энергоресурсов.
2.     Группа по контролю цен реализации и оперативной работе.
2.1    Обеспечивает участие отдела в разработке текущих и перспективных планов производства в натуральном и денежном выражении.
2.2    Участвует в заключении договоров с заказчиками на поставку продукции, согласовании условий этих договоров в части установления отпускных цен и сроков расчетов.
2.3    Занимается выполнением работ, связанных с реализацией готовой продукции и материальных ценностей.
2.4    Рассматривает договора на поставку продукции и услуг в части установления цен реализации и обеспечения своевременных поступлений на расчетный счет Общества.
2.5    Обеспечивает выполнение финансовых обязательств перед государственным бюджетом, обязательств по выплате заработной платы, а также других обязательств согласно финансового плана.
2.6    Ведет учет взаимозачетов и других нетрадиционных форм расчетов, готовит по ним необходимую информацию руководству.
2.7    Разрабатывает банковские выписки по всем видам счетов предприятия.
2.8    Разрабатывает и осуществляет мероприятия, способствующие своевременности расчетов и ускорению оборачиваемости средств.
Таблица 1
Внешние и внутренние взаимосвязи ОАО " Белкард"
Подразделение завода
Фин.отдел передает в подразделение
Фин. отдел получает от подразделения
1.Бухгалтерия
1.Все банковские документы.
2.Выписки с р/сч и всех др.счетов.
1.Балансы.2.Списки дебиторов и кредиторов.3.Ведомость на выплату з/пл.4.Расходные кассовые документы.5.Заявки на получение наличных денег.
2.Бюро цен и экономического анализа
1.Курсы валют.
2.Информация о взаимозачетах
1.План производства.2.План реализации.3.Цены на реализацию продукции и услуг.
3.ОтиЗ
1.Проект штатного расписания.
2.Предложения по премированию рабочих отделов
1.Данные по численности.2.Штатное расписание.3.Документы об изменении окладов.

2.     Планирование производства и реализации продукции (работ, услуг)
Основной источник денежных накоплений предприятий – выручка от реализации продукции. Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах. Показатель выручки от реализации продукции – один из важнейших показателей деятельности хозяйствующих субъектов. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема реализованной продукции (с учетом снижения остатков нереализованной продукции). Это означает, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются большим спросом. Поэтому необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объемов реализации.
Выручка от реализации на промышленном предприятии может поступать в отчетном периоде в виде оплаты:
1)     за продукцию, отгруженную в прошлом периоде;
2)     за отгруженную продукцию в отчетном периоде, произведенную в прошлом отчетном периоде;
3)     за продукцию, произведенную и отгруженную в данном отчетном периоде.
Из этого вытекает необходимость анализа следующих показателей:
-          уровня погашения дебиторской задолженности;
-          запасов готовой продукции на складах предприятия;
-          объема производства продукции;
-          объема заказов на выпускаемую продукцию в соответствии с заключенными договорами и его соответствие производственной мощности предприятия и запасам готовой продукции на складах.
Изучение рынка сбыта является одним из главных направлений маркетингового анализа, заключается в систематическом выявлении всех обстоятельств, связанных с реальными и потенциальными партнерами предприятия и нацелен на получение исчерпывающей информации обо всех элементах рынка, в центре внимания которой, как правило, находятся потребители. В особых случаях повышенное внимание может быть обращено и на другие элементы рынка – поставщиков, торговцев, посредников. Признание товаров необходимыми, а также готовность покупателей уплатить за товары определенную цену – это главный мотив для предприятия при производстве продукции, товаров, работ, услуг.
2.1 Порядок заключения договоров (контрактов) на поставку сырья, материалов
Исходящие договора на поставку продукции ОАО “Белкард” оформляются договорным бюро, которое является специализированным подразделением юридического отдела общества, в обязанность которого входит оформление, заключение и хранение договоров на поставку продукции.
Поступающие на ОАО “Белкард” по почте заявки на производимую им продукцию регистрируются в канцелярии завода, в течение суток с момента поступления и в тот же срок передаются директору или лицу, исполняющему обязанности директора.
Все поступившие по факсимильной связи заявки на продукцию общества поступают в договорное бюро для регистрации в журнале по форме приложения А.
Договорное бюро ежеквартально проводит анализ отклоненных заявок потребителей по форме приложения Б.
На основании зарегистрированных и согласованных заявок договорное бюро составляет проект договора (приложение В) на поставку и регистрирует его в журнале регистрации (приложение Г).
Проект договора согласовывается в течении 10 дней следующими службами:
-          служба безопасности проверяет договор на предмет безопасности сделки, а именно: изучает будущих партнеров, анализирует их финансовое положение, репутацию в деловых кругах…
-          бюро цен проверяет цены, указанные в проекте договора, на предмет соответствия их законодательству и локальным нормативным актам общества, а также экономическую целесообразность цен.
-          Бухгалтерия проверяет разделы договора, которые регулируют порядок, сроки и валюту расчетов сторон и делает отметку бухгалтера о задолженности Общества перед Заказчиком или о задолженности Заказчика перед Обществом.
-          Финансовое бюро проверяет разделы договора, которые регулируют порядок, сроки и валюту расчетов сторон.
-          Юристконсульт договорного бюро проверяет разделы договора, которые регулируют порядок рассмотрения споров, применимое законодательство.
-          Отдел реализации проверяет проект договора на предмет его выполнимости.
-          ГСКТБ проверяет на предмет правильности обозначения продукции ии ее соответсвия нормативной документации в договоре.
Соответственно зарегистрированный и завизированный договор передается на подпись директору общества или доверенному лицу, имеющему право подписи по доверенности.
Подпись директора общества или доверенного лица закрепляются печатью общества.
Подписанный и скрепленный печатью договор общества проект договора направляется в адрес Заказчика.
Договор считается заключенным, когда между сторонами по требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным его пунктам.
2.2 Порядок заключения договоров с поставщиками продукции
Поступившие в ОАО «Белкард» г.Гродно договоры на поставку товара, зарегистрированные в канцелярии завода и с резолюцией директора, передаются в договорное бюро для заключения договора.
При поступлении предложений от коммерческих организаций и др. организаций о поставках товара и при положительном решении по данным предложениям, исполнитель предоставляет в договорное бюро служебную записку на заключение договора по форме заключения «В» и справку о закупках согласно приложения «А».
Экономист договорного бюро проверяет условия договора и в случае, если какие-либо условия противоречат интересам Общества излагает свои замечания или представляет на утверждение мотивированный отказ от заключения договора.
Экономист передает договор на согласование в соответствующие службы с листом замечаний к договору, по форме приложения «Д»
Замечания к договору должны быть представлены службами в течение 1 (одного) дня.
Компетенция служб, согласовывающих договор:
-          начальник отдела, который дает заявку на заключение договора) проверяет договор на необходимость заключения.
-          Служба безопасности проверяет безопасность сделки
-          Планово-экономический отдел проверяет цены, указанные в договоре на экономическую целесообразность.
-          Бухгалтерия проверяет разделы договора, которые регулируют порядок расчетов.
-          Финансовый отдел проверяет разделы договора, которые регулируют сроки и валюту расчетов.
-          Отдел снабжения, инструментально-штамповый отдел, отдел главного энергетика, отдел главного металлурга, научно-технический центр – дополняет (при необходимости) в спецификации виды металлопроката, комплектующих изделий, технологической оснастки, инструмента, поковок.
-          Юристконсульт проверяет разделы договора, которые регулируют порядок рассмотрения споров, применимое законодательство.
-          Отдел главного технолога и конструкторский отдел проверяют раздел договора, касающиеся конструкторской и технологической документации.
-          Отдел технического контроля проверяет раздел договора, касающийся качества товара, закупаемого согласно перечню входного контроля.
-          Группа по декларированию проверяет договор на правильность оформления в соответствии с требованиями таможенного законодательства РБ.
 Контроль за исполнением договора на поставку товаров ведут работники структурных подразделений, занимающихся закупками товаров. Результаты оценки процесса рассматриваются на заседаниях координационного совета, где и принимается решение о проведении корректирующих действий.
2.3            Динамика производства и реализации продукции
Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия.
Объем производства и реализации промышленной продукции может выражаться в натуральных, условно-натуральных, трудовых и стоимостных измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции получают с помощью стоимостной оценки. Основными показателями объема производства служат товарная и валовая продукция.
Валовая продукция- это стоимость всей произведенной продукции и выполненных работ, включая незавершенное производство.
Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не включают остатки незавершенного производства и внутрихозяйственный оборот.
Объем реализации продукции определяется или по отгрузке продукции покупателям, или по оплате. Реализация продукции является связующим звеном между производством и потребителем.
Анализ необходимо начать с изучения динамики выпуска и реализации продукции.
Табл. 2 «Анализ динамики производства и реализации продукции в сопоставимых ценах»
Год
Объем производства продукции,
Тыс. руб.
Темпы роста,
%
Объем реализации продукции,
тыс. руб.
Темпы роста, %
Базисные
Цепные
Базисные
Цепные
1998
21 452 284
100
100
21 237 761
100
100
1999
21 774 068
101,5
101,5
21 817 616
102,7
102,7
2000
22 361 968
104,2
102,7
21 914 728
103,2
100,4
2001
23 793 135
110,9
106,4
23 555 203
110,9
107,5
2002
25 267 822
117,8
106,2
24 257 109
114,2
103
Из таблицы 2 видно, что за пять лет объем производства возрос на 17,8%, а объем реализации – на 14,2%. Если за предыдущие годы темпы роста производства и реализации примерно совпадали, то за последний год темпы роста производства выше темпов реализации продукции, что свидетельствует о накоплении остатков нереализованной продукции на складах предприятия и неоплаченной покупателями.
Среднегодовой темп прироста выпуска продукции составил – 4,22%, а реализации продукции – 3,37%.
Для обеспечения более полного удовлетворения населения, а также выполнения контрактов на поставку товаров для головных заводов РБ и РФ необходимо, чтобы предприятие выполнило план не только по общему объему, но и по номенклатуре. Табл.3 «Оценка выполнения плана по ассортименту продукции». План по ассортименту продукции выполнен на 100%.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Табл. 3 «Оценка выполнения плана по ассортименту продукции»
Изделие
Объем производства продукции в плановых ценах Процент выполнения плана
Объем продукции зачтенной в выполнение плана по ассортименту
План
Факт
А 22791920
23019844
101
22791920
В
1488937
1518716
102
1488937
С
711475
729262
102,5
711475
Итого 24992332
25267822
101,1
24992332

3. Финансовое планирование
Бизнес-план является одним из первых обобщающих документов обоснования инвестиций и содержит укрупненные данные о планируемой номенклатуре и объемах выпуска продукции, характеристики рынков сбыта и сырьевой базы, потребность производства в земельных, энергетических и трудовых ресурсах, а также содержит ряд показателей, дающих представление о коммерческой, бюджетной и экономической эффективности рассматриваемого проекта и в первую очередь представляющих интерес для участников-инвесторов проекта. Расчеты показателей адаптированы к требованиям и условиям современного отечественного и зарубежного инвестирования.
Бизнес-план является важнейшим документом предприятия любой формы собственности и вида деятельности. В условиях конкуренции каждый из субъектов хозяйствования занимает определенную «нишу» на рынке и использует в конкурентной борьбе присущие ему сильные стороны.
Каждое предприятие должно иметь расчет потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. В условиях рыночной экономики нельзя добиться успеха, если не иметь информации о состоянии рынков, положении конкурентов, не знать собственных возможностей и перспектив.
Разработка бизнес-плана необходима при реформировании и совершенствовании работы действующих предприятий и создании новых. Для этого надо грамотно обосновать предложения и мероприятия, а это возможно только при разработке бизнес-плана по всем направлениям производственно-финансовой деятельности предприятия.
Для реализации многих разработанных и внедренных мероприятий необходимы денежные средства, приток которых требует проведения разумной финансовой политики. Бизнес-план является базовым документом в процессе разгосударствления и приватизации предприятий, при решении вопроса о предоставлении банковского кредита и привлечении внешних инвестиций. Получение денежных средств предусматривает проведение экспертизы бизнес-плана путем анализа и оценки величины доходов и прибыли от реализации произведенной продукции, а также расчета эффективности затрат на производство продукции. Эффективность вложения средств определяется по уровню результативных финансовых показателей деятельности предприятия. Такими показателями являются объем выручки от реализации продукции, величина прибыли, уровень рентабельности, срок окупаемости капитальных вложений на развитие производства.
Обоснованный бизнес-план служит гарантией надежности предпринимательской деятельности. Разработка бизнес-плана необходима для обоснования инвестиций и привлечения инвесторов, использования различных видов финансирования, найма квалифицированного управленческого и технического персонала, установления приоритетов при развертывании производства.
Бизнес-план — это документ, содержащий основные аспекты будущего коммерческого начинания. В нем анализируются проблемы, с которыми предприниматель может встретиться, а также определяются способы решения этих проблем. В конечном счете бизнес-план должен ответить на вопрос: стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесет ли оно тот доход, который сможет окупить все затраты сил и средств?
Перед составлением бизнес-плана целесообразно ответить на два главных вопроса:
• что получит предприятие от успешной реализации бизнес-плана?
• какая степень риска потери инвестируемых средств?
Ответы на эти вопросы можно получить после изучения всех разделов бизнес-плана, которые разработаны и изложены в данной работе.
Бизнес-план является объектом интеллектуальной собственности, предметом коммерческой тайны и подлежит соответствующей защите.

3.1 Планирование прибыли и рентабельности в ОАО «Белкард»
         
Эффективная деятельность предприятий и фирм в условиях рыночной экономики в значительной степени зависит от того, насколько достоверно они предвидят дальнюю и ближнюю перспективу своего развития, то есть от прогнозирования.
Финансовое прогнозирование — это исследование возможного состояния финансов в будущем, проводимое в целях научного обоснования показателей финансовых планов и принимаемых управленческих решений. Финансовое прогнозирование осуществляется на предварительной стадии составления планов (краткосрочное прогнозирование — на предварительной стадии составления оперативных планов) и способствует выработке обоснованной финансовой стратегии предприятия в планируемом периоде.
Прогнозирование деятельности предприятий — это оценка перспектив их развития на основе анализа конъюнктуры рынка, изменения рыночных условий на предстоящий период.
Результаты прогнозирования деятельности предприятия учитываются в программах предприятий по маркетингу, при определении возможных масштабов реализации продукции, ожидаемых изменений условий сбыта и продвижения товаров.
Прогнозирование прибыли на предприятии как результат маркетинговых исследований является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю.
Задача прогнозирования финансовых результатов состоит в том, чтобы определить возможный объем финансовых ресурсов, источники их формирования и направления использования на основе анализа закономерных тенденций объема и себестоимости продукции, а также динамики и массы прибыли (убытков) с учетом воздействующих на них факторов. В процессе финансового прогнозирования применяются экономико-математические модели, с определенной степенью вероятности описывающие динамику показателей в зависимости от изменения факторов, влияющих на процессы формирования и распределения финансовых результатов
Основная цель прогноза — определить тенденции факторов, воздействующих на конъюнктуру рынка.
При прогнозировании обычно выделяют прогнозы краткосрочные — на 1-1.5 года, среднесрочные — на 4-6 лет и долгосрочные — на 10-15 лет.
Главный акцент при краткосрочном прогнозировании делается на оценке изменений объема производства, спроса и предложения, уровня конкурентоспособности товара и индексов цен, валютных курсов, соотношений валют и кредитных условий. Здесь учитываются также временные, случайные факторы.
Среднесрочное и долгосрочное прогнозирование основывается на системе прогнозов — конъюнктуры рынка, соотношения спроса и предложения, ограничений по защите окружающей среды, международной торговли.
При среднесрочном и долгосрочном прогнозировании, как правило, не учитывают временные и случайные факторы воздействия на рынок. Если краткосрочные прогнозы нацелены на количественные оценки, прежде всего, уровня цен на рынке, то среднесрочные и долгосрочные прогнозы рассматриваются как вероятностные оценки динамики изменения цен.
В качестве инструментария прогнозирования применяются формализованные количественные методы (факторные, статистического анализа, математического моделирования), методы экспертных оценок, базирующиеся на опыте и интуиции специалистов по данному товару и рынку.
Из известных методов прогнозирования прибыли и рентабельности можно выделить метод непосредственной экстраполяции, корреляционно-регрессионный и другие. Экстраполяция основана на изучении динамики изменения экономического явления в предпрогнозном периоде и перенесении найденной закономерности на будущее. Данная методика вполне приемлема для краткосрочного прогнозирования и имеет ограниченное применение для перспективного анализа, поскольку не дает представления о взаимосвязи экономического явления (прибыли) с другими (например, факторами формирования прибыли). Поэтому могут применяться и другие методы прогнозирования прибыли.
Результаты прогнозирования деятельности ОАО «Белкард» отражены в соответствующих разделах бизнес-плана предприятия.
В условиях значительных темпов инфляции, отсутствия централизованно устанавливаемых норм затрат точность прогнозов значительно снижается. Прогнозирование финансового состояния может быть сведено к расчету значения прибыли в зависимости от меняющихся значений ряда параметров: выручка, состав и структура издержек, объем производства и др.
Взяв за базу основные показатели анализа финансовых результатов деятельности ОАО «Белкард», рассмотрим методику прогнозирования суммы прибыли и рентабельности ОАО «Белкард» в краткосрочном периоде.
Как уже было отмечено выше, для прогнозирования прибыли и рентабельности в краткосрочном периоде используется метод экстраполяции или распространение найденной закономерности развития внутри динамического ряда за его пределы.
Наиболее простым методом прогнозирования по одному ряду динамики является применение средних характеристик данного ряда: среднего абсолютного прироста и среднего темпа роста.
Для первого случая расчетный уровень динамического ряда на любую дату определяется по формуле 13.
yt (ср) = уο + ∆у(ср) * t,

где уο — начальный уровень ряда;
∆у(ср) — средний абсолютный прирост;
t — порядковый номер даты (года, квартала, месяца и т. д.)
Для второго случая расчетные уровни исчисляются по формуле 14.
                   yt (ср) = уο * К(ср), 
где К(ср) — средний темп роста, определяемый как средняя геометрическая, средняя арифметическая или по методу суммарных величин.
Рассмотрим методику прогнозирования прибыли методом непосредственного экстраполирования с помощью среднего абсолютного прироста и среднего темпа роста. Исходная информация представлена в таблице 4
Таблица 4.
Исходная информация для прогнозирования прибыли на 2003 год по ОАО «Белкард»
Год
Порядковый номер даты (t)
Прибыль (у),
млн. руб.
Абсолютный прирост прибыли по сравнению с предшествующим периодом (∆у)
Индекс роста
2000
1
1173,4


2001
2
1322,7
149,3
1,127
2002
3
2505,5
1182,2
1,894
Средний абсолютный прирост по данным таблицы 2.8. равен:
∆у = (149,3 + 1182,2) / 2 = 665,75.

Прогноз прибыли ведется по уравнению:
          yt (ср) = 1173,4 + 665,75 * t.
Средний темп роста рассчитывается по уравнению:
          К(ср) = 1/2 * 3,021 = 1,5105.
Прогноз прибыли:
          yt (ср) = 1173,4 * (1,5105) в степени t.
Используя полученные данные, рассчитаем прогнозные значения прибыли на 2002 год.
Так, на базе среднего абсолютного прироста прогноз прибыли составит 3836,36 млн. руб. (1173,4 + 665,74 * 4), а исходя из среднего темпа роста — 6108,42 млн. руб. (1173,4 * (1,5105) в степени 4).
По методу скользящего среднего можно спрогнозировать показатели рентабельности ОАО «Белкард». Данные отразим в таблице 5.
Таблица 5.
Прогноз показателей рентабельности на 2004 год с помощью скользящего среднего по ОАО «Белкард»
Показатель
2002год,
%
2003 год,
%
Прогноз на 2004 год
Рентабельность продаж (Rп)
9,78
8,33
9,06
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость затрат) (RЗ)
10,84
9,09
9,97
Рентабельность всего капитала предприятия (Rк)
2,32
3,78
3,05
Рентабельность внеоборотных активов (RF)
2,7
4,89
3,79
Рентабельность собственного капитала (Rск)
2,67
4,81
3,74

Метод скользящего среднего достаточно прост для создания более точного прогноза, поэтому, могут быть использованы и другие методы прогнозирования прибыли и показателей рентабельности.
Таким образом, прогнозирование прибыли и показателей рентабельности на предприятии как результат маркетинговых исследований является исходным пунктом организации производства и реализации именно той продукции, которая требуется потребителю.
В условиях рыночных отношений прибыль является важнейшим экономическим показателем хозяйственной деятельности предприятия. Как экономическая категория она в обобщенном виде отражает результаты хозяйствования, продуктивность затрат живого и овеществленного труда. Законом «О предприятиях в Республике Беларусь» определено, что «главной задачей предприятия является хозяйственная деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и интересов собственника имущества предприятия».
Прибыль является составным элементом рыночных отношений, занимающим видное место в создании рынка средств производства, предметов народного потребления, ценных бумаг. Она призвана сыграть важную роль в ликвидации бюджетного дефицита, стабилизации хозяйства, преодолении кризисных явлений. Являясь главной движущей силой рыночной экономики, прибыль обеспечивает интересы государства, собственников и персонала предприятия.
Прибыль — это денежное выражение основной части денежных накоплений, создаваемых предприятиями любой формы собственности. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства при любой форме собственности.
За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Она является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей предприятий, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.
Многоаспектное значение прибыли усиливается с переходом экономики государства на основы рыночного хозяйства. Дело в том, что акционерное, арендное, частное или другой формы собственности предприятие, получив финансовую самостоятельность и независимость, вправе решать, на какие цели и в каких размерах направлять прибыль, оставшуюся после уплаты налогов в бюджет и других обязательных платежей и отчислений.
Поэтому одной из основных задач современного этапа является овладение руководителями и финансовыми менеджерами современными методами эффективного управления формированием, распределением и использованием прибыли предприятия. Существенно растет и ответственность за своевременность и качество принимаемых решений. Повышается роль маркетинговых исследований, позволяющих изучать динамику потребностей на рынке товаров и услуг.
В таких условиях для управления прибылью необходимо проводить анализ финансовых результатов деятельности каждого предприятия, который позволяет получить наибольшее число ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Вот почему практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.
Рост прибыли создает финансовую базу для самофинансирования, расширенного воспроизводства, решения социальных и материальных проблем предприятия. За счет прибыли выполняются обязательства перед бюджетом, банками и другими предприятиями и организациями. Таким образом, показатели прибыли становятся важнейшими для оценки производственной и финансовой деятельности предприятий. Они характеризуют степень его деловой активности и финансового благополучия.
Краткая экономическая характеристика ОАО «Белкард» представлена в таблице 6.
Таблица 6.
Экономическая характеристика ОАО «Белкард» (млн. руб.)

п/п
Показатели
2003г.
2004г.
Отклонения
1.
Выручка от реализации продукции
23868
30062
6194
2.
Рентабельность производства
10,84
9,09

3.
Прибыль
1047,7
2541,5
1493,8
4.
Общая валюта баланса
29275,8
42211,4
12935,6
5.
Оборотные средства
4056,7
9595,9
5539,2
6.
Внеоборотные активы
25219,1
32615,6
7396,5
    продолжение
--PAGE_BREAK--3.2 Прогнозирование выручки от реализации и контроль за ее поступлением
Основной источник денежных накоплений предприятий – выручка от реализации продукции. Выручка от реализации продукции исчисляется в действующих ценах. Показатель выручки от реализации продукции – один из важнейших показателей деятельности хозяйствующих субъектов. Данный показатель создает заинтересованность трудовых коллективов не столько в росте количественного объема выпускаемой продукции, сколько в увеличении объема реализованной продукции (с учетом снижения остатков нереализованной продукции). Это означает, что производиться должны такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются большим спросом. Поэтому необходимо изучать рыночные условия хозяйствования и возможности внедрения производимой продукции на рынок путем расширения объемов реализации.
Выручка от реализации на промышленном предприятии может поступать в отчетном периоде в виде оплаты:
4)     за продукцию, отгруженную в прошлом периоде;
5)     за отгруженную продукцию в отчетном периоде, произведенную в прошлом отчетном периоде;
6)     за продукцию, произведенную и отгруженную в данном отчетном периоде.
Из этого вытекает необходимость анализа следующих показателей:
-          уровня погашения дебиторской задолженности;
-          запасов готовой продукции на складах предприятия;
-          объема производства продукции;
-          объема заказов на выпускаемую продукцию в соответствии с заключенными договорами и его соответствие производственной мощности предприятия и запасам готовой продукции на складах.
          Изучение рынка сбыта является одним из главных направлений маркетингового анализа, заключается в систематическом выявлении всех обстоятельств, связанных с реальными и потенциальными партнерами предприятия и нацелен на получение исчерпывающей информации обо всех элементах рынка, в центре внимания которой, как правило, находятся потребители. В особых случаях повышенное внимание может быть обращено и на другие элементы рынка – поставщиков, торговцев, посредников. Признание товаров необходимыми, а также готовность покупателей уплатить за товары определенную цену – это главный мотив для предприятия при производстве продукции, товаров, работ, услуг.
При прогнозировании выручки от реализации товаров пользуются экономико-статистическим методом, основанном на сопоставлении данных о приросте выручки за ряд лет, предшествующих прогнозному году. Суть метода заключается в определении среднегодового изменения прироста выручки от реализации товаров. Для того, чтобы обеспечить увеличение объема реализации и прибыли, обычно требуется рост активов предприятия. Даже если оно не нуждается в росте основных средств, то всегда требуется прирост оборотных активов, что еще сильнее проявляется в инфляционной экономике.
Таблица 7
Структура выручки от реализации на ОАО " Белкард" Наименование счета
Выручка (без НДС)
Млн.руб.
Удельный вес в общей сумме поступившей выручки, %
2002 г.
2003 г.
2002 г.
2003 г.
Реализация ГП 47933,4
59021,8
98,42
98,41
Реализация ТМЦ 391,3
544,9
0,80
0,91
Платн. Услуги насел.
45,3
60,7
0,09
0,1
Услуги котельной
100,6
44,0
0,21
0,07
Проч. Реализация
193,6
258,8
0,40
0,43
Транспортные услуги
37,8
41,2
0,07
0,07
Аренда
2,9
3,4
0,01
0,01
Итого:
48704,9
59974,8
100
100
          Из таблицы видно, что основную долю в выручке предприятия ОАО «Белкард» составляет выручка от реализации готовой продукции. По сравнению с выручкой 2002 г. в 2003 г. выручка от реализации готовой продукции увеличилась на 11 088,4 млн. руб. Хотя удельный вес в общей сумме поступившей выручки практически не изменился. Сравнивая удельный вес остальных показателей выручки, входящих в состав общей суммы поступившей выручки, можно заметить, что показатели изменились незначительно.
Анализируя приведенные данные, можно предположить, что увеличение объема выручки произошло вследствие негативного влияния ценового фактора (инфляции) и увеличения цен на продукцию предприятия.
В процессе анализа следует обращать внимание на ритмичность выпуска и реализации продукции предприятием. То есть, целесообразно соблюдать оптимальное и стабильное соотношение между объемом производства и объемом реализации продукции, а также должно наблюдаться приблизительно синхронное их изменение. В противном случае может сложиться одна из следующих опасных (предшествующих кризису) ситуаций:
-          низкий или снижающийся уровень реализации выпускаемой продукции может свидетельствовать о проблеме со сбытом готовой продукции, необоснованном росте объема производства;
-          темпы роста объема производства превышают темпы роста объема реализации – это может означать, что предприятие работает на склад, продукция предприятия не пользуется спросом или не отвечает требованиям рынка сбыта;
-          темпы роста объема производства ниже темпов роста объемов реализации – возможен риск возникновения дефицита продукции и невыполнения в полном объеме и в срок договорных обязательств.
Следует проводить анализ тенденций изменения указанных выше показателей в стоимостном выражении (в сопоставимых ценах) в целом по всему объему деятельности предприятия в натуральном выражении. Структуру выпущенной и реализованной продукции, прежде всего, целесообразно анализировать в разрезе уровней ее рентабельности. При росте производства и реализации высокорентабельной и рентабельной пр
одукции выручка и финансовые результаты предприятия будут возрастать. И, наоборот, при росте выпуска низкорентабельной и убыточной продукции указанные показатели снизятся, снизятся денежные поступления на предприятие, прибыль, возникнут трудности с платежеспособностью.

Таблица 8.
Расчет удельного веса остатков готовой продукции в объеме товарной продукции
В действующих ценах Остатки готовой продукции (тыс. руб.)
ТП (тыс. руб.)
(ср. месячн.)
Удельный вес объема производства
На 01.01.2003 г.
3 341 547
3 130 541
1,07
На 01.04.2003 г.
3 812 760
3 399 718
1,12
На 01.07.2003 г.
3 279 263
3 265 129
1
На 01.10.2003 г.
2 564 235
3 527 238
0,7
На 01.01.2004 г.
1 078 708
3 606 235
0,3
Источник: «Годовой отчет ОАО « Белкард»» за 2002, 2003 г. г.
Как видно из данных таблицы 8, остатки готовой продукции на складе на 01.01.2003 г. по сравнению с остатками на конец года на 01.01.2004 г. значительно уменьшились. Норматив остатков готовой продукции на складе – 0,9 месячного выпуска. Снижение этого показателя говорит о повышающемся уровне реализации готовой продукции и отсутствии проблем с ее сбытом. То есть, соотношение между объемом производства и объемом реализации продукции является оптимальным.

4. Основные средства предприятия
4.1 Наличие основных средств и их классификация
По функциональному назначению основные средства подразделяются на используемые в предпринимательской деятельности, т.е. те, которые непосредственно участвуют в процессе производства, воздействуют с помощью рабочего либо средства автоматики на предметы труда при изготовлении продукции, выполнении работ или оказании услуг или создают необходимые условия для производственного процесса, и не используемые в предпринимательской деятельности.
В ОАО “Белкард” основные средства, используемые в предпринимательской деятельности, по натурально-вещественному составу классифицируются по следующим группам:
1. Здания – это архитектурно-строительные объекты, предназначенные для труда и хранения материальных ценностей (производственные корпуса и строения, занятые цехами, мастерскими; строения, занятые аккумуляторами, баками, гаражами, вентиляторами, лабораториями производственного назначения и т.п.).
2. Сооружения – инженерно-строительные объекты для осуществления процесса производства путем выполнения тех или иных технических функций, не связанных с изменением предмета труда. В эту группу входят: насосные станции, арки, дымовые трубы на отдельных фундаментах, градирни, железнодорожные пути внутризаводского и внутрихозяйственного транспорта, очистные сооружения, ограды, заборы и т.п.
3.Передаточные устройства, которые предназначены для передачи электрической, тепловой или механической энергии от машин двигателей к рабочим машинам, а также передачи жидких и газообразных веществ от одного инвентарного объекта к другому (газопроводы, водораспределительные сети водопроводов, линии электропередачи, тепло-и газовые сети, паропроводы и др. передаточные устройства промышленного характера).
4. Машины и оборудование:
·                    силовые машины и оборудование — машины-генераторы, вырабатывающие тепловую и электрическую энергию, машины-двигатели, превращающие разную энергию – воды, ветра, тепловую, электрическую – в механическую (турбины, электродвигатели, электроаппаратура и т.п.);
·                    рабочие машины, аппараты и оборудование, которые с помощью механического, термического или химического воздействия на предметы труда изменяют их состав, форму и состояние (доменные и мартеновские печи, автоклавы и т.п.);
·                    измерительные и регулирующие приборы и устройства, лабораторное оборудование;
·                    вычислительная техника;
·                    прочие машины и оборудование. Сюда входят машины, аппараты и другое оборудование, не вошедшие в перечисленные выше группы.
5. Транспортные средства. К ним относятся такие средства, которые предназначены для перевозки людей, грузов, а также для транспортировки жидких и газообразных веществ от поставщиков до места их потребления. На балансе ОАО “Белкард” числится 47 единиц грузового автотранспорта, 8 легковых автомобилей, 7 автобусов, 3 крана, 3 мотоцикла. Кроме того, 2 прицепа, 21 полуприцеп и 37 единиц внутризаводского транспорта (автопогрузчики, электропогрузчики, мотовозы).
6. Инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь. Сюда включаются: инструмент – механизированные и немеханизированные предметы труда общего назначения, а также прикрепляемые к машинам предметам, служащие для обработки материалов (режущие, ударные, давящие и уплотняющие предметы труда), а также всякого рода приспособления для обработки материалов, производства монтажных работ; производственный инвентарь и принадлежности (рабочие столы, шкафы и т.д.); хозяйственный инвентарь (пишущие машинки, гардеробы, сейфы, мебель и т.п.).
7. Другие виды основных средств – библиотечные фонды (независимо от стоимости отдельных экземпляров книг) – техническая литература.
Состояние основных средств, используемых в предпринимательской деятельности ОАО “Белкард”, приведено в таблицах.
Среди средств, не используемых в предпринимательской деятельности в ОАО “Белкард” можно выделить следующие группы:
1.          Основные средства жилищно-коммунального хозяйства (общежитие).
2.          Основные средства здравоохранения (медицинское объединение ОАО “Белкард”, санаторий-профилакторий “Поречье”).
3.          Основные средства физической культуры (бассейн “Лазурный”, хоккейная площадка).
4.          Основные средства сельского хозяйства (теплица).
5.          Основные средства торговли и общественного питания (комбинат общественного питания, кафе “Молодежное”).
6.          Основные средства других отраслей непроизводственной сферы (детский сад №69, участок гражданской обороны).
7.          Основные средства просвещения и культуры (библиотека, клуб завода, музей).
4.2 Учет поступления основных средств. Оценка основных средств
Основные средства на предприятие поступают:
·                    в результате произведенных капитальных вложений (строительство объектов основных средств и изготовление оборудования хозяйственным способом, а также приобретение за плату у юридических лиц);
·                    безвозмездно (в том числе в результате благотворительной помощи);
·                    в качестве вклада в уставный фонд;
·                    в обмен на другое имущество;
·                    и в иных случаях, установленных законодательством.
В результате инвентаризации могут быть выявлены неучтенные объекты основных средств, ввод в эксплуатацию которых должен быть документально оформлен.
Операции по строительству и приобретению основных средств осуществляются отдельно от основной деятельности в результате капитальных вложений.
В ОАО ”Белкард” ввод основных средств в действие осуществляет комиссия, назначенная руководителем. Комиссия является постоянно действующей, назначение производится приказом по предприятию. В ее состав включены: главный энергетик, главный механик, главный металлург, главный технолог, начальник отдела капитального строительства, начальник отдела труда и техники безопасности, главный бухгалтер, инженер по эксплуатации, юрисконсульт.
На принятые в эксплуатацию объекты комиссия составляет Акт приемки-передачи основных средств (форма ОС-1), кроме случаев, когда ввод объектов должен быть оформлен согласно действующему законодательству специальными актами, составленными приемочной комиссией.
К заполненному с учетом всех требований акту прилагается техническая документация (паспорт, техническая инструкция). Оформленный надлежащим образом акт передается на утверждение руководителю предприятия, а затем – в отдел капитального строительства. В конце каждого месяца бухгалтер ОКСа предоставляет в бухгалтерию отчет в виде реестра введенного в эксплуатацию оборудования и приложенными к нему актами формы ОС-1.
Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.
Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за денежные средства, признается сумма фактических затрат на приобретение, сооружение, изготовление; доставку и монтаж, включая:
·                    услуги сторонних организаций (поставщика, посредника, подрядной и других организаций), связанные с приобретением основных средств;
·                    таможенные платежи;
·                    расходы по страхованию при перевозке;
    продолжение
--PAGE_BREAK--·                    проценты за кредит;
·                    погрузочно-разгрузочные работы;
·                    налоги, если иное не предусмотрено законодательством;
·                    иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объектов основных средств.
Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.
Оценка объектов основных средств, стоимость которых при приобретении выражена в иностранной валюте, производится в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу Национального банка РБ, действующему на дату совершения хозяйственной операции
Первоначальная стоимость объектов основных средств, внесенных изготовителями в счет их вкладов в уставный фонд организации, устанавливается в денежной оценке, согласованной учредителями (участниками) на дату подписания учредительных документов, в случаях, предусмотренных законодательством, основные средства подлежат экспертной оценке.
Оценка объектов основных средств, внесенных учредителями в счет их вкладов в уставный фонд, стоимость которых выражена в иностранной валюте, производится в белорусских рублях путем пересчета иностранной валюты по официальному курсу Национального банка РБ, действующему на дату подписания учредительных документов, если иное не установлено законодательством.
Первоначальная стоимость объектов основных средств, полученных от других организаций и физических безвозмездно, а также в качестве субсидии Правительства РБ, оценивается по рыночной стоимости на дату их оприходования. Данные о действующей на дату оприходования основных средств цене должны быть подтверждены документально или экспертным путем.
Первоначальная стоимость объектов основных средств, приобретенных в обмен на другое имущество, признается стоимость обмениваемого имущества, по которой оно было отражено в бухгалтерском учете, если иное не предусмотрено законодательством.
4.3 Начисление амортизации основных средств
По мере эксплуатации и под воздействием сил природы и технического прогресса основные средства постепенно утрачивают свои потребительские и физические качества. Стоимость изношенной части основных средств ежемесячно включается в затраты производства в виде амортизации по установленным нормам.
В ОАО ”Белкард” амортизация начисляется согласно » Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов», утвержденная Постановлением Министерства экономики РБ, Министерства финансов РБ, Министерством статистики и анализа РБ и Министерством архитектуры и строительства РБ « № 187(с изменениями и дополнениями) от 30.03.2004 №87 и Сборника единых норм амортизационных отчислений.
Согласно этим документам, на предприятии по вновь вводимым объектам,
амортизация начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию. По выбывшим объектам начисление амортизации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем выбытия объекта основных средств. Начисление амортизации осуществляется также на безвозмездно полученные объекты, находящиеся в ремонте, в простое, в запасе (резерве, на складе) незаконченные или не оформленные актами приемки, но фактически находящиеся в эксплуатации.
Амортизация не начисляется по следующим объектам основным средств:
·                    библиотечным фондам;
·                    средствам, находящимся в стадии реконструкции и технического перевооружения с полной их остановкой;
·                    фильмофондам, музейным и художественным ценностям, зданиям и сооружениям, являющимся памятниками архитектуры и искусства.
Износ по жилым зданиям, объектам внешнего благоустройства и другим непроизводственным основным средствам начисляется в конце года исходя из норм амортизационных отчислений и учитывается на забалансовых счетах).
К основным средствам не относятся и не являются объектами для начисления амортизации:
·                    средства труда стоимостью в пределах до установленного лимита включительно за единицу (комплект), независимо от срока их службы, за исключением сельскохозяйственных машин и орудий, строительного механизированного инструмента, которые относятся к основным средствам, независимо от их стоимости;
·                    предметы, служащие менее одного года, независимо от их стоимости;
·                    специальные инструменты и специальные приспособления (инструменты и приспособления целевого назначения, предназначенные для серийного или массового производства определенных изделий или для изготовления индивидуального заказа) независимо от их стоимости;
·                    специальная одежда, включая форменную, специальная обувь, а также постельные принадлежности, включая белье;
·                    отдельные строительные конструкции и детали, части и агрегаты машин, оборудования и подвижного состава, предназначенные для строительства, ремонтных целей и комплектации, числящиеся в оборотных фондах;
·                    оборудование и машины, числящиеся как готовые изделия (товар на складах), а также оборудование, требующее монтажа и числящиеся на балансе капитального строительства;
·                    машины и оборудование, законченные монтажем, но не эксплуатируемые и числящиеся на балансе капитального строительства;
·                    временные (нетитульные) сооружения, приспособления и устройства, затраты по возведению которых относятся в соответствии с действующим порядком на себестоимость строительно-монтажных работ в составе накладных расходов.
Расчет ежемесячной суммы амортизации по основным средствам предприятия, кроме подвижного состава, выполняется по следующей методике: к сумме амортизации, начисленной по подразделениям за предыдущий месяц, прибавляется месячная сумма амортизации по объектам, поступившим в прошлом месяце, и из полученного результата вычитается ежемесячная амортизация по объектам, выбывшим и достигшим полного износа в прошлом месяце.

4.4 Анализ состояния и использования основных фондов
Основные производственные фонды (ОПФ) занимают основной удельный вес в общей стоимости основного капитала предприятия. От их количества, стоимости, технического уровня, эффективности использования во многом зависят конечные результаты деятельности предприятия, т.е. выпуск продукции, ее себестоимость, прибыль, рентабельность, устойчивость финансового состояния.
Одним из важнейших факторов повышения эффективности производства на промышленных предприятиях является обеспеченность их основными фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их использование. Фонды предприятия делятся на промышленно-производственные и непромышленные, а также фонды непроизводственного назначения. Выделяют активную и пассивную часть фондов. Такая детализация необходима для выявления резервов повышения эффективности их использования на основе оптимизации структуры.
Для характеристики состояния рабочих машин, оборудования, инструментов, приспособлений применяют группировку по технической годности: пригодное оборудование; оборудование, требующее капитального ремонта; непригодное оборудование, которое нужно списать.
Обеспеченность отдельными видами машин, механизмов, оборудования, помещениями устанавливается сравнением фактического их наличия с плановой потребностью, необходимой для выполнения плана по выпуску продукции.
Обобщающими показателями, характеризующими уровень обеспеченности предприятия основными производственными фондами, являются:
-                      фондовооруженность труда;
-                      техническая вооруженность труда;
-                      удельный вес активной части в общей сумме основных фондов.
Показатель общей фондовооруженности труда рассчитывается как отношение среднегодовой стоимости ОПФ к среднесписочной численности рабочих:
ОФ                       ПТ
ФВ = — или ФВ = — ЧР                        ФО где ФВ – фондовооруженность, ЧР – среднесписочная численность рабочих, ПТ – производительность труд, ФО – фондоотдача.
 100057
ФВ = — = 59,74 млн. руб./чел.  1675 Уровень технической вооруженности труда определяется отношением стоимости производственного оборудования (активной части фондов) к среднесписочному числу рабочих в наибольшую смену:
ОФ              68 685 млн. руб.
— = — = 41 млн. руб. /чел
 ЧР              1 675 чел.
Удельный вес активной части основных фондов (УД@) определяется отношением среднегодовой стоимости активных основных фондов к среднегодовой стоимости всех ОПФ:

 ОФ                      68685
УД  = — * 100% = — ОФ                       100057 Темпы его роста сопоставляются с темпами роста производительности труда. Желательно, чтобы темпы роста производительности труда опережали темпы роста технической вооруженности труда.
  Табл. 9 «Наличие, движение и структура основных средств» Группа основных средств
Наличие на нач. года
Поступило за год
Выбыло за год
Наличие на конец года
Млн. руб.
уд. вес, %
млн. руб.
Уд. Вес, %
млн. руб.
уд. вес, %
млн. руб.
уд. вес, %
Промышленн-производственные фонды
63876
93,47
31317
97,2
209
42,57
94984
94,93
Фонды непроизводственного назначения
4456
6,53
899
2,8
282
57,43
5073
5,07
Всего основных фондов
В том числе:
Активная часть
68332
44375
100,0
64,94
32216
24825
100,0
77,05
491
215
100,0
43,78
100057
68685
100,0
68,95
Стоимость основных фондов возросла на 31725 млн.рублей или на 46,43 %, в том числе ОПФ на 31108 или на 48,7 %. Увеличилась доля ОПФ в общей сумме основных фондов, и соответственно уменьшилась доля непроизводственных фондов. Возрос удельный вес активной части фондов от 64,94 % до 68,95 %, что следует оценить положительно.
Для обобщающей характеристики эффективности использования основных средств служат показатели фондоотдачи (отношение стоимости товарной продукции к среднегодовой стоимости ОПФ). Фондоемкости (обратный показатель фондоотдачи).
1. Фондоотдача – отношение стоимости произведенной продукции к среднегодовой стоимости ОПФ:
ФО = ВП / ОПФ
ФО = 25267 / 100057 = 0,25 млн. руб.
2. Фондоемкость или обратный показатель фондоотдачи – это показатель удельных капитальных вложений на один рубль прироста продукции:
ФЕ = ОПФ / ВП
ФЕ = 100057 / 25267 = 3,96 млн. руб.
4.                 Наиболее обобщающим показателем эффективности использования основных фондов является фондорентабельность. Ее уровень зависит не только от фондоотдачи, но и от рентабельности продукции. Взаимосвязь этих показателей можно представить следующим образом:
П      ВП              П
Rопф= — = — х — ОПФ  ОПФ          ВП  2505486
Rопф= — = 25,04  100057
Факторами первого уровня, влияющими на фондоотдачу основных производственных фондов, являются: изменение доли активной части фондов в общей их сумме; изменение фондоотдачи активной части фондов.
Фондоотдача активной части фондов непосредственно зависит от его структуры, времени работы и среднечасовой выработки.
Под производственной мощностью предприятия подразумевается максимально возможный выпуск продукции при достигнутом или намеченном уровне техники, технологии и организации производства Степень использования производственных мощностей характеризуется следующим показателем.
Анализ работы оборудования базируется на системе показателей, характеризующих использование его численности, времени работы и мощности.
4.5 Оборотный капитал
Непременным условием для осуществления предприятием хозяйственной деятельности является наличие оборотных средств, или оборотного капитала. Оборотные средства – это денежные средства, авансированные в оборотные производственные фонды и фонды обращения. Сущность оборотных средств определяется их экономической ролью, необходимостью обеспечения воспроизводственного процесса, включающего как процесс производства, так и процесс обращения. Оборотные средства функционируют только в одном производственном цикле и независимо от способа производственного потребления полностью переносят свою стоимость на готовый продукт. Оборотные производственные фонды включают:
— производственные запасы; -                      незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления;
-                      расходы будущих периодов.
Производственные запасы – это предметы труда, подготовленные для запуска в производственный процесс. В их составе можно, в свою очередь, выделить следующие элементы: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, горючее, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, тара и тарные материалы, запасные части для текущего ремонта, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления – это предметы труда, вступившие в производственный процесс: материалы, детали, узлы и изделия, находящиеся в процессе обработки или сборки, а также полуфабрикаты собственного изготовления, не законченные полностью производством в одних цехах и подлежащие дальнейшей переработке в других цехах того же предприятия.
Расходы будущих периодов – это невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде (квартал, год), но относятся на продукцию будущего периода.
Фоны обращения состоят из следующих элементов:
-                      готовая продукция на складах;
-                      товары в пути (отгруженная продукция);
-                      денежные средства;
    продолжение
--PAGE_BREAK---                      средства в расчетах с потребителями продукции.
Соотношение между отдельными элементами оборотных средств или их основными частями называется структурой оборотных средств. Она измеряется в процентах. Структура оборотных средств зависит от отраслевой принадлежности предприятия, характера и особенностей организации производственной деятельности, условий снабжения и сбыта, расчетов с потребителями и поставщиками.

4.6       Определение потребности в оборотных средствах
Оборотные средства по источнику образования и по режиму их использования делятся на собственные и заемные. В зависимости от способов формирования – на нормируемые и ненормируемые. К нормируемым относятся средства, вложенные в производственные запасы, незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления, а также расходы будущих периодов, готовая продукция, находящаяся на складе предприятия. Нормируемые оборотные средства составляет более 80% оборотных средств предприятия. Ненормируемые оборотные средства вложены в продукцию, отгруженную потребителю, но еще не оплаченную, оставленную на ответственном хранении у покупателей. В эту группу входят средства в расчетах, денежные средства предприятия. Нормирование данных элементов оборотных средств невозможно из-за непостоянства их состава и потребности в них предприятий.
          Процесс определения экономически обоснованных размеров оборотных средств, необходимых для организации нормальной работы предприятия, называется нормированием оборотных средств. Таким образом, нормирование заключается в определении сумм оборотных средств, необходимых для образования постоянных минимальных и в то же время достаточных запасов материальных ценностей, неснижаемых остатков незавершенного производства и других оборотных средств. Нормирование оборотных средств способствует выявлению внутренних резервов, сокращению длительности производственного цикла, более быстрой реализации готовой продукции.
          Применяются следующие основные методы нормирования оборотных средств: прямого счета, аналитический, коэффициентный.
Метод прямого счета предусматривает обоснованный расчет запасов по каждому элементу оборотных средств с учетом всех изменений в уровне организационно-технического развития предприятия, транспортировке товарно-материальных ценностей, практике расчетов между предприятиями. Аналитический метод применяется в том случае, когда в планируемом периоде не предусмотрено существенных изменений в условиях работы предприятия по сравнению с предшествующим. В этом случае расчет норматива оборотных средств осуществляется укрупненно, учитывая соотношение между темпами роста объема производства и размером нормируемых оборотных средств в предшествующем периоде.
При коэффициентном методе новый норматив определяется на базе норматива предшествующего периода путем внесения в него изменений с учетом условий производства, снабжения реализации продукции (работ, услуг), расчетов.
4.7 Показатели эффективности использования оборотных средств предприятия
Финансовое положение предприятия находится в прямой зависимости от состояния оборотных средств, поэтому предприятия заинтересованы в организации наиболее рационального движения и использования оборотных средств.
Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой экономических показателей, прежде всего оборачиваемостью оборотных средств. Под оборачиваемостью оборотных средств понимается продолжительность полного кругооборота средств с момента приобретения оборотных средств (покупки сырья, материалов и т. п.) до выхода и реализации готовой продукции. Кругооборот оборотных средств завершается зачислением выручки на счет предприятия.
При ускорении оборачиваемости оборотных средств из оборота высвобождаются материальные ресурсы и источники их образования, при замедлении – в оборот вовлекаются дополнительные средства.
          Высвобождение оборотных средств вследствие ускорения их оборачиваемости может быть абсолютным и относительным. Абсолютное высвобождение имеет место, если фактические остатки оборотных средств меньше норматива или остатков предшествующего периода при сохранении или превышении объема реализации за рассматриваемый период. Относительное высвобождение оборотных средств имеет место в тех случаях, когда ускорение их оборачиваемости происходит одновременно с ростом объема выпуска продукции, причем темп роста объема производства опережает темп роста остатков оборотных средств.
Ускорение оборачиваемости оборотных средств является первоочередной задачей предприятий в современных условиях и достигается следующими путями.
На стадии создания производственных запасов — внедрение экономически обоснованных норм запаса; приближение поставщиков сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий и др. к потребителям; широкое использование прямых длительных связей; расширение складской системы материально-технического обеспечения, а также оптовой торговли материалами и оборудованием; комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ на складах.
На стадии незавершенного производства – ускорение научно-технического прогресса (внедрение прогрессивной техники и технологии, особенно безотходной и малоотходной, роботизированных комплексов, химизация производства); совершенствование форм организации промышленного производства, применение более дешевых конструкционных материалов; увеличение удельного веса продукции, пользующейся повышенным спросом.
На стадии обращения – приближение потребителей продукции к ее изготовителям; совершенствование системы расчетов; досрочного выпуска продукции, изготовления продукции из сэкономленных материалов; отгрузка в строгом соответствии с заключенными договорами.
В условиях рыночной среды одной из важнейших задач предприятия становится экономия оборотных средств, так как именно материальные затраты составляют большую часть издержек производства, от которых непосредственно зависит величина прибыли.
Различают источники и пути экономии материальных ресурсов. Источники экономии показывают, за счет чего может быть достигнута экономия. Пути (направления) экономии показывают, каким образом, при помощи каких мероприятий может быть достигнута экономия.
На каждом предприятии имеются резервы экономии материальных ресурсов. Под резервами следует понимать возникающие или возникшие, но еще нереализованные возможности улучшения использования материальных ресурсов. С точки зрения сферы возникновения и использования резервов экономии материальных ресурсов они могут подразделяться на три группы:
-                      народнохозяйственные;
-                      общепромышленно — отраслевые;
-                      внутрипроизводственные (цеховые, заводские).
В зависимости от характера мероприятий основные направления реализации резервов экономии ресурсов в промышленности и на производстве подразделяются на производственно-технические и организационно- экономические.
К производственно-техническим направлениям относятся мероприятия, связанные с качественной подготовкой сырья к его производственному потреблению, совершенствованием конструкции машин, оборудования и изделий, применение более экономичных видов сырья, топлива, внедрением новой техники и прогрессивной технологии, обеспечивающих максимально возможное уменьшение технологических отходов и потерь материальных ресурсов процессе производства изделий с максимально возможным использованием вторичных материальных ресурсов.
К основным организационно-экономическим направлениям экономии материальных ресурсов относятся: мероприятия, связанные с повышением научного уровня нормирования и планирования материалоемкости промышленной продукции, разработкой и внедрением технически обоснованных норм и нормативов расхода материальных ресурсов; комплексы мероприятий, связанных с установлением прогрессивных пропорций, заключающихся в ускоренном развитии производства новых, наиболее эффективных видов сырья и материалов, топливно-энергетических ресурсов.
Главное направление экономии материальных ресурсов на каждом предприятии – увеличение выхода конечной продукции из одного и того же количества сырья и материалов на рабочих местах. Оно зависит от технического оснащения производства, уровня мастерства работников, умелой организации материально-технического обеспечения, количества норм расхода и запасов материальных ресурсов, обоснованности их уровня.
Немалое значение имеет сокращение потерь в производственном процессе. Для этого необходимо обеспечить строгое соблюдение правил хранения и перевозки продукции, рационально подготовить топливо, сырье, материалы к дальнейшей переработке в процессе производства, усилить внимание трудовых коллективов к вопросам качества работы и выпускаемых изделий. Решению этой задачи будут способствовать развитие акционерной формы хозяйствования и приватизация предприятий.

5. Источники собственных средств (капитал) предприятия
Капитал — это средства, которыми располагает субъект хозяйствования для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли.
Собственный капитал состоит из уставного, добавочного и резервного капиталов, централизованных источников финансирования, нераспределенной прибыли, инвестиционного фонда.
В балансе предприятия основной капитал самостоятельной статьей не выделяется. В соответствии с международным стандартом №16 по финансовой отчетности основным производственным имуществом (основными производственными средствами и оборудованием) являются материальные активы, которые
а) находятся в наличии на предприятии и служат для использования при производстве или поставке товаров и услуг, сдаче в аренду другим предприятиям или для административных целей и могут включать статьи, направленные на техническое обслуживание или ремонт таких активов;
б)были приобретены или созданы с целью использования на постоянной основе;
в)не предназначены для продажи при обычном ходе дела. Права пользования активами на основе аренды, относящиеся к пунктам а), б), рассматриваются как функционирующий капитал.

6. Взаимоотношения предприятия с бюджетом по платежам
Согласно существующего законодательства предприятие выплачивает в республиканский бюджет следующие налоги:
-                      налог на доходы (дивиденды) – 15%
-                      налог на прибыль 24%
-                      Чрезвычайный налог
-                      НДС — 18%
Местные налоги:
-                      подоходный налог 9-15 % от ФЗП
-                      налог на недвижимость 1% в год от остаточной стоимости основных фондов;
-                      земельный налог;
-                      платежи за использование природных ресурсов
(налог на выбросы, плата за размещение отходов);
ОАО «Белкард» пользуется предоставленной ИМНС и фондом социальной защиты населения по Октябрьскому району г.Гродно отсрочкой задолженности по платежам в бюджет и внебюджетные фонды по 2008 год согласно Указа Президента Республики Беларусь № 36 от 23,01,2003 г. на сумму 1 309 846,2 тыс.руб., в том числе:
-                      по налогам 460 994,5 тыс.руб;
-                      по пени (по налогам) 444 056,7 тыс.руб.;
-                      по экономическим санкциям 10 687,8 тыс.руб.;
-                      в фонд соцзащиты 8 554,3 тыс.руб;
-                      по пени (фонду соц.защиты) 385 552,9

7. Взаимоотношения с коммерческими банками
Отношения субъектов хозяйствования с коммерческими банками регламентируются законодательством. Банковское законодательство устанавливает принципы банковской деятельности, правовое положение субъектов банковских правоотношений, регулирует отношения между ними.(Банковский кодекс Республики Беларусь, Конституция РБ, Гражданский кодекс, Постановления Правительства Республики Беларусь, нормативные правовые акты Национального банка).
На основании кредитного договора банк обязуется предоставлять денежные средства (кредит) другому лицу (кредитополучателю) в размере и на условиях, предусмотренных договором, а кредитополучатель обязуется возвратить кредит и уплатить проценты за пользование им
Существенным условиям кредитного договора относятся:
-                      сумма кредита с указанием валюты кредита;
-                      проценты за пользование кредитом и порядок их уплаты;
-                      целевое использование кредита;
-                      сроки и порядок предоставления и погашения кредита;
-                      способ обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;
-                      ответственность кредитодателя и кредитополучателя за невыполнение условий договора;
-                      иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Кредит предоставляется для целей, определенных кредитным договором.
Из-за нехватки собсвенных оборотных средств ОАО «Белкард» часто прибегает к помощи коммерческих банков на выдачу кредитов. Краткосрочный кредит предоставляется на срок до 12 месяцев для целей, связанных с созданием и движением текущих активов.
Предприятие в основном погашает проценты за пользование кредитом в сроки, установленные в кредитном договоре. В случае, если кредит не погашен в срок, то приходится уплачивать повышенные проценты в размере, определенном в кредитном договоре (за счет прибыли).
Исполнение обязательств по кредитному договору обеспечивается залогом недвижимого и движимого имущества.
В настоящее время получили распространение такие формы кредита как лизинг и факторинг.
Учет по счетам предприятия, открытым в банках ведется в установленном законодательством порядке.
Предприятие использует три валютных и три специальных счета:
Счет 52 «Валютные счет» № 301260008013
Счет 52 «Валютные счета», субсчет 1, №счета 3012600019025,
Счет 52 «Валютные счета, субсчет 2,№ счета 3012600015016,
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.