Конспект лекций по предмету "Философия"


Философия и развитие белорусского самосознания в ХIХ – ХХ веках

Положение белорусского этноса в начале XIX в. определялось не только процессом формирования национального самосознания. Лишенный всех форм государственности и культурной автономии, он, по существу, оказался беззащитным перед иноэтническим ассимиляторским воздействием царских властей. Главное направление национальной политики на "воссоединенных" с империей землях было определено еще Екатериной II. Однако осуществлялась она непоследовательно. После 1773 г. (год запрещения папой Климентом XIV ордена иезуитов) Россия стала единственной страной в мире, где орден иезуитов получил возможность действовать легально. Полоцк, в котором была создана иезуитская академия (1812), стал своеобразной метрополией ордена, продолжавшего окатоличивание и полонизацию коренного населения Беларуси.
После подавления восстания 1830—1831 гг. отношение царских властей к национальной политике на белорусских землях радикально меняется. Создается специальный комитет по делам западных губерний. В государственных и учебных заведениях запрещается использование польского языка, вместо него повсеместно вводится русский. В 1832 г. властями закрывается Виленский университет, а в 1840 г. "для искоренения у жителей Северо-Западного края всякой мысли о самостоятельности существующего у них законодательства, которая может служить некоторым препятствием для слияния их с коренной Россией", был отменен Статут Великого княжества Литовского.
В 1840—1850-е гг. среди широких слоев местной интеллигенции растет интерес к изучению белорусского фольклора, быта, а также исторического прошлого Беларуси. Постепенно из польскоязычного литературного движения выделяется так называемая белорусская школа. Начинается второе специфически национальное Возрождение, связанное со становлением белорусского языка и литературы. Важное место в нем принадлежало Я. Чечоту, Я. Борщевскому, В. Сырокомле, отдельные произведения которых были написаны на белорусском языке. В творчестве же такого писателя, как В. Дунин-Марцинкевич, белорусский язык становится основным. В 40-е годы композитор А. Абрамович делает первые попытки создания национальных музыкальных произведений. В 1852 г. осуществляется постановка первой белорусской оперы "Крестьянка" (музыка С. Монюшки и К. Крыжановского, либретто В. Дунина-Марцинкевича). Центрами интеллектуальной жизни становятся кружки А. Киркора в Вильно, В. Дунина-Марцинкевича — в Минске, А. Вериги-Доревского — в Витебске. Вместе с тем этническое самоопределение значительной части белорусской интеллигенции все еще зависело от ее политической ориентации. Только отдельные ее представители понимали, что белорусы "владеют всеми условиями для самостоятельного развития и имеют на то все права, к сожалению, не осознаваемые народом". Одним из них был Константин (Кастусь) Калиновский (1838—1864). Печатное и рукописное наследие Калиновского немногочисленно — семь номеров газеты "Мужыцкая прауда", революционные инструкции, призывы, приказы, а также известные "Пісьмы з-пад шыбеніцы". Однако оно содержит ряд глубоких идей и теоретических положений.
Калиновский последовательно раскрывал сущность крепостнической эксплуатации во всех ее формах, резко критиковал враждебную народу государственную машину абсолютизма, решительно выступал за отмену в будущем обществе всех классовых, национальных, религиозных привилегий и ограничений. Значительное место он отводил обоснованию демократических форм правления, считая наилучшей из них демократическую республику. До тех пор, пока белорусский народ не станет свободным, подчеркивал революционер-демократ, в обществе не может быть справедливости, богатства и знания. Калиновский был приверженцем всеобщего образования и воспитания, которыми должно заниматься непосредственно государство, подчеркивал необходимость развития науки и культуры на родном, белорусском, языке.
Публицистика в газете "Мужыцкая прауда" свидетельствовала об определенной зрелости национального движения. Однако поражение восстания под руководством Калиновского (1863—1864) стало настоящей национальной катастрофой, отбросившей общество в его национальном развитии на несколько десятилетий назад. Лучшие представители демократической интеллигенции погибли во время боевых действий, были казнены либо сосланы в Сибирь. В Беларуси устанавливается жесточайший военно-полицейский режим. Запрещается печатать белорусские книги латиницей, что фактически означало полное запрещение белорусскоязычных публикаций.
Большое влияние на формирование национального самосознания оказало творчество Франтишка Богушевича (1840—1900), "духовного отца белорусского возрождения", по выражению М. Горецкого. В предисловии к сборнику "Дудка беларуская" (1891) и других произведениях он изложил свою концепцию относительно истории белорусов, подчеркнул преемственность политико-государственных и культурных традиций Великого княжества Литовского, их связь с современными ему умонастроениями, выразившимися в желании освободить свою "землицу Беларусь" от социального, политического, религиозного гнета, возродить культуру и гражданский престиж родного языка. Последний он рассматривал как "от Бога нам данный" и "святой для нас", считая его "одеждой души", основой существования нации, и призывал беречь родной язык, "чтобы не умерли". "Шмат было пакіх народаў, што страцілі наперш мову сваю, так як той человек перад скананнем, которому мову займе, а потым i зусім замерлі” — напоминал и предостерегал Богушевич.
После снятия в 1905 г. запрета на белорусскоязычные публикации возникают белорусские издательства: "Загляне сонца i у наша аконца" в Петербурге; "Наша ніва", "Наша хата" и "Палачанін" в Вильно и др. Особая роль среди них принадлежала "Нашай ніве", благодаря которой была взращена и призвана к ответственной миссии своего времени могучая плеяда будущих белорусских писателей-классиков, крупных общественно-политических и культурных деятелей, подлинно национальных идеологов — Я. Купала, Я. Колас, А. Пашкевич (Цёт­ка), М. Богданович, А. Гарун, 3. Бядуля, братья А. и И. Луцке-вичи, Е. Карский, В. Ластовский, Б. Тарашкевич, В. Голубок, Я. Лесик, Я. Дроздович и др.
Настоящей энциклопедией белорусоведения стала книга Е. Карского "Белорусы" (1921), над которой ученый начал работать еще до революции. В ней были приведены сведения о Беларуси и ее населении в прошлом и настоящем, дан очерк истории, этнографии, археологии, диалектологии белорусского народа, очерчены границы белорусского языка, составлена подробная библиография, перечислены в хронологическом порядке все работы по белорусскому языку, белорусской истории и этнографии, названы основные памятники белорусской письменности и их издания. Работа Карского — это первая попытка обстоятельного решения важнейших вопросов, связанных с историей белорусского народа, его языка и литературы.
Проблемы национального самосознания и национальной иден­тичности заняли ведущее место в исследованиях Игната Абдираловича (1896—1923). В 1921 г. был опубликован его труд "Адвечным шляхам: Дасьледзіны беларускага светапогляду". Положения этого исследования отличались не только чрезвычайной для своего времени актуальностью, но во многом носили концептуальный характер. В труде прослеживался драматизм исторической судьбы белорусского этноса, показывалось его неистребимое стремление к независимости. Анализируя положение белорусов в геополитическом пространстве между Востоком и Западом, автор впервые теоретически обосновал воздействие этих двух "культурных типов" на Беларусь. По мнению Абдираловича, результаты подобного воздействия в ходе истории самым неожиданным образом сказывались на жизни социума. Так, вместе с идеями гуманизма, либерализма, демократии на белорусскую почву с Запада пришли экономическое насилие, эксплуатация человека человеком. Восток же, в свою очередь, принес пренебрежение к личности, подавление ее прав и свобод. В данной связи Абдираловичем выдвигалась идея возрождения подлинно национальных форм жизни, противостоящих "чужеземному мессианству". Автор подчеркивал, что эти формы не приходят извне, каждая из них — плод духовного развития народа. Поскольку же белорусский народ на протяжении длительного исторического периода оказался лишенным возможности быть субъектом своей собственной исторической судьбы, он должен им наконец стать путем самостоятельного и ответственного социокультурного творчества — таков главный вывод автора.
В 90-е гг. XX в. вновь настоятельно заявила о себе необходимость духовного возрождения общества, связанная с обретением государственного суверенитета. Эта объективная необходимость противостоит тенденции реанимирования волюнтаристских постсталинских моделей в общественной жизни. Однако именно она выдвигает сегодня во главу угла ставший для белорусского общества основным вопрос восстановления утраченной "связи времен", без чего народу на пороге третьего тысячелетия трудно ответить на вызов, сделанный ему историей.
Сегодня перед философской мыслью встают проблемы духовного возрождения белорусского общества и, в первую очередь, проблемы, связанные с обретением государственного суверенитета. Важнейшие философские положения идеологии современного белорусского государства активно формируются в конце ХХ – начале нынешнего столетия. Они связаны с критическим переосмыслением истории белорусской государственности, положений марксистской идеологии, идеологических платформ либерализма и консерватизма, современным содержанием традиционных ценностей белорусской культуры, социальным творчеством отечественной элиты и масс в условиях трансформации всех сторон общественной жизни.


1 Шлегель Ф. Эстетка. Философия. Критика. В 2 т. Т. 2.- М, 1983. - С. 104-105
1 Такой методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть сведены к низшим и объяснены на основе их закономерностей, называется редукционизмом (от лат. reductio — отодвигание назад, возвращение к прошлому состоянию). Редукционизм бывает самых различных видов: механистический — сведение высших форм материи к механической; биологический — сведение социальной формы материи к биологической; психологический — объяснение законов развития общества только психологическими факторами и т.д.
1 Релятивизм (от лат. relativus — относительный) — методологический принцип, заключающийся в абсолютизации относительности познания и проистекающий из одностороннего подчеркивания постоянной изменчивости реальности и отрицания ее относительной устойчивости.

1Гете И.В. Избранные философские произведения. — М., 1964. — С. 369.

1 Франкл В. Человек в поисках смысла. — М., 1990. — С. 160.

1 Ясперс. К. Смысл и назначение истории. М., 1991. С. 32-33
1Гегель Г. Соч. — М.: Изд-во соц-экон. лит., 1932. — Т. IX. — С. 92.

1 Цит. по кн.: Лукреций Кар. О природе вещей. — М.: Изд-во АН СССР, 1947. — С.49.
2 Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль, 1979. – С. 43
1 Валла Л. О наслаждении //Антология мировой философии. Т. 2. — М.: Мысль, 1970. — С. 81.
1 Макиавелли Н. Государь //Избр. соч. — М.: Худ. лит. 1982. — С. 373
1 Макиавелли Н. Указ. соч. С. 345.

1 Николаи Кузанский. Соч. В 2 т. Т. 1. — М.: Мысль, 1979. — С. 134
2 Николой Кузанский. Указ. соч. Т. 1. С. 131
1 Николой Кузанский. Указ. соч. Т. 1.. С. 133.
2 Бруно Дж. Диалоги. М.: Гос. изд-во полит, лит., 1949. — С. 273.
3 Там же. С. 273.
4 Там же. С. 322.

1 Бэкон Ф. Соч. В 2 т. Т. 2. - М.: Мысль, 1977. - С.48.

1 Гоббс Т. Левиафан. Избр. произв. В 2 т. Т. 2. — М.: Мысль, 1965.С. 195-196.
2 'Там же. С. 196.
3 Г. Гоббс. О гражданине. Избр. философ, произв. В 2 т. Т. 1. — М.: Мысль 1965. - С. 345.128

1 Деисты — представители учения, которое признавало Бога в качестве творца Вселенной, но отрицало его дальнейшее вмешательство в дела природы. Деисты отвергали церковную веру в чудеса и выступали в защиту просвещения.
2 Гельвеций К. Указ. соч. С.404
3 Ламетри Ж.О. Соч. — М.: Мысль, 1976. — С. 369.
1 Там же. С.489, 492.
2 Там же. С.479.
3 Там же. С 278
1 См.: Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М: Наука, 1969. - С. 29
3 См.: Руссо Ж.-Ж. Трактаты. - М.: Наука, 1969. - С. 188.
1 См. Кант. И. Собрание соч. В 6 т. Т. 4 Ч. 1. – М. Мысль, 1965. – С. 273.
1 Маркс К. и Энгельс Ф Соч. Т. 3. С. 3
1 Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск, 1994. С. 129.
1 Зеньковский В.В. История русской философии. В 2 т. Т. 1. Ч. 1. — Л.: Эго, 1991.-С. 13
2Там же. С. 16.

1См.: Бердяев Н.А. Философская истина и интеллигентская правда // Вехи. М.: Молодая гвардия, 1991.
2 Лосев А.Ф Русская философия //Русская философия. Очерки истории. -
1 Зеньковский В.В. История русской философии. Т 1. Ч. 1. — Л.: Это, 1991. — С. 12
1 Хомяков А.С. Соч. В 2 т. Т. 1. - М.: Медиум, 1994. - С. 11
1 Хомяков А.С. По поводу Гумбольдта //Хомяков А.С. О старом и новом Современник, 1988. — С. 201.
2 Хомяков А.С. По поводу Гумбольдта //Хомяков А.С. О старом и новом — М.: Современник, 1988. — С. 203.
3 Хомяков А.С. Об общественном воспитании в России //Критика и эстетика. — М.: Искусство, 1979. — С. 224
4 Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его влиянии на просвещение в России. Указ. соч. С. 278.
1 Хомяков А.С. Предисловие к "Русской беседе". Указ. соч. С. 49
2 Хомяков А.С. Об общественном воспитании в России. Указ. соч. С. 224
3 См.: Хомяков А.С. О сельской общине. Указ. соч. С. 161
1 Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и о его влиянии на просвещение России. Указ. соч. С. 279
2 Хомяков А.С. О возможности русской художественной школы. Указ. соч. С. 143
3 Там же. С. 144.

1 Чаадаев П.Я. Полн. собр. соч. Т. 1. — М.: Наука, 1991. — С. 324.

1 Герцен А.И. Собр. соч. В 30 т. Т. II - М.: АН СССР, 1954. - С. 310.
2 Герцен А.И. Указ. соч. Т. XIX, 1958. С. 125
3 Белинский В.Г. Поли. собр. соч. Т. VII. - М.: АН СССР, 1955. — С. 466
1 Чернышевский Н.Г. Полн. собр. соч. В 16 т. T.VII. - М., 1950. - С. 239.
2 Чернышевский Н.Г. Указ. соч. Т. IX. С. 828.
1 Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М.: Книга, 1989. — С. 85.
2 Там же. С. 82.
1 Данилевский Н.Я. Указ. соч. С. 91
2 Там же. С. 109.
2 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30 т. Т. 27. — Л.: Наука. — С. 181
3 Там же. Т. 11. С. 181-182
1 Достоевский Ф.М. Указ. соч. Т. 24. С. 49-50. Т. 27. С. 56.
2 Там же. Т. 29. Ч. 2. С. 84
1 Бердяев Н.А. Русская идея //Мыслители русского зарубежья. — Спб.: Наука, 1992.

1 Розанов В.В. Уединенное. — М.: Московский рабочий, 1990. — С. 46
1Франк С.А. Сочинения. — М„ 1990. - С. 334
1 Ленин В. И. Полн. собр. Соч. Т.18, с 152-153


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.