Рассмотрим конструктивные особенности наиболее распространенных типов сварочных полуавтоматов.
Однокорпусные полуавтоматы. Их подающий механизм и система управления размещаются в одном корпусе с источником сварочного тока. Преимуществом такого исполнения является то, что все подвижные элементы защищены от брызг, пыли, случайных повреждений посторонними предметами и т. п. Недостатком является ограничение зоны обслуживания длиной шланга, т. е. = З м. Такие полуавтоматы используются на стационарных рабочих местах сварщика — в кабинах или на поточных и конвейерных линиях. Так как однокорпусные полуавтоматы обычно изготовляются на колесном шасси, их можно транспортировать по соответствующим проходам или проездам производственных участков.
Как правило, такие полуавтоматы выпускаются на сварочный ток 200, 250 и 315 А для сварки проволокой сплошного сечения диаметром 0,6—1,4 мм. На рис. 11 представлен однокорпусный полуавтомат на ток 200 А фирмы АГА. В НРБ подобный полуавтомат ИЗА-ГI8А выпускается с подающим механизмом ИЗАПЛАН. Однокорпусные полуавтоматы считают перспективными для небольших предприятий, связанных с ремонтом автомобильных кузовов, бытовой техники и т. п.
Стационарные полуавтоматы. В стационарных полуавтоматах подающее устройство размещается на верхней крышке источника сварочного тока. Обычно подающее устройство размещается на турельном устройстве, допускающем его вращение вокруг вертикальной оси. В большинстве полуавтоматов этого типа при необходимости подающее устройство может быть снято и доставлено на удаленное рабочее место, однако его масса настолько велика, что вынуждает прибегать к подобной операции только в исключительных случаях. Такие полуавтоматы, как правило, рассчитаны на токи400 и 500 А для сварки сплошной проволокой диаметром До 2 мм и порошковой проволокой диаметром до 3—-- 3,5 мм. Часто стационарные полуавтоматы комплектуются автономными системами водяного охлаждения. Представленный на рис. 12 полуавтомат 400/450 выпускается фирмой КУКА (Германия). Скорость подачи проволоки 60—1440 м/ч, сварочный ток 50—450 А, напряжение дуги 17—38 В.
Выпускаемые в России полуавтоматы, как правило, имеют более транспортабельные подающие устройства и не могут быть отнесены к стационарному типу.
Особого внимания среди стационарных полуавтоматов заслуживают распространившиеся в последние годы полуавтоматы, снабженные устройствами для расширения зоны обслуживания и облегчения труда сварщика. Представлен стационарный полуавтомат Ё-8i фирмы Линкольн Электрик, в котором подающий механизм вынесен на конец стрелы, вращающейся вокруг вертикальной оси и допускающей наклон в вертикальной плоскости. Радиус зоны обслуживания такого полуавтомата увеличен до 5 м, удобнее располагаются шланги и кабели, частично разгружается рука сварщика. Полуавтомат рассчитан на ток 500 А; диаметр электродной проволоки 0,9—2,4 мм (сплошная) и 1,6—3,2 мм (порошковая).
В отношении разгрузки руки сварщика интересен полуавтомат А10-500 фирмы ЭСАБ. В качестве противовеса в этом полуавтомате используется масса подающего механизма, а увеличение зоны обслуживания достигается применением шланга длиной 4,5 м, часть которого (1 = 1,5 м) размещена в выпрямленном состоянии внутри качающейся стрелы. Полуавтомат предназначен для сварки сплошной проволокой диаметром 0,8 — 2 мм и порошковой диаметром 1,6—3,2 мм на токах до 500 А.
Известен подвесной полуавтомат фирмы Бритиш Федерал с водяным охлаждением, конструктивное решение которого напоминает подвесные контактные точечные машины. По-видимому, такая компоновка полуавтомата весьма перспективна для поточных и конвейерных линий. Этот полуавтомат предназначен для сварки проволокой диаметром 0,8—1,2 мм на токах до 250 А.
В последнее время ряд стационарных полуавтоматов оборудован автономным дымоотсасывающим устройством.
Полуавтоматы с транспортируемым подающим устройством. Этот тип полуавтомата наиболее распространен в нашей промышленности. Подающие устройства располагаются вблизи рабочего места сварщика, на расстоянии 10—15 м на расстоянии от источника сварочного тока. В зависимости от транспортируемой массы эти устройства имеют колеса для перекатывания или рукоятки для переноски. В последнем случае масса катушки с электродной проволокой должна быть ограничена, так как в случае большей катушки переноска подающего устройства будет невыполнима.
Полуавтоматы с транспортируемым подающим устройством, работающие на токе 250, 315, 400 в 500 А, наиболее распространены в судостроении, транспортном машиностроении, производстве металлоконструкций, вагоностроении и т. п. Они различаются в основном компоновками подающего устройства. Особого внимания заслуживают полуавтоматы с облегченным подающим устройством чемоданного типа, применяющие катушки для электродной проволоки диаметром менее 200 мм и массой до 5 кг. Такие полуавтоматы удобны для сварки в монтажных условиях, так как корпус (чемодан) защищает подвижные части от загрязнения и повреждений.
Полуавтоматы тянущего и тянуще-толкающего типа.Наряду с полуавтоматами обычного типа, создаваемыми из широко распространенных узлов, имеют применение и полуавтоматы со специфическим размещением подающих устройств. Такое размещение связано с необходимостью проталкивания в шланге электродной проволоки с высоким коэффициентом трения и низким модулем упругости. При стандартной длине шланга 2—3 м такая проволока теряет устойчивость, и ее движение по шлангу прекращается. Этими свойствами обладает проволока из алюминиевых сплавов. Для полуавтоматической шланговой сварки алюминиевых сплавов было предложено несколько компоновок полуавтоматов, основанных на сокращении пути проталкивания проволоки. Аналогичные конструкции имеются и за рубежом. Такие полуавтоматы снабжаются шпулей проволоки массой до 1 кг, имеют суммарную массу 2,5—3 кг. Сравнительно большая масса горелки, несущей мундштук, подающий механизм и шпулю, привели к тому, что такой тип полуавтомата применяется только при работах с низкой продолжительностью включения (ПВ) (ремонтные работы, работы на монтаже).
В Росии выпускался полуавтомат ранцевого типа ПРМ-10. Подающий механизм с катушкой в нем размещается в ранце, надеваемом на спину сварщика. В ранцевых полуавтоматах длина шланга не превышает 0,8— 1 м, что значительно снижает сопротивление проталкивания проволоки. За рубежом распространены полуавтоматы типа «Пуш-пул» (тяни-толкай), в котором один из подающих механизмов укреплен в рукоятке держателя (горелки), а вторым является обычное подающее устройство.
Полуавтомат А9-400, выпускаемый шведской фирмой ЭСАБ. Его особенностью является применение пневматического привода для подающего механизма, размещаемся о на держателе пистолетного типа. Известны разработки таких же систем с электромоторным приводом вращения.
Институт сварки ИЗА (НРБ) и фирма «Хобартх (США) сообщают о применении в системах «Пуш-пул» планетарных безредукторных подающих головок. Разработки НРБ, получившие название «ПОЛИИЗАПЛАН» основаны на использовании промежуточных подающих модулей и горелки со шлангом стандартного толкающего типа. В системе «Лайнир» (США) планетарные подающие модули применяются как в форме промежуточных подающих устройств с горелками обычного типа, так и в форме подающих механизмов, встраиваемых в рукоятку горелки. Благодаря относительно малым размерам специальных двигателей с постоянными магнитами мощностью 38 Вт масса и размеры горелки более или менее приемлемы для работы сварщика.