По определению экспертов ООН «Перепись населения – это обобщающий процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных о всем населении, проживавшем на определенный момент времени в стране или ее четко ограниченной части».
Перепись - трудоемкая и дорогостоящая операция, поэтому проводится нечасто (В СССР, например, в 1920,1926, 1938, 1939, 1959, 1970, 1979 и 1989 гг., в современной России – в 2002). Она дает наиболее точную демографическую картину населения по состоянию на определённый момент времени.Умершие до или родившиеся после этого момента не учитываются. Таким образом, перепись делает как бы моментальный снимок населения. Основные принципы современной переписи населения:
· Всеобщность охвата населения территории, на которой проводится перепись, т.е. учет каждого жителя без исключения. Проблема полноты и точности счета (поскольку существует вероятность двойного счета человека в месте и постоянного, и временного проживания, а также повышенная вероятность пропуска некоторых категорий граждан – бездомных, кочевников, путешественников и т.п.) является актуальной для всех без исключения стран, и для ее решения статистики используют различные вспомогательные мероприятия.
· Периодичность проведения переписей населения. Для сопоставимости данных переписей о возрастной структуре населения, которые публикуются в виде пятилетних группировок, перепись проводится через равные промежутки времени, кратные 5 годам.
· Безотносительность целей переписи населения к каким-либо конкретным частным интересам государства. Перепись не затрагивает ни имущественных, ни личных интересов отдельных граждан. Все собранные при переписи сведения используются только в обобщенном виде, в виде обезличенных таблиц.
· Единая программа и единые правила переписи для всей территории, что обеспечивает сопоставимость итогов. Также имеет значение преемственность программ предстоящей и предыдущих переписей.
· Индивидуальность (поименность) регистрации, т.е. сбор сведений о каждом человеке в отдельности, а не в виде суммы по семье или жилищу. Такой принцип дает возможность в дальнейшем разнообразно группировать полученные данные.
· Непосредственное получение сведений у населения, что дает более полный и точный результат по сравнению с имеющимися документальными данными.
· Анонимность сведений, получаемых от населения, т.е. гарантия тайны любой информации.
· Принцип самоопределения, т.е. запись ответов респондентов с их слов без предъявления каких-либо документов, подтверждающих достоверность сведений.
· Одномоментность переписи, т.е. фиксация всех сведений на определенный, «критический» момент переписи (момент счета населения), что позволяет уменьшить возможность пропусков и двойного счета.
· Централизованное руководство проведением переписи.
В программу переписи входит обычно пол, дата рождения, возраст, брачное состояние, число детей, а также род занятий, вид деятельности, положение в занятости (собственник или наемный работник), источник доходов. Кроме того, программа, как правило, содержит вопросы, характеризующие грамотность населения, уровень профессиональной квалификации, число лет обучения. В практике проведения переписей нередки вопросы гражданства, участия в войне, наличия психических и физических недостатков, а также вероисповедания, родного и разговорного языков и др. Обязательным вопросом является о месте нахождения жителей на критический момент переписи.
На основе этих данных строятся карты внутренней и внешней миграции. Если в программе стоит вопрос об отдаленности от места учебы или работы, то получают сведения о т.н. маятниковой миграции.
Иногда для разработки более подробной информации в программу включают вопросы о числе лет, прожитых в браке, числе браков, причинах развода. Встречаются и обследования условий жизни: число комнат, занимаемых семьей, источник отопления, наличие удобств и т.п.
В период между переписями населения основным источником сведений является текущий учет демографических событий. Регистрация актов гражданского состояния носит обязательный характер, что подкрепляется выдачей при регистрации в органах ЗАГС документов, имеющих юридическое значение для их владельцев. Сведения, содержащиеся в актах гражданского состояния, можно разделить на две части: сведения административного характера, которые не идут в статистическую разработку (фамилия, имя, отчество, номера документов и т.п.), и сведения, имеющие статистическое значение. На основе последних можно рассчитать показатели рождаемости по возрасту матери и отца, их брачному состоянию, национальности, роду занятий, социальной группе, территории проживания и т.п.; показатели смертности по возрасту и полу, причине смертности, по месту жительства, национальности.
Совокупности демографических событий сопоставляются с соответствующими совокупностями населения (число женщин определенного возраста, численность населения на определенной территории и т.п.) по данным переписи. Таким образом, при расчете демографических показателей данные текущего учета составляют числитель дроби, а данные переписи – знаменатель. Поэтому важно, чтобы программы переписей и текущего учета были согласованы между собой, чтобы по полученным сведениям можно было исчислять дифференцированные показатели движения населения на всем протяжении межпереписного периода.
Текущий учет используется также для ежегодной корректировки данных последней переписи населения. Смысл корректировки заключается в том, что к числу жителей определенной территории прибавляют число родившихся и прибывших на эту территорию и вычитают число умерших или уехавших. Корректировка проводится по состоянию на 1 января каждого года. При этом на год вперед составляется предполагаемый вариант изменения численности населения. При окончательной оценки численности, как правило, в марте, используются данные экспертных корректировок, которые позволяют устранить возможный недоучет демографических событий.
Одним из источников сведений о населении в нашей стране являются различные списки населения, ведущиеся для выполнения определенных конкретных задач в текущем порядке различными ведомствами (система хозяйственного учета, домовые книги и др.)
Перспективными источниками сведений о населении являются электронные централизованные системы автоматизированных карточек населения (текущие регистры населения), в которых регистрируются в текущем порядке изменения в численности, составе и социально-экономических характеристиках населения. В нашей стране разрабатывается автоматизированная система «Население» в качестве одной из подсистем автоматизированной системы государственной статистики. Регистры не могут заменить полностью традиционные переписи, т.к. в регистрах учитывается на фактическое, а юридическое население.
В промежутках между переписями для получения важных данных проводятся обычно выборочные обследования (микропереписи населения), охватывающие 5 % постоянного населения. В России выборочное обследование было проведено в 1994 г. В отличие от переписей, охватывающих все население, но лишь по очень узкому кругу вопросов (т.к. перепись – трудоемкая и дорогостоящая операция), выборочные обследования позволяют с меньшими затратами средств изучить более углубленно, по широкой программе какие-либо аспекты народонаселения или определенные группы населения.
Специальные обследования организуется без соблюдения правил выборочного метода, поэтому не всегда являются репрезентативными. Они посвящены углубленному изучению какой-то узкой задачи. Их организация обходится дешевле, чем проведение переписи и выборочного обследования.