Конспект лекций по предмету "Социология"


Проблема взаимодействия общезначимой и локальной систем фундаментальных ценностей.

Говоря о том, что культурную основу общества образует общеразделяемая система ценностей, следует помнить, что высокой степенью культурной и социальной интеграции отличались первобытные общества как по причине относительной простоты их социального устройства, так и в связи с жесткой регуляцией поведения индивидов посредством традиций, обычаев и обрядов, господства религиозного мышления. Иная ситуация наблюдается в большинстве современных обществ. Несмотря на наличие общеразделяемой системы ценностей, без которой не может нормально существовать ни одна нация, ни один народ, тем не менее в любом современном обществе имеется множество различных субкультур, каждая из которых имеет свою локальную систему ценностей и верований, свою конвенциональную мораль, обычаи и образ жизни. Это относится к многочисленным религиозным сообществам, национально-этническим общностям, молодежным, феминистским и прочим движениям и группировкам. Нередко проводимая ими мораль и ценности находятся в противоречии с господствующими культурными стандартами, одобряемыми большинством населения. В таком случае на представителей этих субкультур в обществе смотрят как на представителей девиантной культуры. Так было, например в США в 60-70-х годах, в период возникновения молодежной контр-культуры, представители которой, особенно знаменитые "хиппи", полностью отвергали господствующие в обществе мораль и культуру. В 70-е годы на положении девиантной культуры в нашей стране находилась современная молодежная рок-музыка.
Говоря о многообразии культурных форм и ценностей в современном обществе, принимающем иногда форму конфликта, следует различать два уровня в системе культурных ценностей: фундаментальный уровень общеразделяемых ценностей, принимаемых обществом в целом, или, по крайней мере, большинством населения, и уровень локальных ценностей (в западной социологии их принято обозначать словом "beliefs", переводимым обычно как верования или идеологии), служащий основой деятельности различных социальных групп и общностей, образующих субкультуры данного общества. Между двумя этими уровнями существует определенная взаимосвязь и безусловна зависимость второго локального уровня от фундаментальных ценностей общества, которые позволяют не только интегрировать группы с самыми различными субкультурами, но и определенным образом осуществляют ценностный и нормативный контроль над ними, при этом - не обязательно жесткий (он может быть довольно мягким и незаметным).
Большой проблемой является формирование в России новой системы ценностных идеалов, символов и значений, норм и правил поведения в различных областях общественной жизни. Их формирование не сводится к созданию только "нового менталитета" как модно ныне выражаться, оно будет означать конструирование новой системы ценностных ориентации, потребностей, интересов, мотивов человеческой деятельности, ибо должен измениться сам характер взаимоотношений между культурой, обществом и личностью.
На основе фундаментальных ценностей общества формируются ценностные ориентации личности, под которыми принято понимать устремления, желания, потребности человека, выступающие для него в качестве важнейших целей жизнедеятельности. Скажем, такая важная для современного общества ценность как ориентация на "статус достигаемый", или, проще говоря, на личный успех и жизненную карьеру, усваивается человеком в процессе социализации, усвоения общественных норм и ценностей и становится для многих людей ведущей ценностной ориентацией, которая реализуется вначале при поступлении в вуз, успешном его окончании, активной и целеустремленной трудовой деятельности, затем быстром продвижении по служебной лестнице. Стало быть, существует определенная взаимосвязь между системой фундаментальных ценностей и потребностей общества и деятельностью личности. Культура не только интегрирует человека в социальную систему, но и прививает ему определенные потребности, интересы, ценностные ориентации.Если по каким-либо причинам не происходит интеграция личности в систему общественных связей и усвоение господствующих культурных стандартов, то формируется девиантный тип личности, поведение которого обычно подвергается социальному контролю со стороны общества и его институтов.
В демократическом обществе процесс усвоения человеком ценностей культуры происходит в достаточной степени добровольно с минимальным контролем со стороны общества, но отнюдь не стихийно и уж тем более этот процесс не может быть абсолютно свободным.
Происходящая сегодня в нашей стране дифференциация культурных ценностей имеет своей обратной стороной углубление процесса социальной дезинтеграции, т.е. ослабление и распад интегративных механизмов, обеспечивающих социальную сплоченность и социальный порядок. Поэтому одной из актуальнейших задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является формирование такой системы ценностей, которая могла бы служить основой для новой интеграции общества, перешедшего в иное качественное состояние.
Вопросы для самоконтроля:
Дайте определение понятию «культура» в социологической науке. Почему иерархия основных ценностей общества носит исторический характер? Из каких уровней состоит культура общества? Какую роль в жизни общества играет языковое общение людей? Что такое институциональные нормы и правила, регулирующие поведение людей? Какую пользу для человека несет в себе многообразие современной культуры? Назовите положительные и отрицательные стороны «полифонии» культурных стандартов современного общества. Какой социолог-классик одним из первых обратил внимание на смысловую наполненность человеческого поведения? Что такое традиции? Как связаны традиции и обычаи? Какую роль для современного человека играет мода? Что представляют собой общественные нравы? Какой американский ученый ввел понятие «этноцентризм»? Почему этноцентризм представляет собой угрозу для стабильности общества? Приведите примеры возрождения обычаев традиционного (дореволюционного) общества в современной России? Вы считаете это позитивным или негативным явлением и почему?
Какие американские социологи впервые обратили внимание на важную роль ценностей как структурных элементов поведения человека в любой ситуации? Назовите многотомный труд этих ученых. Как связаны культурный и социальный аспекты человеческого поведения? Какие ценности современного общества реализуются через выбор наиболее активных представителей молодого поколения России? Можно ли сочетать интегративную функцию культуры с многообразием ее форм? Если да, то каким образом?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный конспект лекций Вы можете использовать для создания шпаргалок и подготовки к экзаменам.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем конспект самостоятельно:
! Как написать конспект Как правильно подойти к написанию чтобы быстро и информативно все зафиксировать.